География материальной и духовной культуры 8 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Материальная культура народов является примером адаптации жизни людей к природным условиям. В Японии из-за землетрясений дома строят с раздвижными легкими стенами, устойчивыми к колебаниям земной коры.

В жарком тепловом поясе во многих странах Азии и Африки одежда женщин — это юбка и блузка из легкой ткани. Большая часть мужского населения арабских и африканских стран носит длинные, до пола широкие рубахи.

2. Покажите зависимость материальной культуры населения от природных условий.

С учетом особенностей природной среды человек на Земле строит жилища, питается теми продуктами, которые в основном можно получить в природной зоне его проживания, одевается в соответствии с климатическими условиями.

3. Какие архитектурные стили вы знаете?

Готический стиль, барокко, рококо.

4. Охарактеризуйте статус объектов Всемирного наследия.

Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя ответственность по их сохранению. ЮНЕСКО со своей стороны из Фонда Всемирного наследия выделяет средства для приоритетного финансирования и поддержания их в надлежащем состоянии и развития международного туризма.

2. От теории к практике.

1. Выявите влияние природных условий на особенности культуры на примере своей местности.

Так, в большинстве стран, включая Беларусь, распространены блюда из овощей. В странах с умеренным климатом — преимущественно из картофеля, в тропических странах — из батата и маниока.

В октябре 1988 г. Беларусь присоединилась к Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 г. И сегодня уже 4 объекта, находящихся на территории нашей страны, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым из них в 1992 году стал Национальный парк "Беловежская пуща" (объект природного наследия) – уникальный заповедный лес Европы, охраняемый еще с XIV века.

В 2000 году в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО вошел построенный в начале XVI века замковый комплекс "Мир". Архитектура, сочетающая готику, барокко и ренессанс, сделала его одним из самых прекрасных замков Европы.

Еще два объекта Беларуси пополнили Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 2005 году. Это "Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже" и пункты геодезической Дуги Струве.

Дворец в Несвиже на протяжении столетий был резиденцией одной из богатейших и влиятельных династий Европы – Радзивиллов. А сегодня великолепный отреставрированный замок — Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж" – является визитной карточкой Беларуси.

Всемирно известное геодезическое сооружение – Дуга Струве – соединяло 265 пунктов в 10 странах мира: Норвегии, Швеции, Финляндии, России, Эстонии, Литве, Латвии, Беларуси, Украине и Молдове. По историческим данным, в Беларуси было 34 пункта: 20 сохранилось, а пять из них, оборудованные специальными знаками, вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Обсудим.

Это значит, что искусство черпает вдохновение от природы, стремится быть похожим на природу, близким к ней. Природа — одно из самых совершенных творений, и искусство, дабы быть также совершенным, берет от природы самое лучшее.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 1 материал


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
urok_po_teme_kulturno-_istor._osobennosti.doc 89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока по содержанию :

Повышенный уровень : влияние окружающей природной среды на формирование традиций и жилищ разных народов, влияние различных религий на быт, традиции, культуру народов России.

Углублённый уровень: межнациональные конфликты, пути их решения.

Повышенный уровень: выявлять зависимость традиций, жилищ от особенностей природной, социокультурной среды.

Углубленный уровень: исследовать влияние различных религии на быт, традиции и культуру народов России, проблемы межнациональных конфликтов.

-Воспитательные : духовно- нравственного развитие и воспитание на основе развития активной гражданской позиции по отношению к историко-культурному наследию России, в том числе родного края, чувства гордости и участия в сохранение и возрождении традиций, обычаев разных этнических групп населения.

Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности.

ФОУД: групповая работа с элементами индивидуальной, фронтальной, дискуссии.

Интегративное пространство урока: история (этнос, суперэтнос, российский суперэтнос, религии, принятие православия), филология (культурно-исторические особенности народов, многоконфессиональность), МХК (духовная и материальная культура, культурное наследие).

Урок по теме "География материальной и духовной культуры"

16.11.2016 года учитель географии Ганакова Г.А. провела урок в 8 "Б" классе по теме "География материальной и духовной культуры". Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Форма урока: "Следствия ведут знатоки". Класс был разделён на группы. Каждая группа получила опережающее домашнее задание. Ребята с большим интересом познакомились с особенностями материальной и духовной культуры Беларуси, России, Украины, Таджикистана, Китая, Индии, Египта.








В конце урока учащиеся ответили на вопросы:

1. Каковы причины разнообразия материальной культуры на Земле?

2. Что повлияло на формирование различной материальной и духовной культуры народов?

На уроке присутствовали: учитель истории, руководитель МО естественных наук ГУО "Средняя школа № 13 г. Могилёва" Юрченко О.В., учитель трудового обучения Шевцова Е.В.

особенностях современной культуры западноевропейской и православной цивилизаций. О географии материальной и духовной культуры народов мира. О влияние природной среды н а культуру народов. О статусе объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гео г рафи я кул ь т у ры из у чает р а спростр а нени е к у льт у ры и отдельных ее ко м пон е нто в – образа жизни и тр а диций насел е ния, эл е мен т ов мат е риальной и д у ховной к у льт у р, культ у рно г о насл е дия предшеств у ющих покол е ний.

Первые очаги культ у р поя в ились в долине Нила, Тигра и Ев ф рат а . Геогр а фическое р а спрос т р а н е ние др е вних ци в илиз а ций при в ело к образовани ю ци в илиз а ционной з оны от Атлантическо г о океана до тихоокеанско г о побер е жья. За пр е дела м и э т ой ци в илиз а ционной з оны возникли др у гие высокораз в итые к у льт у ры и са м ос т оятельные ци в илиз а ции индейских пл е мен майя и ац т еков в Цен т р а льной Америке и инков в Южной Америк е . История чело в ечества насчи т ывает боле е двадца т и к р у пных цивилиз а ций м ира.

В пределах р е ки Х у анхэ, дре в не г о к у льт у рного цен т ра, сфор м ировал а сь к и тайс к о - конфуц и анс к ая цивил и зац и я, к о торая дал а мир у компас, б у магу, порох , фарфор, п е рвые печатны е карты и т.д. С огла с но у чению осно в оположник а конф у цианства К онф у ция ( 551 - 479 г. до н.э.), для китайско- конф у цианской цивилизации х а р а кт е рна у становка н а самореа л изацию т е х с по с обност е й человека, ко т оры е в н ем заложены.


Рис. 1. Бюст Конф у ция (Минск)

Индуистская цивилизация (бассейны Инда и Ганга) появилась ранее 500 г. н.э. Однако в прошлом столетии в д олине Инда на террит о рии современного Пакистана были обнар у жены города Моженджо-Даро и Хараппа, возникшие еще раньше на тысячи лет назад. Города б ы ли блестящим примером городского планирования, а система канализации л у чше, чем сейчас в о многих азиатских странах.

К у льт у рное насл е дие ис л амс к ой ци в илизации, у наследовавш е й ц е ннос т и древних е г ип т ян, ш у меров и др у гих н а родов, богато и ра з нообра з но. Оно вк л ючает дворцы, м е чети , медресе, иск у сство кер а мики , вышив к и, ко в роде л ия , х у дожест в енной обр а бо т ки м еталла. Известен вкл а д в м иров у ю к у льт у р у поэтов и пи с ателей ислам с кого Востока (Низа м и , Фирд у оси, О.Хайяма и др.).

Соврем е нные цивилизации в различных ре г ион а х мир а сохр а няют с в о ю к у льт у ру, развивают ее в но в ых у словиях.

К мо л оды м цивилиз а ция м З а пад а о т носят за падноевропейск у ю, латиноамериканск у ю и пра в осла в н у ю ци в илиз а ции. Для них х а ракт е рны основны е ценности: л иб е ра л изм, прав а че л ов е ка, с в ободный рынок и др. Уника л ьны м и достижения м и человеческо г о раз у ма являются фило с офия и эсте т ика , и с к у сство и на у ка, техника и экономика З а падной Европы . Культ у рное н а следи е за п ад н ое в ро п ейс к ой цивилизац и и включает Колиз е й в Риме, афин с кий Акропль , парижский Л у вр и Вестминст е р с ко е а ббатст в о в Л ондоне , пол ь д е ры Голландии и инд у стриальные п е йза ж и Р у ра, на у чные ид е и Дар в ина , Л а марка, м у зык у Паганини , Бетховегна, твор е ния Р у бен с а и Пикассо и т . д. Ядро западноевропейской ци в илиз а ции с овпадает с о с т р а на м и, давши м и мир у античн у ю к у льт у р у , идеи эпох Возрожд е ния, Реформ а ции, Просвещ е ния и Ф ранц у зской революции.

Рос с ия, Ре с п у блика Белар у сь и Украина являют с я ядром с овременной пра в ос л ав н ой цив и лиза ц ии . К у льт у ры этих с т ран близ к и к западноевропей с кой. Гр а ницы пра в осл а вно г о м ира очен ь раз м ыты и о т р а жают сме ш анный сост ав славян с ко г о и не с лавянско г о насел е ния. Р ос с ия и Ре с п у блика Белар у сь сл у жат своеобра з ным мо ст ом м е жд у западны м и восточным м ир а ми (Какой вклад белорус ы внесли в м ировую культуру, и с кусс т во?).

8.2. Г е ог р а ф ия материаль н ой кул ь туры. Ма т ериальная к у льт у ра народо в включает ор у дия тр у да, жи л ища, одежд у , пищ у , все, что необходимо д л я у довлетвор е ния м а териальных по т р е бнос т ей челов е ка. С у четом о с об е нност е й природной с реды человек на Земле с троит жилища, пи т ается т е ми прод у ктами, ко т орые в о с но в но м можно пол у чить в природной зоне е г о прожив а ния, одев ае тся в соответствии с к л има т ически м и у словиями. М ат е риальная к у льт у ра народо в является прим е ром адаптации жи з ни л юдей к природным у словиям.

Жилище . Об у мении людей при с пос а бливать с я к природным у словиям свидетельств у ют бревенча т ые до м а в умер е нных широ т ах . Щели межд у бревнами проконопачены м хом и н а дежно з ащищаю т о т морозов. В Я понии из-з а землетрясений до м а строя т с ра з движными легкими с тена м и, у стойчивыми к кол е баниям з е мной коры ( рис. 2) .



В жарких п у стынных областях оседлое население живет в кр у глых глинобитн ы х хижинах с коническими крышами из соломы, а кочевники раз б ивают шат р ы. Удивительны ж илищ а эскимосов в зоне т у ндры, построенные из снега, свайные постройки у народов Малайзии , Индонезии. Раз л ичн а архитект у ра современн ы х многоэтажн ы х домов кр у пных городов, отражающих наци о нальн у ю к у льт у р у и влияние Запада

О де ж д а . Н а од еж д у лю д е й о ка з ы в ае т в ли я ни е о к р у жа ю щ ая прир о дн ая с р е д а . В жа р к о м т е п л о в о м п о ясе в о м но г и х с т р а н а х Аз ии и А ф ри к и о д еж д а же н щ и н – это ю б ка и бл у з к а и з л егк ой т ка ни . Б ол ьш ая ч а с т ь м у жск о г о н ас е л е н и я а р а б ск их и аф ри ка н ск и х с т р а н пр е дпо ч и т ае т но с и ть д л инны е д о по л а ш иро к и е р у б а хи . В Ю ж ной и Ю г о- В о с т о ч ной Аз ии р а с про с т р а н е ны у до б н ы е д л я эт их у с л о в и й с т р а н н е с ш и т ы е ф ор м ы з а п а хи в а ющ е й ся о д еж ды под по яс – с а ри . Х а л а т ообр а з н ая од еж д а л ег л а в о с но в у с о в р е м е нно г о о д е ян и я к и т а йц е в и вь е т н а м ц е в. В хо л одно м т е п л о в о м п о ясе у н ас е л е ни я т у ндры пр е об л а д ае т т е п л ая г л у х ая д л ин н ая к у р т к а с ка п юш он о м ( ри с . 3 ) .


его дея т ельности. Народам прис у щ особый в а ри а нт костюма с неповторимы м и деталя м и к роя или орн а мен т а.

Пища . О с об е ннос т и пи щ и люд е й т е с но связ а ны с природными у словиями мест оби т ания че л овека, сп е цификой в ед е ния сельского хозяйства, рели г ио з ными и национальны м и т р а дициями народов. Р астительная пища пр е обладае т поч т и у вс е х народов м ира.

В основе питания лежат прод у кты, приготов л енные из зерна. Европа и Азия – это области г де потребляют дово л ьно много прод у ктов из пшеницы и ржи ( хлеб, сдоба, кр у пы, макароны) . К у к у р у за (или маис), является основной зерновой к у льт у рой в Америке, а рис преобладает в рационе питания населения Южн о й, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Почти по в сюд у , включая Бел а р у сь, распростр а н е ны блюда из о в ощ е й, а такж е из кар т офе л я (в стр а н а х с у меренным к л има т ом), из батата и маниока (в тропических стран а х).

8.3. Геог р а ф ия духовной культуры. К д у ховной к у льтуре (т. е. связанной с вн у тренним, нрав с твенным м иром человека) о т но с ятся те ценности, ко т оры е созданы человеко м для у довлет в ор е ния д у хо в ных по т р е бнос т ей. Э т о ли т ер а т у ра, театр, и з обра з ител ь ное иск у сство, м у зыка, танцы, архит е кт у ра и др. Древние греки так сформ у лирова л и о с обенности д у ховной к у льт у ры человечеств а : ис т ина – добро – кра с ота. Д у ховная к у льт у ра, так же как и мат е ри а льная, тесно связ а на с природны м и у словия м и, ис т ори е й народов, их эт н ически м и о с об е нно с тями , рели г и е й. Одн а ко, влияние природной среды на д у ховн у ю к у льт у р у прояв л яется в меньш е й ст е пени , чем на ма т ериа л ьн у ю. Природа подска з ывает обра з ы для х у дожест в енно г о т в орчества , пр е дос т а в ляет физический м а териал, с по с обств у ет или пр е пя т ств у ет его р а звитию.

Величай ш ими памятниками м иро в ой письм е нной к у льт у ры являются Б иб л ия и Кор а н – Св я щенные Пис а ния дв у х кр у пнейших мировых рели г ий – христианст в а и исла м а.

Все, что видит человек вокр у г себя и что привлекает его внимание, он отображает в рис у нках, песнях, танцах. С древности до настоящего времени в разных стран а х сохраняютс я у стное народное творчество, х у дожественные промыслы (плетение, ткачество, гончарство)


Архит е кт у ра м е че те й, м ин а р ет ов в И ндии, мно г ояр у с ных з д а ний и хра м о в в Бир м е о т р а жает окр у жающ у ю прир о д у с и з обр а жения м и с л онов, прич у дли в ых ра с т е ний .

У всех народов м ира ра с прос т р а н е но изобраз и т е льно е и декор а тив н о - прик л ад н ое иск у сство – со з д а ние х у дожест в енных изде л ий, предназначенных д л я пр а ктическо г о использования. Особ е нно бо г аты т акими промыслам и страны Азии . В Японии распрос т ранена роспись по фарфор у , в Индии – чеканка по м ета л л у , в стр а н а х – Ю г о- В о с точной Азии – ко в ро т качество. Из х у дожеств е нных про м ысло в Белар у си извес т ны плетение из со л ом к и, ткачество, х у дожественная к ер а мика.

Д у хо в н ая к ул ь т у р а ак к у м ул и р у е т в се б е и с т ори ю н а родо в, о бы ча и и т р а диц и и , прир о д у с т р а н их про ж и в а ни я . Эл е м е н т ы м а т е ри а ль ной и д у хо в ной к ул ь т у ры н а род о в р а з ных с т р а н о ка з ы в а ют вз а и м но е вл и я н и е , р ас про с т р а н я ют с я по в се м у м и р у .

8.4. Об ъ екты Вс е мирно г о наследи я ЮНЕСКО. В 1972 г од у ЮНЕСКО (сп е циа л изированное у чрежд е ние Орг а низ а ции Объ е дин е нных Наций о в опроса м обра з ования, на у ки и к у льт у ры) приняла конв е нци ю по охране объ е кто в к у льт у рного и природно г о наследия, вст у пившая в силу в 1975. Осно в ная цел ь конвенции: с делат ь у никальные и л и имеющие к у льт у рную или э к оло г ич е ск у ю значимость объек т ы, с озданные человеком или природой, извес т ны м и в мир е . Таким обра з ом, решалась задача з а щиты их от у ничтожения под влияни ем природных проц ес сов, например, зе млетрясений, или антропо г енных факторо в (воор у женных к онфликтов, бесконтрольно г о т у ризма) .

Объекты из Списка В се м ирного насл е дия пр е дставляют шеде в ры человеческо г о г е ния, природные феном е ны кр а со т ы и эстетической в а жнос т и. Объекта м и всемирного к у льт у рного н а следия объявлены отдельные архитект у рны е соор у жения и а н с амбли: Акрополь, соборы в Атьене и Ш а р т ре , целые ис т орические ц е н т ры

Санкт-Пе т ерб у рг а и Варшавы , Москов с кий Кремль с Кр а сной площадью. В объ е к т ы к у льт у рного насл е дия вош л и це л ые город а
(Брази л иа, В е н е ция) и архитект у рны е запов е дники ( наприм е р, Дельфы), а также н а циона л ьные парки ( Б о л ьшой Барь е рный риф, Йелло у стонский национальный парк).

Читайте также: