Предметно практические действия 1 класс 2 вариант конспект

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Степаненко Татьяна Витальевна

Населенный пункт: ДНР, г. Донецк

Разнообразные организационные формы работы создают условия для активизации коммуникации глухих учащихся, благодаря увеличению вариации ролей и функций, выполняемых учениками в процессе совместно-распределенной деятельности.

Конспект урока предметно-практического обучения

для глухих обучающихся 1-го класса

Тип урока - урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с техникой обрывной аппликации как видом декоративно-прикладного творчества; совершенствовать трудовые умения; формировать практические навыки работы с инструментами, соблюдая правила безопасной работы с ними; вырабатывать потребность в речевой регуляции в ходе учебно-познавательной деятельности; развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие, творческое воображение, внимание, связную устную речь, мелкую моторику кистей рук; формировать наглядно-образное, конструктивное мышление, произносительные навыки; воспитывать умение работать в парах, самостоятельность и аккуратность в работе; способствовать эстетическому воспитанию.

І. Организационный этап.

Уч.: -Здравствуйте, ребята!

Проверка наличия слуховых аппаратов.

Уч.: - Ребята, у всех есть аппараты? - Вы слышите?

- Давайте проверим готовность к уроку.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

- Все готовы? Молодцы!

- Какой сейчас урок?

Восприятие фраз на слух. Учитель произносит фразы за экраном 3 раза, затем – без экрана.

Уч.: - Слушайте внимательно.

- Какое сейчас время года?

- Назовите приметы весны.

Учащиеся повторяют услышанное, отвечают на вопросы.

Примерные ответы детей

День становится длиннее.

Прилетают с юга перелетные птицы.

Появляются первые цветы.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Ассоциативный куст

Уч.: - Назовите весенние цветы

Весенние цветы


Уч.: - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Вы узнаете, если расположите буквы от самой большой к самой маленькой.


- Верно, мы будем делать аппликацию.

- А чтобы узнать название аппликации, вам надо пройти лабиринт.

Ветка мимозы в вазе.


Учитель демонстрирует ветку мимозы.

- Ребята, посмотрите внимательно на этот цветок. Как он называется?

- Какого цвета листочки, цветы?

Будем

Составлять технологическую карту изготовления аппликации

IV Работа по теме урока

1.Информационная минутка

Уч.: - А знаете ли вы что…

2. Демонстрация образца

- Как вы думаете, какие материалы мы будем использовать в работе по изготовлению аппликации?

Ц_ е_ н _ я б_ м_ г_ к_ _ й с_ л_ е_ к_ и к_ рт _ н

Ш_бл_ н кл_ ё_к _

- Правильно, для работы нам нужны цветная бумага, клей, кленка, картон, шаблоны, наклейки.

Уч. : А сейчас немного поиграем!

- Выберите те инструменты, которые нам будут нужны для работы.

Ножницы, карандаш, кисточка.

- Назовите инструменты, которые нам понадобятся на уроке.

5.Составление заявки

Уч.: - Ребята, вы назвали и выбрали все, что нужно для работы на уроке.

Для работы нам нужны …, . . . и.

Учитель организует работу с учащимися в парах. Каждой паре выдаются пронумерованные конверты с разрезными картинками:

1 картинка - ваза

2 картинка - веточки

3 картинка- листочек

4 картинка – цветы.

Уч.:- Будем работать в парах (создание рабочих пар).

- Возьмите конверт. Что в конверте? Соберите картинку.

Учащиеся собирают картинку

- . и. что изображено на первой картинке?

- . и . что получилось на второй картинке?

- Ребята, посмотрите, какая картинка получилась у третьей пары?

- . и . что получилось на четвертой картинке?

После того как дети выполнили задание, они вывешивают свои работы под цифрами 1, 2, 3, 4

8. Составление технологической карты изготовления аппликации

Уч. : - Ребята, посмотрите на доску и скажите, что мы будем делать сначала? Потом? Затем и после этого?

Рабочая программа предметно-практические действия, 1 доп. класс, 2 вариант

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

I (доп) класс– 1 год обучения – 2 часа в неделю (66 часов в год)

I класс – 2 год обучения - 1 час в неделю (34 часов в год).

II класс – 3 год обучения - 1 час в неделю (34 часов год).

III класс -4 год обучения -1 час в неделю (34 часов год).

Цель обучения – и спользуя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью

Основными задачами программы являются:

· формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

· развитие собственной активности ребенка;

· формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

· формирование и развитие целенаправленных действий;

· развитие планирования и контроля деятельности;

· развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;

· развитие зрительных, слуховых, осязательных, тактильных восприятий;

· координация работы анализаторов;

· развитие пространственных ориентировок;

· развитие наглядного мышления;

· обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

· совершенствование мелкой моторики, зрительно двигательной координации, координаций движения обеих рук;

· формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Содержание программного материала

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные:

· Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.

· Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.

· Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

· Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.

Предметные:

· Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

· Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

· Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.

· Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Базовые учебные действия:

· Ориентироваться в пространстве.

· Адекватно использовать ритуалы социально-бытового поведения.

· П ринимать цели и произво льно включаться в деятельность.

· Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами.

- формировать представления о цвете, окружающем мире;

- развивать умение следовать определенному порядку действий при выполнении заданий;

- учить выполнять правильно и аккуратно действия с предметами;

Коррекционные:

- развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки;

Воспитательные:

- развивать активность и самостоятельность;

- формировать положительное отношение учащихся к занятиям, интерес к самостоятельной работе;

Материалы и оборудование: несколько видов ниток разных цветов: красный, синий, желтый, зеленый; мультимедийная доска, запись звуков окружающего мира для дыхательной гимнастики, презентация, карточки с временами года, коробочки разных цветов, картонные цветы и листья, шнурки разного цвета, гусеница с ниткой на карандаше, картинка дерева с листьями.


Цели коррекционного курса:

Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами.

Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренний позиции школьника

Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Задачи:

освоение простых действий с предметами и материалами;

развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий.

формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.

формирование положительного отношения к обучению и труду;

развитие активности и самостоятельности , навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;

формирование положительных качеств личности.

Коррекционные :

корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.

Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.

Программа состоит из следующих разделов:

Работа с мозаикой

Работа с пластическими материалами

Работа с бумагой и фольгой

Работа с нитками и тканью

Работа с природными материалами.

Основной формой обучения являются занятие.

закрепления полученных знаний и умений;

обобщение полученных знаний, умений и навыков;

проверки и оценки знаний, умений и навыков;

повторение полученных знаний;

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ.

Программный материал распределен по классам. При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса. Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и утвержденным директором учреждения образования.

Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.

1. Продолжать знакомить с методом сравнения предметов по длине, путем приложения.

2. Учить пользоваться словами длинный, короткий.

3. Коррекция сенсо - моторной сферы на основе упражнений в уточнении ощущений.

4. Воспитание мотивации к учению.

Материал: игрушки Заяц и Ёж, Карточки: " Собери состав" ; "Скамеечки" ; "Подбери зайцу уши и хвост"; "Ремешки"; верёвочки разной длины; тарелочки; пластилин ; салфетки; Картинки по календарю природы.

Ход:

Установка

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай учиться!

Не мешай трудиться!

Календарь природы

-Какое время года? (весна) хором и инд.

Давайте позовём весну с помощью заклички:

Весну красну принесите

Нам зима надоела

Весь хлебушек поела

(Дети и воспитатель зовут весну)

-Какой месяц? (Март) хором и инд.

Март – это первый месяц весны.

-Давайте назовём все три месяца весны. (Март, Апрель, Май) хором и инд.

- Какие сезонные изменения произошли в природе? Мы же ходим на прогулку с вами. Что вы заметили?

Прибавился день, снег растаял, прилетели птички и стали вить гнёзда, на улице стало теплее.

- Всё верно сказали.

Март, Апрель, май являются весенними месяцами. С наступлением весны вся природа просыпается. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Солнышко пригревает всё сильнее. Снег и лёд тают- текут ручьи. На проталинках появляются первые цветочки, деревьях распускаются зелёные листочки. После зимней спячки просыпаются животные, из тёплых стран возвращаются птицы

В. :А что делают люди весной? Чем мы на участке занимаемся?

Д. :Мусор собираем; готовим клумбы к посеву новых цветов

В. : Всё верно сказали.

Весной люди наводят порядок в парках на улицах и во дворах. А мы на своём участке.

2 часть

Воспитатель (незаметно от детей) достаёт мягкие игрушки Зайца и Ежа и начинает рассказывать сказку:

"Встретились на лесной опушке заяц и еж. Посмотрел еж на зайца и засмеялся:

-Ой косой какие у тебя длинные уши и лапы длинные, а хвост совсем короткий!

-А у тебя ежик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом ничего смешного нет. Все на свете может быть и длинным, и коротким. Правда ребята?"

В. : Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как: "Длинный- Короткий"

Воспитатель обращает внимание детей на зайца.

В. : Давайте рассмотрим что есть у зайца,

- Что у зайчонка? (Уши)

- Какие у него уши? (Длинные).

-Правильно говорить ДЛИННЫЕ.

Повторим все вместе–ДЛИННЫЕ. Повторим по одному.

- А что это? (Хвостик).

- Какой хвостик у зайки? (Короткий).

-Правильно говорить – КОРОТКИЙ.

Повторим все вместе КОРОТКИЙ. Повторим по одному…

- У зайчика длинные уши и короткий хвост. Каждый скажет.

Воспитатель опрашивает всех ребят.

Работа с дид. материалом.

В. : Ребята теперь давайте подберём зайчику длинные уши и короткий хвост.

Но для того чтобы приступить к нашему заданию надо размять свои пальчики.

"Этот пальчик самый толстый и большой! (большой палец)

Этот пальчик для того,чтоб показывать его! (указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! (средний палец)

Этот пальчик безымянный, очень балованный самый! (безымянный палец)

А мизинчик хоть и мал, но и ловок и удал!" (мизинчик)

В. : Зайчик принес с собой цветные ниточки.

-Чем они отличаются?

-Как узнать какая из них короткая, какая длинная?

-Приложить друг к другу.

-Разноцветные ленточки сравнить.

-А еще можно с ними поиграть — накрутить ниточку на пальчик. Так мы узнаем какая ниточка длинная, а какая ниточка короткая.

В. :Почему эту ниточку намотали на пальчик быстрее?

Д. : Она короткая.

В. :Почему эту дольше наматывали?

В. : У нас лежат на столе "Ремешки"

Дид. игра "Ремешки"

В. : Возьмите их в руки и посмотрите. Чем они отличаются?

Д. : они разные по длине.

В. : Поднимите вверх длинный ремешок. (дети поднимают)

А теперь поднимите вверх короткий ремешок. (дети поднимают)

В. : Давайте их сравним. Положите ремешки друг на друга.

Какой ремешок длинный, какой короткий?

(воспитатель использует метод наложения)

(хоровые и индивидуальные ответы детей)

В. : А теперь посмотрите,вот на эту карточку. На ней изображено два состава. Один короткий, а другой длинный. Давайте соберём их.

Дид игра: "Собери состав"

В. : Нужно наложить паровозик и вагончики. Если в составе мало вагончиков- то это короткий состав, а где много вагончиков- то длинный состав.

(дети накладывают карточки на изображение)

В. : первый состав какой?

Д. : В нём мало вагончиков.

В. : Второй состав какой?

Д. : в нём много вагончиков.

(Воспитатель помогает детям. Ответы хором и индивидуально)

В. : А теперь посмотрите на другую карточку.

Дид. игра: "Скамееки"

Там сидит котик на скамеечке.

Давайте пальчиком проведём по скамееке. Какая скамеечка?

В. : Рядом стоит ещё скамеечка. Какая она?

В. : Давайте и по ней проведём пальчиком. (дети проводят пальчиком)

В. : И правда короткая.

У меня и у вас мячики есть красные и синие. Давайте синий мячик положим на скамейку которая длинная.

(дети кладут мячик на длинную скамейку)

В. : Сейчас мы проверим. Синий мячик лежал на длинной скамейке, а потом покатился. Катится он и катится, а потом упал со скамейке.

Правильно! Эта скамейка длинная. (Ответы хором и инд.)

В. : А теперь положите мячик на короткую скамейку. А теперь мы проверим.

Красный мячик лежал на скамейке и покатился. Катился и упал со скамейки.

Правильно! Это короткая скамейка (Ответы хором и инд)

Физминутка

В. : А теперь все выходим ко мне.

Закроем глазки. Мы с вами превращаемся в зайчиков.

А зайчики что делают? Прыгают.

-Все прыгаем на месте.

- Теперь 1 прыжок небольшой (вот- так)

- Ещё 1 прыжок по больше (вот- так)

- А теперь все вместе : короткий прыжок- длинее прыжок.

Вот какие резвые зайчата.

Ну а теперь мы опять превращаемся в детей.

3 часть.

В. : послушайте стихотворение А. Майкова.

Из за бела моря,

Как, февраль, ни злился,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик…

-В. : Давайте ласточке сделаем угощение- червячков.

Червячки у нас будут длинные и короткие (вот такие. Показ)

Прежде чем мы начнём их катать, надо вспомнить ТБ с пластилином:

1. В рот не брать

2. К себе не прислонять

3. На пол не бросать.

В. : А теперь сделаем пальчиковую гимнастику.

"Раз, два три четыре пять!

Будем пальчики считать -

Все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре пять!

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки.

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и в компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные, все такие нужные!"

В. : А теперь работу начинаем с разминания пластилина.

Будем раскатывать путём катания колбаски ладошками. (показ)

-Чем дольше будем раскатывать, тем длиннее у нас получится червячок.

Нам надо сделать короткого червячка и длинного червячка.

Сравление червячков, наложение.

Итог:








Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Предметно-развивающая среда в группе. Уголок экспериментальной деятельности

Предметно-развивающая среда в группе. Уголок экспериментальной деятельности Как я уже сказала в предыдущей публикации, работаю подменным воспитателем. В другой группе с коллегой оборудовали зону опытно-экспериментальной.

Читайте также: