Почва 5 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.

Формировать представления об образовании почвы и ее свойствах.

Формировать знание определений терминов почва , плодородие почвы .

Формировать умение характеризовать плодородие почвы, называть, от чего она зависит.

– Сегодня наш урок я хочу начать слова ми великого Гете: « Природа – един ственная книга,

– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют

и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.

– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо

одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка сем ян

делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чу десная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв Белар уси и

4. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и возду х.

– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине ? Назовите главное свойство

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.

– Значит, почва – это природное образование; рез ультат взаимодей ствия гор ных поро д, климата,

Почва является неотъемлемой состав ляющей царства природы и играет большую роль в

существовании всего живого на нашей планете. Им енно в ней происходит взаимодействие всех

Наиболее ценной характеристикой этого природного образования высту пает плодородие,

которое обеспечивает растительность влагой и необходимыми питательными веществами. Что

такое почва? Из чего она состоит и какое значение имеет для жизни на земном шаре?

Наиболее полное и обширное исследование поч вы проводил русский геолог Василий Докучаев,

открывший важнейшие закономерности в ее генезисе и географическом рас пространении.

Согласно его теории, почва представляет собой особое природное тело, которое формируется

благодаря влиянию нескольких факторов – климатических особенностей того или иного

региона, характера и возраста гру нта, произрастающей на нем растительности.

В более современном понимании почва – это верхний слой литосферной оболочки планеты,

образуемый пу тем деятельности живых организмов и выветривания горных пород. В

различных районах земного шара толщина этого слоя сос тавляет от нескольких сантиметров до

Состав почвы может меняться в зависимости от ее глу бины. Если выкопать яму в з емле, можно

заметить, что сверху располагаются более плодородные черноземы, а снизу лежат так

называемые материнские породы, из которых формиру ется верхний слой.

Почва обладает неоднородной структу рой и включает в себя частицы разн ых пород диаметром

от 0,001 миллиметра до нескольких сантиметров. Что касае тся минералогического состава, то

он может различаться в зависимости от ее состояния – твердого или жидкого. В твердой почве

около 50–60 % объема занимают минеральные компоненты, такие как полевые шпаты, кварц,

циркон, каолинит. Значительную роль в почвообразовании играют гидроксиды желе за,

марганца, алюминия, карбонаты. Помимо минералов, в твердой почве содержа тся органические

вещества – гумус, остатки растительного и животного происх ождения. Почва в жидком

состоянии представляет собой раствор, в котором, помимо вышеуказанных компонентов, в

Условно процесс почвообразования можно разделить на первичный и антропогенный. В

первичной фазе формирования почвы происходит взаимодействие объектов органической и

Иными словами, изначально она состоит из гуму совых и минеральных ве ществ, впоследствии

ее пустоты заполняет почвенный воздух, в ней поселяются живые организмы, которые после

гибели разлагаются и обогащают сущес твующий состав органическими веществами.

Антропогенный процесс подразумевае т хозяйственн у ю деятельность человека. Люди

возделывают почву, высаживают в нее сельскохозяйственные растения, а для получения

В зависимости от преобладания того или иного почвообразующего фактора почвы могу т

подразделяться на черноземы, каштановые, лесные, подзолистые или сла боподзолистые,

Василий Докучаев выделял 10 типов верхнего слоя земли, но на сегодняшний день их известно

более сотни. Для классификации почв су ществует целая иерархия, включающая в себя не


В ходе данного видеоурока у учащихся формируется представление о том, что такое почва и из чего она состоит. Подробно рассматривается значение почвы для человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Почва — особое природное тело"

На поверхности Земли находится необыкновенный слой вещества. Он всем нам хорошо знаком, так как без него невозможна жизнь на Земле. Это почва - верхний плодородный слой земной коры, насыщенный влагой и воздухом, в основном покрытый растительностью.

Почва должна быть рыхлой для того, чтобы хорошо пропускать воздух и воду. Эти вещества необходимы для питания и дыхания корней растений. Ведь именно через корни растения из почвы получают необходимые им минеральные вещества.

Но поглощать минеральные вещества растения могут, только если они переработаны и растворены в воде. А помогают в переработке веществ: воздух, кислоты и, конечно, микроорганизмы. Эти невидимые глазу процессы происходят в почве.


Как же образовалась почва? Она возникла на Земле в результате длительных и сложных процессов. Сотни миллионов лет назад горные породы под влиянием воды и больших перепадов температур разрушались, образуя рыхлый слой из песка, глины и мелких камешков. Затем взялись за дело бактерии. Бактерии - это первые организмы на Земле. Они усиленно перерабатывали горные породы. После отмирания бактерий образовывался перегной. Позже к работе приступили растения. Травянистые растения отмирают довольно быстро. Остатки растений увеличивали содержание перегноя в почве. А после появления на суше животных почва стала обогащаться ещё их останками. Бактерии участвуют в образовании основной части органического вещества почвы – гумуса. Он накапливается в верхней части почвы. Необходимые растениям питательные вещества содержатся в этом слое: азот, фосфор, сера и др. Поэтому чем толще слой гумуса, тем плодороднее почва.

Гумус окрашивает почву в тёмный цвет. Поэтому почву, содержащую большое количество гумуса, называют чернозём. Это самая плодородная почва на планете.

Образуется почва очень-очень медленно: примерно за 100 лет её толщина увеличивается на 0,5-2 см. Но это среднее значение. Например, на твёрдых породах, таких, как гранит, слой почвы в 2,5 см появится за 1200 лет. А вот на песке или на вулканическом пепле для этого потребуется всего несколько десятков лет.

Огромную работу по созданию почвы проделывают обыкновенные дождевые черви. Длина их зависит от района обитания - чем теплее, тем крупнее черви. Например, в тропиках длина дождевых червей достигает 2,5 метров. На юге России они вырастают до полуметра, а на севере - только до 10-15см. Обитают дождевые черви в прогретом слое почвы, делают ходы, тем самым рыхля почву. Это улучшает условия для жизни почвенных бактерий, а также для питания и дыхания корней растений. Иногда выходят на поверхность - в основном в ночное время. Днём - только после дождей (отсюда их название). Осенью дождевые черви уходят в землю на глубину около 30 см и замерзают, а с наступлением весны оживают вновь.

Для почвы в лесу большую роль играют грибы. Причём то, что мы обычно называем грибами и собираем в лесу, - лишь их плодовые тела. А главная жизнь грибов проходит в земле. Там тонкие нити грибницы производят огромную работу. Они перерабатывают лесную подстилку, состоящую из листьев, веток и других растительных остатков.

Из чего состоит почва? Определить состав почвы можно с помощью несложных опытов.

Опыт №1: на наличие воздуха в почве.

Возьмём горсть почвы (земли). Поместим её в стакан с водой. Совсем скоро мы заметим, как на комочках почвы появились пузырьки. Из этого ясно, что в почве есть воздух.

Опыт №2: на наличие нерастворимых веществ в почве.

Снова возьмём наш стакан с водой и почвой и поболтаем его. В воде почва расслоилась: на поверхность поднялся гумус, а на дне стакана появилась муть. Рассмотрим её. Вывод: в почве есть нерастворимые вещества.

Опыт №3: на наличие минеральных веществ в почве.

Дадим отстояться воде и профильтруем её. Несколько капель прозрачной воды поместим на стекло. Выпарим воду, держа стекло над огнём. Вода испарилась, а на стекле остался беловатый налёт. Делаем вывод: в почве есть минеральные вещества.

Опыт №4: на наличие воды в почве.

Положим немного почвы в жестяную банку. Нагреем её на огне. Над банкой установим стекло. Вскоре мы увидим капельки воды на нем.

Опыт №5: на наличие органических веществ в почве.

Продолжим нагревать банку с почвой. Над ней появится дым и неприятный запах. Сама же почва посветлеет. Это произошло из-за сгорания органических веществ в почве.

Благодаря всем этим составляющим веществам, почва обладает ценным для нас свойством - плодородием. Плодородием называют способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой в количестве, достаточном для их роста и развития.

Если почва образуется на песке, то сквозь него легко уходит вода. Ценные минеральные соли вымываются. Такая почва бедна, хотя в ней много ходов, пространства для воздуха. Почва, образованная на слоях глины, наоборот хорошо удерживает воду. Но плохо пропускает воздух. Посевы на ней могут вымокать.

Как вы видите, отсутствие в почве хотя бы одного важного элемента приводит к потере её ценных свойств.

Ещё немного поговорим о механическом составе почвы и о наличии в них песка и глины. Редко почвы возникают на чистом песке или глине. В зависимости от соотношения между этими горными породами почва может быть нескольких типов:

1. Песчаная (в ней преобладает песок),

2. Супесчаная (песка ненамного больше, чем глины),

3. Суглинистая (глины ненамного больше, чем песка),

4. Глинистая (преобладает глина).

Суглинистая почва считается наиболее плодородной, так как обладает всеми достоинствами песчаной и глинистой почв, но лишена их недостатков.

А теперь поговорим об изучении почвы.

Основоположником учения о почвах является русский учёный Василий Васильевич Докучаев. Он доказал, что почва - это самостоятельное природное тело и её образование есть сложный процесс взаимодействия пяти природных факторов почвообразования: климата, рельефа, растительного и животного мира, почвообразующих пород и времени.


Он объяснил, что почва состоит из последовательно сменяющих друг друга слоёв (или горизонтов), которые образуются в результате изменения исходной горной породы в процессе почвообразования. Вертикальная последовательность горизонтов образует почвенный профиль.


Докучаев посвятил жизнь изучению почв России. Создал первую в мире классификацию почв.

Как вы думаете, важна ли почва для живых существ и человека? Конечно, ведь почва является средой обитания многих живых организмов. Люди оценивают плодородие почвы со времён появления земледелия. Почва является основой для развития сельского хозяйства, без неё человечество не могло бы нормально жить и развиваться. Именно от плодородия зависит урожай на полях, красота растений в садах и парках. Для улучшения свойств почвы её обрабатывают и удобряют. Почву переворачивают, разрыхляют, чтобы образовались проходы для воды и воздуха. А также, чтобы запахать сорняки. Там, где почвы переувлажнены, проводят осушение земель. В местах, где в почве не хватает влаги, земли, наоборот, орошают.

С течением времени растения могут забрать из почвы все минеральные соли. Человек повышает плодородие почвы, внося органические и минеральные удобрения на поля.

Вода и ветер постепенно сносят верхний, плодородный слой почвы. Это называется эрозия почвы.

Выбросы заводов, фабрик, теплоэлектростанций, выхлопные газы автомобилей постепенно оседают на поверхность почвы. Это намного снижает урожай и загрязняет продукты питания.

Бытовые свалки - ещё один опасный источник загрязнения почв.


В загрязнённой нечистотами почве находятся опасные концентрации вредных веществ и обитают болезнетворные бактерии. Так, возбудитель дизентерии живёт в почве около 45 дней.

Очень важно не допустить загрязнения почвы. При избыточном внесении в почву удобрений часть их не усваивается растениями. Они смываются в реки, озера. Отравление вод становится причиной гибели рыб, птиц, животных. Часть минеральных удобрений просачивается вниз и попадает в подземные воды, которые использует для питья человек.

Сохранение почв - проблема, волнующая все человечество. Ежегодно в мире 5-7 млн га сельскохозяйственных земель теряется в результате отвода земли под строительство и размыва почвы.

В жарком поясе Земли наблюдается наступление пустынь. В этом поясе оно охватило 900 млн га. Главная причина опустынивания - уничтожение людьми растительности на нашей планете. Растения - лучшие защитники почвы. Своими корнями они скрепляют её. Кроме того, без растений почва не может образоваться. А без почвы не могут существовать растения. Человек способен нарушить ход природных процессов. Однако это наносит непоправимый ущерб ему самому.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ открытый урок почва.docx

Раздел: Природа Земли

Тема урока: Почва - особое природное тело.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока: способствовать формированию понятия – почва.

Обучающие: познакомить учащихся с составом почвы, выделить главное свойство почвы – плодородие.

Развивающие: развивать умения учащихся работать с текстом учебника; развивать мышление, речь; уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, объяснять понятия;

Воспитывающие: воспитывать правильное отношение к природе; интерес к географии.

Формирование УУД на данном уроке:

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии, методы, приемы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока

(Сл.1) Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок вам сил хватило.

Работайте старательно, слушайте внимательно.

Какое у вас настроение? (слайд 2)

зелёный лист – я работал легко, я все понял , узнал новое .

жёлтый лист – я понял почти всё, но были незначительные затруднения . красный лист – было сложно, я многое не понял, мне было трудно работать.

– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?

Отвечают, какое у них настроение.

Дети отвечают на поставленный вопрос

Предлагаю вам соотнести признаки и факторы: сл.6

А. Растения и животные

Б. Осадки, температура и ветер

В. Реки и озера, моря и океаны

Г. Почва, рельеф и горные породы

– Есть на свете чудесная кладовая ( слайд 8 ).Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер . Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва.

Как вы думаете, с какими знаниями вы уйдете сегодня с урока? (сл.10) Цели урока:

Узнать каков её состав и главное свойство;

Узнать, как образуется почва и каково её значение в жизни человека.

Дети выполняют соотношение

Выявление места и причины затруднения

Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев ( слайд 11 ). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. (Сл.12)

(Сл.13) Если почва – особое природное тело, то верно ли утверждать, что почвы могут болеть, расти и умирать? В чём особенность почвы? Ответьте мне, пожалуйста.

Пытаются ответить на вопрос

проекта выхода из затруднений

( слайд 14 ) Что такое почва? Выберите правильный ответ:

Верхний слой земной коры.

Верхний слой земной коры, где есть песок и глина.

Верхний плодородный слой земной коры .

Верхний слой земной коры, где есть песок, глина, вода и воздух.

Почему именно этот ответ вы выбрали?

Прочитайте, что пишет автор учебника о том, что такое почва (стр.128, пар.26, 1-й абзац)?

Выбирают правильный ответ, объясняют, почему его выбрали.

Работают с текстом параграфа

Реализация построенного проекта

А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? Что обеспечивает это свойство?

Найдите в пар.26 определение гумуса.

– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений (записывают в тетрадь).

Работа в парах: попробуйте самостоятельно назвать состав почвы (первая пара использует наглядное пособие, вторая – текст пар.26, третья – таблицу):

По вашим выводам составим схему и запишем в тетрадь ( сл.15 ).

Значит, (Сл.16) почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

А сейчас мы немного отдохнем и пойдем с вами в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом ( слайд 17 ). Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан?

– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?

– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву ( слайд 18 ), то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.

– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.

Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных .

Вопросам изучения почв своей страны и региона уделяется много внимания практиками и хозяйственниками, научными работниками и бизнесменами. С каждым годом возрастают масштабы антропогенной деятельности человека.

Почва, как поверхностный слой почвы, определяет ресурсный потенциал биосферы для потребления будущими поколениями людей. Сегодня последствия ухудшения почв уже выражаются в целом ряде глобальных, региональных и местных экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы и здоровья людей.

Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Как разработчик урока, ставлю следующие цели:

1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

1. Усвоение понятий: почва, почвоведение; выяснение состава почвы, условий образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим; определение почвенных горизонтов и их особенностей; сравнение видов почв и выявление сходств и различий.

2.Развитие умения сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитание умения работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

На уроке используются игровые технологии, технология критического мышления, технология уровневой дифференциации,- здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий стимулирует школьников к активной деятельности для выполнения задания, развивает интерес к проблеме, самостоятельность. А также совместная работа в группе способствует сплочению коллектива, растёт взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

В условиях введения ФГОС актуальной становится задача формирования у учащихся целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста, поэтому был выбран еще один метод- метод интеграции. Использование межпредметных связей играет роль пускового, побуждающего стимула и способствует включению учащихся в познавательную деятельность. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами познавательной активности.

Ожидаемые результаты

Основным критерием результативности деятельности в процессе проведения урока будет выступать критерий сформированности у детей правильного понимания понятий по данной теме. Основными показателями такого критерия будут служить: активизация познавательной деятельности учащихся, информированность по теме урока.

Основная часть

1. Большой многоэтажный дом,
Много загадок скрывается в нём.
Разного рода жильцы там живут,
Большое богатство они создают.
Большой многоэтажный дом -
Что вы скажете о нём?

Есть слой у биосферы тонкий.
Ну, просто худенькая плёнка

Среди слоев коры земной.
Он почвою зовется скромно,
Хоть и рождает мир огромный
Полей, Лугов, Среды лесной… (А. Утенкова)

2. -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о почве)

-Знаете ли вы, что такое почва?

- Знаете ли вы, как образуется почва?

- Знаете ли вы, куда нужно сажать растения?

- Как вы считаете, везде ли почвы одинаковые?

- Знаете ли вы, какие почвы в нашей области?

- Знаете ли вы кто такой Докучаев?

Свойства почвы: Опыты по определению состава почв:

Опыт №1 (группа 1)

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 (группа 2)

1. Возьми фильтровальную бумагу.

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.

4. Стряхни почву обратно в стакан.

5. Что ты наблюдаешь?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.

Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке мокрое пятно.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт №3(группа 3)

1. Возьмите посуду с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели, песок, глину, мусор, корешки, части насекомых.

Опыт №4 (группа 4)

1. Возьмите стакан водой и бросьте туда комочек почвы.

2. Тщательно размешайте и оставьте для отстаивания.

3. Рассмотрите осадок. Из чего он состоит?

Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.

Ответ: Мы рассмотрели осадок на дне стакана и увидели снизу в стакане песок, сверху на него осели мелкие частицы глины, а на поверхности воды плавают мелкие кусочки растительных остатков (листики и палочки).

Вывод (общий для групп 3 и 4): в почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых.

- Кто из вас знает, как называется одним словом гниющие остатки растений и организмов в почве? (Ответ: перегной)

-Правильно. Еще одно его название – гумус. Чем больше в почве гумуса, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения.

Значит главное свойство почвы – плодородие ! Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.

Физ. минутка:

Учитель: В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнется, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды…

А может, кто-нибудь поможет мне сказку продолжить?

Дети продолжают сказку : И вот, однажды поселилась среди песчинок жизнь. Крошечная такая, совсем невидимая. Малюсенький организм устроился жить среди песчинок. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал.

И вот уже не один, а миллионы микроорганизмов нашли свое убежище в песчинках. Как-то раз опустился на камешек маленький парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, семя проклюнулось, и скоро появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни. И теперь стало понятно, что не зря наш камень отдал свою жизнь. Ведь с этого началось образование ПОЧВЫ.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

А установил весь этот путь и книжку о нем написал великий русский ученый, геолог, географ и первый в мире почвовед В.В. Докучаев. И назвал он свою книжку “Русский чернозем”. Вот так и сбылась мечта булыжника – стал он большой знаменитостью.

Теперь познакомимся с видами почв.

-Рассмотрите образцы почв.

- Что вы заметили? (Они по цвету разные)

- Правильно. Как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться?

- Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь почву?

V . Обобщение и закрепление полученных знаний..

1. Плодородие почв – это их способность обеспечивать растения…

1. водой и кислородом

2. питательными веществами

3. питательными веществами, водой и кислородом

2. Плодородие почв зависит от…

1. содержания гумуса и влажности

2. механического состава и структуры

3. содержания гумуса, механического состава, структуры и влажности

3.Почвенный гумус в основном образуется в результате преобразования…

1. продуктов жизнедеятельности животных

2. частей растений, попадающих в почву

3. почвенных минералов

4. Наиболее плодородные почвы России –…

5. Черноземы в основном используют под…

2. строительство промышленных объектов

3. сенокосы и пастбища

6. На черноземных почвах в основном выращивают…

1. рожь, лен–долгунец и хлопок

2. пшеницу, подсолнечник и сахарную свеклу

3. чай и цитрусовые культуры

Ключ: 3, 3, 2, 1, 1, 2.

Разработка урока продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.

Проблема сохранения земельных ресурсов, на которых строится сельскохозяйственная деятельность человека, действительно остается актуальной. Быстрый рост населения земного шара постоянно требует увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Эту проблему можно решить либо увеличением урожайности сельскохозяйственных культур, либо освоением новых земель.

Своевременно полученная информация может побудить учащихся задуматься о том, что среди природных ресурсов почвы занимают особое место, так как обладают естественным плодородием. Это их важнейшее свойство служит нам, людям для производства продуктов питания.

Тип урока: комбинированный

Содержание урока: проведен в рамках программы. Основной акцент сделан на активизацию работы учащихся с использованием почвенной карты мира, закреплении терминов и понятий, выявлении причинно-следственных связей между климатом и почвой. Урок построен так, чтобы весь достаточно объемный материал был охвачен на уроке.

Тестовые задания были составлены с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки данного класса.

Мотивация: Чтобы заинтересовать учащихся, на уроке использовались:

- Эмоциональный настрой; - работа в группах; - быстрый результат; - игровые технологии; - технология уровневой дифференциации; - здоровьесберегающие технологии.

Формы: На уроке присутствовали все три формы: - общеклассная (изучение нового материала), групповая ( взаимопроверка), индивидуальная (повторение изученного материала)

Средства обучения: учебник, атлас, карточки с заданиями, физическая карта.

Методы: На уроке использовались следующие методы:

- по источникам знаний : словесные, наглядные, практические.

- по степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа, работа в группах

- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (воспроизведение изученного по памяти), частично-поисковый (при формулировке и объяснении некоторых понятий), проблемный ( в течении изучения нового материала)

- по принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, обобщающий, сравнительный, классификационный

Дифференцированный подход: при выполнении теста, при работе в группах.

Оценки и домашнее задание: объявлены и прокомментированы.

Условия проведения урока: урок проводился в кабинете географии, в классе светло, чисто, уютно. Кабинет оформлен необходимыми картами. Температурный режим – в норме. Для ребят это привычная рабочая обстановка.

Результат: на цель вышла.

Список литературы:

1. Джахангиров А.Д. Кузьминцев В.П. Энциклопедический словарь юного земледельца. М.: Педагогика, 2007.

2. Добровольский Г.В. Принципы и задачи почвенного мониторинга. Почвоведение, №11, 2004

3. Докучаев В.В. Дороже золота русский чернозем. – М.: Издательство МГУ,

3. Зверев А.Т. Экология: сборник задач и упражнений. – М.: Издательство МИИГАиК, 2006.

4. Ильин В.Б., Степанова М.Д. Относительные показатели загрязнений в системе почва-растения. – Почвоведение, 2008.

5. Качинский Н.А. Почва, ее свойства и жизнь. – М. : Наука, 2007.

7. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2005.

Читайте также: