Милая моя родина конспект урока по истокам 6 класс
Обновлено: 01.07.2024
Цель урока: создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, её природу; а также эмоционально воспринимать художественный текст, понимать авторскую позицию, анализировать языковые особенности произведения.
-
совершить заочное путешествие в Сростки, на малую родину Василия Шукшина;
- проследить, как впечатления детства писателя отразились в его творчестве;
- формировать умения анализировать фрагменты с описанием природы;
- углубить знания о художественной выразительности речи;
- определить роль тропов в описании картин природы;
- развивать речь ребят, формировать умение пользоваться художественно выразительными средствами;
- формировать умение работать в команде-группе.
- медиапроектор,
- презентация “Милая моя родина”,
- музыкальное сопровождение,
- на карточках задания для групповой работы.
Вступительное слово учителя (на фоне песни “Я люблю тебя, Россия…”):
Необъятны просторы России. Они раскинулись от сурового Ледовитого океана на севере до Памира на юге. Когда в восточных районах, на Дальнем Востоке, восходит солнце, на западные границы страны опускается ночь. Поэтому и природа России очень разнообразна: моря, суровые на севере и лазурно-ласковые на юге, тысячи озёр, мощные реки, пересекающие страну с севера на юг и с юга на север, леса, протянувшиеся на сотни километров, вечнозелёные субтропики.
- Село Михайловское Псковской губернии (А.С.Пушкин );
- Тарханы Пензенской губернии (М.Ю.Лермонтов)
- Ясная Поляна Тульской губернии (Л.Н.Толстой);
- Спасское-Лутовиново Орловской губернии (И.С.Тургенев);
- Константиново Рязанской губернии (С.А.Есенин).
- А кому из писателей принадлежат эти слова об Алтайском крае: “Трудно понять, но как скажут “Алтай”, так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство… Когда буду помирать, если буду в сознании, то в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая во мне. Дороже у меня ничего нет”?
- Много талантливых людей выросло на Алтайской земле, но особое место среди них занимает Василий Макарович Шукшин, разносторонне одарённый человек: в памяти россиян он остался как талантливый писатель, актёр, режиссёр. А где родился и провёл детские и юные годы Василий Макарович?
- Да, в этот ряд литературных памятников мы можем поставить и Сростки.
- “Малая родина” Шукшина – старинное село Сростки, раскинувшееся между Чуйским трактом и стремительной Катунью. Именно в Сростках Шукшину работалось лучше всего, по его признанию, именно там он написал свои лучшие рассказы.
- Кто из вас был в Сростках? Какие впечатления остались после поездки?
Рассказы ребят о поездке в Сростки
- Уверена, что со временем встреча с родиной В.М.Шукшина состоится у всех. А сегодня мы совершим заочную экскурсию по местам, где прошло детство Василия Макаровича.
(Просмотр презентации “Милая моя родина”, комментарий к слайдам делает учащийся, побывавший на родине Шукшина)
- На слайдах было много прекрасных пейзажей. Чем они отличаются от того, что окружает нас, жителей Кулундинской степи? Что характерно для нашего пейзажа?
- Это ещё раз доказывает, как разнообразна природа Алтайского края: бескрайняя степь и удивительный ленточный бор, горные реки и целебные солёные озёра…
Учащимся предлагается продолжить перечисление достопримечательностей.
- Впечатления детства и юности прочно сохраняются в памяти человека на всю жизнь. Такие впечатления оказывают огромное влияние на формирование всего его мировоззрения. Деревня для Шукшина стала ощущением своего начала, своих истоков, своей Родины навсегда. Знакомство с природой, окружавшей Василия Макаровича в детстве, даст нам возможность глубже проникнуть в художественный мир писателя.
Недавно мы прочитали цикл рассказов В.М. Шукшина “Из детских лет Ивана Попова”.
- Многие факты из биографии Василия Макаровича совпадают с событиями из жизни главного героя цикла Ивана Попова, да и фамилию писатель одно время носил Попов. Мать, в девичестве Попова, опасаясь, что у детей будут неприятности из-за репрессированного отца, записала Василия и Наталью на свою девичью фамилию.
В цикле “Из детских лет Ивана Попова” Шукшин создаёт собственную модель счастливого детства, которая основана на неразрывной связи героя с семьёй, родной деревней, окружающей природой.
Анализ эпизода из рассказа “Первое знакомство с городом”:
- Давайте мысленно представим эту картину. ( Чтение эпизода вслух).
“Вольно кругом, просторно… Степь. В травах стоит несмолкаемая трескотня: тысячи маленьких неутомимых кузнецов бьют и бьют крохотными молоточками в звонкие наковаленки, а сверху, из жаркой синевы, льются витые серебряные ниточки… Наверно, эти-то тоненькие ниточки и куют на своих наковаленках маленькие кузнецы и развешивают сверкающими паутинками по траве. Рано утром, когда встаёт солнце, на ниточки эти, протянутые от травинки к травинке, кто-то нанизывает изумрудный бисер – зелёное платье степи блестит тогда дорогими нарядами”.
1 группа – Определите, что может узнать о степи из этого описания очень внимательный человек, никогда её не видевший.
2 группа – Определите художественные особенности данного описания.
3 группа – Определите, каков внутренний мир героя, глазами которого дано это описание.
4 группа – Какие мысли возникли у вас о писателе, сохранившем в памяти такие впечатления
1 группа отмечает, что автор передаёт простор, необозримость степи. Показывает, что в степи обитает множество насекомых, живописует её звуки (“несмолкаемая трескотня”), цвет (“жаркая синева”, “зелёное платье”), наряд (“блестит дорогими нарядами”), описание очень точное, яркое. Читатель, не бывавший в степи, может представить, как выглядит степь утром.
Учащиеся делают вывод: Пейзаж в художественном произведении играет познавательную роль, если местность детально, подробно описана, то у читателя создаётся впечатление, что он воочию видит нарисованную автором картину.
2 группа отмечает метафоричность пейзажной зарисовки: утро в природе – начало новой, недолгой городской, жизни героя. Подчёркивается особая выразительность употреблённых метафор: “неутомимые кузнецы” – стрекочущая саранча, “изумрудный бисер” – роса на траве, “зелёное платье степи” – ярко-зелёная трава. С помощью этих метафор создаются яркие, свежие образы. Автор употребляет и повтор – одно из сильнейших средств усиления эмоциональности произведения: “бьют и бьют”, “от травинки к травинке”, “ниточки…ниточки…ниточки…”. Эти повторы передают особую взволнованность героя. Два умолчания в таком коротком отрывке говорят об особом эмоциональном состоянии мальчика.
Вывод: Пейзаж используется как средство художественного изображения. С помощью описания природы автор показывает, что герой очень внимательный, способен понимать красоту.
3 группа заметила, что Иван Попов – очень наблюдательный мальчик, он эмоционально воспринимает, что происходит вокруг. Его воображение олицетворяет практически неподвижную картину. Слыша треск кузнечиков, он представляет, как они куют тоненькие паутинки и развешивают по траве.
Вывод: пейзаж используется писателями для того, чтобы ярче раскрыть внутренний мир героев, их переживания, сформировать их эстетические и нравственные взгляды.
4 группа говорит о том, что рассказ носит автобиографичный характер, не удивительно, что в зрелые годы Шукшин смог так прекрасно описать своё состояние во время переезда в город. Возможно, именно с этого пейзажа и началось ощущение малой родины.
Учитель добавляет 4 вывод: Зачастую пейзаж приобретает в художественном произведении философское звучание. Заставляет читателя размышлять о смысле жизни, её быстротечности, нравственных ценностях.
Выводы по ходу работы записываются в рабочие тетради.
Анализ эпизода прощания с рекой из рассказа “Первое знакомство с городом”.
1. Чтение учеником воспоминаний Вениамина Зяблицкого, друга и одноклассника В.Шукшина:
“Мы с Васей начали учиться в 6 классе. В школу надо было пойти с обеда – во вторую смену учились. А мы с Васей уехали на остров в 10 утра и вернулись только в 6. Рады, что в руках у нас по зайцу: и сами покушаем, и родные с нами. Сначала зашли к Поповым. Тётя Маруся встретила сурово, отходила Васю верёвкой. А я унёс ноги домой. Но дома меня мать тоже выдрала: вот тебе, говорит, зайчики, вот тебе уроки”.
- Чем была река для жителей Сросток? Почему не обрадовались взрослые зайцу?
2. Работа учащихся с эпизодом из текста:
“ Мы все некоторое время молча смотрим на родимую реку. Я вырос на ней, привык слушать днём и ночью её ровный, глуховатый, мощный шум…Теперь не сидеть мне на её берегах с удочкой, не бывать на островах, где покойно и прохладно, где кусты ломятся от всякой ягоды: смородины, малины, ежевики, черёмухи, облепихи, боярки, калины… Не заводиться с превеликим трудом – так что ноги в кровь и штаны на кустах оставишь – бечевой далеко вверх и никогда, может быть, не испытать теперь великое блаженство – обратный путь домой. Как нравилось мне, каким взрослым, несколько удручённым заботами о семье мужиком я себя чувствовал, когда собирались вверх “с ночевой”. Надо было не забыть спички, соль, ножик, топор…В носу лодки свалены сети, невод, фуфайки. Есть хлеб, картошка, котелок. Есть ружьё и тугой, тяжёлый патронташ.”
- В чём своеобразие этого описания? Почему все члены семьи молча смотрят на “родимую реку”, а подробного описания Катуни нет?
- С какой целью автор употребляет несколько рядов однородных членов?
- Чего добивается автор, употребляя предложения с отрицательным значением?
- Почему обратный путь домой – великое блаженство?
- Почему, собираясь на реку, Иван Попов чувствовал себя мужиком?
Детство Василия Макаровича пришлось на суровые военные годы, он узнал, что такое голод, холод, тяжёлый труд на колхозных полях.
В своих воспоминаниях Наталья Макаровна, сестра Шукшина, пишет: “Шла война… Голод и холод не покидали наш дом. Ели жмых, сою, терли картошку и пекли оладьи… Мама шила и вышивала, ткала людям и себе. Благодаря этому, мы могли иногда иметь крупу и муку… В школе мы занимались в стареньких фуфайчонках… Зимы были холодные, снежные. Единственной нашей спасительницей была русская печка, которую надо было чем-то топить. Ходили за березняком на Талицкий остров (это по замерзшей Катуни километра три) поздно вечером. Рубить березняк было строго запрещено. И не дай Бог, кто попадется охранявшему его леснику. Так отхлестает бичом … и топор обязательно отберет…”
- Каким был мир деревенского подростка, описанный в рассказах “Бык”, “Жатва”?
- Какие праздники из детства сберёг писатель на всю жизнь?
- В детские, отроческие годы формировалась нравственная позиция писателя: из этих лет он вынес ясное понимание основ жизни, осознал нравственный уклад крестьянства, унаследовал представление “о чести, достоинстве и прочих мерилах нравственного роста человека”. Всё оттуда, из детства…
- Ежегодно 25 июля на склоне горы Пикет собираются тысячи почитателей таланта Василия Макаровича Шукшина. Гора Пикет кажется громадным распустившимся бутоном – настолько она бывает заполнена людьми. Над родной деревней Шукшина обычно расстилается в это время бездонно-голубое небо, в котором сверкает раскалённый добела солнечный диск. Сростки, окружённые берёзовыми рощами, манят к себе тех, кому хочется получить ответ на последний вопрос-крик нашего земляка: “Что с нами происходит?” Из ближайших деревень и далёких городов идут, едут, летят в Сростки люди и проживают общий день, чтобы почувствовать себя причастными к творчеству Шукшина и его героям…
- С утра пораньше идут и идут люди на гору, на скромное сельское кладбище, кладут благодарно цветы на могилу Марии Сергеевны, матери Василия Макаровича, поднимаются выше, на зелёное плато, откуда видно далеко окрест, и сходятся ближе к большому портрету Шукшина …
В 1976 году прошли первые Шукшинские чтения, которые потом переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на той же самой горе Пикет, откуда открывается панорамный вид на село Сростки…
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков…Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
Но оказывается, чтобы хоть немного знать Шукшина, надо самому побывать у него на родине, на его Большой Родине, которую он так любил: “Родина… Благослави тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив”.
- На одной из встреч поэт Егор Исаев сказал: “ Шукшин – это радуга–человек, костёр-человек”… Нигде народ так не собирается к писателю, как у нас!”
А барнаульский поэт Геннадий Панов в “Венке сонетов” сказал о причастности Шукшина к великой семье русских писателей так:
Есть солнце – Пушкин и его Пророк,
Есенинский заветный василёк
И горькая шукшинская калина!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Истоки.6 класс .
Цель урока: помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое малая родина, помочь увидеть образ родного края, обогатить духовно учащихся, вызвать у детей ощущение истоков своей малой родины.
Художественно-педагогическая идея урока:
«В стужу, в зной и в непогодины
Я объехал целый свет.
Но дороже милой родины,
Видит Бог, не встретил! Нет!
Да, дороже малой Родины
Задачи урока:
2.Поразмышлять о том, что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Каковы смыслы и ценности образа и слова малой родины.
3.Используя краеведческий материал, вызвать у детей ощущение сопричастности и преемственности всему, что составляет образ малой Родины, образ родного города Макарьева.
4.Используя визуальные и аудиальные наглядные методы, а также метод театральной педагогики, способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5.Используя АФО, краеведческий материал, вызвать эмоциональный отклик у каждого ребёнка, дать возможность каждому совершенствовать коммуникативные умения, дать возможность совершенствовать творческие способности.
6.Используя элементы игры, прививать интерес к предмету, способствовать здоровьесбережению.
7.Вместе с учащимися прийти к выводу о том, что малая родина неповторима, всё в ней родное и знакомое, там священные места, напоминающие о предках, о роде; что черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места.
Оборудование урока:
-книги поэтов-макарьевцев (Л.Бойковой, Н.Смирновой, Н.Карпуничева,А.Малышева);
-детские стихи о Макарьеве разных лет, вошедшие в школьные поэтические сборники;
-стенд с портретами знаменитых макарьевцев, прославивших родной край;
-фото-коллаж прогулки по родному городу;
-карточки с заданиями для работы в парах и четвёрках.
1. Организационный момент.
Посмотрите, я не записала тему урока, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять?
( О Макарьеве, о малой родине)
2. Знакомство с основными понятиями темы.
(На доске открываем основные понятия темы: малая родина, родная земля, земляки)
Сейчас прочитайте на странице 56 учебника , что означают эти слова.
(Работа с учебником)
- Что мы называем малой родиной?
(Это место, где родился человек –деревня, село, посёлок, город)
Что мы называем родной землёй?
(Родной (родимой) землёй принято называть края и земли, в которых расположилась малая родина)
Кого можно назвать земляком?
(Родившиеся в той или иной земле люди называют себя земляками)
Ваш земляк и мой бывший ученик Иван Шахов написал вот такое стихотворение о Макарьеве.
(Читаю стихотворение ученика 6 класса Шахова Ивана)
Мой Макарьев
Я люблю обходить городок мой зимою под вечер,
Когда снег пеленой укрывает сады и дома,
И пустынные улочки манят и манят на встречу,
Я люблю обходить городок свой весною и летом,
Суетлив он лишь днём, ну, а ночью совсем нелюдим,
Когда в августе ночью с тоскою на звёзды глядим.
Я люблю мой Макарьев, люблю его шумным и тихим,
Когда слышится звон колокольни над Унжей-рекой,
Когда ляжешь с дороги в саду у куста облепихи
И попьёшь из ручья серебристой холодной воды ключевой
Такой видит свою малую родину ваш ровесник, а сейчас давайте вместе создадим свой неповторимый образ малой родины.
(Предлагаю образовать ресурсный круг )
Попробуем представить свою малую родину, продолжив предложение (одно или все)
Я начну. Малая родина. Я вижу деревенский дом, весеннее солнышко будит меня, запах хлеба и парного молока, тихие шаги бабушки, её улыбка, слышу радостное приветствие и суетливые хлопоты возле русской печки. Вижу сенокос, ощущаю запах свежескошенной травы и любуюсь ромашками на лугу…
(передаю веточку вербы желающему поделиться своим образом, дети высказываются)
Вы заметили, что все наши образы во многом похожи. Малая родина – это то, что дорого нашему сердцу, это родной город, это дом, это родные и близкие, это друзья, это милая сердцу природа.
Ребята, а вы заметили, что наш город каждой своей улочкой , зданием, храмом о чём- то нам рассказывает.
Послушайте стихотворение нашего земляка, макарьевского поэта Николая Карпуничева
-Какие черты малой родины сохранил поэт?
(Звучит выразительное чтение стихотворения)
5.Работа в парах
(На партах тексты стихотворения ,задания,дети работают в парах, обсуждают, приходят к общему мнению)
(Дети обращают внимание на «серую дымку раннего утра, безбрежные леса, девичьи очи нежные, гулянки сорванцов, монастырь)
-Ребята ,а как вы понимаете слова поэта
«Монастырь- хранитель прошлого,
-Почему так важно свято хранить прошлое?
(Без прошлого нет и будущего: каждому человеку важно знать свои корни, свою малую родину, чтобы смело идти вперёд , преодолевая любые трудности )
А сейчас мы с вами напишем послание в далёкое будущее и расскажем правнукам о нашей малой родине.
6.Работа в четвёрках
Дети работают с адаптированными текстами по истории, культуре , литературе, природе Макарьева ,оформляют свою страничку послания.
В конце работы зачитывается текст послания.
А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами, которые вы испытали сегодня на уроке, продолжив предложения
Предмет: | Русский язык и литература |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Чернышова Елена Владимировна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
Размер: | 17.02 Kb |
Цель урока: помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое малая родина, помочь увидеть образ родного края, обогатить духовно учащихся, вызвать у детей ощущение истоков своей малой родины.
Художественно-педагогическая идея урока:
«В стужу, в зной и в непогодины
Я объехал целый свет.
Но дороже милой родины,
Видит Бог, не встретил! Нет!
Да, дороже малой Родины
2.Поразмышлять о том, что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Каковы смыслы и ценности образа и слова малой родины.
3.Используя краеведческий материал, вызвать у детей ощущение сопричастности и преемственности всему, что составляет образ малой Родины, образ родного города Макарьева.
4.Используя визуальные и аудиальные наглядные методы, а также метод театральной педагогики, способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5.Используя АФО, краеведческий материал, вызвать эмоциональный отклик у каждого ребёнка, дать возможность каждому совершенствовать коммуникативные умения, дать возможность совершенствовать творческие способности.
6.Используя элементы игры, прививать интерес к предмету, способствовать здоровьесбережению.
7.Вместе с учащимися прийти к выводу о том, что малая родина неповторима, всё в ней родное и знакомое, там священные места, напоминающие о предках, о роде; что черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места.
-книги поэтов-макарьевцев (Л.Бойковой, Н.Смирновой, Н.Карпуничева,А.Малышева);
-детские стихи о Макарьеве разных лет, вошедшие в школьные поэтические сборники;
-стенд с портретами знаменитых макарьевцев, прославивших родной край;
-фото-коллаж прогулки по родному городу;
-карточки с заданиями для работы в парах и четвёрках.
Посмотрите, я не записала тему урока, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять?
( О Макарьеве, о малой родине)
2. Знакомство с основными понятиями темы.
(На доске открываем основные понятия темы: малая родина, родная земля, земляки)
Сейчас прочитайте на странице 56 учебника , что означают эти слова.
(Работа с учебником)
- Что мы называем малой родиной?
(Это место, где родился человек –деревня, село, посёлок, город)
Что мы называем родной землёй?
(Родной (родимой) землёй принято называть края и земли, в которых расположилась малая родина)
Кого можно назвать земляком?
(Родившиеся в той или иной земле люди называют себя земляками)
Ваш земляк и мой бывший ученик Иван Шахов написал вот такое стихотворение о Макарьеве.
(Читаю стихотворение ученика 6 класса Шахова Ивана)
Я люблю обходить городок мой зимою под вечер,
Когда снег пеленой укрывает сады и дома,
И пустынные улочки манят и манят на встречу,
Я люблю обходить городок свой весною и летом,
Суетлив он лишь днём, ну, а ночью совсем нелюдим,
Когда в августе ночью с тоскою на звёзды глядим.
Я люблю мой Макарьев, люблю его шумным и тихим,
Когда слышится звон колокольни над Унжей-рекой,
Когда ляжешь с дороги в саду у куста облепихи
И попьёшь из ручья серебристой холодной воды ключевой
Такой видит свою малую родину ваш ровесник, а сейчас давайте вместе создадим свой неповторимый образ малой родины.
(Предлагаю образовать ресурсный круг )
Попробуем представить свою малую родину, продолжив предложение (одно или все)
Я начну. Малая родина. Я вижу деревенский дом, весеннее солнышко будит меня, запах хлеба и парного молока, тихие шаги бабушки, её улыбка, слышу радостное приветствие и суетливые хлопоты возле русской печки. Вижу сенокос, ощущаю запах свежескошенной травы и любуюсь ромашками на лугу…
(передаю веточку вербы желающему поделиться своим образом, дети высказываются)
Вы заметили, что все наши образы во многом похожи. Малая родина – это то, что дорого нашему сердцу, это родной город, это дом, это родные и близкие, это друзья, это милая сердцу природа.
Ребята, а вы заметили, что наш город каждой своей улочкой , зданием, храмом о чём- то нам рассказывает.
Послушайте стихотворение нашего земляка, макарьевского поэта Николая Карпуничева
-Какие черты малой родины сохранил поэт?
(Звучит выразительное чтение стихотворения)
5.Работа в парах
(На партах тексты стихотворения ,задания,дети работают в парах, обсуждают, приходят к общему мнению)
(Дети обращают внимание на «серую дымку раннего утра, безбрежные леса, девичьи очи нежные, гулянки сорванцов, монастырь)
-Ребята ,а как вы понимаете слова поэта
«Монастырь- хранитель прошлого,
-Почему так важно свято хранить прошлое?
(Без прошлого нет и будущего: каждому человеку важно знать свои корни, свою малую родину, чтобы смело идти вперёд , преодолевая любые трудности )
А сейчас мы с вами напишем послание в далёкое будущее и расскажем правнукам о нашей малой родине.
6.Работа в четвёрках
Дети работают с адаптированными текстами по истории, культуре , литературе, природе Макарьева ,оформляют свою страничку послания.
В конце работы зачитывается текст послания.
А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами, которые вы испытали сегодня на уроке, продолжив предложения
Мне понравилось(не понравилось)…
Я задумался над..
Мне бы хотелось…
В конце урока звучит песня о Макарьеве в исполнении детей.
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернышова Е.В. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель урока: помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое малая родина, помочь увидеть образ родного края, обогатить духовно учащихся, вызвать у детей ощущение истоков своей малой родины.
Художественно-педагогическая идея урока:
«В стужу, в зной и в непогодины
Я объехал целый свет.
Но дороже милой родины,
Видит Бог, не встретил! Нет!
Да, дороже малой Родины
Задачи урока:
2.Поразмышлять о том, что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Каковы смыслы и ценности образа и слова малой родины.
3.Используя краеведческий материал, вызвать у детей ощущение сопричастности и преемственности всему, что составляет образ малой Родины, образ родного города Макарьева.
4.Используя визуальные и аудиальные наглядные методы, а также метод театральной педагогики, способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5.Используя АФО, краеведческий материал, вызвать эмоциональный отклик у каждого ребёнка, дать возможность каждому совершенствовать коммуникативные умения, дать возможность совершенствовать творческие способности.
6.Используя элементы игры, прививать интерес к предмету, способствовать здоровьесбережению.
7.Вместе с учащимися прийти к выводу о том, что малая родина неповторима, всё в ней родное и знакомое, там священные места, напоминающие о предках, о роде; что черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места.
Оборудование урока:
-книги поэтов-макарьевцев (Л.Бойковой, Н.Смирновой, Н.Карпуничева,А.Малышева);
-детские стихи о Макарьеве разных лет, вошедшие в школьные поэтические сборники;
-стенд с портретами знаменитых макарьевцев, прославивших родной край;
-фото-коллаж прогулки по родному городу;
-карточки с заданиями для работы в парах и четвёрках.
Посмотрите, я не записала тему урока, как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять?
( О Макарьеве, о малой родине)
2. Знакомство с основными понятиями темы.
(На доске открываем основные понятия темы: малая родина, родная земля, земляки)
Сейчас прочитайте на странице 56 учебника , что означают эти слова.
(Работа с учебником)
- Что мы называем малой родиной?
(Это место, где родился человек -деревня, село, посёлок, город)
Что мы называем родной землёй?
(Родной (родимой) землёй принято называть края и земли, в которых расположилась малая родина)
Кого можно назвать земляком?
(Родившиеся в той или иной земле люди называют себя земляками)
Ваш земляк и мой бывший ученик Иван Шахов написал вот такое стихотворение о Макарьеве.
(Читаю стихотворение ученика 6 класса Шахова Ивана)
Мой Макарьев
Я люблю обходить городок мой зимою под вечер,
Когда снег пеленой укрывает сады и дома,
И пустынные улочки манят и манят на встречу,
Я люблю обходить городок свой весною и летом,
Суетлив он лишь днём, ну, а ночью совсем нелюдим,
Когда в августе ночью с тоскою на звёзды глядим.
Я люблю мой Макарьев, люблю его шумным и тихим,
Когда слышится звон колокольни над Унжей-рекой,
Когда ляжешь с дороги в саду у куста облепихи
И попьёшь из ручья серебристой холодной воды ключевой
Такой видит свою малую родину ваш ровесник, а сейчас давайте вместе создадим свой неповторимый образ малой родины.
(Предлагаю образовать ресурсный круг )
Попробуем представить свою малую родину, продолжив предложение (одно или все)
Я начну. Малая родина. Я вижу деревенский дом, весеннее солнышко будит меня, запах хлеба и парного молока, тихие шаги бабушки, её улыбка, слышу радостное приветствие и суетливые хлопоты возле русской печки. Вижу сенокос, ощущаю запах свежескошенной травы и любуюсь ромашками на лугу…
(передаю веточку вербы желающему поделиться своим образом, дети высказываются)
Вы заметили, что все наши образы во многом похожи. Малая родина - это то, что дорого нашему сердцу, это родной город, это дом, это родные и близкие, это друзья, это милая сердцу природа.
Ребята, а вы заметили, что наш город каждой своей улочкой , зданием, храмом о чём- то нам рассказывает.
Послушайте стихотворение нашего земляка, макарьевского поэта Николая Карпуничева
-Какие черты малой родины сохранил поэт?
(Звучит выразительное чтение стихотворения)
5.Работа в парах
(На партах тексты стихотворения ,задания,дети работают в парах, обсуждают, приходят к общему мнению)
(Дети обращают внимание на «серую дымку раннего утра, безбрежные леса, девичьи очи нежные, гулянки сорванцов, монастырь)
-Ребята ,а как вы понимаете слова поэта
«Монастырь- хранитель прошлого,
-Почему так важно свято хранить прошлое?
(Без прошлого нет и будущего: каждому человеку важно знать свои корни, свою малую родину, чтобы смело идти вперёд , преодолевая любые трудности )
А сейчас мы с вами напишем послание в далёкое будущее и расскажем правнукам о нашей малой родине.
6.Работа в четвёрках
Дети работают с адаптированными текстами по истории, культуре , литературе, природе Макарьева ,оформляют свою страничку послания.
В конце работы зачитывается текст послания.
А сейчас я снова приглашаю вас в круг. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями, чувствами, которые вы испытали сегодня на уроке, продолжив предложения
Читайте также: