Конспект занятия по развитию эмоционального интеллекта в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них - ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Содержание: приветственный ритуал, представление легенды Долины Монсиков по теме занятия, выполнение комплекса физических упражнений. Дети проходят Волшебный портал (пролезают через туннель).

Результат: формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Содержание: комплекс упражнений и игр, развивающих все пять органов чувств: слух, обоняние, вкус, зрение, осязание.

Результат: активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Содержание: ролевые игры, диалог с ребёнком.

Результат: осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Содержание: изучение интересных фактов, решение логических задач.

Результат: получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Содержание: упражнения и игры с фиксацией успешного выполнения и достижения результатов.

Результат: развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Содержание: игры, поделки, квесты.

Результат: освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Содержание: установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни, прощание.

Результат: применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

Цель: Учить определять эмоциональное состояние людей на фотографии и героев сказок. Формировать знания детей об эмоциональном состоянии,развивать умение понимать и передавать эмоции в мимике. Расширять словарный запас, чувствовать настроение в произведениях, сказках и музыке. Воспитывать доброжелательные отношения.

Ход занятия

Солнышко рано встаёт (руки вверх)

Лучиком день зажигает (руки вперёд)

Весело птица поет

Песнею день начинает (выпрямить руки и показать ладони)

Как хороши приглядись,

Клены, березы и ели (проводят ладонями по голове, телу руками)

И будет веселым твой день (руки в стороны)

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения, на всех нас настроение.

Рассеет все сомнения

Ребята, вам нравится ходить в гости? к нам тоже должны были прийти гости, но к сажелению не смогли, а прислали свои фотографии.

Подвести детей к стенду, где изображены дети, на лицах которых различное настроение.

-Посмотрите на лицо справа и назовите настроение.

Воспитатель: Почему оно такое?

Дети: Он, наверное, съел что-нибудь кислое!

Воспитатель: А у человека слева?

Дети: Веселое, радостное

Воспитатель: А с чем можно сравнить веселое настроение?

Дети: С солнышком, с подарком.

Воспитатель: А какое настроение у этого человека?

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Ему наверное одиноко, у него нет друзей.

Воспитатель: У этого человека?

Воспитатель: Почему, что могло испугать его?

Дети: Злая собака.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте мы с вами посмотрим в зеркало и изобразим разные эмоции.

Радость - опишите пожалуйста его:губы улыбаются, брови прямые.

А теперь вы очень грустите - губы опущены в низ, глаза грустные, брови опущены в низ.

Испуг - рот открыт, глаза широко открыты, брови опущены.

Сейчас я прочитаю вам отрывки из сказки К. Чуковского, а вы должны отгадать какие это эмоции.

Вдруг из маминой из спальни

Кривоватый и хромой,

и качает головой

Ты один не умывался

И грязнулею остался

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

(Гнев, злость)

Уходи ка ты домой говорит,

Да лицо свое умой, говорит.

А не то, как налечу

Растопчу и проглочу, говорит.

И подушка, как лягушка

Ускакала от меня.

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я,

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Ребята, когда мы слушаем радостную музыку, тоже испытываем разные эмоции. Давайте послушаем:

Дети слушают веселую, радостную музыку, а затем грустную. Воспитатель предлагает описать настроение после прослушивания веселой музыки. Какие чувства они испытали.

Задает детям вопрос: Какая музыка им больше понравилась, почему?

Затем воспитатель предлагает детям сходить в гости в сказочную страну к знакомым сказочным героям.

Дети под музыку приходят на полянку и видят там сказочных героев всех вместе.

Ой, что здесь случилось, все звери собрались вместе. Наверное они вышли погулять и заблудились,испугались и не могут найти свой домик. Давайте поможем им.

Дети расселяют зверей в свои домики, на которых изображены эмоции.

Ребята, посмотрите, один домик остался без сказочного героя. Посмотрите внимательно, какая эмоция изображена на домике?

Воспитатель: А ка вы думаете какой сказочный герой жил в этом домике?

Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо - схема.

Дети садятся на стульчики

Нужно прочитать письмо и тогда мы узнаем, куда подевался зайчик.

Инсценировка сказки "Заюшкина избушка".

Ребята давайте поможем петушку выгнать лису - сердито все вместе скажем: "Уходи лиса вон". После того как дети спасли зайку и поселили его в свой домик, зайка решил отблагодорить ребят и подарил им воздушные шарики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект музыкального занятия в средней группе

Цель – развитие эмоционального интеллекта у детей средствами музыки.

Задачи:

1. Закрепить ранее полученные знания о различных эмоциях и эмоциональных состояниях;

2. Побуждать детей эмоционально откликаться на музыкальные произведения;

3. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять характер прослушанной музыки с собственными чувствами;

4. Учить выявлять причинно-следственную связь возникновения тех или иных эмоций во время прослушивания (исполнения) разнохарактерных музыкальных произведений;

5. Формировать умение эмоционального исполнения произведений.

Оборудование: Мольберт с изображениями монсиков – Грустякин (грустный) и Хохотайка, шапка-маска медведя.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал за воспитателем, проходят в обход по залу, останавливаются в кругу

Муз.рук. : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Дети отвечают

Муз.рук.: Хорошо. Ребята, расскажите мне о вашем настроении? У кого какое настроение сейчас?

Дети: Радостное!/Грустное!/и т.д.

Муз.рук.: А у меня настроение сегодня приподнятое, потому что рада всех вас видеть. Дети, посмотрите, на экране появился сундучок. Давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же произойдет.

Педагог предлагает детям расположиться на полу перед экраном проектора, на котором изображен закрытый сундучок

Муз.рук.: Ребята, вам интересно, что же внутри? Давайте попросим сундучок открыться . Как бы вы это сделали?

Сундучок открывается, появляются изображения монсиков – Хохотайки, Грустякина, Мими, Нескучайка

Муз.рук. : Ребята, кто это?

Дети: Это монсики! Это эмоции!

Муз.рук.: Давайте их перечислим.

Педагог указывает на изображения, дети отвечают

Изображение меняется, на экране возникает письмо

Муз.рук.: Очень хорошо, вы всех узнали и вспомнили. Ой, ребята, посмотрите, на экране появилось письмо.

Муз.рук. : Ребята, хотите с монсиками поиграть?

Дети: Да!

Муз.рук. : Давайте попробуем?

Муз.рук. : Ребята, каким по характеру было это произведение?

Дети: Веселым, радостным.

Муз.рук. : Верно, а что вы почувствовали, когда слушали его?

Дети: Нам стало весело, поднялось настроение.

Муз.рук. : Кто же из монсиков мог прийти под такую музыку?

Дети: Хохотайка!

На экране появляется Хохотайка

Муз.рук. : Посмотрите на экран, действительно пришла Хохотайка! Послушайте другой отрывок.

Муз.рук. : Что скажете о настроении музыки? Какая она?

Дети: Грустная.

Муз.рук. : А у вас как-то изменилось настроение? Вам по-прежнему весело?

Дети: Нет, нам грустно.

Муз.рук.: Кто же к нам пришел, раз нам стало грустно?

Дети: Грустякин!

На экране появляется Грустякин

Муз.рук.: Верно. Молодцы. Посмотрите, кто появился на экране?

Дети: Мими!

Муз.рук.: Напомните мне, что такое марш?

Дети: Это такая музыка, под которую маршируют солдаты.

Муз.рук. : Правильно, а колыбельная?

Дети: Песня, которую поют детям на ночь, чтобы они уснули.

Исполняют песню

Муз.рук.: А теперь споем песню в стиле марша. Давайте попробуем не только петь, но маршировать во время исполнения.

Дети и педагог исполняют, дети маршируют

Муз.рук. : Здорово, молодцы! Ну что же, осталась колыбельная.

Исполняют песню в жанре колыбельной

Муз.рук. : Умнички! Ребята, как вы здорово справились и с этим заданием!

На экране появляется Нескучайка

Танец огня

Преподаватель включает спокойную музыку, просит детей подняться на ноги, сделать глубокий вдох и подняться вверх, затем опустить ручки вниз и выдохнуть.

Муз.рук. : Ребята, я предлагаю вам выбрать того монсика, который вам больше нравится, который ближе к вам.

Дети подходят к столу и выбирают себе изображение монсика

Муз.рук.: Наше занятие подошло к концу, я и монсики говорим вам до свидания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;

Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;

Развивать произвольное внимание;

Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;

Развивать речь и коммуникативные навыки:

- развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам окружающих людей.

Интеграция образовательных областей :

- развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

- развитие эмоционального интеллекта.

- развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

- обогащение активного словаря;

- развитие связной речи;

- знакомство с детской литературой.

- восприятие художественной литературы;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- передача эмоции через рисунок.

Используемые методы и приемы:

Приемы пространственной организации:

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)

- использование познавательных игр;

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Оборудование:

Маленькие пиктограммы, изображающие эмоций для детей;

Сюжетные картинки с изображениями детей с разными эмоциями;

Листы для рисования, карандаши.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами поговорим о эмоциях.( воспитатель показывает сюжетные картинки) Какие эмоции вы знаете.(ответы детей)

Воспитатель:

У каждого человека бывают положительные эмоции и отрицательные. Положительные эмоции вызывают приятные переживания, а отрицательные – неприятные переживания. Но все эмоции очень, нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной.

Ребята, посмотрите на характерные особенности эмоций. (воспитатель показывает пиктограммы с эмоциями, дети рассматривают пиктограммы у себя на столах)

А теперь послушайте стихотворение:

Дали мальчику Антону

За обедом макарону.

Макарона на тарелке

Свилась в узел, как змея.

Она выглядела страшно,

Но Антон её отважно

Продырявил тут же вилкой,

Только охнула семья!

— Дайте, — вымолвил Антоша, —

Макарону мне побольше!

Все с восторгом посмотрели

На него со всех сторон.

И медаль большую дали,

И картину написали,

Где он храбро побеждает

Стадо хищных макарон.

-Что вы почувствовали, прослушав это стихотворение? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией)

-Какое у вас сейчас настроение?

-Радость это приятное или не приятное чувство?

А вот другое стихотворение:

Мне приснился грустный сон,

Только помню, что во сне

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть,

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?

– Какое настроение у героя стихотворения? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией)

– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

– Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?

– Какое сейчас у вас настроение?

Воспитатель: Ребятки , а давайте поднимем себе настроение.( все становятся в круг)

в наш веселый кружок.

Руку мне дай, и я тебе дам,

И будет весело нам.

(произнося эти строки, воспитатель привлекает внимание детей и собирает их в кружок)

Физкультминутка.

Если нравится тебе, то делай так /хлопки/

Если нравится тебе, то делай так /хлопки/

Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /хлопки/

Если нравится тебе, то делай так /стук-стук ногами/

Если нравится тебе, то делай так /стук-стук ногами/

Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /стук-стук ногами/

Если нравится тебе, то делай так /щелчок пальцами/

Если нравится тебе, то делай так /щелчок пальцами/

Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /щелчок пальцами/

.Если нравится тебе, то делай всё: /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/

Если нравится тебе, то делай так /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/

Если нравится тебе, то и другим ты покажи, Если нравится тебе, то делай так: /хлопки, стук-стук ногами, щелчок пальцами/

Воспитатель: А теперь ребята мы с вами станем волшебниками и научимся превращаться.

Вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.

- как хитрая лиса,

- как будто ты увидел чудо.

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- заяц, увидевший волка,

- папа после работы.

Молодцы детки вы здорово умеете превращаться.

Стук в дверь, пришла кукла Маша (она грустная)

Я не знаю, что со мной,

Разве лучше быть одной?

Всех друзей обидела,

Плохое в них увидела.

Посмотри, вон у Ирки

Не глаза, а просто дырки!

Вовка жадный! Петька глупый!

Олька супом любит хлюпать!

Вместе мы с утра играли

Не с кем поиграть сейчас.

Нет, ребята, я не злая,

Злинка, мне попала в глаз.

Воспитатель: Маше злинка попала в глаз, давайте детки поможем Маше, избавится от злости.

Садимся все на коврик и Маша вместе с нами.

Аутотренин (сидя в позе лотоса)

Если очень рассердился,

На кого-то разозлился,

Ручки сжать, глаза закрыть,

И тихонько говорить:

«Я спокоен, не кричу,

И ногами не стучу.

И не буду я сердиться –

Злость совсем не пригодится!

Дружно до пяти считаем,

Глазки тихо открываем

Вот пора уже нам встать

Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть)

Их повыше поднимаем,

Злость мы в небо отпускаем!

Маша: Спасибо дети мне и правда стало легче, злинка куда-то делась и теперь я снова добрая и веселая.

Воспитатель: А что бы Маша больше не злилась, давайте поделимся с ней радостью. Вы сейчас сядете за свои столы и нарисуете Маше подарок, нарисуете радостный цветочек или солнышко.

Маша: Ой как здорово, а я тоже хочу поделится с ребятами своей радостью. Можно я тоже нарисую ребятам подарок?

Воспитатель: Ну конечно Маша можно, даже нужно. Вот тебе лист и мелки.

Дети и Маша рисуют веселый цветочек. Маша получает подарок, дарит детям свой рисунок и уходит.

Список литературы:

1. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009- 288с.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры.- М.: АРКТИ, 2001.- 218с.

Читайте также: