Понимание места человека в мире конспект

Обновлено: 03.07.2024

3. Три группы представлений о месте человека в мире.

В истории культуры выделяют, как правило, три группы представлений о месте человека в мире.

1. Фатализм. Суть фатализма заключается в том, что от человека ничего не зависит. А раз от человека ничего не зависит, то значит, и предпринимать что-либо бессмысленно. Остается только одно: плыть по течению, а там – куда оно вынесет.

Фатализм присущ в большей степени странам Ближнего и Среднего Востока. Неслучайно у восточных народов было сложено столько народных пословиц на тематику фатализма. Наверное, самая знаменитая восточная фраза на эту тематику: все мы в руках Аллаха. В ней подчеркивается то, что Всевышний делает с нами все, что ему заблагорассудится.

Поэтому у восточных народов такой менталитет. Они молятся гораздо чаще, чем христиане. Своим постоянным обращением к Аллаху они подчеркивают:

1) свое уважение, любовь к нему;

2) что готовы на любые испытания и лишения, которые Аллах им пошлет.

2. Вторую группу можно назвать умеренным фатализмом.

Умеренный фатализм заключается в том, что человек хотя и понимает, что он своими действиями ничего не сможет изменить, все равно продолжает что-то делать. Причем умеренный фатализм является более распространенным, чем абсолютный фатализм. Скорее всего, причина этой распространенности кроется в том, что у человека не исчезает надежда на лучшее, на благоприятный для него исход. Такие примеры встречаются как в художественной литературе, так и в настоящей жизни.

3. Третья группа связана с интуицией (или с шестым чувством) человека.

Как часто человек совершает не то, что ему говорит разум, а то, что ему говорит интуиция? Постоянно. Почти все научные открытия были совершены с помощью интуиции. Эта группа предполагает полную свободу действий человека. Не важно, что интуиция нас часто подводит. Главное, что человек поступил именно так, как ему захотелось, а не так, как надо было.

Примером второго типа героя, т. е. героя, который опирается только на строгую логику, можно назвать Шерлока Холмса. Великий сыщик раскрывает самые запутанные преступления, которые случаются. Все он объясняет строгой логикой. Причем его уточняющие вопросы поначалу кажутся бессмысленными, не относящимся к делу. Проводя долгие часы над решением задач, Холмс строит самую верную логическую цепочку.

Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

2.Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

3.Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

4.В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

5.Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?

Цели и задачи урока :

1. Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

2. Сформировать умение сравнивать человека с другими млекопитающими и делать выводы на основании этого сравнения.

3. Убедить учащихся в том, что происхождение человека могло быть связано с эволюцией древних человекообразных обезьян.

2. Модели предшественников человека.

3. Раздаточный материал.

1. Происхождения человека, история вопроса.

2. Систематическое положение человека.

3. Доказательства происхождения человека от животных.

4. Эволюция человека.

5. Закрепление знаний по теме.

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Согласно названной теории человек и современные человекообразные обезьяны произошли от общего предка, жившего в эпоху неогена и представляющие собой, по мнению Ч.Дарвина, ископаемое обезьяноподобное существо. Немецкий учёный Э.Геккель назвал недостающую переходную форму питекантропом. В 1891 году голландский антрополог Э.Дюбуа открыл на острове Ява части скелета человекоподобного существа, которое он назвал питекантропом прямоходящим. За истекшее столетие были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяньим предком и современным человеком. Таким образом, справедливость симиальной теории антропогенеза Ч.Дарвина подтвердилась прямыми доказательствами.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Место человека в системе органического мира"

К настоящему времени общепризнано происхождение человека из животного мира. Ближе всего к человеку находится семейство человекообразных обезьян. (шимпанзе, гориллы и орангутаны).




О родстве человека и животных свидетельствуют многочисленные факты сходства их внешнего и внутреннего строения, наличие рудиментов, атавизмов и палеонтологические находки. Обнаружены многочисленные ископаемые останки предков человека.

Рудиментыэто органы, которые функционировали у наших предков, но затем утратили своё значение. У человека насчитывается более 100 рудиментов. К ним относятся: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), третье веко, участки волосяного покрова на теле, которые уже не могут защитить от холода. Слепая кишка человека имеет небольшой червеобразный отросток – аппендикс.


У грызунов и травоядных животных он активно участвует в пищеварении, способствуя перевариванию грубой растительной пищи. В жизнедеятельности организма современного человека аппендикс эту функцию утратил. Сохранились у человека и мышцы, позволяющие двигать ушами. Только мышцы есть у всех, а управлять ими могут только некоторые люди.

Иногда рождаются люди, имеющие признаки обычные для других животных, но не характерные для человека. Известны случаи рождения детей с хвостами, многочисленными сосками, с выраженным оволосенением лица и больших поверхностей тела. Это атавизмы – свойства и признаки далёких предков, которые так же, как и рудименты, утрачены в процессе эволюции. Их появление объясняется нарушениями эмбрионального развития. Атавизмы встречаются очень редко у отдельных людей.


Важным свидетельством происхождения человека от животных служит сходство эмбрионального развития. Зародыш человека схож с зародышами других животных. Так же, как у зародыша рыб, у него закладываются жаберные щели; как у яйцекладущих млекопитающих, имеется клоака; на ранних стадиях развития есть хвостовой отдел.


Систематическое положение человека среди животных определяется по ряду признаков.

Положение человека в системе животного мира:

род — человек (хомо),

вид — Человек разумный (Хомо сапиенс).

Доказательства такой сложной родословной

У человека на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней – нервная трубка, а под ней – кишечная трубка, имеются жаберные щели, сердце развивается на брюшной стороне. Все эти признаки характерны для представителей типа хордовых.

Как и все представители подтипа позвоночных, человек имеет внутренний скелет, основу которого составляет позвоночник.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, кровеносная система замкнутая.

Как представитель класса млекопитающих человек имеет:

1. Грудобрюшную перегородкудиафрагму, участвующую в дыхании. Она разделяет полость тела на грудную и брюшную части.

2. Сердце четырёхкамерное, хорошо развита кора головного мозга.

3. У млекопитающих и человека лёгкие имеют многочисленные воздухоносные ходы, заканчивающиеся альвеолами.

4. В коже располагаются млечные, сальные и потовые железы.

5. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

6. Тело имеет постоянную температуру.

7. Зародыш развивается внутриутробно. Женские особи вынашивают плод в матке. Вначале развития плод связан с организмом матери через слизистую оболочку матки, а затем – через плаценту.

8. Характерно живорождение и вскармливание потомства молоком.

По ряду признаков человек ближе всего стоит к существующим в наше время человекообразным обезьянам.

Черты сходства человека и приматов:


1. Они имеют конечности хватательного типа; большой палец руки противопоставлен всем остальным; на пальцах находятся плоские ногти, а не когти.

2. Происходит редукция хвостового отдела позвоночника.

3. Очень близки такие показатели, как биохимический состав крови, структура ДНК и белков. Учёные доказали, что ДНК человека на 99% совпадает с ДНК шимпанзе. Кроме того, шимпанзе и гориллы болеют многими человеческими болезнями (туберкулёз, СПИД и грипп).

4. Сходно внешнее строение: мимика, короткое туловище и длинные ноги, сходное строение ушной раковины, наружного носа и верхней губы.


Помимо большого сходства человека с человекообразными обезьянами ему присущи и видовые признаки Человека разумного, которые отличают его от животных.

Отличительные признаки Человека разумного от других млекопитающих:

1. Вид Человек разумный (Хомо сапиенс) характеризуется хорошо развитым головным мозгом. Его масса втрое больше, чем у гориллы, хотя горилла в три раза тяжелее человека.


2. Кора переднего мозга имеет множество борозд и извилин. С развитием мозга тесно связана способность к абстрактному мышлению, появляется сознание и речь.

3. В скелете черепа человека мозговой отдел заметно преобладает над лицевым в примерном соотношении четыре к одному, в то время как для приматов характерно обратное соотношение.

4. Нижняя челюсть Человека разумного подковообразная, с выступающим подбородком. Это связано с развитием речевой деятельности и мускулатуры языка.

Переход предков человека к прямохождению обусловил ряд изменений в расположении внутренних органов, строении мозга, мышц и скелета.

5. Таз человека имеет форму чаши, грудная клетка широкая.

6. Позвоночный столб приобрёл четыре изгиба, которые служат для сохранения равновесия при движении. Они смягчают толчки при ходьбе, беге и прыжках. У животных таких изгибов нет.

7. Череп человека насажен на позвоночный столб сверху, а не привешен к нему спереди, как у обезьяны.

8. Пальцы ног у человека стали короче, появился свод стопы.

9. Мускулатура нижних конечностей в связи с прямохождением стала более мощной, а кости — массивными.

10. Ноги утратили хватательную функцию и приобрели опорную. У обезьян хватательную функцию сохранили и ноги, и руки.

11. Каждый палец кисти человека обладает значительно большей самостоятельностью, чем у обезьян.


Всё перечисленное подтверждает биологическое единство человека и обезьян и в то же время демонстрирует явные отличия между ними. Основной причиной различий служит то обстоятельство, что человек появился в результате не только биологической, но и социальной эволюции. Чем дальше движется человечество по пути своего развития, тем большее значение приобретает опыт предыдущих поколений. Человек получает его в процессе жизни – через знания, духовные и культурные ценности.


Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.

Классификация человека

Современная классификация человека выглядит следующим образом:

  • Надцарство – Ядерные (Эукариоты)
  • Царство – Животные
  • Подцарство – Многоклеточные
  • Тип – Хордовые
  • Подтип – Позвоночные
  • Класс – Млекопитающие
  • Подкласс – Настоящие звери (Терии)
  • Инфракласс – Плацентарные
  • Отряд – Приматы
  • Подотряд – Высшие приматы
  • Инфраотряд – Узконосые обезьяны
  • Семейство – Гоминиды
  • Род – Люди (Homo)
  • Вид – Человек разумный
  • Подвид – Homo sapiens sapiens

Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:

  • аналогичные пропорции тела;
  • относительно крупный мозг;
  • хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
  • схожее строение ушных раковин;
  • наличие подвижных мясистых губ;
  • аналогичное строение зубов;
  • пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
  • плоские ногти;
  • папиллярные узоры;
  • отсутствие хвоста;
  • отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
  • аппендикс;
  • бинокулярное зрение;
  • сходные заболевания;
  • сходство групп крови;
  • низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
  • социальный образ жизни.

Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.

Сходства и различия с животными

Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.

Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.

которые читают вместе с этой





Сходство

Отличие

  • Остевой скелет;
  • схожее строение и расположение систем органов;
  • парные сегментарные жаберные щели в глотке;
  • молочные железы;
  • волосяной покров;
  • диафрагма;
  • дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
  • слуховые косточки;
  • ушная раковина;
  • губы;
  • нижнее и верхнее веки с ресницами;
  • многочисленные кожные железы;
  • 7 шейных позвонков;
  • внутриутробное развитие, образование плаценты;
  • эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
  • постоянная температура тела
  • Полное прямохождение;
  • S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
  • сводчатая стопа;
  • хорошо развитая кора головного мозга;
  • подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
  • способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
  • развитая речь;
  • создание социальной, искусственной среды;
  • сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
  • самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)

Мозг человека и других млекопитающих

Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.

На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.

Гипертрихоз – избыточное оволосение

Рис. 3. Гипертрихоз – избыточное оволосение.

Что мы узнали?

По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.

Читайте также: