Народные песни сказки пословицы 2 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Контрольная работа по чтению по теме "Народные песни, сказки, пословицы". Контрольная работа для 2 класса по УМК "Планета Знаний". Данную контрольную работу можно провести после изучения всего раздела "Народные песни, сказки, пословицы" для проверки знаний и оценки достижений учащихся.

Содержимое разработки

Контрольная работа № 2

Основная часть

Прочитай отрывок из текста

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она ____________, взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят…

1. Обведи правильный ответ.

2. В тексте пропущено слово, которое называет Крошечку-Хаврошечку и объясняет, кем она была после смерти родителей. Вставь это слово в текст.

Проверь, правильно ли ты написал вставленное слово. Подходит ли оно по смыслу?

3. Как Крошечка-Хаврошечка называет свою рябую корову? Обведи правильный ответ.

4. Кратко объясни, почему девочка называет свою корову именно так.

5. В каком предложении сказано именно о тех людях, к которым попала жить Хавро-

шечка? Обведи правильный ответ.

… такие, которые своего брата не стыдятся.

6. Какое значение имеет в тексте слово ПРЯСТЬ? Обведи правильный ответ.

1) то же самое, что и ткать,

3) специально скручивать шерсть или волокна растений в нитки.

Дополнительная часть

Прочитай текст

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

7. Обведи правильный ответ.

русской народной сказки,

8. Кратко напиши, как к коню относится человек, который о нём рассказывает. Объясни, почему ты так думаешь?

9. Выпиши из текста слова, которые обозначают действия коня.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о труде и лени. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.

Контрольная работа № 2

Вариант 2

Основная часть

Прочитай отрывок из текста

Жил старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец.

Завернула его в тряпку и положила на лавку.

Вдруг услышала – кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик

ростом с пальчик.

Удивилась старуха, испугалась:

- Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.

Взяла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И

Назвала его ___________________________. Стал он у них расти. Ростом мальчик не

вырос, а разумом умнее большого оказался.

1. Обведи правильный ответ.

2. В тексте пропущено сочетание слов, которым назвала старуха своего сына. Вставь это сочетание слов в текст.

Подумай, подходит ли вставленное сочетание слов по смыслу. Проверь, правильно ли ты написал вставленное сочетание слов.

3. Какого размера был Мальчик с пальчик? Обведи правильный ответ.

4. Кратко объясни, почему мальчик был ростом с пальчик.

5. В каком предложении сказано об уме мальчика с пальчик? Обведи правильный ответ.

ростом мальчик не вырос,

разумом умнее большого оказался.

6. Какое значение имеет в тексте слово ЛАВКА? Обведи правильный ответ.

3) мебель из дерева, на которой можно было сидеть, а также ставить вёдра, бочонки,

что-нибудь класть и лежать.

Дополнительная часть

Прочитай текст

Берёзонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснёт –

Унесёт её в садок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт,

Спи, доченька маленька.

Берёзонька скрип, скрип,

А доченька спит, спит…

7. Обведи правильный ответ.

русской народной сказки,

8. Кратко напиши, какие чувства к дочери переданы в тексте. Объясни, почему ты так думаешь? Какие слова помогают понять эти чувства. Выпиши их.

9. Выпиши строку из текста, в которой объяснено, что делает доченька.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Вспомни, что такое пословица. Напиши 2 пословицы о дружбе и учёбе. Проверь то, что ты написал. Если надо, исправь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Народные песни, сказки, пословицы. Статья о песнях.

(учебник стр. 26 – 27)

Педагогические цели: содействовать получению сведений о песне как виде народного творчества; создавать условия для развития внимания к настроению песни, позиции её создателей, форме слова как способу выражения этой позиции; способствовать формированию умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении; содействовать развитию творческого воображения и творчеству по образцу.

Планируемые результаты образования:

Предметные: определяют особенности жанра; определяют эмоциональную окрашенность произведения, передают её при чтении; рассказывают о персонаже по предложенному плану; придумывают продолжение песни, сочиняют.

Личностные: Внимательно относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей; оценивают свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения представлений о добре и зле, общих нравственных категорий; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: объясняют значения слов, встречающихся в тексте; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно – следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения.

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). - Руки? – На месте! Слайд № 1.

- Ноги? – На месте!

- Локти? – У края!

- Спина? – Прямая!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Откройте свой маршрутный лист в учебнике.

- Как вы думаете, что будет объединять все эти произведения в этом разделе? (Все произведения созданы народом)

- Совершенно верно. В этом разделе мы познакомимся с песнями, сказками, пословицами разных народов. Узнаем, в чём их сходство, а в чём различие.

- Тема нашего урока:

3. Постановка учебной задачи. Слайд № 3.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со статьёй о народных песнях на странице 26.

- Будем учиться выразительно читать новое произведение.

- Но прежде чем начать читать статью я задам Вам вопрос, а вы в конце урока ответите на него:

- Для чего и почему люди поют песни? Слайд № 4.

б. Говорение на основе текста статьи о песне.

- Перечитайте статью о песне в парах шёпотом, по предложению.

- Назовите разные виды народных песен, о которых вы знали раньше и узнали сейчас.

Шуточные – смешные, весёлые

Обрядовые – поют во время совершения обрядов (рождественские гимны)

Горевые – поют, когда горе, грустные с плачем

Свадебные – поют во время свадьбы

Лирические – грустные, задумчивые

5. Словарная разминка.

- Одним из героев русских народных песен, которые мы будем изучать, является конь красавец. Слайд № 6.

Он хвостом машет – помахивает (машет понемногу или время от времени).

Головой трясёт – потряхивает (трясёт немного, время от времени).

И на нас глядит – поглядывает (смотрит понемногу, время от времени).

а. Объясните значения однокоренных слов.

б. Покажите (рукой), как хвостом помахивает, головой потряхивает, глазами поглядывает.

в. Поиск в словаре стр. 152 – 153 слов:

вороной – чёрный, равнодушно – безразлично, без всякого интереса.

б. Беседа по прослушанному:

- О ком эта песенка?

- Что с ним произошло?

- Что вы можете сказать о Тане и Мане? Почему?

- А как бы вы поступили в такой же ситуации?

- В вашей жизни были такие случаи?

- Вам понравилась песенка? Чем?

в. Определение настроения, с которым надо читать это произведение (задание 1стр 27):

- Какая это песенка по настроению?

- А как мы будем читать текст этой песенки?

- А сейчас вы познакомитесь с текстом песенки. Она записана в учебнике на стр. 27 как стихотворение.

д. Чтение детьми песенки вслух (по 2 строчки).

- Значение каких слов вам лично было непонятно?

е. Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр. 27.

- Кого вы видите на рисунке?

- Как изобразил художник Ванюшу? Какой он? Как вы думаете? Почему?

- Как относится художник к Ванюше?

(с жалостью или подсмеивается над ним)

- У вас на столах карточки. Возьмите их и положите перед собой.

Возьмите ручку и поставьте значок в квадратике напротив выбранного вами вида.

5. Музыкальная физминутка. Фонограмма песни.

учитель показывает движения русских плясок, дети повторяют.

6. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

- Перечитайте песню по строфам (2 строчки), найдите рифмы к словам.

РИФМЫ НА ДОСКЕ:

ЛЕДОК – СНЕЖОК

СНЕЖОК – ДРУЖОК

ПОСПЕШАЛ – УПАЛ

ЛЕЖИТ – НЕ БЕЖИТ

УВИДАЛИ - ПОДБЕГАЛИ

БРАЛИ – САЖАЛИ

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Давайте попробуем спеть 1 куплет песни под музыку. Минусовка.

а. Проговорим слова, которые будем петь. (2 – 3 раза) Слайд № 7.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Зима снежная была.

б. Поём (под минусовку) 1 куплет песни.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

а. - Для чего и почему люди поют песни? Люди пели, когда им было весело или грустно, когда отмечали праздники и трудились или убаюкивали детей.

б. - Какие задачи ставили на уроке? Слайд № 9.

- Удалось решить поставленные задачи?

в. Рефлексия:

- Ребята, мы сегодня на уроке много сделали.

Мне важно знать с каким настроением вы уйдёте с него.

На карточках вы видите смайликов. Возьмите красный карандаш и разукрасьте смайлика, который соответствует вашему настроению.

9. Домашнее задание:

Читать песенку о коне страница 28 и выполнить задания 1 и 2. Слайд № 10.

__________________________________________________________________

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по внеклассному чтению во 2-м классе на тему:

"Устное народное творчество"

(Планета Знаний).

Бублик Ирина Владимировна, учитель начальных классов

Познакомить учащихся с устным народным творчеством.

Развивать интерес к книгам.

Формирование культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Расширять кругозор учащихся.

Метод: комбинированный (словарно-наглядно-практический).

Наглядность: плакат, таблички, выставка книг, костюмы для постановки сказки.

Оборудование: экран, баян.

ТСО: ноутбуки , интерактивная доска.

I. Вступление

– Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков.

II. Новый материал урока

– Мы сегодня на уроке познакомимся с “Устным народным творчеством” с “ Русским фольклором”. СЛАЙД 2 и 3

ФОЛЬКЛОР – народное творчество.
ТВОРЧЕСТВО – сочиняют, придумывают.

А что же относится к фольклору? А вот об этом мы сейчас и узнаем СЛАЙД 4

– Познакомимся мы с вами с небылицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями. К нам на урок пришёл один из героев сказки, это скоморох. СЛАЙД 5

Давайте послушаем, что хочет сказать нам скоморох.

Слушайте, честной народ,
Базар-ярмарка идёт!
Здесь найдёте что хотите,
Набегайте! Подходите!
Веселись, честной народ,
Базар-ярмарка идёт.

– А что это у тебя в корзинке? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)

– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)

– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?

– Ребята, мы отправляемся путешествовать по волшебной и интересной Стране русского фольклора. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок. Тогда мы с вами сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать.

СЛАЙД 6 (небылицы)

1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы. Посмотрите все внимательно на экран. (на экране слайд 6 – картинка с водой в решете)

– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле? (Воду в решете не носят) чтение небылицы .

Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.

Что необычного заметили в этой небылице?
– А вот еще одна небылица, (наизусть читает ученик)

Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.

Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.

что здесь необычного заметили?
– Вам понравились небылицы?
– А для чего нужны небылицы?

Вывод: очень много небылиц сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.

Приклеиваем лепесток первый

Слайд 7 (русские народные песни)

2. Русские народные песни – в детских песнях живут и действуют обыкновенные герои, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки. Песни знают в каждой семье. Мы слышим их от старших.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам песни русские. СЛАЙД 8

Прослушивание русской народной песни “Во поле береза стояла”.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли люли, заломати.

Люли люли, заломати.

Я ж пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю.

Люли люли, заломаю,

Люли люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, три гудочка.

Люли люли, балалайку,

Люли люли, балалайку.

Пойду на новые, на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли люли, играти.

Люли люли, играти.

Стану я старого будити,

Встань ты, мой старый, проснися.

Люли люли, проснися.

Люли люли, проснися.

Борода седая пробудися,

Вот тебе помои умойся.

Люли люли, умойся.

Люли люли, умойся.

Вот тебе рогожа утрися,

Вот тебе лопата помолися.

Люли люли, помолися.

Люли люли, помолися.

Вывод: поэтичны и красивы наши песни народные. Есть у нас задушевные, нежные. Есть веселые, шуточные.

Приклеиваем лепесток второй

СЛАЙД 9 (прибаутки)

3. Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам прибаутки. СЛАЙД 10 клик 1.

Посмотрите на экран, не знакома ли вам эта прибаутка? Как она называется? (Кошкин дом). Прибаутку читают 2 ученика

Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Залить не умеет.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон! Дон! Дон!
Загорелся кошкин дом,
Бежит кисонька с горшком,
Залить хочет молоком;
Но не добежала,
Горшок расплескала.
Дон! Дон! Дон!
Погорел весь кошкин дом!
- Где теперь кошечке жить?

Слайд 10 – А эта прибаутка о ком?
прибаутка “Петушок золотой гребешок”. (Читает ученик)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

– Что мы узнали из неё?
– Вам понравились прибаутки?
– Для чего сочиняли прибаутки?

Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.

Вышли уточки на луг,

Кря – кря - кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево - вправо.)

Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь.

Приклеиваем лепесток третий.

СЛАЙД 12 (потешки)

4. Потешки – это забавы взрослых с детьми, в которых используют части тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы развеселить, развлечь детей.
Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам потешки.

Выступают 2 ученика

Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Сонечка проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки, идёт коза рогатая, сорока-ворона.)

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.

Мишутка
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
- Так летите как хотите
Только крылья берегите!

– Вам понравились потешки?
– А какая больше?

Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.

Приклеиваем лепесток четвертый.

СЛАЙД 13 (скороговорки)

5. Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.

– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам скороговорки.

– Произнесите и с лёта несколько раз повторите: ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ.

– Ну что получилось? Не тут-то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.

На окошке кошка
Ловко ловит мошку.

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела
.

Вывод: Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.

Приклеиваем лепесток пятый

III. Обобщение

– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? СЛАЙД 14

Народные песни, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.

– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” и на следующем уроке познакомимся с народными сказками, а сейчас наш урок окончен.

IV. Домашнее задание СЛАЙД 15

– К следующему уроку подготовить одно произведений из наиболее понравившихся разделов народного фольклора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке знакомлю учащихся с устным народным творчеством и музыкальным фольклором, как с синтетическим видом искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного творчества рассматриваю на уроке в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой и жизнью человека. В урок включены различные формы воплощения русского фольклора – это и пение, и инструментальное музицирование, и инсценирование, и разыгрывание песен. Использовала так же на уроке образцы речевого фольклора. Всё в комплексе помогает учащимся постигать народную музыкальную культуру.

Фольклор – народная мудрость

• Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.

• Познакомить с развлечением молодежи на Руси - деревенские посиделки.

• учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении шумовых инструментов, с движениями. Определять на слух жанры народной музыки - пляску, хоровод, колыбельную;

• развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;

• содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, которая называется НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. И тема нашего урока: " Фольклор - народная мудрость".

Как вы понимаете значение слов «устное народное творчество? (дети объясняют).

НАРОДНОЕ – принадлежит народу.

ТВОРЧЕСТВО – создание чего-то нового.

- Что относится к устному народному творчеству? Какие (виды) жанры устного народного творчества вы знаете? (Скороговорки, поговорки, пословицы, потешки, народные песни, считалки, загадки, сказки, небылицы, былины).

- А как назвать одним словом устное народное творчество? (Фольклор – народная мудрость).)

Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk - народ, lore - учение. Вместе эти слова - "фольклор" - переводятся как "народная мудрость". Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Музыкальный фольклор - это народные песни и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа", - писал в свое время А.Н. Серов.

Детские песенки, дразнилки, заклички, приговорки – это целый ребячий мир, увлекательный, загадочный, смешной, но всегда добрый и справедливый. Возраст отдельных закличек исчисляется тысячелетиями. Зародились они в те далёкие времена, когда люди верили в дождь, ветер, солнце, землю – как в живые существа. Особыми закличками они просили дождь напоить поля, солнце – обогреть, ветер – разогнать тучи. С годами забылся магический смысл этих закличек, приговорок. А вот сами детские песенки живут и в наши дни.

Прибаутка: Ты, коровушка ступай. В чисто поле погуляй.

А вернёшься вечерком, нас напоишь молоком.

Считалки: Взялись зайцы за бока, заплясали гопака. Прилетели утки – заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.

Дразнилки: Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из под палочек1

Не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок.

(пение вместе с учителем вышеуказанных прибауток, считалок, дразнилок)

3. Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке, иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли как! В горелки! ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки - были праздником души.

- Чем же занималась молодежь на посиделках? (Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры).

- При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: "Здравствуйте, красные девушки!" В ответ раздавалось: "Здравствуйте, молодцы хорошие!" (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Показать ребятам эскизы русской народной одежды). Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

4.А сейчас для вас, ребятки, загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед - вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

- Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки - потешки и песенки - дразнилки вы знаете? Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко, посвети в окошечко.

Пойдем в поле, во лужок. соберемся там в кружок.

Сорока, сорока, где была? - Далеко.

Кашку варила. деток кормила.

По дороге Петя шел, он горошину нашел.

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох!

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом.

6. -Молодежь очень любила играть в игры - лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки.

А какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска - танцуют вприсядку. Хоровод - кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш - маршируют. Колыбельная - садятся на стулья).

- Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре? (пляска, хоровод и колыбельная).

Эх, широка душа русского народа!

И где бы ни были в глуши.

В руки брали только ложки

И играли от души!

(Группа детей играет мелодию "Камаринской" на шумовых инструментах.

Вторая группа - выполняет танцевальные движения под музыку).

7. - А сейчас мы с вами поиграем в сказку. Я буду зачитывать четверостишие, а вы хором говорите «Пусть ворона мокнет (сохнет). Что говорить вы поймёте по ходу игры. Начинаем.

Шёл я как-то через мост, глядь – ворона мокнет.

Шёл опять я через мост – глядь – ворона сохнет.

Снова шёл я через мост, глядь – ворона мокнет.

Я опять пришёл на мост, глядь – ворона сохнет,

Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна, молодые нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила, молодые нам вот эта мила.

Бояре, она дурочка у нас, молодые она дурочка у нас.

Бояре, а мы плёточкой её, молодые, а мы плёточкой её.

Бояре, она плёточки боится, молодые она плёточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые а\мы пряничка дадим.

Бояре, у неё зубки болят, молодые у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведём, молодые а мы к доктору сведём.

Бояре, она доктора боится, молодые она доктора боится.

Бояре, а мы пряничка дадим, молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? - (Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела. Что такое фольклор.)

- Мир фольклора – это тот мир, каким он должен быть по народным представлениям – справедливым и прекрасным. Ум, доброту, трудолюбие, вежливость воспитывали люди во все времена, а глупость, хвастливость, зло всегда высмеивали. Река русской речи находится в постоянном движении. Каждое поколение добавляет свои мудрые высказывания. И мы с вами ещё не раз обратимся к устному народному творчеству и каждый раз фольклорная мозаика будет нас удивлять новыми, затейливыми, красивыми узорами.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

Читайте также: