Опера былина садко 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 04.07.2024

Загрузить презентацию (413 МБ)

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

  • Более подробно познакомить учащихся с творчеством композитора.
  • Сформировать представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине).
  • Определить важный принцип драматургии композитора – противопоставление двух миров: реального и сказочного.
  • Определить средства музыкальной выразительности, помогающие созданию волшебства в музыке.
  • Разучить и исполнить фрагменты оперы прозвучавшие на уроке. Научить грамотно применять исполнительские средства выразительности, в частности строить фразу, чувствовать и понимать значение кульминации.
  • Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, "Приходи, сказка" из к/ф "Там, на неведомых дорожках", Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

1. Организационный момент

Исполнение: "Песенка про сказку" музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

  • Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель.
  • Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что "долетела до глубокого дна Ильмень-озера" и покорила всех своей искренностью.

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Большой театр. Москва

Большой театр. Москва

Мариинский. Санкт - Петербург

Мариинский. Санкт - Петербург

Театр в Минске

Ла Скала. Милан. Италия

Ла Скала. Милан. Италия

Гранд Отель. Париж

Гранд Отель. Париж

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908)

Он написал 15 опер и большинство из них на сказочные сюжеты. В основу оперы «.






Вступление в опере рисует нам образ грозного моря

Вступление в опере рисует нам образ грозного моря

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель. Волхова.

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель. Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Главные герои

На дне морском, во владениях морского царя

На дне морском, во владениях морского царя

В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорил.

В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

Первые упоминания об опере в творчестве композитора появились уже в 1867 году.






  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 221 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.04.2018 4343
  • PPTX 3.6 мбайт
  • 233 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Еськова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опера - жанр музыкально-драматического искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Либретто - литературная основа оперы , краткое изложение сюжета.

Былина - жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня, сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Былину можно не только рассказать но и спеть и даже поставить оперу.

Господин Великий Новгород Как во славном Нове-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он златой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко, Потешал купцов, людей посадских

Господин Великий Новгород

Как во славном Нове-городе

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он златой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских

Главные действующие лица Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница

Главные действующие лица

Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель

Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница

Сцена появления лебедей и их сказочное превращение

Сцена появления лебедей и их сказочное превращение

Заиграйте мои гусельки Заиграйте, мои гусельки, Заиграйте, струны звончаты! Как под часты переборы мои Расплясалися лебедушки. Лёли-лёли, лебеди, Лёли-лёли, белые! Краше всех их одна девица, Лучше всех одна лебедушка, Собирает белы цветики, Молодильнички душистые. Лёли-лёли, цветики, Лели-лёли, белые! Для мила дружка венок плетет Душа-девица.

Заиграйте мои гусельки

Заиграйте, мои гусельки,

Заиграйте, струны звончаты!

Как под часты переборы мои

Расплясалися лебедушки.

Лёли-лёли, лебеди,

Лёли-лёли, белые!

Краше всех их одна девица,

Лучше всех одна лебедушка,

Собирает белы цветики,

Молодильнички душистые.

Лёли-лёли, цветики,

Лели-лёли, белые!

Для мила дружка венок плетет

Каждый гость хвалит свою страну Варяжский гость О скалы грозные дробятся с ревом волны И с белой пеною, крутясь, бегут назад; Но твердо серые утесы Выносят волн напор, Над морем стоя. От скал тех каменных у нас, варягов кости, От той волны морской в нас кровь-руда пошла, А мысли тайны – от туманов. Мы в море родились, Умрем на море.

Каждый гость хвалит свою страну

Варяжский гость

О скалы грозные дробятся с ревом волны

И с белой пеною, крутясь, бегут назад;

Но твердо серые утесы

Выносят волн напор,

Над морем стоя.

От скал тех каменных у нас, варягов кости,

От той волны морской в нас кровь-руда пошла,

А мысли тайны – от туманов.

Мы в море родились,

Умрем на море.

Индийский гость Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полуденном, Далекой Индии чудес. Есть на теплом море Чудный камень яхонт; На том камне Финикс, Птица с ликом девы, Райские все песни Сладко распевает, Перья распускает, Море закрывает.

Индийский гость

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полуденном,

Далекой Индии чудес.

Есть на теплом море Чудный камень яхонт;

На том камне Финикс,

Птица с ликом девы,

Райские все песни

Сладко распевает,

Перья распускает,

Море закрывает.

Вединецкий гость Город каменный, городам всем мать, Славный Веденец середь моря стал. А и раз в году церковь чудная Поднимается из синя моря. Соезжаются к ней да дивуются Славны витязи все из-за моря. А могучий князь, в золотом дворце, Обручен кольцом с морем синим.

Вединецкий гость

Город каменный, городам всем мать,

Славный Веденец середь моря стал.

А и раз в году церковь чудная

Поднимается из синя моря.

Соезжаются к ней да дивуются

Славны витязи все из-за моря.

А могучий князь, в золотом дворце,

Обручен кольцом с морем синим.

Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

Колыбельная Волховы Сон по бережку ходил, Дрёма по лугу, А и сон искал Дрёму, Дрёму спрашивал. А и где же спит Садко, Купав добрый молодец. Баю-бай баю-бай, Баю-бай баю-бай.

Колыбельная Волховы

Сон по бережку ходил,

Дрёма по лугу,

А и сон искал Дрёму,

Дрёму спрашивал.

А и где же спит Садко,

Купав добрый молодец.

Баю-бай баю-бай,

Баю-бай баю-бай.

Сила искусства Фантастическое существо, бездушная красавица Волхова, превратилась в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей. В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

Сила искусства

Фантастическое существо, бездушная красавица Волхова, превратилась в чудесного доброго человека, которая горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей.

В опере-былине молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

Композитор - сказочник Он написал 15 опер и большинство из них на сказочные сюже

№ слайда 4

Два мира- реальный и сказочныйДва музыкальных лейтмотива в опере Реальный: новго

№ слайда 5

Два мира- реальный и сказочныйДва музыкальных лейтмотива в опере Реальный: новгородский люд, жена Садко- Любава Буслаевна, Садко, Гость Варяжский, гость Индийский, гость Веденецкий(из Венеции). Сказочный: Царевна Волхова, морские царевны-лебеди, золотые рыбки. 1-й лейтмотив- моря. 2-й лейтмотив- Новгорода.

О скалы грозные дробятся с ревом волны Вступление в опере рисует нам образ грозн

№ слайда 6

О скалы грозные дробятся с ревом волны Вступление в опере рисует нам образ грозного моря

Господин Великий Новгород Как во славном Нове-городе Был Садко, веселый молодец;

№ слайда 7

Господин Великий Новгород Как во славном Нове-городе Был Садко, веселый молодец; Не имел он златой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил-играл Садко, Потешал купцов, людей посадских

Девствующие герои и персонажиНовгородский люд, новгородские купцы Поклон вам гос

№ слайда 8

Девствующие герои и персонажиНовгородский люд, новгородские купцы Поклон вам гости именитые

Каждый гость хвалит свою страну. Куда отправится Садко? Варяжский гость Индийски

№ слайда 9

Каждый гость хвалит свою страну. Куда отправится Садко? Варяжский гость Индийский гость

Главные герои Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплавател

№ слайда 10

Главные герои Садко – купец, певец, гусляр, отважный путешественник-мореплаватель. Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница.

Садко путешественник А Отправился Садко в самую загадочную страну, в Веденец, за

№ слайда 11

Садко путешественник А Отправился Садко в самую загадочную страну, в Веденец, за счастьем для Новгорода.

Морские приключения и дальние страны

№ слайда 12

Морские приключения и дальние страны

На дне морском, во владениях морского царя

№ слайда 13

На дне морском, во владениях морского царя

Загадочная и обворожительная Волхова

№ слайда 14

Загадочная и обворожительная Волхова

Сила искусства Молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили с

№ слайда 15

Сила искусства Молодецкие и сердечные, грустные и веселые песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. Царевна Волхова, дочь морского царя, очарована музыкой Садко. Она пробудила в царевне человеческую душу, сердце, которое любит и страдает.

Чудо оперного жанра Былину не только можно рассказать но и спеть и даже поставит

№ слайда 18

Чудо оперного жанра Былину не только можно рассказать но и спеть и даже поставить оперу

Читайте также: