Конспект жизненный путь петра гринева

Обновлено: 07.07.2024

1 )внутреннее н равственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и

чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чес ти. По чести , уверяю вас че стью. Знал

2 ) Условное, светское, жи тейское благородство, нередко л ожн ое, мнимое. Честь моя этим

3) Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он , да высоко стоит, в чес ти

Слово имеет н есколько значений, в к аком же из н их оно у потребляется в п овести и к

какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?

совмещаются два образа: образ молодого офицера, раскрывающийся в истории его жизни, и

образ офицера в отставке, умудренного житейским опытом , рассказывающего историю своей

молодости . Запишите в тетрадях тему урока « Петр Гринев - жизн енный пу ть героя,

( Под влиянием каких событий происходят изменения в характере главного героя).

жизни сталкивается с проблемой вы бора. Встает он и перед Петром Гриневым в самые

Наша зад ача проследить жизненный п у ть и формирование х арактера главного героя, этапы

Самостоятельная работа . Какие этапы становления характера на жизненном п у ти Петра

1.Детство и юность, среда , в которой воспитывался герой.

Работа с текстом. Каждая группа работает по своему направлению.

представления о че сти дворянина, с презрением относится к м олодым пове сам. Обла дал

твердым характером, « не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их

( По прои схождению бедная дворянка. Имела добрый , мягкий х арактер, во всем слушалась

Вывод : Петр Гринев не пол учил серьезного образования, знал только р у сскую грамот у и

Петруше на всю жизнь . Именно сл едуя этим н аказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные у роки жи зни Петр уша пол уч ил от свое го отца ( перенял прямоту и честность),

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде?

( Стыд, раскаяние, мучает совесть . Умеет признать свои ошибки.)

- Какие чувства пробуждает в душе Гринева встреча с вожатым?

( Благодарность за спасение во время бурана, отвечает добром на добро)

- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости?

( Разоча рование, разлад мечты с реальност ью. Вместо грозных бастионов деревушка,

окруженная забором, комендант в колпаке, забитая му сором пушка )

- Какое влияние на формирование характера оказала любовь?

( В его чувствах к Маше Мироновой проявились лучшие качества характера: в ерность,

постоянство, мужественность, нетерпимость ко лжи, искренность.)

( Проявил благородство, защищая честь своей любимой. Действовал храбро и м у жественно).

Вывод : во время сл ужбы в Белогорской крепости происходит вз росление главного героя,

утрачиваются и ллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к п ониманию

- Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Пе тр Гринев?

( « … Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать , что был

достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной мину ты)

« В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость…Я бросился было к нему

- Какие черты характера раскрыва ются перед лицом смертельной оп асности?

Не бои тся за свою жизнь, чи тает молитву про себя, моли т о спасении всех близких его

- Какие противоречия му чают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать?

(« Оставаться в крепости, подвластной злодею, и ли следовать за его шайкою было

неприлично офицеру. Долг требовал , чтоб я явился туда, где сл ужба моя могла еще быть

Вывод : Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.

Пятая глава заканчивается такими словами: «Ду х мой упал. Я боялся или сойти с у ма, или

удариться в расп утство . Неожиданные происшествия дали вдруг моей д уше сильн ое и благое

( Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)

- Какую новую грань в характере Петра Гринева рас крыла б урлацкая песня?

эпизод иллюстрируют эти слова? Какие черты х арактера Петра Грин ева проявили сь в этом

(Главный герой решительно отказывается служить Пугачеву , Гри нев верен присяге и слову ,

данному императриц е . Проявляет твердо сть характера, чем вызвал симпатию самозванца.

Человеческая и дворянская чес ть ставятся выше жизни)

- Почему молодой офицер надеется на помощь сам озванца?

( Ч увствуе т его расположение и милость, Гринев види т в нем не только мятежника, н о и

( Гри нева терзают противоречивые ч увства. « Не могу и зъяснить то, что я чувствовал ,

расставаясь с эти м ужасным человеком, извергом ,злодеем для всех, кроме одного

выявили лучшие качества: верность долгу , отвагу, честность, откровенность и прямот у .

Он не может бросить в плен у отставш его Савельи ча, честно при знается Пугачеву, что его

невеста - до чь коменданта крепости. « Жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты

Образ Петра Гри нева дан в разви тии, черты характера раскрываются постепенно. В своей

повести Пушкин п оказал, как преображается личность его героя. От природы в н ем заложено

много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жи зненных

испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои

поступки. Долг и честь Петра Гри нева вырастают из подлинной человечности, из чувс тва

1. Как сложилас ь бы с удьба Гри нева, если бы он не и спытал «благие и сильные

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

hello_html_m409a527e.jpg

Учитель русского языка и литературы:

Масякина Светлана Григорьевна

Название предмета: литература

УМК : Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.Журавлев В.П., Коровин В.П.,2013

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 часов

Место урока в системе уроков по теме: № 3

Цель урока: раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера.

Задачи урока:

- выяснить, что повлияло на формирование характера;

- развивать навык составления характеристики героя и сопоставления его с другими героями;

-способствовать нравственному воспитанию

Планируемые результаты : понимать значение образа Петра Гринева в системе образов повести; уметь анализировать произведение и его эпизод, аргументированно излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно)

Техническое обеспечение урока : портрет А.С.Пушкина, презентация

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)

1.Организационный момент

У каждого свой путь, своя дорога,

Определена она судьбой,

А может случаем иль волей бога.

Но выбор есть всегда - он за тобой.

1 )внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Знал бы честь, посовестился бы.

2 ) Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое . Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье.

3) Высокое званье, сан, чин, должность . И временщик он, да высоко стоит, в чести

Слово имеет несколько значений, в каком же из них оно употребляется в повести и к какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?

Целеполагание. Сформулируйте цели урока.

( Под влиянием каких событий происходят изменения в характере главного героя).

3. Изучение нового материала.

Наша задача проследить жизненный путь и формирование характера главного героя, этапы его становления.

Самостоятельная работа . Какие этапы становления характера на жизненном пути Петра Гринева можно выделить? Запишите в тетради.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

А) встреча с Зуриным;

Б) встреча с вожатым;

В) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя.

3) Гринев во время грозных исторических событий.

4) История отношений с Пугачевым.

Групповая работа по опорным вопросам

Работа с текстом. Каждая группа работает по своему направлению.

1 группа. Детство и юность.

- Назовите окружение Петруши того времени.

(дворовые мальчишки, отец, мать, Савельич, Бопре)

-Покажите их влияние на героя.

- Что главным в воспитании было для Савельича?

- Роль отца, его заветы

-береги платье снову, а честь смолоду;

2 группа. Самостоятельная жизнь

- Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным?

(Проигрыш в карты)

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде?

( Умеет настоять на своем, умеет быть твердым)

- Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем?

( Стыд, раскаяние, мучает совесть. Умеет признать свои ошибки.)

-Какие чувства пробуждает в душе Гринева встреча с вожатым?

( Благодарность за спасение во время бурана, отвечает добром на добро)

- Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в Белогорской крепости?

( Разочарование, разлад мечты с реальностью. Вместо грозных бастионов деревушка, окруженная забором, комендант в колпаке, забитая мусором пушка)

-Какое влияние на формирование характера оказала любовь?

(В его чувствах к Маше Мироновой проявились лучшие качества характера: верность, постоянство, мужественность, нетерпимость ко лжи, искренность.)

-Какие качества проявились в сцене дуэли ?

( Проявил благородство, защищая честь своей любимой. Действовал храбро и мужественно).

Вывод : во время службы в Белогорской крепости происходит взросление главного героя, утрачиваются иллюзии, обогащается его внутренний мир, он приходит к пониманию истинной чести дворянина.

- Какие чувства испытывает и как ведет себя перед боем Петр Гринев?

( «… Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать , что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты)

-Какие черты характера раскрываются перед лицом смертельной опасности?

Не боится за свою жизнь, читает молитву про себя, молит о спасении всех близких его сердцу )

- Какие противоречия мучают Гринева? Какой выбор ему предстоит сделать?

Вывод : Петра Гринева мучают неразрешимые противоречия между любовью и долгом.

( Встреча с Пугачевым, борьба за освобождение своей невесты)

4 группа. История отношения с Пугачевым (гл.8,11,12)

- Пирушка у Пугачева.

- Какую новую грань в характере Петра Гринева раскрыла бурлацкая песня?

(Главный герой решительно отказывается служить Пугачеву, Гринев верен присяге и слову, данному императрице . Проявляет твердость характера, чем вызвал симпатию самозванца. Человеческая и дворянская честь ставятся выше жизни)

Вторая встреча Гринева с Пугачевым.

-Почему молодой офицер надеется на помощь самозванца?

( Чувствует его расположение и милость, Гринев видит в нем не только мятежника, но и сильную личность.)

-Что испытывал Гринев, расставаясь с Пугачевым?

Обобщение, вывод.

Образ Петра Гринева дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно. В своей повести Пушкин показал, как преображается личность его героя. От природы в нем заложено много достойных качеств, но подлинного раскрытия они достигают только в жизненных испытаниях. Легкомысленный мальчик становится мужчиной, способным отвечать за свои поступки. Долг и честь Петра Гринева вырастают из подлинной человечности, из чувства ответственности за других

Каждый человек должен жизнь прожить так, чтобы потом не было стыдно. Нужно жить по чести и совести, быть верным своему слову и все препятствия на своем пути преодолевать достойно, следуя дорогой чести. Но что же это за дорога такая, дорога чести? Об этом мы узнаем, рассмотрев в сочинении жизненный путь Гринева и дорогу чести, по которой он следовал.

Жизненный путь Гринева

Когда размышляешь на тему чести, пытаешься понять, что же собой представляет дорога чести. Или когда слышишь, что честь дороже жизни, начинаешь вспоминать яркие примеры из литературы, которые наилучшим образом показывают читателю, как нужно поступать в той или иной ситуации. Одним из ярких таких примеров является жизненный путь Петра Гринева. Читатель знакомится с озорным и задиристым недорослем Петрушей, но спустя некоторое время главный герой Капитанской дочки взрослеет, и выбирает жизненный путь настоящего мужчины. А совету своего отца беречь честь смолоду, Гринев придерживается всю жизнь.


Каждый человек вправе выбирать, какой дорогой ему идти, дорогой чести или бесчестья. Гринев выбирает первый путь. В доказательство этого можно привести множество аргументов из произведения Пушкина Капитанская дочка. Так, дорога чести Петра Гринева началась уже тогда, когда он оправился понюхать пороха. По пути в Белогорскую крепость Гринев проигрался в карты, и поступает так, как велит его честь. Он отдает проигранное, несмотря на отговорки Савельича. Будучи на службе, Петр Гринев не раз докажет, что честь и долг для него не пустой звук.

Гринев не боится вызвать на дуэль клеветника Швабрина, и рискуя жизнью, защищает честное имя Маши. Следуя своему долгу и чести, даже с петлей на шее Гринев не просит пощады и мужественно смотрит в глаза своей смерти. Его спасает лишь случайность. Пугачев узнает Петра, и предлагает ему службу. Но Петр Гринев остается верен своей присяге, и отказывается воевать на стороне повстанцев. И благодаря этим примерам мы понимаем, что честь для Петруши дороже жизни.

И в дальнейшем, сколько бы испытаний не посылала Гриневу судьба, будь это осада города войском Пугачева, или спасение возлюбленной из плена, или обвинение в предательстве и измене, Петр Гринев поступает, как человек чести. А значит, мы с уверенностью можем утверждать, что жизненный путь Петра Гринева был дорогой чести.

Сочинение: Дорога чести Петра Гринева

А какую оценку поставите вы?

Перед отправлением на службу отец Петра дает ему завет, чтобы он был верен и берёг свою честь. На протяжении всего рассказа Петр Гринёв старается и следует завету отца.

На пути в Белогорскую крепость главный герой делает остановку в Симбирске и там проигрывает в бильярд Зурину сто рублей. Несмотря на уговоры Савельича не отдавать деньги, нагрубив ему Гринёв решает поступить по чести и отдать деньги. После Петр осознает свою не оправданную грубость к Савельичу, стыдиться своего поведения. Гринев исправляет свои ошибки извиняясь перед дядькой и давая обещание больше не тратить деньги без его ведома.

В Белогорской крепости при разговоре о плохом приданом Маши Мироновой главный герой, замечая Машины слезы проявляет благородство, он старается отвести разговор от этой темы, чтобы не расстраивать девушке больше.

Позже клевета и насмешка Швабрина в адрес Маши побуждает Петра Гринева вызвать его на дуэль, чтобы защитить честь и достоинство девушки, но Швабрин поступает подло, раня его, когда он отвлёкся. Гринёв рассказывает Маше о свое любви к ней, узнает о взаимности его чувств. Это дает ему сил на быстрейшее выздоровление, также Петр находит в себе силы просить Швабрина.

При взятии крепости главный герой готов умереть, но Пугачев узнает их с Савельичем и просит Петра присягнуть ему на верность. Но Гринев не собирается становиться предателем. Главному герою чужд предательский поступок Швабрина. Пугачев удивлённый отказом просит хотя бы не воевать против него. Но для Гринёва, давшего присягу на верность государству, честь и долг офицера главные заветы, которые он старается соблюдать. Петр отвечает самозванцу что дадут ему приказ он пойдет против него. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

На пиру Пугачев опять просит присягнуть ему на верность, но Гринев стояк в своем решении и эта честность и искренность подкупает Пугачева, и он отпускает их отдав то что разграбили бандиты и полушубок. Позже рискуя собственной жизнью Пётр Гринёв отправляется спасать машу. Когда Савельича поймали разбойники Пугачёва Гринёв проявил благородство и вернулся за ним. Главный герой все также честен по отношению к самозванцу и поэтому он помает Петру в спасении Маши. Подлый Швабрин раскрывает Пугачеву кто есть Маша. И опять благодаря честности Гринева самозванец отпускает их.

На пути домой Гринев встречая Зурина отправляет Машу и Савельича домой, а сам решает продолжит военную службу. В этом испытании проявляется чувство дога Петра.

Из-за ложного доноса Швабрина Гринёв оказывается в тюрьме, но при это на допросах он скрывает отношение Маши к всему и старается о ней не вспоминать. Главный герой тревожиться за девушку, Петр поступает очень благородно, ради неё он готов пожертвовать собой.

Эти испытания помогли сформировать такие качества характера как: честь, достоинство, порядочность, благородство и многие другие положительные качества характера. Главный герой преодолел дорогу чести руководствуясь заветом отца. Образ Петра Гринёва служит примером чести и достоинства.

Полезный материал по теме:

Отец и сын Гриневы

Понятия о чести, долге, совести были основополагающими в семье дворян Гриневых. Об этом читатель узнает с первых строк произведения. Отец Петра Гринева, Андрей Петрович Гринев, был сослан в далекую Симбирскую губернию, потому как предпочел заточение в Белогорской крепости предательству и лизоблюдству. Он служил еще при графе Минихе, был удачлив и смел. Об этом читатель узнает из записок Гринева-младшего. Однако граф Миних не захотел служить незаконной власти, захваченной в результате очередного дворцового переворота, и ушел в отставку. Вслед за графом Минихом покидает столицу Андрей Петрович Гринев, предпочитая остаться в ладу со своей честью и совестью.
Своего сына, Петра, Гринев воспитывал так, чтобы тот жил честно, открыто, по совести и никогда не преклонял головы перед неправдой. Едва Петруша родился, как был записан в лейб-гвардии полк. Такова была традиция у дворян в 18 веке. Отец мечтал, чтобы сын послужил государству, как и он в молодости. И Петру действительно пришлось защищать свою честь и честь фамилии.

Безусловно, в семье Гриневых царят благородство, взаимопонимание, любовь. Читатель наблюдает, как трогательно Гринев-старший обращается со своей супругой, с которой они вместе уже много лет. Впоследствии так же и Петр относится к Маше Мироновой.

Образ Гринева

Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности. Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич. В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы. В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице. Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей. Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры. В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком. Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин. В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей. 8 класс

Кодекс чести Петра Гринева

Андрей Петрович отправляет сына служить не в Петербург, о котором тот грезит, а в глухой Оренбургский край. И неслучайно. Он знает, что в молодости так много соблазнов подстерегают на каждом шагу. В начале повести Петр Гринев предстает перед читателем неким молодым повесой, разочарованным и скучающим, который способен поставить на кон и проиграть все Зурину, он может прикрикнуть на своего дядьку Савельича. Хотя читатель понимает, что Петр раскаивается в своих поступках, его мучает совесть. Это характеризует его как человека честного и достойного.

А.С. Пушкин построил свое произведение в форме мемуаров главного героя Петра Гринева. В них главный персонаж повествует о своих ранних годах, о военной службе, о бунте под руководством Е. Пугачева, о своих чувствах к Маше Мироновой. Читая повесть, мы видим, как меняется центральный персонаж. Из беззаботного ребенка он превращается в настоящего мужчину. Петя Гринев на наших глазах проходит самые суровые испытания, мы видим, как закаляется его характер. Буквально на наших глазах герой становится одним из лучших представителей того времени. Для него честь и долг – это непустые слова, Гринев великодушный, благородный, смелый и порядочный молодой человек.

Петр Гринев родился в семье дочери бедного дворянина и отставного военного. Детство героя можно назвать типичным для того времени. Он играл со своими сверстниками и гонял голубей. За воспитание юного героя сначала отвечал стремянный Савельич, а потом приглашенный француз Бопре. Конечно, от своих учителей Гринев получил не так много знаний, но при внимательном прочтении книги, мы видим, что Гринев очень образованный человек. Он сочиняет стихи, переводит тексты, читает на французском языке.

Когда наш герой едет на службу, он делает поступки, по которым можно судить о его неопытности, легкомыслию, желании доказать всем, что он взрослый и сам может принимать решения. Здесь мы видим сцены пьянства, игр на деньги, ссор. В дальнейшем повествовании мы видим, как меняется наш герой. Он может признать свои ошибки, поэтому он просит прощения за свое поведение у Савельича. Далее мы видим, как герой отдает свой заячий тулуп вожатому, благодаря его за то, что тот помог их вывести во время сильного бурана. Герой заступается за Машу Мироновой, вступая в дуэль со Швабриным.

Даже под угрозой смерти, наш герой не изменяет своей императрице. Он отказывается присягнуть Пугачеву. Он не боится умереть, он боится только изменить себе и своей присяге. Петр Гринев даже рискует своей жизнью, чтобы спасти любимых людей.

Можно заключить, что Петр Гринев – это идеал мужчины. В нем соединены все лучшие качества, которые были присущи лучшим людям того времени.

Сочинение 2

Пётр Гринев — главный герой рассказа Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Это молодой, статный, высокий и красивый юноша семнадцати лет. Самая важная черта его характера — это искренность.

Он всегда говорит всем персонажам правду и ничего не прячет от всех. За день до дуэли , Гринев очень сильно переживал. Он ни в коем случае не прятал этого. Это доказывает выражение: "Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении". Этот молодой человек никогда не боялся рассказывать и плохие стороны повседневной жизни. Если вспомнить момент генералом из Оренбурга , то именно в этом моменте главный герой раскаялся и просил прощения у Савельича.

Гринев ничего не боится. Без всяких сомнений он принимает вызов Швабрина. Тем самым он защищает свою честь.

Также этот герой вовсе не злопамятен. После того, что сделал ему Швабрин, он наладил с ним общение и они больше не конфликтовали.

Когда он служил в Белогорской крепости, герой нашёл общий язык со всеми её жителями. В том числе и Машей. Их любовь была очень крепкой. Мария и Гринев признались в своих чувствах, когда главный герой получил тяжёлое ранение. Дочь коменданта не отходила ни на шаг от возлюбленного. Она ухаживала за ним, так как любила.

Также у данного героя есть такая хорошая черта характера, как решительность. Когда его возлюбленная осталась в крепости в руках у Швабрина, он сразу же поспешил её спасти. На этом моменте происходит очень интересная сцена. Маша упала в обморок. Ведь Гренев обратился именно к Пугачеву. В глазах у любимой женщины главного героя была страшная картина. С одной стороны она увидела своего любимого и Пугачева, которые пришли спасти её. Но с другой стороны она встретила такого страшного и жёсткого человека, которого нигде не видела раньше. Пугачев казнил отца и мать Машеньки. От всей этой страшной ситуации у неё закружилась голова, и она упала.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина была написана ещё в 1830 годах. Но даже в наше время все её читают с восторгом! Автор данного произведения хотел показать читателю всех персонажей и передать их чувства. Гринев — показатель мужественности и отважности. Мы не раздумывая можем назвать его добродушным офицером. Проходя все трудности, он перестаёт делать нелепые ошибки, основываясь на своём личном опыте. Автор очень много раз подчёркивает его честность и благородство.

История Гринева

Петр родился в дворянской семье, был единственным сыном. Мать на него не могла надышаться. Отец же реально смотрел на вещи. Родители постарались дать юноше хорошее образование. С самого раннего детства с ним занимался дядька Савельич, который служил верой и правдой его отцу. Так вот этот Савельич очень переживал, что когда Петя повзрослел, к нему приставили француза – учителя, который в своем никогда не был таковым. Повеса француз и Петруша быстро нашли общий язык, но это продолжалось не долго. Несмотря на все старания родителей сын так и не получил блестящего образования не считая того что научился говорить по-французски и фехтовать.

Время шло, и мальчик превратился в юношу. Отец посчитал, что у сына возраст, подходящий для службы в армии. Матушка, конечно, была против. Ей было жалко сына и страшно с ним расставаться, но решение отца закон. Еще до своего рождения он был записан в Семеновский полк, куда в скорости и отправился вместе со своим дядькой Савельичем.

По дороге к месту службы он познакомился с человеком, который их спас во время пурги. В тот момент никто не мог предположить, что именно вожатый сыграет большую роль в судьбе Петра Гринева. Еще во время пути он обзавелся еще знакомыми, которые помогали ему советами в трудную минуту.

Находясь на службе, в крепости молодой человек знакомится с дочкой своего капитана Машею, и влюбляется в нее. Его новый друг Швабрин тоже в нее влюблен и всячески пытается помешать их счастью. Между молодыми людьми даже происходит дуэль, на которой Гринев защищает честь любимой девушки.

В самой подходящий момент, когда Пугачев занял крепость, Швабрин забирает Машу и держит

взаперти. Только благодаря упорству и смелости Петр отвоевывает свою любимую у Швабрина и отправляет к себе домой. Ему помогает вожатый, который оказывается Пугачевым. Именно за знакомство с предводителем бунтовщиков Гринева посадили в тюрьму, но тут на выручку пришла его любимая Маша. Она проявила твердый характер и смогла помочь. Так правосудие узнало истину, и Петр был оправдан.

Также читают:

Картинка к сочинению История жизни Петра Гринева из повести Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Легко ли быть добрым в наше время, скорее да, чем нет. Понятно, что добро, которое ты совершаешь, будет возвращаться в десяти кратном размере, но и есть большой минус, когда ты добрый человек

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для того, чтобы учащиеся могли проследить за становлением личности главного героя произведения.

Продолжать развивать у учащихся навыки работы по вариантам.

Создать условия для развития у учащихся навыков выборочной работы с текстом, со словарями.

Способствовать воспитанию у школьников таких понятий, как честь и достоинство.

Создать ситуацию успеха, в которой каждый учащийся, подготовившись, сможет раскрыть себя с лучшей стороны.

Слово учителя. Беседа (этап актуализации знаний).

Сегодня мы будем говорить о главном герое произведения – о Петре Гриневе – и попытаемся не просто охарактеризовать его, а еще и проследить линию взросления Петруши (построить схему изменения его мировоззрения).

- Что представляет собой роман по своей форме? (Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников).

- Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. В каких условиях воспитывался Петруша? (Подготовленный ответ ученика). Акцентируем внимание на некоторых деталях: мягкая, но безвольная мать; честный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки – вот окружение мальчика. В нравственных понятиях царит путаница: «верхом благополучия человека он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем – веселую жизнь в Петербурге.

- Повзрослевший Гринев с осуждением, со злостью говорит о своей молодости? (Нет, скорее с иронией).

- Почему, несмотря на такие негативные штрихи, детство описано с такой теплотой и добротой? (Его описывает человек преклонного возраста. Вспоминает не с насмешкой, а с улыбкой).

- С какого момента судьба Пети переменилась? (С того момента, как отец решил отдать его на военную службу).

3. Объяснение нового материала.

- Что же такое честь? Как Петя первоначально понимает это слово?

Чтобы в этом разобраться, давайте послушаем, как трактуется это понятие в словарях Ожегова и Даля. (Выступление подготовленного ученика).

Честь1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин. 4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

Карточки с выдержками из словарей раздаются учащимся для дальнейшей работы. Все записи дублируются на проекционной доске.

- Получается, что для Пети честь – это высокое звание, чин, признак превосходства, оказание почета. Докажите это. (Проигрыш денег и уплата долга Зуеву; грубое обращение с Савельичем – Петя хочет быть взрослым, выйти из-под опеки…)

Делаем предварительный вывод: понятие чести у Гринева еще не сформированное, а поверхностное.

- Значит ли это, что Петр – плохой человек? (Нет, он испытывает угрызения совестив, обидев Савельича, просит прощения).

Вспомните еще один эпизод, где Петр расплачивается с человеком, который помог ему во время бурана. Одному из учащихся дано было задание сравнить два этих эпизода. (Сходство этих эпизодов в том, что и в той, и в другой ситуации Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком. Но в первом случае Гриневу стыдно за свое поведение, и он просит прощение, а во втором случае – нет, так как он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за услугу, то есть поступает осознанно, как ЧЕСТНЫЙ человек. Этот поступок соотносится с понятием чести.

Гринев приезжает в Белгородскую крепость. Там он знакомится с семьей Мироновых. Как он к ним относится? (С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, он считает их своей семьей…). Во всей крепости царит семейная атмосфера.

Кто из обитателей крепости резко выделяется? (Швабрин. Он умен, говорит по-французски, остер. Образован. Сослан в крепость за дуэль.) Характеристику Швабрина дает подготовленный ученик.

- Зачем введен такой герой в повествование? Как соотносятся Гринев и Швабрин? (Они противопоставлены друг другу).

У нас будет урок, на котором мы будем сопоставлять этих героев, а сейчас поговорим о дуэли. Из-за чего или из-за кого она возникла? (Из-за Маши, в нее влюблены оба героя. Из-за стихов Гринева.)

- Почему Гринев решает драться на дуэли? (За честь девушки). Как он относится к Маше? Ответ подготовленного ученика.(Гринев любит Машу, но ни к чему не принуждает. Готовь рисковать ради нее своей жизнью… Возвращаемся к словарю Даля – первое толкование.)

Делаем промежуточный вывод: это новый этап в становлении личности Петра Гринева.

Следующий момент, который нас интересует – это поведение Гринева во время захвата крепости. Читаем по ролям эту сцену.

- Когда еще в Гриневе проявились все вышеперечисленные качества (особенно смелость)? (После письма Маши он идет к генералу. Едет в крепость и теряет Савельича у разбойников, но не бросает его, а едет выручать. Попадает к Пугачеву и просит его защитить сироту, его невесту. Все доказываем текстом.)

- Какие качества помогают Гриневу, когда Швабрин рассказывает Пугачеву, что Маша – дочь коменданта? (Честность. Читаем отрывок, доказывающий это).

Становление героя показано в момент критических событий. Обсудим арест Гринева и допрос.

- Как ведет себя Петр во время ареста? (Говорит честно обо всем, кроме Маши). Находим в тексте сцену ареста и читаем ее. Делаем вывод: за честь девушки герой готов отдать жизнь. Это высшее проявление чести и благородства – самопожертвование (обращаемся к толковым словарям).

Выстраиваем схему (на проекционной доске):

6.Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5.Рискует жизнью ради спасения любимой, не бросает в беде Савельича. 4.Отказ присягнуть бунтовщику.3.Поединок за честь девушки.2.Благодарность за спасение.1.Уплата долга за проигрыш.

4.Этап подведения итогов.

Делаем вывод: характер героя показан в развитии. Понятие чести у Гринева на разных этапах его жизни тоже изменяется. Петр не сам говорит о себе, за него говорят его поступки. Вслед за Пушкиным многие другие авторы воспользуются этим приемом.

Читайте также: