Конспект тематического мероприятия день этикета

Обновлено: 07.07.2024

Беседа, вопросы, чтение стихотворений, загадывание загадки, напоминание.

Беседа о правилах этикета и культуры общения, заучивание стихотворений о вежливых словах.

Персонажи Карлсон, котенок, кот Леопольд.

Книга с друдлами.

Аудиозаписи звуков поезда, автобуса, самолета.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

- Ребята, наш старый знакомый, Карлсон, приглашает совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

- А вы знаете, что такое этикет? (Правила вежливости и культуры поведения.)

А что значит быть вежливым? честным? воспитанным? культурным?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Правильно. Этикет - это порядок поведения, созданный людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, как можно путешествовать? (Ответы детей.)

- Я с вами полностью согласна. А вы знаете, что еще в дальние края можно путешествовать мысленно? Как это? Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Попробуем? (Да!) Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

- А теперь откроем глаза. Приехали.

Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

- Ой, кто это сказал? (Оглядывается.)

- Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

1

- Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

- Молодцы. Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас стихотворение о добрых, вежливых словах. (Дети читают стихи.)

- Отлично, молодцы. А скажите, ребята, может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

- Когда, по-вашему, это бывает? (Ответы детей.)

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

2

- Продолжаем наше путешествие! Закрываем глаза и представляем, что едем на автобусе. (Аудиозапись звуков автобуса.)

3

- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это?

Он самый добрый и вежливый.

- Это кот Леопольд.

- Почему вы решили, что это именно Леопольд?

- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

- Да, ребята. Леопольд всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

- У нас на пути задание от Леопольда. Вам необходимо рассмотреть ситуации и объяснить, как нужно поступить. (На мольберте картинки с ситуациями.)

1.Хулиган обижает девочку.

2. Бабушка уронила трость в лужу.

3. мама убирает игрушки, мальчик ленится.

-Молодцы. Я вижу, вы умеете оказывать любезные услуги. А что должны сделать те, кому помогли? (ответы детей) Да, люди должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо. И тогда все будут жить дружно, как говорит нам кот Леопольд.

4

- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете. Закрываем глаза. (Аудиозапись самолета.)

- Мы с вами на волшебной поляне. Где нас снова встречает Карлсон. Он предлагает собрать нам цветок вежливости. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). (На лепестках нарисованы друдлы: для вежливости плавные линии, для грубости резкие.)

- С какими узорами лепестки вы взяли для своего цветка?

- ровные, плавные, гладкие….

- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

- А как бы вы его назвали?

- Да, действительно. Ну вот вы и выполнили все задания.

А теперь нам пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (Ответы детей.)

- а для чего мы с вами отправлялись в путешествие?

Цель : организовать деятельность учащимся по изучению правил этикета.

познакомить с правилами этикета

способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.

Форма проведения : беседа с элементами групповой работы.

Ход занятия:

Учитель : Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.

Ученик Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.(А. Усачёв)

Учител ь: О чем же мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?

(обсуждение, в ходе которого учитель выводит на тему беседы)

Учитель : Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям, но вначале небольшая историческая справка.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. Сейчас правилами этикета должен владеть каждый человек.

Учитель : Что же это такое этикет? ( ответы детей )

Учитель: Вы узнали, что такое этикет, а сейчас предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос : какого человека можно назвать культурным и вежливым? (работа в группах)

Учитель : Ребята, а где человек получает первые навыки этикета?

- Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым?

- Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?

( ученики отвечают на вопросы, начинается дискуссия)

Учитель . Молодцы , а сейчас поработаем в группах . Каждой я предлагаю ситуацию, вам нужно её обсудить и через 2 минуты вам нужно дать ответ( работа в группах).

У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности. Ваши действия.

Ситуация 4.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней? (разбор ситуаций, обсуждение)

Учитель . Молодцы, хорошо справились с заданиями, а теперь, проверим, насколько хорошо вы владеете правилами этикета. Вам нужно не только найти правильный вариант ответа , но и показать эту ситуацию.

Ситуация 1 группе

Представьте себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь?

Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

Ситуация 2 группе.

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно.

Учитель . А сейчас поиграем. Любите ли вы получать подарки? Умеете ли вы их дарить? Вот сейчас и проверим. От каждой команды мне потребуется по три человека — один будет выбирать, и дарить подарки, двое других — принимать их.

(На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка)

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.

-За столом ведут громкие разговоры? (нет)

-Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

-Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

- Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

-Мальчик первым входит в темную комнату? (да)- Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

-На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

-Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

- Кусают ли хлеб за столом? (нет, отламывают от куска)

- Может ли девочка не снимать шапку и варежки в помещении? (нет)

- Можно ли обсуждать отсутствующих ? ( нет)

Учитель. Подведем итоги (объявляются итоги работ групп)

Учитель . В современном мире не знать правил этикета — значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями. Уважение вызывает тот человек, который, следует этикету, не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

Задание: проинсценировать ситуацию и объяснить, где герои поступают неправильно и как надо было поступить.

Оценивается по 5-ти балльной системе.

Ситуация 1. В автобусе.

- Я извиняюсь, Вы выходите?

- А впереди Вас выходят?

- А вы у них спрашивали?

- А что они Вам ответили?

Ситуация 2. Мужчина в метро уступает место пожилой женщине.

- Ну, что Вы! Не беспокойтесь! Я постою, - говорит она.

- Ничего, ничего! Садитесь. Не думайте, что мужчины уступают место только молодым и хорошеньким.

Ситуация 3. В кинотеатре во время сеанса разговаривают двое.

Один из впередисидящих зрителей оборачивается и говорит:

- Простите, мсье, я ничего не слышу.

- А почему, собственно говоря, Вы должны слышать, о чем мы говорим?

Ситуация 4. Телефонный звонок.

Мужчина снимает трубку. На том конце провода:

- Алло! Это ты, мой любимый?

- Я! А кто это говорит?

Ситуация 5. Маленький мальчик говорит своей тете:

- Большое спасибо за подарок.

- Не за что, мой дорогой!

- Я знаю, что не за что, но мама сказала, чтобы я поблагодарил.

Ситуация 6. Набрав нужный вам номер телефона, поздоровайтесь, поговорите о погоде, узнайте о здоровье и лишь только потом уточните, тот ли номер вы набрали.

а) Освежение памяти.

За каждый правильный ответ команда получает 2 очка.

б) Ведущий сообщает новое о правилах этикета в современное время. Участники игры должны подготовить рассказ о практическом применении этого правила.

3. Шутки об этикете.

Ребята, прочитав на карточках шутки и анекдоты, должны инсценировать их. Оценивается по 5-ти балльной системе.

Шутка 1. Мать поучает сына:

- Никогда не тянись через весь стол, если тебе что-нибудь нужно, разве у тебя языка нет?

- Есть, но руки длиннее.

Шутка 2. Бабушка воспитывает внука:

- Андрей, когда кашляешь, прикрывай рот ладошкой.

- Не бойся, бабуля, у меня зубы не выпадут.

Шутка 3. В музее перед статуей Венеры Милосской стоят отец и сын.

- Папа, а почему она без рук?

- Если будешь грызть ногти, с тобой тоже самое будет.

Шутка 4. Два англичанина спорят:

- Милорд, Вы сволочь!

- От милорда и слышу.

Шутка 5. - Ну, Вовочка, прощайся с тетей, она протянула тебе руку . Что нужно сказать, когда тетя уходит?

Шутка 6. - Папа, объясни мне, что такое традиция?

- Это то, что перешло к нам от предыдущих поколений.

- Понятно, значит мои брюки тоже традиция..

4. Школа этикета.

1. а) Можно ли в гостях взять понравившееся блюдо второй раз? б) Или это неприлично?

2. а) Считаете ли вы, что хлеб из хлебницы надо брать вилкой? б) Или рукой?

О т в е т: а) 0; б) 5.

3. Должен ли левша протягивать для рукопожатия левую руку? Ответ: да - 0; нет - 5.

4. Можно ли выражать соболезнование по телефону? О т в е т: да - 0; нет - 5.

5. Если по каким-то причинам один из гостей опаздывает, следует ли ждать опаздывающего?

О т в е т: да - 0; нет - 5.

6. Сопровождая женщину, может ли мужчина спросить разрешения дамы закурить?

Ответ: да - 0; нет - 5.

7. Если с вами поздоровался незнакомый человек, нужно ли ответить на его приветствие?

Ответ: да - 5; нет - 0.

8. а) Может ли девушка на дискотеке сама пригласить кавалера?

б) Или ей следует ждать инициативы с его стороны? Ответ: а) 5; б) 0.

9. а) Должен ли кавалер провожать девушку до дверей ее дома? б) Или достаточно посадить ее в такси?

Цель: проверить уровень знаний в области этикета, пополнить их запас посредствам конкурсной программы.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово

Я попрошу поприветствовать, наше жури. (Называю Ф. И. О.)

(Дети выходят и садятся за свои места на сцене.)

За правильное выполнение задания 2 б.

За лучшие оформление подарка 2 б.

В этом конкурсе вы должны оформить подарок на день Рождения другу или подруге.

(Пока команды выполняют задание, играю с болельщиками)

В мешочке вложены предметы, которые дети знают.

Задача: угадать, что это за предмет.

За каждый правильный ответ 1 б.

Я буду называть ситуацию а, вы, молча показываете красный сигнальный круг - если не согласны, а зеленый сигнальный круг - если согласны. Ситуации называть буду по очереди командам.

1. Никогда не делись игрушкой с другом (красная)

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается (зеленая)

3. Злись и завидуй, когда проигрываешь в игру (красная)

4. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно (зеленая)

5. Никогда не уступай. Спорь по пустякам (красная)

6. Умей принять помощь, совет, замечание друга. (зеленая)

7. Если друг попал в беду, не помогай ему. Можешь посмейся (красная)

8. Решай споры словами, а не кулаками. (зеленая)

За каждую отгаданную загадку 1 б.

Каждая команда подготавливают заранее по 5 загадок про этикет. Зачитывают загадки сами.

1. Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

2. Друг другу на прощание

Мы скажем… (До свидания)

3. Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

4. До чего ж оно красиво

Слово доброе… (Спасибо)

5. Когда виноваты, сказать вы спешите

Прошу вас, пожалуйста… (Извините)

6. В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше (Не перебивай)

7. Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

8. Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.

Просят мышки из норы:

9. Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: Браво!

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: Будь здорова!

11. На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю:. Добрый вечер!

12. Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит:. Спокойной ночи!

Кто быстрее сложит салфетку по этапам и правильно тому 1 б.

Сложить на скорость салфетку по этапам.

А сейчас немного отдохнем. Я буду называть правила этикета, если они правильные то вы хлопните, если нет, то топните.

• Жевать с открытым ртом.

• Вытереть салфеткой руки.

• Бегать на перемене.

• Расталкивать всех в транспорте.

• Носить чистую одежду.

• Здороваться с учителями.

• Благодарить за помощь.

За правильный ответ 1 б.

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и …

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

5. Для чего к рыбе подается нож?

- чтобы отделять мясо от костей +

- чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

- чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож.

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Кто справился с заданием быстрее и выполнит все правильно, тому 2 б.

Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице. (Таблица прилагается) 8 слов

Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Вопросы задаю по очереди командам. За каждый правильный ответ 1 б.

1. Кто должен пройти первым: входящий в магазин или выходящий в это же время из него?

(Говорят, что уступает дорогу тот, кто лучше воспитан. А вообще при выходе входящий должен пропустить выходящего).

2. Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).

3. Если начало спектакля или концерта задерживается, нужно ли аплодировать, чтобы поторопить артистов? (Нет. Если начало задерживается, значит, возникли непредвиденные проблемы. Как только они будут решены, действие начнётся без каких-либо напоминаний).

4. Как идти вдоль сидящих в ряду к своему месту: лицом к ним или спиной? (Лицом).

5. С какого слова звонящий должен начинать разговор по телефону? (Здравствуйте).

6. Какой стороны надо держаться, когда идё шь по улице: правой или левой? (Правой).

7. Что нужно сделать, если вы случайно столкнулись с кем-нибудь? (Извиниться).

8. Можно ли заглядывать в книгу, журнал сидящего или стоящего рядом человека? (Нет).

9. Кто должен здороваться первым: старший по возрасту или младший? (Младший).

10. Что делать с чайной ложкой, после того как вы размешали в чашке сахар? (Вынуть и положить на блюдце).

Подведение итогов мероприятия.

Педагогическая деятельность. Этикет в педагогической деятельности Педагогическая деятельность. (Этикет в пед. деят.). Понятие речевой этикет – это «умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не.

Этикет и поведение С раннего возраста малыша необходимо знакомить с нормами поведения в обществе, учить хорошим манерам и культуре поведения: здороваться,.

Читайте также: