Россия в первой четверти 19 века конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В начале 19 века в России намечаются положительные сдвиги в науке и культуре. Совершенствуется система образования: появляются приходские школы, гимназии, развиваются университеты, вырастает количество библиотек.

Технический прогресс способствует развитию промышленности. Начинается строительство железной дороги. Появляется русское машиностроение.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В то же время, особенности политического строя тормозили развитие страны. Общество традиционно делилось на привилегированное (дворянство) и угнетаемое (крестьянство) сословия. Покупательская способность основного населения была низкой. Почти отсутствовало буржуазное сословие, способное развивать экономику страны, как это происходило в Европе. Самодержавие, опиравшееся на дворянство, поощряло такую систему.

Стоит отметить, что даже несмотря на все препятствия, экономика страны постепенно выходила на капиталистический уровень. В это время активно развивается торговля, не только ярмарочная, но и магазинная. На экспорт уходит много сырья и сельхозпродукции. Россия по-прежнему остается одной из ведущих аграрных стран.

Особенности правления Александра I

Время правления Александра I - 1801-1825 г.г. На престол он взошел после убийства отца группой заговорщиков. Этот факт довлел над молодым императором, заставляя испытывать чувство вины.

От Александра I ожидали изменений во внутренней политике — от отмены крепостного права до введения конституционного строя. Однако, ни того ни другого при нем так и не произошло. После войны 1812 г. курс политика сменился на консервативный, что привело к восстанию на Сенатской площади.

Внутренняя и внешняя политика

В начале своего правления Александр проводит несколько важных внутриполитических либеральных реформ. Он отменяет телесные наказания дворян, введенные Павлом, упраздняет тайную экспедицию, учреждает восемь министерств вместо петровских коллегий — министерство внутренних дел, юстиции, военное, морское, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции.

Сенату присваивается судебная функция и принятие законов после утверждения их императором. Разрешается выезд за границу и ввоз иностранных книг. В 1810 г. создается Государственный совет — совещательный орган при государе.

В 1803 г. Александр I издал указ о вольных хлебопашцах, который позволял крестьянину получать свободу за выкуп. Предполагалось, что это поможет создать особое сословие свободных крестьян, что повлияет на развитие экономики. Император полагал, что эта мера позволит со временем изжить институт крепостного права. Но указ не встретил одобрения среди помещиков.

При Александре были запрещены объявления в газетах о продаже крестьян, отменено пожалование дворянам государственных крестьян вместе с землями. Удельные крестьяне смогли покупать незаселенные земли наравне с купцами и мещанами. Для крестьян стало доступным начальное образование в приходских школах.

В послевоенный период внутренняя политика государства была направлена на усиление охраны самодержавия и военные реформы. Военный министр Аракчеев создает военные поселения, целью которых было сохранять постоянную численность армии и ее боеготовность в случае нападения. В мирное время жители таких поселений занимались производительным трудом, преимущественно — сельскохозяйственным.

Помещикам вернули возможность ссылать своих крестьян в Сибирь. Государственные крестьяне стали военнообязанными, их жизнь была построена по казарменному образцу. Последний факт спровоцировал многочисленные восстания, которые жестоко подавлялись.

В обществе усилились цензура, полицейский надзор, бюрократизм.

Внешняя политика России начала 19 века придерживалась нейтралитета в отношениях с Европой. Но уже в 1805 г. страна присоединяется к антифранцузской коалиции, чтобы противостоять агрессии Наполеона Бонапарта. В Союз так же вошли Англия и Австрия, впоследствии вышедшая из него после проигрыша в Аустерлицком сражении. Далее последовала попытка создать еще один союз, в который кроме Англии и России вошли Пруссия и Швеция.

В 1812 г. Наполеон без объявления войны вошел со своей армией на территорию России, тем самым прекратив мирное соглашение. Однако уже в декабре 1812 г. война официально была объявлена законченной, а французская армия изгнана. Далее союзники освобождают Польшу, а затем и Францию от власти Бонапарта.

В 1815 г. в Вене состоялся съезд европейских стран и создан Священный союз, в который вошли Россия, Пруссия и Австрия. Позднее к ним присоединились и другие государства. Основной целью союза стало сохранение действующей власти и противостояние революционным движениям.

Основные события, ведение войн

Помимо Отечественной войны с Наполеоном, Александр вступал и в другие конфликты, преимущественно территориальные. Их результатом было присоединение к России новых земель или государств.

Итоги правления

В результате правления Александра I внутри страны обострились революционные настроения. Общество, получившее надежду в начале царствования императора-освободителя и не получившее поддержки после войны 1812 г. и заграничных походов, жаждало смены государственного строя. Вдохновленные европейскими идеями просвещения, русские офицеры организовали тайные общества, разрабатывавшие планы переустройства страны: введение конституции и отмену крепостничества.

Итогами внешней политики стали противоречивые отношения с некоторыми государствами из-за военных конфликтов, укрепление позиций в Закавказье, расширение территории страны. Усилилось влияние России в Европе благодаря первому коллективному договору о безопасности на континенте. Вместе с тем Россия способствовала сохранению абсолютизма в союзных государствах.

Тип урока : урок обобщающего повторения.

Систематизировать знания по теме.

Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Развивать творческое мышление, самостоятельность.

Развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Воспитывать патриотизм на примере деятельности реформаторов, героизма участников Отечественной войны 1812г. и декабристов.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.

Раздаточный материал: 1. Для творческого задания (листы ватмана, инструкции, рабочие листы, иллюстративный материал (портреты, схемы, карты, таблицы).

Учащиеся должны называть крупнейших государственных и общественных деятелей, важнейшие даты истории России первой четверти XIX в.

Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, основные события и итоги внешней политики.

2. Погружение в историю. Россия в XIX веке .

Быт Российской империи, существовавший на протяжении двух столетий, исчез, канул в небытиё. Лишь книги и фильмы сохраняют образы людей ушедших лет.

Для лучшего понимания духа того времени давайте сначала окунёмся в атмосферу XIX века. Мы совершим небольшое путешествие с помощью компьютерной презентации, которая создана на основе материала энциклопедий и расскажет нам о повседневной жизни людей различных сословий XIX века.


Итак, в этой обстановке жили люди, о которых мы сегодня и будем говорить.

3. Выполнение творческого задания.

На протяжении нескольких занятий вы познакомились с событиями первой четверти XIX века, пытались осмыслить их, выработать свою оценку происходящих перемен.

Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.

В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и. великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью.

Сегодня мы с вами выполним творческое задание (мини-проект) по теме. Чтобы вам выполнить задание, необходим материал.

Учитель раздаёт учащимся файлы с необходимым материалом (рабочие листы, алгоритмы выполнения задания), иллюстративный материал.

Приложение 1. (Материал распечатан на жёлтых листах)

1. Внимательно прочитайте инструкцию.

2.Распределите обязанности в группе следующим образом:

1 ученик читает текст с рабочего листа.

2 и 3 ученики подбирают в это время необходимый материал для оформления.

4 ученик оформляет задание на ватмане.

3. Выполните творческое задание:

а) Заполните рабочий лист, вписывая в него недостающиеся слова (даты, события, личности, понятия). Ученик читает текст с рабочего листа, проговаривает слово, которое необходимо вставить, для всей группы, записывает пропущенные слова (личности, даты, понятия, события).

Участники группы при необходимости помогают ему.

б) Найдите в дополнительном раздаточном материале изображения, схемы, надписи, которые соответствуют пропущенным словам в тексте.

в) Оформите отчёт по рабочему листу на ватмане (приклейте на ватман нужное изображение):

вверху листа наклейте портреты императора и реформаторов,

в середине - схемы проектов реформ (в хронологической последовательности),

внизу листа- схемы, рисунки, отражающие итоги реформаторской деятельности.

4. Время на работу- 5 -7 минут.

5. Представьте творческое задание:

На доске с помощью магнитов закрепите ватман.

Озвучьте рабочий лист. (1 ученик)

Покажите на ватмане объекты, названия которых вписали в рабочий лист. (2 ученик)

1. Внимательно прочитайте инструкцию.

2.Распределите обязанности в группе следующим образом:

1 ученик читает текст с рабочего листа.

2 и 3 ученики подбирают в это время необходимый материал для оформления.

4 ученик оформляет задание на ватмане.

3. Выполните творческое задание:

а) Заполните рабочий лист, вписывая в него недостающиеся слова (даты, события, личности, понятия). Ученик читает текст с рабочего листа, проговаривает слово, которое необходимо вставить, для всей группы, записывает пропущенные слова (личности, даты, понятия, события).

Участники группы при необходимости помогают ему.

б) Найдите в дополнительном раздаточном материале изображения, схемы, надписи, которые соответствуют пропущенным словам в тексте.

в) Оформите отчёт по рабочему листу на ватмане (приклейте на ватман нужное изображение):

карты расположите соответственно направлениям внешней политики справа и слева на ватмане;

4. Время на работу- 5 -7 минут.

5. Представьте творческое задание:

На доске с помощью магнитов закрепите ватман.

Озвучьте рабочий лист. (1 ученик)

Покажите на ватмане объекты, названия которых вписали в рабочий лист. (2 ученик)

1. Внимательно прочитайте инструкцию.

2.Распределите обязанности в группе следующим образом:

1 ученик читает текст с рабочего листа.

2 и 3 ученики подбирают в это время необходимый материал для оформления.

4 ученик оформляет задание на ватмане.

3. Выполните творческое задание:

а) Заполните рабочий лист, вписывая в него недостающиеся слова (даты, события, личности, понятия). Ученик читает текст с рабочего листа, проговаривает слово, которое необходимо вставить, для всей группы, записывает пропущенные слова (личности, даты, понятия, события).

Участники группы при необходимости помогают ему.

б) Найдите в дополнительном раздаточном материале изображения, схемы, надписи, которые соответствуют пропущенным словам в тексте.

в) Оформите отчёт по рабочему листу на ватмане (приклейте на ватман нужное изображение):

в середине расположите в хронологической последовательности основные сражения Отечественной войны 1812г.;

внизу листа - портреты героев войны.

4. Время на работу- 5 -7 минут.

5. Представьте творческое задание:

На доске с помощью магнитов закрепите ватман.

Озвучьте рабочий лист. (1 ученик)

Покажите на ватмане объекты, названия которых вписали в рабочий лист. (2 ученик)

1. Внимательно прочитайте инструкцию.

2.Распределите обязанности в группе следующим образом:

1 ученик читает текст с рабочего листа.

2 и 3 ученики подбирают в это время необходимый материал для оформления.

4 ученик оформляет задание на ватмане.

3. Выполните творческое задание:

а) Заполните рабочий лист, вписывая в него недостающиеся слова (даты, события, личности, понятия). Ученик читает текст с рабочего листа, проговаривает слово, которое необходимо вставить, для всей группы, записывает пропущенные слова (личности, даты, понятия, события).

Участники группы при необходимости помогают ему.

б) Найдите в дополнительном раздаточном материале изображения, схемы, надписи, которые соответствуют пропущенным словам в тексте.

в) Оформите отчёт по рабочему листу на ватмане (приклейте на ватман нужное изображение):

внизу листа- схемы, рисунки, портреты, отражающие итоги движения декабристов.

4. Время на работу- 5 -7 минут.

5. Представьте творческое задание:

На доске с помощью магнитов закрепите ватман.

Озвучьте рабочий лист. (1 ученик)

Покажите на ватмане объекты, названия которых вписали в рабочий лист. (2 ученик)

Приложение№2 (Материал распечатан на белых листах)

В результате дворцового переворота 11 марта 1801г. Российским императором стал________________________. С целью обновления страны новый царь полагал, что необходимо проведение коренных реформ. Сподвижниками реформаторами стали П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, А.А.Чарторыйский, В.П.Кочубей. Вместе с Александром они составили

После подписания Тильзитского мирного договора Александр решил вернуть свой авторитет с помощью новых реформ. Разработкой проекта реформ государственного управления занялся ________________, который был готов к 1809г.

Россия в первой четверти XIX в. вела активную внешнюю политику. Основными направлениями были _______________ и ______________. В 1804-1807г.г. Россия принимает участие в антифранцузских коалициях, но войны были не удачны и Россия с Францией подписывает в 1807г. _______________ мирный договор.

25 декабря издан манифест об изгнании врага из России.

Весь народ внес свой вклад в победу. Нельзя перечислить всех героев, но имена многих героев сохранены до наших дней: Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, герои-партизаны _________________, В.Кожина, единственная женщина офицер русской армии - Надежда Дурова и другие.

К следствию и суду привлечено 579 человек, виновными признали 289 человек. Пятерых (П.Пестеля, К.Рылеева, С.Муравьева-Аппостола, М.Бестужева-Рюмина и П.Каховского) приговорили _____________. Около 100 человек сослали на каторгу. 19 героическим - женщинам декабристкам удалось получить разрешение выехать в Сибирь.

Приложение№3 (Критерии распечатаны на синих листах)

Критерии оценки творческой работы (мини-проекта):

1.Правильность заполнения рабочего листа и оформление отчёта на листе ватмана.

2.Эстетичность оформления работы.

3. Активность каждого участника группы, характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемость участников группы.

4.Умение представить выполненную работу.

Озвучьте схему. Представьте работу. Расскажите, что вы здесь изобразили.


В итоге работы у учащихся на ватманах должны получиться изображения:

Подведение итогов работы.

-Всё ли сказал представитель вашей группы?

-Что вы можете дополнить?

(-Кто из группы может помочь?)

4. Общий вывод учителя.

Мы обобщили с вами события первой четверти XIX века и пришли к выводу, что эпоха царствования Александра- это эпоха проведения реформ. Сам император, воспитанный в духе Просвещения, стремился изменить многовековой крепостнический порядок. Однако многое из того, что планировалось, не было сделано. Довольно часто реформы были половинчаты или просто оставались на бумаге. Реформаторские поиски составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований. Например, по проекту М.М.Сперанского законодательная власть в стране должна была принадлежать Государственной думе, но этот орган так и не был создан в XIX веке. Он будет создан в 1906г. и существует в наше время как законодательный орган. Бездействие и нерешительность властей привела к подъёму общественного движения и восстанию декабристов. Россия вела активную внешнюю политику. При Александре она значительно увеличила территорию, в результате войн присоединила Финляндию, Польшу, Бессарабию, началось присоединение Кавказа.

5. Закрепление (На выбор учителя).

Компьютерное тестирование.

Задание можно выполнить классом на интерактивной доске Smart Board (программа Notebook) на персональных компьютерах, если нет интерактивной доски, задание можно выполнить на персональных компьютерах (программа Power Point).

Тест в программе Notebook на интерактивной доске Smart Board, также можно выполнить на персональных компьютерах (программа Power Point).

6. Подведение итогов.

Подведём итоги нашей работы и вернёмся к целям урока, посмотрим, всё ли мы с вами сделали. Понравился ли вам урок? Что вам понравилось? Выставление оценок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта урока заполняется обучающимися при прохождении материала.

Россия на рубеже веков.

Охарактеризуйте территорию Российской империи к XVIII в. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Численность населения России к XVIII в. составляла

Основными сословиями страны были

Основой политического строя России являлось___________________________________________

Основой экономического строя России являлось___________________________________________

Внутренняя политика в 1801 – 1806 году

Что произошло 11 марта 1801 года?


Охарактеризуйте императора Российской империи Александра 1 как личность. Что Вам известно о его жизни (детство, юность, мировоззрение)?

Как зовут этих людей и что их объединяет? Кто по вашему мнению в этом ряду лишний ?






В чем заключалась реформа народного просвещения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Суть аграрной реформы в Прибалтике в 1804 году заключалась________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит конспект урока и презентацию. Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения.

Россия в начале XIX века

Россия в начале XIX века

Основные экономические показатели развития стран XIX в Страны Урожайность с/х Англия 80-120 п/д Франция Добыча угля Германия 59 п/д 7,2 млн.т Протяжен- ность ж/д 16,8тыс. км 56 п/д 4 млн.т Россия 9,5тыс.км 5,5 млн.т 37 п/д 11,6тыс. км 52 тыс.т 650 км

Основные экономические показатели развития стран XIX в

Урожайность

Добыча угля

Проблема : В чем причины отставания России от западноевропейских государств в начале XIX века?

В чем причины отставания России

от западноевропейских государств

в начале XIX века?

ПЛАН УРОКА 1.Территория , население, сословный состав России в начале XIX века 2. Экономическое развитие а) сельское хозяйство б) промышленность 3.Политический строй 4.Образование 5.Выводы

1.Территория , население, сословный состав России в начале XIX века

2. Экономическое развитие

а) сельское хозяйство

Россия к середине XIX в.-

континентальная страна,

6-я часть суши

  • 18 млн.кв.км.
  • Разделена на 69 губерний
  • Губернии- на 10-12 уездов

ТЕРРИТОРИИ, ПРИСОЕДИНЕННЫЕ К РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕК А

1804-1813 гг.

1814-1815 гг.

( до р.Прут)-1812 г .

ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ РЕЛИГИЯ Православие Католицизм Протестантизм Ислам Буддизм Язычество НАРОДЫ, ЕЕ ИСПОВЕДУЩИЕ Русские, украинцы, белорусы Поляки Латыши, эстонцы Татары, башкиры Калмыки, буряты Народы Сибири, Дальнего Востока

ВЕРОВАНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Православие

Протестантизм

НАРОДЫ, ЕЕ ИСПОВЕДУЩИЕ

Русские, украинцы, белорусы

Латыши, эстонцы

Татары, башкиры

Калмыки, буряты

Народы Сибири, Дальнего Востока

Сословия РОССИИ в начале XIX В. СОСЛОВИЕ ДВОРЯНСТВО ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОСЛОВИЯ Привилегированное сословие владело землей и крепостными крестьянами, занимало гос. должности, освобождено от обязательной службы. ПРАВО НА САМОУПРАВЛЕНИЕ. БЫЛИ- ПОТОМСТВЕННЫМИ И ЛИЧНЫМИ. ДУХОВЕНСТВО КУПЕЧЕСТВО КОЛИЧЕСТВО 1,07% Привилегированное сословие ; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Черное- монахи, Белое духовенство. Привилегированное сословие ; имели право вести торговлю .Купцы 1-й гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю. 2-й гильдии- крупную внутреннюю 3-й гильдии- мелкую торговлю. МЕЩАНСТВО КРЕСТЬЯНСТВО 1% 0,6% Непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность. Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие ; делилось на государственных (19 млн.) , удельных (1,7 млн.), крепостных (23,1 млн.). казачество 3,6% 85 % Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением. 6%

Сословия РОССИИ в начале XIX В.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОСЛОВИЯ

Привилегированное сословие владело землей и крепостными крестьянами, занимало гос. должности, освобождено от обязательной службы. ПРАВО НА САМОУПРАВЛЕНИЕ. БЫЛИ- ПОТОМСТВЕННЫМИ И ЛИЧНЫМИ.

ДУХОВЕНСТВО

Привилегированное сословие ; освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Черное- монахи,

Белое духовенство.

Привилегированное сословие ; имели право вести торговлю .Купцы 1-й гильдии- крупную внутреннюю и внешнюю. 2-й гильдии- крупную внутреннюю

3-й гильдии- мелкую торговлю.

КРЕСТЬЯНСТВО

Непривилегированное сословие; платило подати, несло рекрутскую повинность.

Наиболее угнетаемое непривилегированное сословие ; делилось на государственных

(19 млн.) , удельных (1,7 млн.), крепостных (23,1 млн.).

Владение землей. Освобождение от податей. Воинская служба со своим снаряжением.

Работа с документом

КЛАССИФИКАЦИЯ МАНУФАКТУР С РАЗДЕЛЕНИЕМ ИХ ПО ВЛАДЕЛЬЦАМ И ХАРАКТЕРУ ТРУДА НА НИХ

ХАРАКТЕР ТРУДА

ГОСУДАРСТВО

(казенная мануфактура)

ПОДНЕВОЛЬНЫЙ ТРУД

(гос.крестьяне, работные)

( ВОТЧИННЫЕ МАНУФАКТУРЫ )

ТРУД КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН (ПОСЕССИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

(ДАЖЕ КРЕПОСТНОЙ)

ПОДНЕВОЛЬНЫЕ И

ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ

ТОЛЬКО ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ

Вывод: Неэффективность труда основной массы трудоспособного населения.

Неэффективность труда основной массы трудоспособного

Проблема : В чем причины отставания России от западноевропейских государств в начале XIX века?

В чем причины отставания России

от западноевропейских государств

в начале XIX века?

Вывод: Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности, т.к. не давало возможности использовать более эффективный вольнонаемный труд.

Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности, т.к. не давало возможности использовать более эффективный вольнонаемный труд.

Политический строй Россия – империя, власть императора ничем не ограничена (самодержавие) Император (царь) назначает назначает назначает Сенат – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган Синод – орган управления церковными делами Министерства : осуществляют исполнительную власть На местах – назначаемые царём губернаторы

Политический строй

Россия – империя, власть императора

ничем не ограничена (самодержавие)

Император (царь)

Сенат –

высший законодательный,

распорядительный

и контролирующий орган

орган управления

церковными делами

Министерства :

осуществляют

исполнительную власть

На местах – назначаемые царём

губернаторы

Почему такая форма правления, как абсолютизм, не способствовала модернизации страны?

Почему такая форма правления, как абсолютизм, не способствовала модернизации страны?

Выводы: Власть опиралась на дворянское сословие и экономическая политика этой власти учитывала интересы только этого сословия. Дворянство не видело потребности в переменах.

Власть опиралась на дворянское сословие и экономическая политика этой власти учитывала интересы только этого сословия.

Читайте также: