Потребители и источники электроэнергии 8 класс технология конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Мультик про электричество.mp4

Выбранный для просмотра документ Карточка к маршрутному листу.docx

Карточка к маршрутному листу.

Теплова́яэлектроста́нция (или теплова́яэлектри́ческаяста́нция ) (ТЭС)— электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения валаэлектрогенератора.

Гидроэлектростанция ( ГЭС ) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

Солнечная энергетика (СЭС) — направление нетрадиционнойэнергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.

А́томнаяэлектроста́нция (АЭС) — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками (персоналом

Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции .

Карточка к маршрутному листу.

Теплова́яэлектроста́нция (или теплова́яэлектри́ческаяста́нция ) (ТЭС)— электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения валаэлектрогенератора.

Гидроэлектростанция ( ГЭС ) — электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока . Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища.

А́томнаяэлектроста́нция (АЭС) — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерная энергия и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками.

Солнечная энергетика (СЭС) — направление нетрадиционной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует неисчерпаемый источник энергии и является экологически чистой, то есть не производящей вредных отходов. Производство энергии с помощью солнечных электростанций хорошо согласовывается с концепцией распределённого производства энергии.

Линия электропередачи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции .

Цель: - ознакомить с источниками получения элек трической энергии и дать о потребителях электроэнергии;
- формировать умения самостоятельно применять знания, полученные на уроках, при сборке электрических цепей;

- способствовать развитию познавательного интереса к электротехнике, коммуникативных и адаптивных качеств личности, способности к самоконтролю и применению правил личной безопасности, воспитывать ответственность за экономию электроэнергии.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Основные понятия: источники тока, потребители электрической энергии, электрическая цепь.

Оборудование : схемы, батарейка, лампочка с патроном, провода, выключатель, гальванические элементы, аккумулятор, бытовые приборы - утюг, лампа настольная, электрочайник, электродрель, электрический звонок, гирлянда и др.

СТРУКТУРА УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

III. Изучение нового материала

1. Источники и потребители электрической энергии.

2. Схемы электрической цепи.

V. Обобщение и систематизация знаний и умений

VII. Домашнее задание

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

· проверка наличия учащихся;

· проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей;

· проверка внешнего вида (спецодежды).

II . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Беседа

–Посмотрите вокруг и скажите, что работает на электричестве?

-От каких источников электрической энергии эти приборы работают? (батарея гальванических элементов, аккумуляторы, генераторы на электростанции)

-Какие ты знаешь электростанции?(ГЭС,ТЭЦ,АЭС и т.д.)

-С помощью чего передается электрический ток на большое расстояние? (проводов)

-Внимательно рассмотрите провод и скажите как он сделан.(Внутри провода – металл, снаружи – пластмасса)

-Почему металлические провода нужно изолировать? (электроток имеет высокое напряжение, которое опасно для жизни)

-Почему электромонтер во время работы пользуется резиновыми перчатками и инструментами, ручки которых изолированы пластмассой?

-Почему мокрыми руками нельзя включать электроприборы?

-Почему не в коем случае нельзя браться за оголенные провода?

Тема сегодняшнего урока: " Источники и потребители электрической энергии".

III .ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Источники и потребители электрической энергии.

Рассказ учителя

Ребята! Что означает по смыслу слово "источник". воды, тока - То, что даёт начало чему-то или откуда исходит что-то.

А что подразумевается под словом "потребитель электрического тока"? - Это все электрические приборы, бытовая техника и производственное оборудование.

Если взять источник тока , потребитель, выключатель и соединить всё проводами, получится электрическая цепь.

Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы.

Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии - это источники тока.

Источники тока - это устройства, которые преобразуют какой-либо вид энергии в электрическую энергию. К ним относятся: генераторы электростанций, гальванические элементы, аккумуляторы, фотоэлементы и др.

Вторая группа - элементы, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, и т. д.). Эти элементы называют потребителями электрической энергии. К ним относятся: электродвигатели, нагревательные и осветительные приборы и др.

В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к потребителям (провода, выключатели и другие устройства)

Потребление электрической энергии в каждом доме контролируется при помощи специального счетчика электрической энергии. Этот прибор включен в общую часть электрической цепи квартиры. Поэтому через него течет весь ток, который потребляется электроприборами.

- Перечислите электрические приборы, которые работают у вас дома? (уч-ся перечисляют)

Ученые и инженеры создают электроприборы нового поколения с малым потреблением электроэнергии, изобретают энергосберегающие производственные технологии. И вы можете внести свою лепту в это важное дело, нужно только бережно и в соответствии с правилами пользоваться электрическими помощниками.

2. Схемы электрической цепи.

Рассказ учителя

На уроках физики вы уже изучали виды соединения потребителей. Перечислите, какие виды соединений вам известны.(Параллельное и последовательное).

А какое соединение имеют потребители наших квартир? (параллельное и в конце последовательное)

Сегодня мы с вами еще раз повторим виды соединений, научимся их изображать графически и попробуем сами собрать электрическую цепь с различными видами соединений.

Электрическая схема - это графическое изображение электрической цепи с помощью условных знаков.

Задание: Начертите в тетрадях схему простой электрической цепи


Схема простой электрической цепи

Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока различными способами.

Способы соединения потребителей электрической энергии:

Начертите в тетрадях схему последовательного соединения


Схема последовательного соединения потребителей

Начертить в тетрадях схему параллельного соединения потребителей электрической энергии


Схема параллельного соединения потребителей электрической энергии

Инструктаж по безопасности труда

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с правилами безопасной работы в учебнике.

Обучающиеся делятся на 3 группы. Первая группа собирает простую электрическую цепь, вторая - электрическую цепь с параллельным, третья - с последовательным соединением.

V. Обобщение и систематизация знаний и умений

- Что представляют собой источники и потребители электрической энергии?

- Из каких элементов состоит электрическая цепь?

- Что представляют собой электрические схемы и зачем они нужны?

- Назовите соединения электроцепи.

- Перечислите правила безопасной работы с электроприборами.

VI. ИТОГИ УРОКА

Учитель анализирует результаты выполнения практической работы, ошибки, допущенные при сборке цепи, обсуждает методы их устранения, выставляет оценки за работу на уроке.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде фонарика из пластиковых бутылок (образец демонстрируется учителем)

Образовательная: повторить и обобщить знания по теме.

  • формирование умений самостоятельно применять знания, полученные на уроках, при сборке электрических цепей.
  • развитие мышления, умения делать выводы, анализировать;

Воспитательная: привитие познавательного интереса к электротехнике, воспитание культуры труда, самостоятельности и творчества в коллективно-трудовой деятельности;

  1. ПК и мультимедийный проектор. На ученических столах: источник тока (батарейка 4,5V), ключ, лампочка, соединительные провода, лист-задание
  2. Лабораторно-практическая работа "Монтаж электрических цепей".

На демонстрационном столе: монтажная планшетка, гальванические элементы, аккумулятор, генератор велосипедный, элекрофорная машина и бытовые приборы - (утюг, лампа настольная, электрочайник, электродрель, электрический звонок, гирлянда и др.)

Образец изделия: - Фонарик из пластиковых бутылок

Ход урока

I. Организационный момент (проверка отсутствующих и готовности класса к уроку).

Учитель: Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

II. Проверка знаний и умений.

На прошлом уроке мы изучали условные обозначения элементов электрических схем. Ребята, как вы думаете, для чего нужно знать эти условные обозначения?

Ответ: (Чтобы составить электрическую схему и собрать электрическую цепь).

Правильно! Это и будет целью нашего урока, научиться по схемам, собирать простейшие электрические цепи. Поэтому сегодня от вас, ребята, потребуются внимание, настойчивость и культура труда в достижении этой цели.

А сейчас, мы проверим ваши знания по графическому обозначению элементов электрических схем.

Задание 1

Выполнить условные обозначения, применяемые на схемах электрической цепи. Ученики с места задают поочерёдно вопросы двум отвечающим одноклассникам у доски. Ответ выполняется графическим обозначением с помощью мела на классной доске.

Перед вами находятся две кнопки звукового экзаменатора опережения ответа. Кто после заданного вопроса первым нажмет кнопку, имеет право на ответ. Если ответ не верный, то право ответа на вопрос переходит второму отвечающему.

Условные обозначения электрической цепи

Задание 2

1. Назовите известные вам виды энергии. ( Атомная, механическая, световая, химическая и электрическая)

2.Какие типы электростанций вам известны? (Гидроэлектростанция, атомная, тепловая, ветровая, приливная, солнечная и дизельная)

3. Какие виды энергии в перечисленных электростанциях преобразуются в электрическую энергию?


II. Новый материал.

В рабочей тетради записываем тему урока: " Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи."

Ребята! Что означает по смыслу слово "источник". воды, тока - То, что даёт начало чему-то или откуда исходит что-то.

А что подразумевается под словом "потребитель электрического тока"? - Это все электрические приборы, бытовая техника и производственное оборудование.

Если взять источник тока, потребитель, выключатель и соединить всё проводами, получится электрическая цепь.

Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии - это источники тока.

Источники тока - это устройства, которые преобразуют какой-либо вид энергии в электрическую энергию. К ним относятся: генераторы электростанций, гальванические элементы, аккумуляторы, фотоэлементы и др.


1. Солнечная батарея 2. Гальванический элемент
3. Электрофорная машина

Вторая группа - элементы, преобразующие электрическую энергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, и т. д.). Эти элементы называют потребителями электрической энергии. К ним относятся: электродвигатели, нагревательные и осветительные приборы и др.


В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к потребителям (провода, выключатели и другие устройства)


Электрическая схема - это графическое изображение электрической цепи с помощью условных знаков.

Задание: Начертите в тетрадях схему простой электрической цепи (рис.6)

Схема простой электрической цепи

6.jpg (22672 bytes)

Потребители электрической энергии могут быть присоединены к источнику тока различными способами.

  • последовательное соединение;
  • параллельное соединение.

Начертить в тетрадях схему последовательного соединения (рис.7)

Схема последовательного соединения потребителей электрической энергии.

7.jpg (25459 bytes)

Начертить в тетрадях схему параллельного соединения потребителей электрической энергии (рис.8)

Схема параллельного соединения потребителей электрической энергии

8.jpg (27830 bytes)

Психологическая пауза. (звучит инструментальный музыкальный фон) Сейчас мы все вместе выполним следующее упражнение. Сядьте свободно, не напрягая мышц рук и ног. Дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух медленно, через нос, пока лёгкие не наполнятся и также плавно, тоже через нос, выдохните, пока полностью не освободите лёгкие. Давайте все разом. "Плавный вдох - плавный выдох. Вдох - выдох:" Прислушивайтесь к своему дыханию. Постарайтесь вообразить волны, их плеск, запах морской воды и солнца. Вы чувствуете себя легко и свободно. Вы готовы к работе! Тогда в путь.

Лабораторно-практическая работа "Монтаж электрических цепей"

Работа № I

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, выключателя, соединительных проводов.(простая электрическая цепь).

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему простой электрической цепи.(рис1.)

2. Соедините с помощью выключателя, проводов, батарейки и лампочки в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Разберите цепь. Рис 1


Работа №2

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, выключателя, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии последовательное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему последовательного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек.

2. Соедините с помощью выключателя, электрической лампы, проводов и батареи в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Разомкните цепь.


  1. Из каких элементов состоят собранные вами электрические цепи?
  2. Назовите материалы, проводящие и непроводящие электрический ток.
  3. С какой целью применяются условные обозначения электрической цепи?
  4. Подготовить краткий отчет
  • название работ;
  • схемы электрических цепей;
  • ответы на вопросы.

Работа № 3

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 3-х лампочек, переключателя, соединительных проводов.

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему электрической цепи.

2. Соедините лампы накаливания с батареей и переключателем в соответствии со схемой.

3. Передвигая контактный рычаг, поочередно включите лампочки,

4. Разберите цепь.


Работа №4

Сборка электрической цепи, состоящей из источника тока, 2-х лампочек, переключателя, соединительных проводов. (соединение потребителей электроэнергии параллельное).

Порядок выполнения работы

1. Начертите в тетради схему параллельного соединения потребителей электроэнергии из 2-х лампочек

2. Соедините через выключатель лампы накаливания с батареей в соответствии со схемой.

3. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

4. Проверьте работу цепи.

5. Разомкните цепь.

6. Вывернуть одну лампочку.

7. Поверните рычажок выключателя, замкните цепь.

8. Проверьте работу цепи, будет ли гореть другая лампочка?

9. Разомкните цепь.

  1. С какой целью зачищают концы проводов перед подключением их к электроарматуре?
  2. Чем отличаются проводники от изоляторов?
  3. Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
  4. Подготовить краткий отчет
  • название работ;
  • схемы электрических цепей;
  • ответы на вопросы.

Домашнее задание: Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде фонарика из пластиковых бутылок (образец демонстрируется учителем)


В параметрах потребителей электроэнергии обязательно нужно разбираться. Так как эти знания помогут сделать пользование электроэнергией грамотным и безопасным для жизни и здоровья. В данном видеоуроке идёт обсуждение основных параметров потребителей электроэнергии. Мы узнаем, что следует относить к этим параметрам.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Параметры потребителей электроэнергии"

Но прежде, чем мы приступим к рассмотрению новой темы, давайте вспомним, что называют потребителем электрической энергии.

Итак, мы с вами уже говорили, что приёмник или потребитель – это устройство, в котором происходит преобразование электрической энергии в другие виды энергии для её использования – например, осветительные лампы, электрические обогреватели, двигатели.


В электротехнике такие устройства называют нагрузкой.

Также напомним, что источник электрической энергии, нагрузка и соединительные провода – всё вместе это называется электрической цепью.


В основном все электрические цепи состоят из нескольких потребителей электроэнергии.


Но некоторые из этих потребителей, например, провода, выключатели и устройства защиты, потребляют совсем небольшое количество энергии, если сравнивать с главным потребителем, который выполняет некоторую работу. Именно этот главный потребитель и определяет режим работы электрической цепи.


Источник электроэнергии предоставляет потребителю энергию с определёнными параметрами. Эти параметры обязательно должны соответствовать параметрам потребителя, иначе потребитель не будет работать и в скором времени выйдет из строя.


Важно понимать, что систематическое, даже самое небольшое, превышение допустимых параметров может привести к преждевременной поломке электрического устройства в процессе эксплуатации.

Первым самым важным параметром потребителя электрической цепи является его электрическое сопротивление.

Давайте попробуем разобраться, что же это такое – сопротивление.

Проводники могут иметь одинаковый размер, но быть изготовлены из разных металлов.


И при подключении к одному и тому же источнику тока такие проводники будут совершенно по-разному себя вести, по-разному сопротивляться движению зарядов, и проводить разной силы ток.

Итак, электрическое сопротивление – это не что иное, как противодействие всей электрической цепи или отдельных её участков прохождению электрического тока.

Сопротивление измеряется в омах – в честь немецкого учёного Георга Ома.

Отсюда получаем, что величина сопротивления напрямую зависит от размеров и материала проводника. Вообще, сопротивление электрического проводника тем больше, чем он длиннее, чем меньше его поперечное сечение и чем хуже материал проводит электрический ток.

На принципиальных схемах проводник, обладающий электрическим сопротивлением, принято изображать в виде прямоугольника и обозначать латинской буквой R.


Напомним, что соединение проводников может быть последовательным или параллельным.


При последовательном соединении проводников с разным сопротивлением общее электрическое сопротивление будет равно сумме их электрических сопротивлений.

Что касается параллельного соединения проводников, кстати, именно этим соединением подключают потребителей электроэнергии в быту и на производстве, то здесь надо знать, что общее сопротивление всех потребителей уменьшается, а сила тока источника увеличивается. При этом возрастает опасность перегрузки сети, что может привести к пожару.


Следующим не менее важным параметром нагрузки электрической цепи является проводимость.

Вообще, под проводимостью принято понимать величину, которая обратна сопротивлению проводника. При параллельном соединении проводников общая проводимость будет равна сумме их проводимостей.


Ещё одним параметром потребителей электрической энергии является напряжение.

Вообще, под напряжением понимают работу, которую совершает источник электрического тока по перемещению единицы электрического заряда через нагрузку с сопротивлением R. Обозначается напряжение латинской буквой U и измеряется в вольтах – в честь итальянского физика АлессАндро Вольта.

Со школьного курса физика вам хорошо знаком закон Ома. Из него вытекает, что протекающий через проводник или потребитель ток тем сильнее, чем больше напряжение и чем меньше сопротивление.


Именно этим законом руководствуются при передаче электричества по линиям электропередач, так как одним из важнейших требований к линиям электропередачи является уменьшение потерь при доставке энергии потребителю.


И последним параметром, о котором мы сегодня поговорим, будет мощность.

Вообще, мощностью называют работу, которую совершает источник тока в единицу времени, по перемещению определённого электрического заряда через потребитель. Мощность измеряется в ваттах – в честь английского изобретателя Джеймса Уатта. Мощность оборудования зависит как при постоянном токе, так и при переменном токе от действующих значений напряжения и силы тока.

Во всех параметрах потребителей электроэнергии, которые мы сегодня назвали: а это сопротивление, проводимость, напряжение и мощность, обязательно нужно разбираться. Ведь эти знания помогут вам грамотно пользоваться электроэнергией и сохранить вашу жизнь и здоровье в безопасности.


Вы должны были слышать, что проводник в электрической цепи из-за действия электрического тока может нагреваться. При нагревании проводника из любого металла происходит его окисление, при этом его сопротивление начинает увеличиваться, что впоследствии приводит к плавлению проводника и его разрушению. Поэтому для любого потребителя, для провода или любого другого элемента электрической цепи существует максимально допустимая мощность. При такой мощности проводник может довольно долго работать без каких-либо осложнений.

Если произойдёт превышение максимально допустимой мощности, то со временем любой элемент электрической цепи начинает разрушаться.


Все основные параметры потребителя обязательно наносят на корпус изделия: это рабочее напряжение, потребляемая мощность или сила тока.


Зная их, можно сразу же понять соответствует ли электроприбор параметрам остальных элементов электрической цепи.

Так, например, параметром проводов и вспомогательных элементов (выключателей, розеток, вилок, ламповых патронов) является максимально допустимая мощность, которую обязательно указывают на корпусе этих элементов. В техническом паспорте на провод обязательно будет записана величина его площади сечения и допустимая сила тока.


Итоги урока

На этом уроке мы обсудили основные параметры потребителей электроэнергии. Узнали, что к этим параметрам относятся электрическое сопротивление, проводимость, напряжение и мощность. В параметрах потребителей электроэнергии, которые мы сегодня рассмотрели обязательно нужно разбираться. Так как эти знания помогут сделать пользование электроэнергией грамотным и безопасным для вашей жизни и здоровья.

Читайте также: