Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта в средней группе
Обновлено: 07.07.2024
Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).
Введение
Что такое эмоциональный интеллект?
Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них - ключ к познанию окружающего мира.
Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать
Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
- Понимать себя, свои эмоции и потребности;
- Называть и распознавать свои эмоции;
- Правильно вести себя в различных ситуациях;
- Понимать эмоции и потребности окружающих;
- Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
- Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.
Также у детей развиваются:
- Коммуникативные навыки;
- Вербальные навыки;
- Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
- Познавательные способности;
- Навыки целеполагания и достижения целей;
- Стрессоустойчивость;
- Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
- Навыки разрешения конфликтов;
Монсики
Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.
Структура занятий
Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.
Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.
Введение: погружение.
Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).
Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.
Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.
Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.
Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.
Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.
Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.
Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.
Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.
Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.
Содержание: игры, поделки, квесты.
Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.
Завершение
Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.
Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.
Цель: Учить определять эмоциональное состояние людей на фотографии и героев сказок. Формировать знания детей об эмоциональном состоянии,развивать умение понимать и передавать эмоции в мимике. Расширять словарный запас, чувствовать настроение в произведениях, сказках и музыке. Воспитывать доброжелательные отношения.
Ход занятия
Солнышко рано встаёт (руки вверх)
Лучиком день зажигает (руки вперёд)
Весело птица поет
Песнею день начинает (выпрямить руки и показать ладони)
Как хороши приглядись,
Клены, березы и ели (проводят ладонями по голове, телу руками)
И будет веселым твой день (руки в стороны)
Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех нас настроение.
Рассеет все сомнения
Ребята, вам нравится ходить в гости? к нам тоже должны были прийти гости, но к сажелению не смогли, а прислали свои фотографии.
Подвести детей к стенду, где изображены дети, на лицах которых различное настроение.
-Посмотрите на лицо справа и назовите настроение.
Воспитатель: Почему оно такое?
Дети: Он, наверное, съел что-нибудь кислое!
Воспитатель: А у человека слева?
Дети: Веселое, радостное
Воспитатель: А с чем можно сравнить веселое настроение?
Дети: С солнышком, с подарком.
Воспитатель: А какое настроение у этого человека?
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Ему наверное одиноко, у него нет друзей.
Воспитатель: У этого человека?
Воспитатель: Почему, что могло испугать его?
Дети: Злая собака.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами посмотрим в зеркало и изобразим разные эмоции.
Радость - опишите пожалуйста его:губы улыбаются, брови прямые.
А теперь вы очень грустите - губы опущены в низ, глаза грустные, брови опущены в низ.
Испуг - рот открыт, глаза широко открыты, брови опущены.
Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказки К. Чуковского, а вы должны отгадать какие это эмоции.
Вдруг из маминой из спальни
Кривоватый и хромой,
и качает головой
Ты один не умывался
И грязнулею остался
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
(Гнев, злость)
Уходи ка ты домой говорит,
Да лицо свое умой, говорит.
А не то, как налечу
Растопчу и проглочу, говорит.
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я,
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
Ребята, когда мы слушаем радостную музыку, тоже испытываем разные эмоции. Давайте послушаем:
Дети слушают веселую, радостную музыку, а затем грустную. Воспитатель предлагает описать настроение после прослушивания веселой музыки. Какие чувства они испытали.
Задает детям вопрос: Какая музыка им больше понравилась, почему?
Затем воспитатель предлагает детям сходить в гости в сказочную страну к знакомым сказочным героям.
Дети под музыку приходят на полянку и видят там сказочных героев всех вместе.
Ой, что здесь случилось, все звери собрались вместе. Наверное они вышли погулять и заблудились,испугались и не могут найти свой домик. Давайте поможем им.
Дети расселяют зверей в свои домики, на которых изображены эмоции.
Ребята, посмотрите, один домик остался без сказочного героя. Посмотрите внимательно, какая эмоция изображена на домике?
Воспитатель: А ка вы думаете какой сказочный герой жил в этом домике?
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо - схема.
Дети садятся на стульчики
Нужно прочитать письмо и тогда мы узнаем, куда подевался зайчик.
Инсценировка сказки "Заюшкина избушка".
Ребята давайте поможем петушку выгнать лису - сердито все вместе скажем: "Уходи лиса вон". После того как дети спасли зайку и поселили его в свой домик, зайка решил отблагодорить ребят и подарил им воздушные шарики.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Конспект музыкального занятия в средней группе
Цель – развитие эмоционального интеллекта у детей средствами музыки.
Задачи:
1. Закрепить ранее полученные знания о различных эмоциях и эмоциональных состояниях;
2. Побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальные произведения;
3. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять характер прослушанной музыки с собственными чувствами;
4. Учить выявлять причинно-следственную связь возникновения тех или иных эмоций во время прослушивания (исполнения) разнохарактерных музыкальных произведений;
5. Формировать умение эмоционального исполнения произведений.
Оборудование: Мольберт с изображениями монсиков – Грустякин (грустный) и Хохотайка, шапка-маска медведя.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал за воспитателем, проходят в обход по залу, останавливаются в кругу
Муз.рук. : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Дети отвечают
Муз.рук.: Хорошо. Ребята, расскажите мне о вашем настроении? У кого какое настроение сейчас?
Дети: Радостное!/Грустное!/и т.д.
Муз.рук.: А у меня настроение сегодня приподнятое, потому что рада всех вас видеть. Дети, посмотрите, на экране появился сундучок. Давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же произойдет.
Педагог предлагает детям расположиться на полу перед экраном проектора, на котором изображен закрытый сундучок
Муз.рук.: Ребята, вам интересно, что же внутри? Давайте попросим сундучок открыться . Как бы вы это сделали?
Сундучок открывается, появляются изображения монсиков – Хохотайки, Грустякина, Мими, Нескучайка
Муз.рук. : Ребята, кто это?
Дети: Это монсики! Это эмоции!
Муз.рук.: Давайте их перечислим.
Педагог указывает на изображения, дети отвечают
Изображение меняется, на экране возникает письмо
Муз.рук.: Очень хорошо, вы всех узнали и вспомнили. Ой, ребята, посмотрите, на экране появилось письмо.
Муз.рук. : Ребята, хотите с монсиками поиграть?
Дети: Да!
Муз.рук. : Давайте попробуем?
Муз.рук. : Ребята, каким по характеру было это произведение?
Дети: Веселым, радостным.
Муз.рук. : Верно, а что вы почувствовали, когда слушали его?
Дети: Нам стало весело, поднялось настроение.
Муз.рук. : Кто же из монсиков мог прийти под такую музыку?
Дети: Хохотайка!
На экране появляется Хохотайка
Муз.рук. : Посмотрите на экран, действительно пришла Хохотайка! Послушайте другой отрывок.
Муз.рук. : Что скажете о настроении музыки? Какая она?
Дети: Грустная.
Муз.рук. : А у вас как-то изменилось настроение? Вам по-прежнему весело?
Дети: Нет, нам грустно.
Муз.рук.: Кто же к нам пришел, раз нам стало грустно?
Дети: Грустякин!
На экране появляется Грустякин
Муз.рук.: Верно. Молодцы. Посмотрите, кто появился на экране?
Дети: Мими!
Муз.рук.: Напомните мне, что такое марш?
Дети: Это такая музыка, под которую маршируют солдаты.
Муз.рук. : Правильно, а колыбельная?
Дети: Песня, которую поют детям на ночь, чтобы они уснули.
Исполняют песню
Муз.рук.: А теперь споем песню в стиле марша. Давайте попробуем не только петь, но маршировать во время исполнения.
Дети и педагог исполняют, дети маршируют
Муз.рук. : Здорово, молодцы! Ну что же, осталась колыбельная.
Исполняют песню в жанре колыбельной
Муз.рук. : Умнички! Ребята, как вы здорово справились и с этим заданием!
На экране появляется Нескучайка
Танец огня
Преподаватель включает спокойную музыку, просит детей подняться на ноги, сделать глубокий вдох и подняться вверх, затем опустить ручки вниз и выдохнуть.
Муз.рук. : Ребята, я предлагаю вам выбрать того монсика, который вам больше нравится, который ближе к вам.
Дети подходят к столу и выбирают себе изображение монсика
Муз.рук.: Наше занятие подошло к концу, я и монсики говорим вам до свидания
Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;
Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;
Развивать произвольное внимание;
Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;
Развивать речь и коммуникативные навыки:
- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружающих людей.
Интеграция образовательных областей :
- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развитие эмоционального интеллекта.
- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.
- обогащение активного словаря;
- развитие связной речи;
- знакомство с детской литературой.
- восприятие художественной литературы;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- передача эмоции через рисунок.
Используемые методы и приемы:
Приемы пространственной организации:
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)
- использование познавательных игр;
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Оборудование:
Маленькие пиктограммы, изображающие эмоций для детей;
Сюжетные картинки с изображениями детей с разными эмоциями;
Листы для рисования, карандаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о эмоциях.( воспитатель показывает сюжетные картинки) Какие эмоции вы знаете.(ответы детей)
Воспитатель:
У каждого человека бывают положительные эмоции и отрицательные. Положительные эмоции вызывают приятные переживания, а отрицательные – неприятные переживания. Но все эмоции очень, нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной.
Ребята, посмотрите на характерные особенности эмоций. (воспитатель показывает пиктограммы с эмоциями, дети рассматривают пиктограммы у себя на столах)
А теперь послушайте стихотворение:
Дали мальчику Антону
За обедом макарону.
Макарона на тарелке
Свилась в узел, как змея.
Она выглядела страшно,
Но Антон её отважно
Продырявил тут же вилкой,
Только охнула семья!
— Дайте, — вымолвил Антоша, —
Макарону мне побольше!
Все с восторгом посмотрели
На него со всех сторон.
И медаль большую дали,
И картину написали,
Где он храбро побеждает
Стадо хищных макарон.
-Что вы почувствовали, прослушав это стихотворение? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией)
-Какое у вас сейчас настроение?
-Радость это приятное или не приятное чувство?
А вот другое стихотворение:
Мне приснился грустный сон,
Только помню, что во сне
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
– Какое настроение у героя стихотворения? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией)
– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
– Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?
– Какое сейчас у вас настроение?
Воспитатель: Ребятки , а давайте поднимем себе настроение.( все становятся в круг)
в наш веселый кружок.
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам.
(произнося эти строки, воспитатель привлекает внимание детей и собирает их в кружок)
Физкультминутка.
Если нравится тебе, то делай так /хлопки/
Если нравится тебе, то делай так /хлопки/
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /хлопки/
Если нравится тебе, то делай так /стук-стук ногами/
Если нравится тебе, то делай так /стук-стук ногами/
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /стук-стук ногами/
Если нравится тебе, то делай так /щелчок пальцами/
Если нравится тебе, то делай так /щелчок пальцами/
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /щелчок пальцами/
.Если нравится тебе, то делай всё: /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/
Если нравится тебе, то делай так /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/
Воспитатель: А теперь ребята мы с вами станем волшебниками и научимся превращаться.
Вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
- как хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- заяц, увидевший волка,
- папа после работы.
Молодцы детки вы здорово умеете превращаться.
Стук в дверь, пришла кукла Маша (она грустная)
Я не знаю, что со мной,
Разве лучше быть одной?
Всех друзей обидела,
Плохое в них увидела.
Посмотри, вон у Ирки
Не глаза, а просто дырки!
Вовка жадный! Петька глупый!
Олька супом любит хлюпать!
Вместе мы с утра играли
Не с кем поиграть сейчас.
Нет, ребята, я не злая,
Злинка, мне попала в глаз.
Воспитатель: Маше злинка попала в глаз, давайте детки поможем Маше, избавится от злости.
Садимся все на коврик и Маша вместе с нами.
Аутотренин (сидя в позе лотоса)
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился,
Ручки сжать, глаза закрыть,
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!
Дружно до пяти считаем,
Глазки тихо открываем
Вот пора уже нам встать
Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть)
Их повыше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!
Маша: Спасибо дети мне и правда стало легче, злинка куда-то делась и теперь я снова добрая и веселая.
Воспитатель: А что бы Маша больше не злилась, давайте поделимся с ней радостью. Вы сейчас сядете за свои столы и нарисуете Маше подарок, нарисуете радостный цветочек или солнышко.
Маша: Ой как здорово, а я тоже хочу поделится с ребятами своей радостью. Можно я тоже нарисую ребятам подарок?
Воспитатель: Ну конечно Маша можно, даже нужно. Вот тебе лист и мелки.
Дети и Маша рисуют веселый цветочек. Маша получает подарок, дарит детям свой рисунок и уходит.
Список литературы:
1. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009- 288с.
3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры.- М.: АРКТИ, 2001.- 218с.
Читайте также: