Познание мира 10 класс презентация и конспект

Обновлено: 03.07.2024

3 Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Знание есть продукт познания.

4 Вся история человечества - это ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации

5 Гносеология (от греч.) gnosis logos + знание учение Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности

6 Основные проблемы познания Основные проблемы гносеологии Познаваем ли мир? Какие существуют у человека способности познания? Как человек познаёт мир? Что есть истина и каковы её критерии? Является ли человеческое познание истинным? Каковы базовые принципы научного познания?

7 Проблема познаваемости Пессимисты отрицают познаваемость мира Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем Скептики утверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного знания

8 Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания

9 Познание мира Потребность в знаниях Одна из неотъемлемых характеристик природы человека

10 Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами 1 терабайт – 1024 гигабайт

11 Формы познавательной деятельности Мифологическое познание Религиозное познание Эстетическое познание Моральное познание Научное познание Социальное познание

12 Процесс познания Субъект познания Результат Объект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Знание Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Весь окружающий мир Все общество

13 ПОЗНАНИЕ Чувственное Рациональное Осуществляется органами чувств: осязанием, вкусом, зрением, слухом, обонянием, Присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

16 ПОЗНАНИЕ Чувственное Ощущение ВосприятиеПредставление Рациональное Понятие СуждениеУмозаключение Реальное Нереальное

17 Формы чувственного познания Ощущение Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета Ощущение вкуса, цвета, запаха, звука (кислый, жёлтый) Восприятие Совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ Представление Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета Когда мы не видим лимон, но можем его представить и даже поморщится при этом

19 Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность Рационализм признает основой познания и поведения людей разум

20 Основные мыслительные операции анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему

21 Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность, выражающая в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания и образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

22 Ненаучные способы познания Интуиция Остроумие Вера Мистическое озарение

24 Виды интуиции: интеллектуальная связанная с умственной деятельностью; мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека

25 Остроумие Имеет особое значение в познании как творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении Большая часть философских теорий основана именно на тонких и остроумных решениях

28 В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека Эмоции Аффективная форма проявления моральных чувств Чувства Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т.д.) Мотивационная сторона познания Устойчивость интересов и целей субъекта познания

32 Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: 1) непосредственное восприятие предмета 2) систематизация информации 3) классификация полученных данных 4) формирование понятий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познание мира Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №1 г. Тулы Ерощева.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Познание мира Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №1 г. Тулы Ерощева.

Познание мира Учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №1 г. Тулы Ерощева Инна Васильевна, 2014 г.

Познание как деятельность. Учебно-познавательная деятельность. Знания и их ро.

Познание как деятельность. Учебно-познавательная деятельность. Знания и их роль в жизни человека. Чувственное познание. Рациональное познание. Многообразие путей познания мира. План урока:

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об о.

Познание – вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире. Познание – отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины. Знания – результат познания, верное отражение действительности в сознании человека; информация о мире. Что такое познание

Познание – это путь, который проходит каждый из нас. «Орешек знаний тверд, Но.

Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя.

Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя? Хочу все знать! Радость познания Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира); Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата); Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение; потребность учиться

Мышление Высшая форма отражения, позволяющая понять сущность предметов и явле.

Мышление Высшая форма отражения, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязи и закономерности. Я мыслю значит я существую

Язык Мышление Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мысл.

Язык Мышление Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю – значит существую) Мышление - с речью (свои мысли, идеи человек выражает при помощи речи, языка). Язык – это система специальных знаков, выражающих определенные понятия (почему мы понимаем друг друга) С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи. Связь познания с мышлением и речью. Информация знания

Решение вопроса о познаваемости мира философами. Гностики Агностики Мир позна.

Решение вопроса о познаваемости мира философами. Гностики Агностики Мир познаваем Человек может получать знания и познать истину Почему агностики отрицали возможность познания человеком мира ?

Субъект познания Объект познания Процесс познания Весь окружающий мир: Природ.

Субъект познания Объект познания Процесс познания Весь окружающий мир: Природа Общество Человек Познаваемый предмет Все общество Познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Результат Знание

Чувственное познание Чувственное познание называется так, потому, что знания.

Чувственное познание Чувственное познание называется так, потому, что знания мы получаем при помощи органов чувств. Органы чувств человека — средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Отдельные свойства предметов, вызывают у нас ощущения: запах и вид цветка, вкус земляники, тепло, холод.

зрение, слух обоняние, осязание, вкус

зрение, слух обоняние, осязание, вкус

Ощущение: Лимон: Желтый Овальный, Гладкий Восприятие: Кислый Сочный, ароматны.

Ощущение: Лимон: Желтый Овальный, Гладкий Восприятие: Кислый Сочный, ароматный Ощущение и восприятие

Ощущения отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее.

Ощущения отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, возникающий в сознании при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Представление

Представление чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, явления, проце.

Представление чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, явления, процесса, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих объектов познания на наши органы чувств


Лимон - небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 8м, с раскидистой и.

Лимон - небольшое вечнозелёное плодовое дерево высотой до 8м, с раскидистой или пирамидальной кроной. Плод длиной 6—9 см, диаметром 4—6 см, яйцевидной или овальной формы Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы Сок одного лимона содержит 33% суточной нормы витамина С, а 1 столовая ложка кожуры лимона - 13%. Ограниченность чувственного познания Можно ли данные знания получить с помощью органов чувств?

Понятие – форма мысли, отражающая общие и существенные свойства предмета, про.

Понятие – форма мысли, отражающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. (Класс, ученик, феодализм) Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, процессе, явлении. Рациональное познание. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части.

анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему Основные мыслительные операции

Можно ли измерить интеллект человека?

Можно ли измерить интеллект человека?

Формы познания: чувственное и рациональное Уровни познания Чувственное Рацион.

Формы познания: чувственное и рациональное Уровни познания Чувственное Рациональное Формы Формы

Сравните 2 умозаключения. Выберите верное. А Все дети любят яблоки. Света люб.

Сравните 2 умозаключения. Выберите верное. А Все дети любят яблоки. Света любит яблоки. Следовательно Света ребенок. Б Все дети любят яблоки. Света – ребенок. Следовательно Света любит яблоки.

Проверим себя? А. Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выража.

Проверим себя? А. Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражают сомнение в том, что человек может получать достоверные знания о мире В. Отрицают полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире Б. Утверждают принципиальную познаваемость мира, возможность получения достоверных знаний о мире 1 Агностики 2 Скептики 3 Оптимисты Соотнесите название философского направления и содержание взглядов философов: Ответ: 1- ; 2- ; 3 - .

Повседневный опыт, религия, миф, искусство, наука, паранаука, мораль, … ВИДЫ.

Повседневный опыт, религия, миф, искусство, наука, паранаука, мораль, … ВИДЫ ЗНАНИЙ: Обыденно-житейское Мифологическое Религиозное Научное Лженаучное Паранаучное Художественное Социальное познание Самопознание

Мифологическое знание – - основано на сочетании реальности и вымысла; - замен.

Мифологическое знание – - основано на сочетании реальности и вымысла; - заменяет объяснение рассказом о происхождении, сотворении мироздания.

Религиозное знание – - основано на вере, не требует научных доказательств.

Религиозное знание – - основано на вере, не требует научных доказательств.

Обыденно-житейское познание: жизненная практика, народная мудрость: знания не.

Обыденно-житейское познание: жизненная практика, народная мудрость: знания не самоцель, а побочный результат деятельности. Народные приметы, пословицы, поговорки.

Художественное познание – особый способ познания мира при помощи использовани.

Научное познание - связано с рациональным мышлением, основано на законах логи.

Научное познание - связано с рациональным мышлением, основано на законах логики; - объективность добываемого знания; - системность знаний; - выражается в форме отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, формул, графиков, схем; - доказательность, опытная проверяемость полученных знаний; - достоверное обобщение полученных фактов.

Паранаука околонаучное знание. Использует сведения, не подтверждающиеся экспе.

Познание своего внутреннего мира, своих способностей, качеств, познание собс.

Познание своего внутреннего мира, своих способностей, качеств, познание собственного Я. Самопознание

Социальное познание – познание общества и общественных Процессов. Невозможно.

Социальное познание – познание общества и общественных Процессов. Невозможность эксперимента, субъективность Оценок и интерпретаций событий.

Тема научной работы: «К вопросу о влиянии элевсинских мистерий на культ Демет.

Познавательная задача 1 Как-то Альберт Эйнштейн с женой посетили крупную амер.

Познавательная задача №2 Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетк.

Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.


Краткое описание документа:

Презентация по обществознанию на тему "Познание мира" может использоваться учителями на уроках в 10 классе при изучение темы "Познание". Данная тема представляет определенные сложности для восприятия учащихся.

В презентации раскрываются особенности процесса познания и его структура. Показаны на конкретных примерах формы чувственного и рационального познания.

Раскрываются особенности различного вида знаний: обыденно-житейского, мифологического, религиозного, научного, социального и других.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для урока Обществознания в 10 классе по теме "Познание мира".

Познание мира

Познание мира

Познание бывает чувственное и рациональное :

1) Чувственное познание : Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.



Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились: 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент.

Истинное и ложное:

  • Истина – достоверное правильное знание.
  • Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:
  • 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.
  • 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.
  • Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент.

Объективна ли истина (?):

  • Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
  • Истина и ее критерии. Относительность истины.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Познание – процесс деятельности
человека,
основным
содержанием
которого является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом –
получение нового знания об окружающем
мире.
Знание есть продукт познания.

Вся история человечества
- это ускоряющийся
процесс развития,
расширения, уточнения
знаний от технологий обработки
каменных орудий и добывания
огня до способов получения и
использования компьютерных
массивов информации

5. Гносеология

Гносеология
(от греч.)
gnosis
знание
+
logos
учение
Раздел философии, изучающий возможности
познания, его формы и методы, условия его
истинности

6. Основные проблемы познания

Познаваем ли мир?
Какие существуют у человека способности познания?
Основные
проблемы
гносеологии
Как человек познаёт мир?
Что есть истина и каковы её критерии?
Является ли человеческое познание истинным?
Каковы базовые принципы научного познания?

7. Проблема познаваемости

Пессимисты
Оптимисты
Скептики
отрицают
познаваемость
мира
утверждают,
что мир
принципиально
познаваем
утверждают,
что познавание
возможно, выражая
сомнение
в достоверности
полученного знания

8. Подходы к решению проблемы познаваемости мира

Агностицизм
(И. Кант)
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Рационализм
(Р. Декарт)
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Большинство
Мир познать невозможно
Решающую роль играют опыт,
эксперимент
Решающую роль играют
мыслительные операции
Решающую роль играют ощущения и
восприятия
Мир познаваем и познание есть
единство чувственного и
рационального
Два уровня
познания

9. Познание мира

Ценность знаний и способов их получения
увеличивается с каждым годом
Ежедневно в мире
появляются тысячи
новых книг и
компьютерных
сайтов, а доля
оцифрованной
информации
исчисляется
терабайтами
1 терабайт –
1024 гигабайт

Мифологическое
познание
Научное
познание
Религиозное
познание
Формы
познавательной
деятельности
Эстетическое
познание
Социальное
познание
Моральное
познание

12. Процесс познания

Процесс познания
Субъект
познания
Результат
Объект
познания
Знание
Познающий
человек,
наделенный
волей и
сознанием,
или
коллектив
Все
общество
Познаваемый
предмет
(процесс,
явление,
внутреннее
состояние
человека)
Весь
окружа
ющий
мир

13. ПОЗНАНИЕ

Чувственное
Осуществляется
органами чувств:
осязанием, вкусом,
зрением, слухом,
обонянием,
Рациональное
Присуще только
человеку, является
более сложным
способом отражения
действительности,
который
осуществляется
посредством
мышления.

16. ПОЗНАНИЕ

Чувственное
Рациональное
Ощущение
Понятие
Восприятие
Суждение
Представление
Умозаключение
Реальное
Нереальное

17. Формы чувственного познания

Ощущение
Восприятие
Представление
Элементарный
Ощущение
чувственный образ,
вкуса, цвета,
отображающий
запаха, звука
отдельные, единичные (кислый, жёлтый)
свойства предмета
Совокупность
нескольких
ощущений, целостный
чувственный образ
Чувственный образ
Когда мы не видим
предмета,
лимон, но можем
возникающий в
его представить и
сознании в отсутствие даже поморщится
этого предмета
при этом

Сенсуализм
Рационализм
на первое место
в процессе познания
ставит чувственную
познавательную
способность
признает основой
познания
и поведения
людей
разум

20. Основные мыслительные операции

анализ
разложение целого на части
абстрагирование
сравнение
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
синтез
объединение частей в единое целое
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения
обобщение
переход от единичного к общему

21. Особенности чувственного и рационального познания

Чувственное познание
Рациональное познание
Непосредственность,
выражающая
в
прямом
воспроизведении объекта
Наглядность
и
предметность возникающих
в результате познания и
образов
Воспроизведение внешних
сторон и свойств объектов
Опора на результаты
чувственного познания
Абстрактность и
обобщенность возникающих
в результате познания
образов
Воспроизведение объектов
на основе внутренних
закономерных связей и
отношений.

22. Ненаучные способы познания

23. Интуиция

интеллектуальная
связанная с умственной
деятельностью;
Виды интуиции:
мистическая
связана с жизненными
переживаниями,
эмоциональным миром
человека

Остроумие
Имеет особое значение
в познании как
творческая способность
замечать точки
соприкосновения
разнородных явлений и
совмещать их в едином,
радикально новом
решении
Большая часть
философских теорий
основана именно на
тонких и остроумных
решениях

В процессе познания большую роль играют
эмоции и чувства человека
Эмоции
Чувства
Аффективная форма
проявления моральных
чувств
Эмоции, но выраженные в
соответствующих понятиях
(чувства любви, ненависти и
т.д.)
Мотивационная сторона познания
Устойчивость интересов и целей
субъекта познания

Рациональное познание, в отличие от чувственного:
1) дает истинные знания о предмете
2) опирается на ощущения
3) расширяет представления о мире
4) использует логические умозаключения
В процессе чувственного познания, в отличие от
рационального, происходит:
1) непосредственное восприятие предмета
2) систематизация информации
3) классификация полученных данных
4) формирование понятий

Читайте также: