Порядок подготовки ведомственных нормативных правовых актов фсин россии конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель занятия: изучить со слушателями правовые основы организации и деятельности уголовно-исполнительной системы.

1)Развивать и совершенствовать интеллектуальные качества, правовую грамотность.

2)Воспитывать высокие морально-деловые качества, осознанное соблюдение дисциплины и законности в вопросах службы.

Вид занятия: урок

Место проведения: аудитория.

1.Конституция РФ, 1993


  1. Доклад командира взвода о готовности группы к занятию.

  2. Проверка готовности слушателей и аудитории к проведению занятия.

  3. Проверка наличия личного состава на занятии.

  4. Опрос слушателей по ранее изученной теме:

    • Понятие и виды контроля за деятельностью персонала.

    • Прокурорский надзор за деятельностью персонала.

    • Судебный контроль.

    • Формы ведомственного контроля.

  5. Объявление темы и целей занятия.

  1. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы.

  2. Основы организации уголовно-исполнительной системы.

  3. Задачи Федеральной службы исполнения наказаний.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 65 минут.

Вопрос №1: Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы (10 минут).

Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства базируются на общих принципах права, прежде всего, уголовного права.

Следует подробнее остановиться на двух основных принципах: законности и гуманизма.

Принцип законности является конституционным и закреплен в ряде статей (ст. 4,13,15,17,19 и др.) Конституции РФ. Принцип законности выражен в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания и его приоритете перед другими нормативными актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Он реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, должностными лицами, сотрудниками УИС, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания и самими осужденными.

Принцип гуманизма закрепляет требование строгого соблюдения гарантий защиты осужденных от пыток, насилия, и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращение с ними, дает возможность поддержания и развития социально-полезных связей осужденных с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.

Реализация принципа гуманизма на прямую зависит от поведения осужденных, от их желания и настроения проявлять себя определенным образом.

Вопрос №2: Основы организации уголовно-исполнительной системы (20 минут).


  1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

    • МВД РФ (и входящая в него федеральная служба)

    • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    • МИД РФ

    • Министерство обороны РФ (и входящие в него федеральные службы и агентства)

    • Министерство юстиции Российской Федерации

    • Федеральная служба исполнения наказаний

    • Федеральная регистрационная служба

    • Федеральная служба судебных приставов

  1. Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Данным указом Президента РФ установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ.

Пунктом 13 указа образована Федеральная служба исполнения наказаний. Ей переданы функции Министерства юстиции РФ по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапирования, конвоирования, а также контроля за поведением условно осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, за исключением функции по принятию нормативных, правовых актов.

В целях совершенствования деятельности Министерства юстиции РФ по защите прав и свобод человека и гражданина указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее Минюст России).

Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России).

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.


  • правоприменительные функции,

  • функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных,

  • функции по содержанию лиц подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию,

  • функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России утверждается Президентом РФ.

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3)федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (далее - федеральный орган уголовно-исполнительной системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

На территориях учреждений, исполняющих наказания, могут оборудоваться специальные помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Перечень таких учреждений утверждается министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ. (Ст.5.1 Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых).


  • Лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью.

  • Обязательных работ – исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

  • Исправительных работ - исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

  • Ограничения свободы – исполняется исправительными центрами.

  • Ареста – исполняется арестными домами.

  • Лишения свободы – исполняется исправительными колониями общего, строгого и особого режима, тюрьмами, воспитательными колониями, колониями поселения, лечебными исправительными учреждениями, следственными изоляторами, в отношении лиц осужденных к лишению свободы и оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

  • Пожизненного лишения свободы – исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами.

Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяют территориальные органы уголовно-исполнительной системы. По решению федерального органа управления уголовно-исполнительной системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.

Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства РФ, условий исполнения наказаний и в других случаях в порядке, установленном Правительством РФ.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы управления УИС осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в предусмотренном порядке владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом (Ред. От 20.06.2000 № 83-ФЗ).

В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий, учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты расходуются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство Российской Федерации обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания.

Имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу управления уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.

Имущество учреждений, исполняющих наказания, предприятий учреждений, исполняющих наказания, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а также предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений закрепляется за ними на праве полного хозяйственного ведения либо передается им в оперативное управление федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Учреждения, исполняющие наказания, и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции Российской Федерации.

Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы

Охрана объектов уголовно-исполнительной системы, предназначенных для содержания и труда осужденных, и других объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания.

Конвоирование осужденных и заключенных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осуществляется милицией, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию по плановым маршрутам, установленным соответствующим перечнем. Конвоирование подсудимых на судебные заседания Верховного Суда Российской Федерации осуществляется внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Порядок взаимодействия внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, устанавливается министром внутренних дел Российской Федерации и министром юстиции Российской Федерации.

Порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Министерства юстиции Российской Федерации. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается министром юстиции Российской Федерации.

Финансирование УИС (ст. 9) осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством РФ (ред 1998г. №117-ФЗ).

Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используется для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений.

Выделение средств на развитие и укрепление УИС осуществляется на основе федеральных программ.

Для создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду, Правительство РФ обязано размещать заказы на определенные виды продукции, работ и услуг для удовлетворения государственных потребностей на предприятиях учреждений и собственном производстве учреждений.

Вопрос №3: Задачи Федеральной службы исполнения наказаний (20 минут).

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее - лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

5.1) охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; (пп. 5.1 введен Указом Президента РФ от 30.04.2008 N 656)

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 5 минут.


  • Ответы на вопросы слушателей.

  • Подведение итогов занятия.

  • Задание на самоподготовку:

План – конспект разработал

старший преподаватель цикла ОП и СД УО

ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН России

по Волгоградской области

подполковник внутренней службы А.К. Дайлид


2.1. Нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций, наставлений и положений. Акты, изданные в ином виде, не должны носить нормативный правовой характер.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования УИС, правового регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.

Положения регламентируют деятельность конкретных подсистем УИС. В положении систематизированно определяются порядок ее образования, полномочия, организация работы и порядок действий учреждений и органов УИС, их структурных подразделений.

Инструкции, наставления и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкции и наставления содержат нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

2.2. Издаваемые нормативные правовые акты в виде положения, наставления, инструкции, правил утверждаются приказами. Запрещается издавать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм.

2.3. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

2.4. Основаниями для подготовки и издания нормативных правовых актов являются предписания, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

2.5. Работа по подготовке проектов нормативных правовых актов осуществляется на плановой основе в виде самостоятельных разделов планов работы Минюста России, ФСИН России либо в виде отдельных планов. Проекты планов работы ФСИН России и его структурных подразделений, содержащие положения о подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов, в обязательном порядке согласовываются с Правовым управлением ФСИН России (далее - Правовое управление).

2.6. В планах работы ФСИН России может предусматриваться участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии с поручением Минюста России.

2.7. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется с учетом следующих положений:

сосредоточение усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведение до минимума количества локальных, частных нормативных правовых актов;

приоритетность нормативного урегулирования основных сторон деятельности уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

устранение пробелов, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности уголовно-исполнительной системы;

приведение нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права, а также обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.

2.8. Организация и координация нормотворческого процесса в ФСИН России, а также контроль за его осуществлением возлагаются на Правовое управление.

В этих целях структурные подразделения ФСИН России представляют в Правовое управление копии планов работы (выписки из указанных планов).

2.9. Ответственность за качество подготовки проектов нормативных правовых актов несут руководители структурных подразделений ФСИН России, а за состояние нормотворческой работы по закрепленным направлениям деятельности УИС - соответствующие заместители директора ФСИН России. Правовое управление ФСИН России несет ответственность за соответствие проектов нормативных правовых актов законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

2.10. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на структурное подразделение ФСИН России, к компетенции которого относится организация регулируемой деятельности. Если проект поручается подготовить нескольким подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым. При этом определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку указанного проекта, и срок его подготовки.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

2.11. При подготовке наиболее важных, сложных и больших по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, решением руководства ФСИН России могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости на период деятельности в составе рабочей группы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей.

Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, в состав рабочей группы могут входить соответствующие специалисты Правового управления.

2.12. В процессе работы над проектом нормативного правового акта осуществляются сбор и изучение информации, относящейся к теме проекта. Такая информация может содержаться: в законодательных актах; указах Президента Российской Федерации; постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ведомственных нормативных правовых актах; актах инспекторских проверок и справках о результатах выездов в служебные командировки; в обобщениях практики применения законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов; научной литературе и материалах периодической печати, а также в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности уголовно-исполнительной системы.

2.13. Подготовке сложного проекта нормативного правового акта предшествует разработка его концепции, включающая определение предмета и цели нормативного правового акта, обоснование его основных положений и предполагаемых последствий применения, оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере, выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового акта.

После этого разрабатывается календарный план-график подготовки проекта нормативного правового акта. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (структурные подразделения), ответственные за результаты работы.

2.14. При подготовке проекта ведомственного нормативного правового акта следует убедиться, что предмет его правового регулирования относится к компетенции ФСИН России или Минюста России. При этом следует учитывать, что нормативным регулированием допускается решение правовых вопросов строго в тех пределах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.15. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих им ранее изданных актов или их частей.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст проекта нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к нему.

Если положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей невозможно включить в разрабатываемый нормативный правовой акт, готовится отдельный проект нормативного правового акта, предусматривающий соответствующие действия.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.

2.16. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты и иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими (при сквозной нумерации) и арабскими (при делении главы на подпункты) цифрами и имеют заголовки.

2.17. В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.

2.18. Не допускается издание нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия.

При необходимости подготавливается нормативный правовой акт о мерах по выполнению содержащихся в них предписаний, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы.

2.19. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта по тексту должны иметь ссылки на эти приложения. В приложении указывается, каким документом оно утверждено. Если нормативный правовой акт с приложениями издается брошюрой, то он должен иметь сквозную нумерацию страниц. В том случае, когда нормативный правовой акт готовится и содержит сведения, составляющие государственную тайну (имеет гриф секретности), страницы каждого приложения нумеруются отдельно.

2.20. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем структурного подразделения, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний. Подписанный (завизированный) руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, проект нормативного правового акта может направляться на рецензирование в заинтересованные структурные подразделения ФСИН России и Минюста России, а при необходимости также в территориальные органы УИС, научно-исследовательские и образовательные учреждения ФСИН России.

Возможно выяснение по проекту мнения других федеральных органов исполнительной власти и ведомств, общественных объединений, а также общественного мнения (путем проведения соответствующих опросов). В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, могут быть вынесены для обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах.

К доработке проекта с учетом мнения других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также с учетом результатов социологических исследований могут привлекаться созданные в ФСИН России, научно-исследовательских и образовательных учреждениях ФСИН России экспертные группы и комиссии.

В случаях, когда в результате доработки первоначальный вариант нормативного правового акта существенно изменен и дополнен, он может быть направлен на повторное рецензирование.

2.21. Все проекты нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, ведомственным нормативным актам, нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению и визированию в Правовом управлении. Участие представителей Правового управления в составе рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта не освобождает разработчиков проекта от его рассмотрения в Правовом управлении.

2.22. Проект нормативного правового акта, завизированный всеми заинтересованными лицами, с приложением к нему всех необходимых документов направляется на рассмотрение в Правовое управление:

перед направлением проекта на согласование с федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями;

перед направлением проекта на рассмотрение структурных подразделений Минюста России;

перед представлением проекта нормативного правового акта на подпись руководителю, к компетенции которого относится издание нормативного правового акта.

2.23. При направлении в Правовое управление проекта законодательного или иного нормативного правового акта Российской Федерации (в машинописном виде и на магнитном носителе) структурное подразделение ФСИН России, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), прикладывает к нему перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, на основании которых осуществлена разработка проекта, а также перечень нормативных правовых актов, в которые в соответствии с проектом вносятся соответствующие изменения и дополнения, пояснительную записку, необходимые расчеты и обоснования. Правовое управление осуществляет учет данных проектов и совместно со структурным подразделением ФСИН России, являющимся головным исполнителем, юридическое сопровождение при их прохождении в инстанциях.

2.24. Если представленный в Правовое управление проект нормативного правового акта должным образом не оформлен, не согласован и необходимые визы на нем отсутствуют, а также к нему не приложены необходимые документы, Правовое управление без рассмотрения возвращает проект головному исполнителю с указанием причин, послуживших основанием для возвращения проекта.

Правовое управление имеет право определять, с кем должен быть дополнительно согласован представленный проект нормативного правового акта.

2.25. Рассмотрение проекта нормативного правового акта в Правовом управлении включает в себя:

определение соответствия проекта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действующим ведомственным нормативным правовым актам;

определение соответствия проекта нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации;

визирование проекта руководством Правового управления.

2.26. В случае несоответствия проекта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, или его неправильного оформления Правовое управление возвращает проект для доработки.

По согласованию с руководителем структурного подразделения, являющегося головным исполнителем, замечания и предложения Правового управления могут быть изложены непосредственно по тексту проекта.

2.27. Если при доработке проекта нормативного правового акта в процессе его согласования в Правовом управлении структурное подразделение ФСИН России, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), не согласилось с высказанными замечаниями и предложениями, то Правовое управление готовит мотивированное заключение по существу рассматриваемого вопроса. Данное заключение вместе с проектом нормативного правового акта и другими сопроводительными документами должно быть представлено на доклад директору ФСИН России.

2.28. После проведения правовой экспертизы проекта и устранения всех замечаний и предложений каждый лист проекта нормативного правового акта проштамповывается специальным штампом "Правовая экспертиза" (Приложение 1) и передается руководству Правового управления на визирование.

Закрепление специальных штампов за сотрудниками Правового управления осуществляется начальником Правового управления.

2.29. При подготовке проекта нормативного правового акта Минюста России, а также при направлении проекта на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, другие органы, организации и учреждения штампы с визой руководителя Правового управления проставляются на каждом экземпляре проекта нормативного правового акта.

2.30. Нормативный правовой акт в машинописном и в электронном виде (на магнитном носителе) подлежит постановке на систематизированный учет в нормативном фонде Правового управления.

Решение о необходимости направления экземпляра нормативного правового акта для постановки на учет принимается сотрудником, проводящим его правовую экспертизу, и руководителем Правового управления.

2.31. После издания нормативного правового акта структурное подразделение ФСИН России, являющееся головным исполнителем, и Правовое управление в соответствии со своей компетенцией обеспечивают: изучение практики применения нового нормативного правового акта; организацию разъяснительной работы по проблемам, относящимся к предмету правового регулирования данного акта, а также по вопросам, возникшим в практике применения нового нормативного правового акта; накопление и систематизацию информации о ходе его исполнения, а также предложений о внесении в него изменений или дополнений. На основе обобщения предложений в установленном порядке принимается решение о внесении в нормативный правовой акт соответствующих изменений и дополнений.

V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов ФСИН России


V. Порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов
ФСИН России

89. Нормативные правовые акты издаются ФСИН России в виде приказов в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; 2019, N 6, ст. 533).

90. Проекты приказов ФСИН России подготавливаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе ФСИН России в пределах ее компетенции.

91. Приказы ФСИН России издаются директором ФСИН России (лицом, исполняющим его обязанности) по наиболее значимым вопросам оперативно-служебной деятельности.

92. Приказы ФСИН России могут быть изданы совместно с другими государственными органами, а также по согласованию с ними.

93. Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта ФСИН России осуществляет структурное подразделение ФСИН России по направлениям деятельности с привлечением, при необходимости, специалистов научных и иных организаций. Проекты нормативных правовых актов ФСИН России до их подписания подлежат обязательному согласованию с правовым управлением ФСИН России.

В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСИН России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, проект нормативного правового акта ФСИН России в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанного проекта на рассмотрение в правовое управление ФСИН России, структурное подразделение ФСИН России, являющееся головным исполнителем, направляет проект нормативного правового акта ФСИН России в правовое управление ФСИН России для его размещения на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), созданном для размещения информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (за исключением проектов нормативных правовых актов ФСИН России, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта ФСИН России необходимо проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта обеспечивается в рамках публичных консультаций, проводимых в порядке, установленном Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 52, ст. 7491; 2019, N 38, ст. 5313).

В случае если в отношении указанного проекта нормативного правового акта ФСИН России необходимо проведение процедуры раскрытия информации о подготовке проекта нормативного правового акта и результатах его общественного обсуждения, возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта обеспечивается в рамках общественного обсуждения, проводимого в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; 2018, N 45, ст. 6947), за исключением случаев, установленных пунктом 11 указанных Правил.

Подготовка проектов нормативных правовых актов ФСИН России осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым директором ФСИН России планом подготовки и сопровождения проектов нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России (далее - план).

В план подлежат включению нормативные правовые акты ФСИН России, разработка которых относится к компетенции ФСИН России, но прямо не предусмотрена актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

Внесение изменений в план осуществляется ФСИН России по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности ФСИН России.

План, а также информация о внесении в него изменений подлежат размещению на официальном сайте ФСИН России в сети Интернет.

94. Структурные подразделения ФСИН России и ее территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.

95. В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера директор ФСИН России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать межведомственные рабочие группы.

Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном установленному Регламентом Правительства Российской Федерации порядку согласования проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

96. Заместители директора ФСИН России (в соответствии с распределением обязанностей) и начальники структурных подразделений ФСИН России обеспечивают согласование проекта нормативного правового акта ФСИН России, в том числе путем проведения согласительных совещаний.

При наличии неурегулированных разногласий по проекту нормативного правового акта ФСИН России соответствующий заместитель директора ФСИН России (уполномоченный начальник структурного подразделения ФСИН России) докладывает о них директору ФСИН России и действует в соответствии с его указаниями.

97. Проекты нормативных правовых актов ФСИН России подлежат согласованию с Минюстом России.

Подготовленный проект нормативного правового акта ФСИН России до его направления на согласование в Минюст России должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка, завизирован начальником структурного подразделения ФСИН России - головного исполнителя, правового управления ФСИН России, управления делами ФСИН России, отдела по защите государственной тайны ФСИН России, заместителями директора ФСИН России (в соответствии с распределением обязанностей), а также согласован с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России.

от 10 августа 2011 года N 463

(с изменениями на 22 ноября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст.4109; 2005, N 29, ст.3037, N 49, ст.5204; 2007, N 11, ст.1283; 2008, N 18, ст.2009, N 43, ст.4921, N 47, ст.5431; 2010, N 4, ст.368, N 19, ст.2300, N 20, ст.2435; 2012, N 14, ст.1615; 2013, N 26, ст.3314), постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст.3060; 2011, N 37, ст.5263) и от 28.07.2005 N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст.3233; 2007, N 43, ст.5201; 2008, N 9, ст.852, N 14, ст.1413, N 46, ст.5337; 2009, N 12, ст.1443, N 19, ст.2346, N 25, ст.3060, N 47, ст.5675, N 49 (ч.2), ст.5970; 2010, N 9, ст.964, N 22, ст.2776, N 40, ст.5072; 2011, N 15, ст.2131, N 34, ст.4986, N 35, ст.5092; 2012, N 37, ст.4996, N 38, ст.5102, N 53 (ч.2), ст.7958; 2013, N 13, ст.1575)

2. Начальникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений обеспечить исполнение Инструкции работниками уголовно-исполнительной системы.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления делами ФСИН России полковника внутренней службы Ветрову И.В.

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
исполнения наказаний
от 10 августа 2011 года N 463

Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

(с изменениями на 22 ноября 2021 года)

I. Общие положения

1. Инструкция по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Инструкция) разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений (далее - учреждения и органы уголовно-исполнительной системы) документов, совершенствования и повышения эффективности делопроизводства и устанавливает обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников, рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы (далее - работники) правила документирования и порядок документооборота.

3. Работа с секретными документами, шифротелеграммами, другими документами ограниченного доступа, а также обработка секретной и другой информации ограниченного доступа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) осуществляется в соответствии со специальными инструкциями.

4. Особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2060; 2010, N 27, ст.3410, N 31, ст.4196; 2012, N 31, ст.4470; 2013, N 19, ст.2307, N 27, ст.3474) и ведомственными нормативными правовыми актами.

5. Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, в том числе с электронными документами, включая подготовку, обработку, хранение и использование документов, осуществляемых с помощью информационных технологий. Системы электронного документооборота (системы автоматизированной обработки документов), применяемые в учреждениях и органах УИС, должны обеспечивать выполнение требований Инструкции.

7. Требования Инструкции к работе с бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией распространяются лишь в части общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче их на архивное хранение.

8. Обработку входящей, исходящей корреспонденции, обращений граждан, в том числе обращений, принятых на личном приеме, а также организационно-распорядительных документов по основной деятельности, контроль исполнения поручений, комплектование архивных фондов и другие функции делопроизводства в учреждениях и органах УИС, контроль за соблюдением установленного порядка работы с документами в структурных подразделениях учреждений и органов УИС (далее также - структурные подразделения) осуществляет структурное подразделение учреждений и органов УИС, на которое возложены функции по ведению делопроизводства (далее - служба делопроизводства, если иное не оговорено особо) в соответствии с положением о ней и должностными инструкциями (регламентами) ее работников.

9. Ведение делопроизводства в структурных подразделениях осуществляется работниками, ответственными за ведение делопроизводства.

10. Контроль за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота, в том числе порядка работы с обращениями граждан, а также обеспечением сохранности служебных документов в учреждениях и органах УИС возлагается на руководителей учреждений и органов УИС и руководителей структурных подразделений.

11. При смене руководителя учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России, территориального органа ФСИН России, учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России, создается комиссия, которая обеспечивает прием и передачу дел, оформляемые актом, утверждаемым руководителем вышестоящего органа УИС (лицом, временно исполняющим его обязанности).

12. Работники несут дисциплинарную и иную установленную законодательством Российской Федерации ответственность за несоблюдение требований Инструкции.

13. Каждый работник должен быть ознакомлен с Инструкцией под роспись.

14. О неисправимом повреждении, утрате документов и случаях нарушения правил работы с ними, установленных Инструкцией, работник обязан сообщить руководителю структурного подразделения. На основании полученной информации, проводится служебная проверка.

15. При уходе в отпуск, выезде в командировку, на время болезни или в случае увольнения, перемещения по службе работники обязаны передать все находящиеся у них документы работнику, ответственному за делопроизводство в структурном подразделении, или другому работнику по указанию руководителя структурного подразделения. При увольнении или перемещении по службе работника передача документов и дел осуществляется по акту, который составляется в произвольной форме.

16. Официальное делопроизводство в учреждениях и органах УИС ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

17. Содержание служебных документов не подлежит разглашению, передача служебных документов, их копий, проектов в другие учреждения, органы и организации, не входящие в УИС, допускается только с разрешения руководителя учреждения и органа УИС.

18. Публикация служебной переписки в средствах массовой информации допускается только с разрешения руководителя учреждения и органа УИС.

19. Служба делопроизводства территориального органа проверяет состояние работы с документами, а также организацию и ведение делопроизводства в структурных подразделениях и учреждениях, подведомственных территориальному органу ФСИН России, не реже чем один раз в пять лет и оказывает им соответствующую практическую помощь.

По результатам проверок организации и ведения делопроизводства служба делопроизводства территориального органа направляет акты, справки руководителям проверенных структурных подразделений и учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России.

20. Для проверки состояния делопроизводства и архивного дела в учреждениях, подведомственных территориальному органу ФСИН России, службой делопроизводства территориального органа ФСИН России по распоряжению руководителя территориального органа ФСИН России (лица, временно исполняющего его обязанности) могут привлекаться работники служб делопроизводства других учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России.

II. Основные понятия

21. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

"документирование" - фиксация информации на материальных носителях в установленном порядке;

"документооборот" - движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки;

"документ" - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот учреждений и органов УИС;

"копия документа" - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы;

"подлинник документа" - первый или единственный экземпляр документа;

"реквизит документа" - обязательный элемент оформления документа;

"регистрация документа" - присвоение документу регистрационного номера и запись в установленном порядке сведений о документе;

"делопроизводство" - деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в учреждениях и органах УИС;

"служба делопроизводства" - структурное подразделение учреждения или органа УИС, на которое возложены функции по ведению делопроизводства учреждения или органа УИС;

"дело" - совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности учреждений и органов УИС;

"номенклатура дел" - систематизированный перечень наименований дел, формируемых в учреждении или органе УИС, с указанием сроков их хранения;

"экспертиза ценности документов" - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации;

"электронный документ" - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-коммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

"электронная подпись" - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

"электронный образ документа" - электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе;

"сканирование документа" - получение электронного образа документа;

Читайте также: