По былинам сего времени конспект

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы. История открытия

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена,
И нет у нас иного достоянья :
И.А. Бунин. "Слово"

1. Литература Древней Руси.

Древнерусская литература охватывает период с конца X до XVII века.

- С чем связано возникновение древнерусской литературы?

- Каковы основные темы литературы XI - XIII веков?

- Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

- Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ:

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть , как правило, повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Жанр - исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

- Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись - повествование о событиях исторической важности, описываемых "по летам", т.е. в хронологическом порядке.

2. "Слово о полку Игореве".

Величайшим памятником древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве".

А) История открытия; (Слайд №2)

Б) Изучение памятника; (Слайд №3-4)

Граф Алексей Михайлович Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, позже ставший президентом академии художеств, - страстный коллекционер. Он всюду разыскивает и собирает памятники русской истории. Старые рассыпающиеся от ветхости рукописи он обрабатывает, делая текст доступным для чтения и изучения. Большой удачей его жизни была публикация всем известной ныне по учебникам истории "Русской правды" - первого русского сборника законов.

Когда монах подал уму рукопись ( а было это в 1792 году) у Мусина- Пушкина захватило дыхание: он сразу понял, что перед ним новый, еще не известный памятник древнерусской литературы, имеющий большую историческую и культурную ценность. Прочитать и понять содержание произведения оказалось непросто: в древнерусской письменности не было разделения предложений на слова, не было привычных нам знаков препинания, были буквы, исчезнувшие после реформ Петра Первого.

С текста нового памятника сразу сделали список для Екатерины Второй. В 1800 году стараниями ученых произведение было издано, а через 12 лет, во время московского пожара, сгорел единственный подлинный текст "Слова:". До нас дошли Екатерининский список и текст, изданный Мусиным-Пушкиным. В тексте было много "темных мест", которые значительно сократились благодаря стараниям ученых.

В) Происхождение "Слова:" (Слайд № 5)

"Слово о полку Игореве" имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское. Подобные предположения вытекают из заключения "Слова", из восторженного отношения автора к великому князю киевскому Святославу, из любви к Киеву, к его горам. Поэтические описания природы степей у Дона и Донца (современные Северский Донец и Уды) создают впечатления о близком знакомстве автора с этими местами. Текст "Слова" говорит также о том, что автор хорошо знаком не только с родным Киевом, но и с другими русскими землями - княжествами.

Г) Историческая основа; (Слайд № 6)

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена.

Д) Оценка исторических событий современниками; (Слайд № 7 - 8)

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей - Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеенным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. предыдущего года Рассказ о походе начинается словами: "Того же лета здумаша Олгови внуци на половци, занеже бяху не ходили томь лет со всею князьею, но сами поидоша о себе, рекуще: мы есмы ци не князи же. ". Согласно этому рассказу, с Игорем в поход идут два сына, и сходятся князья у Переяславля. Заметившие приближение княжеских ратей половцы, говорится далее, послали "по всеи земли своеи" за помощью, выступили русским навстречу, вынуждены были принять бой до подхода основных своих сил, потерпели поражение и, бросив свои вежи с женщинами и детьми, бежали. Расходясь в хронологии похода с Ипат., Лавр. лет. сообщает, что после захвата половецких веж победители три дня стояли там, веселясь и гордясь тем, что они нанесли поражение половцам в их земле, тогда как князья, ходившие на половцев с вел. князем Святославом, бились с ними, "зря на Переяславль", в своей земле, "а в землю их не смели на них ити". Русичи будто бы строили планы продолжения похода на половцев за Дон, чтобы избить их "до конца", а в случае успеха - и далее, в "луку моря, где же не ходили ни деди наши", - "а не ведущи Божья строенья", - замечает летописец. Подошедши первыми, половецкие воины три дня вели стрелковый бой с русскими, не пуская в ход копий и не подпуская русских к воде. Когда же пришли основные половецкие силы, русские "ужасошася" их количеству; измученные к этому времени жаждой, они сумели немного продвинуться к воде, а затем половцы "притиснуша" их к реке и в жестоком бою нанесли им сокрушительное поражение. Лаврентьевская летопись места, где произошла последняя битва, не указывает, известие о случившемся и предложение половцев позаботиться о выкупе пленных принес на Русь некий "гость", купец. Князь Святослав собрал на Руси дружины и выступил против половцев к Каневу, те бежали за Дон, и тогда русские разошлись "в страны своя", а половцы, вернувшись, взяли все города по Суле и три дня бились у Переяславля.. Далее коротко говорится о побеге князя Игоря из плена "по малых днех", при этом летописец выражает свою радость, цитируя Писание, сравнивая спасение Игоря "из руку поганых" со спасением библейского Давида от преследовавшего его Саула. О положении русских в половецком плену здесь сказано: "А они вси держими бяху твердо и стрегоми и потвержаеми многими железы и казньми", - слова, которые Моск. летописный свод кон. XV в. интерпретировал так: после бегства Игоря прочих пленников "начаша твердо держати и многими железы отягчати их" Завершается рассказ Лавр. размышлением о казнях Божиих, заимствованным из статьи Мнение об очень относительной ист.достоверности повествования о походе Игоря Лавр. лет. высказал и М. Н. Тихомиров : "Если бы не было другого рассказа о походе Игоря в Ипатьевской летописи, мы были бы лишены возможности даже предположительно говорить о месте битвы и маршруте похода Игоря Святославича. Объяснить эти особенности рассказа о походе Игоря в Лаврентьевской летописи можно двояким путем: или летописец пользовался устными рассказами и сделал запись на севере, где плохо представляли топографию Половецкой степи, а Переяславль казался постоянным местом, откуда совершались походы в степь; или рассказ о походе Игоря против половцев был настолько сокращен, что от него остались одни выдержки"

В "Летописной повести", которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и искренним раскаянием в том, что причинил много страданий русской земле.

Е) Авторство "Слова:" (Слайд №9)

На протяжении всех двух веков со времени публикации "Слова" выдвигаются гипотезы разной степени доказательности о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур. "Слово" - слишком короткий, необычный и сложный текст, чтобы по нему можно было уверенно судить о тех или иных свойствах его автора или сравнивать его с другими текстами той эпохи. Одни исследователи считали, что тон обращений автора к князьям указывают на то, что он сам был князем или членом княжеской фамилии (в частности, назывались имена самого Игоря, Ярославны, Владимира Игоревича и ряда других князей, включая крайне малоизвестных); другие, напротив, утверждали, что князь не мог называть князя "господином". Б. А. Рыбаков, Существует версия исследователя Юрия Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава. При известном на сегодня корпусе источников установить имя автора "Слова" не представляется возможным.

Он рассказывает о походе русских князей против половцев в 1185 году, о разгроме русского войска. Автор стремится объяснить соотечественникам его причины и рассказать о воинской доблести русских воинов.

Основные персонажи поэмы

  • Игорь – Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом.
  • Всеволод – брат Игоря, участвовавший в походе.
  • Святослав – великий князь Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель.
  • Ярославна – жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели.
  • Овлур – половец, помогающий Игорю сбежать из плена. Мать Овлура была русской. Затаив по какой-то причине обиду на половцев, Овлур помагает бежать из плена Игорю.

Во вступлении автор говорит, что в этом произведении речь пойдет о походе князя Игоря Святославича на половцев.

Князь Игорь и его брат Всеволод собираются в поход на половцев. В пути Игорь видит солнечное затмение. В Древней Руси это считалось дурным знаком и предвестником беды. Но Игорь не меняет своего решения. Он отправляется в поход. Добравшись до цели, войска Игоря нападают на половцев и разбивают их. Уставшее войско Игоря ночует в поле. Тем временем половцы собирают войско и утром внезапно нападают на войско Игоря. Страшная битва продолжается больше двух дней. На третий день русские терпят поражение. Игорь получает ранение и попадает в плен. По Руси разносится весть о поражении Игоря.

Тем временем князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Бояре объясняют ему, что значит его плохой сон. Святослав понимает, что Игорь и Всеволод разбиты половцами. Он осуждает их необдуманный поход. Князь Святослав Киевский правит Киевом. Он — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Он недавно дал отпор половцам. Но теперь половцы снова захотят напасть на Русь. Поэтому Святослав призывает других князей объединиться против половцев.

На родине князя Игоря, в Путивле, его жена Ярославна тоскует по нему (эпизод “Плач Ярославны”). Тем временем князь Игорь бежит из половецкого плена и возвращается на родину. Он приезжает в Киев и посещает храм Пирогощей Богоматери. Вся Русь радуется спасению Игоря.

Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранять ее мужа и привести к ней невредимым.

Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей.

Вступление

Часть 1

Князь Игорь со своей дружиной ждет брата Всеволода, чтобы идти вместе с ним против половцев.

Много сражений видела тогда земля русская, говорит автор, но такого, как это, еще не было.

Сама природа сочувствовала поражению русского войска: печально поникла степь, опустили ветви деревья.

Часть 2

Автор продолжает обращение Святослава и призывает князей защитить свою землю.

Выступить за землю Русскую зовет автор и князя Галицкого Ярослава, ведь есть у него для этого силы, ум, и власть его велика.

Он с горечью возвращается в мыслях к поражению Игоря:

«Но уж прежней славы больше с нами нет.

Поганое войско грады поделило.

Вспоминая былое и прежних князей, в качестве образца защитника родины автор называет старого Владимира, противопоставляя его своим современникам Рюрику и Давыду, между которыми нет согласия.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

Заключение

Начало похода

Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы.

В пути

Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод “Сон Святослава”). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами. Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь “разбудил зверя”, и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод “Плач Ярославны”). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Что происходит после возвращения князя Игоря?

В конце “Слова о полку Игореве” князь Игорь Святославович возвращается на родину. Но что происходит потом? Как известно из “Слова”, князь Игорь бежит из плена. Вслед за ним на Русь двигаются войска половцев. Они нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов. Спустя несколько лет князь Игорь и его брат Всеволод снова идут на половцев. Их поход поддерживают другие князья.

Видео краткое содержание Слово о полку Игореве

“Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей.

В развернутом зачине “Слова…” автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря все как было, без прикрас, “по былинам своего времени”. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а “растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками”, вел свое повествование очень поэтически, образно.



Хазары, тюрки и славяне – Смешенье в бездне лет племён.
Здесь поле жизни, поле брани – И неразгаданный наш сон.

На бой за правду и свободу встаёт дружина, не боясь.
И, кажется, по небосводу ведёт её в бессмертье князь.

Половці гойдаються в траві будяками синьо й чорноброво.
Та не їхній в пасти голові посеред оспіваного "Слова”.

Та не їхнім голосом звідтіль за Донець лебедиком летіти.
Комиші чадять, немов фітіль, по байраках вилягає вітер.

Як вовки, ошкірились віки. Виють так, аж чорна ніч холоне.
Ігореві знищені полки до сих пір виходять із полону.
Григорій Половинко

Той Ігор. І ті вершники, і стяги, де світить Спас обвітреним лицем.
Колись шукали славу і звитягу вони отут, над Сіверським Дінцем.

Ковил і пил. І сторожки тарпани. І крик дрофи. І вицвілий курай.
І стоптані копитами кургани, де Дике поле, Половецький край.

Лежать їх кості, ні не на погості, а в цій землі, в прогірклих полинах,
Де криком ворон оглашає простір – байдужий темно-сірий віщий птах.

Та дума їх, і слава їх, і пісня не зникли і у безвість не зійшли.
Бо хто ж ми є, ті, що отут опісля своїм життям так трудно проросли.

Тут вещий Олег проходил, и Игорь дружины водил.
И здесь, на холме, у реки славянские гибли полки.

В степи открытой Придонцовья мы на вселенском сквозняке.
Далёких предков слышу зов я, и пыль клубится вдалеке.

Хазары, тюрки и славяне – Смешенье в бездне лет племён.
Здесь поле жизни, поле брани – И неразгаданный наш сон.

Вже віщують лихо по дібровам птахи, вже вовки в яругах накликають жахи,
Вже скликає звірів дужий орлів крекіт та на білі кості, на кривавий бенкет.
А лисиці брешуть на щити червлені. Земле Руська - за горбом зеленим!
Довго меркне ніч. Вже світ-зоря край неба.
Поле вкрите млою. Солов*їний щебет затихає. Галки криком світ збудили.
Русичи все поле перегородили. Стали при знамені за щити червлені
Здобувати в битві праву честь собі, а князю славу.

Іван Світличний

Ще не в крові, а ще в росі мечі важкі і списи вперті.
Живі ще всі і смертні всі, а Русь одна лиш поза смертю.
Микола Малахута

Конспект урока по литературе в 9 кл.

Цел ь: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.

1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?

2. Какие из них было трудно читать? Почему?

3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?

Беседа по статье.

– Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее значительные произведения русской литературы?

– Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности, инициативы и творчества?

– Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?

III. Обзор курса литературы 9 класса.

Учитель. Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Учитель . Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Учитель . Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки?

Учитель . Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.

Учитель . А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

1-й ассистент . До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

2-й ассистент . После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

3-й ассистент . В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

4-й ассистент . С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

5-й ассистент . В литературе 50–70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

IV. Заключительное слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.

Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание писателя – это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного – неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий, своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и жизнеописания не сгинули во тьме веков.

Читайте также: