Постановка звука ш при ринолалии конспект занятия

Обновлено: 02.07.2024

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

- формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

- воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, шпатель, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушка змеи”. Специально подготовленный иппликатор Кузнецова, символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостьей. Она пришела к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на занятие, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с нашей гостьей, её зовут Шипелочка. А тебя как? (Имя ребёнка)

Познакомились, теперь расскажем нашей Шипелочке чем мы сегодня будем заниматься.

Выполним упражнения для разминки лица, пальчиков, языка.

Ребёнок совместно с логопедом выполняет массажные движения лица

Логопед:

Стенка, стенка, потолок

Раз ступенька, два ступенька

Дзынь, дзынь звонок

Логопед: (Имя ребёнка) посмотри кто к нам пришёл. Ответ ребёнка (Лягушата). Сейчас мы с тобой уточним артикуляцию гласных. После чего будем поочередно прижимать каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова), Проговаривают гласные звуки.

Также можно выполнить речедвигательную гимнастику на гласные звуки.

Логопед: (Имя ребёнка) представь себе, что ты попала в цирк. На арене цирка выступает фокусник и выполняет фокус. Вот и мы с тобой сейчас попробуем выполнить фокус.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Наша змейка хочет посмотреть как ты выполняешь артикуляционную гимнастику . Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  1. Закрепление изолированного произнесения звука

Работа над развитием дыхания и голоса.

“ Как шумит ветер?”

(Имя ребёнка), как поёт песенку наша гостья Шипелочка? Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш-Ш.

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

- в середине слова;

(Имя ребёнка) скажи мне пожалуйста, сегодня на занятии какую песенку мы с тобой учились петь? Ответ ребёнка. И это песенка у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.. Ты сегодня очень старался, молодец!

1. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков через комплекс артикуляционных упражнений.

2. Формирование диафрагмального дыхания и правильного речевого дыхания.

3. Развитие фонематических процессов при работе со словами паронимами и упражнениями на восприятие изолированных звуков и слов с данными звуками.

Ход занятия.

- Здравствуй, присаживайся! Сегодня мы совершим с тобой путешествие в джунгли. Ты знаешь, что такое джунгли? (показывается картинка и объясняется).

- Наши с тобой джунгли изображены на карте. Через все джунгли проходит тропа, по которой ты должен пройти. По пути ты будешь встречать различных животных, они будут давать задания, которые нужно выполнить.

II. Работа над мимикой.

- Первым на нашем пути встретились тигр, обезьяна, жираф и носорог. Наверное ты заметил, что у них разное настроение: тигр – злой, обезьяна – веселая, жираф – удивленный, носорог – грустный. Попробуй изобразить настроение каждого животного.

III. Артикуляционная гимнастика.

- Пойдем дальше по тропинке. Следующего по пути мы встречаем лемура. Вместе с ним мы сделаем гимнастику для губ и язычка.

Выполнение артикуляционных упражнений:

Упражнения на сопротивление:

• логопед салфеткой держит кончик языка, а ребенок пытается засунуть его обратно в рот

• ребенок сжимает зубы и пытается через них просунуть язык

IV. Работа над дыханием.

- Дальше по тропинке мы встречаем бегемота. Он лежит отдыхает на спине и ровно спокойно дышит. Давай и ты маленько отдохни: ложись на спину, руки по швам, ноги вытяни, вдыхай ртом, а выдыхай носом. При дыхании у тебя должен подниматься и опускаться живот. Чтобы это было хорошо видно, положим тебе на живот бегемотика.

- А сейчас немного попускаем мыльные пузыри.

V. Артикуляция звуков.

- Следующим мы встречаем удава, он обвился вокруг ветки и спит. Чтобы его не разбудить ты должен при выполнении задания не издавать никакие звуки.

- Отлично, ты не разбудил удава!

VI. Формирование фонематических процессов.

- Следующего мы встречаем мудрого крокодила. Он приготовил тебе 3 задания:

- Первое, я буду произносить звуки, а ты как услышишь звук Ш хлопай, а звук Ж топай.

Звуки: А, Ш, М, К, Ж, О, Т, Ж, Л, У, Ш

- Крокодил старый и плохо видит. Покажи ему на картинках, где нарисован (о,а) :

- Я тебе назову слово, а ты найди к нему картинку. Если в слове услышишь звук Ш – отдай картинку мне, а если звук Ж – оставь себе.

-Молодец! Ты справился со всеми заданиями.

VII. Домашнее задание.

- Нарисуй дома две картинки, в названиях которых есть звук Ш или звук Ж.

- Тебе понравилось путешествовать по джунглям?

- Какое задание для тебя было самым сложным?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных и во фразах. Цели: 1. Закреплять.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] Цель: автоматизировать звук [р] в речи. Задачи : Коррекционно-образовательные • упражнять в правильном произношении звука [р] изолированно,.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]. Цель: постановка звука [Р]. Задачи: – формирование правильного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального логопедического занятия.

учитель - логопед: Арчёлова Ю.Н.

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Цель: выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Коррекционно-образовательные :

формирование кинестетического образа звука Ш (ощущение положения органов артикуляции);

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

формирование длительной направленной воздушной струи;

развитие артикуляторного праксиса;

развитие фонематического слуха;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие внимания, памяти, мышления;

развитие грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание интереса к занятиям;

Ход занятия .

1. Организационный момент.

- Петя, добрый день! Послушай, пожалуйста, этот звук, как ты думаешь, кто его произносит?

-Да, этот звук произносит змейка. Сегодня мы отправимся в гости к змейке и поможем ей, но для этого мы должны научиться шипеть как змейка.

-Для этого мы должны выполнить гимнастику язычка.

2. Артикуляционные упражнения. (презентация)

3. Работа над дыханием.

4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.

- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).

- Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!

- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.

hello_html_m4b65dba5.jpg

-Сейчас мы поможем змейке проползти по дорожке (презентация)

5. Развитие фонематического восприятия

Как только услышишь звук Ш, сразу лови его хлопай в ладошки

М-К-Ш-Т-Ш-Н, Ш-Д-П-Ж, С-Ш, УА-ША-ПА-ЛА-ЖА-МА, шапка - осень-шуба, кошка, осел.

hello_html_32dc4900.jpg

– Это мальчик Миша иногда он грустит, радуется, удивляется. Давай и мы попробуем изобразить эти эмоции.

- Миша просит тебя еще раз произнести для него слоги, ему очень понравилось, как ты шипишь.

8. Змейка приготовила тебе сюрприз, разгадай его, собрав разрезную картинку.

Закрепление звука в слове шар

9. Посмотри на картинку и скажи, какие шары полетели направо, а какие налево, закрась цветным карандашом шар, который взлетел выше других шаров.

hello_html_11556007.jpg

Посчитаем шары:

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Тема "Шуба для ёлочки" (индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией).

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Тема "Шуба для ёлочки"

(индивидуальная образовательная деятельности по коррекции звукопроизношения у ребёнка с ринолалией)

Цель: автоматизация звука (ш) в прямых слогах и словах с ними.

- закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (ш);

- упражнять в произнесении звука (ш) в прямых слогах и словах с ними;

- продолжать формировать длительную направленную воздушную струю и диафрагмальный тип дыхания;

- работать над устранением избыточного носового резонанса, развивать подвижность мягкого нёба и совершенствовать нёбно - глоточное смыкание;

- продолжать развивать фонематические процессы, упражнять в определении наличия звука (ш) в словах;

- закрепить понятие зимняя одежда;

- развивать зрительное внимание, память, мелкую и артикуляционную моторику;

Оборудование: искусственная елочка, сундучок со снежинками, разноцветные круги, трубочки для коктейля различного диаметра, ёмкость с водой, маленькая чашечка, пипетка, настольное зеркало, электронная игра "Одень Машу на прогулку", электронная физминутка для глаз "Белые снежинки", карточки - символы для дыхательной и артикуляционной гимнастики, игра "Проведи Машу по лабиринту" (предметные картинки на звук (ш, мяч, компьютер, шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок.

1. Организационный момент. Игра "Одень Машу на прогулку".

- Какое сейчас время года? (зима)

- Какая зимой погода? (холодная, морозная).

- Что помогает людям не замерзать зимой на улице? (зимняя одежда)

Я предлагаю тебе поиграть. Помоги девочке Маше выбрать одежду, которую она может зимой одеть на прогулку (ребенок выбирает всю зимнюю одежду)

Скажи, а только людям нужна одежда зимой? (земле, деревьям). А что служит зимней одеждой для деревьев? (снег). Посмотри, Маше ты помогла, а рядом с ней, что нарисовано? (зеленая елочка). Чего не хватает елочке? (снежной шубки). Возле нашего детского сада тоже растёт ёлочка (подходим к искусственной ёлочке). Посмотри она тоже без снега. Как ты думаешь, ей холодно? (да). Что же произошло, и почему ёлочка без шубки? Смотри, здесь какой-то сундучок. Давай посмотрим, что в нём. Странно, он не открывается. Здесь какая-то записка (на сундучке записка от Зимушки - зимы)

"Помогите, пожалуйста, ёлочке вернуть её снежную шубку. Все снежинки зимняя вьюга спрятала в волшебный сундучок, который откроется только тогда, когда будут выполнены задания вьюги. Цветные круги на ёлочке подскажут тебе, какие задания нужно выполнять"

2. Дыхательная гимнастика.

Сними с ёлочки круг, на котором изображена грустная снежинка. Что изображено на обороте (мальчик и девочка дуют на вату). Что же нам предстоит выполнять? (дыхательные упражнения).

упражнение "Нос и рот" (выполняется стоя у ёлочки по карточкам для дифференциации ротового и носового дыхания):

- вдох носом - выдох широко открытым ртом

- вдох ртом - выдох ртом

- вдох носом - выдох носом

- вдох носом - выдох ртом

(каждое упражнение выполняется по 5 раз)

- упражнение "Снежный сугроб" (используется ёмкость с водой, в которую добавлена жидкость для мытья посуды, упражнение выполняется сидя). Это упражнение нам помогут выполнить трубочки. Сначала выбери самую большую трубочку, которая тебе понравилась. Сделай вдох носом и подуй в трубочку, следи, чтобы не раздувались щёки. У тебя получится "Снежный сугроб" (затем выбирается трубочка меньшего диаметра. заключительной является трубочка необычной конфигурации). Молодец, смотри какой большой снежный сугроб.

3. Артикуляционные упражнения на активизацию мягкого нёба.

Сними круг, у которого ниточка не похожа на все остальные. Как ты думаешь, какое здесь задание приготовила вьюга? (глотание воды, звуковые песенки)

- покашливание "Горлышко заболело" (покашливание с высунутым языком, 2-3 раза на одном выдохе, рот широко открыт, затем покашливание с убранным в рот языком. При покашливании необходимо сдуть ватку с ладони).

- глотание капель воды (используется пипетка, чашечка) "Погрейся"

Я буду капать из пипетки тебе на язычок водичку маленькими капельками, а ты будешь её проглатывать маленькими глоточками (используется теплая кипяченая вода). Далее вода льётся ребенку на язык из маленькой чашечки, чтобы глотки осуществлялись один за другим.

- "песенки зверей" АЭОУ (волк, ёж, заяц): повторение сочетаний гласных звуков низким, средним и высоким голосом; слитно, на мягкой атаке.

4. Артикуляционная гимнастика (упражнения для челюстей, губ, щек и языка).

Следующим сними круг, на котором три геометрические фигуры. Какие фигуры изображены? (квадраты).

Посмотри, что нарисовано на обратной стороне (дети выполняют упражнения язычком). Как ты думаешь, каким будет следующее задание? (артикуляционная гимнастика для язычка).

Гимнастику нам помогут выполнять картинки, которые лежат на столе. ты будешь переворачивать картинки одна за другой и выполнять указанные там упражнения. Упражнения выполняются сидя, используется настольное зеркало. (педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными строками)

упражнения для нижней челюсти

Чтобы четко говорить,

Нужно с челюстью дружить.

И уметь ей управлять

Очень часто разминать

Влево, вправо и вперёд,

Вниз и всё наоборот.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опусти её опять.

А потом приподними,

Влево, вправо отведи

И на место возврати.

Наша челюсть нижняя

Очень уж подвижная

Птенчик - ритмично открывать и закрывать рот.

Обезьянка - челюсть вниз, язык максимально выдвинуть к подбородку.

Силач - ребёнок открывает рот с сопротивлением (рука педагога находится под челюстью)

Язычок проветривает домик, открыл широко окошко.

За высокий наш забор

Не залезет хитрый вор

Подражаю я слону

Губы хоботком тяну.

Раздул щёки толстячок

Наш весёлый хомячок

"Футбол" (попеременно надувать щеки)

Одну щёчку надуваем

Воздух мы перегоняем.

Чищу зубки, чищу зубки,

Чтоб сверкали и блестели,

Никогда чтоб не болели.

С горки съехать не боюсь,

Потому что я не трус.

Язычок мой,как иголка,

А иголка очень колка.

Ел я вкусное варенье -

Это было наслажденье.

Язык в чашечку превращается

И водичкой наполняется

Я - лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Я в лесок пошел,

Пять грибочков я набрал

Быстро к дому побежал.

На гармошке я играю,

Никогда не унываю,

Никогда не унываю.

Десять раз подряд сыграю,

А потом и отдыхаю.

5. Автоматизация звука (ш).

Следующим сними круг, на котором изображен снеговик. Кто изображён на оборотной стороне? (змейка). А какой звук у неё самый любимый? (ш). Как ты думаешь, с каким звуком мы поиграем? (со звуком (ш).

Давай вспомним, как мы произносим звук (ш). Что делают губы? (выдвинуты вперёд и округлены) Где находится язычок? (вверху в форме "чашечки"). Как расположены зубы? (между ними небольшое расстояние). Какой воздух мы ощущаем? (тёплый).

Развитие фонематического слуха.

Упражнение "Ловишки" (педагог произносит различные фонемы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук (ш): ф, с, м, ш, в, н, ш, к, д, ш; са, ма, ша, но, ко, шо, шо, ву, ду, ту, шу; шапка, кот, кошка, сушка, хвост.

Упражнение "Лес шумит".

Давай вспомним, где живут елочки? (в лесу). В лесу очень много высоких деревьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев,а они качаются и шумят:"Ш-ш-ш". "Шуми ветерок" - ребенок разводит руки в стороны и равномерно машет ими,одновременно произнося: "Ш-ш-ш".

Ша-шу-ша, ше-ша-шу, ши-шо-ши, ша-ши-шо

Пройди по дорожке между верхушек елок и покажи, как шумит ветер. Пройди еще раз по дорожке и возле каждой елочки произнеси слог.

Проговаривание слогов: шшша, шшшо, шшшу, шшши, шшше.

Игра "Добавлялки" (с мячом). У девочки Маши, которой ты помогла выбрать одежду, есть много друзей. Как их зовут ты сейчас узнаешь. Я буду начинать слово, а ты будешь заканчивать слогом ША и называть полностью имя (Да (ша, Ната (ша, Ксю (ша, Са (ша, Катю (ша, Ми (ша)

Автоматизация звука (ш) в словах.

упражнение "Лабиринт". Проведи Машу до Мишки, чётко произноси звук (ш) в названиях картинок. Выбери любой камешек и с помощью него называй картинки. (назвать слова).

6. Зрительная гимнастика "Белые снежинки"

Следующий круг тот, на котором одна геометрическая фигура. Как называется фигура (треугольник). Что там изображено? (глаза). Как ты думаешь, что необходимо выполнить? (гимнастику для глаз). Правильно. Ты много рассматривала картинок, нужно глазкам отдохнуть. Помни, следить за снежинками нужно только глазами, голова должна быть неподвижна (ребёнок стоит напротив экрана и следит за снежинками)

7. Массаж рук в сочетании с автоматизацией звука (ш)

Следующий круг последний. Что на нем изображено? (весёлая снежинка). Что там изображено на обратной стороне (руки). Как ты думаешь, какое будет задание? (упражнения для пальчиков).

С чем бы ты хотела поиграть: шишки, массажные коврики "Ёлочка", су-джок? (ребёнок выбирает).

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катать шарик между ладонями)

Он по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне щекотно: да, да, да. (катать мяч по пальцам)

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь. (пускать по столу, ловить подушечками пальцев).

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить (ладони гладят по коврику по направлению к себе).

"Шишка" (ребёнок крутит шишку в руках в разных направлениях)

Шишку я в руках катаю

С шишкой я сейчас играю.

Колется не больно,

Очень я довольна.

Шишку катаю, слова повторяю (шайба, шуба, шахматы, шампунь, Маша, каша, лапша, шина, шипы)

В зависимости от материала, который выберет ребёнок проводится дополнительно упражнение "Повторялки" (пальцы шагают по коврикам, катают шишку или су-джок, а ребёнок повторяет слова тройками: шапка - шуба - шахматы, шина - каша - Маша, Даша - шайба - шипы и т. п.)

9. Итог. Рефлексия.

Все круги ты с ёлки сняла, все задания выполнены. Посмотрим, откроется ли сундучок? (открываем сундучок). Получилось. Вот и снежинки. Теперь можно укрыть ёлочку шубкой, чтоб она не замерзла (педагог и ребёнок вешают снежинки на ёлочку). Посмотри, здесь внизу что-то лежит (конфета "Раффаэлло" и записка).Веронике от Зимушки - зимы: "За доброе сердце и помощь ёлочке" сладкий маленький снежок - конфета).

Тебе понравилось играть? Какой звук мы повторяли? Что тебе понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Читайте также: