Конспект урока тютчев эти бедные селенья

Обновлено: 02.07.2024

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
(1803 - 1873)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 54
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. И. ТЮТЧЕВА.
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, портрет Ф. И. Тютчева, тексты его стихотворений; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о политических и историко-философских взглядах Ф. И. Тютчева; выразительно читают стихотворения; участвуют в аналитической и сопоставительной работе в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Это стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 1836 г., когда ему было 33 года. Какие культурно-исторические ассоциации возникают при упоминании об этом возрасте? Как они оттеняют звучание стихотворения?

Всякий истинный художник, как известно, неразрывно связан со своим временем, с прошедшим и современным ему опытом развития представляемой им национальной литературы. Hе является исключением и гениальный русский лирик Ф. И. Тютчев, своеобразие которого можно понять только соотнеся его наследие с окружавшей его общественно-литературной и поэтической действительностью.

IV. Работа над темой урока

1 - й у ч а щ и й с я.

Несмотря на то что значительную часть своей жизни Фёдор Иванович Тютчев по роду своей служебной деятельности провёл за границей, в общественной и политической жизни страны он неизменно принимал живейшее участие, горячо откликаясь на происходящие на Родине изменения.

Это участие проявлялось и в деятельности Тютчева уже после его возвращения в Россию, и в тех статьях, которые он публиковал за границей в разные годы жизни. Занимая с 1858 г. пост председателя комитета иностранной цензуры, он считал свою политическую деятельность главным смыслом своей жизни — известно, что сам Ф. И. Тютчев никогда не полагал себя поэтом, а говорил о себе как о политике.

В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется.

В зрелых произведениях автор говорит о православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения. Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.

2 - й у ч а щ и й с я.

Политические взгляды Тютчева вызвали одобрение императора Николая I. В 1848 поэт получил должность при Министерстве иностранных дел в Петербурге, в 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В Петербурге Тютчев сразу же стал заметной фигурой в общественной жизни. Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. К этому времени относится и подъём поэтического творчества Тютчева.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

В течение всей своей жизни Ф. И. Тютчев жадно следил за всеми перипетиями социально-политической жизни страны, всем сердцем ощущая грядущие общественные катастрофы и сочувствуя России и её народу.

• Опираясь на статью учебника, текст и план анализа стихотворения, дополнительный раздаточный материал, подготовьте выразительное чтение и анализ предложенного вам стихотворения.

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значимость стихотворения для всего творчества поэта.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме. За несколько веков республиканского правления Римом были захвачены огромные территории, в результате чего особое значение в жизни республики приобрели полководцы с верными им войсками. Это привело к установлению военной диктатуры и многочисленным гражданским войнам. Республиканское правление декабристы считали идеалом государственного устройства, беря за образец Римскую республику.

1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися

2) Аналитическая беседа

2. Какие события истории России и биографические вехи в жизни Тютчева отразились в этих произведениях?

3) Обобщение учителя

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Каково отношение Тютчева-политика к современной ему российской действительности и как это отношение выразил Тютчев-поэт?

• Какие общественно-политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева, отразившиеся в статьях и политической лирике, дают основание сблизить его позицию со славянофильством?

2. Заключительное слово учителя

VI. Домашнее задание

ФОНТАН
Ф. И. Тютчев[2]

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,
10 О водомет неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты.
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты…
Источник: Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-е, 1987. (вернуться к уроку)
Цицерон
Ф. И. Тютчев[3]

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие[7]
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
(вернуться к уроку)
Над этой темною толпой.
Ф. И. Тютчев

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота
Что гложет ум и в сердце ноет, —
Кто их излечит, кто прикроет.
Ты, риза чистая Христа…
(вернуться к уроку)
Умом Россию не понять…
Ф. И. Тютчев[8]

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
28 ноября (10 декабря) 1866 г.
(вернуться к уроку)
Эти бедные селенья…
Ф. И. Тютчев

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что́ сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855
(вернуться к уроку)
Слезы людские, о слезы людские.
Ф. И. Тютчев

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую порою ночной.
(вернуться к уроку)
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

5. С Капитолийской высоты. – главный из семи холмов, на которых расположен Рим; здесь находилась цитадель города и центр его политической жизни. (вернуться)

7. Его призвали всеблагие. – мифологические божества древних. (вернуться)

Приглашаю Вас в литературную гостиную. Наша встреча посвящена изучению жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева.

2. Изучение нового материала.

У. Не было и нет на Руси мест где не жили бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину) в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.

Своей жизнью и творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.

- Кого мы называем классиками?

(Классик в русской литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)

- Назовите русских классиков, чьи произведения вы читали.

(А.С. Пушкин, А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).

У. На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками” называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

И нам чудесная поэзия Ф.И.Тютчева знакома с детства.

  • “Люблю грозу в начале мая”.
  • “Есть в осени первоначальной”.
  • “Еще в полях белеет снег”.
  • “Чародейкою зимою”.

3. Продолжение изучения нового материала.

У. Сегодня мы начнем листать страницы новой поэтической тетради.

Прочитайте ее название.

“Светлый край берез, моя Россия”.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
Привет тебе народ родимый,
Герой труда неутомимый.
Среди зимы и в летний зной
Привет тебе, мой край родной!

- Как вы думаете, о чем стихи, помещенные в эту тетрадь? Почему вы так считаете?

У. Прочитайте самостоятельно обращение к читателям.

- О каких двух видах речи прочитали? (о прозаической и поэтической)

- Что характерно для прозаической речи? (это естественная речь)

- А что свойственно поэтическому языку?

(четкий ритм, лаконичность, наличие рифмы, передача чувства автора).

- Вспомним, что такое рифма. (рифма – это созвучие концов стихотворных строк).

- Строфа? (строфа - это часть стихотворения, объединяющаяся ритмически и по содержанию).

- Какие бывают строфы? (двустишие, четверостишие, трехстишие).

Что такое эпитеты? олицетворения?

У. Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа.

Мир в его глазах полон таинственности, загадочности.

Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.

Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид”.

- Выделите непонятные слова.

- “колышет”- слегка мирно колыхаться.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

Чтение стихотворения вслух.

- Расставим логические ударения, паузы.

- Найдите эпитеты, олицетворения.

- О чем это стихотворение?

- Какие приметы весны вы замечали в природе?

У. Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны? А у вас?

- Какие строки рифмуются?

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

У. Часто в картинах природы, рисуемых поэтом, резко проступают социальные мотивы. Недосягаемым образцом христианского смирения и долготерпения выступает в его творчестве полная страданий жизнь русского народа.

Чтение стихотворения “Эти бедные селенья”.

- Каково основное настроение поэта, переданное им в стихотворении? (размышления поэта о жизни русского народа)

- Какие особенности изображения пейзажа мы сможем выделить, анализируя стихотворение? (бедные селенья, смиренная нагота, скудная природа)

- Какие другие чувства выражены в стихотворении? (восхищение неброской красотой родной земли)

- Какие художественные средства выбирает поэт, чтобы передать в стихотворении мысли и чувства лирического героя? (эпитеты, олицетворения, метафоры)

  • “скудный” - недостаточный, убогий, бедный в каком-либо отношении. “долготерпенье” - большое терпение.
  • “иноплеменный” - принадлежащий к иному (другому) племени, народности.
  • “сквозит” - пропускать свет, просвечивать, виднеться.
  • “нагота” - состояние обнаженного, ничем не прикрытого тела.
  • “смиренной” - проникнутый смирением (отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле).
  • “удрученный” - подавленный, угнетенный чем-нибудь, выражающий подавленность.

Чтение стихотворения вслух.

- Найдите рифмы в стихотворении.

- Как они расположены? (1-3, 2-4).

У. А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:

“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”.

Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите его настроение.

- С каким настроением оно написано?

- О чем это стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.

- Какие эпитеты использует для этого?

- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?

- Что удивляет, восхищает поэта?

- Какая была радуга?

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).

  • “воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить, построить.
  • “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
  • “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
  • “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
  • “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).
  • “всецело”- целиком, полностью.

Выразительное чтение стихотворения.

У. Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

4. Итог урока.

У. Встреча в литературной гостиной подходит к концу.

- Творчеству какого поэта была посвящена наша встреча?

Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира.

Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.

5. Оценивание учащихся.

6. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворений, выучить по выбору наизусть одно из стихотворений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Шептухина Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 3

Название предмета: Литература

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П. . и др./ Под ред. Коровина В.И.. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: второй урок по творчеству Ф.И. Тютчева

Цель урока: сформулировать историческую концепцию поэта; дать понятие о жанре лирического фрагмента и особенностях выражения его поэтического языка; дать опережающее представление о символизме; способствовать вовлечению всех обучающихся в процесс познания.

Задачи урока:

- образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

- развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);

- воспитательная: воспитывать эстетические чувства в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

- листы с напечатанными стихотворениями;

- аудио записи стихотворений в исполнении актёров.

Содержание урока:

Задание для обучающихся: какое настроение создала в вас музыка? (Серьезное, настраивает на размышление, патриотическое, взволнованность).

Тема нашего урока довольно серьезна. Чтобы её определить, обратите внимание на слайд. По какому принципу и на сколько групп можно разделить слова, которые вы видите? Слайд № 2

Революция, метафора, война, комедия, рассказ, мануфактура, Тютчев, крепостное право, стихотворения, символизм, князь, романтизм (на две группы: литература, история)

- Связаны ли эти понятия? (история связана с литературой, т.к. на страницах литературных произведений рассказывается об исторических событиях разных эпох; время, в которое проживали писатели и поэты, влияло на формирование личности и творчество авторов).

- Как вы думаете, почему лишь одно имя употреблено в задании (видимо, будем говорить о Тютчеве, как события истории повлияли на его творчество).

А кто главное действующее лицо и в литературе, и в истории? (человек). Объедините слова человек, история, лирика Тютчева и сформулируйте тему урока. (Человек и история в лирике Тютчева)

( Открывается тема на слайде) слайд № 3

- Как видите, тема гораздо шире. Из скольких блоков она состоит? (три)

(Записывают тему в тетрадь)

Продумайте задачи для каждого блока и запишите в кластер. (Кластер строят самостоятельно).

Узнать о взглядах Тютчева на историю;

Увидеть, как история может влиять на творчество;

Познакомиться с жанром лирического эпизода;

Дать анализ стихотворений, обозначенных в теме.

Приступаем к реализации задач.

Задание (работа с учебником): Работая с учебником, записать в левую колонку исторические события, свидетелем которых был поэт, а в правую – как эти события повлияли на творчество Ф.И.Тютчева. (стр.376)

Влияние событий на творчество Тютчева

Личность Тютчева, его поэзия вместили в себя и ход истории, и трагизм пребывания человека на земле, и веру в богатство души русского народа.

А каковы же взгляды самого Ф.И.Тютчева на историю?

Обобщение: Тютчев переживал исторические события как факты личной биографии.

Какую часть темы мы разобрали? (Человек и история в творчестве Тютчева)

2. Прочтите вторую часть темы. Обратите внимание на задачу к этой части. Слайд № 3

ЖАНР . ЖАНР , -а, муж. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

ФРАГМЕНТ . ФРАГМЕ́НТ , -а, муж. (книжн.). 1. Отрывок текста, художественного, музыкального произведения. Ф. романа. Ф. картины. 2. Обломок, остаток древнего произведения искусства.

ЛИРИЧЕСКИЙ - 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: лирика (1,2), связанный с ним, относящийся к сфере чувственных переживаний

Жанр лирического фрагмента – небольшое по объёму стихотворение, краткое, но емкое по содержанию.

В чем же особенность жанра лирического фрагмента Тютчева?

Обратимся к его стихам. Переходим к третьей части нашей темы. Слайд № 3

3. Анализ стихотворений.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся.

Обучающиеся формируются в 6 групп.

Вторая группа, работая с этим же стихотворением, подготавливает три вопроса к нему.

Результаты в хаотическом порядке записываются на доске.

Формулируются общие особенности лирических фрагментов Тютчева.

Учитель подводит итоги учебной деятельности.

Тютчев – поэт и гражданин. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мир овоззрение гения. Слайд № 5

4. Рефлексия:

«А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

Что не оправдалось и почему?

Мои и наши перспективы?

5. Домашнее задание: Изучить статью учебника. Анализ стихотворения по выбору.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по творчеству Ф. Тютчева на тему "Человек и история в творчестве Ф. Тютчева". Содержит анализ особенностей творчества, жанра лирического фрагмента, самостоятельный анализ стихотворений в группах.

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева

- образовательная: учить критически мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

- развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация);

- воспитательная: воспитывать эстетические чувства в процессе соприкосновения с высоким искусством, литературный вкус, любовь к литературе, поэзии.

О Время! Вечности подвижное зерцало! –

Все рушится, падёт под дланию твоей.

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей.

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим.

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя.

Ф.И.Тютчев был связан со славянофильством. У поэта после возвращения из-за границы в 1844 году была большая популярность в высшем свете.

В.Брюсов (биограф и исследователь поэта) доказал, что и в период заграничной жизни Тютчев не терял связей с Россией, подчеркивал патриотическое к ней отношение и высоко оценил многие его политические стихотворения.

По какому принципу и на сколько групп можно разделить слова, которые вы видите? Революция, метафора, война, комедия, рассказ, мануфактура, Тютчев, крепостное право, стихотворения, символизм, князь, романтизм (на две группы: литература, история).

- Связаны ли эти понятия? (история связана с литературой, т.к. на страницах литературных произведений рассказывается об исторических событиях разных эпох; время, в которое проживали писатели и поэты, влияло на формирование личности и творчество авторов).

- Как вы думаете, почему лишь одно имя употреблено в задании (видимо, будем говорить о Тютчеве, как события истории повлияли на его творчество).

А кто главное действующее лицо и в литературе, и в истории? (человек). Объедините слова человек, история, лирика Тютчева и сформулируйте тему урока. (Человек и история в лирике Тютчева).

Жанр лирического фрагмента – небольшое по объёму стихотворение, краткое, но емкое по содержанию.

В чем же особенность жанра лирического фрагмента Тютчева?

Комментарий учителя:

Лирический род поэзии останавливает бегущее мгновение бытия, властвует над ним.

4. Анализ стихотворений. Работа в группах.

Обучающиеся формируются в 3 группы.

Формулируются общие особенности лирических фрагментов Тютчева.

Учитель подводит итог работы в группах.

Тютчев – поэт и гражданин. События российской и мировой истории, общественная жизнь страны – всё это проникало в душу поэта и находило воплощение в его стихах, выражающих мировоззрение гения. Слайд № 5

- Какова тема этого стихотворения? Как она реализуется в произведении? (Прежде всего, это тема времени – она заявлена уже в названии).

- Назовите ключевые слова, раскрывающие тему времени.

- Как в стихотворении подчеркивается этот контраст? (Контраст подчеркивается обилием антитез: тень - свет, вера - неверие, жаждет - не просит и др.).

Так возникает двуплановость мира у Тютчева, причем идеал поэта не имеет конкретных черт, не связан с каким-то определенным временем и пространством.

Читайте также: