Подвижники руси и землепроходцы 4 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Познавательные: формировать представление о первых печатных книгах, о деяниях наших земляков в XVI-XVII вв.

Развивающие: развивать мышление у учеников, умение работать с картой.

Воспитывающие: воспитывать чувство уважения к своему народу.

I. Организационный момент.

-знакомство с учениками

-проверка готовности детей к уроку

II. Актуализация прежних знаний.

-работа по карточкам

III. Формирование новых ЗУН

-чтение текста на стр. 36-39.

IV. Первичное повторение, закрепление, обобщение материала.

-задание в рабочей тетради.

-работа с карточками.

VI. Постановка домашнего задания.

Работа в рабочих тетрадях №2,3; стр. 20.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

-Ребята, сегодняшний урок окружающего мира буду вести я, меня зовут Айзиля Шамилевна. Все готовы к уроку?(Да)

Актуализация прежних знаний.

-работа по карточкам.

Первым в истории Руси венчался на царство …….(Иван IV). Для управления огромной страной молодой царь создал ………(Земский собор) и …….(Судебник). Для укрепления торговых связей нужен был безопасный путь по (Волге на Восток). Поэтому по пути царского войска в Казань царь повелел строить городки-крепости………(Свияжск, Михайлов, Шатск).

-Ребята вы любите решать кроссворды?

-Сейчас я вам прочитаю загадки, кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.

1) С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый. (апельсин)

2) Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Какое это время года?(осень)

3) Всё время стучит,

Но их не калечит,

а только лечит.(дятел)

4) Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона)

9) Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? . (отнимаем)

-Какое слово получилось?(подвижники)

-Ребята, как вы понимаете значения этих слов? (ответы детей)

- Праведники - это люди, которые ищут правду, добиваются справедливости. Подвижники- люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое. Землепроходцы- это люди, которые идут в новые земли, осваивают их.

Формирование новых ЗУН.

-Теперь откройте страницу 36. По цепочке будем читать текст.

После 1-го абзаца задаю вопрос.

-Кто такой Иван Федоров?(человек который возглавил дело книгопечатание). Сможем ли мы назвать его подвижником?(да). А почему ты так думаешь?(потому что с его помощью на свет вышла первая русская печатная книга).

-Ребята рассмотрите рядом с названием темы картинку, на которой изображена печатная страница. Что вы можете сказать о её оформлении?(красочная, наверху нарисованы узоры).

-В каком веке народ коми вошёл в состав Руси и что они сделали?(В 15 веке народ коми вошёл в состав Руси и вместе с русским народом стал расширять границы общего Отечества на восток).

-О ком мы прочитали?(о Семёне Ивановиче Дежнёве). Кто он и что он сделал?(он мореход, землепроходец-путешественник, исследователь Сибири, в 1648 году прошел Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии, торговец пушиной).

Первичное повторение, закрепление, обобщение материала.

-Сейчас давайте поработаем с карточками.

Соедините фамилию человека с его деятельностью на благо Руси.

Б. Первый книгопечатник Руси

В. Русский мореход, исследователь Сибири, торговец пушиной

Итак ребята, наш урок подходит к концу. Вы все сегодня хорошо поработали, были активными. Особенно……. .

Постановка домашнего задания.

Дома поработаете на рабочих тетрадях. Запишите в дневнике домашнее задание. Выполнить упражнения №2,3 на странице 20. Во втором упражнении вам нужно будет придумать и нарисовать свой знак и написать какой смысл в него ты вкладываешь. А в 3 упражнении вам нужно найти и записать пословицы и загадки о книгах.

-Всем спасибо за урок. Досвиданья.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Здравствуйте, ребята! Садитесь ! Меня зовут Светлана Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок Окружающего мира.

Организует работу. Сосредотачивает внимание.

Проверяют готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

II. Актуализация знаний и мотивация

Ребята сегодня мы познакомимся с новой темой, а для начала давайте с вами проверим, что вы освоили на прошлом уроке.

Для этого мы решим с вами тест. Сначала каждый самостоятельно попробует ответить на вопросы, а потом мы вместе сверим ответы. В тесте будет 5 вопросов.

  1. В каком возрасте Иван IV венчался на Царстве?

а) 18 б) 16 в) 22 г) 14


2) Как называется книг законов, общих для всей Руси?

а) Законник б) Конституция в) Свод законов г) Судебник

3) ……. – собрание верных и разумных людей от каждой земли.

а) Свадьба б) Битва в) Земский собор г) Монастырь

4) На какие части распалась Золотая Орда?
а) Ногайская Орда, Сибирское, Крымское, Казанское и Астраханское ханства.

б) Волжская Булгария и Хазарское царство.

в) Литовские и Латышские племена

г) Хазарское царство и Византийская империя

5) Автократор – это….

а) Президент б) Самодержец в) Князь г) Воин

правильно? Кто на 3?

Определяет критерии оценивания.

Отвечают письменно на вопросы.

Проверяют тест. Взаимопроверка.

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Посмотрите на слайд. На слайде написано 3 термина. (праведники, подвижники, землепроходцы.)

Скажите, как вы понимаете значение этих слов?

Праведники - это те люди, которые ищут правду, добиваются справедливости.

Подвижники – это люди, которые двигают жизнь вперед, привносят в нее что-то новое.

Землепроходцы – это люди, которые идут в новые земли, осваивают их.

В Русском государстве 16-17 вв. землепроходцами называли служилых и промышленных людей, организаторов походов в Сибирь и на Дальний Восток.

Землепроходцем, конечно, можно назвать человека, открывающего для себя мир. Но русские землепроходцы прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека. Они часто рисковали своей жизнью, добывая новые знания о Земле, ее богатствах.

Вся жизнь праведников – пример служению добру, справедливости, заботы о человеке. Обращаясь к таким людям за советом, правители Руси сравнивали свои мысли и поступки с христианскими заповедями.

Подвижники - люди, которые осваивали новое дело, приводили в движение окружающий мир, продвигали новые явления культуры и науки в стране.

Ну а подвижники, осваивая новое, нужное для страны дело, тоже преодолевали препятствия, трудности во благо страны.

Именно подвижники оставляют в истории заметный след.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

На слайде вы видите именами важных для развития Руси деятелей. (Митрополит Макарий, Иван Федоров, Митрополит Филипп, Семен Дежнев.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

А1. Какой царь приказал основать в Москве типографию?

1) Иван III 3) Ярослав Мудрый

2) Иван Калита 4) Иван Грозный

А2. Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

1) Кирилл 3) Иван Федоров

2) Мефодий 4) монах Нестор

А3. Какую книгу для обучения грамоте создал Иван Федоров?

4) первый русский букварь

А4. Где поставлен памятник Ивану Федорову?

1) в Киеве 3) в Ярославле

2) в Москве 4) во Владимире

В1. Какой митрополит собрал летописи разных княжеств в общую историю страны?

1) Алексий 3) Петр

2) Филипп 4) Макарий

В2. Когда Семен Дежнев прошел Берингов пролив?

1) в 1648 г. 3) в 1380 г.

2) в 1564 г. 4) в 1661 г.

В3. В каком году вышла первая печатная книга на Руси?

1) в 1480 г. 3) в 1612 г.

2) в 1564 г. 4) в 1500 г.

С1. Какие города были построены в Сибири в XVI-XVII вв.?

1) Тюмень 3) Томск

2) Тобольск 4) Владимир

С2. Какие пословицы характеризуют мировоззрение митрополита Филиппа?

Конспект урока

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Предмет: Окружающий мир (история) Класс: 4 Тема урока: Подвижники Руси и землепроходцы. Цели урока: сформировать представление о деяниях наших соотечественниках XVI- XVII вв.; познакомить с развитием самых разных направлений творчества людей. Планируемые результаты: · Предметные: научатся рассуждать о роли общего летописания, книгопечатания и освоения новых земель в укреплении Русского государства.

Читайте также: