Конспект урока размножение и развитие лягушки

Обновлено: 07.07.2024

воспитывающ ая --- прививать бер ежное отношени е , любовь к окружающему миру.

развивающая --- раз вивать внимание, ло гическое мышл ение, речь, память у чащихся.

• Назовите особен ности внешнего строен ия земноводн ых. (Составление схем ы у

Остальные в раб очих тетрадях. Стр. 18, за дание 3 в раб очей тетради.

• Заполнить схему многообразия зе мноводных – 1 человек у доски

Сегодня на у роке мы узнаем ещё не которые особенност и земноводн ых, но дл я этого

- Как вы ду маете о чём мы будем г оворить на уроке? (о разм ножении)

Посмотрите н а тему урока, вниматель но её прочитайте и с кажите, что б ы вы хотели

Слайд -- Резонаторы , Изменение цвета, Волос атые лягушки.

2. Чем отличаются ляг ушки изобра жённые на рису нке?

3. О чём говорит нал ичие самки и самца? ( раздельно полые)

1. Как называются органы разм ножения са мки и самца?

4. Как называется о плодотв орение у лягушки? (Наружное на доске з апись)

9. Работа с учебником . Как происход ит оплодотворени е у лягушек?

На стр.191 прочи тайте текс т и найдите ответ на п оставленный вопрос:

11 . С лайд - Почему так много икри нок откладывают лягушки и жабы ?

12. Работа с уче бником . Ответ най ти в учебни ке на стр.

Слайд -- Оплод отворение ик ры ( икра на поверх ности воды)

13. Работа с уче бником . -- Развитие зародыш а. Появлени е головастик а

14. Слайд Развитие зар одыша. Появ ление головастик а

- Чем отличается л ичинка и взросл ое животное ? (Происх одит с

16. Стр . ЗАПОЛН ЕНИЕ СХ ЕМЫ У ДОСКИ Развитие лягу шки 1 человек.

ЛЯГУШЕК – 4- ви да (прудовая, ост ромордая, тр авяная, озёрная)

3. Домашнее зад ание. стр.21 , зад. 11,12 . рабочая тет радь.

Цель урока: изу чить особенности размноже ния и развития земн оводных.

- продолжить ф ормирование зна ний и представле ний об особ енностях жизни з емноводн ых

- вспомнить у же известные терми ны и понятия связанные с жизнью земнов одных.

- устанавливать причинно – следстве нные связи, у мения делать в ыводы

- развивать внима ние, логич еское мышление, память, речь учащи хся

- создавать у обучающихся положител ьну ю мотивацию к у року, путём вовлечения

- прививать береж ное отноше ние, любовь к окру жающему миру.

Сегодняшний у рок № 4 в системе у роков по теме Земн оводные. Его цель изу чить

Чтобы решить цель урока я п одобрала разнообразные зад ания , которые ор иентирован ы

на развитие у учащихся интереса к п редмету , логического мышления, у стной речи, у мения

В ходе урока бы ла организована инди видуальная, ф ронтальная рабо та . Учащиеся

имели возможн ость свободн ого выраже ния своих мысле й, чу вствовали себя легко.

На разных этапа х урока был и использ ованы методы обучен ия : наглядные, слов есные ,

сравнения, обьяснително – иллюстратив ные, самоко нтроля . В ходе урока учащиеся

самостоятельно находили ответы в у чебнике, работали у доски, с тет радью.

Для изучения нового материала я использовала технически е средства , которые

позволили у чащимся у видеть наглядно процесс размножения и развития лягу шки., связать

Я полагаю, что домашнее за дание не вызовет з атруднения у учеников.

Хочется отметить, что ребята хорошо помнят материал п редыдущих ур оков .

Обучающие актив но работали, отвечали на в опросы, самос тоятельно делали в ыводы и

В течение всего у рока поддерживался благоприятный психологически й климат ,

царила атмосф ера доброжелатель ности и сотрудничества.

Работоспособно сть учащихся позволяла чередовать лёгкий и рудны й материал .

Контроль за усв оением знаний организован поэ тапно , в конце урока п одведён

Этап закрепления показал выс окий уровень усвоени я материа ла.

Цели и задачи п оставленные вна чале урока можно счи тать достигн утыми , материал

Разработка урока позволяет раскрыть особенности размножения и развития земноводных, выявить сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

ВложениеРазмер
razmnozhenie_i_razvitie_zemnovodny1.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РМ

ГКС (К) ОУ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная

«РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Размножение и развитие лягушки. 8 класс.

1. Образовательные:
– раскрыть особенности размножения и развития земноводных;
– выявить признаки сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

- воспитание любви к животным;

- развитие интереса к предмету;

- формирование у учащихся бережного отношения к природе.

- продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их.

Оборудование: презентация, карточки, таблица.

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1.Беседа с классом.

2. Работа с карточками.

1. Подчеркни одной чертой сведения о рыбе и двумя – сведения о лягушке:

тело разделено на голову, туловище и хвост;

тело разделено на голову и туловище;

имеются парные конечности;

снаружи тело покрыто чешуёй;

кожа голая, покрыта слоем слизи;

органы дыхания — жабры;

органы дыхания — лёгкие;

сердце состоит из двух камер;

сердце состоит из трёх камер.

2. Внутреннее строение земноводных.

а) органы дыхания лягушки

Напишите на указателях названия органов дыхания лягушки.

Раскрасьте органы дыхания в голубой цвет.

Б) нервная система лягушки.

Напишите на указателях названия органов нервной системы лягушки Раскрасьте нервную систему в жёлтый цвет.

III. Изучения нового материала.

А. Органы размножения .

Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения земноводных и рыб схожи по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воде, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15–30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Оплодотворенная яйцеклетка
(икринка)

Головастик
(наружные жабры, боковая линия, хвост)

Головастик
(внутренние жабры, боковая линия, хвост, дыхание кожное)

Головастик
(легкие, появление задних конечностей, кожное дыхание, появление передних конечностей, уменьшение хвоста, исчезновение боковой линии)

Лягушонок
( выход на сушу)

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате – 35–40 дней, в холодном (север России) – 60–70 дней.

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают, активно охотится за мелкими беспозвоночными.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Б. Забота о потомстве.

Для целого ряда земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:

а) Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Гнездо филломедузы. Южно американские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

б) Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы – повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринаской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана, прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

Известна для хвостатых (альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Рыбообразная. Хвост.
На некоторых стадиях развития хорошо развиты две пары конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет.
Хорошо развиты две пары конечностей.

Плавание при помощи хвоста.

На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями.

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.

Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное).

Органы чувств: боковая линия, слух (среднее ухо).

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, кровь в сердце венозная.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь в сердце смешанная.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Размножение и развитие лягушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


размножение и развитие птиц

презентация к уроку.


Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2

Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2.


Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2).


РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ


Тема: Размножение и развитие земноводных.

Учащиеся должны знать:- особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных;- особенности размножения и развития земноводных;- приспособленность к среде обитани.


презентация к конспекту урока "Размножение и развитие лягушки"

красочная презентация с использованием картинок развития земноводных, заботы о потомстве.

Тип урока – комбинированный урок.

  • Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний о размножении и развитии земноводных, связанное с водой; познакомить с классификацией и многообразием амфибий, выяснить значение их в природе.
  • Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу, умение работать с учебником.
  • Воспитательные: необходимость биологических знаний для сохранения окружающей среды, в частности, сохранения земноводных, влияние на них деятельности человека.

Формы организации учебной деятельности: проведение тестирования, самостоятельная работа с книгой, работа с терминами, демонстрация, обмен с мнениями, чтение отрывка из научно-популярной литературы.

Форма организации работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Личностная значимость для школьника изучаемого материала. На садовом участке нужно оставлять нетронутые места, где могла бы жить наша помощница жаба.

План урока.

1. Тест, решение биологических задач.
2. Размножение земноводных.
3. Стадии развития лягушки.
4. Многообразие земноводных.
5. Роль земноводных в природе и жизни человека.
6. Закрепление изучаемого материала.

На доске термины урока: гамета, зигота, метаморфоз, неотения, головастик, батрахология

Содержание урока.

I. Организационный момент.

Ученики настраиваются на работу. Открывают учебники, рабочие тетради.

– Ребята, обратите внимания на слова Марка Твена. Что они означают? – На сегодняшнем уроке мы с вами еще больше узнаем об этом.

II. Повторение и отработка материала по предыдущей теме:

2. Задание на соответствие (из перечня органов выберите те, которые соответствуют каждой из названных систем). (Приложение 2)

3. Решение биологических задач.

Работа в малых группах.

а) Почему самые маленькие тропические лягушки размером всего 1, 8 – 4 см, имея заметную яркую окраску, не прячутся от хищников? (Их кожная слизь страшно ядовита. Например, из кожи кокоа индейцы приготовляют яд для стрел).

б) Вы, наверное, слышали, что при отсутствии холодильника от скисания молоко можно сохранить, опустив в него живую лягушку. На какой особенности земноводных основана эта технология? (Слизь, которую выделяют кожные железки, содержит убивающие бактерии, (бактерицидные) вещества. Поэтому, молоко действительно, сохраняется лучше).

в) Почему мозжечок земноводных развит хуже, а передний мозг лучше, чем у рыб? (Это связано с расширение двигательной активности, но однообразием движений амфибий).

г) Объясните, почему при глотании лягушка закатывает глаза? (Язык лягушки не может проталкивать пищу. Эту функцию выполняют глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды).

III. Изучение новой темы

1. Прослушивание фонограммы с записью голосов лягушек.

2. Объяснение материала по презентации и с помощью влажного препарата.

Второй слайд: Размножение и развитие лягушки.

3. Явление неотения.

Одновременно, проводится работа с терминами ( гамета, зигота, метаморфоз, неотения, головастик, батрахология).

5. Заполнение таблицы.

– Скажите ваше мнение, есть ли конкуренция между головастиком и лягушкой за пищу и место обитания? Какое это имеет значение? (Приложение 6)

6. Подведение выводов о размножении и развитии земноводных. Запись в тетрадях:

– Оплодотворение наружное.
– Зародыш внутри яйца получает тепло и кислород из окружающей среды.
– Забота о потомстве практически отсутствует (исключением являются некоторые амфибии. Например, у суринамской пипы, яйца развиваются в спинных ячейках; африканская древесная лягушка откладывает яйца на листьев деревьев, из которых создает гнездо)
– Развитие осуществляется с метаморфозом (превращением).
– Сходство головастика с рыбой – доказательство происхождения от рыб.

7. Многообразие земноводных.

Выступление учащихся (показывают рисунки, на которых изображены земноводные, рассказывают о них).

Беседа о земноводных Нижегородской области и об их охране.

Выступление учащегося о Сибирском углозубе – занесенном в Красную книгу Нижегородской области. (Приложение 7)

– Влияет ли на жизнь земноводных деятельность человека? Какие меры по охране их видового многообразия вы можете предложить? Как вы можете помочь сохранить жизнь амфибиям? (Помочь при миграции весной, перенести икру и головастиков с высыхающих водоемов. Нельзя их преследовать, убивать).

8. Значение земноводных

– Что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится? (Насекомые размножаться выше определенного уровня и причиняемый их вред будет огромный).

Подсчитайте, если одна лягушка в день отлавливает 20 муз, сколько получается за месяц? За лето? Из них 80 % – вредных.

(20 х 30 = 600 – за месяц.
600 х 90 = 54000 – за год.
Из них 480 – вредных за месяц).

– Учащиеся перечисляют значение земноводных:

Амфибии – хищники, занимают важное место в цепях питания;
уничтожают насекомых, слизней и других вредителей огородов;
человек применяет в пищу – деликатесы;
имеют эстетическое значение;
их яд может лечить от разных заболеваний (Япония, Китай; В Южной Америке из организма древесной лягушки создано вещество в 200 раз эффективнее морфия);
служат объектом для науки.

Рассказ учителя.

IV. Закрепление материала по многообразию земноводных.

2.Задание № 125 на странице 63 рабочей тетради (если останется время).

Вывод по уроку.

– О чем говорили сегодня на уроке? (Ученики перечисляют). Да, ребята, мы сегодня многое узнали о земноводных.

Возвращаемся к словам М. Твена: на что же способна лягушка?
– плавать;
– прыгать;
– летать (японская веслоногая);
– жить без легкого (безлегочные саламандры и тритоны);
– уничтожать насекомых слизней: лягушек, ящериц, змей ( жаба-ага и лягушка бык);
– лечить (яд из кожной слизи тропических лягушек).

Подведение итогов работы на уроке


Данный урок формирует представление о том, как размножаются и развиваются земноводные. Учащиеся рассмотрят строение мужской и женской половой систем, узнают, что все земноводные раздельнополы и развиваются с метаморфозом. Выяснят черты сходства головастика с рыбами. Во второй части урока рассказывается о происхождении земноводных. Учащиеся узнают, кто такие лабиринтодонты, стегоцефалы и ихтеостегиды.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Размножение, развитие и происхождение земноводных"

Земноводные – раздельнополые животные. Внешние различия между самцами и самками (половой диморфизм) практически не выражены.


Оплодотворение наружное, происходит в воде, как и у большинства рыб.

Для многих амфибий характерно брачное поведение, часто сопровождающееся голосовыми сигналами. Самцы некоторых лягушек могут издавать громкие звуки для привлечения самок.

Мужская половая система представлена парными округлыми семенниками, расположенными рядом с почками. От них отходят семявыносящие канальцы, которые объединяются в мочеточники, одновременно служащие самцам семяпроводами. По ним сперматозоиды попадают в клоаку, из которой выделяются наружу.


Женская половая система представлена парными яичниками. Весной их размер сильно увеличивается, через тонкую стенку просвечиваются крупные яйца. Созревшие икринки попадают в брюшную полость тела, затем проходят через яйцевод и через клоаку выводятся наружу.


После окончания зимней спячки земноводные приступают к размножению. В тёплые весенние вечера, в конце апреля и в мае лягушки в больших количествах собираются в мелких водоёмах, которые хорошо прогреваются за день. После периода размножения большинство видов земноводных покидают водоёмы.

Самки откладывают икру в воду, а самцы поливают её жидкостью со сперматозоидами. Форма кладки икринок различна у разных видов земноводных.


Икринки покрыты оболочкой, которая защищает их от механических повреждений. Через некоторое время оболочка, отложенных в воду икринок, набухает. Благодаря этому между ними циркулирует вода с растворённым в ней кислородом, необходимым для дыхания развивающегося в яйце зародыша.

У жаб и лягушек через неделю, а у тритонов через две-три из яиц выходят личинки. Они имеют большую голову, поэтому их называют головастиками. Головастики по своему строению значительно ближе к рыбам, чем к взрослым амфибиям. Они имеют рыбообразную форму тела, хвост, который окружен плавательной перепонкой. Дышат они жабрами, у них есть боковая линия, двухкамерное сердце, один круг кровообращения. Питаются головастики водными растениями и одноклеточными водорослями.

Развитие земноводных


В ходе развития у них появляются сначала задние, а потом и передние ноги, сердце становится трёхкамерным, развиваются лёгкие и малый круг кровообращения, изменяются и другие системы органов. Личиночные органы отмирают. У бесхвостых при этом утрачивается хвост. Через пятьдесят–шестьдесят суток с тёплой воде и восемьдесят суток в холодной воде превращение, или метаморфоз, завершается формированием лягушонка – маленькой копии взрослой особи. Лягушонок переходит с питания растительной пищи на животную.

Итак, родство земноводных с рыбами хорошо проявляется в процессах размножения и развития. Развитие земноводных происходит с метаморфозом, в результате которого личинка с типичным водным образом жизни превращается во взрослое животное, способное жить и в водной и в наземной среде.

Большинство земноводных откладывают икру в водоёмы, но известны и исключения. Например, амфиума, гигантская саламандра и некоторые другие амфибии откладывают икринки на суше. Но даже в этих случаях им необходима повышенная влажность воздуха.


Самка веслоногой лягушки носит икринки на своём теле, прикрепляя к животу. Самцы жаб-повитух обматывают шнурообразную кладку вокруг задних ног.

Происхождение земноводных

Предками земноводных, вероятно, были кистепёрые рыбы.


Учёные предполагают, что одной из наиболее развитых кистепёрых рыб был тиктаалик. Он имел ряд переходных признаков, которые сближают его с земноводными: укороченный череп, относительно подвижная голова, наличие локтевого и плечевого суставов.


Он дышал через отверстия, расположенные на конце плоской вытянутой головы.

Первые амфибии появились в пресных водоёмах около 350 миллионов лет назад. Это ихтиостегиды. Они были настоящими переходными формами между кистепёрыми рыбами и земноводными, так как сочетали признаки рыб и земноводных. У них были рыбий хвост, вытянутая голова. Кожа была покрыта мелкой рыбьей чешуей. С земноводными их сближало наличие парных пятипалых конечностей. Ихтиостегиды жили не только в воде, но и на суше. Можно предположить, что они размножались и кормились в водоёмах, периодически выползая на поверхность.


В ходе дальнейшей эволюции возникали различные группы земноводных.

Лабиринтодонты имели небольшие размеры и рыбообразное тело. Более поздние виды достигали размеров до одного метра, тело их было уплощено и заканчивалось коротким толстым хвостом.

Позднее возникла группа амфибий — лепоспондилы. Они имели небольшие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Самый крупный представитель достигал одного метра в длину. Лепоспондилы имели удлинённое тело и недоразвитые конечности.


Всех древних вымерших земноводных называют стегоцефалами, или панцирно-головыми, за сплошной панцирь из кожных костей, покрывавший черепную коробку сверху и с боков. Они были тесно связаны с водоёмами. Период, в который жили стегоцефалы, видимо, характеризовался сезонными засухами. Благодаря лёгочному дыханию и мускулистым плавникам они могли переползать из одного пересыхающего водоёма в другой. Некоторые из таких животных задерживались на суше и питались древними беспозвоночными. Нападать на них никто не мог, так как на земле в те времена еще не было хищных наземных позвоночных.


Примерно так предки современных земноводных могли переходить от водного образа жизни к наземному. Из поколения в поколение у них совершенствовались приспособления к обитанию на суше: парные плавники превращались в пятипалые конечности, усложнялось строение лёгких, двухкамерное сердце превратилось в трёхкамерное, образовался второй (малый) круг кровообращения.

В ходе дальнейшей эволюции стегоцефалы дали начало более приспособленным для наземного существования группам животных: современным земноводным – хвостатым и бесхвостым, и примитивным пресмыкающимся.


Итак, в жизненном цикле земноводных чётко выделяются четыре стадии развития: яйцо, личинка (головастик), период метаморфоза, взрослая особь.

Первые земноводные появились около 350 миллионов лет назад от древних кистепёрых рыб.

Читайте также: