Конспект по петербурговедению невский проспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Задачи:

Познавательное развитие 1. Обогащать и расширять представления детей о родном городе. 2. Расширение зрительного восприятия и мышления.

Социально — коммуникативное развитие 1. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. 2. Воспитать любовь и уважение к родному городу.

Речевое развитие, физическое развитие 1. Развивать связную речь через дидактические и словесные игры. 2. Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу.

Материал и оборудование:

Словарная работа:

речки – рукава, топь, люд, выражение «По болоту Петр шёл, венец, удило.

Ход Нод.

Цель: создание общей положительной атмосферы занятия.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и подарим свое хорошее настроение!

Здравствуй, солнце золотое! (поднять руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх и в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок, (качание поднятыми руками влево - вправо)

Здравствуй, маленький дубок! (опустить руки вниз) .

Мы живем в одном краю — (развести руки в стороны)

Всех я вас приветствую! (вытянуть руки вперед)

II.Основная часть:

Ребята я вас сегодня приглашаю в путешествие….а что бы узнать куда мы отправимся вам необходимо будет разгадать загадку. Согласны? Тогда слушайте: Где разливается Нева На реки, речки – рукава, Где островки и острова Толпятся у залива, Где топь, болотная трава, Где в дымке моря синева –Там Петр Великий основал

Столицу всем на диво. (Санкт-Петербург)

А скажите на чем можно путешествовать? (ответы детей)

Я вам предлагаю путешествовать на речном трамвайчике и с речных просторов понаблюдать за красотами нашего города. Согласны? Тогда занимайте места…

Дети занимают места в импровизированном речном трамвайчике (скамеечка) и просматривают видеофильм с записью путешествия по рекам нашего города.

Мы живем в замечательном и красивом городе на Неве, Санкт-Петербурге. Наш город-герой, он перенес самые суровые и тяжелые времена. Наш славный город славится многими достопримечательностями: музеями, садами, парками, мостами.

В 1700 году Россия вступила в северную войну со Швецией за выход к морю.

И после первых побед государь Петр Алексеевич Романов – Петр Великий заложил на берегах Невы крепость, которую и назвали Санкт-Петербургом.

Собственными руками Пётр сделал чертёж новой крепости. Она была названа по заложенной там церкви апостолов Петра и Павла - Петропавловской. Это было первое строение новой столицы и под ее защитой стал строиться новый город Санкт – Петербург.

1703 год – это год рождения нашего города Санкт–Петербург. Мы это событие празднуем каждый год 27 мая.

Грозно глядели на Неву со стен крепости пушки. Сейчас осталась только одна – сигнальная. С давних пор в нашем городе обычай – ровно в полдень, в 12 часов дня – гремит пушечный выстрел.

По берегам Невы и на ее больших и малых островах стали постепенно строить наш замечательный город. Н а самом большом - Васильевском острове – было возведено много красивых зданий, но главным украшением острова стала место, называемое Стрелкой Васильевского острова.

Следующая остановка нашего автобуса: Стрелка Васильевского острова. Прежде тут находился порт. А знаменитые Ростральные колонны были маяками- они указывали путь приближающимся кораблям. Теперь порт перенесен в другое место, а факелы на Ростральных колоннах зажигают только по торжественным дням.

По болоту Петр шел, Остров заячий нашел. , Он собрал рабочий люд, И построил крепость тут.

Крепость новая стоит, Пушками врагу грозит. Бам, Бам, Бам! Не осталось зайцев там. Я по острову пойду, Шевельнется кто – найду!

Зайцы пушек испугались По кустам все разбежались.

Ну вот немного отдохнули, можем ехать дальше.

Река Нева дала имя и самому первому проспекту нашего города. Красивый, просторный Широкий и большой Идет он от Дворцовой,Встречается с Невой. Мост Александра НевскогоЗадерживает путь, По главному проспекту. А как его зовут? (Невский проспект)

- Правильно – это Невский проспект.

Дворцовая площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев в мире – Эрмитаж Знамениты на весь мир и наши мосты… А чем они знамениты? Кто знает?

– правильно, потому что они разводные. По ночам они разводятся с помощью механизмов, давая путь большим кораблям.

Давайте покажем какие у нас мосты:

Физминутка

Мост нагнулся над рекой Дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола

Прекрасны сады и парки Санкт-Петербурга. Самый знаменитый и старинный сад в нашем городе был заложен еще самим царем Петром 1.

Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала! Мчится, словно ветер, Конь, Тянет удила. На коне сидит герой, Он красивый, молодой. Это – память в честь Петра, Много сделал он добра. Скачет воин в будни, в праздник, А зовётся… (Медный всадник.) В честь Петра 1 был отлит из металла и установлен на огромном камне памятник, который называется Медный всадник Наш город красив и неповторим. И мы его жители, с гордостью называем себя …- Петербуржцами. У нашего города есть свой герб, флаг И свой гимн….давайте послушаем отрывок из него. Ну вот мы и вернулись обратно в детский сад.

III. Заключительная часть:

Вам понравилось путешествовать по городу?

А как называется город по которому мы путешествовали– С-Петербурга? Кто основал наш город? А, что вам запомнилось или понравилось больше всего?

Мне то же очень понравилось с вами путешествовать. Спасибо вам за компанию.

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, малой Родине, городу, в котором ты живёшь. Занятие поможет изучать родной город в форме игры .

ВложениеРазмер
konspekt_nod_poznavatelnoe_razvitie.docx 17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 1. Познакомить детей с историческим центром города.

3. Развивать память и чувство ритма при заучивании стихов.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание любви и ценностного отношения к Санкт-Петербургу.
Воспитание взаимопомощи.

Образовательные:
Совершенствование коммуникативных качеств между взрослыми и детьми.
Обучение употреблению существительных в ед. и мн.числе,
Развивающие:
Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.
Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, давать ответные реакции.

Содержание:
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие по нашему городу.
( из стульев строим автобус)
- Чтобы занять места в нашем автобусе надо ответить на несколько вопросов:
- Как называется наш город? (садится часть детей)
- Кто основал наш город? (садится часть детей)
- С чего началось строительство нашего города? (садятся все дети)

- Теперь все пассажиры заняли свои места.
Ш: - Подождите меня ( вбегает Старуха Шапокляк. Приветствие)
- Ребята, а кто это? Как вас зовут?
- Возьмём Старуху Шапокляк с собой ?
- Проходи, садись, сегодня Вы узнаете много интересного.
Ш: - Куда вы едете ? ( беседа с отдельными детьми)

- А я сегодня буду вашим экскурсоводом.
- Дорогие гости, я рада приветствовать вас, мы отправляемся на экскурсию.

- Пётр Первый мечтал построить в России сильный флот, корабли. Поэтому вместе со строительством Петропавловской крепости началось строительство Адмиралтейства.
( фото)
Ш. – Пётр Первый строил один корабль?
Один корабль, а много ……
- На шпиле адмиралтейства большой корабль? (картинка)
А как мы назовём маленький……. кораблик.


- Ребята, обратите внимание:
От Адмиралтейства отходят три луча – три основные улицы Санкт-Петербурга.
И всего через семь лет после начала строительства города начали строить главную улицу города – Невский проспект. Невский проспект тянется на 4 км, идти по нему надо целый час.

- А назвали проспект в честь этого человека. (показываю портрет)
- Как вы думаете, кем он был.( ответы детей)
Ш. – Пекарь, строитель…..
Р. – Воин…
Звали его Александр Невский, русский князь, который защищал эту землю от врагов. Александр Невский считается покровителем нашего города.

В конце Невского проспекта построили АЛЕКСАНДРО-НЕВСКУЮ ЛАВРУ (монастырь и церковь).

( фото АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ .)(выкладываю дорогу)

Ш: Разминка: (проводит Шапокляк)
Бабушка очки надела
И на город посмотрела
(изобразить большим и указательным пальцами очки)
На проспекте дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

- Предлагаю вам прогуляться по Невскому проспекту.

Ш. – Какой проспект у вас короткий…

В . – Разве он короткий, ребята, кто слушал меня внимательно:
- Сколько времени надо, чтобы пройти весь Невский проспект?
- Правильно – больше часа, он ….

- Вот КАЗАНСКИЙ СОБОР.( фото)
- Только у него есть такая колоннада в 2 ряда. (показ фото )
Ш. ……

- Вот ГОСТИНЫЙ ДВОР – это был самый большой магазин в СПб.

- Вот АНИЧКОВ МОСТ через реку Фонтанку.(фото)
- Здесь раньше заканчивался город.
- На этом месте была застава. Строили мост военные инженеры под командой АНИЧКОВА. /показ фото скульптур/

- На площади Восстания есть Московский вокзал. Здесь же первая станция метро в нашем городе.
- А там вдалеке видны купола Александра - Невской Лавры.(фото)

- Невский проспект первым замостили булыжником.( фото)
- На Невском проспекте ставили первые фонари.

- Посмотрите, какие красивые дома на Невском проспекте – с колоннами, скульптурами, резными украшениями.

- Они похожи на наши дома? (-нет).

- Это старинные дома. Им по 100-300 лет. А наши дома современные. Им всего 10-30 лет. Они высокие и без украшений.

(показ картинок старинного и современного домов).

Невский проспект

Надежда Радченко

На Невском времени потерян счёт.
Проспект шумит,
Людской волной течёт.
Увидев раз, навек запомнишь ты
Его дворцы, театры и мосты,
Его домов нарядные фасады,
Казанского собора колоннады,
Гостиный двор и сквер Екатерины,
И магазинов яркие витрины

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

НОД для старшего возраста детей с использованием ИКТ. Коммуникативных и познавательных технологий:

Программное содержание:

1. Познакомить детей с главной улицей города- Невским проспектом .

2. Расширить знания детей об архитектурных памятниках на Невском проспекте .

3. воспитывать интерес к родному городу, умение любоваться им.

Материал к занятию .

Иллюстрации : Невского проспекта, Адмиралтейства, Казанского собора, Дома книги, Публичной библиотеки, Аничкова моста, площади Восстания, театр Пушкина; детская игрушка Почемучка; карта города, открытки и фотографии.

Презентация: Санкт-Петербург. Невский пр.

Появляется Почемучка. Приветствует детей. Воспитатель замечает, что Почемучка чем-то расстроен.

В. -Почемучка, что случилось?

П. -Я сегодня гулял по большому и очень красивому проспекту нашего города Санкт-Петербурга. И пока я шел, забыл, как он называется. Только знаю, что это главная улица города.

В. -Не огорчайся, мы тебе поможем. Ребята, как называется главная улица в городе (ответы детей) .

В. -А чем отличается улица от проспекта ? (ответы детей) .

Проспект большой , широкий и длинный.

А от куда начинается Невский проспект ? (ответы детей) . Правильно, от Адмиралтейства (показать на карте) .

Рассказ воспитателя в сопровождении презентации .

Невский проспект тянется на четыре с половиной километра.

Потом по обе стороны ее стали строить дома. Знаменитые архитекторы вдоль широкого проспекта возводили прекрасные дворцы. Так возник Невский проспект -главная улица нашего города. Свое название получил Невский проспект в честь народного русского героя князя Александра Невского.

- Итак, Невский проспект начинается от Адмиралтейства . Для чего было необходимо воздвигать это здание? (ответы детей) . А что сейчас находится в этом здании? (ответы детей) . Давайте сделаем остановку. Выйдем из автобуса (подойти к фотографии Адмиралтейства) .

Расскажите о главной башне , которая находится в центре южного фасада. А что такое фасад? ( рассказ детей (воспитатель помогает вопросами ) .

А что находиться на шпиле Адмиралтейства? (кораблик).

- А теперь садитесь в автобус и поедем по Невскому проспекту . Следующая остановка будет у собора. А кто знает, как он называется?

П. -Я знаю, это Казанский собор.

В. -Верно. Посмотрите, широким полукругом охватывает его стройная колоннада небольшую площадь. Казанский собор был построен по проекту архитектора Воронихина. Увенчан собор куполом, украшен колоннами. Перед собором установлены памятники русским полководцам- М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. А напротив Казанского собора расположено семиэтажное здание с башней, увенчанное стеклянным глобусом. Это дом книги.

Следующая остановка у Публичной библиотеки .

В. -Близ Гостиного двора выходит полукругом на Невский проспект старинное здание . Оно украшено колоннами, статуями древних ученых и поэтов. Это Публичная библиотека. Что такое библиотека? (ответы детей) . Для чего она необходима?

П. -Для хранения книг.

В. -Верно. Залы, комнаты уставлены сверху до низу книгами. Хоть сто лет читай- всего не прочтешь! Каждый день сюда приходит несколько тысяч читателей, и всем хватает книг.

Давайте снова сядем в автобус и проедем еще немного по Невскому проспекту . Посмотрите, из-за высоких деревьев небольшого сада виднеется здание- Театр драмы им. А. С. Пушкина . Для чего служит театр? (ответы детей). Это самый старый из театров города. Строил здание замечательный зодчий К. И. Росси. Всю свою жизнь он трудился в Петербурге.

За театром протянулась замечательная улица-построенная великим зодчим. Она так и называется- улица зодчего Росси. Проедем еще немного вперед.

Вот через речку Фонтанку перекинут небольшой мост. Как он называется? (ответы детей.) Аничков мост. А что украшает этот мост? (ответы детей) . Как называются эти скульптуры? (ответы детей) . А кто архитектор (ответы детей) . Рассмотрим каждую скульптуру . (проехали еще на автобусе) .

В. -А вот наш автобус выехал на большую площадь, которая называется площадь Восстания. Мы видим здание Московского вокзала. С этого вокзала уходят поезда в столицу нашей Родины. Как называется столица? (ответы детей) .

В. -На этом наша экскурсия по Невскому проспекту заканчивается , но сам проспект проходит дальше . На Невский проспект выходит 7 станций метро. Для чего служит метро? (ответы детей).

А еще на Невском проспекте проходят парады, демонстрации и другие мероприятия.

Ну что, Почемучка, запомнил теперь, как называется главная улица нашего города?

П. -Да, Невский проспект . И еще я узнал такие прекрасные здания находятся на Невском проспекте . Спасибо большое, побегу расскажу своим друзьям , пока все не забыл. До свидания.

(Почемучка уходит) .

Дети садятся в автобус и едут домой, вспоминают какие здания они видели на Невском проспекте . Звучит гимн Санкт-Петербурга.


Цель : ознакомление и закрепление знаний у детей о достопримечательности родного города и истории Казанского собора.

• Углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях родного города;

• Познакомить детей с внешним видом и внутренним устройством Казанского собора.

• Развивать стремление как можно больше знать о прошлом и настоящем родного города;

• Развивать эстетическое восприятие.

• Воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

• Воспитывать любовь к родному городу.

• Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию

Материалы : презентация храмы Санкт-Петербурга, набор открыток храмов Санкт-Петербурга, видеозапись колокольного звона Казанского собора, листы для раскрашивания Казанского собора, цветные карандаши.

Ход занятия (НОД):

- Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о храмах нашего города. Кто знает, что такое храм? (Это большая церковь). Давайте посмотрим презентацию, где мы познакомимся и увидим храмы нашего города.

Послушайте, пожалуйста, стихоторение, которое посвящено величественному Казанскому собору.

Казанский собор.

Меня обнял своей колоннадой

Мой любимый Казанский собор.

И мне большего счастья не надо!

Я на купол направил свой взор

И увидел за ним в синем небе

Знак, что я там, где должен я быть.

Я давненько здесь, кажется, не был.

Только здесь я смогу позабыть

Все печали, обиды, невзгоды,

Что терзали меня с давних пор.

Ты спасаешь меня год от года,

Мой любимый Казанский собор!

- О чем это стихотворение? (Ответы детей).

- Как вы думаете, почему у автора пропадают все печали и невзгоды находясь рядом с собором, почему он так им восхищается? (Ответы детей)

-Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон? Ребята, а где и когда можно услышать колокола? (Ответы детей).

-Звон колоколов бывает во время литургии, утрени и вечерне призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении.

Фотографии Казанского собора

- Этот собор поистине украшение Невского проспекта.

- Казанский собор был построен и назван в честь иконы Казанской Божией Матери. С этой иконой русский князь Дмитрий Пожарский освободил в 1612 году Москву от поляков. Архитектор А.Н.Воронихин начал строительство собора в 1801 году. На Невский проспект выходит боковая часть храма, которая выполнена из 96 колонн. В соборе похоронено тело знаменитого полководца М.И.Кутузова. С 2000 года перешел к Русской православной церкви.

- А сейчас давайте, внимательнее его рассмотрим.

-Как расположены колонны у Казанского собора? (в два ряда и стоят полукругом).

- Сколько колонн расположено внутри храма(56) А какого цвета сделан фасад? (серым камнем)

Мы не будем торопиться

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

- Скажите ребята, а вы когда-нибудь были в храме, в соборе? А для чего люди туда ходят? (Ответы детей). Люди приходят помолиться Богу, поблагодарить Его за доброту, просят помощи или прощения у Бога за плохие поступки. Вы, наверное, уже знаете, как подобает себя вести в храме?

- Нужно быть скромно одетым : девочки в юбочках и платьицах, с платочками на головах, а мальчикам нужно снимать свои кепки и шапки. Не следует шуметь и громко разговаривать, потому, что мы можем помешать людям, которые стоят с нами рядышком.

- Ставя свечу в подсвечники возле икон, люди желают своим близким, друзьям здоровья, удачи, чтобы у них было все хорошо.

Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы должны раскрасить Казанский собор по образцу.

- Я предлагаю каждому из вас сказать пару слов о том, что вы сегодня узнали и что вам понравилось!

- Сегодня мы с вами рассмотрели храмы Санкт-Петербурга, более подробно узнали о Казанском соборе и посмотрели видеозапись колокольного звона.

Читайте также: