Конспект урока поднятая целина

Обновлено: 04.07.2024

— Вспомните в чем основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий?

— Какова концепция природы у Заболоцкого?

(Концепция природы в процессе творчества менялась у Заболоцкого несколько раз. Наибольшей глубиной и содержательностью отличаются те стихи поэта, где пейзаж имеет психологические оттенки, философский подтекст. Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение.)

Я люблю этот сумрак восторга…)

— Каково место лирического героя Заболоцкого?

— Как показана природа в стихотворении? В чем близость к стихотворению Тютчева?

(Природа, как и у Тютчева, показана в движении: зарница пробежала, облачный вал шевелится, летит птица, стекает вода, травы падают, бегут стада, и даже слово катится в облаке белом.

— В чем различие соотношения человека и природы в анализируемых стихотворениях?

— Оцените тему творчества у Тютчева и Заболоцкого.

(Тема творчества у Тютчева появляется только в последней строфе, у Заболоцкого она заявлена сразу — во второй строфе.)

— В чем схожесть и отличие мифологической темы в стихотворениях?

— Насколько различается поэтический язык авторов?

I V . Подведение итогов урока

Заболоцкий гораздо шире, чем Тютчев, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чем-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть.

Раздел V I. Творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность

Цель урока: дать представление о личности М. А. Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.

Оборудование урока: портрет М. А. Шолохова, перечисление его регалий, список основных произведений (на доске):

М. А. Шолохов (1905(3?) — 1984), академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии (1965).

I . Слово учителя

Список званий и наград говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. Однако жизнь — и частная и литературная — окутана некой тайной.

Дополнительный материал по теме

Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец ХV века) и систематически прослеживается с середины ХVII века до купца Михаила Шолохова, деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине ХIХ века.

— Что позволяет проводить такое сопоставление?

— Давайте вспомним атмосферу того времени. Какие еще доводы вы могли бы привести в пользу авторства, например, погибшего белого офицера?

(Авторская позиция явно не на стороне коммунистов, затеявших террор и расстрелы. Слишком прав диво описание происходящих на Дону событий, да и сам главный герой — так и не стал, как это было принято, коммунистом.)

1. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем его жизненный опыт и уровень образования.

2. Невероятно, что не казак выступил против сил, губящих донские устои, казачество.

3. Эти литературные высоты никогда не были подтверждены и повторены.

4. Не хранятся ни в одном архиве, никому никогда не предъявлены черновики и рукописи романа.

Но (доводы Кожинова):

2. Вырос в семье станичного купца, имевшего наемных работников, был в дружеских отношениях с дочерьми вешенского помещика. В 1922 году появилась более поздняя дата рождения в связи с судебным делом. В 1923 г. женился на дочери казацкого станичного атамана. В 1927 г. получил отказ в принятии в комсомол.

5. В любом художественном тексте можно найти несоответствия.

Итак, вопрос об авторстве остается открытым. Возможно, он подогревается естественным стремлением человека к загадочному, необъяснимому. Но главное — роман существует, давно стал достоянием мировой культуры, и вряд ли так уж важно, кто его автор.

1. Определить жанр романа.

2. Ответить на вопросы:

— Какие семьи находятся в центре повествования?

— Как описывает Шолохов донскую природу, казачий хутор?

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: . первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: • Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

Оценить 4475 0

2. Охарактеризовать главных героев и дух времени.

Оборудование:

Ход занятия:

1 Оргмомент.

2 Работа с историческими терминами:

— процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства ( колхозы ) в СССР .

- Какой период истории России затрагивает коллективизация?

Проводилась в СССР в 1928 — 1937 годах ; основной этап 1930—1933 гг. — сплошная коллективизация. В западных районах Украины , Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве коллективизация проводилась после присоединения их к СССР и была завершена в 1949—1950 гг.

Что такое индустриализация?

— процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы. Официальной задачей индустриализации было превращение СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.

- Какой государственный деятель находился в это время у власти?

3 Слово учителя:

Основные силы села:

кулаки - зажиточный слой крестьян, пользующийся наёмным трудом (крестьяне- работодатели ).

- Что вы знаете о раскулачивании в деревне?

- За что раскулачивали?

- Как этот процесс отразился на судьбах людей?

Кулацкие хозяйства ликвидировали прежде всего для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. Власти не дали точного определения, кого нужно считать кулаками. Традиционно кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но на практике в кулаки можно было зачислить и середняка, имевшего 2 коровы, или 2 лошади, или хороший дом. Зачастую в кулаки записывали не только середняков, но и неугодных по каким – либо причинам бедняков. Раскулаченных везли в нетопленных вагонах с минимальным количеством домашней утвари. Выселяли в отдельные районы Урала, Сибири, Казахстана. Кого считали наиболее активным, отправляли в концлагеря.

4 Работа с текстом романа:

Комментированное чтение романа (1-4 главы)

5 Подведение итогов занятия:

что нового вы узнали на занятии, ваше мнение о событиях, происходящих в стране во время коллективизации.

6 Домашнее задание:

читать роман до 12 главы, дать характеристику Давыдову, Нагульнову, Размётнову.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Временные рамки романа. 2. Основная мысль произведения. 3. Основные события коллективизации в Гремячем Логе. 4. Система образов. 1. Партийное руководство: Семён Давыдов, Макар Нагульнов, Андрей Размётнов. 2. Власть: Нестеренко, Осип Кондратько, Корчжинский. 3. Поддержавшие процесс коллективизации: Кондрат Майданников, Дёмка Ушаков, Павел Любишкин, Устин Рыкалин, Агафон Дубцов, Аким Бесхлебнов, пожилые колхозники Ипполит Шалый и Иван Аржанов. 4. Враги: есаул Половцев, подпоручик Лятьевский. 5. Враги трудового народа: кулак Яков Лукич Островнов; раскулаченные Гаев, Лапшинов, Тит Бородин, Фрол Дамасков (Рваный); примыкающие к ним Банник, Борщев, Атаманчуков, Батальщиков.

Основные события коллективизации в Гремячем Логу:

Положительные Отрицательные

1. Приезд Давыдова. 1. Приезд Половцева.

2. Раскулачивание. 2. Убийство Хопровых.

3. Создание колхоза. 3. Судьба Титка Бородина.

4. Раздача кулацкого добра. 4. Бабий бунт.

5. Победа коллективизации на селе. 5. Гибель колхозных активистов.

Система образов

1. Партийное руководство: Семён Давыдов, Макар Нагульнов, Андрей Размётнов.

2. Власть: Нестеренко, Осип Кондратько, Корчжинский.

3. Поддержавшие процесс коллективизации: Кондрат Майданников, Дёмка Ушаков, Павел Любишкин, Устин Рыкалин, Агафон Дубцов, Аким Бесхлебнов, пожилые колхозники Ипполит Шалый и Иван Аржанов.

4. Враги: есаул Половцев, подпоручик Лятьевский.

5. Враги трудового народа: кулак Яков Лукич Островнов; раскулаченные Гаев, Лапшинов, Тит Бородин, Фрол Дамасков (Рваный); примыкающие к ним Банник, Борщев, Атаманчуков, Батальщиков.

Власть в романе

Посланец партии Семён Давыдов

Постепенно Давыдов приобретал и опыт хозяйствен­ного руководителя. Благодаря умению практически по­дойти к решению каждого вопроса, он из моря окру­жавших его проблем выделял главную, которая на данном этапе определяла решение других. Поддавшись на уго­воры Нагульнова и проведя обобществление мелкого скота и птицы, Давыдов потом сам, до выхода решений ЦК по этому вопросу, понял ошибочность этого шага.


С уровый боец и мечтатель Макар Нагульнов

Большой художественной удачей Шолохова явился яркий и ориги­нальный портрет коммуниста Ма­кара Нагульнова. Нагульнов — сложный по характеру человек. Он, как и Давыдов, беспредельно предан делу революции, но резкий, порывистый характер, недостаток такта и выдержки иногда мешают ему правильно про­водить политику партии. В Нагульнове горит лютая ненависть к врагам революции, жгучая боль за дело строительства новой жизни, нетерпимость к предрассуд­кам прошлого, неудержимая устремленность в будущее, и в своем увлечении он не может понять тех, кто не разделяет его взглядов или в ком еще идет борьба между старым и новым.

Председатель Совета Размётнов

Размётнов, скромный рядовой боец партии, честно, самоотверженно и бескорыстно служит великому делу преобразования жизни.

К новой жизни. Кондрат Майданников

Враги трудового народа

Во время коллективизации заканчивается процесс размежевания казачества. Все действующие в ро­мане лица четко делятся на два лагеря: с одной стороны, проводники политики партии и Советской власти, кото­рых поддерживают сначала бедняки и наиболее созна­тельные середняки, а затем вся масса казачества; с другой — белогвардейцы Половцев, Лятьевский, кулаки Лапшинов, Рваный, Островнов и примыкающие к ним Банник, Борщев, Атаманчуков, Батальщиков. В борьбе между этими лагерями, непримиримой, бескомпромис­сной, заключается основной сюжетный конфликт романа. Шолохов показывает коллективизацию как великий по­ворот в жизни крестьянства, проходивший в ожесточенной классовой борьбе.

У Островнова большой сельскохозяйственный опыт. Он умеет проводить снегозадержание, и от этого урожай у него лучше, чем у других. Он читает агрономические журналы, сверяет прочитанное с собственными наблюде­ниями. Хозяйственный по натуре, Островное временами искренне увлекается колхозными заботами: берется за постройку теплой общественной конюшни, руководит строительством колхозного амбара, предлагает вырыть новые пруды, участвует в укреплении оврага, чтобы защитить богатые земли от разрушения вешними водами. Но потом, подстрекаемый Половцевым, переполненный ненавистью к Советской власти, с еще большим озлоб­лением вредит колхозу: распускает провокационные слу­хи, режет овец, губит быков, помогает Половцеву под­готавливать кулацкое восстание.

Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.
Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
Деятельность преподавателя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


1.Организационный этап
На этом этапе сообщить о своих помощниках, которые будут помогать при изучении нового материала.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
В этой части урока написать на доске число, новую тему и цели и задачи занятия.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.

3. Актуализация знаний.
Раздать обучающимся, на каждую парту, по пазлу. Собрать. На картинке будет казак.
На доске написать два слова и предложить обучающимся дать определение этим словам.
Казак -
• Казак — мужчина у казаков.
• Казак — военнослужащий казачьих войсковых частей и иных формирований.
• Казак — первый чин в казачьих частях (рядовой).

Казачество –
Казачество в России — казачество, проживавшее (или возрождённое) на территории Юга России и выделяемое в силу региональной специфики. Под казачеством в России, прежде всего, понимается казачество, появившееся на Дону, Нижнем Поволжье и Урале.
К казачеству в России также относится понятие кубанские казаки, которое официально появилось в 1796 году для обозначения запорожских казаков, переселенных Указом императрицы Екатерины Второй из Запорожской Сечи на Кубань.

Дать ребятам время найти в интернете, в своих телефонах, либо, возможно своё понимание этих слов.
(В подведении итога данной части один из помощников читает материал найденный дома о казачестве).

5. Первичная проверка понимания.
Преподаватель задаёт вопрос на понимание нового материала.
Как вы думаете для чего нам нужно знать вышеизложенную информацию о М.А. Шолохове?
Дать обучающимся высказаться.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Выставление оценок всем, кто принимал участие в занятии, аргументировать оценки обучающихся.

Читайте также: