Правила о непроизносимых согласных конспект урока
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема : Непроизносимые согласные.
Цель урока: формирование представлений о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи урока:
Обучающая : учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корне слова.
Развивающая : развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
Воспитывающая : воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку.
Технология деятельностного подхода.
Метод: проблемно- диалогический.
Организационный момент.
Здравствуйте. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
Актуализация знаний.
1. Словарная работа. Отгадайте загадки, отгадки запишите к себе в тетрадь.
Один человек у доски записывает словарные слова. Остальные работают в тетради.
1) Он круглый и красный
Как глаз светофора.
2) Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
3) В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дернешь за косу плутовку
И увидишь ты ….(морковку)
4) Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)
5) В темноте живу все лето,
Как солдат, в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)
6) Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу
- Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку. Проверка на слайде.
2. Сейчас поработаем устно. Вы уже знаете несколько правил правописания корня в словах. Используя эти знания, вставьте в слова пропущенные буквы, подберите проверочное слово, а ответ покажите на сигнальных карточках.
Хле…, г…лова, сла…кий, к…сить.
Постановка учебной проблемы.
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради. Записываем отгадки с новой строчки.
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью- наоборот. (Солнце)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень …..(грустно)
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
- Помощники готовы? Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании .
?! Если нет , - Есть в классе дети, которые написали иначе, по - другому?
- Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.
2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
- Сколько мнений в нашем классе? (два)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)
- Кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)
- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).
IV. Постановка цели урока.
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.
- Какова цель нашего урока? Чему будем учиться? (Учимся грамотно писать слова ). ПРИКРЕПИТЬ
V .Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл).
- Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.
- Давайте рядом напишем транскрипцию слов . (по щелчку появляется транскрипция этих слов)
-Посчитайте количество букв и звуков. ( по щелчку появляется кол- во букв и звуков в каждом слове)
- Почему в словах капустница и капустный количество букв и звуков различное? ( Не слышится, не произносится звук т)
- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)
- Как бы вы назвали такие согласные? Придумайте им названия. (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)
- Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на стр. 125 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)
- Над какой темой мы сегодня работаем? ( Непроизносимые согласные в корне слова) ПРИКРЕПИТЬ
- Зная тему урока, давайте дополним цель урока
Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
- упр. 190 (Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника)
- Распределите обязанности в паре: один читает слова, другой повторяет их.
- Сравните слова первой группы со словами второй группы. Найдите общую часть.
- Запишите слова парами, в столбик, подчеркните в словах непроизносимую согласную.
- Давайте прочитаем получившиеся пары.
- Как называются такие пары? (однокоренные слова)
- Кто догадался в каком столбике проверочные слова? Почему? (отчетливо слышатся все звуки)
- А кто был внимательным, скажите, а когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
- Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Произношение с написанием не совпадает. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными
- Вот эти опасные сочетания Слайд
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
- Запишите их себе в тетрадь и запомните их.
- Попробуйте сделайте вывод: как же проверить написание непроизносимой согласной.
- А как вы думаете, Всегда ли в словах пишется непроизносимая согласная?(…). Приведите пример. (не всегда, например: опасный – опасен, ужасный – ужасен)
- А где можно проверить правильность наших выводов? (в учебнике)
- Теперь зная правило вернемся к нашим словам . – У кого из моих помощников есть ошибки? А как можно проверить?(Подобрать проверочные слова)
-А любое однокоренное слово подойдет? (Нет)
– А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится).
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
3.Составление алгоритма.
- А сейчас давайте составим алгоритм, который поможет нам при написании слов с непроизносимыми согласными.
(На доске и на парте шаги алгоритма в неправильном порядке)
( В ходе фронтальной работы составляется алгоритм проверки)
2. Определить место непроизносимого согласного звука в слове.
3.Подобрать такое родственное слово, чтобы непроизносимый согласный стал слышаться отчетливо.
4.Обозначить на письме звук буквой.
6.Подчеркнуть согласную букву, обозначающую непроизносимый звук.
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель : зафиксировать способ проверки слов с непроизносимыми согласными.
- А сейчас потренируемся в написании слов с непроизносимыми согласными.
1.Упр.191 (с комментированием, с опорой на алгоритм.)
(Еще одна ловушка – не ко всем словам можно подобрать проверочные, как же быть, что это за слова – словарные, написание этих слов надо запомнить.)
2.Работа в группах.
- Каждой группе даю слова, из этих слов нужно выбрать только те, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне.
Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются, а остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.
VII .Самостоятельная работа.
Цель : выявить сформированность способа проверки непроизносимого согласного; тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Я буду вам читать слова, а вы будете записывать только те, в которых есть непроизносимая согласная.
Честный , вкусный, местный , грустный , опасный, прекрасный, радостный , звездный, ненастный, поздний .
Самопроверка и самооценка.
- Тем, кто ошибся, что можно посоветовать (дома поработать с этими словами)
Домашнее задание выучить правило с.126., р.т. с.____ упр._____
8. Рефлексия.
– Поднимите руки, у кого были ошибки в последнем задании. Почему, как ты считаешь?
– Поднимите руки, кто считает, что очень хорошо поработал на уроке, и у кого не было ошибок в заданиях.
На доску вывешивается плакат со словами: грустно, радостно .
– Выберите слова, которые соответствуют вашему настроению и под ними, прикрепите на доску один из смайликов по очереди по рядам.
– А теперь в тетради с новой строчки посередине запишите выбранное вами слово. Объясните свой выбор. (Ответы учащихся).
Основная цель урока повторить знания детей о правописании непроизносимых согласных.В ходе выполнения тренировочных упражнений формируется навык правильного написания слов по данной теме.
Содержимое разработки
План-конспект факультативного занятия
Предмет: русский язык
Тема: Правила о непроизносимости согласных
повторить знания детей о непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи:
учебные:
организовать деятельность учащихся по изучению непроизносимых согласных;
выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными;
формировать умение видеть и различать корневую орфограмму, находить проверочные слова;
развивающие:
продолжить развитие речи, фонематического слуха, орфографической зоркости, оперативной памяти, логического мышления, навыка самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, высказывать и доказывать свою точку зрения, обогащать словарный запас слов через поиск однокоренных слов;
воспитательные:
воспитывать потребность в грамотном письме, навык учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление своим поведением, чувство сопереживания через организацию парной работы.
Учить планировать свою деятельность.
Оборудование:
2. Карточки с заданиями.
Ход занятия:
Организационный
- Добрый день, ребята!
Он пойти вам должен впрок.
Проверяет готовность рабочего места.
Приветствуют друг друга, желают друг другу успеха.
Актуализация знаний
1 Минутка чистописания
Бп вф гк дт жш зс сс нн пп д л т в
-Подчеркнуть правильно и красиво написанные буквы или сочетание букв.
Постановка учебной проблемы. - Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника.
Выбрать из желающих.- Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски.
Удивилась очень Катя
Посмотрев в оконце –
Почему-то на закате стало красным … (^ СОЛНЦЕ)
Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел,
Стало очень … (ГРУСТНО)
Мишка был большой проказник.
У него сегодня … (ПРАЗДНИК)
- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.
- Какое было задание? (^ Записать слова под диктовку.)
- Проверим.
Доска открывается.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сама даю другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
^ Подводящая беседа к формулированию правила.
-На какую орфограмму слова: солнце, грустно, праздник? (Непроизносимая согласная в словах.)
- А как можно проверить? (^ Подобрать однокоренное слово.)
- А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)
- А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)
Вывешивается правило.
* Произнеси слово.
* Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.
* Для этого подбери однокоренное слово, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко и ясно.
* Напиши слово.
* Проверь написание. Обозначь орфограмму.
Работа по теме:
1. Работа на доске (записаны слова):
Учащиеся выходят к доске, вставляют согласный, подбирают проверочное слово и пишут рядом со словом.
2.Работа с сигнальной карточкой..- Показать нужную букву
крес…ный интерес…ный
трос…ник прелес…ный
со. нце грус…ный
праз…ник прекрас…ный
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Тренировочные упражнения.
1) Групповая работа
Задание. Вместо выделенных слов поставить подходящие по смыслу слова
1 группа.
Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная
2 группа
В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.
красные
безобразной
прекрасное
звездное
3 группа
Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.
Небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники
2) Тест
1. В каком слове на месте пропуска надо писать непроизносимый согласный?
1) че. ствовать героя
2) уча. ствующий в конкурсе
3) ше. ство над малышами
4) путеше. ствовать по стране
2. В каком слове нет орфографической ошибки?
1) празник
2) окресности
3) счасливый
4) наездник
3. В каком слове на месте пропуска нет непроизносимого согласного?
1) трос. никовые заросли
2) звёз. ный дождь
3) бабочка-капус. ница
4) красивый по. черк
4. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву?
1) э. скалатор
2) э. скаватор
3) крупнома. штабная карта
4) сума. шедший
5. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Т?
1) вес. ники разлуки
2) длинные рес. ницы
3) облас. ные соревнования
4) совес. ливый человек
6. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву?
1) здра. ствуйте
2) ужас. нуться
3) шотлан. ская песня
4) хлес. нуть лошадей
Сегодня на уроке :
Выбор смайлика.
-75%
Конспект урока по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" разработан по УМК "Планета Знаний" для 2 класса. Первый урок по данной теме.
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ № _190 Автозаводского_района
ФИО Гагаринова Елена Александровна
Квалификационная категория 1
Стаж работы учителем начальных классов 28 лет
Контактный телефон: 8904 396 26 54
Проект урока
Учебный предмет: Русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Предметные: научатся разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; определять разновидность орфограмм и соотносить их с определёнными правилами; распознавать непроизносимую согласную в корне слова и проверять её; использовать выведенный на уроке способ для решения новой орфографической задачи; объяснять, доказывать свои действия.
Познавательные (П): использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале; коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию
Коммуникативные (К): участвовать в групповой работе, отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного, проявлять уважительное отношение к мнению другого
Регулятивные (Р): определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л): проявлять интерес к новым знаниям, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Оценивать свои достижения и трудности. Контролировать себя в форме сличения результата с заданным эталоном
Оборудование: Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. Русский язык, учебник для 2 класса; тетрадь, мультимедийный проектор.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети знают и умеют различать орфограммы: безударная гласная и парная согласная в корне слова. Умеют их проверять методом подбора однокоренных слов или изменением формы слова. Умеют решать следующие практические задачи: подбирать однокоренные слова; выделять корень, обозначать звуковую транскрипцию слов. Дети умеют работать в парах, знают критерии оценивания, имеют навыки самооценивания.
Цели: Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных; выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными; развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент.
–Закройте глаза и представьте, что мы попали во Францию во времена мушкетеров. А теперь откройте глаза, и мальчики поклонитесь девочкам как мушкетеры, а девочки в свою очередь поприветствуйте мальчиков.
II. Актуализация знаний.
Д
К
Л
Ф
Ж
В
Ч
Ш
Ц
Я
И
Э
А
О
У
В
Е
Ж
Ь
М
У
У
Ш
Н
П
Б
Г
Ж
Х
П
С
И
С
А
М
Л
Ж
Н
К
Р
Х
З
Ж
Ъ
Ь
Ч
И
Э
Ю
Я
Щ
Ш
Ы
Т
О
Ж
Д
К
Н
Л
М
А
Б
Ж
Г
О
У
Ц
Ч
Э
Ф
Х
В
З
Н
П
Р
Ь
С
Ж
К
Л
Ъ
Ж
Г
Т
И
О
У
Д
Е
З
Ж
Ф
Ш
Ю
М
Я
Ы
Б
- Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строке набора.
- Сегодня мы будем писать букву Ж. Она встречается в каждой строке набора.
-Посмотрите на следующий слайд. Определите порядок следования букв в данном ряду.
Жжа Жже Жжё Жж
- Заглавная Ж и строчная ж чередуются с гласными буквами алфавита.
- Запишите данные буквы в предложенной последовательности.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, вы определите сами, внимательно слушая и выполняя задание.
1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове народ. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове медведь. 3-я буква ударная гласная в слове девочка. 4-ю букву мы сегодня писали в минутке чистописания. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук, в слове тетрадь. 6-я буква – гласная, два раза повторяющаяся в слове машина.
- Какое слово получилось? (одежда)
-Что означает слово одежда?
Сколько слогов в слове одежда?
-На какой слог падает ударение?
-Составьте предложение таким образом, чтобы в него вошли слово одежда и любое другое изученное слово из словарика.
IV. Подведение к теме урока.
- Я прочитаю вам письмо. Которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она рассказывает о том, что происходит в лесу сейчас. К сожалению, по дороге письмо попало в руки Деду Буквоеду. Он похитил из нескольких слов буквы.
- Почему нет? (Потому что мы не изучали эту орфограмму).
- Как можем назвать согласные, которые не произносятся.
-Выпишите данные слова. Подчеркните согласные, которые не произносятся.
ФИЗМИНУТКА.
V. Работа по теме урока.
1.На доске записаны слова столбиком:
-Что объединяет эти слова?
- В середине каждого из данных слов имеется по нескольку согласных.(стечение согласных).
- Определите, все ли согласные хорошо слышны?
- Как проверить непроизносимые согласные? Подберите проверочные слова.
2. Работа в парах.
- Составьте словосочетания, ориентируясь на второе слово, используя новые знания.
(честный, радостное, счастливая, грустный, яростный, ненастная, устный, известный)
VII. Рефлексия.
- Сегодня я хочу познакомить вас с одной из примет.
- Можно ли сравнить эту примету с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне?
VIII. Итоги урока.
- Что узнали нового?
Русский язык
Цели: Дать учащимся понятие о непроизносимых согласных; выработать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными; развивать устную и письменную речь учащихся, внимание, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: мультимедийная установка, учебник, тетради.
I. Организационный момент.
–Закройте глаза и представьте, что мы попали во Францию во времена мушкетеров. А теперь откройте глаза, и мальчики поклонитесь девочкам как мушкетеры, а девочки в свою очередь поприветствуйте мальчиков.
II. Актуализация знаний.
- Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строке набора.
- Сегодня мы будем писать букву Ж. Она встречается в каждой строке набора.
-Посмотрите на следующий слайд. Определите порядок следования букв в данном ряду.
Жжа Жже Жжё Жж
- Заглавная Ж и строчная ж чередуются с гласными буквами алфавита.
- Запишите данные буквы в предложенной последовательности.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, вы определите сами, внимательно слушая и выполняя задание.
1-я буква нового слова – это гласная второго слога в слове народ. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове медведь. 3-я буква ударная гласная в слове девочка. 4-ю букву мы сегодня писали в минутке чистописания. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук, в слове тетрадь. 6-я буква – гласная, два раза повторяющаяся в слове машина.
- Какое слово получилось? (одежда)
-Что означает слово одежда?
Сколько слогов в слове одежда?
-На какой слог падает ударение?
-Составьте предложение таким образом, чтобы в него вошли слово одежда и любое другое изученное слово из словарика.
IV. Подведение к теме урока.
- Я прочитаю вам письмо. Которое пришло нам из леса, от Хозяйки леса. В нем она рассказывает о том, что происходит в лесу сейчас. К сожалению, по дороге письмо попало в руки Деду Буквоеду. Он похитил из нескольких слов буквы.
- Почему нет? (Потому что мы не изучали эту орфограмму).
- Как можем назвать согласные, которые не произносятся.
-Выпишите данные слова. Подчеркните согласные, которые не произносятся.
V. Работа по теме урока.
1.На доске записаны слова столбиком:
-Что объединяет эти слова?
- В середине каждого из данных слов имеется по нескольку согласных.(стечение согласных).
- Определите, все ли согласные хорошо слышны?
- Как проверить непроизносимые согласные? Подберите проверочные слова.
2. Работа в парах.
- Составьте словосочетания, ориентируясь на второе слово, используя новые знания.
……….поступок ……..событие
………находка …….вид
……..ветер ……погода
……..ответ …..писатель
(честный, радостное, счастливая, грустный, яростный, ненастная, устный, известный)
VII. Рефлексия.
- Сегодня я хочу познакомить вас с одной из примет.
- Можно ли сравнить эту примету с нынешней осенью и сделать вывод о будущей весне?
Читайте также:
- Зрительские умения и их значение для современного человека 7 класс изо конспект
- Гдз по литературе 8 класс коровина 1 часть конспект романтизма
- Россия в первой четверти 19 века конспект урока
- Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта в средней группе
- Letters of advice 8 класс конспект урока