Политическая сфера общества конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Понятийный материал: политика, власть, человек политический, субъекты политики легитимность.

Тип урока: Учебная лекция с элементами беседы.

План:

  1. Что такое политика?
  2. Виды политики.
  3. Что такое власть?
  4. На чем основывается власть?
  5. Способы воздействия на людей.
  6. Человек политический.
  7. Субъекты политики.

Ход урока

В начале урока учитель предлагает учащимся небольшую работу. Нужно вставить в текст пропущенные слова (текс распечатан и выдается каждому ученику):

(Работа проверяется сразу, если учащийся не допустил ни одной ошибки, то его можно оценить, основная же цель данного задания – показать, что любой человек, не зависимо от своего социального статуса, интересуется, кто работает в высших органах государственной власти, наблюдает за парламентскими дебатами, ходит на митинги и т.д. и вы, ответив на предложенное задание, это доказали.)

(Далее учитель говорит о целях урока, предлагает учащимся составить конспект урока и приступает к изложению материала урока).

1. Что такое политика?

  • Политика – это искусство возможного.
  • Политика – это искусство управлять государством.
  • Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. В центре политической деятельности находятся вопросы регулирования отношений внутри государства и межгосударственных отношений.

Следовательно, главная функция политики – регулятивная.

2. Политическую деятельность можно классифицировать по тем или иным признакам.

Политика регулирует разные сферы общественной жизни; соответственно выделяется политика

  • экономическая;
  • социальная;
  • национальная;
  • военная и т.д.

По области распределения (приложения) различается политика

По масштабу сообществ, на которые воздействуют политические решения, различается политика

  • локальная;
  • региональная;
  • межгосударственная;
  • мировая.

По срокам действия выделяется политика

  • текущая;
  • долговременная;
  • перспективная.

Задание: Какая это политика:

3. Что такое власть?

Мы уже сказали, что главная функция политики - регулятивная. Но для того, чтобы что-то регулировать, чтобы проводить политику в жизнь, нужна власть.

  • Власть - это способность проводить в жизнь свою волю, т.е. распоряжаться кем-то и чем-то.
  • Власть - это форма социальных отношений, характеризующихся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп, классов.

4. На чем основывается власть?

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся).

  • на авторитете;
  • на традиции;
  • на силе;
  • на законе.

5. Существуют различные способы воздействия на людей, различные средства осуществления власти над человеком.

(Вопрос можно сначала адресовать учащимся). Британский философ и математик Бертран Рассел (1872-1970) утверждал:

«На человека можно влиять:

  1. посредством прямой физической власти над его телом, т.е. когда его заключают в тюрьму или убивают;
  2. воздействием системы вознаграждений или наказаний в качестве стимулов, т.е. предоставляя работу или отказывая в ней;
  3. влиянием на взгляды и мнения людей, т.е. пропагандой в самом широком смысле.

А как прийти к власти?

Еще Макиавелли выделил четыре способа достижения власти (их можно при оформлении доски к уроки записать на доске):

  • собственные личные достоинства;
  • использование достоинств других;
  • злодейство;
  • временное увлечение народа.

Задание: Как достигли власти Ленин, Сталин, Брежнев, Ельцин, Путин?

Ребята, с властью связано понятие легитимность – способ обеспечения консенсуса, согласия власти и общества, узаконивание власти в глазах граждан.

Задание: В феврале 1598 г. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Но не все признали легитимность его власти. Почему? (Это был не природный царь).

6. Человек политический.

(Высказывание записано на доске):

Но будучи существами политическими, люди проявляют разную степень политической активности.

Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, 80-90 % – равнодушны, их называют зрители политического театра.

Задание: Подумайте, в какие моменты истории появляется больше актеров политического театра, а в какие преобладают зрители.

Философы считают, что в человеке заложены мотивы и желания, делающие его существом политическим.

Б.Рассел разделял политические желания человека на основные и вторичные.

В основную группу входит всё, что необходимо для поддержания жизни: пища, кров, одежда. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к социальным потрясениям (бунты, восстания, революции и т.д.)

Ко вторичным желаниям человека Б.Рассел отнес те стремления, которые никогда не могут быть удовлетворены полностью. Это стяжательство, тщеславие, любовь к власти.

Стяжательство – алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству.

Тщеславие – стремление к славе, почестям, почитанию.

Задание: С каким из этих понятий Вы соотнесете стремление иметь как можно больше благ? Стремление к войне?

7. Субъекты политики.

В политическом театре много актеров, претендующих на главные, второстепенные роли, на роли статистов. Есть в этом театре и зрители7"Ребята, а вы кто в политическом театре? (Ответы учащихся).

Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни. Это может быть гражданин, партия, организация, класс, государство, этнос и т.д.

Сегодня рассмотрим вопрос участия в политике граждан.

Выделяют три группы участников политического театра. В основе классификации -разная степень сознательности участия в политике: (это можно записать на доске)

  • полностью бессознательное участие;
  • полусознательное участие (понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении чему-то заданному, неоспоримому);
  • сознательное участие.

В выходной день Клим Петрович, депутат горсовета, кавалер многих орденов, рабочий-ударник сидел дома с женой.

Ну, ни капельки я не был поддавши,
Разве только маленько – с поправкой!
Только принял я грамм сто для почина.
Вижу – к дому подъезжает машина,
И вижу – на ней обкомовский номер!

Повезли Клима Петровича в ДК, на митинг в защиту мира. И вот начал Клим Петрович свою речь:

– А всегда ли вы, ребята, проявляете общественную активность? Готовитесь ли вы к тому, чтобы взять на себя ответственность за судьбу города, России?

С известной долей условности актеров политического театра можно разделить на три группы (лидеры, элита, толпа).

Социолог Макс Вебер выделил три основных типа лидерства:

  1. Традиционное лидерство освящено авторитетом издавна существующих патриархальных установлений, религиозными нормами.
  2. Рациональное лидерство опирается на определенную систему общих правил и норм, на закон.
  3. Харизматическое лидерство основывается на признании исключительности, уникальности личности, ее индивидуальных достижений. (Хс(ризма - исключительная одаренность).

Задание: К какому типу лидеров вы отнесете Петра 1, Николая П, Ленина, Сталина, Н.С.Хрущева, Путина?

Политологи подсчитали, что успех лидера только на 7% зависит от того, что он говорит, и на 55% – от того, какое впечатление он производит.

– Ребята, а вам нравится какой-либо политик и почему? Если вы будете участвовать в выборах, то кого поддержите? (Ответы ребят).

Говорят, что лидер должен быть понятен не до конца. Выделяют четыре типа лидеров:

  1. Лидер-знаменосец. У него есть вполне определенная цель. Он сам определяет свою политику и ведет за собой массы.
  2. Лидер-служитель. Он стремится выражать мнение своих приверженцев.
  3. Лидер-торговец. Он стремится убедить людей делать то, что нужно ему.
  4. Лидер-пожарный. Его действия определяются конкретными ситуациями, он реагирует на проблемы по мере их возникновения.

Задание: Назовите политиков, которых можно отнести к каждому из перечисленных типов.

В 2008 году в России будут выбирать президента. Какого президента вы хотели бы видеть во главе нашего государства?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

  1. Что такое политика?
  2. Какие виды политики вы запомнили?
  3. Что такое власть?
  4. Кто такой человек политический?
  5. Назовите субъекты политики.

ВЫВОД: В соответствии с Конституцией РФ гражданине России обладают целым рядом политических прав и свобод. Они участвуют в политической жизни, являясь, субъектами политики. Следовательно, надо формировать в себе навыки активного поведения.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Политическая сфера"

Политика – polis – город, государство, politicos – все то, что связано с государством и наполняющим его сообществом граждан.

Политика – в переводе с греческого означает «государственные дела, искусство управления государством.

Политика – деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Политический интерес (представляет собой внутренний, осознанный источник поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий)

Политическая организация (отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными интересами)

Политические отношения ( выражают устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти)

Политическое сознание (характеризует зависимость политической жизни от сознанного отношения к ней людей)

Политическая деятельность (выступает разновидностью социальной активности субъектов, реализующих свои политические интересы)

система государственных органов власти

общественно – политические организации

личность, участвующая в политической жизни

Основные направления политики:

в области культуры и образования

выражение власти значимых интересов всех групп и слоев общества

объединение различных слоев населения

управление общественными процессами

разработка перспективных целей и моделей развития общества

Политическая система общества – совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и отношений между ними, в которых реализуется политическая власть

Признаки политической системы:

в её рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти

претендует на монополию легитимного физического насилия

обусловливается социальной, экономической и духовной структурой общества

обладает относительной самостоятельностью

Основные элементы политической системы общества:

Политические принципы и правовые нормы:

Регулируют политические отношений, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной политической системы

Узаконивают политические устои

Определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, других институтов политической организации

Способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества

Представляют политические учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом

Включают формы и сущность политических функций, отношений, типов управления

Отражает социальную действительность

Воспринимает события, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, политическим нормам, традициям, идеалам

Прогнозирует возможные перспективы социальных и политических изменений в обществе

Выполняет роль стабилизирующего и дестабилизирующего фактора политической системы

Осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, социального исторического опыта

Власть – способность и возможность оказывать воздействие на других с целью навязывания им своей воли.

Власть – официальная, неофициальная, формальная, неформальная

Государство – организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории

Государство – это определенный способ организации общества, организация публичной власти, которая распространяется на все общество, выступает его финансовым представителем и опирается в необходимых случаях на меры принуждения.

Государство – это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.

Деление населения по территории

Публичная власть, определяющая административно-функциональную структуру отношений

Ряд монопольных прав

Обеспечение внешней безопасности

Гарантии защищенности внутри государства

Основные функции государства:

Обеспечение правопорядка и безопасности

Регулирование социальных отношений

Распределение ценностей в обществе

Обеспечение национальной безопасности и защиты национальных интересов

Внутренние функции государства:

Внешние функции государства:

Развитие дипломатических отношений

Развитие взаимовыгодного сотрудничества

Участие в решении глобальных проблем

Государственный аппарат – это система государственных органов, которые осуществляют управление обществом.

Элементы организационной структуры государственного аппарата:

Система представительных (законодательных) органов

Система исполнительно – распорядительных органов

Система судебных органов

Система надзирательно – контрольных инстанций

Органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженные силы, органы налогообложения и налоговой полиции

Политический режим – это совокупность методов, средств и способов практического осуществления государственной власти в конкретный период его исторического развития.

Тоталитарный режим – это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства

Авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам.

Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Теократический режим – характеризуется сосредоточием политической власти в руках духовных лиц, с опорой на религиозные догмы и господством религиозной идеологии (Иран)

- наличие правового государства

- реальное разделение властей

- свободные демократические выборы органов власти

- гарантированные политические свободы личности

- многопартийная политическая система

- свободные выборы органов власти

- существование легальной оппозиции

- жесткий механизм власти сверху донизу

- ограничение политических свобод граждан

- монополизация политической власти

- отсутствие политических свобод личности

- монополизация политической власти на информацию

- милитаризация общества, опора на репрессивные органы

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публичной политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство – государство, где властвует закон

Признаки правового государства:

Верховенство права во всех сферах жизни общества

Эффективная система самоконтроля и надзора за соблюдением закона

Принцип разделения властей

Полная гарантированность и незыблемость прав человека

Взаимная ответственность государства и личности

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Гражданское общество – определенный общественный строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением которого является система гражданских прав.

Главные принципы гражданского общества:

Свобода члена общества как человека

Равенство его с другими как подданного

Самостоятельность члена общества как гражданина

Условия развития гражданского общества:

Равенство в нем прав, свобод и обязанностей

Равное развитие всех трех составляющих – человека, общества, государства

Индивидуальность личности и коллективизм людей, организованных в общество

Важнейшее условие существования гражданского общества, правового государства – обладание личностью правом на самореализацию, на индивидуальную, личную свободу, экономический суверенитет.

Форма государства – внешнее выражение сущности государства, состоит из трех сторон

Форма правления – республика и монархия

Форма государственного устройства – унитарное государство , федерация

Политического режима – демократия, авторитаризм , тоталитаризм

Республика – форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит периодически переизбираемым коллегиальным (парламенты) или единоличным органам (президент)

Федерация – разновидность формы государственного устройства, обозначающая государство со сложной внутренней организацией власти, в котором отдельные части имеют признаки государственности.

Демократия – форма политического режима, характеризующаяся широким привлечением населения к управлению государством, наличием прав и свобод человека и гражданина, их надежной защитой, политическим плюрализмом (многопартийностью)

Суверенитет – признак государства, заключающийся в верховенстве и независимости государственной власти как внутри страны, так и на междуна родной арене.

Политология - это наука о политической власти и управлении.

Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Политические элиты - небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Политический институт - это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления.

Власть - это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей.

Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.

Политическая власть - это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Политическая власть – это право, способность и возможность претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 216 – 225.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы::

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политология- это наука о политической власти и управлении. Политика – сфера государственной и общественной деятельности, связанная с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами.

Рассмотрим подробнее политическую деятельность. Нам знакомо уже понятие деятельность. Вспомним, что в структуре любой деятельности выделяют субъекты и объекты. Субъектом политики могут стать отдельные люди, индивиды. Немецкий ученый Макс Вебер выделял три группы политиков в зависимости от степени их вовлеченности в политику:

Кроме индивидов, субъектом политики могут стать целые социальные группы, например, классы, народы, сословия и другие. Вы можете вспомнить из истории, какую роль сыграла буржуазия в буржуазных революциях в Европе 17-18 веков, рабочий класс в октябрьских событиях 1917 года в России.

Следующим субъектом политики являются политические организации, среди которых важнейшими являются государство и политические партии.

Политические элиты, то есть небольшие группы людей, сосредоточившие в своих руках значительный объем политической и власти и оказывающие наибольшее влияние на принятие политических решений, также являются важным субъектом политической деятельности.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

В зависимости от объекта политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодежная, экологическая и другие.

Важнейшее место в структуре политической сферы общества занимают политические институты. Политический институт- это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, общественной безопасности и порядке. Основными политическими институтами являются государство и партии.

В процессе политической деятельности люди вступают в различные взаимосвязи взаимодействия, которые называются политическими отношениями. Это могут быть отношения между государством и гражданами; между различными государствами; между государством и негосударственными институтами, например, церковью; между государственными органами, например парламентом и правительством и другие.

Сразу на ум приходит власть родителей в семье, власть командира в военной части, руководителя в учреждении, президента в стране. Так что же общего между этими видами власти? Очевидно, что это возможность повелевать, отдавать приказы, подчинять своей воле действия других людей. Выделяют основные виды власти: это экономическая (контроль над экономическими ресурсами); социальная (возможность влиять на положение социальных слоев); информационная (контроль над СМИ); принудительная (контроль над людьми с помощью физической силы: армии, полиции, судов); и наконец, власть политическая. о ней поговорим подробнее.

Политическая власть - это реальная возможность субъекта политики проводить свою волю, выраженную в политике. Отличительные признаки политической власти:

  1. Распространяется на все общество;
  2. Действует на основе права от имени всего общества;
  3. Только ей принадлежит право на легальное использование силы в пределах страны;
  4. Для нее характерно существование единого центра принятия политических решений;
  5. Имеет возможность использовать самые разнообразные средства: и принудительные, и экономические, и информационные, и социальные.

Типы политической власти (по М.Веберу)

В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. Законодательную власть осуществляет парламент. В России это Федеральное собрание. Исполнительную - Правительство РФ. И, наконец, судебную - суды РФ, среди которых высшими судебными органами являются Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Выберите верные суждения о политической деятельности:

1)Политической деятельностью в демократическом государстве должны заниматься только профессиональные политики;

2)Деятельность, в том числе и политическая, присуща всем живым существам;

3) В политической деятельности люди могут проявить свою гражданскую позицию;

4)В переломные моменты истории большие социальные группы часто становились активным субъектом политики

Правильные ответы: 3; 4.

2. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1. В зависимости от _______ политического воздействия выделяют следующие направления политики: экономическая, социальная, молодёжная, экологическая и другие.

2. Политические _________ — различные взаимосвязи взаимодействия, в которые вступают люди в процессе политической деятельности.

Цели и задачи: познакомить учащихся с политической сферой, государственной властью; дать представление о сущности принципа разделения властей; рассказать о необходимости иметь активную гражданскую позицию; познакомить с терминами и понятиями: политика, политическая жизнь, выборы, государственная власть, четвертая власть.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать внутреннюю и внешнюю политику; называть и характеризовать особенности государственной власти; выявлять характерные черты политической сферы; обосновывать необходимость разделения властей; понимать взаимосвязь и взаимозависимость государственной власти и общественной жизни; ориентироваться в окружающей политической действительности; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; планировать деятельность; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ с элементами ролевой игры.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу, освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: “О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывается. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!” Султан снисходительно улыбнулся и сказал: “Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу - закрыть рот своим подданным. И важно не то, что некоторые говорят плохо обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!”

Вопросы к классу

— О чем эта притча?

— Как вы поняли ее смысл?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Тема урока: “Политическая сфера и государственная власть”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Что такое политика?

2. Государственная власть.

3. Государственная власть и общественная жизнь.

III. Введение в новый материал

Слово “политика” вы достаточно часто слышите в повседневной жизни. Но все ли из вас хорошо понимают смысл этого понятия? Наверняка вам интересно получить ответ на вопрос: что такое власть? А самое главное: может ли человек влиять на государственную власть? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Проблемный вопрос. Знаменитый французский философ Шарль Монталамбер говорил: “Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами”. Насколько справедливы слова философа? Вернемся к обсуждению данного вопроса в конце урока.

IV. Работа по теме урока

1. Что такое политика?

Слово “политика” известно всем. Достаточно взять в руки газету или включить любую программу новостей. Кто-нибудь из вас может усомниться: “Зачем мне знать что-то о политике?” Ответ вы найдете в словах французского писателя А. Ривароля: “Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок”. Что же такое политика?

Политика — греческое слово, означающее “государственное дело”. Термин “политика” в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н. э. Греческий философ определил его как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 39, познакомьтесь с понятием “политика”.

(Проверка выполнения задания и составление мини-схемы.)


Политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.

Задание: работая с текстом п. 1 § 5, заполните таблицу.

Связана с решением внутригосударственных проблем:

• организация хозяйственной деятельности;

• охрана общественного порядка;

• помощь пенсионерам, сиротам, инвалидам

Охватывает сферу отношений между государствами. Осуществляя внешнюю политику, государство:

• защищает своих граждан;

• защищает свою территорию от нападений;

• заключает с другими государствами договоры о сотрудничестве в разных областях;

• участвует в решении международных проблем

(Проверка выполнения задания.)

Задание: внимательно рассмотрите фотографии на с. 40 учебника и ответьте на вопрос.

— Какую политику (внешнюю или внутреннюю) иллюстрирует государственный визит Президента РФ в Китай? Ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

2. Государственная власть

У многих народов есть притча о драконе, которому принадлежит власть в государстве. Он собирает непомерные налоги в свою казну, пожирает людей, чаще всего молодых и красивых. Люди больше не могут терпеть его тиранию. И тут появляется богатырь, которому подданные дракона помогают готовиться к сражению. Богатырь побеждает и становится правителем. Но очень быстро он становится таким же драконом. Но его уважают. И этот цикл смен драконов бесконечен.

— Как вы думаете, о чем эта притча?

(Проверка выполнения задания.)

Стержнем политической сферы общества выступает государственная власть.

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 41 учебника:

1) дайте определение понятия “государственная власть”;

2) выделите в этом определении ключевые слова;

3) объясните свой выбор.

(Проверка выполнения задания.)

Власть возникла вместе с появлением человека. Первоначально власть коренилась в табу — запрете. Власть — начало общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивое объединение людей:

• в семье (дети — родители);

• в производственном коллективе (руководитель организации, учреждения - подчиненные).

Отношение к власти у разных народов различное.

Задание: посмотрите внимательно на предложенную схему и прокомментируйте ее.


(Проверка выполнения задания.)

— Как вы думаете, какую роль играет государственная власть? Предлагаю ответить на этот вопрос, используя метод мозгового штурма. При ответе необходимо употреблять только глаголы.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)


(Проверка выполнения задания.)

Проблемный вопрос. В XVIII в. французский философ Шарль Монтескье первым сформулировал принцип разделения государственной власти на три ветви.

— Для чего необходимо разделять эти три вида власти? Вспомните, в Средние века феодал в своей вотчине, а король в своем государстве часто был судьей, законодателем в одном лице.

Задание: работая с текстом рубрики “Дополнительное чтение” на с. 41 учебника, ответьте на вопрос: как вы считаете, прав ли Шарль Монтескье, предлагая принцип разделения властей? Свой ответ обоснуйте.

(Проверка выполнения задания.)

Принцип разделения властей можно представить в виде треугольника.


Проблемный вопрос. Как вы думаете, почему принцип разделения властей обществоведы представляют в виде треугольника, а не другой геометрической фигуры?

Представим себе, что ветви государственной власти ожили и заговорили.

Задание для первой группы: используя материал п. 2 § 5, от имени законодателей, членов Государственной Думы охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для второй группы: используя материал п. 2 § 5, от имени членов правительства охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для третьей группы: используя материал п. 2 § 5, от имени представителей судебных органов охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для четвертой группы: используя материал п. 2 § 5, от имени представителей “четвертой власти” расскажите и охарактеризуйте работу этой ветви власти.

Задание для аналитиков: внимательно слушая представителей всех ветвей власти, определите необходимость механизма разделения властей.

(Проверка выполнения задания.)

Аналитики отмечают, что:

• все три ветви власти в стране упорядочивают жизнь общества;

• этот принцип ставит все ветви власти в равное положение;

• этот принцип позволяет контролировать работу каждой из ветвей власти.

— Представьте себе ситуацию, при которой государственная власть сосредоточилась в руках одного органа. К каким последствиям это может привести?

3. Государственная власть и общественная жизнь

Прочитайте название п. 3 § 5 и обозначьте проблему.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с текстом п. 3 § 5, на конкретных примерах продемонстрируйте взаимосвязь и взаимозависимость государственной власти и жизни общества.

(По ходу проверки выполнения задания составляется схема.)


Жизнь — это выбор. Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников, ориентироваться в мире — этому надо учиться. Мы постоянно выбираем: где учиться, какой экзамен сдавать. Неравнодушный к судьбе своей страны, региона, города гражданин должен участвовать в выборах.

Сегодня мы познакомимся с понятием “выборы”.

Задание: напишите рядом с понятием “выборы” два-три слова по ассоциации.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!”, познакомьтесь с понятием “выборы”.

(Проверка выполнения задания.)

— Кого же мы выбираем?

Представим ситуацию: звери в лесу выбирают царя.

1. Медведь — сильный, выносливый.

2. Волк — хищный, коварный, злой.

3. Лиса — модная, хитрая.

4. Заяц — трусливый, хвастливый.

5. Тигр — мудрый, справедливый, честный.

— Как вы думаете, кто из зверей достоин победы?

— Какими качествами должен обладать кандидат?

К сожалению, в нашем обществе есть граждане, которые не участвуют в выборах. Предлагаю провести мини-дискуссию на тему “Выборы: кому и зачем они нужны?”. Для этого вы должны разделиться на две группы в зависимости от точки зрения, которую разделяете:

первая группа — оптимисты;

вторая группа — пессимисты.

Ответ следует представить наглядно: на листах ватмана записать аргументы в защиту своей точки зрения. Записи могут сопровождаться рисунками. Затем каждая группа излагает и защищает свою точку зрения. Оппоненты из другой группы задают интересующие их вопросы.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопросов.)

Проблемный вопрос. Дж. Адамс утверждал: “Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство”.

— Как вы понимаете это выражение?

— Согласны ли вы с ним?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

Знаменитый французский философ Шарль Монталамбер говорил: “Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами”.

— Насколько справедливы слова философа?

(Проверка выполнения задания.)

1. Прочитать § 5 учебника.

2. Выполнить задание на выбор.

• Подготовить мини-проекты: “Качества кандидата в народные избранники”, “Как сделать свой выбор осознанным”, “Как сделать выборы честными”.

3. Подготовить презентацию плакатов на тему “Выборы”.

4. Выполнить задания рубрики “Практикум”.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: