Что значит жить по правилам обществознание 7 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе; раскрыть некоторые основания для классификации социальных норм; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других по выбору учителя).

План изучения нового материала

1. Что такое социальные нормы.

2. Привычка, обычай, ритуал, обряд.

3. Правила этикета и хорошие манеры.

Оборудование урока может включать рисунки и плакаты, заранее выполненные учащимися на тему урока, карточки с описаниями ситуаций, требующих применения правил этикета.

Вариант 1. Работа с текстом учебника

Первый фрагмент текста параграфа может быть кратко изложен учителем, поскольку его основная мысль связана с разнообразием отношений в обществе, которые требуют от людей определённости в поведении.

Комментируя таблицу, полезно обратить внимание ребят на то, по каким причинам правила (нормы) включены в каждую графу.

Второй раздел параграфа посвящён социальным нормам, которые формировались в достаточно далёкие времена и продолжают сохраняться в обществе, обладая устойчивостью благодаря тому, что в них воплощён опыт поколений.

В данной части урока уместны примеры из истории, привлечение знаний ребят о традициях, об обычаях, обрядах разных народов мира. Особенно ценно, если ребята расскажут об этих видах социальных норм на примере истории того народа, к которому они себя относят. Если в классе есть представители разных национальностей, учителю желательно заранее поручить им подготовить рассказ о национальных традициях, об обрядах, о ритуалах.

Разговор о привычках следует выделить отдельно. Особенно важно уделить внимание тезису о вреде таких привычек, которые не только вредят здоровью или мешают нормальным взаимоотношениям, но и представляют социальную опасность, — пьянство, курение, наркомания.

Учитывая возраст учащихся и зная реальную социальную ситуацию ближайшего окружения, учитель может уделить больше внимания тем вредным привычкам, которые наиболее актуальны для данного класса.

этом можно, предложив им своими словами пересказать смысл прочитанного и прокомментировать.

Учитель просит ребят назвать по одному правилу знакомства, принятому среди воспитанных людей. Правила называют все по очереди, пропуская тех, кто по каким-либо причинам не хочет этого делать.

Затем каждый участник занятия представляется по правилам этикета.

Кратко рассказав классу о многообразии различных правил и норм, существующих в обществе, или предложив учащимся самостоятельно прочитать соответствующий фрагмент параграфа, учитель просит учащихся назвать как можно больше видов правил (социальных норм). Для определения победителя вырабатываются правила, например, такие:

— Каждый может называть правила только после того, как получит разрешение учителя.

— Запрещается подсказывать или мешать отвечающему. За нарушение правила — штраф 1 балл.

— Разрешается повторять то, что названо предыдущим участником упражнения, но этим нельзя ограничиться.

— Победителем является тот, кто назовёт больше всего правил или норм.

Желающим предлагается рассказать (или показать) один из обычаев. Остальные участники упражнения должны угадать, какой обычай представлен, и своими словами объяснить его смысл и значение.

Учитель предлагает ребятам объединиться в несколько групп и за отведённое время (5—7 минут) придумать плакат (формат может быть небольшим) на тему упражнения. На плакате за отведённое время нужно нарисовать сюжет, посвящённый каждому виду привычки, и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная.

Результаты упражнения обсуждаются сообща.

Важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения и отношения к представленным работам ребят.

Для его выполнения предлагается пяти участникам (по желанию) выйти перед классом. Задание сообщается всему классу. Нужно в короткой сценке представить одно из

правил этикета. Правила, написанные на специальных карточках, заготавливаются заранее учителем и участникам не сообщаются. Участник достаёт карточку из лототрона (ящика, коробки, мешка), выбирает себе ассистентов из класса. Г руппа, сформированная таким образом, получает 1—2 минуты на обсуждение, а затем представляет короткую сценку. Класс по демонстрации сценки должен определить, какое правило было записано на карточке.

Примерные задания на карточках могут быть такие:

— Подруга звонит по телефону. Во время разговора связь прервалась. Что вы будете делать?

— Получая справку или иной официальный документ в официальной организации, вы уходите . (что надо сделать перед уходом?).

— Вы решаете, чем занять гостей, которые мало знакомы друг с другом (предложите и покажите, как действовать в этой ситуации).

— За столом к чаю подали мёд. На столе есть ложка, хлеб, розетка. Как поступить по правилам этикета?

Домашнее задание при таком варианте урока полезно сосредоточить на тексте параграфа и фрагментах документов, включённых в него.

При подготовке карточек с заданиями учитель может использовать книгу: Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей. — М., 2002.


Цель урока: развить представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей. Задачи: - Показать уникальность каждой личности; - Развить мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.

Содержимое разработки

Цель урока: развить представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей.

- Показать уникальность каждой личности;

- Развить мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.

Форма урока: лабораторная работа.

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски:

Мудрые мысли:

Достоинства человека:

Недостатки человека:

- нетерпимость к другим

Введение в тему урока.

33% учащихся в классе имеют активное, устойчивое положительное отношение к соответствующим нравственным нормам; 64% - это активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы), 3% - отношение пассивное и недостаточно устойчивое; 0% - отношение отрицательное, неустойчивое.

Что такое нравственность?

Нравственность (лат. moralis) – это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.

Размышления о личности человека.

- Как формируется характер человека?

Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.

Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.

- От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?

Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.

Саморазвитие – работа человека над самим собой.

А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.

САД ЛИЧНОСТИ

Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Один уголок сада может быть совсем не похож на другой. Четкие квадраты и круги цветочных клумб в одном месте, а в другом – остатки древнего леса с тихими ручьями и озерцами ясными, как окна в небо. Цветы на солнечных лужайках мечтают, чтобы их поскорее увидели и смотрели бы на них как можно дольше. Накидки из папоротников закрывают и заглушают все, что хочет оставаться в тени и тишине. Сад велик и многообразен.

Сад нашей личности растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Ненайденная или забытая способность зачахнет и пропадет.

Индивидуальная работа с карточками.

- Давайте попробуем разобраться, какие качества личности человека являются положительными, а какие отрицательные.

нетерпимость к другим ( )

Проверяется работа с карточками.

- Объясните, как вы понимаете качества личности: сильная воля, искренность, себялюбие, бестактность.

Работа в парах.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Дерево решений.

Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Положительные стороны или достоинства означают все хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные стороны или недостатки – все плохое. Положительные и отрицательные стороны называются последствиями или результатами.

Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведет, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом.

Давайте попробуем разобраться в ситуации:

Сергей играл на компьютере своего друга, когда автомобиль на экране очередной раз потерпел аварию. Расстроившись, Сергей стукнул кулаком по панели. На экране все исчезло. Сергей понял, что вывел дорогой прибор из строя.

- Какая возникла проблема в данной ситуации? (Сломан чужой компьютер)

- Что можно сделать?

Отремонтировать или купить новый

извиниться перед другом и его родителями

скрыть, то есть выключить и сделать вид, что наигрался

-Какие последствия каждого выбора?

+ компьютер будет работать;

+ сохранятся дружеские отношения;

+ родители друга простят;

+ никто не узнает;

+ отношения будут прежними;

- можно не найти такого же;

- компьютер не будет работать;

- будут подозревать и не пускать в дом;

- поломка компьютера обнаружится;

- не будут знать в чем причина поломки;

Отремонтировать или купить новый.

- Норма морали нарушена. Накажут ли за это? Да, это будет моральное порицание, неодобрение.

Нормы жизни в обществе.

Каждый человек в своей жизни совершал поступки, о которых он потом жалел. И только потому, что нормы морали для него не существовали. А закон был не писан. То есть закон существовал, но человек ничего о нем не знал. О возможных последствиях своих действий не думал. Вот один из таких подлинных случаев.

Родители семиклассника Гриши Б. чуть не упали в обморок, когда к ним пожаловала милиция. Оказалось, что их ненаглядный отпрыск приготовил им сюрпризик. Он накануне вечером развлекался на школьном стадионе – ломал скамейки для зрителей. Жители микрорайона видели это безобразие из окна, узнали Гришу и позвонил в милицию. Ввиду его юного возраста раскошелились родители… на 200 тысяч рублей. Побегали, бедные, по друзьям и знакомым – где сразу такую сумму взять.

- Это нормы права.

- Давайте сравним что общего и что различного между нормами морали и нормами права.

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

Право – это система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством,


С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.


Правила вокруг нас

Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.

Правила (или социальные нормы) – это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.

Примеры таких правил:

  • условия игры, о которых ребенок заранее договаривается с друзьями: не драться, не подглядывать и другие;
  • школьные правила: нельзя опаздывать на урок, нужно аккуратно писать в тетради, вежливо разговаривать с учителями и учениками;
  • правила дорожного движения: переходить дорогу по зебре, ходить по тротуарам, либо по левой стороне улицы;
  • правила пожарной безопасности: аккуратно обращаться с электроприборами, не играть со спичками.

Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации:

  • по направленности: предписывающие и запрещающие (Например, дорожные знаки);
  • по степени обязательности: нормы-правила (Военные отдают честь старшим по званию) и нормы-ожидания (Приветствие при встрече, опоздание);
  • по форме: формальные (официальные – закон, приказы, нормативные акты) и неформальные (неофициальные – правила поведения за столом, правила дружбы).

Также правила можно разделить на такие группы:

которые читают вместе с этой


  • по строгости мер к нарушителям: строгие и не строгие;
  • по количеству людей, для которых действуют: для всех (Правила дорожного движения) и для определенной группы (Нормы поведения для военных).


Привычки и обычаи

Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом – летнюю. В данном случае мы говорим о традициях или морали.

Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.

  • Привычкиобычно появляются стихийно, но могут и вырабатываться специально. Они бывают полезными и вредными.

К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.

Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.

  • Обычаи­– это коллективные привычки. Чаще всего они передаются из поколения в поколение. Сюда входят различные ритуалы: например, свадьба, крещение ребенка, посвящение в студенты и многое другое.

Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.

Что такое хорошие манеры?

Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?

Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми в определенных ситуациях. Все они называются одним словом – этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.

Манеры – это внешние формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.

Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.

Что мы узнали?

Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером того, как мы должны себя вести для того, чтобы был порядок, а это – условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.

Урок-практикум по теме

Конспект урока-практикума для 7 класса по обществознанию по теме "Социальные нормы: что значит жить по правилам" содержит задания для учащихся, ответы к этим заданиям и систему оценивания работ учащихся

Практикум по теме

Социальные нормы: что значит жить по правилам

1. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждомуэлементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) регулирование общественных отношений

1) только моральные нормы

2) только правовые нормы

3) и правовые, и моральные нормы

Б) общеобязательность для всего населения,проживающего на территории определённого

В) установление общих правил поведения

Г) охрана исключительно силой общественногомнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) обеспеченность и гарантированность государством

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) Правила помогают в разрешении спорных вопросов.

2) Правила нужны для оценки действий.

3) Правила организуют деятельность людей.

4) Правила всегда заставляют людей действовать вопреки собственным интересам и желаниям

2. Укажите ситуацию или пример действия формальной нормы.

1)Выпускники часто приходят в школу и встречаются с учащимися.
2) Хочешь быть здоровым — занимайся физкультурой.
3) На перекрёстке водитель включил сигнал поворота.
4) В выходные дни Ивановы всегда отправляются на дачу.

3. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

При повторении определённых действий у человека возникают __________ (А). Большинство из них формируется __________ (Б), под влиянием ситуации, в которой люди оказываются часто. Сложившийся таким образом стереотип поведения позволяет человеку действовать __________ (В).

1) ритуал
2) осознанно
3) привычка
4) стихийно
5) эффективно

4. Распределите в две группы приведённые ниже ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

5. Выберите правильное высказывание.

1) Социальные нормы — это особенности характера или психики человека.
2) Правила дорожного движения — это неформальные нормы.
3) Несоблюдение норм-ожиданий не приветствуется, но и не запрещается в обществе.

6. Распределите в две группы, приведённые ниже, ситуации в зависимости от направленности норм, которые они иллюст­рируют.

А. Предписывающие нормы
Б. Запрещающие нормы

1) закон требует, чтобы все дети получали образование
2) парковка автотранспорта на газоне запрещена
3) проводнику нельзя открывать двери вагона до полной остановки поезда
4) нельзя продавать алкогольные напитки и сигареты несовершеннолетним
5) в театр рекомендуется ходить в нарядной одежде
6) нужно охранять памятники истории и культуры

Читайте также: