Пословицы о смелости 2 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!
-А поможет нам отгадать страну предложение, которое написано на доске.
Прочитайте его.
Ум без книги, как птица без крыльев.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
-В какую страну мы совершим путешествие? (В страну пословиц и поговорок.)
II. Актуализация знаний.
-Что такое пословицы и поговорки? (Ответы учеников.)
-Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
III. Постановка проблемы.
-Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки?
-Что мы будем делать на уроке? (Ответы детей.)
-Читать пословицы, объяснять их смысл, классифицировать их по темам.
IV. Открытие детьми нового знания.
-О пословицах русский народ тоже сочинил пословицы. Прочитайте эти пословицы на доске.
Без пословицы не проживёшь.
Пословица – всем углам помощница.
Пословица недаром молвится.
-Как вы понимает эти пословицы? Для чего нам нужны пословицы? (Дети отвечают.)
-Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы.

-Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Как вы думаете, о чём мы будем читать пословицы и поговорки? (О труде, о честности, о смелости, о качествах человека и т.д.)
V. Первичное закрепление.
1)Чтение в тетради пословиц и объединение их по группам.
-В тетради на странице 37 прочитайте задание.
-Прочитайте первую пословицу.
-Не надейся, дед, на чужой обед.
-Как вы её понимаете? (Не надо надеяться на чужой обед, на кого-то, надо самому трудиться.)
-К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-Прочитайте вторую пословицу.
-Друга иметь себя не жалеть.
- Как вы её понимаете? (Для друга ничего не жалко, всё для него сделаю, себя не пожалею.)
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
-Прочитайте следующую пословицу.
-Других не суди, на себя погляди.
- Как вы её понимаете? (Не надо других критиковать, обсуждать, надо обратить внимание на себя. Как ты сам делаешь, поступаешь.)
- К какой теме её можно отнести? (О качествах человека.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться.
- Как вы её понимаете? (Надо самому работать, а не завидовать на чужое, иначе даже своего можешь лишиться.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Друг денег дороже.
- Как вы её понимаете?
- К какой теме её можно отнести? (О дружбе.)
- Прочитайте следующую пословицу.
-Не надейся, Роман, на чужой карман.
- Как вы её понимаете? (Надо самому трудиться, на чужие деньги не рассчитывать.)
- К какой теме её можно отнести? (О труде.)
-На какие группы можно разделить пословицы? (О труде, о дружбе, о качествах человека.)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о труде красным цветом.
-Какие буквы обвели? (а,г,е)
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о дружбе синим цветом.
- Проверим. (б,д)
- Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
-Обведите буквы, под которыми расположены пословицы о качествах человека зелёным цветом.
-Проверяем. Сколько их? (1) Какая пословица? (в)
- Какие ещё пословицы о качествах человека вы знаете?
Физкультминутка.
Я иду и ты идёшь – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
Я пою и ты поёшь - раз, два, три!
(Хлопаем в ладоши.)
Мы идём и мы поём - раз, два, три!
(Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живём – раз, два, три!
(Шагаем на месте.)
2) На доске открываются картинки с пословицами.









  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Цель урока: формирование умения определять малые формы фольклора: пословицы, поговорки.

Тип урока: усвоение новых знаний

Планируемые предметные результаты: - относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;

- осознанно, правильно читают целыми словами;

- называют малые жанры фольклора;

Планируемые метапредметные результаты

Познавательные: анализируют;

- устанавливают причинно – следственные связи;

Регулятивные: - выполняет действие самооценки;

- ставят цель урока при помощи учителя;

Коммуникативные : - взаимодействуют в паре;

- устанавливают доброжелательные отношения в группе.

Планируемые личностные результаты: стремятся к совершенствованию собственной речи;

формулирование заданий (деятельность учителя и учащихся)

планируемые способы оценивания

комментарии руководителя практики

У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с одной из малых форм фольклора. Кто мне поможет вспомнить?

Д: На прошлом уроке мы познакомились с загадками.

Д: Это когда пред мет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

У: Что было задано на дом?

Д: Сочинить одну или две загадки.

У: Сейчас начнем проверку домашнего задания на оценку.

Д: Демонстрируют навыки составления загадок.

- стремятся к совершенствованию собственной речи;

3.Постановка цели и задач урока.

У: Давайте вспомним, что такое фольклор?

Д: Фольклор – это устное народное творчество.

У: Какие жанры фольклора вы знаете?

Д: Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.

Д: Узнать какие есть пословицы и поговорки.

У: Можно поставить конкретную цель: научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки.

- называют малые жанры фольклора;

- ставят цель урока при помощи учителя;

4.Первичное усвоение новых знаний

Практический: работа с книгой

У : История возникновения пословиц и поговорок берет свое начало еще в глубокой древности. В давние времена народ выражал свое творчество, мудрость, используя яркие, меткие высказывания, зачастую очень короткие, но емко, глубоко выражающие суть.

Пословица - это краткое выражение с поучительным смыслом. Например, любишь кататься – люби и саночки возить. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд 2)

У: У пословиц есть характерные особенности, которые отличают ее от других жанров фольклора.

Признаки пословицы :

· меткость и точность мысли;

· законченность предложения.

Пословицы обычно состоят из двух частей:

У: Есть еще интересный жанр – это поговорки.

Поговорка это обычно часть пословицы . (слайд 3)

Признаки поговорки :

· меткое народное выражение;

· краткое по форме; острое по смыслу;

· не законченность высказывания;

· самостоятельно не употребляется.

“За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу.

Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой

художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

У: (слайд 4) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава.

Какое отношение к работе имеют рукава?

Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода.

Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать.

У: Откройте учебник на странице 26. Прочитайте первые три строчки.


Д: У растений сначала появляются цветочки, а потом ягодки. Так появляется пословица, потому что поговорка — это часть пословицы.

У: Хорошо. Кто-то еще хочет высказаться?

У: Давайте поиграем. Сейчас на экране будут появляться картинки. Вам необходимо отгадать, о какой пословице идет речь.

Что изображено на первом рисунке? (слайд 5)


Д: Один мальчик катится с горки. А второй тащит сани в горку.

У: Какая пословица здесь спряталась?

Д: Любишь кататься, люби и саночки возить.

У: Молодцы! Какая пословица спряталась за следующим рисунком? (слайд 6)

https://gvardejskschool.3dn.ru/_nw/2/72782614.jpg

Д: Ученье свет, а неученье тьма.

У: Отлично! У вас отлично получается. Давайте попробуем еще. Какая пословица зашифрована на рисунке?(слайд 7)

https://heaclub.ru/tim/f631f88aee3efb9175526c97e1b59e51/znachenie-poslovici.jpg

Д: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

У: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д: Ничто не может быть достигнуто без усилий.

У: Приведите примеры из жизни.

Д: Вспоминают и подбирают ситуации, раскрывающие смысл пословицы.

- относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;

- осознанно, правильно читают целыми словами;

- устанавливают причинно – следственные связи;

Физ.минутка (1 мин)

С добрым утром!

(Пальцы рук переплести (рукопожатие)). Потянулись, потянулись, потянулись.

(Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться). Стали дружно умываться.

(Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание). Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев). Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)).

Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад.

Пальцы расслаблены, взмахи кистями).

Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях.)

И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку).

5.Первичная проверка понимания

Практический: работа с книгой

У: Давайте почитаем пословицы и поговорки в учебнике на с. 26-27.


Д: Читают пословицы и поговорки.

У: Как вы понимаете смысл первой пословицы?

Д: Необходимо защищать свою Родину.

У: Обратите внимание, что пословица нам подсказывает, указывает на то, как нужно поступить в какой-либо ситуации. Можно сказать, что пословица – это народная мудрость.

У: Как вы понимаете смысл второй пословицы?

Д: Нужно проявить смелость, чтобы достичь победы.

У: Молодцы! Теперь объединитесь в пары, прочитайте остальные пословицы на странице 26. Обсудите смысл.

Д: Читают и обсуждают смысл пословиц и из учебника.

При появление вопросов, необходимо обсудить смысл пословиц всем классом.

- осознанно, правильно читают целыми словами;

- взаимодействуют в паре;

- выполняет действие самооценки;

У: Сейчас мы поделимся на команды. У каждой команды будет лист и конверт с заданием. В этом конверте будут лежать пословицы. Но к сожалению, они порвались пополам и перепутались. Ваша задача, восстановить пословицы.

Д: Делятся на команды. Готовят клей.

Д: Анализируют и сопоставляют части пословиц. Работают в группе.

Пословицы для работы в группе

Поспешишь – людей насмешишь.

Век живи - век учись.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу время — потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Добрый человек добру и учит.

У: Время подошло к концу. Давайте проверять. Первая группа к доске.

У: Отличная работа! (награждение победителей)

- устанавливают доброжелательные отношения в группе.

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 мин

1. Ответить на вопросы на с. 27.

2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

У: Что нового узнали сегодня на уроке?

Д: Выполняют анализ деятельности.

У: Давайте вспомним цель урока.

Д: Научиться определять малые формы фольклора - пословицы и поговорки.

У: Как определить пословицу?

Д: Признаки пословицы :

· меткость и точность мысли;

· законченность предложения.

У: Молодцы! Что такое поговорка?

Д: Поговорка - это обычно часть пословицы.

У: Почему пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству?

Д: Потому что их придумал народ.

У: На столах у вас лежит смайлик. Но у него нет рта. Вам необходимо его нарисовать. (слайд 8) Сейчас я прошу вас оценить свое состояние на уроке. Если смайл улыбается – значит вам было комфортно и все понятно.

Если у смайла рот виде прямой линии, значит, у вас есть некоторые моменты, которые нужно уточнить.

Если смайл грустный, значит возникли большие трудности и ваше настроение плохое.

Д: Оценивают свое настроение.

- стремятся к совершенствованию собственной речи;

- относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству;

- выполняет действие самооценки;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Материал подходит для УМК

Пословицы и поговорки.

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.04.2021 2653
  • DOCX 2 мбайт
  • 291 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Полина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


1)Учитель. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Давайте вспомним, что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество-это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.) Что относится к нему? Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, былины.

Учитель. Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества, а о каком – вы должны догадаться сами.

- Восстановите исходный текст на доске:

Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

(Записываем версии детей:

Не изба, а красна углами, красна пирогами.

Не пирогами изба красна, а углами.

Не красна изба углами, а красна пирогами….. это что? Это пословица.

Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.)

- Почему именно такой вариант остался в памяти народной?

- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение).

Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение.

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

2)Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря

И, конечно, без труда

Не вытащить и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень, и плут до добра не доведут.

Сколько пословиц вы насчитали? Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?

3)Работа с тетрадью.

На стр.37, задание1.написаны пословицы и поговорки.

Прочитайте задание и подумайте, в какие группы можно их объединить?

Как вы думаете, на какие группы ещё можно поделить пословицы? - о труде; о природе; о добре; о семье; о жизни; о любви; об учении; о хлебе.

Кто может вспомнить их?

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Друга на деньги не купишь.

Друг - твоё зеркало.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Всякому мила своя сторона.

Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Зимой льдом не дорожат.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Учёного учить только портить.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Ученье лучше богатства.

Чему учился, тому и пригодился.

Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

Не земля хлеб родит, а небо.

Добра на худо не меняют.

За добрым делом находишься, худое само навяжется.

Добро наживай, а худое избывай.

5) Работа с учебником. С.40. Перед чтением подумайте над моим заданием.

Домашним заданием вам будет задание 2,с.40 записать на листочек и вложить в учебник.

А кто хочет попробовать узнать свои знания и умения по пройденной теме, то задание 3, на с.40 (зачитать)

6) Я приготовила для вас очень интересное задание. Нужно посмотреть внимательно презентацию (работа на компьютере), соотнести рисунок и написанное, пояснить смысл.

7.) А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете пословицы.

- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

Кто много читает… (тот много знает).

- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).

- Когда так говорят?

Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

Труд человека кормит… (а лень портит).

Повторенье – … (мать ученья).

Не спеши языком… (торопись делом).

- Какая из пословиц понравилась и почему?

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).

8.)Обобщение. Подведение итогов.

Пословица — это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

Пословицы и поговорки — это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом.


-75%

Пословицы о смелости и храбрости людей. Это очень важные качества в жизни любого человека. Их нужно развивать постоянно. Храбрость и смелость нужна не только на войне или в битве. Она нужна и в обычно жизни. Без этих качеств человек становится трусом. И прежде всего усложняет жизнь себе.

Всякий трус о храбрости беседует

Пословицы о смелости 1

Пословицы о смелости для родителей и детей

Напусти, бог, смелости! Во что бог поставит

Пословицы о смелости 2

Пословицы о смелости для детей

После рати храбрых много

Пословицы о смелости 3

Пословицы о смелости в картинках

Храброму солдату никакой обход не страшен

Нужна смелость орла, чтобы разбить врага

Пословицы о смелости 4

Пословицы о жизни для детей

На что нам спесь, коли смелость есть

Пословицы о смелости 5

Почитайте пословицы о смелости

Ко всякому правому делу надобно быть смелу

Пословицы о смелости 6

Посмотрите пословицы в картинках о смелости

Тысяча трусов не заменят одного храброго

Клятву даю быть смелым в бою

Пословицы о смелости 7

Пословицы это мудрость наших предков

Противник храбрится за танком, а без танка его трясет лихоманка

Пословицы о смелости 8

Пословицы о смелости для школьников

Двое одного обедать не ждут, смелый и один ест

Пословицы о смелости 9

Пословицы о смелости и храбрости

Кричит смело, как не пришло до него дело

Пословицы о смелости 10

Пословицы о храбрости

Читайте также: