Приемы обучения чтению слогов конспект

Обновлено: 02.07.2024

1) Чтение по аналогии (используется в букваре Клышки):

Согласный +Гласный а: ма, да, па, ра.

2) С ориентиром на гласный (Сторожева):

Согласный н + гласный: на, но, на, ни, ны.

3) Протяжное произнесение согласного и присоединение к нему гласного.

4) Пошаговый алгоритм чтения слога (в классах развивающего обучения):

· М А – ставят точку под гласной

· М А – объединяют дугой и читают.

Заключительный (После букварный) период.

Предусматривает в основном работу с небольшими по объему текстами, которые учащиеся не только читают, но и пересказывают, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение относительно к прочитанному.

Работа с букварным текстом:

1) Предположение детей о содержании текста по заголовку.

2) Выразительное чтение текста учителем (дети слушают).

3) Повторное прочтение текста учителем (дети следят по букварю).

4) Самостоятельное прочтение текста детьми шепотом.

5) Чтение текста вслух несколькими школьниками.

6) Работа с текстом по вопросам учителя требующая повторного или выборочного перечитывания.

7) Соотнесение содержания текста с иллюстрациями.

8) Соотнесение содержания текста и заголовка.

Методика обучения первоначальному письму в подготовительный, основной и заключительный периоды обучения грамоте.

1-ый этап. Обучение письму, выработка графического навыка, использование прописей, которые позволяют производить следующие работы: слого-звуковой анализ слов, сравнение начертаний напечатанных и письменных букв, упражнение в чтении слов и предложений, напечатанных письменным шрифтом, поэлементный анализ письменных букв, сравнение изучаемой буквы с ранее изученными, выделение общих элементов букв, рисование орнаментов, бордюров, начертание элементов букв, анализ готового образца написания буквы – по элементам и целиком, упражнение в письме букв, их сочетаний (соединений), в написании слогов и слов, упражнение в анализе предложений, списывании их и записи под диктовку. Подготовительные упражнения в написании букв, слов предложений.

2-й этап. Конструирование и переконструирование изучаемой буквы из элементов шаблонов.

3-й этап. Навык чтения: списывая или подготавливая к письму слово, составленное на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безударных гласных, их проверки (орфографический навык).

4-й этап. Общеречевое развитие: обогащение словаря, умение строить предложения, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Основной период. К его концу дети успевают записывать в течение урока до 20 слов, т.е. около 100-120 знаков, или письменных букв.

Содержание и методика обучения основам русской фонетики и графики.

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучает способы образования звуков речи, их изменение в речевом потоке, их роль в функционоровании языка.

Фонетика изучает:Звуки речи; Их позиция и историческое чередование; Слогоделение; Ударение; Фонетическое (звучащее) слово.

Графика– раздел языкознания, изучающий средства письменности, т.е. знаки, которые используются на письме, их соотношение со звуковой стороной языка.

Изучает: Буквы; Их соотношение со звуками; Знаки препинания и выделения; Абзац; Условные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Задачи изучения фонетики и графики в НШ (4 основные):

1.развитие фонематического слуха (умение различать и выделять отдельные звуки в слове, устанавливать их последовательность)

2.формировать правильное произношение звуков

3.усвоение букв русского алфавита и развитие уменя соотнести их с соответствующими звуками

4.овладение позиционным (слоговым) принципом русской графики

Наиболее трудные случаи русской графики:Обозначение звука йна письме; Роль букв э, е, ё, ю, я; Обозначение мягкости согласных; Употребление ь и ъ; Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

Система звуков и букв русского языка:42 звука: 36 согласных, 6 гласных.

1.формирование представления о звуках речи как строит-м материале звучащего слова. Мет. работы: беседа о звуке речи как строит материале языка (2 вывода: -слово., кот. мы произносим состоит из звуков; -слово состоит не из любых звуков, а из звуков человеч. речи).

2.формир-е умения выделять из слов отд. звуки. Мет. работы: способ выдел. звуков в слове- протяжное произношение каждого звука в слове.

3. Формир-е представ. о способе фиксации звука на письме, т.е. знакомство с буквой. Мет. работы: игра- шифровальщик – ученики придумывают слово и зашифровывают его, каждый звук нужно обозначить. Другие ученики должны отгадать слово. Вывод: буквы нам нужны для обозначения звуков на письме.

4.Наблюдение над соотношением звуков и букв. Мет. работы: упражнение фиксирующее внимание на соотношение и различие двух понятий( звук и буква). Напр. : какие звуки обозначает эта буква.

Типы упражнений:

1. фонетический анализ и синтез слов; звуковой, слогово-звуковой, звуково-буквенный анализ слов; определение характера выделяемого звука, установление их особенностей, местоположения, позиции; составление слов из букв, звуков, слогов, подбор слов на заданные слоги, звуки.

2. использование моделей и схем при проведении звуко-буквенного анализа.

3. наблюдения над фонетическими явлениями в тексте, их выявление и объяснение.

9. Содержание и методика работы по изучению состава слова и элементов словообразования.

Роль работы над составом слова:

1. развитие речи и обогащение словарного запаса

2. развитие языкового чутья и мышления

3. основа для сознательного овладения правописанием

Основные содержательные линии:

1. Знакомство со значимыми частями слова (приставка, корень, суффикс, окончание)

2. Знакомство со значением морфем

3. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова

4. Практическое знакомство с элементами словообразовательного анализа и синтеза.

Анализ– разбор слова по составу и поиск производного слова.

Синтез– образование слов при помощи приставки и наиболее употребляемых суффиксов.

Последовательность изучения: 1. родственные слова; 2. корень слова; 3. однокоренные слова; 4. окончание; 5. суффикс; 6. приставка.

Система работы по изучению состава слова:

2 класс: первичный этап изучения частей слова: введение понятия корень слова, однокоренные слова; наблюдение за лексическим значением слова и единообразным написанием корня в однокоренных словах; освоение простейших способов проверки безударных гласных и парных согласных на конце корня слова;

3 класс: основной этап изучения состава слова:закрепление понятий корень, однокоренные слова (введение новых понятий: приставка суффикс окончание); выделение значимых частей слова, разбор слова по составу; подбор однокоренных слов, слов с заданными приставками, отличать приставки от предлогов; основные правила правописания корня, приставок, суффиксов.

4 класс: этап обобщения и закрепления знаний в связи с изучением морфологии (части речи).

Понятия морфемики:состав слова, основа слова, корень слова, однокоренные слова, сложное слово, приставка, суффикс, окончание.

Понятия словообразования: образование слова, гнездо (семейство) однокоренных (родственных) слов, значение корня, значение приставки, суффикса. (Учащиеся используют, к примеру такую фразу: слово образовано от такого-то слова с помощью приставки и т.д.)

10. Формирование орфографических навыков младших школьников и развитие орфографической зоркости. Методика работы над орфографическим правилом.

Сущ. 5 разделов в русской орфографии: 1) правописание значимых частей слова (корень, приставка, суффикс, окончание); 2) слитное, раздельное, дефисное написание; 3) употребление строчных и прописных букв; 4) правописание переноса слов; 5) графическое сокращение.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленить из слова орфограмму, требующую проверки, умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило и др.

Необходимо различать орфографическое умение и орфографическую зоркость. Орфографическая зоркость – способность учащихся обнаруживать орфограмму.

Приёмы: - звукобуквенный анализ слова; -письмо под диктовку с пропуском букв на месте орфограмм; - диктанты; - нахождение и подчеркивание орфограмм в записанных словах; - упражнение в нахождении всех орфограмм в записанных словах; - упражнение в нахождении всех орфограмм в слове независимо от того, изучены они или нет; - подбор слов с той же орфограммой, которая имеется в данном слове; - группировка слов по орфограммам; - составление опорных таблиц с опознавательными признаками орфограмм. На 1 этапе формируется орфографическая зоркость, на 2 и 3 – орфографические умения.

Орфографическое правило (ОП) – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле выделяют условия и норму проверки (где и что делать). Виды орфографических правил:- одновариантные (правила указания, или запрещения);- двухвариантные (правила указания для выбора одного из двух вариантов написания);- правила-инструкции (правила предписания к выполнению действий, само правило не указывает написание вариантов, а только подсказывает приём проверки);- правила-алгоритмы ( правила вооружающие способом действия).

Методика работы над орфографическим правилом.Учитываются 3 основных момента: 1) раскрытие сущности правила; 2) формулировка; 3) обучение пользоваться правилом в практике при письме. Раскрыть сущность ОП – выяснить, написание какой части слова, какой орфограммы данным правилом устанавливается и какие признаки при этом являются ведущими.Этапы работы с ОП:1.Подготовка учащихся к восприятию ОП. Учитель определяет, какие фонетические, грамматические, морфологические опознавательные признаки орфограммы присутствуют в данном правиле и организует их необходимое повторение или закрепление.2.Объяснение ОП: а) учитель объясняет; б) проблемная ситуация. 3. Применение ОП. 4. Пооперационный контроль за формир. ОД

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Чтение слогов.

1. закрепить умение различать гласные и согласные звуки, читать слоги;

2. развивать внимание, фонематический слух;

3. обеспечить условия для воспитания положительного интереса к чтению.

Тип занятия : комбинированный.

Форма занятия и методы обучения: дидактическая игра, беседа, фронтальная работа.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагог: Вот звенит уже звонок, начинается урок.

Ребята, сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. - Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.

Дети: - Буквы. П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?

Д.: Звуки говорим и слышим, буквы видим мы и пишем.

Гномы дружно жили - были

Ели суп, компот варили.

Только вдруг в лесной глуши

Что-то странное нашли.

Что же это, посмотрите,

Гномам нашим объясните.

На доске – 2 домика: красный и синий.

- В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?

П.: - Что они умеют?

Все гласные звонко поют,

Словам напевность придают.

- А в синем доме? (Согласные.)

П.: А согласные умеют

Но не хочется им петь.

П.: А сейчас проверим, как вы научились читать слоги. (Работа по Букварю)

Закрепление и повторение изученного материала.

Подведение итогов, домашнее задание.

П.: Итак, ребята, какие звуки мы знаем? (гласные и согласные), назовите их (дети называют). Чем отличаются гласные звуки от согласных? Что такое слог?

Молодцы! Дома надо повторить изученные слоги, чтение стр. по Букварю.

Вот звенит уже звонок, и закончился урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 844 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.09.2020 629
  • DOCX 28.5 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Литвинова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: создать условия для актуализации знаний, умений полученных на предыдущих занятиях.

Задачи: введение в практику чтения слогов, самостоятельного счёта слогов;

отработка навыка определения мягкости и твёрдости звуков;

развитие умения самостоятельно выполнять задание;

воспитывать уважение друг к другу.

Ход занятия

1 Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к занятию, проверьте всё на своих столах, уберите лишнее.

2 Постановка цели и задачи занятия

Сегодня у нас необычное занятие : наша доска превратилась в большой компьютер. С помощью неё мы повторим, как образуются слоги, попробуем прочитать новые слоги, будем считать количество слогов в словах.

3 Основной этап

Давайте назовём все буква, которые здесь изображены.

Давайте вспомним, как из букв получается слог. Какой звук мы тянем? (первый). А что делаем со вторым? (быстро произносим). Попробуем прочитать, а поможет нам колобок. Куда он прибежал (Н).А где оказался (А) Что получилось? (НА) Читаем следующий.

К нам пришли гости. Отгадайте загадки и узнайте кто это.

Тим собирает какие звуки (мягкие,а Том?

Сейчас нам нужно понять какой слог нравится Тиму, а какой Тому. (Читают и определяют чей слог.)

Гимнастика для глаз

Поморгать. Посмотреть влево, вправо, вверх, вниз. Нарисовать глазами в воздухе квадрат.

Посмотрите на следующие картинки, нам нужно посчитать количество слогов в этих словах. (Считает один ребёнок- одно слово, затем проверяют все остальные)

Давайте прочитаем эти слоги все вместе.

Назовите предметы, которые здесь нарисованы (называет один ребёнок). В ваших тетрадях написаны те же слоги и предметы, только они не раскрашены. Вы должны прочитать слог и соединить с картинкой, которая начинается с этого слога. Все поняли задание? Делаем его тихо, не мешая другим ребятам. Если хотите что-то спросить – поднимите руку. Открываем тетради и приступаем. (После того как задание будет выполнено, дети раскрашивают картинки).

4 Подведение итогов

Ребята, мы сегодня много всего сделали. Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Сдаём тетради, ручки и карандаши и отдыхаем.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Чтение по теме: "Составление и чтение слогов с изученными буквами".

Тема: Составление и чтение слогов с изученными буквами.

Цели: Повторить пройденные звуки и буквы, проведение звуко-буквенного анализа слов, учить устанавливать сходство и различие в звуковом и буквенном составе слов, учить читать слоги.

Коррекционные

Корректировать зрительное восприятие и фонематический слух на основе упражнений в узнавании и различии пройденных букв.

Воспитательные:

Воспитание правил поведения на уроке.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, путём включения в деятельность.

Организационный момент

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Язык в ротике живет.
Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.

Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю.

А за воротами зоопарка — пруд. А там.. Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.


Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом по пруду плывет
На прогулку лодочку язычок зовет.


Подбежал к нам щенок, хвостиком махая.

Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно также смог,
Вот, смотри. Сейчас!


Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник!

Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.


Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник!

Раз — лягушка с толстым брюшком,
Два — большой и добрый слон.
Ежедневно на опушке,
Посадив ее в кадушку,
Как под душем ту лягушку
Поливал из шланга он.


От слоненка в полуметре домик хомячка.

Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.


Наш щеночек подустал, ушки свесил.

Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.


А котенок у березы, молоко лакает.


Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.


Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качель пошли кататься.


Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.


Мы пришли к вольеру мишки.

Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.


Мы пошли налево. И на мостик все взошли.

Выгни язычок, как спинку
Выгнул этот рыжий кот.
Ну-ка, рассмотри картинку:
Он по мостику идет.


Жарко станет — шланг возьмем
и водой себя польем!


Зрительная гимнастика

Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Как листиком шуршу.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать

Как я листиком шуршу.

Круговые движения глазами:

налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

-Сегодня мы с вами повторим все изученные буквы, составим из них слоги и научимся их читать. Давайте приступим.

Выделение первого звука в слове.

1. Учитель поочередно показывает карточки с изученными буквами и вместе с детьми называет их. Вешает на доску. Далее детям раздаются по одной картинке, которые они вешают по очереди к соответствующей букве.

2. У каждого ученика лежат карточки с буквами. Учитель называет картинку и просит поднять ту букву, которая обозначает первый звук в слове.

Объяснение нового материала.

-Вот беда, буквы наши все поссорились, давайте их помирим. А чтобы они слова дружили их надо прочитать вместе.

Составление и чтение слогов на доске

Учитель вешает на доску карточку с буквой М и поочередно прикладывает рядом изученные гласные буквы. Несколько раз читается слог вместе с детьми и отдельными учениками. Такая же работа проделывается с другими изученными согласными буквами.

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Самостоятельное составление и чтение слогов

Учитель просит учеников поочередно составить слоги, которые составлялись раннее на доске.

-Ребята, выложите перед собой слог МО. Какие буквы вы для этого взяли? Прочитай Саша, что у тебя получилось.

-А как мычит корова? (МУ). Выложите перед собой этот слог. Прочитайте.

Работа со страницей букваря

Учитель раздает детям буквари. Просит открыть страницу 8. Чтение по цепочке.

Читайте также: