Правописание соединительных гласных в сложных словах 4 класс перспектива конспект

Обновлено: 07.07.2024

Содержимое публикации

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Русский язык

Леньшина Е.В.

Создание условий для формирования представления о способе словообразования сложных слов с помощью сложения двух корней и соединительной гласной.

Образовательные: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. организовать деятельность учащихся по изучению способов образования сложных слов; организация деятельности учащихся по формированию УУД;

Развивающие:развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Воспитательные:воспитывать интерес к предмету, к языку , к культуре интеллектуального труда;

Основное содержание темы

Термины и понятия

Актуализация умения разбирать сложные слова по составу. Изучение значения сложных слов. Изучение образования и написания сложных слов. Освоение способов словообразования сложных слов.

Сложные слова, соединительная гласная в сложных словах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Информационный материал:

Демонстрационный материал:

мини-проекты, созданные детьми, опоры ,магниты

Интерактивный материал:

Электронное приложение к учебнику

ТСО:компьютер учителя, проектор.

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Методический

комментарий

Мотивация к учебной деятельности.

Ответы детей (все, что мы делаем, наше будущее,

весь наш сегодняшний урок завит от нашей активности и т.д.)

Запись в тетрадях

Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку.

Сядут тихо как мышки девочки, теперь ещё тише сядут мальчики.

– Откройте тетради. Запишите дату 25 декабря,Классная работа

Личностные УУД (самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация)

Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель– подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Работа в группах

(Задание распечатано на листах формата А4)

(Представитель группы выходит к доске и вывешивает листок. Учащиеся сравнивают результаты работы групп. Если были ошибки, то проводится коллективное обсуждение).

Организация групповой работы по 4 человека

– Предлагаю поработать в группах (задание распечатано на листах А-4)

– Прочитайте слова. Выделите корень и найдите лишнее слово.

1 ряд- лес, лесок, лесник, лесовичок,лесовоз

2 ряд - выход, походка, выходил, пароход, ходовой

3 ряд - моряк, приморский, море, мореплаватель,

– Как называются эти слова? (Однокоренные)

Проверка: читают слова, называют корень и лишнее слово.

(Лесовоз, пароход, мореход) Слайды 1

– Почему вы считаете эти слова лишние?

(они образованы из двух слов, двух корней).

Кто может объяснить значение этих слов?

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепи рассуждений)

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

Выявление места и причины затруднения.

Цель–выявление учащимися места и причины затруднения

Ответы детей. Ставят учебные цели,

проговаривают вслух свои личные цели

Постановка учебной проблемы,целей и формулирование темы урока.

Запишите эти слова в тетрадь, выделите в них корни и орфограммы. Какие ПРОВЕРЯЕМЫЕ орфограммы ЕСТЬ В СЛОВАХ? ( безударные гласные в корне , парные согласные) Какая ещё опасность в написании есть в словах? Где находятся эти безударные гласные? (Между корнями) А можем мы проверить безударные гласные ?

Кто может назвать тему урока?

Правописание сложных слов.

– Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?

– Чему будем учиться? (поупражняемся в образовании и нахождении сложных слов и их правописании)

Личностные УУД

(учебно-познавательный интерес)

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)

Познавательные УУД.

постановка и формулирование проблемы)

Коммуникативные УУД

(учет разных мнений)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Работа по теме урока

Дети предлагают свои варианты, на доскепоявляется опора.

(звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст, составить сложное предложение)

Запись на доске, в тетрадях

Организует работу по изучению темы урока.

– Нам нужно узнать, как образуются сложные слова? Из чего они состоят? Найдите ответ на стр 109 учебника .

- Прочитайте правило с удивлением.

– Что вы уже знали и повторили?

– Что узнали нового?

– При помощи каких букв соединяются два корня в сложных словах?) ( О, Е)

– А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

– А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.

– Какую графическую схему можно предложить к этому правилу? Кто попробует?

(корень + О, Е + корень = сложное слово)

– Давайте потренируемся в выделении корней и нахождении соединительной гласной.

Работа по учебнику

с. 109 Упражнение 192 (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях )

- Придумайте одно предложение с одним или несколькими словами.

Физкультминутка для глаз

Личностные УУД

(осознание ответственности за общее дело)

Регулятивные УУД

(познавательная инициатива)

Познавательные УУД

(поиск необходимой информации, анализ, синтез, обобщение)

Коммуникативные УУД

(учет разных мнений, достижение договоренностей и согласовании общего решения).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель – реализация типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

Дети работают в паре по рабочей тетради с. 67

Дети продолжают хором

Организует первичное закрепление нового материала.

– Поработаем в парах.

Возьмите листочки белого цвета. Наш друг Ваня считает, что в этом предложении 3 сложных слова. Согласитесь ли вы с ним. Найдите и подчеркните сложные слова.

На листочках.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом,кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

О ком вы узнали из предложения? Что узнали об этом авторе?

Прав ли был Ваня? Сколько слов насчитали? Назовите их.

Поднимите руки, чья пара справилась с заданием верно?

Потренируемся в образовании сложных слов

Учебник упр. 194.( работают по одному у доски)

лесоруб, мясорубка, самолёт, сенокосилка, огнемёт, овощехранилище, птицелов.

Регулятивные УУД

(контроль, коррекция, волевая саморегуляция)

Познавательные УУД

(построение речевых высказываний, выведение следствий)

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель – самостоятельное выполнение задания на новое знание, осуществление самопроверки, сравнение с эталоном. Создание для каждого ученика ситуации успеха.

Проверяют по эталону, записанному на слайде

– Сейчас посмотрим, как же вы умеете применять новые знания самостоятельно..

Тренировочные упражнения по теме урока.

У вас столах карточки желтого и зелёного цвета.

Подумайте и выберите себе карточку нужного цвета.

Желтая – вставить соединительную гласную. Зелёная составить сложные слова из частей и записать..

– Как вы думаете, какую роль играют сложные слова в русском языке? Зачем они нужны? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать словосочетание)

(анализ, сравнение, классификация)

(волевая саморегуляция, познавательная инициатива)

Рефлексия учебной деятельности.

Цель – фиксирование изученного знания, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Запись задания в дневник

Итоги урока

– Давайте подведём итоги урока.

– Какое открытие вы сегодня сделали?

– Чем запомнился урок?

- Мы сейчас поиграем в игру “Верю - не верю”.

- Я произношу утверждение, если вы согласны с ним – ставьте “+”, не согласны - “-”

Сложные слова – это все длинные слова.

Сложные слова – это непонятные слова.

Сложные слова – это слова, которые трудно выговорить.

Сложные слова образуются сложением двух основ.

В сложных словах соединительные гласные –о- и –е-.

– Проверьте свою работу. (-, -, -, +, +)

– Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)

– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

Вспомните какие цели мы поставили в начале урока?

– Добились ли мы поставленной цели?

Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки Знаний.

Домашнее задание – по выбору Р.т. с. 67 упр. 109

Придумать и записать свои сложные слова, выделить соединительную гласную. Узнать про другие сложные слова. Все ли слова соединяются только с помощью соединительных гласных?

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

скоро + варить -.
тело + греть-.
броня + жилет-.
пешком + ходить- .
лёд + колоть-.
пчёлы + водить- .
пар + ходить- .
снег + ходить- .
хор + водить -.
верх + лазить -.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Борис Житков, прежде чем стать писателем, был моряком, охотником, рыболовом, кораблестроителем, химиком, умел дрессировать животных и хорошо играл на скрипке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

Развивающие:

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

осознание значимости отобранного материала;

формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

решать языковые задачи моделированием;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

формировать умение находить общее решение;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.

создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

выведение алгоритма действий;

формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

карточки с заданиями для групповой работы;

ИКТ (презентация к уроку)

Организационный момент

– Как вы понимаете это выражение?

– Действительно, все в наших руках, дорогие дети. Уйдете ли вы сегодня со знаниями или без них.

– Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет русского языка.

– У кого сегодня хорошее, деловое настроение?

– Я желаю вам до конца урока его сохранить. Слайд 1

– Откройте тетради. Запишите дату 9 декабря, Классная работа

Актуализация знаний. Постановка темы урока.

На доске слова: Слайд

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Это разные формы одного и того же слова.

- Отличаются только окончанием.

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.

Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.

- Что такое корень?

- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слайд

- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь

-Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука

- Звуков меньше, чем букв.

-Мягкий знак звука не обозначает?

-Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце.

- Назовите все шипящие звуки русского языка.

- Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?

- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?

- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?

- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.

- Имеет два корня (мыш- и -лов-)-

- От каких слов образовано?

- Мышь и ловить

- Как называются слова, имеющие 2 корня?

Вы догадались, с какими словами мы будем работать на уроке?

III. Выявление места и причины затруднения.

- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- В написании соединительной гласной.

- Что такое соединительная гласная?

-Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Почему возникла трудность?

-Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Слайд

- Кто написал с другой буквой?

- Почему выбрали именно эту букву?

- Почему? В чём проблема возникла?

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Какую задачу мы должны с вами решить?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята, я предлагаю вам работу в группах (по цветам), в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

-Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.

Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

Прочитай (произнеси) слово.

Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.

Сделай вывод:

- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.

-После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.

-После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске.

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).

Вывод детей:

1) после мягких согласных (сталевар);

после твёрдых согласных (водолаз, самокат).

- Проверьте свои предположения с правилом на доске. Слайд

- Молодцы! А помнить всегда это правило

Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором

Физминутка с Машей

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в тетерадях.

- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:

- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.

- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота

(Описание животного читает вслух кто-то из детей.)

- Землеройка!

Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.

Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.

Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,



подчеркиваю орфограмму: землеройка.

(Появляется картинка с изображением землеройки.)

Млекопитающее с окаменелым панцирем,

обитающее в Америке.

- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)

Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).

- Верно! (Появляется картинка.)

Работа в парах.

- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.

Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.

Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.

Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.

- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:

Сверка по образцу.

утконос

меченосец

носорог

Слайд

VI. Включение в систему знаний.

Работа по учебнику. (самостоятельно)

VII. Рефлексия учебной деятельности.

нособраз попукан

дикорог пелигай

ворова крокомот

коробей бегедил

- Что с ними не так? Назовите их правильно.

- Есть ли тут слова, которые относятся к теме сегодняшнего урока?

VIII. Итог урока

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- Сколько корней бывает в слове?

- О каких соединительных гласных вы узнали?

– Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)

– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

– Добились ли мы поставленной цели?

Анкета – оцени
1. Оцени, насколько интересной показалась тебе работа на уроке?

Оборудование: Компьютер, презентация, карточки.

Формируемые УУД:

  • п. - формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование;
  • к. - признание права каждого человека на собственное мнение;
  • р. - способность к рефлексии собственной деятельности;
  • л. - положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности.

Оборудование: карточки для работы в парах, толковый словарь.

Ход урока

1. Орг. момент. (Слайд 1)

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

2. Актуализация знаний

- Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа.

3. Минутка чистописания. Оо / / Ее / /

- Какие слова спрятались в слове?

- Вспомните алгоритм разбора слов по составу. (Слайд 3) (Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

- (Слайд 4). Посмотрите на доску. Перед вами слова, распределите в два столбика эти слова.

- походы, сказка, переход, сказочка, проход, сказочный

- Каким способом образовались слова 1 столбика - (приставочным)

- Каким слова 2 столбика - (суффиксальным)

- К каждому столбику подберите однокоренное слово, которое образовалось приставочно-суффиксальным способом.

Походка, присказка.

- Как называется способ образования данного слова? (Приставочно-суффиксальный). (Слайд 5)

Задание 2. (Инд. - работа по карточкам - 2 человека+ 1 чел. Толковый словарь.

4. Оценки. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемного вопроса

- Разберите слова по составу: Самовар, пешеход.

- Попробуйте составить модель слова.

- Из каких частей состоит слово? (Из двух корней)

- Как называется гласная, которая стоит в середине слова? (Соединительная гласная)

- (Слайд 6) Можно ли подобрать слова к этой модели?

- Как называются слова с двумя корнями? (Сложными). Как вы думаете, почему они так называются?

- Найдите значение слова сложный в словаре.

- Сколько значений имеет это слово? (Это многозначное слово. Оно имеет два значения.)

- Назовите первое значение. (Сложный - состоящий из нескольких частей)

- Какое второе значение? (Трудный, запутанный)

- Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? (Первое значение)

Записаны слова: Пароход, мудрость, синеватый, самовар, дождемер, маленький, птицелов.

- Назовите слова, в которых два корня. Выпишите сложные слова. Разберите слова по составу. Понаблюдайте, какие буквы, соединяют эти корни?(о, е) Кто помнит, как они называются? (Соед. гласными).

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Написанию сложных слов).

- Сформулируйте задачи урока:

  • знать, какие слова называются сложными,
  • поупражняться в образовании сложных слов и их правописании
  • правильно писать соединительную гласную в словах

- Поэтому тема нашего урока…

5. Выведение правила

- Отлично! Теперь вам ничего не стоит сформулировать (вывести) правило по теме нашего урока.

- Вернемся к словам самовар и пешеход.

- Какие слова называются сложными, и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?
- Сформулируйте правило, какие слова называются сложными и какие соединительные гласные пишутся в сложных словах. (Слова, которые имеют в своём составе два корня, называют сложными. Два корня в сложных словах соединяются гласной о или е.)

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Работа с учебником

Работаем с учебником. Откройте учебник на с. 109, упр. 193.

- Что вы должны помнить о сложных словах, выполняя упражнение? (Соед. гл. только О или Е).

- Какое задание есть ещё в упражнении? (Составить 3 предложения с данными словосочетаниями.)

- Сверимся с учебником. Прочитайте правило на с. 109. Какой вывод сделали?

- (Слайд 8) Рассмотрите слова в левом и правом столбиках и сформулируйте правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах. Когда (после каких звуков) в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда - е?

ВЫВОД: В сложных словах пишется соединительная гласная О после твёрдых согласных, в сложных словах пишется соединительная гласная Е после мягких согласных, шипящих и [ ц ].

- Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему? (В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге.)

- Ребята, как вы думаете, как называется способ образования сложных слов? (Сложение основ)

(Слайд 9) Способы образования слов.

8. Творческая работа. Работа по карточкам (задание в парах)

(Слайд 12) Побываем в горах. В горах природа зимой меняется. Об этом вы узнаете из задания на карточках. Работаем в парах.

Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

□ В лесу на склонах гор было очень красиво.
□ Зимой наш класс отправился в горы.
□ На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
□ ________________ укрыл землю пушистым покрывалом.
□ А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.
□ Слова для справок: (снег, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

- Проверим выполнение задания. (Слайд 13)

9. Итог урока

Подведём итог урока.

- Какова же была цель нашего урока?

- Достигли ли мы её?

  1. Слова, у которых ____________ называются сложными.
  2. Гласные буквы ___ или ___, которые соединяют корни в сложных словах, называются ____________гласными.
  3. Способ образования сложных слов называется _______.

- Вы сегодня хорошо работали, сейчас скажите, случайны ли по чистописанию были даны такие буквы? (Нет, это соединительные гласные)

10. Рефлексия

Учитель: (Слайд15).А теперь оцените себя, каким был для вас урок?

11. Домашнее задание. (Слайд 16)

На выбор: 1. по учебнику с. 109 упр. 194.

2. Записать загадки, ответами которых будут сложные слова.

12. Дополнительно: Интерактивный кроссворд. (Слайд 17) (Вертолёт, скалолаз, следопыт, мухомор, дымоход)

13. Заключение

Учитель: (Слайд 18) Молодцы! Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить - дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Если осталось время…

Учитель: Устали? Давайте играть. Я называю два простых слова, вы составляете одно сложное.

  • Лес, рубить - лесоруб
  • буря, ломать - бурелом
  • сам, летать - самолёт
  • пар, ходить - пароход
  • сам, варит - самовар
  • пар, возить - паровоз
  • книга, любить - книголюб
  • секунда, мерить - секундомер
  • Гори, зонт - горизонт.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Перспектива)

-Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что в сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании сложных слов.

-формулировать проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование (Познавательные УУД);

-постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные УУД)

— признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД);

— положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД)

Мотивация к уроку.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке: открывать новые знания или повторять изученное?

- Проверим наши предположения.

II. Актуализация знаний.

К-л-со , те--итория, тру-, ло-кость, чес-ность, шля-ка, в-сёлый.

-Сформулируйте задание к этим словам.(Вставить пропущенные слова и объяснить их.)

- В какой части слова находится орфограмма? На какие правила?

Задание выполняется устно, пропущенные буквы пишется.

- Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы? ( Буквы гласных звуков: о и е.)

На доске элементы чистописания: ееееооооеоео

III. Самоопределение к деятельности

о воде подводный

— Что вы можете сказать о словах первого столбика? ( Это формы одного и того же слова.)

- Что вы можете сказать о словах второго столбика? ( Это однокоренные слова .)

- Что такое корень?

- Выделите корень в словах второго столбика.

- Какие слова образованы при помощи приставок?

- Какие слова образовано с помощью суффиксов?

IV . Постановка проблемного вопроса.

- Какое слово вызвало затруднение? Чем отличается от предыдущих ?( Водовоз )

- Как называются такие слова? (Сложные)

- Как вы думаете, почему они так называются ? (В них два корня.)

Найдите значение слова сложный в словаре.

Сколько значений имеет это слово?(Два.)

Назовите первое значение (Состоящий из несколько частей.).

Назовите второе значение.(Трудный, запутанный.)

Какое значение подходит к словам из двух корней?(Первое значение.)

-Как же называется тема нашего урока? (Сложные слова)

2. Замените предложение одним словом.

- Как называется ферма, на которой разводят птиц?

- Как пишется это слово? В чём трудность?

- Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов?

- Можете обосновать свой выбор? ( о или е )

- Почему? В чём проблема возникла? На какой вопрос мы будем искать ответ? Сформулируйте цель нашего урока.

(Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании новых слов и их правописании.)

-А как мы поймём, что достигли цели? Да, для достижения цели надо потренироваться. Чтобы мы видели, как идёт наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу. В ходе урока я вам скажу, когда необходимо вносить в неё результаты.

Знаю, умею составлять -1 балл

Не знаю, не умею составлять- 0 баллов

Знание алгоритма

написания соединительных букв

Помню алгоритм-1 балл

Не помню алгоритм-0 баллов

Умение применить

алгоритм на практике

написания соединительных букв

1 балл за каждое правильное окончание в трёх видах заданий.

Задание №1- 6 баллов

Задание №2- 7 баллов

Задание №3-5 баллов

Умение контролировать себя

при написании соединительных букв в сложных словах

Не знаю, какой алгоритм нужно применять при написании соединительных букв в сложных словах- о баллов.

Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю запись алгоритма, сверяю каждый шаг- 1 балл.

Помню алгоритм, выполняя задания, повторяю про себя, каждый шаг алгоритма - 2 балла.

Максимальное количество баллов

3 Этап реализации построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи. Составление алгоритма действий по решению данной проблемы.

- На доске записаны слова с пропущенной буквой:

Сталевар, кашевар, птицелов, самокат, водолаз, лежебока.

- Что надо сделать вначале? ( прочитать слово )

- Убедиться, что оно сложное.

- Посмотреть на какой согласный звук оканчивается в слове первый слог.

1) после мягких согласных ( сталевар )

2)после шипящих ( кашевар )

после твёрдых согласных ( самокат, водолаз )

- После мягких, шипящих и Ц

Не перепутает буквы никто!

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом ты наполняешься свежим и силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.

V. Работа по теме урока. ( Закрепление правописания соединительных гласных в сложных словах, используя алгоритм. )

Раздаются конверты каждой группе с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные.

Знаю, умею составлять -1 балл

Не знаю, не умею составлять- 0 баллов

Работа по учебнику. Упражнение №194

Какие соединительные гласные пишут в сложных словах?

Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?

Почему? ( В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге)

Рубить, лес;

сам, летать;

снег, падать;

лес, степь;

каша, варить

Кому захотелось стать исследователем в этой области науки?

Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали животным название.

Как называется животное, у которого на носу рог?

А если нос похож на утиный?

-Сейчас, господа учёные, вы будете работать в группах, давать названия животным, а мы проверим, совпадут ли они с настоящими. У вас одна минутка.

-Проверим, что вы нам предлагаете. Начинают ребята с карточкой №1 и т.д. Какую соединительную гласную записали, почему?

Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнётся вправо, влево, перелетит поляну, щёлкнет клювом – и муха поймана …

Ни одно насекомое не пролетит мимо прекрасного цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнутся – и муха в ловушке …

Это насекомое получило своё название за то, что у него глаза переливаются как перламутр, но основным цветом глаз является золотистый…

Живородящая рыбка, обитающая в водоёмах Мексики, а в России только в аквариуме,

имеет (носит) длинный хвост, похожий на меч …

Оцените свою работу .

VII. Рефлексия.

Слова , у которых два корня, называются

6. Укажите слово, в котором пишется буква е

Ц) земл . трясение

7. Укажите слово, в котором допущена ошибка

Какие слова называются сложными?

-Почему они так называются?

-Как образуются сложные слова?

-Какие соединительные буквы пишутся в сложных словах?

Не знаю, какой алгоритм нужно применять при написании соединительных букв в сложных словах- 0 баллов.

Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю запись алгоритма, сверяю каждый шаг- 1балл.

Помню алгоритм, , выполняя задания, повторяю про себя , каждый шаг алгоритма - 2балла.

Читайте также: