Конспект урока мелодия 4 класс критская

Обновлено: 07.07.2024

Цель – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

1)Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

2) Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова

3) Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова

4)Обогащение словаря музыкальных эмоций.

1)Развитие музыкальной отзывчивости.

2)Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

3) Развитие творческого отношения к музыке.

1) Воспитание умения работать в коллективе.

2)Воспитание уважения друг к другу.

3)Воспитания любви и интереса к музыке.

Конспект урока.

1. Музыка…Сила ее воздействия огромна. Она проникает в душу человека, облагораживает ее, создает настроение, может объединять и сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги. Уже в древности люди знали, что музыка помогает человеку видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывает благородные чувства, характер, красоту поведения.

Значит ли это, что музыкальное произведение может найти прямой, непосредственный путь к сознанию и сердцу каждого слушателя? Нет, так случается далеко не всегда. Язык музыки не всем одинаково понятен. Недостаточно только слушать музыку, надо еще уметь ее слышать. На каждом уроке мы учимся вслушиваться и слышать музыку, открывать для себя этот многогранных мир, выраженный в музыкальных звуках.

2. В музыкальном произведении очень важна мелодия. Что такое мелодия?(греч. melos — пение, музыкальная мысль, выраженная одноголосно).

Когда под утро зимушка-зима
Накроет серебром заснувший город,
Когда падёт на землю лютый холод,
Оставив островки тепла – дома
С людьми и жизнью суетной и бренной,

Когда еще всё дремлет поутру,
В квартире типовой, обыкновенной
Семь нот затеют древнюю игру
На языке – одном для всей Вселенной.

И вот она – светла, легка, чиста –
Мелодия – плывёт неторопливо.
Поверю: в мир волшебный и красивый
Раскроет Вечность в этот миг врата.

Мелодия многих композиторов полна народными и близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую…

-Что вы представили, слушая эту музыку?(ответы ребят)

3 концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание С.В.Рахманинов

- Скажите, могла бы музыка Рахманинова завершить этот рассказ?

Невероятная любовь к своей Родине и талант композитора-мелодиста помогли Сергею Васильевичу Рахманинову создать музыкальный шедевр – концерт для фортепиано с оркестром № 3.

Нет власти времени над тем,
Что будет в мире жить веками.
Она вокруг ведь правит всем,
Так музыка властна над нами.

Сергей Васильевич Рахманинов – композитор, пианист был так же и дирижером. Кто такой дирижер? (ответы ребят)

Движением рук дирижер поможет оркестру исполнить более плавно мелодию или более отрывисто, чуть быстрее или помедленнее. Сейчас мы с вами попробуем дирижировать фрагмент концерта № 3 С.Рахманинова (показ учителя). Движения ваших рук должны быть плавными, кроме того, слушайте внимательно темп произведения (исполнение ребят).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: – воспитание-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников на примере знакомства с творчеством С.В.Рахманинова.

Задачи - Образовательная:

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, высказывать мнение о его содержании.

Знакомство с музыкальной мелодией, как средством музыкальной выразительности на примере концерта для фортепиано с оркестром № 3 С.В.Рахманинова

Знакомство с биографией и творчеством С.В.Рахманинова

Обогащение словаря музыкальных эмоций.

Воспитательная:

Воспитание умения работать в коллективе.

Воспитание уважения друг к другу.

Воспитания любви и интереса к музыке.

Развивающая:

Развитие музыкальной отзывчивости.

Развитие музыкальных способностей (мелодического, гармонического слуха, чувства ритма)

Развитие творческого отношения к музыке.

Тип урока: Вводный

Музыкальный материал:

Фрагмент Чайковского симфония №4,

Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.

Оборудование:

Наглядный материал-ноты мелодий Чайковского, Мусоргского, Рахманинова.

1 этап. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Музыка здравствуй.

-Ребята расскажите о летних встречах с музыкой?

-Какие песни о России, о Родине помните из 3 класса?

Исполняем 1 песню по желанию учеников.

2 этап. Подготовка к новому материалу.

-Ребята, замечали ли вы, что среди песен, которые вы пели, одни назывались народными, а другие носили имя какого-нибудь композитора?

(Показываю ноты, и указываю, где пишется имя автора и композитора).

-А какое же различие между песнями народными и композиторскими?

Многие народные песни слагались в то далекое от нас время, когда музыке ни кого не учили, когда не было музыкальных инструментов, музыкальных школ. В то время песни сочиняли самоучки, любители петь и играть на музыкальных инструментах, которое тоже сочиняли сами. Народные песни не записывались, а передавались от поколения к поколению. Позже когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни нотами, а авторы народных песен так и остались неизвестными.

Исполняем по желанию детей любую песню.

А композиторские песни сочиняли и сочиняются профессиональными музыкантами. Авторы этих песен сами их записывали и подписывали своими именами. Поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и музыку. (Показываю ноты, у нее есть автор, это композиторское произведение).

-Чтоб нам дальше окунуться в мир музыки и узнать что то новое нам нужно узнать тему урока. Давайте с вами отгадаем кроссворд и откроем тему урока. (Отгадываем кроссворд)

3 этап. Изучение нового материала.

-Давайте вспомним, что такое мелодия? (ответ детей)

-Мелодия - последовательность звуков, которые образуют напев, песню.

-Музыка обладает своим особенным языком-языком звуков. У нее тоже есть свои выразительные средства. Главное из них- мелодия. Она является основой всякого музыкального произведения.

-Сегодня мы познакомимся с композитором, пианистом, дирижером С.В.Рахмановым. (Показываю портрет).

(обращаю внимание детей на нотную запись рядом с портретом).

(исполняю строчку на фортепиано)

(Обращаем внимание на небольшой диапазон, постепенное движение, минорный лад, остановки на длинных звуках в конце фраз, на широту, певучесть.)

-Давайте с вами споем эту мелодию a ` cappella - что это значит (без музыки. Поем)

-А теперь споем под аккомпанемент. Будьте внимательны, я буду играть только аккомпанемент, а вы поете мелодию. (Поем)

-Какой характер у произведения? (ответ детей)

-А кто мне скажет, что такое концерт? (в переводе с латинского означает – состязаться, а с итальянского – согласие.)

Вспоминаем, пропеваем мелодии

-Давайте сравним их с мелодией Рахманинова, что у них общего? (отвечают дети)

-Они похожи на народные? (делаем вывод, что все три мелодии интонационно схожие и похожи на народные).

Музыкальная переменка. Чунга-чанга.

(необходимо стремиться к кантилене, устремленности каждой фразы к кульминации, мягкому нефорсированному звучанию высоких звуков.)

-В вокальной музыке передать разнообразные чувства человека может не только пение со словами, но и пение без слов.

Читаем текст на с. 12. (В мелодии-душе музыки-выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передаешь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов – вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным инструментом.

-Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).

-В чём красота этого сочинения?

-Чем жанр вокализа отличается от жанров песни и романса?

Просматриваем портреты Неждановой и Рахманинова (одухотворенность, сосредоточенность на своём творчестве, погружённость в мир человеческих чувств и эмоций).

4 этап. Подведение итогов урока.

-С каким композитором вы сегодня познакомились?

-С каким его произведением вы познакомились?

-Что такое мелодия?

Что такое концерт?

-Что такое вокализ?


А Р Ш 1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.

А Р Ш Т А Н Ц 2. Красивые ритмичные движения под музыку.

2. Красивые ритмичные движения под музыку.

А Р Ш Т А Н Ц Б А Е Т 3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.

А Р Ш Т А Н Ц Б А Е Т П Е Р А 4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.

А Р Ш Т А Н Ц Б А Е Т П Е Р А Х О Р О В О 5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

Х О Р О В О

5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.

А Р Ш Т А Н Ц Б А Е Т П Е Р А Х О Р О В О С М Ф О Н И Я 6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

Х О Р О В О

С М Ф О Н И Я

6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.

А Р Ш Т А Н Ц Б А Е Т П Е Р А Х О Р О В О С М Ф О Н И Я П Е С Н 7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихотворение.

Х О Р О В О

С М Ф О Н И Я

7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихотворение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся получают понятие мелодии как главной части музыки. Учаться сылшать изобразительности и выразительность мелодии в музыке С.В.Рахманинова.

Тема: Мелодия

1. орг.момент

2. Беседа . Музыка композиторов полна нароными мелодиями . У русских композиторов – русскими мелодиямим , у итальянских – итальянскими , и т.д. В связи с этим можно ли узнать музыку русских компоиторов звучит или композиторов др.страны. ? Поэтому музыка Чайковского , Глинки, Рахманинова и др. русских композиторов лгко узнают в др.старанах.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ . ( показ ладошками)

Слушание: Чайковсский , Шопен, молд.нар.мелодия , Мусоргский

ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Рахманинове

Рахманинов – композитор, писанист , дириже р ОБЪЯСНИТЬ (каждое слово). Родился под В.Новгородом , любил свои края и всегда тосковал если езжал из нее. В 1917 году уехал из России навсегда . Много его произведений передают любовь к Родине, красоте русской природы.

- Нет , так написалось

ПЕНИЕ: мелодия Концерта

- чем она близка к русским народным мелодия м?

То же деладли Ч. и М

Слушание: Ч.Симфония №4

? – чем похожи эти ри мелодии разны х композиторов , написанные в разные времена ?

( певучестть, спокойствие, мелодичность ..)

Т.е Р.М.Ч. старались бы ть в музые похожими на песни из народа и значит показать свою лбовь к России .

?- почему мелодию называет душой музыки? ОТВЕТЫ :( в ней чувства композитора)

В мире много музыки , но во всякой музыке сеть общее – мелодия. Это сердце музыки. Мелодия – самое главное что есть в музыке .с нее композитор начинает сочинение . Мелодия- самое главное в муз.сочинении.

- что узнаем из звучащего произведения

- соло ин-тов? Почему скрипки?

Пение: мелодии рахманинова из Концерта

- чем похожа на русскую мелодию

- о чем были бы слова этого Клонцерта

- «Словно тропинка в поле « почему та к о ней говорят

Слушание: повторное

- услышь тропинку ( показ рукой )

3. Концерт – это соревнование

Беседа . История создания концертной музыки.

?- какие здесь соревнуются группы муз.ин-тов.( фо-но , симф.орк-р)

4. Биография Рахманинова .(под музыку Концерта)

Все композиторы свои чувства и переживания иередают в своей музыке.

- подобрать цвет для мелодии Концерта

- раскрась линию мелодии в цвете

ИГРА: поем по руке

8. ПЕНИЕ: Ты река ли .

- откуда появлялись такие красивые мелодии у композиторов ? ОТВЕТ : слушали р.н.песни

Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают, как музыку русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую.

Сергей Васильевич Рахманинов - композитор, пианист, дирижер. Он родился под Новгородом, но родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 г. в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.

Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, прелюдиях и романсах Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как "тихий гимн" красоте родной природы.

С.В.Рахманинов (1873 - 1943)

Послушай главную мелодию первой части Третьего концерта С.В. Рахманинова (до 2 минуты 52 секунды).

Современники Рахманинова предполагали, что в Концерте №3 для фортепиано с оркестром он использует народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. "Первая тема моего 3-го концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных. ни из церковных источников не заимствована. Просто так "написалось". Я хотел спеть мелодию на фортепиано так, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!"

Ты запой мне ту песню.

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и на народном творчестве, и на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Послушай русскую народную песню "Ты, река ль, моя реченька"

Что не выразишь словами, звуком на душу навей.

В мелодии - душе музыки - выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов - вокализы . Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным "инструментом".

Послушай "Вокализ" С.В. Рахманинова в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано). Какие чувства у тебя вызвала эта музыка? В чем, по-твоему, ее красота? Чем отличается вокализ от романса или песни?

Читайте также: