Конспект урока покорение сибири

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по истории России 8 класс

Цель: раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.

Задачи:

Образовательные :

дать какую характеристику атаману Ермаку;

проследить по карте путь Ермака;

дать оценку вхождения в состав России народов Сибири;

изучить новые термины и даты.

Коррекционно - развивающие:

развивать умение ориентироваться по исторической карте; формировать умение делать выводы и обобщения, находить причинно – следственные связи.

Воспитательные :

воспитание уважения к истории Отечества.

Основные знания: присоединение Западной Сибири к России; Ермак Тимофеевич

Имена, термины, даты:

1581 г. – поход Ермака.

Оборудование:

1. Учебник: Пузанов П. История России 8 класс, карта.

Материалы:

2. Карточки с датами.

3. Карточки с задание для закрепления.

Тип урока: комбинированный

1.Вспомните этапы развития Русского государства (использование магнитной доски с датами).

2. Какой этап развития Русского государства мы изучаем в 8 классе?

3. Имена каких правителей относятся к периоду единого, централизованного государства? Какое имя лишнее? (Иван III , Василий III , Иван IV , Пётр I )

4. Вспомните даты их правления

(Иван III – 1462 – 1505; Василий III - 1505-1533; Иван IV – 1533 – 1584).

5. Кто из названных правителей боролся за расширение территории Русского государство во второй половине XVI века? (Иван IV )

6. Какие ханства образовались после распада Золотой Орды? (Астраханское, Казанское, Сибирское) – показать на карте.

7. В каком году присоединены были Казань (1552) и Астрахань (1556)?

8. Показать на карте присоединённые территории.

9. Какое значение имело присоединение Казани и Астрахани? ( расширение территории Русского государства; укрепление границ Руси)

Изучение нового материала.

1. Сибирское ханство – Золотой Орды.

2. Поход Ермака в 1581 году.

3. Значение присоединения Сибири.

Сибирское ханство – Золотой Орды.

Учитель: На прошлом уроке вы узнали, как и когда присоединились к Руси Астрахань и Казань Какое ещё ханство нужно было присоединить к России? (Сибирское) показывают на карте (н

ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ (на слайде). ПОДУМАЙТЕ, ПОЧЕМУ ИВАН ГРОЗНЫЙ ХОТЕЛ ПРИСОЕДИНИТЬ СИБИРЬ?

Учебник (чтение вслух..)

В те времена в низовьях Волги, на Дону и Днепре собирались беглые крестьяне. Этих вольных людей стали называть КАЗАКИ. Словарная работа

Казаки – вольные люди.

Казаки выбирали военного предводителя – АТАМАНА.

Атаман - предводитель казаков.

Часто ходили казаки за Уральские горы воевать с Сибирским ханом, который в свою очередь нападал на поселения русских в Сибири.

Сибирские земли были богаты разным зверьём, мех которых очень ценился.

Потомок Чингисхана Кучум захватил ханский престол и стал нападать на русских купцов.

а) ОТВЕЧАЕМ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС . (устно).

б) смотрим слайды (презентация) и составляем конспект:

-Казаки - вольные люди

-Казаки выбирали атамана .

-Кучум – хан Сибири.

Поход Ермака 1581 – 1585 г.г.

Купцы Строгановы вели в Сибири большую торговлю, но Кучум стал им мешать.

Строгановы помогли снарядить отряд русских казаков, который в 1581 году отправился воевать против хана Кучума.

Руководил отрядом казаков атаман Ермак Тимофеевич.

в) смотрим слайды

Продолжение опорного конспекта:

- В 1581 году против Кучума стал воевать атаман Ермак Тимофеевич.

Кучум был разбит.

Ермак Тимофеевич погиб.

- Сибирское ханство присоединилось к России.

Беседа по вопросам:

Как называется картина?

Что изображено на картине?

Кто в центре картины?

А кто изображен на переднем плане, в правом углу картины?

Значение присоединения Сибири:

Учитель : Как вы думаете, каково же значение присоединения Сибири?

Записываем в тетрадь:

1. Расширение территории Русского государства.

2.Укрепление границ Руси.

Учитель: Эти города назывались в то время остроги Словарная работа

Закрепление нового материала.

Беседа по вопросам.

1. Какую страницу истории мы сегодня рассмотрели? Как называется тема урока?

2. Зачем Ермак вступил в войну с ханом Кучумом?

3.При каком царе сибирские земли были присоединены к России? (Иван IV Грозный)

4.В каком году это произошло? (1581 год)

5. Покажите на карте путь Ермака.

Выполнить задание (на карточках)

Чем закончился поход Ермака? Выберите правильные ответы:

1. Сибирская земля была включена в состав России;

2. Победил хан Кучум.

3. Ермак Тимофеевич – атаман, который возглавил русское войско.

4. Поход Ермака был в 1581 году.

V . Подведение итогов урока. (оценки, устные поощрения)

V . Домашнее задание. Учебник: читать, пересказывать; новые термины.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 030 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.02.2020 1217
  • DOCX 43.5 кбайт
  • 42 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Седунова Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и умений по теме, первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

развивающие: формировать самостоятельное мышление в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы, развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)

воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать ответственное отношение к учению; формировать осознанный интерес и уважительное отношение к русской литературе как ценности русского народа.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия.

Приветствую вас, друзья. Сегодня на уроке нас ждут открытия и удовольствие, которое может доставить только чтение литературных произведений.

- Кто может рассказать, в чем же своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Отражается ли в частушках время, история?

III . – Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.

-Откройте свой учебник на стр. 15. И давайте сформулируем тему нашего урока.

Усвоение новых знаний

На доске учитель фиксирует:

-Ребята, ну раз мы разобрались, что в основе произведения – реальное историческое событие и историческая личность, то давайте обратимся к историческим фактам. (Слайд №2)

t1604569806aa.jpg

Еще в 1558 году царь Иван Грозный подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом решили последовать примеру своего отца, который был человеком на Руси известным и нажил громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом. Братья задумали на подаренных царем территориях завести соляные варницы. А также заселить своими людьми земли, завести хлебопашество и торговлю.

Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами Поселенцы же двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей. Строгановым также дано было право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народов (остяков, черемисы, ногаев и др.). Да и ходить войной против враждебных инородцев Строгановым также дозволялось.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый. (Слайд №3)

t1604569806ab.jpg

(К слайду 3) Ермак – казачий атаман. Нигде в исторических источниках нет фамилии. Ермак скорее всего имя производное от Ермолай. То что нет фамилии объясняется просто. В те далекие времена, а именно в 16 веке, немногие имели фамилии, в основном фамилии были у русской знати и иноземцев. Простые люди довольствовались тем, что их именовали по отцу или по кличке, или по виду деятельности.

Примерно в августе 1585 г. Ермак шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу .

Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай , Сибирский хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём Иваном Грозным двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вероятно, так и было. Трудно, даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда двадцать — тридцать килограммов. Ещё труднее выплыть, если он не допрыгнул до струга. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего, стреляли из луков. Ермак погиб.

По легенде, его тело вскоре выловил из Иртыша рыбак. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам хан Кучум Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.

t1604569806ac.jpg

Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний.

-Итак, каковы основные признаки жанра?

( Историческая личность, географическое место, временные рамки, сказочный стиль)

- Оцениваем результаты. Заполняем карточки.

VII . Итоги урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям классов СКО. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории человечества и развитию любознательности у детей с ОВЗ.

Урок истории в 8 классе специального коррекционного обучения

Алсанова Евдокия Борисовна

учитель классов СКО

Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России;

подчеркнуть, что Россия предпочитала превращать бывших врагов в своих верных слуг.

Образовательные: дать краткую характеристику атаману Ермаку; проследить путь Ермака с войском по карте; на примере Ермака показать национального героя; дать оценку вхождения в состав России народов Сибири.

Коррекционно-развивающие: закреплять умения работать с картой; способствовать выработке умений устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: вызвать у учащихся чувство восхищения смелостью, мужеством и стойкостью Ермака и его казаков.

Повторение пройденного материала

-Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

Фронтальная беседа по вопросам.

Назовите два ханства, которые образовались после распада Золотой Орды. Покажите их на карте.

Какое беспокойство вызывали эти ханства у русских людей?

Назовите местное население Поволжья.

Покажите на карте места проживания местного населения.

Кто из русских царей повел свое войско на Казань?

Задание 1. Прочитайте текст и дайте правильный ответ, о каком событии идет речь.

- У Ивана IV было 150 пушек, русские войска подкопали стены города, подложили туда бочки с порохом и взорвали. Через пролом в стене войска ворвались в город. После ожесточенного боя на улицах город был взят.

Чем закончился поход на Казань и Астрахань?

Покажите эти города на карте.

Какое значение имело присоединение к Российскому государству Астраханского и Казанского ханства? (в случае затруднений зачитать ответ из учебника)

Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.

Дают полный ответ. Один ученик показывает Астраханское и Казанское ханства на настенной карте, остальные следят. Дают развернутый ответ.

На карте ищут места проживания местного населения Поволжья, называют их. Дают ответ.

Выполняют задание индивидуально - устно.

Один ученик показывает города на карте.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вступительное слово учителя.

Иван IV присоединил земли Казанского и Астраханского ханств. Стал подумывать русский царь о богатых сибирских землях.

Записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала.

Работа с текстом (объяснительное чтение)

Каким образом появились поселение казаков?

Словарная работа: казаки, круг, атаман.

Почему было выгодно вести торговлю с Сибирью?

Чем занимались казаки?

Что можно сказать об атамане Ермаке Тимофеевиче?

Кто правил Сибирским ханством?

Задание 2. Проследите путь отряда Ермака.

Продолжение работы с текстом учебника (о борьбе Кучума с Ермаком).

- Как был снаряжен отряд Ермака?

- К какому городу подошел Ермак?

- Найдите в тексте абзац о последнем походе войска Ермака.

- С какой целью строились остроги?

Словарная работа: остроги.

- Какие города возникли в Сибири?

Кратко проговорив изученный материал, делает вывод.

Находят ответы в тексте учебника. Один читает вслух, остальные следят.

Находят объяснение слов в учебнике.

Один ученик показывает на карте, остальные следят.

Один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят.

Слушают чтение стихотворения.

Находят нужный абзац, зачитывают.

Олин читает указанный учителем абзацы, остальные следят.

Следят за показом на карте.

Слушают вывод учителя.

Первичное закрепление нового материала.

Беседа по вопросам.

Зачем Ермак вступил в войну с ханом Кучумом?

Чем закончился поход Ермака? Выберите правильный ответ.

Сибирская земля была включена в состав Российского государства.

Победил хан Кучум.

Кучум стал полновластным хозяином Сибири.

- Подчеркните правильный ответ.

3. При каком царе сибирские земли были присоединены в России?

4. Кому русские люди благодарны в присоединении Сибири?

Участвуют в беседе.

Задание выполняют коллективно – устно.

Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.

Слушают комментарии учителя.

Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы.

Записывают домашнее задание.


Цель урока: познакомить учащихся с первым этапом проникновения русских в Сибирь, характером отношений с местными народами и их культурой. Задачи: 1. Познакомить учащихся с обстоятельствами, повлиявшими на продвижение в Сибирь в последней четверти XVI века. Создать представление об общественной жизни и быте местных народов. Знакомство с результатами похода Ермака. Формирование понятий: ханты, манси, ненцы, ясак. 2. Способствовать формированию: умений выделять главное, связывать событие-причину и следствие, работать с исторической картой. 3. Воспитание уважения к своему прошлому, основанному на связи различных национальных культур, героике похода Ермака.

Содержимое разработки

Урок-лекция с элементами практической работы по карте. Поход Ермака в Сибирь

1. Социально-политическая обстановка на восточной границе Московского царства в последней четверти XVI века.
2. Вотчина Строгановых.
3. Поход Ермака в Сибирь:
- Практическая работа по документам.
- Основные этапы похода Ермака в Сибирь.
(Практическая работа по карте).
4. Значение похода Ермака в Сибирь.
5. Беседа об исторической оценке личности Ермака.

Поход Ермака в Сибирь
Социально-политическая обстановка на восточной границе Московского царства в последней четверти XVI века
В XVI в. русских интересовала прежде всего Западная Сибирь.
Вопрос: Что такое Западная Сибирь?
- Часть Азии от Урала до Енисея.
Задание по карте:
Найдите на карте Западную Сибирь.
Вопрос: Какие народы жили в Западной Сибири в XVI в.?
- На севере Западной Сибири жили ненцы. Они занимались рыбной ловлей, охотой на песцов, пастбищным оленеводством. Олени давали ненцам и пищу, и одежду, и жилище из шкур. У ненцев сохранялась родовая община.
Вопрос: что предполагает родовая община?
- В родовой общине ведется коллективное хозяйство, сохраняется собственность рода на землю, есть общий родовой предок, духу которого поклоняются все члены рода, самые важные вопросы в из жизни рода решаются коллективно на общем собрании всех родичей. Так родовое собрание выбирает старейшину и других руководителей из числа наиболее уважаемых людей.
По Оби селились ханты (остяки), промыщлявшие главным образом рыбной ловлей.
Лесистые склоны Урала на востоке населяли манси (вогулы). Их главным промыслом была охота.
Задание по карте:
Найдите на карте атласа 9 места проживания ненцев, хантов и манси.
У остяков и вогулов сохранялся родовой строй. Но в конце XVI в. у них появились отдельные княжества, которые воевали между собой. Пленных обращали в рабство.
На Иртыше и Тоболе было Сибирское ханство. Оно возникло после распада Золотой орды в начале XV в.
Задание по карте:
Найдите на карте атласа 9 Сибирское ханство.
Вопрос: Какие еще ханства образовались после распада Золотой Орды?
- После распада Золотой орды образовались: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства.
Во второй половине XVI века в Сибирском ханстве шла борьба за власть между ногайской династией Тайбугинов и Чингисидами.
Под влиянием известия о взятии Казани сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов в 1555 г. добровольно признал власть Москвы и обязался платить дань русскому царю по 1 соболю и 1 белке с каждого человека. В 1563 г. в Сибирском ханстве произошел дворцовый переворот – хан Кучум и его брат Бекбулат (Чингисиды) зарезали хана Едигера и захватили власть в свои руки. Подавив сопротивление недовольных вогулов и остяков, Кучум стал насаждать мусульманство народам, поддерживающим шаманизм. В 1571 г. Кучум перестал платить дань Москве.
Начиная с 1572 г. Кучум совершает набеги на уральские земли России.
Опорой для продвижения русских на восток были Чердынь и Соль Камская.
Задание по карте:
Найдите на карте атласа 9 Чердынь и Соль Камскую. Ловами опишите их местоположение.
Чтобы ускорить освоение земель на восточной границе в 1558 году земли на реках Кама, Чусовая Иван Грозный передал в частные руки, там была создана вотчина купцов Строгановых.
Вопрос: Что такое вотчина?
- Земля, передаваемая по наследству, от отца к сыну.


-80%

Читайте также: