Конспект урока исследование функции на монотонность

Обновлено: 04.07.2024

Преподаватель высшей квалификационной категории Чертихина Л.П.

Тип занятия: урок изучения новой темы.

Вид занятия : комбинированный урок с использованием активных технологий.

Обучающая цель : научить студентов исследовать функцию на монотонность.

Развивающая цель : мотивировать развитие умений путем закрепления знаний

и формировать навыки для решения различных проблемных задач; развитие монологической речи при решении математических задач.

Оборудование:

Технические средства:

Дидактические средства:

1)Карточки для выполнения дидактических заданий.

Использование педагогических технологий :

2.Активные методы обучения.

3.Технология работы в микрогруппах.

4.Технология дифференцированного обучения.

Основные этапы урока.

1)Организационный момент(2 мин).

3) Историческая справка( 3 мин).

4)Актуализация знаний и умений и навыков(20 мин).

5)Исследовательская работа(15 мин)

6) Устная работа на закрепление( 10 мин)

8) Работа в группах(10 мин).

9) Защита выполненных работ(15 мин).

10) Итог урока( 3 мин).

11) Домашнее задание(2 мин).

1.Организационный момент : прием кабинета дежурным по группе, взаимное приветствие, определение отсутствующих студентов.

3.Историческая справка .

Производная –это одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач по физике, механике и математике.

Математика- это не сухие числа. За великими открытиями в любой области, в т. Ч. И в математике , стоят люди. Их пытливый ум, настоящий творческий поиск, работа над собой дали возможность развития удивительной науке- математике. И мы должны помнить имена тех , кто дал нам возможность развивать свой ум, использовать их открытия.

Независимо друг от друга И. Ньютон и Г. Лейбниц разработали аппарат, которым мы пользуемся и в настоящее время. И. Ньютон в основном опирался на физические представления о мгновенной скорости движения, считая его очевидным и сводя к нему другие случаи производной. Г. Лейбниц использовал понятие бесконечно малой величины.

Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, называется дифференциальным исчислением. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики и астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея.

В настоящее время понятие производной находит большое применение в различных областях науки и техники.

4.Актуализация знаний , умений и навыков .

И прежде чем приступить к решению задач, давайте проверим нашу готовность к вычислению производных.


Тема: Исследование функции на монотонность Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: 1 Цель: выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной Задачи: Обучающие: дать представление о связи свойств функции с её производной, учить чтению и анализу графиков функций; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности. Развивающие: развивать такие качества личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность. Воспитательные: воспитывать средствами математики культуру личности: умения выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться с неопределённостью и сложностью. Планируемые результаты: знать связь между характером монотонности функции и знаком её производной; уметь исследовать интервалы монотонности функции.

Содержимое разработки

Предмет: Алгебра и начала математического анализа.

УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы А.Г. Мордкович, 2019г.

Уровень обучения: базовый уровень

Тема: Исследование функции на монотонность

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2

Место урока в системе уроков по теме: 1

Цель: выявить связь между характером монотонности функции и знаком её производной

дать представление о связи свойств функции с её производной, учить чтению и анализу графиков функций;

развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, формулировать выводы по результатам собственной деятельности.

Развивающие:

развивать такие качества личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность.

Воспитательные:

воспитывать средствами математики культуру личности: умения выслушать и принимать во внимание взгляды других людей, умение справляться с неопределённостью и сложностью.

Планируемые результаты:

знать связь между характером монотонности функции и знаком её производной;

уметь исследовать интервалы монотонности функции.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация, учебник.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: слайды презентации, карточки с заданиями.

Содержание урока:

Объяснение нового материала.

Формирование умений и навыков.

Проверка уровня знаний и умений по теме

I. Организационный момент.

II. Проверочная работа.

Укажите количество промежутков монотонности функции (Слайд 2). (10)


На графике функции найдите промежутки убывания и в ответе укажите сумму длин этих промежутков (Слайд №).(12)


На графике найдите промежутки возрастания и в ответе укажите сумму длин этих промежутков (Слайд 4). (11)


Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=3t 2 +2t+27, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t=2c. (Слайд 5). (14)


5). Составьте уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой х = –2. (Слайд 6) (у=-х+8)

Самопроверка (Слайд 7).

III. Объяснение нового материала.

Учащиеся способны самостоятельно установить связь между характером монотонности функции и знаком её производной. Для этого необходимо снова обратиться к геометрическому смыслу производной.

Задание . На рисунке изображен график функции у = f(x). (Слайд8)


а) Какой знак имеет производная этой функции в следующих точках: –5; –3; –2; 0; 1; 3?

б) Назовите ещё несколько точек, в которых производная больше нуля; меньше нуля.

в) Какой знак имеет производная функции у = f(x) на промежутке (–6; –2); (–2; 1); (1; 4)?

г) Сделайте предположение о связи между характером монотонности функции и знаком её производной.

После этого изучаются теоремы, устанавливающие связь между характером монотонности функции на промежутке и знаком её производной на этом промежутке. Данные теоремы приводятся без доказательства с опорой на наглядные представления учащихся.(Слайд 9)

Теорема 1. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≥0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке) , то функция y=f(x) ) возрастает на промежутке X .


Теорема 2. Если во всех точках открытого промежутка X выполняется неравенство f′(x)≤0 (причем равенство f′(x)=0 выполняется лишь в отдельных точках и не выполняется ни на каком сплошном промежутке), то функция y=f(x) убывает на промежутке X .


Итак: если существует производная функции в интервале (a,b) и в данном интервале

1) f'(x)≥0 , то функция в нём не убывает;

2) f'(x)≤0 , то функция в нём не возрастает;

3) f'(x)0 , то функция в нём возрастает;

4) f'(x), то функция в нём убывает.(Слайд 10).

Пример: Необходимо исследовать интервалы монотонности функции f(x)=x3−4x2−16x+17 .

Сначала находим производную: f'(x)=(x 3 −4x 2 −16x+17)'=3x 2 −8x−16 .

Это парабола, которая пересекает ось x в точках x1=−43 и x2=4 и чьи ветви направлены вверх. Поэтому производная отрицательна в интервале (−43;4) (функция убывает) и положительна в интервалах (−∞;−43) и (4;+∞) (функция возрастает).

Ответ: функция f(x)=x 3 −4x 2 −16x+17 возрастает в интервалах (−∞;−43) и (4;+∞) , убывает в интервале (−43;4) .

IV. Формирование умений и навыков.

Все задания можно разбить на две группы.

1-я группа . Выявление свойств производной по графику функции.

2-я группа . Выявление свойств функции по графику её производной.

2. Функция определена на промежутке [–5; 5]. На рисунке изображен её график. Определите по графику промежутки, на которых производная этой функции положительна (отрицательна).


3. Функция у = f(x) определена на промежутке [–6; 7]. Найдите количество целочисленных решений неравенства:


а)


б)



г)


Вариант I


Н а рисунке изображён график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством:

Презентация и конспект урока по теме "Исследование функций на монотонность" по учебнику А.Г.Мордковича, алгебра 8 класс. Вводятся понятия убывающей и возрастающей функций. С помощью свойств числовых неравенств проводятся доказательства монотонности функций y = kx+m, у = х^2 и y = 1/x. В течении всего урока формируется у учащихся умение определять какой (возрастающей или убывающей) является функция.




Целевая аудитория: для 8 класса

Ресурс соответствует аннотации. Необходима небольшая техническая доработка в презентации. На некоторых слайдах много формул, поэтому текстовая информация на 9 слайде выходит за поля слайда.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит полный конспект урока по теме "Исследование функции на монотонность" для 10 класса, составленный в технорлогии деятельстного метода. Урок подходит для изучения данной темы по учебнику А.Г.Мордковича "Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс" 2013 г.издания. Тип урока : "открытие новог знания". В разработке находятся полное описание всех этапов урока, подробная деятельность учителя и учащихся, раздаточный материал.

Урок алгебры и начала анализа. 10 класс.

Тип урока: ОНЗ.

Тема урока: Исследование функции на монотонность .

Учитель: Александра Вячеславовна Евдокимова, I квалификационной категории, МОУ СОШ №43 им. А.С.Пушкина, города Ярославля.

ознакомить учащихся со способом нахождения промежутков монотонности функции с помощью производной..

повторить и закрепить навык нахождения производной; тренировать вычислительные навыки.

развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, аналогия.

1. Мотивация к учебной деятельности

- Какую тему изучаем? (Производная.)

-Где научились её применять? (при составлении уравнения касательной, скорости движения.)

-А как вы думаете, при исследовании функции можем мы использовать производную? (Возможно.)

-О чём будем говорить сегодня? (О применении произведении производной к исследованию функции.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- Для повторения выполним № 854: Определите, какой знак имеет производная функции у = f(х) в точках с абсциссами а,в,с,d, если график функции изображен на заданном рисунке.

- Какие функции называются возрастающей и убывающей?

-№855: Определите промежутки возрастания и убывания функции, график которой изображён на заданном рисунке.

-Определите, промежутки возрастания и убывания функции у = х 2 – 6х + 1

( на промежутке () убывает, на () возрастает)

- Определите, возрастающей или убывающей является функция у = х 3 + 9х?

У учащихся возникает затруднение.

3.Выявление места и причин затруднения.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами(алгоритмом, понятием и т.д.)

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения- тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Чем вы пользовались для выяснения монотонности функции у = х 2 – 6х + 1?

(Свойствами квадратичной функции)

- Что не смогли сделать? (Не смогли сделать пробное действие: выяснить возрастающей или убывающей является функция у = х 3 + 9х.)

- В чём затруднение? (Мы не знаем правила, для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают причины возникшего затруднения.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.)

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

-Какова же цель урока? (Вывести правило для нахождения промежутков возрастания и убывания функции заданной аналитическим способом.)

-Какова тема урока? (Исследование функции на монотонность.)

-Какой способ вы предлагаете использовать (Формулирование правила на основе сравнении, наблюдения и анализа.)

-Для построения плана ваших действий предлагаю разбиться на группы.

задание для групп № 1,2,3

1. Какая эта функция: возрастающая или убывающая?

2. Проведите касательные в точках х1 И х2.

3. Что общего у построенных прямых?

4. Чему равен угловой коэффициент касательных?

5. Сделайте вывод о значении производной в т. х1 И х2

6. Проведите касательные в точках х3 . Как она

х1 х3 х2 7. Чему равна производная у = f(х) в точке х3?

Читайте также: