Природа и люди древней индии конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнил_ учитель истории Романченко Вера Ивановна

Тип урока: Урок изучения нового материала

• формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии;

• развитие восприятия, внимания, расширение кругозора;

• приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Задачи урока:

• развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию;

• развитие интереса к истории, мотивации к учению;

• формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.

Форма проведения: урок- путешествие

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3. Изучение новой темы:

• природные условия Индии;

• занятия жителей Древней Индии.

4. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

• учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г.,

• схемы "Индия" для каждого ученика и на доске;

• сахар, чай, пряности, хлопчатник, рис; тексты для ролевой игры;

Предполагаемый результат:

1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.

2. Расширение кругозора.

3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Какие государства захватили персы?

2) Какую военную хитрость придумал Кир, чтобы завоевать Вавилон?

1. Слово, которым мы называем правителей древних государств — Вавилонского, Ассирийского, Персидского ( царь ).

2. Главный город Лидийского царства ( Сарды ). 3. Последний царь Лидии, славившийся своим богатством ( Крез ).

4. Один из главных городов Персидской державы ( Сузы ). 5.Основатель Персидской державы ( Кир ).

6. Огромный город в Двуречье, взятый персами благодаря военной хитрости ( Вавилон ).

7. Великое царство в Западной Азии, которое первое оказалось под властью персов ( Мидия ).

8. Еще одно захваченное персами великое царство, название которого совпадает с распространенным женским именем ( Лидия ).

9. Драгоценный металл, который в изобилии добывался на песчаных берегах рек Малой Азии ( золото ).

10. Название воина из личной охраны персидского царя ( бессмертный ).

11. Один из главных городов персидской державы, известный своими роскошными дворцами ( Персеполь ).

12. Страна в Африке, завоеванная персами ( Египет ).

13. Самый могущественный из царей Персии, властитель обширной державы ( Дарий ).

2) Какую военную хитрость придумал Кир, чтобы завоевать Вавилон?

Организационный этап.

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется. Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.

(звучит индийская музыка).

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия").

1) Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 2)

• Животный и растительный мир Индии

• Занятия жителей Древней Индии

Изучение новой темы:

Географическом положение и природные условия Индии

Учитель: . Сейчас вы прочитаете о географическом положении и природных условиях Индии и попробуете ответить на следующие вопросы:

Где находится Индия?

Какой океан омывает Индию?

Какие крупные реки текут по территории Индии?

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.96 . Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте.

Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами.

Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? Давайте поработаем с контурной картой. Подпишите на карте название полуострова, где находится Индия и название океана, водами которого она омывается. (Работа с контурной картой).

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. . Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

ПРИРОДА Древней Индии

2)Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка?

(Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?

(Дети отвечают: Гималаи).

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии?

(Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

Джунгли не похожи на леса России, в которых каждый из вас бывал: в джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности - здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую очень трудно пройти. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Человек, попавший в джунгли не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность

Учитель: Спасибо. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни мальчика в джунглях. Как называется эта книга, кто ее автор?

(Дети отвечают: "Маугли", автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).

ЗАНЯТИЯ жителей Индии

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №12). Я попрошу вас открыть учебники на стр. 97, прочитать п. 2 и назвать основные занятия индийцев.

Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. . Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие

ИГРА "Чудесный сундучок"

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, 2 путешественника).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник : Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка (Презентация, слайд №15).Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник : (Презентация, слайд №16). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке.

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во П тыс.до.н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

• Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли)

Подведение итогов

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги. Откройте приложение № 1 и выполните задание

Индостан это полуостров на юге Азии.

Касты это социальные группы, на которые исторически разделялось индийское общество.

Варны это четыре основных сословия древнеиндийского общества.

Брахман это представитель высшей касты в Индии.

Неприкасаемые люди, занимающие самое низкое положение в кастовой системе индуизма.

Вайшьи представители одной из варн древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.

Кшатрии представители одной из варн древнеиндийского общества, состоящей из воинов.

Индуизм это национальная религия индийцев.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь человека проходит в постоянном взаимодействии с природой. И природа оказывает заметное влияние на занятия, устройство общества и весь уклад жизни. А там далеко в глубине веков зависимость человека от природных условий была ещё больше. Индия настолько же разнообразна и красочна, как и её природа.

Индия, располагаясь на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан протекает река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут свое начало в Гималаях и впадают в Индийский океан.

Такое положение Индии и создало благоприятные предпосылки для развития земледелия; многие дикие виды полезных растений были окультурены ещё в глубокой древности – рис, сахарный тростник, хлопчатник, бобовые, чай. Издревле индийцы использовали каждый пригодный для земледелия участок земли.

Животный мир Индии также чрезвычайно богат. В густых, труднопроходимых лесах по берегам Ганга – джунглях – водились обезьяны, тигры, пантеры, в саваннах жили носороги, слоны, львы. Многие виды животных имели хозяйственную ценность. Одни были объектами охоты (олени, антилопы, кабаны), другие хорошо поддавались приручению и одомашниванию; в древности индийцы уже одомашнили коров, буйволов, яков, коз, овец, кур, водоплавающих птиц, умели приручать слонов, которые использовались для перевозки тяжелых грузов, а также на войне.

Успешному развитию хозяйственной деятельности способствовало обилие полезных ископаемых. Разнообразные породы камня служили материалом для производства орудий труда. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди.

Индия заселена с глубокой древности. Большая часть населения была представлена дравидами. В первой половине II тысячелетия на территорию Древней Индии прибыли племена ариев. В течение нескольких столетий они расселялись по полуострову, и постепенно смешались с местными жителями, образовав единый индийский народ.

В Индии цивилизация впервые появилась в долине реки Инд. В I тыс. до н.э. цивилизация сложилась в долине реки Ганг, а затем распространилась на плоскогорье Декан. Учёные раскопали развалины около 100 поселений Индской цивилизации, наиболее известные из них города Мохенджо-Даро и Хараппа.


Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Цитадель, очевидно, предназначена для административных и религиозных построений. В Мохенджо-Даро могло проживать несколько десятков тысяч человек. Улицы шириной до 10 метров, пересекались под прямым углом, и делили город на кварталы. Большая часть городских построек возведена из обожжённого кирпича, дома нередко – высотою в 2 этажа. В городах была совершенная система канализации.

Как не велико было уважение к брахманам, военная сила находилась в руках тех, кто входил в касту знатных воинов. Это были цари, военачальники, воины, сражавшиеся на колесницах, слонах в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи. Знатные воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умели сражаться. Цвет их одежды красный.

Следующая часть тела – ноги, кто же произошёл из них?

Это была каста земледельцев, вайшьи. Согласно мифу, они были созданы из бёдер Брахмы. Земледельцы обрабатывали землю и выхаживали скот, платили налоги, которые шли в государственную казну, служили в царской пехоте. Их цвет жёлтый.

Древние индийцы в основном не носили обуви, поэтому самая грязная часть тела были ступни ног. Как вы думаете, кем же были люди, произошедшие из ступней ног?

Четвертая каста – слуги или шудры, возникли из запыленных ступней ног бога Брахмы. Они должны есть остатки со стола своего хозяина, носить его изношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Им запрещалось участвовать в жертвоприношениях богам, слушать чтение священных книг. Они носили чёрные одежды.

Существует ещё и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые. Эти люди занимаются самой тяжёлой и грязной работой. Им запрещалось жить в деревне, заходить в храмы. Они не входили ни в одну из каст.

Почему индийцы так безропотно принимали такое деление общества?

Потому что верили, что душа человека может перерождаться и, если человек смиренно принял свою судьбу, карму, то в следующей жизни он мог попасть в более высокую касту.

Индия занимала территорию в древности больше, чем Финикия, Месопотамия, Египет, чем все они вместе взятые. Огромная страна с удивительной природой и плодородными землями, богатая золотом и драгоценными камнями привлекала завоевателей, хотя немногие могли добраться до неё, благодаря высоким Гималайским горам. Удивительно, но сами индийцы на редкость миролюбивый народ. За многие тысячи лет не известно ни одного случая, когда индийцы первые напали на другую страну. Тем не менее, армия у индийцев была. Она состояла из пехоты, кавалерии, боевых слонов, боевых колесниц, возглавлял же армию царь, у которого обязательно был мудрый, всемогущий советник. Но индийцы предпочитали вести войны на деревянной доске, которая являлась отражением реальной армии, и чтобы отрабатывать тактику боевых действий, они изобрели шахматы.

А ещё в Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Позже арабы позаимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля. Назывался он знаком для обозначения пустоты. Основы современной математики были заложены именно жителями Древней Индии. В наши дни на весь мир прославился индийский чай, но в Древней Индии его не знали, зато умели изготавливать сахар из сахарного тростника. В Древней Индии была создана система духовного и физического совершенствования человека – йога. Она основана на сочетание физического и энергетического воздействия на человеческий организм. Мастера – йоги отличались выносливостью и абсолютным контролем над своим телом.

Индия страна множества традиций, большинство из которых покажутся нам весьма странным. В древности мы могли бы увидеть человека, который ходит с метлой в руке и подметает дорогу впереди себя. И сегодня в Индии никто не смеет потревожить корову, даже если она лежит на дороге.

Как это объяснить?

Индия – это место памятников, несомненно, пленяющих ваш взор. Чарминар – важная архитектурная достопримечательность Хайдарабада, построенная по приказу султана в 1591 году в память об окончании эпидемии чумы в городе.

Кутб-Минар – самый высокий кирпичный минарет в мире, строительство которого было начато в 1193 году, а достраивался несколькими поколениями правителей и представляет собой исторически значимые памятники разных эпох.

Большая ступа в Санчи – старейшее каменное сооружение в Индии, построенная по приказу императора Ашоки в III в. до н. э.

Тадж-Махал – самый известный мавзолей в мире, был построен по приказу падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене в 1653 году. Оно считается жемчужиной мусульманского искусства, одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви.

Аджанта – комплекс 29 буддийских храмов и монастырей, высеченных в течение нескольких столетий с II века до н. э. по V век н. э. в скалах, эти пещеры известны своей настенной росписью, которые иллюстрируют буддийские легенды и мифы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Заполните пропуски в тексте.

Индия расположена на юге материка_______. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы____________. Берега Индии омывает ____________океан. Самые многоводные реки Индии – это _____ и _______. Труднопроходимые леса называются _____.

Ответ: Индия расположена на юге материка Евразия. Северной границей Индии служат самые высокие в мире горы Гималаи. Берега Индии омывает Индийский океан. Самые многоводные реки Индии – это Инд и Ганг. Труднопроходимые леса называются джунгли.

Пояснение: Чтобы успешно выполнить это задание необходимо воспользоваться словами для заполнения пропусков. Пользуясь картой, текстом и географическими знаниями можно правильно выполнить все правильно.

Задание 2. Какой индийский правитель в ІІІ веке до н.э. объединил под своей властью все индийские царства? Выберите один вариант ответа.

Ответ: Ашока

Пояснение: Император Ашока — самый знаменитый и могущественный правитель во всей индийской истории. Император Ашока после ряда военных успехов подчинил себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура.

Нажмите, чтобы узнать подробности

приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Задачи урока

развитие интереса к истории, мотивации к учению;

формирование навыков исследовательской деятельности

Рабочая тетрадь 5 класс, часть 1, 2 Г.И. Годер Просвещение, 2011 г

Задействованные педагогические технологии:

технология межпредметных связей,

технология развития критического мышления

Межпредметные связи: природоведение, география

Форма организации деятельности:

Предполагаемый результат:

Учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы в группе (коммуникативные навыки), с историческими источниками, картой

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

3. Изучение и освоение нового материала (восприятие, осмысление,

• природные условия Индии;

• занятия жителей Древней Индии.

4. Обобщение и систематизация изучаемого материала

5. Подведение итогов. Рефлексия

6. Объяснение домашнего задания

Оборудование:

учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2009 г.,

Рабочая тетрадь 5 класс, часть 1 Г.И. Годер Просвещение, 2011 г

презентация, (Приложение 1)

отрывок документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека"; (Приложение 2)

схемы "Индия" для каждого ученика (формат А4) (Приложение 3)

тексты для ролевой игры; (Приложение 4)

раздаточный материал: мешочки для каждого ученика: пряности, вата, сахар, рис, чай

Вырезанные из бумаги фигурки слонов (Приложение 5)

I. Организационный этап.

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с древней историей страны, которая называется. Впрочем, что это за страна - вы назовете мне сами после подсказки.

(на экране Слайд №1 – звучит индийская музыка, на фоне пейзажа движутся анимационные картинки )

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают: "Индия"). Почему вы так решили?

Учитель: А что вам известно о этой стране? (Ответы детей)

Учитель: Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии".(Презентация - слайд №2,3 ). Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

(Дети сами высказывают предположения: "Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы: (Презентация - Слайд № 4)

• Животный и растительный мир Индии

• Занятия жителей Древней Индии.

А также нам предстоит ответить на вопрос

Разбирая все эти вопросы, мы будем работать с картой, с историческим документом, выполнять задания в рабочей тетради. По ходу изучения темы вам предстоит заполнить схему. (Слайд №6) (Приложение № 3) Эта схема у каждого из вас лежит на парте. Потом вы свернете её пополам и вклеите в тетрадь. В этой схеме вместо точек необходимо вставить пропущенные слова. Задание понятно? Есть вопросы?

За работу на уроке, устные ответы вы сможете получить один из символов Индии.

III. Изучение новой темы:

Учитель: Запишите тему урока (с доски)

1. Местоположение Индии (Презентация, слайд №7).

Для работы нам необходима карта. Она находится в учебнике на стр.92

Учитель спрашивает учеников:

- Что такое остров и полуостров?

- Чем они отличаются друг от друга?

(учитель поясняет, что полуостров – это часть суши, имеющая с одной стороны границу с материком (сушей), а с других сторон омывается водой (морями и океанами).

Теперь давайте посмотрим на карту и найдем остров (ученики называют о. Шри-Ланка), теперь полуостров (п-ов. Индостан).

- Покажите их на карте у доски

(Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан.)

- Какие моря и океаны омывают этот полуостров?

(Определяют название морей и океанов, омывающих полуостров. Рассматривают окраску карты, знакомятся с условными обозначениями)

2. Климат Индии

Учитель: - Где чаще всего селились люди в древности?

(предположения детей – по берегам рек)

Учитель: - Скажите, а в Индии есть реки? Покажите их на карте?

Ученики рассматривают карту отвечают, показывают у доски.

Учитель: В Индии протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 8). Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.(слайд №9)

В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. В стране есть безводные раскалённые пустыни и могучие полноводные реки – Инд и Ганг, которые берут своё начало в Гималаях и впадают в Индийский океан. Ежегодно реки разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил. Но в природных условиях долин Инда и Ганга существуют различия: в первой – редко выпадают дожди, во второй – с июня по сентябрь идут ливни. В древности долину Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".( у каждого на парте лежит текст документа) (Приложение № 2).

Чтение первого отрывка: "Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями :"

Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")

Учитель: Посмотрите на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети отвечают: Гималаи). (Презентация, слайд №10)

Чтение второго отрывка: "Индия никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"

Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети отвечают: "там идут дожди").

Учитель: Дожди В Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта джунглями. (Презентация, слайд №13).

Работа с текстом учебника

Прочитайте п. 2 стр. 91

- Что такое джунгли?

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии?

- Какая опасность подстерегала человека в джунглях?

А сейчас я предлагаю посмотреть вам шуточную презентацию о Индии, а потом ответить на вопросы.

Учитель читает стихи.

Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Материк тот океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки

Яд выплескивают кобры

А еще есть добрый слон

Он приручен и смирен

Тяжести привык возить

И в сраженье победит

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

- Ребята, а как называют жителей Индии?

Учитель: И, правда, удивительная страна Индия!

IV. Первичный контроль

Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.

Учитель объясняет правила, тренируемся.

• Индия омывается Индийским океаном.

• В Индии текут реки Тигр и Евфрат.

• На северо-востоке Индии расположены горы Альпы

• Джунгли это густые труднопроходимые леса.

• В Индии обожествляли корову.

Учитель подводит итог и вручает тем кто не ошибся ни разу бумажного слонёнка.

Работа в рабочих тетрадях

А теперь – взаимопроверка.(Дети обмениваются тетрадями и проверяют задания) Кто не сделал ни одной ошибки? (Получают бумажного слонёнка)

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Шли мы по джунглям и вышли к поселку. (Презентация, слайд №21).

-Чем занимались индийцы? (Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот.)

-Ребята, как вы думаете почему индийцы с особой любовью относились к корове?

(Дети предполагают, что она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло.)

-А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.

- Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие (Презентация, слайд №22).

-А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, первого путешественника, второго путешественника, Приложение №4).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

- Ребята, а как вы думаете это правда? (выслушиваются предположения детей)

Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: (Презентация, слайд №23). Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке в тканевых мешочках находятся рис, чай, сахар, перец, вата. Путешественник прходит по рядам и предлагает детям взять мешочки и отгадать, что находится в сундучке. Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах.

Учитель: - Что же привёз путешественник?

- Какие у вас есть предположения?

- Почему вы так решили?

(В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 25-28).

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

V. Обобщение и систематизация изучаемого материала

Учитель: Ребята, в начале урока вы получили задание ( слайд №29)

- Почему, как вы думаете, греки так говорили о Индии?

Учитель: Ребята, у вас 3 минуты для того, чтобы вы успели завершить работу со схемой. (Работа со схемой).

Учитель:. Сейчас вы поменяетесь листочками и проверите работу своего соседа. Каждый правильный ответ - 1 балл, если ваш сосед неправильно написал - исправьте. После этого вы посчитаете полученные баллы и поставите оценку вашему однокласснику за работу на уроке.

На экране появляется заполненная схема. Дети в роли учителя поэтапно проверяют работу, сверяясь с доской. (слайд №34)

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: А теперь посчитаем баллы (Презентация, слайд №35) и поставим оценки друг другу. Поднимите руку, кто получил "5", кто "4"? А есть "3"? Молодцы, все сегодня поработали хорошо.

Учитель: Ребята, многие из вас сегодня получили бумажных слонят. Вы знаете, что слон тоже священное животное в Индии. Сильное и выносливое. Но не только за эти качества уважали слонов. Индийцы верили, что они приносят человеку удачу, мудрость, счастье, здоровье, успех. .Посмотрите на обратную сторону своих слонят. Вот этого я желаю и вам. А ещё я открою вам один секрет. В 50-е - 60-е годы в нашей стране у многих людей в домах на сервантах и комодах тоже стояли фигурки белых слонов. Узнайте у своих бабушек и дедушек об этом? Что они вам ответят?

На слайде незаконченные предложения, ученикам предлагается выбрать понравившуюся фразу и закончить ее.

VII. Объяснение домашнего задания

Параграф 21 №84,85



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"

Вопросы занятия

· Территория и природа Древней Индии

Вы уже знаете о Древнем Египте и Двуречье. Пришло время познакомиться с древнеиндийской цивилизацией.

В ходе урока предстоит узнать о природе Древней Индии, животных, которых можно было встретить в джунглях, о домашнем хозяйстве индийцев, а также их верованиях.

Территория и природа Древней Индии.

Итак, начнем. Древняя Индия находилась в Южной Азии. С севера ее окружали самые высокие на планете горы – Гимала́йские, ставшие естественной границей. Благодаря им в Индии в очень тепло, ведь горы не пропускают суровые северные ветра. Однако они задерживают и южные ветра – тогда в Индии начинается сезон дождей. Обычно это происходит в июле и августе.

Индия с трех сторон окружена Индийским океаном.


На Западе протекает река Инд, а на Востоке – Ганг. Эти реки жители Индии считали священными. Индийцы испытывали очень глубокое уважение к воде, ведь именно от ее количества зависел урожай.

Обратите внимание, Древняя Индия со всех сторон имела естественные границы – горы, реки и океан.

Люди селились вдоль рек, однако эти места отличались от того, что можно увидеть сейчас. Долины были покрыты густыми, труднопроходимыми джунглями. Это заросли кустов и деревьев, которые увиты вьющимися растениями – лианами. В джунглях было очень темно, ведь солнечный свет не мог пробиться сквозь листья. Здесь можно было встретить хищных животных, таких как тигр, лев или леопард. Также в джунглях было много обезьян.


Очень сильно индийцы боялись ядовитых змей, которых было совершенно невозможно разглядеть в зарослях. Люди пытались всячески их задобрить. Они оставляли угощение в виде риса, чтобы змеи не нападали. Со временем в Индии сложился культ змеи. До сих пор, если в дом индийца заползла змея, он не станет выгонять ее палкой, а вежливо попросит уползти обратно.

Лес давал жителям Индии очень многое. Это была древесина, из которой изготавливали различные поделки, оружие, строили дома и отапливали их. В джунглях собирали лекарственные растения.

К тому же в лесу можно было собрать много вкусной еды – бананов, манго, кокосовых орехов, сладких корешков. А еще нарвать растений, из которых получались вкуснейшие приправы, уже тогда индийцы обильно посыпали ими пищу.

Хозяйственная жизнь.

Однако не подумайте, что в Древней Индии люди жили в лесу. Они строили деревни. Для этого вырубалась или выжигалась часть джунглей. Это был очень сложный процесс, ведь железные орудия у индийцев появились только в I тысячелетии до нашей эры. На расчищенных участках строились дома.


Занимались индийцы и скотоводством. В долинах рек часто паслись коровы и козы. Одними из самых необходимых домашних животных были лошадь и бык. Они помогали обрабатывать землю.

Вообще в Древней Индии многих животных обожествляли. Это было связано как со страхом перед ними, так и благодарностью за то, какую пользу они приносят.

Священным животным была и остается до сих пор корова. Она считалась прародительницей всего человечества, ведь корова дает молоко и кормит им людей. Ее убийство в древности каралось смертной казнью. В современной Индии коровы находятся под защитой государства и свободно гуляют по улицам городов.


Религия.

Бог мудрости и благополучия Гане́ша изображался с головой слона. Его призывали, когда было необходимо устранить какие-либо препятствия. Подумайте, почему именно слон был выбран олицетворением этого бога?


Царь птиц Гару́да изображался в образе орла. В мифах он охотился на змей, которые могут поселиться в голове человека и убедить его не верить в богов. Такой образ объяснялся страхом индийцев перед змеями и попытками с ними бороться.


В образе обезьяны индийцам представлялся Ханума́н – божество, которое защищает от всякого зла. В городах Индии и сейчас считается хорошей приметой угостить чем-нибудь вкусным маленькую обезьяну.


Рамаяна.

Прошло совсем немного времени после свадьбы, как злой демон Рава́на, у которого было десять голов и двадцать рук, похитил Ситу и унес ее в свое царство. Рама отправился на поиски жены. После долгих странствий он оказался в царстве обезьян, жители которого согласились помочь ему и собрали войско. А Хануману удалось узнать, где демон спрятал Ситу. Он пробрался к девушке, которая все время плакала, и успокоил ее, сказав, что скоро Рама ее освободит. Но неожиданно слуги Раваны заметили Ханумана. Они не смогли поймать быструю обезьяну, однако успели поджечь ему хвост. Хитрый Хануман и здесь проявил смекалку. С горящим хвостом он пробежал по крыше дворца демона и поджег его.

В это время Рама и обезьянье войско уже приближались к городу Раваны. Битва была очень долгая и тяжелая. Демон был повержен, а Рама вернул себе жену. В память об этом событии в Индии до сих пор устраивается праздник, на котором сжигается пугало, символизирующее Равану.

Реинкарция.

Жители Древней Индии часто задумывались над тем, почему кто-то живет хуже, а кто-то лучше; кто-то страдает, а кто-то не знает никаких проблем. Со временем они нашли ответ на эти вопросы. В Индии появилось учение о перерождении души.

Индийцы верили, что если человек на протяжении жизни совершает только хорошие поступки, заботится о животных, не наносит никому и ничему вреда, то при следующем рождении его душа окажется в теле человека, которому будет сопутствовать удача и богатство.

Если же человек причиняет вред живому, злословит, имеет вредные привычки, то его душа переродится в каком-нибудь животном, насекомом или растении. Например, человек, который при жизни много ругался или злословил, может переродиться в лягушку, которая квакает на болоте. А если человек был ленивым и не хотел работать, то в следующей жизни он окажется ослом, перевозящим тяжести. Цепь перерождений будет продолжаться, пока душа не искупит свои плохие поступки.

Такая теория приводила к тому, что индийцы старались вести как можно более правильный образ жизни и не совершать плохих поступков.

Итак, подведем итог, что нового вы узнали на уроке.

· Естественными границами Древней Индии служили Гималайские горы, реки Инд и Ганг, Индийский океан.

· Большую часть территории занимали джунгли, в которых водились хищные животные и змеи.

· Жители Древней Индии занимались скотоводством и земледелием.

· Многих животных в Древней Индии обожествляли. Корова до сих пор является священным животным.

· Индийцы верили в перерождение души и старались совершать только хорошие поступки, чтобы следующая жизнь была лучше.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете мне сами после подсказки.

(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)

- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).

Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.

  1. Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Презентация –слайды 1,2,3

- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где расположена Индия. (В Южной Азии)

Запишем тему урока. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают.

В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.

- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.

(Работа с контурной картой)

Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.

Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.

- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть горы)

- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)

Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний.

- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)

- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

(звучит музыка с голосами тропического леса)

- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы).

Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).

  1. Работа с текстом учебника.
  2. Физминутка

- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);

*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо0

* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

  1. путешественник. Если бы вы только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.

- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в Индии? (хлопок, сахар).

Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали пшеницу, ячмень и т.д.

Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан.

Джунгли- густые, труднопроходимые леса.

  1. Решение задачи устно. (книга для учителя стр. 96).
  2. Подведение итога урока. Игра.

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи.(Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана.(О)

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О).

5. Джунгли - это густой, труднопроходимый лес. (Х)

6. Основные занятия древних индийцев земледелие, скотоводство.(Х)

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными.(Х).

8. В отличие от Египта Индия имеет меньшую площадь. Правда или нет. (О)

9. Инд и Ганг берут начало в Гималаях. (Х)

Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите добрые слова!

Молодцы, все сегодня поработали на славу.

Тема: Природа и люди Древней Индии

Дата_________

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дать представление о географическом положении Индии, о ее природе, особенностях климата.

Познакомить учащихся с важнейшими страницами истории Древней Индии: освоением долины Ганга.

Развивать и закреплять у учащихся умение работать с исторической картой, с письменными источниками.

Организационный момент. Нацеливание.

Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Изучение новой темы:

природные условия Индии;

занятия жителей Древней Индии.

Работа с документом. Сочинение (отрывок) Диодора Сицилийского.

Работа с текстом учебника. Физкультминутка.

Работа по дополнительной литературе.

Решение задачи. (Устно).

отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека;

Картинки с изображением тигра, пантеры, обезьяны, змеи, слона, коровы, ячменя, пшеницы, хлопчатника, риса, чая, сахарного тростника, перца.

Организационный момент. Нацеливание.

Итак, мы познакомились с историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те далекие времена на юге Азии? Сегодня мы начнем знакомство с древней историей страны, которая называется………- вы назовете мне сами после подсказки.

(исполнение индийского танца). Видео. (1 мин)

- Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? ( дети отвечают: Индия).

Ребята, вы слыхали что-нибудь об Индии? (Мамы, бабушки очень любят индийские фильмы. Там всегда добро побеждает зло. У них очень красивые песни и танцы.) Да, индийский танец очень своеобразен, с помощью языка танцев можно узнать всю историю Индии.

Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Презентация –слайды 1,2,3

- Чтобы мысленно перенестись в Древнюю Индию, нам необходимо узнать, где она находится. Откройте атлас. Определите словами, где расположена Индия. (В Южной Азии)

Изучение новой темы:

Запишем тему урока. Индия находится в южной части Азии. На полуострове Индостан. Найдем на карте. Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Посмотрите на карту, водами какого океана омывается Индия? С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. От других стран ее отделяют Гималайские горы, самые высокие горы в мире. Большую часть года в Индии очень жарко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают.

В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.

- Давайте поработаем с контурной картой. Подпишем на карте название полуострова, и название океана, водами которого она омывается.

(Работа с контурной картой)

Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки: Инд и Ганг.

Чтение первого отрывка. Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями.

- Что мы узнали из этого отрывка? (дети: в Индии есть горы)

- Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)

Чтение второго отрывка. Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний.

- Что мы узнали о климате Индии? (там идут дожди)

- Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

(звучит музыка с голосами тропического леса)

- Джунгли не похожи на леса нашей Родины. В джунглях поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно. Гигантскими гирляндами свешиваются лианы и образуют сплошную сеть, через которую невозможно пробраться даже с помощью каменного или медного топора. В вечнозеленом лесу круглый год цветут яркие душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю территорию. И они не только давали древним обитателям страны древесину для поделок, построек и отопления жилища, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев.

- Как вы думаете, ребята, что джунгли давали древним жителям Индии? (дерево для постройки жилья, фрукты, ягоды, орехи, лекарственные травы).

Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и также участвовал в сражениях. Воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, вы наверняка читали замечательную книгу, в которой рассказывается о жизни джунглей. Как называется эта книга, кто ее автор? (Маугли , автор – Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм).

Работа с текстом учебника.

- Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

* заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза – открываем (несколько раз);

*идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги, вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

* увидели птицу слева, справа (поворот головы влево, вправо0

* впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягиваем шею вперед, втягиваем воздух носом)

* раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя)

*вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягиваемся).

Работа по дополнительной литературе.

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

путешественник. Если бы вы только знали, какая удивительная страна- Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из нее красивые и прочные ткани… а из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, слаще чем мед.

- Ребята, врал ли путешественник? Что он видел в Индии? (хлопок, сахар).

Показываю гербарий. Также жители Индии выращивали пшеницу, ячмень и т.д.

Индия- страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан.

Джунгли- густые, труднопроходимые леса.

Решение задачи устно. (книга для учителя стр. 96).

Подведение итога урока. Игра.

Читайте также: