Конспект на тему магнитные явления

Обновлено: 03.07.2024

Впервые электромагнитными явлениями заинтересовался Фарадей. С того времени электромагнетизм в естествознании и физике изучается достаточно долго. Однако принципы взаимодействия электролитов и электромагнитного поля начали исследовать сравнительно недавно ученые астрофизики. По их предположению, вся масса космической материи состоит из высокоионизированного газа, то есть плазмы. С помощью научных исследований удалось получить большое количество знаний, относительно электромагнитной динамики.

Электромагнетизм является разделом физики, изучающим электромагнитные силы, возникающие между электрически заряженными частицами.

Роль электромагнетизма в физике космоса сложно переоценить. Это связано с наличием массы магнитных полей, которые оказывают влияние на движение зарядов. В определенных обстоятельствах сила электромагнетизма превосходит силу гравитации. В XIX веке был создан телеграф, как пример применения электромагнетизма для передачи информации на расстояние. Телеграфия основана на том, что любые данные в виде цифр или букв перемещаются с помощью закодированных знаков.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Со временем в процессе изучения электромагнитных явлений в природе ученые определили ряд закономерностей, которые являются их характеристиками и отличаются от закономерностей, описывающих механику. В электронике электромагнетизм описывают по средствам сложных взаимодействий величин, определяемых временем и координатами в пространстве. Изучая непростые электронные устройства, ученые сталкиваются с обширными описаниями.

Электромагнетизм исследуют не автономно. В процессе изучения явлений ученые сделали вывод о том, что они связаны с механикой. На основании комплексных исследований была сформулирована теория относительности, где четырехмерное пространство со временем было представлено в виде единого многообразия, а время и пространство разделялись условно. Важным свойством, характерным для электромагнитных явлений, является изменение параметров образцов, начиная от полностью ферромагнитных и заканчивая вовсе немагнитными.

Исследования в области электромагнетизма продолжаются в настоящее время. Сформировать корректное материалистическое понимание явлений можно на основании отечественной литературы по физике. Изучение электромагнетизма позволило ученым определить, что пространство, которое окружает проводник с электрическим током, представлено в виде магнитного поля. Таким образом, при наличии электрического тока обязательно возникнет магнитное поле.

Развитие электромагнитной теории связано с исследованиями Фарадея и Максвелла. Ученым удалось сформулировать основополагающие понятия в этой области. Фарадей открыл электромагнитную индукцию, что позволило Максвеллу выдвинуть теорию электромагнитного поля. Исследования заключались в проведении опытов с магнитной стрелкой, которую помещали около заряженного проводника.

В результате экспериментов был сделан вывод о воздействии на магнитную стрелку особого состояния окружающей среды, а не конкретно движущихся по проводнику зарядов. С помощью данных наблюдений было введено понятие магнитного поля, которое состоит из магнитных линий, пронизывающих окружающее пространство и способных индуцировать электрический ток.

Какие есть виды, основные термины и формулы

Электрический заряд представляет собой величину, с помощью которой характеризуют свойство частиц взаимодействовать электромагнитным способом.

Виды электрических зарядов:

  • положительные, то есть протоны;
  • отрицательные, в виде электронов.

Известно, что ядро атома включает в состав нейтроны и протоны. Около него вращаются электроны. Атом может трансформироваться в ион в том случае, когда отдает или принимает один, либо несколько электронов.

Электризация — является процессом, при котором приобретается заряд в результате взаимодействия с микроскопическим телом.

Электризация может быть реализована двумя способами:

Электрическое поле представляет собой форму материи, которая образуется в зоне действия зарядов или тел и действует на иные заряженные частицы.

Основными законами электростатики являются:

  1. Закон Кулона.
  2. Закон сохранения заряда в замкнутой системе.

Закон Кулона для неподвижных зарядов:

Закон сохранения заряда в замкнутой системе:

Электрический ток представляет собой упорядоченное движение заряженных частиц.

Некоторые условия, при которых существует электрический ток:

  • свободные заряженные частицы;
  • электрическое поле.

Характер действия электрического поля может проявляться по-разному:

  • тепловой;
  • магнитный;
  • химический;
  • световой.

Формированию электрического поля способствуют источники тока, которые функционируют по средствам разделения зарядов. Процесс обеспечен трансформацией других видов энергии в энергию электрического поля.

Характеристики электрической цепи:

  • сила тока, \(I=\) , Ампер (А), измеряют с помощью амперметра;
  • напряжение, \(U=\) , Вольт (В), измеряют с помощью вольтметра;
  • сопротивление, \(R=ρ \) , Ом, для измерения используют омметр.

Закон Ома для участка электрической цепи записывают, таким образом:

Способы подключения компонентов электроцепи:

В том случае, когда элементы электрической цепи подключены последовательно, справедливы следующие выражения:

Если компоненты электроцепи соединены параллельно, то в этом случае применимы следующие формулы:

Формула для определения работы электрического тока имеет вид:

Мощность электрического тока можно рассчитать по формуле:

Когда электрический заряд перемещается по проводнику, выделяется тепло. Его количество можно вычислить с помощью уравнения:

Среды, в которых может возникать электрический ток:

  • свободные электроны упорядоченно движутся в металлических телах;
  • свободные ионы, которые образовались в результате электролитической диссоциации по закону электролиза, то есть m=qk=klt, упорядоченно перемещаются в жидких средах;
  • ионы и электроны, которые сформировались в процессе ионизации, упорядоченно движутся в газовых средах;
  • свободные электроны и дыры упорядоченно перемещаются по полупроводниковым элементам.

Магнитное поле представляет собой особую форму материи, образованную около движущихся заряженных частиц и воздействующую на заряды, которые перемещаются в данном поле.

Магнитное поле характеризуется линиями. Это условные линии, по которым становятся оси магнитных стрелок, после помещения их в магнитное поле.

Что было доказано электромагнитными явлениями

При исследовании электромагнетизма было выявлено существование магнитного поля около электрического тока. Данные понятия являются неотделимыми друг от друга. Теория электромагнитного поля Максвелла свидетельствует об образовании вихревого электрического поля в проводниках и в вакууме при изменении магнитного поля. Эта идея позволила открыть новый этап развития физики. Согласно теории Максвелла, весь мир является электродинамической системой, которая включает в себя заряды, взаимодействующие между собой с помощью электромагнитного поля.

Когда электрические заряды перемещаются, генерируется магнитная сила. Электромагнитная сила представляет собой соединение магнитной и электрической сил. Электрические силы можно наблюдать при условии движения или покоя зарядов. С другой стороны, магнитные силы возникают только в том случае, когда заряды перемещаются. Четыре уравнения Максвелла описывают поведение зарядов и электромагнитных сил. Данные закономерности в дальнейшем стали использовать, как основные уравнения классической электродинамики. Уравнения Максвелла позволили сформулировать закон Кулона, аналогично закону всемирного тяготения Ньютона.

Закон всемирного тяготения Ньютона:

Исходя из закона Кулона, можно сделать следующие выводы:

  • магнитные силовые линии не обладают началом или концом, являются непрерывными;
  • магнитные заряды представляют собой условное понятие, не существуют в действительности;
  • электрическое поле образовано электрическими зарядами и переменным магнитным полем;
  • источником магнитного поля может являться переменное электрическое поле или электрический ток.

Открытие электромагнитных явлений позволило научному сообществу полностью изменить представление о материи.

Интересные факты применения электромагнитных явлений

Записи, которые сохранились с древних времен, свидетельствуют о лечении императора Нерона электрованнами, что позволяло ему избавиться от ревматизма. Принцип такой методики заключался в заполнении деревянной кадки водой и помещении в нее электрических скатов. Погружаясь в подготовленный резервуар, человек испытывал на себе действие электрического тока.

Еще одним интересным фактом применения электромагнетизма в жизни является создание электроняни в Швейцарии. Смысл изобретения заключался в подкладывании под детскую пеленку металлической сетки, дополненной низковольтным источником тока и электрическим звонком. При намокании пеленки механическое устройство срабатывало, раздавался характерный звук, оповещающий родителей о необходимости сменить пеленку.

В морозных регионах существует проблема, связанная со сливанием нефтепродуктов. Дело в том, что при низких температурах вязкость материала увеличивается. Ученым удалось разработать технологию электроиндукционного нагрева резервуаров, благодаря которой снижаются затраты энергии.

В другой области применение электромагнитного поля позволяет идентифицировать отпечатки пальцев того человека, который брал в руки патрон. Задача состоит в том, чтобы при помещении патрона, играющего роль электрода, в электрическое поле вакуума и напылении на него металлической пленки можно было распознать на ней проявившиеся отпечатки пальцев.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 24. Магнитные явления

Цель: расширить представления обучающихся о многообразии природных явлений; формировать знания о магнитных свойствах тел и веществ; дать представления о магнитных свойствах Земли и его значении. Развивать навыки и умения практической работы, интерес к изучению предмета.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания, контроль знаний.

Фронтальный опрос. Тестовый контроль.

3. Изучение нового материала.

Слайд 1 – Сегодня на уроке мы рассмотрим магнитные явления. Человек с давних времен использует магниты. Что же такое магниты? Какими свойствами они обладают?

Слайд 3 – Запишем определение: Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются магнитами.

Магнитные явления – явления, связанные с действием магнита на другие тела

Свойством притягиваться к магниту обладают физические тела, содержащие железо.

Слайд 4 – Магниты подразделяются на природные и искусственные.

Земной шар — большой магнит, который обладает огромной силой притяжения.

Слайд 5 – Искусственные магниты – сталь, никель, кобальт.

Естественные магниты – магнитный железняк.

Природные магниты, т.е. кусочки магнитного железняка - магнетита (химический состав 31% FeO и 69% Fe2O3), в разных странах назывались по-разному: китайцы называли магнит - чу-ши; греки - адамас и каламита.

Слайд 6 – Одним из первых Вильям Гильберт описал свойства магнита, вот некоторые из них:

• магнит обладает в различных частях различной притягательной силой, на полюсах эта сила наиболее заметна;

• магнит имеет два полюса: северный и южный, они различны по своим свойствам;

• разноименные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются;

• магнит, подвешенный на нитке, располагается определенным образом в пространстве, указывая север и юг;

• магниты оказывают свое действие через стекло, кожу и воду.

Слайд 8 – Повторим!

Магниты – тела, сохраняющие длительное время намагниченность.

Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное действие

Слайд 9 –Запишем! Разноименные полюсы - северный ( N ) и южный ( S ), - притягиваются, а одноименные полюсы магнита отталкиваются.

Слайд 10 – Магниты оказывают свое действие через бумагу, стекло, кожу и воду.

Слайды 11-12 – Вопросы:

  1. Можно ли намагнитить железный гвоздь, стальную

отвертку, алюминиевую проволоку, стальной болт?

(Железный гвоздь, стальной болт и отвертку из стали можно намагнитить, а вот алюминиевую проволоку и медную катушку намагнитить нельзя, но если по ним пустить электрический ток, то они будут создавать магнитное поле.)

  1. Объясните опыт, изображенный на рисунках.
  2. Где применяются магниты?
  3. Как можно использовать магнитные свойства твердых тел?
  4. Объясните, почему иголка притягивает скрепку? (см. рис.)

/Ответы обучающихся/

Слайд 13. – В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается самым значительным изобретением. Большинство историков считают, что компас в виде плавающей в воде магнитной стрелки придумали в Древнем Китае, а в конце XII - начале XIII вв. арабские мореплаватели завезли его в Европу.

Слайд 14 – Соединив магнитную стрелку с диском, итальянец Флавий Джой в 1302 г. сконструировал компактную катушку - впоследствии обязательный элемент всех компасов.

Слайды 15-18 – Виды компасов

Слайд 20 – Ученые заметили, что стрелки компаса в каждой точке земной поверхности устанавливается определенным образом. Будто бы в центре Земли расположен гигантский полосовой магнит.

Слайд 21 – Это дало основание считать, что повсюду вокруг Земли имеется магнитное поле.

Слайд 22 - Английский физик XIV в. Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришел к выводу, что земной шар - огромный космический магнит.

Слайд 23 - Внешние, расплавленные слои ядра Земли находятся в постоянном движении. В результате этого в нем возникают магнитные поля, формирующие в конечном итоге магнитное поле Земли. Земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно.

Слайд 24 - Магнитное поле не воспринимается нашими органами чувств. Но вы, наверняка, слышали о магнитных бурях.

Магнитные бури возникают в периоды солнечной активности, когда магнитное поле Земли испытывает кратковременные резкие изменения своих основных характеристик. Это явление часто неблагоприятно отражается на состоянии живых организмов и человека.

Слайд 25 – Если на Солнце происходит мощная вспышка, то усиливается солнечный ветер. Это вызывает возмущение земного магнитного поля и приводит к магнитной буре.

Слайд 26 – Пролетающие мимо Земли частицы солнечного ветра создают дополнительные магнитные поля.

Магнитные бури причиняют серьёзный вред: они оказывают сильное влияние на радиосвязь, на линии электросвязи, многие измерительные приборы показывают неверные результаты.

Слайд 27 – Северное сияние. Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, частицы солнечного ветра вызывают свечение, которое называют полярным сиянием.

Слайд 29 - Первый в мире электромагнит, продемонстрированный Стердженом 23 мая 1825 г., это согнутый в подкову лакированный железный стержень длиной 30 и диаметром 1,3 см, покрытый сверху одним слоем изолированной медной проволоки. Электромагнит удерживал на весу 3600 г и значительно превосходил по силе природные магниты такой же массы.

Джоуль, экспериментируя с самым первым магнитом Стерджена, сумел довести его подъемную силу до 20 кг. Это было в том же 1825 г.

Слайд 30 – В настоящее время возможности электромагнитов широко используются на производствах. Электромагнитные траверсы используются для перемещения длинномерных грузов.

Слайд 31 – Электромагниты, обладающие большой подъемной силой, используют на заводах для переноски изделий из стали или чугуна, а также стальных и чугунных стружек, слитков.

Слайд 32 – Применяются электромагниты в телеграфном и телефонном аппаратах, в электрическом звонке, электродвигателе, трансформаторе, электромагнитном реле и во многих других устройствах.

4. Закрепление нового материала.

Слайд 33 – Проведем практическую работу в парах.

Выполните задания 1 – 4 (стр.73 учебника)

Какой вывод можно сделать из наблюдений результатов опытов?

5.Заключительный этап урока.

Ученики формулируют вывод о магнитных явлениях, свойствах магнита и веществ, которые не обладают магнитными свойствами. Ответы учащихся контролируются классом и учителем.

6. Подведение итогов. Оценивание учащихся.


К моменту изучения темы “Магнитное поле и его свойства”, восьмиклассники из курса природоведения уже знают том, что магнитное поле существует вокруг постоянных магнитов – естественных и искусственных, знают свойства взаимодействия магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, разноимённые полюсы – притягиваются. Но они не знают того, что магнитное поле существует также вокруг проводников с током.

Образовательная цель урока состоит в том, чтобы

  • сформировать представление о магнитном поле как об основном из видов материи;
  • раскрыть свойства магнитного поля тока;
  • ввести понятие однородного и неоднородного магнитного поля;
  • раскрыть правило буравчика и правой руки для определения направления магнитного поля прямого тока, витка с током и соленоида.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировского района Республики Крым

Конспект

открытого урока-обобщения знаний

с использованием дифференцированного обучения и ИКТ:

8 класс

Абайкина Дарья Николаевна,

Тема: Магнитные явления

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления

Задачи урока:

Обучающие - систематизировать знания по разделу физики ”Магнитное поле” с применением информационных технологий.

Развивающие - развивать умение выделить главные свойства магнитов, развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод, развивать познавательный интерес к дисциплине.

Воспитательные - способствовать формированию информационной культуры, внимательности, аккуратности, стремление к обобщению знаний из различных областей жизни, способствовать формированию коммуникативных качеств, культуры межличностных отношений, навыков коллективной работы, самостоятельности, воспитание трудолюбия.

Методические - совершенствовать систему контроля знаний учащихся посредством тестирования.

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления. Повторить и обобщить знания по теме: “Магнитные явления”. Способствовать формированию навыков коллективной работы, самостоятельности.

Этап 1. Организационный

Чему будет посвящен наш сегодняшний урок попробуйте догадаться сами, посмотрев небольшой мультипликационный фрагмент.

Этап 2. Формирование умений и навыков

Вы подростки, и конечно в силу своих интересов вам нравится движение. Придя в кабинет, вы обратили внимание, на необычную расстановку мебели. Во время урока вы будете перемещаться в кабинете по карте, которую получите. Кроме того, вы сегодня будете работать в группах, поэтому можете уже думать, с кем бы вы хотели сегодня заниматься.

Итак, для начала посмотрим, насколько вы помните основные понятия, связанные с магнитизмом, магнитным полем и магнитными явлениями.

На доске вы видите Филворд, который содержит слова, связанные с Магнитным полем. Ваша задача найти знакомые слова, мелом зачеркнуть. Филворд сопровожден рисунками-подсказками, которые должны вам помочь. Кто может показать первое слово, прошу к доске (слово вычеркивается). Далее отвечающим выбирается пара, они получают карту работы и проходят на свою первоначальную станцию. Таким образом, всем выдается карта заданий и объединившись в тройки, студенты приступают к заданиям. Всего сегодня 9 станций, то есть чем больше станций вы успеете пройти, тем лучше, тем больше шансов у вас правильно ответить на вопросы теста который завершит наш сегодняшний урок, так как вопросы теста будут содержать задания станций. На каждой станции вам можно находиться не более 3х минут.

Задания на станциях:

На штативе укреплен магнит. На нити висит английская булавка. При поднесении булавки в к магниту – булавка притягивается.

На столе стоит спиртовка. Что произойдет, если булавку сильно нагреть?

В результате опыта мы видим, что булавка падает (перестает притягиваться к магниту, т.е. теряет свои магнитные свойства)

Слова, которые подчеркнуты в бланках ответа у учеников, будут пропущены, их задача будет это дописать.

На столе два полосовых магнита, железные опилки, лист бумаги.

Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосовых магнитов. Результату эксперименты зарисуйте в карточке.


У учеников на карточках только расположение магнитов, а линии они должны дорисовать сами.

Определить полюса магнитов.

Дано: один магнит в непрозрачной бумаге, второй обычный полосовой магнит. Определить полюса неизвестного магнита и изобразите на непрозрачной бумаге обозначения полюсов.

Определить какой процесс демонстрирует видеофрагмент?

Укажите, на каком рисунке магнитные линии магнитного поля прямого проводника с током изображены правильно.

Из букв, которые входят в слова: ВИТОК+ДЕТАЛЬ+ЭРГ+ЛЕС, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву С не использовать.

Ответ: ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Обозначьте на рисунке магнитные полюсы Земли.


Запишите все известные вам варианты применения магнита в повседневной жизни.

Этап 3. Проверка усвоения учебного материала

Тестирование. После того как все пары прошли станции, всем предлагается пройти тестирование, которое составлено на основе того материала, который они вспомнили, проводя опыт, точнее сказать, что тестовые вопросы представляют собой карточки студентов, по которым они работали на станциях. Таким образом, мы одновременно проверим выполнение всех заданий.

Этап 4. Подведение итогов урока

Результаты получены, а теперь мы предлагаем посмотреть на магнит с другой стороны.

С понятием магнит связаны много интересных фактов.

Вот, например, Итальянцы считают изобретателем магнитного компаса (1302 г.) своего предка Флавио Джойя, жителя города Амальфи. В Неаполе ему поставлен памятник.

А еще в музее хранится китайский компас тысячелетней давности, напоминающий по форме хохломскую ложку.

Мы много знаем о магнетизме и с каждым днем узнаем все больше и больше. Но за одной проблемой встают другие, не менее сложные и интересные. Жизнь всегда будет полна загадок. И наряду с самыми сложными – загадкой жизни и загадкой Вселенной – загадка магнита всегда будет давать пищу для любознательного ума.

. Альберт Эйнштейн на всю жизнь запомнил тот день, когда ему, четырехлетнему ребенку, подарили новую игрушку – компас. На всю жизнь сохранил он детскую удивленность чудесными свойствами магнита, теми самыми свойствами, которые тысячи лет назад волновали наших предков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобно тому, как покоящийся электрический заряд действует на другой заряд посредством электрического поля, электрический ток действует на другой ток посредством магнитного поля. Действие магнитного поля на постоянные магниты сводится к действию его на заряды, движущиеся в атомах вещества и создающие микроскопические круговые токи.

Учение об электромагнетизме основано на двух положениях:

  • магнитное поле действует на движущиеся заряды и токи;
  • магнитное поле возникает вокруг токов и движущихся зарядов.

Постоянный магнит (или магнитная стрелка) ориентируется вдоль магнитного меридиана Земли. Тот его конец, который указывает на север, называется северным полюсом (N), а противоположный конец — южным полюсом (S). Приближая два магнита друг к другу, заметим, что одноименные их полюсы отталкиваются, а разноименные — притягиваются (рис. 1).

Если разделить полюса, разрезав постоянный магнит на две части, то мы обнаружим, что каждая из них тоже будет иметь два полюса, т. е. будет постоянным магнитом (рис. 2). Оба полюса — северный и южный, — неотделимые друг от друга, равноправны.

Магнитное поле, создаваемое Землей или постоянными магнитами, изображается, подобно электрическому полю, магнитными силовыми линиями. Картину силовых линий магнитного поля какого-либо магнита можно получить, помещая над ним лист бумаги, на котором насыпаны равномерным слоем железные опилки. Попадая в магнитное поле, опилки намагничиваются — у каждой из них появляется северный и южный полюсы. Противоположные полюсы стремятся сблизиться друг с другом, но этому мешает трение опилок о бумагу. Если постучать по бумаге пальцем, трение уменьшится и опилки притянутся друг к другу, образуя цепочки, изображающие линии магнитного поля.

На рис. 3 показано расположение в поле прямого магнита опилок и маленьких магнитных стрелок, указывающих направление линий магнитного поля. За это направление принято направление северного полюса магнитной стрелки.

В начале XIX в. датский ученый Эрстэд сделал важное открытие, обнаружив действие электрического тока на постоянные магниты. Он поместил длинный провод вблизи магнитной стрелки. При пропускании по проводу тока стрелка поворачивалась, стремясь расположиться перпендикулярно ему (рис. 4). Это можно было объяснить возникновением вокруг проводника магнитного поля.

Магнитные силовые линии поля, созданного прямым проводником с током, представляют собой концентрические окружности, расположенные в перпендикулярной к нему плоскости, с центрами в точке, через которую проходит ток (рис. 5). Направление линий определяется правилом правого винта:

Если винт вращать по направлению линий поля, он будет двигаться в направлении тока в проводнике.

Магнитное поле тока принципиально ничем не отличается от поля, созданного постоянным магнитом. В этом смысле аналогом плоского магнита является длинный соленоид — катушка из провода, длина которой значительно больше ее диаметра. Схема линий созданного им магнитного поля, изображенная на рис. 6, аналогична таковой для плоского магнита (рис. 3). Кружочками обозначены сечения провода, образующего обмотку соленоида. Токи, текущие по проводу от наблюдателя, обозначены крестиками, а токи противоположного направления — к наблюдателю — обозначены точками. Такие же обозначения приняты и для линий магнитного поля, когда они перпендикулярны плоскости чертежа (рис. 7 а, б).

Направление тока в обмотке соленоида и направление линий магнитного поля внутри него также связаны правилом правого винта, которое в этом случае формулируется так:

Если смотреть вдоль оси соленоида, то текущий по направлению часовой стрелки ток создает в нем магнитное поле, направление которого совпадает с направлением движения правого винта (рис. 8)

Исходя из этого правила, легко сообразить, что у соленоида, изображенного на рис. 6, северным полюсом служит правый его конец, а южным — левый.

Магнитное поле внутри соленоида является однородным — вектор магнитной индукции имеет там постоянное значение (B = const). В этом отношении соленоид подобен плоскому конденсатору, внутри которого создается однородное электрическое поле.

Сила, действующая в магнитном поле на проводник с током

Опытным путем было установлено, что на проводник с током в магнитном поле действует сила. В однородном поле прямолинейный проводник длиной l, по которому течет ток I, расположенный перпендикулярно вектору поля B, испытывает действие силы: F = I l B.

Направление силы определяется правилом левой руки:

Если четыре вытянутых пальца левой руки расположить по направлению тока в проводнике, а ладонь — перпендикулярно вектору B, то отставленный большой палец укажет направление силы, действующей на проводник (рис. 9).

Уравнение F = IlB позволяет дать количественную характеристику индукции магнитного поля.

Модуль вектора магнитной индукции B численно равен силе, действующей на расположенный перпендикулярно к нему проводник единичной длины, по которому течет ток силой один ампер.

В системе СИ единицей индукции магнитного поля служит тесла (Тл):

Магнитное поле. Таблицы, схемы, формулы

(Взаимодействие магнитов, опыт Эрстеда, вектор магнитной индукции, направление вектора, принцип суперпозиции. Графическое изображение магнитных полей, линии магнитной индукции. Магнитный поток, энергетическая характеристика поля. Магнитные силы, сила Ампера, сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Магнитные свойства вещества, гипотеза Ампера)





Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Читайте также: