Правописание сочетаний жи ши 1 класс перспектива конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

- Сегодня на уроке у нас гости. А в гости любят ходить к хорошим и добрым людям. Постараемся доказать это своей работой на уроке.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками; умными собеседниками, внимательными слушателями.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в плавание, во время которого познакомимся с одним из правил русского языка. Вам интересно с каким?

- Тогда скорее в путь! Нас ждут три интересных острова. Там живут слова, которые нуждаются в нашей помощи.

2. Чистописание

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине,
Этот пальчик безымянный избалованный он самый,
Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал.

- Дети, что изображено на плакате?

- Изобразите волны жестами.

- А теперь давайте нарисуем волны, по которым сегодня отправимся в путь.

- Давайте пропишем размером с рабочую строку волнообразный узор. На что похожа волна?

- На букву Л.

- Это лодка. (Слайд № 2)

- Объясните, что такое лодка?

- Средство передвижения по воде, по-другому называется судно.

- Это судно, которое движется по воде. Что перевозят на лодке?

- На лодке перевозят людей и небольшие грузы.

- Какие вы еще знаете суда?

- Плот, шлюпка, теплоход, баржа.

- Посмотрите на экран, какие бывают еще названия судов. Они ждут нас, но на каждое судно пробрались буквы, одна их них лишняя. Догадайтесь, какая.

Он способен колоть лед, прокладывать путь другим

На нем люди летом совершают экскурсии, прогулки по водоему

Маленькое судно, на нем удобно ловить рыбу

Летом на нашей реке Битюг люди совершают прогулки на катамаране

3. Работа по теме урока

- Посмотрите, на реке появились новые суда. Это шлюпки. В них находится по одной букве. А на берегу ждут буквы – пассажиры. Догадайтесь, в какую шлюпку может сесть каждая буква?

- Потому что они парные согласные по глухости и звонкости.

Аналогично с остальными буквами.

- Ша-жа, же-ше, жу-шу, жо-шо.

- Звуки Ж и Ш – всегда твердые, вместо звука [И] произносится [Ы], а пишется И.

- Запишем в тетради: ЖА-ША, ЖЕ-ШЕ, ЖУ-ШУ, ЖО-ШО, ЖИ-ШИ.

- Вот мы и познакомились с одним из правил русского языка. Оно звучит так:

ЖИ-ШИ пиши с И.

- А теперь, зная правило, отправляемся в гости к словам, которые живут на 1 острове. Это слова с сочетаниями ЖИ-ШИ в начале слова. Какие это слова?

- Шить, жир, шина, жираф (называют дети).

Дети читают и записывают слова, подчеркните ЖИ-ШИ.

Животное, жизнь, шило, шил, жил.

- Наши лодки отправляются ко 2 острову. На нем живут слова, из середины которых выпали слоги ЖИ и ШИ. Слова просят помочь им.

Сильные ученики вставляют пропущенный слог.

Средние – работают в книге.

Слабые списывают с карточек, подчеркивая слова.

Физкультминутка

Ветер по морю гуляет (над головой ветер)
И кораблик подгоняет. (как дует ветер)
Он бежит себе в волнах (бег шажками на месте)
На раздутых парусах. (разгребая волны руками)

- Побегайте пальчиками по парте.

- Поднимите руки вверх, вдох.

- Опустите руки вниз, выдох.

4. Продолжение работы по теме урока

- Ребята, где стояли сочетания ЖИ-ШИ на 1 острове?

- Слоги ЖИ-ШИ стояли в начале.

- А на 2-ом острове?

- В средине слова.

- Догадайтесь, где будут стоять сочетания ЖИ-ШИ на третьем острове?

- Подсказкой нам будут иллюстрации.

- Назовите предметы. Сколько они обозначают предметов один или множество? Давайте изменим их, чтобы они обозначали много предметов. Какие это слова?

Письмо учащегося на доске, дети в тетради: ландыш-ландыши, мышь-мыши, нож-ножи, лыжа-лыжи.

5. Закрепление изученного

- А теперь в конце нашего путешествия я хочу вам подарить каждому на память нарисованный корабль.

- На нем не хватает некоторых слов. Какого догадаетесь сами.

В лесу растут душистые …

Вокруг озера растут…

В густой траве шипят …

- Но не забудьте, что в ваших предложениях не хватает слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

- Несколько проверим (если есть время)

6. Итог урока

Существуют примеры запоминания этого правила

Слайд № 11

ЖИ-ШИ, ЖИ-ШИ.

С буквой И всегда пиши.

Слайд № 12

Знаем твердо: ЖИ-ШИ,

Пишем только с буквой И.


Конспект урока русского языка на тему "Правописание сочетаний жи ши" в первом классе.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

- формирование умения писать сочетания ЖИ, ШИ.

Задачи урока:

- Уточнение представления обучающихся о звуках [Ж],[Ш] как твёрдых.

- Познакомить обучающихся с правописанием сочетаний ЖИ, ШИ.

- Отрабатывать навыки правописания сочетаний жи, ши.

- Развитие орфографической зоркости.

- Развитие фонетического слуха.

- Развитие словесно-логического мышления.

- Развивать культуру общения, воспитывать внимание, тренировку памяти.

- Развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.

- Воспитывать интерес обучающихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ-ШИ.

Метапредметные:

- осуществление выбора соответствующих языковых средств;

- применение практических навыков написания сочетаний жи-, ши- ;

- проведение звукового анализа слов.

- применять освоенные способы действия;

- осмысливать текстовой материал;

- выделять предмет речи и его свойства.

- строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.

- владеют общими логическими приёмами мышления;

- проявляют прилежание в учёбе.

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

По звонку учитель приветствует детей и дает психологическую установку на работу.

Повернитесь лицом к соседу, скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

- Прочитайте слова. Разделите их на 2 группы:

ЖИРАФ ЕЖИ МОРЖИ МЫШИ

- Какие слова отнесли к 1 группе? Ко 2 группе?

- Какой еще признак объединяет эти слова?

- Сформулируйте тему урока, цель по схеме:

2. Актуализация знаний

Работа в тетрадях.

а) правила посадки. Запись даты

б) Каллиграфическая минутка.

- Какие ошибки можно допустить в написании?

- Внимание. Определите порядок написания элементов букв в данной цепочке:

Продолжите цепочку. Поменяйтесь тетрадками. Оцените работу соседа по парте.

3. Усвоение новых знаний.

а) Введение в тему.

- Возвращаемся к словам темы урока. Произнесите эти слова. Назовите последние слоги в словах. Какие шипящие звуки вы слышите?

- Что о них можно сказать? Что их объединяет?

б) Работа с правилом.

- Откройте учебник с. 54 № 96 (правило).

- О чем говорит правило? Чему учит? Вспомните слова, где встречается наша орфограмма.

«Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Машины, шины, камыши-

- Давайте ее повторим.

Малыши, вы малыши

Хватит грызть карандаши!

Крепче их в руках держите

И рисуйте и пишите!

4. Первичная проверка понимания.

а) Работа с учебником.

МА…на, …тель, сне…нка, пу…нка, …шка, пру…на, …повник.

-Какое задание предлагает учебник? Какова его цель? Какая орфограмма? Что нужно знать, чтобы выполнить упражнение?

5. Закрепление новых знаний.

а) Следующее задание.

- Сейчас мы с вами проведём небольшой диктант и выполним к нему задания, чтобы закрепить полученные нами сегодня знания (зрительный предупредительный диктант).

На слайде дан текст(13 слов):

Тишина в лесу. Только шуршит кто-то под крушиной. Это бежит по траве ёжик.

- Давайте прочитаем его.

- Из скольких предложений состоит текст?

-Пропустите одну строчку. А теперь внимательно слушаем и под диктовку запишем этот текст у себя в тетрадях (учитель читает медленно по одному предложению).

- Давайте сверим свою запись с тем, что записано на слайде и исправим допущенные вами ошибки.

- Подчеркните у себя в тексте все сочетания ЖИ-ШИ.

- Поставьте в словах первого предложения ударения.

- В этом же предложении подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

- В последнем предложении подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

6. Контроль и самоконтроль знаний.

- Проверим ваши знания.

1) В каком слове слог жи ударный?

2) После какой буквы не пишется буква ы?

3) В какой строчке пропущены только буквы и?

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Давайте подведем итог урока по данной схеме.

- Какие задачи мы поставили себе на уроке?

- Справились ли мы с этими задачами?

- С какими орфограммами познакомились? Как пишем? Чему учились?

Все сегодня молодцы! Спасибо за урок!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Парные согласные [ж] - [ш].

Тип урока: комбинированный урок.

Материально-техническое оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

Планируемые результаты:

- Личностные: Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

- Метапредметные:

Регулятивные: - проверять написанное.

Познавательные: - освоение умения записывать и списывать слова и предложения письменным шрифтом.

Коммуникативные: - умение объяснять свои действия, осваивать культуру речевого общения при работе в паре.

Этапы урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Метапредметные

I.Организационный момент (2 мин)

– Здравствуйте, дети! Я рада встрече

с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Регулятивные:

-готовность и способность к осознанию новых знаний

Личностные:

-умение оценивать собственное эмоциональное состояние

II.Актуализация знаний (2 мин)

Учитель: Задается вопрос:

-Ребята давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке?

-Мы учились писать буквы Юю и Шш.

Знать: как правильно писать слова и предложения; правило: жи-ши пиши с буквой и.

Уметь: применять в устной речи свои знания

Познавательные:

-умение применять на практике имеющиеся знания

III. Работа по теме урока (12 мин)

-Кто изображен в левом верхнем левом углу страницы?

-Составьте звуковую схему этого слова.

-Какие слова зашифрованы с помощью рисунков?

-Почему буква п написана синим цветом?

-Напишите печатную заглавную Ш по образцу.

(Далее учащиеся самостоятельно прописывают букву на свободной строке. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы ш).

-Рассмотрите письменную строчную букву ш в правом верхнем углу страницы. На что она похожа?

-Откуда нужно начинать писать букву ш?

-Обведите образцы слов и предложений. Рядом, самостоятельно запишите эти предложения.

-В названиях каких предметов вы слышите твердый звук ш?

-Напиши эти буквы на первой строчке: заглавную и строчную, кроме мягкого знака.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пронского района Рязанской области

Конспект урока

по русскому языку
в 1 классе

учитель начальных классов

Степанова Наталья Сергеевна

Тема: Правописание слов с сочетанием жи-ши.

Цель: закрепить представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; умение писать слова с сочетанием жи-ши

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

1.Организационный момент.

-Сегодня на уроке к нам пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

2.Мотивация к учебной деятельности. Чистописание.

-Прочитаем девиз нашего урока ( на доске)

-Чему будет посвящён сегодняшний урок? (повторению, работе над своими ошибками)

-Ребята, мы уже с вами знаем с урока азбука, что первые книги писались от руки. Писать поручали человеку с красивым почерком.

-На каком этапе урока мы тренируемся красиво писать? (минутка чистописания)

-Давайте расскажем, какие секреты письма нужно помнить.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу!

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Улыбнитесь друг другу. За работу.

-Посмотрите на букву и найдите среди них лишнюю? (Э)

-Что вы можете сказать об оставшихся буквах?

-Пишем строчную и заглавную букву Э э в прописи. Подчеркните букву, которая удалась.

-Найдите слова на букву э. Прочитаем их. Поставьте ударение в словах.

-Отгадайте загадки об оставшихся согласных буквах.

1. «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!

Так хохочет буква…… (Х)

-Пишем строчную и заглавную букву Х х

-Подчеркните букву, которая удалась.

-Прочитайте предложение. Обведите по контору предложение.

-Отгадываем загадку о букве.

2.Целый час жужжит уже

На цветочке буква…. (Ж)

-Пишем строчную и заглавную букву Ж ж

-Подчеркните букву, которая удалась.

3.Филин в книжку залетев,

Притворился буквой…. (Ф)

-Пишем строчную и заглавную букву Ф ф

-Подчёркиваем самую красивую букву.

-Прочитайте слова на букву ф. Обведите по контуру. Сколько слогов в каждом слове? (2)

-Как называются слова, состоящие из двух слогов? (двусложные)

Жили –были в лесу шипящие Ж, Ш и гласные И, Ы. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы навести в лесу порядок. Все вышли на работу, кроме буквы Ы. Она сказала, что очень больна, и работать не может. Весь день трудились Ж, Ш, И. Во все щели заглянули. Хорошо убираются. И вот, усталые, голодные, решили пойти домой. Подходят к домику и видят, что Ы как ни в чём не бывало, веселится. Танцует под музыку. Обиделись Ш,Ж,И, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они рядом с буквой Ы, а только так: ЖИ-ШИ!

-Что мы сейчас повторили?

-Назовите цель урока. ( уметь правильно писать слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

-Тема урока (правописание слов с сочетанием ЖИ-ШИ)

3.Самостоятельная работа №1.

-Наш следующий шаг написать самостоятельную работу.

-С какой целью будем писать? (проверить себя, допускаем ли мы ошибки)

-Отложите прописи, откройте тетради, запишите слова, подчеркните орфограмму.

Презентация к уроку

4.Локализация и коррекция затруднений.

-Возьмите зелёные ручки и проверьте свои работы по образцу, пользуясь алгоритмом исправления ошибок.

-Встаньте те, кто не допустил ошибок, что вы можете сказать о своей работе? (у нас нет затруднений)

-Встаньте те кто допустил ошибки?

-Какой инструмент вам поможет? (эталон)

-Что ещё нам может помочь? (правило)

Правило на презентации

Физминутка для глаз

5.Самостоятельная работа №2.

-Я вам предлагаю выполнить следующее задание. Я буду зачитывать предложения, а вы записывать слова с сочетанием жи-ши и подчёркивать орфограмму.

В лесу тишина. Легко скользят лыжи. Белка в дупле грызёт шишки. Спит в норе ёжик.

-Поднимите руки, кто допустил ошибки.

-Что нужно делать? (тренироваться)

-Где можно тренироваться? (дома)

6.Включение в систему знаний.

-Закрыли тетради. Возьмите прописи. Найдите на стр. 5 в рамочке сочетания жи-ши. Ещё раз хором скажем правило.

-Обведите слова по контуру, поставьте ударение в словах, подчеркните орфограмму.

-Найдите и назовите односложное слово. (шип)

-Почему? (слова, в которых один слог называются односложные)

-Составьте и запишите предложения. с.25

7.Рефлексия деятельности на уроке.

-Чему был посвящён сегодняшний урок? (повторению и работе над ошибками)

-Какие цели ставили на уроке? (выяснить есть ли трудности, понять причину ошибок и устранить её)

-Довольны вы своей работой на уроке?

-Удалось преодолеть затруднение?

-Оцените себя на лесенке успеха.

Если вы не допустили ошибок в первой самостоятельной работе, поставьте себе зелёный восклицательный знак.

Предметные: научатся писать слова с сочетаниями жи – ши.

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят коррективы;

познавательные – осуществляют поиск нужной для решения учебно-познавательной задачи информации в учебнике; овладевают речевыми умениями и умением логически мыслить, развивают внимание,

коммуникативные – принимают участие в работе парами, проявляя этические правила и нормы совместной деятельности и сотрудничества.

Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки для детей, слайды с задания для интерактивной доски, учебник, рабочая тетрадь

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Руки шире, руки выше,

Руки шире, руки ниже,

Тихо сели на урок.

Откройте тетради, подпишите число

Откройте учебники на стр. 63

Читаем текст упражнения 1.

Что вы можете сказать о характере Вовы - героя стихотворения? Какие слова помогли понять, что Вовка не плохой?

Почему мальчик вдруг стал стесняться доброты? Что мы можем ему посоветовать?

Найдите выделенное слово в тексте стихотворения. Спишите его в тетрадь.

На какой вопрос отвечает это слово?

Подчеркнем место,в котором можно допустить ошибку.

Какое правило надо вспомнить, чтобы не ошибиться в его написании?

Назовите тему нашего урока. ( Правописание сочетаний жи-ши)

Давайте определим цель урока — чему нам нужно сегодня научиться?

( Правильно писать сочетания жи-ши)

Наша задача — не только познакомиться с правилом, но и научиться его

3. Работа по теме урока

Я предлагаю вам выполнить следующее задание в парах. Откройте рабочую

тетрадь на стр. 68

Обсудите, как это сделать. Соедините слоги карандашом в тетради.

Покажите свое решение на слайде. ( 8 слов - 8 человек)

на стр. 68 запишите слова в строчку на линеечках. Первое слово с большой буквы, остальные через запятую с маленькой.

Какие орфоргаммы есть в этих словах? Жи-ши

Подчеркнем орфограмму в каждом слове.

Как правильно писать эти сочетания?

Как мы можем проверить наше предположение?

Обратимся к правилу на стр. 65 в учебнике

В сочетаниях жи-ши всегда пишется буква И.

Где в словах могут быть сочетания ЖИ – ШИ?

Сочетания ЖИ и ШИ могут быть и в начале, и в середине, и в конце слова.

Давайте продолжим ряд слов. Придумайте еще 2-3 слова на это правило по теме нашего урока. Запишем их и подчеркнем орфограммы.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Продолжаем работать по теме нашего урока.

У вас на столах лежат карточки, на которых мальчик Вова написал предложения.

Проверьте как он выполнил задание. Исправьте ошибки

Прежде чем приступить к работе, поставьте три волшебные линеечки в правом нижнем углу.

Какую оценку отмечаем на первой линейке?

Приступайте к выполнению задания.

1. У машы жывёт рыжый кот.

2.У кота пушыстый хвост.

3.Кот любит душыстые ландышы.

Оцените свою работу на второй линейке.

Сверьте всю работу с образцом на доске.

Оцените себя на третьей линейке после сверки с образцом.

Каким правилом пользовались при выполнении этого задания?

Встаньте те, кто.

что посоветуем тем кто занизил себе оценку? Завысил?

Составьте небольшой рассказ, используя опорные слова.

(например. Падают красивые снежинки. Малыши встали на лыжи.)

Запишите текст в тетрадь в линейку. Подчеркните орфограммы. Объясните их написание с помощью правила.

7. Физминутка для глаз.

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.

- А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И и не дружат с буквой Ы?

СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.

Читайте также: