Русская духовная музыка 6 класс презентация конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

5 988 год – Крещение Руси

6 Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. В. Маковский Певчие на клиросе

7 Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

8 Знаменный распев - о Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения (напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками).

11 Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.

12 В XVIII веке в русской музыке появился новый жанр хорового творчества русских композиторов - духовный концерт

13 Всенощная и Литургия - Всенощная Основными жанрами в религиозно-духовной музыке являются Всенощная и Литургия - главные церковные службы, образующее суточный круг. Всенощная - вечерняя служба, состоит из двух частей: великой вечерни и утрени.

14 Литургия Литургия - утренняя служба, в ней три части: проскомидия - приготовления Святых Даров к причастию, литургия оглашенных - тех, кто еще не принял веру, литургия верных, уже принявших крещение.

15 Шестопсалмие Шестопсалмие – одна из важнейших частей утреннего богослужения Православной Церкви, состоящая из шести избранных псалмов

17 Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались с каноническим текстом, привнося в эти произведения свое видение, черты своего собственного музыкального стиля

19 Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты – духовной и эстетической. Она дарила людям ощущение благодати, очищения, утешения, воспитывала любовь к Богу, ближним. Духовная музыка ценна не только как часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Во все времена музыка, рожденная в лоне церкви, несла людям свет истины, укрепляя их духовно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Чайковский увертюра 1812.mp3

Выбранный для просмотра документ 6 класс Образы русской духовной музыки.docx

Образы русской духовной музыки. 6 класс

Учитель музыки Костенко Галина Юрьевна

Тип урока : введение в тему.

Форма урока : комбинированная.

Цели: Познакомить с образцами русской духовной музыкой, с колокольным звоном как ярким явлением русской Православной культуры.

Образовательная цель. Прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная цель. Формирование уважения к традициям своего народа.

1. Научить учащихся ориентироваться в понятиях: русская, духовная, светская музыка ;

2. Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение музыки, соответствующих жанров;

3. Воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на духовную музыку.

Методы урока : словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование : Мультимедийное оборудование.

Программное обеспечение:

звучание набата, благовеста, трезвона

образца партесной музыки П.Г.Чеснокова

Ход урока .

Звучит колокольный звон

Учитель: Ребята. Скажите, пожалуйста, что за звук открыл наш урок?

(Это был колокольный звон)

Учитель: Правильно. А где можно услышать колокольный звон

( на улице, в церкви, по телевизору)

Учитель: Наш сегодняшний урок будет посвящён духовной музыке.

- Скажите, пожалуйста, а можно ли колокола назвать музыкальным инструментом? (Да)

Учитель: А почему?

(Потому что когда звенят колокола, то можно услышать в звоне мелодию)

Учитель: Кто скажет, что это за музыка? (церковная, божественная).

Учитель: Где она может звучать? (Колокольная мелодия может звучать в церкви, при служении).

Ученик: Первое упоминание о колоколах встречается в X веке, и на протяжении многих веков своим звоном они сопровождали жизнь христиан. Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью. Люди с большим уважением и любовью относились к колоколам.

Учитель: По интонации колокольного звона можно было определить время дня, время народного праздника или горя. (Слушаем звучание набата, благовеста, трезвона , определяем характер интонации).

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( о русской духовной музыке ). Правильно, Молодцы.

Ученик: Я читала, что з арождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого русского государства Киевской Руси в 9-13 веках. Огромное значение для развития государственного и культурного развития имело принятие христианства. В 988 году было Крещение Руси. И тогда, с принятием христианства начинает развиваться русская духовная музыка.

Учитель : русская музыка - это своеобразная летопись истории нашей страны. Истоки русской музыки находятся в глубокой древности. Её корни в народном искусстве. Русский народ всегда славился своей музыкальностью. Песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие песенных жанров среди которых есть былинные, трудовые, обрядовые песни, трудовые, игровые и многие другие.

Учитель: Какое было духовное пение на Руси? (работа с учебником) Откройте учебник на странице 51 и прочтите первый обзац. Запишите в тетрадь главные черты русской православной музыки (работа с учебником). /На Руси в церкви духовное пение было одноголосным, унисонным, мужским. Ещё одно отличительной чертой русской православной музыки являлось пение без сопровождения – a capella / .

Учитель: Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом. Певцы постепенно овладевали церковной музыкальной культурой, пришедшей на Русь из Византии. Создатели русской духовной музыки чужое церковное песнопение обогащали родными русскими напевами, интонациями. А с середины 17 века, стало распространятся многоголосное пение (партесное). От 3 до 8 голосов колеблется в многоголосном пении. У хора в церкви есть специальное место, оттуда не видно поющих, но голоса разносятся по всему храму, создавая ощущение действительно неземного звучания. (Слушание образца партесной музыки П.Г.Чеснокова)

В 18 веке появился новый жанр духовной музыки – духовный концерт, о котором мы поговорим на следующем уроке.

Учитель: Можно ли назвать данное произведение духовным? Почему?

Учитель : Это просто песня, или можно ещё что-то сказать о ней? (Эта песня носит молитвенный характер)

Учитель: Какими выразительными средствами автор смог создать молитвенный характер песни?

Учитель: Мы с вами молитву исполнить не сможем, но поддержать друг друга нам всегда поможет хорошая песня.

Учитель: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

Учитель: Какой характер носит духовное пение на Руси? (молитвенный)

Какой отличительной чертой является пение православной музыки ( a capella )

Сколько голосов колеблется в многоголосном пении?

Учитель : Сегодня мы с вами побывали в прошлом. Скажите, что вам понравилось? Какие мелодии? ( Дети отвечают).

Я думаю, вам ещё не раз захочется побывать в разных временах и послушать, какая музыка тогда звучала. Я вам желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Развивать навыки анализа музыкального произведения.

Тип урока: интегрированный, развивающий (формирование новых знаний)

Методы работы: объяснительный, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: муз. центр , аудиодиски, мультимедийный проектор, наборы иллюстраций с изображением фресок.

Музыкальный материал:

Образовательные технологии: -

Работа с раздаточными иллюстрациями с изображением орнамента и фресок.

Привлечение к процессу изложения учителем нового материала учащихся, заранее готовивших чтение стихотворения А.Руденского на тему данного урока;

Создание учащимися собственных фресок.

1. Организационный момент. Приветствие.

б)Слушание муз. фрагментов, анализ, сравнение, определение средств муз. выразительности.

4. Заключительный раздел слушания: рефлексия.

6.Итог урока. Выставление оценок.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:

- Когда в России зародился жанр духовной музыки, с какими историческим событием он связан?

- Как называется жанр церковной музыки Древней Руси?

- С чем связаны перемены в русской духовной музыке в 17 веке? В чём отличие и значение партесного пения от знаменного распева?

3. Работа по теме урока

Эвристическая беседа.

Значение творчества рус. композитора 18в. М.Березовского состоит в том, что в нём появился и развился жанр церковной музыки — духовный концерт. Русская церковная музыка в это время становится частью храмового синтеза искусств, воздействует на чувства и мысли верующих людей наряду с красотой храма, иконописи, обряда богослужения.

а) Сегодня на уроке мы продолжим говорить об образах рус. духовной музыки. Мы продолжим начатое вами в 5 классе знакомство с муз. произведением современного композитора, которое погружает нас в эпоху глубокой старины и историческое событие, побудившее композитора на создание этого произведения. Подсказкой вам будут строки стихотворения, которое я предложила выучить (имя учащегося) .

(Учащийся читает заранее выученное стихотворение А.Руденского)

Началом встречи дорожа, ты — за угол, и вот

Собраньем древних горожан София предстаёт.

В крутом изгибе куполов

Плывёт варяжский струг,

Орнамент кровельных листов,

Как чешуя кольчуг.

Тысячекратное вчера, -

Здесь камни внятней книг,

И с трёх сторон прожектора

Подсвечивают их.

Вспомните современного украинского композитора и название его произведения, посвящённого этому историческому памятнику. (Ответ).

Какое событие, в эпоху какого русского князя побудило появление этого архитектурного шедевра? (Ответ).

Вспомните название прозвучавшего фрагмента (Ответ).

(Ответы учащихся: меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов) .

Слушание: В.Кикта. Портрет дочерей Ярослава Мудрого

Ребята, проанализируйте музыку этой части и изображение на фреске, отвечая на вопросы, записанные на доске. Определите средства художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке.

Что представляет собой мелодическая линия? (Нисходящая, постепенная).

Тембровая окраска (звучащие инструменты) (Арфа, скрипка).

Приём исполнения мелодии (Тремоло).

Колорит музыки и фрески (Мерцание, зыбкость).

Форма музыки (Вариации).

Композиция фрески (Повторное расположение частей).

Какие средства музыкальной выразительности применены для развития муз. образа? (Темп, динамика).

Как происходит развитие художественной идеи? (Создание эффекта приближения).

Какой приём изложения использовал композитор при создании образов движущихся девушек? (Приём изобразительности и выразительности).

Ребята, вспомните или угадайте название этой фрески. (Ответ).

Слушание: В.Кикта. Скоморохи.

Проанализируйте музыку, отвечая на вопросы, записанные на доске:

Почему композитор ввёл в симфонию, посвящённую Софийскому собору образы народных весельчаков и балагуров — скоморохов? (Для создания контраста образов в общей композиции симфонии).

Каковы особенности муз. языка в этой части симфонии? (Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях).

10.Слайд. «Изображение скоморохов, балалайки, свирели, бубенцов.

Каковы приёмы изложения музыкального материала? (Ответ: изобразительность и выразительность).

Слушание и письменное анализирование музыкальных частей с аналогичными названиями будет вашим домашним заданием. Запишите вопросы, по которым будет строиться анализ музыки.

в) Домашнее задание: Прослушать произведения. Записать в тетрадях размышления и сделать анализ произведений. Какими приёмами композитор достигает развития образов?

Создание рисунка с изображением придуманной самостоятельно фрески.

4.Заключительный раздела слушания: рефлексия.

Какой из образов симфонии произвёл на вас особое впечатление и почему? (Ответы).

В чём современность музыкальных образов, созданных композитором в этом сочинении? (Композитор В.Кикта, словно летописец, создал духовные образы и образы народной жизни Древней Руси, насыщая их собственными интонациями, понятными для нас, современников).

Какое новое понятие вы усвоили на уроке? (Концертная симфония — это симфония для солирующего инструмента с оркестром).

5.Вокально-хоровая работа.

Вокальные упражнения для расширения диапазона голоса, для дыхания, артикуляции.

Базовый учебник: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.

Цель урока:

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, фортепиано или синтезатор.

Планируемый результат

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Определять особенности русской духовной музыкальной культуры.

3. Уметь использовать понятия: знаменный распев, партесное пение, a capella , духовный концерт, полифония.

Личностные УУД: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, с уважением относиться к иным взглядам, учатся размышлять на глубокие темы.

Читайте также: