Зрительские умения и их значение для современного человека 7 класс изо конспект

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может." — Транскрипт:

1 Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремиться вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства… К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания, добра и зла. Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает.

2 Вермер Делфтский Ян ( Голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т.п

3 ФЕДОТОВ Павел Андреевич ( ), живописец- рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Федотова называют Гоголем в русской живописи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Содержание картин изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: Вдовушка, Анкор, еще анкор и др. (185152). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.

5 Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Слово "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине. Налицо было нечто большее - картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.

7 картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все лее наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: изобразительное искусство.

Тип урока – комбинированный.

Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности.

Развивать личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Оборудование и материалы:

Репродукции картин для тематической беседы и практической работы:

Беседа о творческом характере зрительского восприятия, его культуре и умении.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов занятия и получение домашнего задания.

К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла.

Искусство не подделывает и не заменяет реальным мир, а объясняет его, расширяет и продолжает.

…Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее – то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства…

М. М. Антокольский

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Этим видам искусства соответствуют отдельные разновидности художественной деятельности.

Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определёнными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отражении каких-то из его сторон, граней, явлений.

Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, его нужно изучать.

Первое, что делают люди, желающие познать интересующий их край, изучают его язык…

Вот и мы сегодня на уроке поговорим о языке, на котором говорит художник-живописец.

Изобразить художник может всё: леса – поля, деревья – травы, города – горы, океаны – космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно-давно ушедших, а значит, жизнь сегодняшняя, прошедшая или даже не наступившая. Художник изображает мир таким, каким мы его все видим, и таким, каким видит его только он, один-единственный художник, хотя художников много. Работают они с помощью разных изобразительных техник, и потому мастеров изобразительного искусства различают и называют по-разному. Как? (Скульпторы, графики, архитекторы, живописцы.)

Живописцы работают кистями и красками.

Владея той или иной техникой искусства, он знал, как сделать, то есть умел использовать задуманное изображение, а значит, и исполнял его в технике…

Техник у художников много, хотя в большинстве своём они работают такими же простыми средствами, как и их прапрадеды (вспомним, что кисточками пользовались и в далёкие доисторические времена).

Однако владеть техникой изображения – всего лишь половина работы, которая в искусстве называется творчеством. А творчество возникает лишь тогда, когда художник не только умеете, как сделать, но у него есть что рассказать людям!

На уроках ИЗО мы чувствуем и творим как художники, но чаще всего, обращаясь к произведениям искусства, мы – зрители.

Быть зрителем – это тоже искусство.

Подобное утверждение может показаться на первый взгляд странным. В самом деле, мы привыкли считать творчеством создание картин, сочинение музыки, книг. Но такое, вроде бы лёгкое и чисто пассивное занятие, как созерцание полотен, чтение романов, прослушивание симфоний – можно ли назвать это делом творческого характера?

Да, можно. Мало того: есть все основания говорить, что от состояния, уровня, характера зрительского творчества во многом зависит судьба развития всех видов искусства.

Если эта оценка отрицательная или, ещё хуже, равнодушная, произведение быстро забывается и как бы умирает. Коль скоро работа художника не нашла живого отзвука в душах людей, значит, она была мертворождённой и по справедливости быстро отжила свой мотыльковый век.

Итак, создание произведений искусства и их восприятие, понимание, оценка находятся в тесной связи и зависимости. Одно не существует без другого, вместе они образуют единое целое, то, что и зовётся художественной жизнью общества.

Время, общество требуют от мастера искусства создания сильных, волнующих, значительных произведений, проникнутых передовыми идеями эпохи; облечённых в яркую и оригинальную художественную форму.

Жалок тот художник, который – в силу ли бездарности или приверженности к ущербным, бесплодным методам творчества – не сумел раньше или позже завоевать расположение зрителей. Любые утешения тут бесполезны. Не завоевал – значит, нечем было завоевать…

Но достоин сожаления и тот зритель, который готов отмахнуться от произведения только потому, что оно при первом знакомстве показалось ему непонятным, странным, непривычным. Конечно, может быть, что за этой странностью не кроется ровно ничего хорошего, и тогда презрительное равнодушие к плохой, вымученной картине или книге вполне оправданно. Но ведь бывает, и нередко, совсем другое: надо вдуматься в работу художника, понять её оригинальные черты, глубокий замысел, и в итоге зритель будет щедро вознаграждён: перед ним раскроется какая-то неведомая ему раньше грань действительности, новые для него черты духовной жизни современников, окажется, что это произведение способно доставлять и радость познания, и большое эстетическое наслаждение.

Вот такое напряжение духовных сил при знакомстве с произведением искусства и есть своего рода творчество. Причём, разумеется, это творческое начало проявляется не только тогда, когда зритель сталкивается с чем-то, что ему не сразу нравится. И в тех случаях, когда произведение захватывает уже в первый момент встречи с ним, идёт большая работа чувства, мысли, фантазии, происходит чудесный, драгоценнейший процесс постижения, который может так обогатить ум и душу человека, сделать их глубже, тоньше, зрелее. Ведь ради этого и существует, собственно, художественное творчество.

Итак, искусство быть зрителем, как и всякое другое искусство, требует духовного подъёма, полёта мысли, а также известных навыков и познаний.

Когда сто с лишним лет тому назад была изобретена фотография, послышались голоса, что искусству живописи пришёл конец, и оно вскоре отомрёт за ненадобностью. В самом деле, ведь даже самый умелый и кропотливый художник не в состоянии дать такого идеально точного воспроизведения натуры, какое мгновенно достигается с помощью фотоаппарата.

Но прошли десятилетия. Фотография год от года совершенствовалась, получила такие технические возможности, о которых и не мечтали её первооткрыватели. Более того – со временем фотография выдвинула целую плеяду замечательных мастеров своего дела, которые создавали и создают работы, бесспорно, заслуживающие право оцениваться как произведения настоящего, большого искусства.

Однако живопись и поныне существует и развивается как особый и неповторимый вид художественного творчества, не понеся никакого урона от соперничества с фотографией. Скорее, даже живопись выиграла от этого соперничества, ибо для новых поколений стали ещё яснее и очевиднее своеобразные, оригинальные качества и особенности созданий мастеров кисти.

Что же показало творческое соревнование двух видов изобразительного искусства – нового и старого?

Всё это так. Но в основе снимка всегда лежит документально точное, фотомеханическое воспроизведение натуры. Даже самый одарённый и изобретательный фотограф, к каким бы приёмам и ухищрениям он ни прибегал, не может как-то изменить или, тем более, обобщить натуру (то есть не просто скопировать её, а отобрать и раскрыть в широком художественном образе её наиболее характерные черты): этого не позволяет сама природа, техническая основа его профессии.

Порой (причём нередко) бывает так, что изобразительные детали составляют основу рассказа в картине, играют решающую роль в раскрытии её образного замысла.

Казалось бы, что можно ожидать от картины, созданной на основе такого незамысловатого сюжета? Бесхитростную бытовую сценку, не более. А ведь перед нами одно из самых глубоких и значительных произведений живописи, рассказавших о тяжком, мрачном николаевском безвременье.

Чтобы постигнуть содержание этого рассказа, надо, прежде всего, чутко приглядеться ко всем деталям изображения. Художник показал тесное пространство избы с тяжёло нависающим потолком. Оплывающая свеча еле освещает избу, зловещие тени мечутся по её стенам и углам. Гитара на стере, вещи, разбросанные по столу: бритвенный прибор, посуда, остатки еды в миске – всё это как бы отмечает течение для офицера. Сквозь крохотное оконце виден пустынный зимний пейзаж, освещённый холодным лунным светом.

Как видим, весь этот рассказ создан не при помощи драматического действия, развёрнутого описания событий, происшествий. Здесь повествуют детали, рассказывает обстановка, красноречиво говорят изобразительные сопоставления и эффекты. Они ярко и остро воссоздают то ощущение горестного одиночества, на которое обречён офицер. Опустившийся, погрязший в мутной тине жестоких и убогих будней, этот человек потерял всякий вкус к жизни, растрачивая её бессмысленно, глупо, валяясь по целым дням, убивая время на пустые забавы, вроде изображённой игры с собакой.

Примечательно ещё одно: Федотов не нашёл необходимым отчётливо показать лицо офицера. В этом не было нужды, это, возможно, оказалось бы излишним подчёркиванием того, что и так ясно. Столь выразительно показанная обстановка, рассказ вещей, деталей дали нам полное, исчерпывающее представление о герое картины. Пусть мы не видим его лица, оно и без того уже ясно нарисовано в нашем воображении: тусклый взгляд, обрюзгшие черты, несущие роковую печать внутренней опустошённости. В этом живописном рассказе с замечательной силой раскрыта трагическая судьба человека в условиях гнусного крепостнического режима, беспощадно коверкавшего и унижавшего человеческие души.

Искусство быть зрителем – большое и нелёгкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра творчества. Оно требует развития не только физического, но и особого, духовного зрения, зрения художественного. Иными словами, для того чтобы в полной мере понять художника, нужно в известном смысле и самому быть художником, человеком творческого восприятия, достойным быть другом, справедливым судьёй и как бы соавтором мастера искусства.

Фрагменты работ учащихся, интересную трактовку картин и образов учитель может использовать на последующих уроках при разговоре о данных картинах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект и презентацию для урока ИЗО в 7 классе на тему: "Зрительские умения и их значение для современного человека".

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: Познакомить учащихся с различными произведениями изобразительного искусства и научить анализировать их.

Образовательные: Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности; научить анализировать произведение искусства.

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Личностные УУД: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои интересы и цели; оценивают личность художника, его творческую позицию, личностный характер создания и восприятия произведений искусства; осознают творческий характер зрительского восприятия, целостность мира и многообразие взглядов на него.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на уроке.

Познавательные УУД: учатся сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота, осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента, самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.

Коммуникативные УУД: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.

2. Для учащихся: тетрадь для записей.

Ход занятия:

Этап урока с указанием минут

Содержание учебного материала, деятельность учителя

ПримечанияДеятельн. уч-ся

— Здравствуйте, садитесь. Проверим готовность к уроку. Для урока вам понадобится тетрадь для записей.

Организация рабочего места.

— Начнем урок с простого вопроса. Где люди могут познакомиться с произведениями искусства, увидеть их? (в музее, картинной галерее)

— Правильно, в музеях, картинных галереях.

Какие известные музеи вы знаете?

В каких музеях вы бывали?

Какие музей находятся в Москве? (Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)

Какой музей находится в нашем городе? (Серпуховский историко-художественный музей) Бывали ли вы в нем?

— Ребята, знаете ли вы, как правильно вести себя в музеях и галереях?

Правила поведения в музее или галерее:

1) нельзя мешать окружающим, становясь перед ними или громко высказывая свое мнение;

2) нельзя перебивать экскурсовода, надо внимательно выслушать то, о чем он будет рассказывать;

3) стоит заранее продумать, что именно непременно надо посетить на выставке;

4) обязательно надо отключить звук своего мобильного телефона.

— Итак, в музее мы смотрим на картину. Что же мы можем увидеть в картине? В картине можем увидеть то, что происходило на самом деле в момент написания произведения, переживания или фантазию художника.

— На многих картинах стоит обращать внимание на малейшие детали, символы и знаки. Посмотрите на репродукцию на слайде. Кому-нибудь знакома эта картина? Как вы думаете, кто на ней изображен?

— Что вы можете сказать об этом портрете? Нравится ли он вам? Какие символы вы видите на картине?

— На картине множество символических предметов — лавровый венец на голове императрицы, горящие маки, книги, орел, статуя богини Правосудия, корабли на заднем плане. (Спросить про каждый предмет, что означает по мнению учащихся)

— Лавровый венец — символ славы, победы или мира. Горящие маки — чаще всего мак является символом покоя, спокойствия. Соответственно, горящие маки могут означать жертвование собственного спокойствия. Книги символизируют знания и истину, а орел — символ победы, охраняющий истину. Статуя богини Правосудия символизирует государственную деятельность изображенной персоны. Корабли на дальнем плане напоминают о победах России на Черном море.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроках в школе. Записывают необходимые моменты в тетрадь.

3. Практическая работа

— Сегодня мы уже проанализировали несколько картин вместе. Самое время вам потренироваться делать это самостоятельно. Чтобы вам было проще, запишем план анализа картины. Как вы думаете, с чего следует начать?

План анализа картины:

Автор и название картины;

Когда была написана картина;

Что происходит на картине, сюжет картины;

Почему художник выбрал именно эту тему;

Анализ художественных компонентов (композиция, цветовые отношения), чем нарисована;

Ваше мнение о картине (развернуто).

Учащиеся анализируют предложенные учителем репродукции картин. Учащемся предлагается проанализировать картину сразу устно у доски (если есть желающие) или выполнить анализ письменно и прочесть его в слух.

План анализа формулируется учащимися совместно с учителем.

4. Анализ практической работы.

Учащиеся описывают выбранную картину по плану. Учитель корректирует, исправляет неточности, дает советы.

Анализ картины у доски.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что вам запомнилось, понравилось?

— Какие картины вы сегодня анализировали? (название, автор)

— Какие картины вам больше всего понравились и почему?

— По какому плану необходимо анализировать произведение искусства?

— Какие музеи вы знаете? Какой музей находится в нашем городе?

Домашнее задание: альбом, материалы по выбору (краски, цветные карандаши).

Зрительские умения и их значение для современного человека

Зрительские умения и их значение для современного человека

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Серпуховский историко-художественный музей

Серпуховский историко-художественный музей

Федор Степанович Рокотов

Виктор Михайлович Васнецов

Правила поведения в музее

Правила поведения в музее

  • Нельзя мешать окружающим, становясь перед ними или громко высказывая свое мнение;
  • Нельзя перебивать экскурсовода, надо внимательно выслушать то, о чем он будет рассказывать;
  • Стоит заранее продумать, что именно непременно надо посетить на выставке;
  • Обязательно надо отключить звук своего мобильного телефона.

Павел Андреевич Федотов

Д.Г. Левицкий


План анализа картины: 1. Автор и название картины; 2. Что происходит на картине, сюжет картины; 3. Почему художник выбрал именно эту тему; 4. Анализ художественных компонентов (композиция, цветовые отношения), чем нарисована; 5. Ваше мнение о картине (развернуто).

План анализа картины:

1. Автор и название картины;

2. Что происходит на картине, сюжет картины;

3. Почему художник выбрал именно эту тему;

4. Анализ художественных компонентов (композиция, цветовые отношения), чем нарисована;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ресурсы для обучающихся:

Раздаточные материалы (репродукции картин, листы оценивания, листы рефлексии, листы для практической работы), ручки

Тип урока: комбинированный

Наименование этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Мы не будем рисовать. Мы будем путешествовать.

- И для начала предлагаю вам определить чего вы ожидаете от сегодняшнего путешествия в процессе урока.

Напишите об этом в верхней части карточки несколькими словами.

И еще. Нужно определить с кем вы будете путешествовать по сегодняшнему уроку. Обратите внимание на верхнюю картинку. Найдите себя среди изображенных людей и отметьте.

Ребята пишут свои ожидания от урока.

Отмечают себя среди остальных.

Введение в тему

- О чем вы услышали?

- Как можно определить все то, о чем вы сказали. Что это?

- Вы знаете как себя вести в музеях, выставочных залах, галереях? Давайте озвучим.

- Для кого эти правила?

- Что же вы увидели?

- Смогли бы вы сами это увидеть? Почему?

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить?

- Правильно о зрительских умениях и их значении в жизни современного человека

- Что мы можем увидеть в картине?

- А можем ли мы картину услышать? Давайте попробуем.

- Что же мы услышали?

- Кто из вас когда – нибудь рассматривал картину именно так?

- А как вы умеете рассматривать картину? О чем нужно сказать, когда говоришь о картине?

- прогулка по Эрмитажу,

- нужно уметь слушать, слышать, видеть, смотреть

- правила поведения в музее, выставочном зале, галерее.

Перечисляют правила поведения

- рассказ о том, что изображено на картине.

- Нет. Не хватает внимания, заинтересованности.

- зрительские умения

В картине можем увидеть то, что происходило на самом деле в момент написания произведения, переживания или фантазию художника

Момент, который запечатлел художник. То, что происходило на самом деле…

- Какое время изображено

- Кто или что и на каком плане

- Что хотел показать художник, написав тот или иной сюжет картины.

познавательные (обобщение фактов и явлений)

регулятивные (самостоятельно обнаруживать и формулировать (определять) учебную цель)

познавательные (обобщение фактов, логические рассуждения)

Работа в группах.

- Попробуем сейчас выполнить подобный анализ.

-Распределимся в группы по цифрам, которые проставлены на листочках.

Стояла отрадная пора сенокоса. Шумные июльские дожди стремительно проносились над лесами и пашнями, цветное коромысло радуги одним концом падало в Каму. Шишкин любил солнце и день. Он много ходил и чего – то искал, высматривал и почти ничего не писал. Но вот он набрел на ржаное поле. Шишкин сел прямо на траву, обхватил руками колени и замер…

- На работу определим 5 – 7 минут. Описание можно выполнить на листах (учитель показывает) с использованием, если нужно, слов для справок.

- Теперь давайте послушаем, что получилось и зададим вопросы, если они у вас возникнут.

- Чье описание картины вам понравилось больше и почему

- Предлагаю вам послушать историю появления этой картины. Учитель зачитывает текст:

Но вот Шишкин набрел на ржаное поле. Он сел прямо на траву, обхватил колени руками и замер. Под тяжестью крупных колосьев стебли слегка наклонились, и тихий, чуть слышный звон, плыл над полем в сухом горячем воздухе. И откуда – то издалека брели навстречу могучие, состарившиеся в пути сосны. Созревшие колосья шелестели у самого уха. Уходила куда – то вдаль рыжая колея дороги. Низко над полем, чиркая крыльями по ржи, носились ласточки, видно к дождю. И горизонт был затянут пепельно – сизой подгрозовой морочью.

- Скажите, отличается этот текст от ваших, и почему не все ваши ответы полностью отражали идею картины?

Читайте также: