Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек конспект урока 1 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

  • знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш
  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

План урока

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Постановка проблемного вопроса

5. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

7 .Экологическая задача.

9. Работа на компьютерах.

11. Творческое задание.

Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

- Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Лето)

- Ребята, кто из вас любит лето? А за что вы любите лето?

Не хотели ли вы оказаться в самом тёплом времени года?

Но путешествие будет непростым - это путешествие с какой-нибудь целью, со специальным заданием. Слайд 3

- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.

Цель путешествия вы узнаете, когда прибудете на место.

А пока проверим всё ли готово для путешествия. Сегодня нашим помощником будет компьютер. А ещё нам понадобятся книги, тетради.

Звучит фонограмма песни “Вот оно, какое наше лето!” Слайд 4

- По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики
Синеют васильки.

- Предлагаю остановиться здесь.

3. Постановка проблемного вопроса путешествия.

- Осмотритесь вокруг. Куда мы пришли?(луг) Слайд 6-1

- А как Вы думаете, есть ли правила нахождения на лугу?

Учащиеся читают: (ТЕМУ) Слайд 6-2

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?

- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.

4. Беседа о растениях и животных луга

А сейчас, давайте осмотримся вокруг.

Что привлекает ваше внимание? (цветы) Слайд 7

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.

ромашка

Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.

клевер

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

колокольчик

Колоситься в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь.
Хоть не красный он, а синий –
Всё на звёздочку похож.

василёк

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом помер. Потух
И превратился в пух.

одуванчик

- Давайте на секунду закроем глаза и прислушаемся.

Аудиозапись( шмель)

- Что вы услышали?

- Действительно, это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.

шмель Слайд 8

- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.

Расту червяком, питаюсь листком,
Потом обмотаюсь и засыпаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка порхаю.

- Что знаете о бабочке? Слайд10

Бабочка – это насекомое.

- Назовите три отличительных признака насекомого.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ Слайд 11

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

- Красота бабочки в лёгкости и крыльях.

- Бабочек на земном шаре очень много. Слайд 12

- Некоторых из увиденных бабочек мы никогда не увидим на нашей поляне, так как они живут в дальних тропических странах.

За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

- У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названанна та или иная бабочка:

2. павлиний глаз Слайд 13

- Иногда мы видим красивую бабочку, но не знаем её названия. Для того чтобы узнать бабочку, существуют специальные атласы-определители бабочек.

- А вот эти бабочки спокойно кружат на наших полянках. Слайд 14.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.

5. Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу.

- Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек?

(Потому что здесь много цветов.) Слайд 15

- Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. Слайд 16 -1

В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?

- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах Слайд 16 -2

- Кроме того, бабочки откладывают личинки на растения. Из этих личинок развиваются гусеницы. Они начинают есть листья растений и расти.

Учащиеся говорят о связи объектов природы.

- Пришло время ответить на главный вопрос:

Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек? Слайд 17

(Дети делают вывод:

Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам, ведь они не могут жить друг без друга!)

6. Работа с учебником

На стр.47 (2 часть) учащиеся читают вывод:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

- Ребята, понравились ли вам бабочки?

- Захотелось ли вам поймать какую – нибудь?

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

- Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её

(Предполагаемые ответы детей.)

Экологическая задача Слайд 18

- Сегодня вы видели, как могут сохранить красоту бабочек фотографы.

7. РЕЛАКСАЦИЯ Слайд 20

- Сейчас послушаем, как при помощи звуков изобразил полёт бабочек композитор.

- Закройте глаза и представьте себе: утро, поляна, порхающие бабочки…(звучит музыка)

- Как сохранили бы красоту бабочек художники?

(С помощью кисти и красок)

8. Откройте компьютеры.

- Найдите папку 1.

- Откройте её. Экологическая задача

У каждого из вас лежат листочки с инструкцией. Прочитайте.

Уберите (вырежите) те рисунки на лугу, которые считаете неверными.

ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ.

- Найдите папку 2.

У каждого из вас лежат листочки с инструкцией. Прочитайте.

Создайте свой луг с мальчиком и девочкой, птичкой и бабочкой.

- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Кому понравилось путешествие – жёлтое солнышко, кому неочень – солнышко с тучкой, кому не понравилось – тучка.

10. Творческое задание.

Если вы хотите, чтобы в ваших рабочих тетрадях луг стал таким же красивым, какой вы видели сегодня, можете раскрасить его.

познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.

Задачи урока:

дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа-определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу

совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.

воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать аккуратность, любознательность.

ВложениеРазмер
pochemu_my_ne_budem_rvat_tsvety_i_lovit_babochek.docx 26.88 КБ

Предварительный просмотр:

познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, дать представление об их взаимосвязи; сформулировать правила поведения на лугу.

дать представление о разнообразных видах цветов и бабочек, встречающихся на лугу, формировать умение определять их название с помощью атласа-определителя, дать представление о взаимосвязи между ними, проанализировать поведение людей на лугу

совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.

воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; воспитывать аккуратность, любознательность.

Прозвенел для нас звонок

Начинаю наш урок

Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь, Улыбнитесь, подружитесь

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие захотели к нам прийти.

-На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и веселое. Покажите пожалуйста а какое настроение у вас на уроке?

Давайте хором прочитаем девиз нашего урока:

Я желаю вам успеха

Буду всем я помогать

Мы отлично учимся

Все у нас получится.

2. Мотивация учебной деятельности

-Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию

-Только вы должны сами угадать это место, а для этого я вам загадаю загадку:

На полянку вы пришли

Вот трава, а вот цветы

Порхают бабочки вокруг

Зовем мы это месть … (луг)

-Ребята, что бы мы услышали если бы сейчас оказались на лугу? ( Жужжание насекомых, пение птиц…)

-А что бы вы увидели? (Цветы, бабочек, травы…)

-А что бы вы почувствовали? ( Запах цветов, легкий ветерок…)

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя)

-Кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

В конце экскурсии вы должны ответить на этот поставленный вопрос.

Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке.

Цели формируют дети:

Познакомиться с растениями луга

Познакомиться с насекомыми луга

Познакомиться с правилами поведения на лугу.

4.Работа по теме урока

- Какие вы знаете цветы, растущие на лугу?

(учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети и читают стихи об этом цветке)

На лугу растут сестрички.

Желтый глазок, белые реснички.

На лугу растет ромашка

Скромный беленький цветок,

Что из желтого кармашка

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

Поклонился нам с тобой.

Очень вежливы… А ты?

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

У тропинки одуванчик

Сбросил желтый сарафанчик.

Стал пушистым, словно пух:

-Братцы! Как же я опух!

Синее небо упало на луг,

Синим, пресиним все стало вокруг,

На лугу расцвели, у синей реки,

Как синее небо, цветки…

Я-синей небесной сини,

Полевой простой цветок.

От того я – не Василий,

А всего лишь – василёк.

-А почему нельзя рвать цветы? ( дети выбирают правильные ответы в паре)

-будет пусто и некрасиво;

-насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой;

-мама будет ругаться;

-посадят в тюрьму.

-Правильно будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)

-Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут

-И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом

Срывая цветы мы губим красоту (дети делают вывод)

Я сорвал на берегу.

Объяснить не могу.

Он день простоял

А сколько бы он

На лугу простоял?

Не рви меня, пожалуйста,

Я только день живу.

Дай наглядеться волю мне

На солнце и весну.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

-Какой же мы сделаем вывод?

-А из каких же цветов тогда можно собирать букеты?

(из садовых, которые выращивают люди)

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.

Но теплой весной я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю. (Бабочка)

-Давайте представим себя бабочками и немножко отдохнем.

Утром бабочка проснулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над волною покружилась,

Ветер бабочек качает,

Влево, вправо наклоняет.

И потихонечку спать приземлилась.

-Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька.

-Красота бабочки в легкости и крыльях. Их крылья покрыты множеством чешуек. И если неосторожно схватить бабочку , на пальцах останется цветной налет из чешуек – пыльца. Крылья бабочек очень хрупкие, когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает. Многие названия бабочкам даны не случайно, из-за окраски. Бабочки питаются сладким нектаром, а иногда пыльцой которая находится внутри цветка.

Бабочка – это насекомое

-Назовите отличительные признаки насекомых ( крылья. 6 ног …)

Работа с учебником

-Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте какие у них могут быть названия. (ответы детей)

-А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя..

-Рассмотрите рисунки ниже.

1 ряд – описывают рисунок слева

2 ряд – рисунок справа

3 ряд – посмотрев на эти рисунки составляет правила поведения на лугу.

Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.

Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают её.

Нельзя оставлять после себя мусор. Если каждый человек оставит после себя хоть немного мусора на месте своего отдыха, то цветущий луг превратится в свалку.

-Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами . Прочитаем?

-Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

-Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (они не могут жить друг без друга)

-Прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом, на с. 47.

5. Выполнение заданий в рабочей тетради

6. Тест: (правильное утверждение ставим +, если не правильное -)

Пришел на луг, нарви большой букет цветов (-)

Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) (+)

Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)

На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (-)

Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (-)

-Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек - на желтый цветок!

-Кто допустил одну или две ошибки - на голубой!

-А кто три и больше - на красный!

Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

_Давайте будем стремиться сохранять и приумножать красоту нашего края.

-Скажите, сохранилось ли у вас радостное солнечное настроение. Поднимите кружочки которое соответствует вашему настроению.

-Поделитесь, какие впечатления, открытия и знания вы возьмёте с сегодняшнего урока?

-Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок окружающего мира в 1 классе "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Почему каждый цветок живет своей жизнью? Почему каждая букашка имеет право на жизнь? Что необходимо далать на природе, чтобы остаться людьми? Ответить на поставленные вопросы можно, если посетить урок.


Презентация к уроку "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек", окружающий мир, 1 класс

Презентация к уроку содержит фотографии растений и бабочек, названия которых упоминаются в учебнике.

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя. Формулировать правила поведения в природе.


Разработка целеполагания урока по системно-деятельностному, компетентностному подходам и выполнить отдельно задание по таксономии Блума.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Урок окружающего мира в 1 классе по программе Школа России с учётом ФГОС.

формирование представлений о цветах и бабочках луга, об их красоте, о выработки элементарных экологических норм.

Планируемые результаты

Научатся: узнавать изученные природные объекты; уметь объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные существа, и исчезает красота природы).

Получат возможность научиться:обсуждать свое отношение к домашним питомцам; наблюдать за домашними животными и фиксировать результаты наблюдений формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные

Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек, о необходимости сохранения природного окружения; логические - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок).

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Основные понятия и определения

Луговые цветы, бабочки, правила поведения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу.

Научимся некоторым важным правилам поведения в природе.

Вспомните, какие вы знаете цветы, каких бабочек. Где вы встречали их в природе?

Изучение нового материала

Определите цветы и бабочек, которые изоб­ражены на рисунке


Бабочки- голубянка, пестрянка, зорька

Цвкты- нивяник, таволга, короставник

Осмысление и понимание полученных знаний

Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунках? Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. Сравните их со словами Мудрой Черепахи.


Знаете ли вы, что..

бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром;

цветам плохо без бабочек, потому что ба­бочки опыляют их (без этого у растений не будет плодов и семян)?

Используя эту информацию, расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Придумайте сказочную историю по этому рисунку.


Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные
живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!

1.Приведите примеры цветов и бабочек луга. 2. Какие правила поведения в при­роде мы договорились соблюдать? 3. Почему необходимо соблюдать эти правила?

Презентация почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Ход и содержание урока.

1.Организационный момент.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите солнышко, которому соответствует ваше настроение. (Ребята показывают смайлики с изображением солнышка)

2. Закрепление пройденного материала.

-Какие времена года вы знаете?

-Какое сейчас время года?

-Назовите весенние месяцы.

- Какой месяц сейчас наступил?

- Ребята, вы любите прогулки? А чем вы занимаетесь на прогулках?
- Сегодня мы тоже совершим прогулку. Мы с вами сегодня будем туристами.
- Как вы думаете, кто такие туристы?
(это люди, совершающие путешествия в целях отдыха и самообразования)
- Муравьишка Вопросик приглашает нас в гости к себе домой.
-А как вы думаете, куда, где его дом?
- Он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми и поможет ответить на вопросы: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек; почему в лесу, в степи и на лугу надо соблюдать тишину?

4 . Введение в тему урока.

-Представьте себе, закрыв глаза, что вы сейчас находитесь на лугу.

Звучит музыка со звуками насекомых на лугу.

-Какие звуки вы услышали, что представили? (Цветы, бабочки, травы.)

- А представьте, каким стал бы луг, если исчезнут цветы, бабочки, травы? (Ответ детей).

- Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.

5. Работа в тетради.

- Откройте рабочие тетради с.32. Красив ли луг? ( Нет)

-А знаете ли вы какие цветы растут на лугу? (Слайд № 2)

- Давайте оживим наш луг.

Рассматриваем слайды с фотографиями таволги, короставника, лютика, клевера, нивяника. (Слайды №3-7) И одновременно раскрашиваем цветы.

Отгадайте загадку
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (ромашка) Слайд № 8

Ромашка является символом праздника, названного Днем семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля.

-Найдите ромашки и раскрасьте. Только не путайте ромашку с нивяником. Сравните и запомните их. (Слайд № 9)

-А вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу? (Слайд №10)

Это книга называется так, потому что красный цвет – это сигнал опасности. Ученые со всего мира составили списки животных, птиц, растений, которых осталось очень мало на земле и их надо охранять!

Колокольчики и ландыши занесены в Красную книгу. (Слайды № 11-12)

В рабочей тетради соедините линиями названия и рисунки цветов.

Но есть еще один цветок, который растет в наших краях… (Слайд № 13)

- Ребята, срывая безжалостно тюльпан, мы не задумываемся о последствиях. Через день – два охапки сорванных цветов будут выброшены. На месте сорванного цветка не появится новый, т.к. луковица, не успевшая накопить достаточного количества питательных веществ, погибает. Каждый человек перед тем, как сорвать цветок, должен подумать, что он делает.

6. Физкультминутка:
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

7. Знакомство с насекомыми луга.

- Ребята, стал ли теперь нарядным наш луг? (Ответы учеников)

- Кого еще не хватает на нашем лугу? (На лугу нет насекомых)

- А кто такие насекомые? ( Насекомые - это животные, у которых по 6 ног. (Слайд № 15.)

На нашей планете существует около 2 млн. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе. Они часть природы.

- Каких насекомых вы видите на экране?

Расту червяком, питаюсь листком,

Потом обмотаюсь и засыпаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,

Но теплой весной я вновь оживаю

И, как птичка порхаю. (Слайд №16.)

- Бабочки, одни из самых красивых живых существ на земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали им красивые имена: Адмирал, Крапивница, Зорька, Желтушка, Лимонница (Слайды №17-21)

– Почему она получила такое название? ( Желтая, как лимон)

– Как называется бабочка, изображенная на рисунке в вашей тетради?

– Пестрянка. (Слайд №22.)

– Почему ее так назвали? (Пестрая)

- А Голубянка? (голубая) (Слайд №23)

Есть еще бабочка – шелкопряд, с беловатыми крыльями. Гусеница бабочки питается только листьями одного дерева – Тутовника. Это единственная бабочка в мире из кокона которой получается шелковая нить. (Слайд №24)

– Раскрасьте всех бабочек в тетради.

- А теперь вам нравится наш луг? (Ответы детей.)

8. Работа по учебнику.

-Откройте учебники с. 46.

-Рассмотрите верхний рисунок и скажите, каким вы видите луг?

Посмотрите два следующих рисунка. Что изменилось на лугу? (Пришли дети.)

Ученики составляют рассказы по рисункам №1 и №2.

-Представьте, дети ушли, каким будет луг? (Высказывания учеников.)

- Хотелось бы вам вернуться на такой луг? (Слайд №25)

9. Физкультминутка с имитацией движений.

- Летит жук и садится на травку.

- А теперь стрекоза!

Утром стрекоза проснулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась. (Дети садятся за парты)

10. Вывод.

-Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты.

-А почему бабочки и цветы неразлучны? (Ученики рассуждают.)

-Почему бабочки не могут жить без цветов? (Питаются их нектаром.) Слайд №27

-А цветы без бабочек? (Опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян.) Слайд №28.

- А теперь прочтите, как объясняет это Мудрая Черепаха в учебнике на с.47.

11. Запрещающие знаки по поведению в природе.

Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.

* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди.

* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее.

* Не разводи костер в лесу, на лугу, в поле.

* Нельзя шуметь и оставлять мусор в лесу, на лугу, в степи.

12. Аутотренинг.

Дети закрывают глаза. Учитель спокойным, мягким голосом говорит:

Трава мягкая, шелковистая…

-Вдыхаю прекрасный аромат. Слышен стрекот кузнечиков… Слышится шуршание букашек… Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем…

Но вот подул ветерок, я чувствую, что набираюсь сил, бодрости.

Я открываю глаза. У меня хорошее настроение.

Я хочу жить в мире с природой. Я буду её защитником! (Слайд №30)

13. Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке помощью смайликов:

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.

Красный смайлик – огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Doc1.docx

hello_html_m77576a86.jpg

hello_html_m77576a86.jpg

hello_html_m77576a86.jpg

hello_html_m77576a86.jpg

hello_html_m43f9654b.jpg

hello_html_m43f9654b.jpg

hello_html_m43f9654b.jpg

hello_html_m43f9654b.jpg

Выбранный для просмотра документ Открытый урок окружающего мира.docx

Открытый урок окружающего мира 1-й класс

"Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек".

Учител: Кибис Елена Витальевна

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;

совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;

воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция, мини-инсценировка

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс 2 часть,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

учебник, рабочая тетрадь, карандаши, конверты с шаблонами бабочек и цветов

презентация к уроку;

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

4. Постановка проблемного вопроса. Целеполагание.

5. Беседа о растениях и животных луга

6. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

8. Работа с учебником.

9. Творческая работа.

11. Домашнее творческое задание.

1.Организационный момент Слайд 1

Презентация

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Проверка домашнего задания.

По видеоуроку и презентации слайд 2.

- Какая тема была на прошлом уроке?

- Перечислите по порядку цвета радуги. (видеоурок)

- Почему радуга разноцветная? (Читает ученик, остальные отвечают)

3. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в поход. А куда, вы узнаете отгадав загадку.

ЗАГАДКА: Слайд 3-4

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал!

Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит. луг

Муравьишка: Я тоже хочу оказаться на лугу!

- Вам нужно быть предельно внимательными, за всем наблюдать, всё запоминать, чтобы выполнить все задания и ответить на все вопросы.

- По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке
Мы летнею порой!
Мудрая Черепаха:

Щебечут птички звонкие,
Порхают мотыльки,
Желтеют одуванчики
Синеют васильки.

- Предлагаю остановиться здесь.

4. Постановка проблемы. Целеполагание.

- Осмотритесь вокруг. Куда мы пришли?(луг) Слайд 6

- А Что же привлекает нас на лугу? Слайд 7

- Найдите и прочитайте тему сегодняшнего урока. Слайд 8

- Какие же цели мы поставим перед собой?

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК?

- Итак, в конце путешествия вы должны ответить на этот вопрос.

5. Беседа о растениях и животных луга

-А сейчас, давайте осмотримся вокруг.

Мудрая Черепаха: Как прекрасно выглядит луг летом! Очень красиво! Поэтому у многих поэтов и писателей можно найти его описание. Послушайте одно из них. Слайд 9

Учитель: Идешь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру лиловые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики, у самого леса под деревьями уже цветет иван-да-марья.

А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.

На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.

(По И. Соколову-Микитову) слайд 10

Муравьишка: Как много растений на лугу! Давайте познакомимся с некоторыми из них. Слайд 11

- Я буду загадывать загадки, а вы отгадайте их и найдите ответ в тетради.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. Слайд 12

Ромашка (Степанова Д.)

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки —
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. Слайд 13

Клевер (Мустафаев Р.)

В поле за деревней,
Средь душистой кашки,
Расцветает клевер -
Лучший друг ромашки.
Красные комочки,
Как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки,
Запах поля сладкий!

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. Слайд 14

Колокольчик (Лопухин А.)

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые.
И о чём звените вы
В день весенний мая,
Средь некошеной травы
Головой качая.

Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка. Слайд 15

Одуванчик (Исаев)

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.

- А сейчас познакомимся с обитателями луга. Видеоролик Аудиозапись Догадываемся кто издаёт такой звук…..

- Это звуки природы. Их издают животные, которые обитают на лугу.

- Но есть на поляне такие животные, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других.

Загадка: Слайд 16

Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел.

- Бабочки – это насекомые? Докажите.

РАССКАЗ О БАБОЧКАХ Слайд 17

- Вы, конечно, не раз наблюдали, как в тёплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. Красота бабочки в лёгкости и крыльях. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена. У каждой бабочки есть своё название. Многие названия им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка:

1. голубянка Голубянки – небольшие, но удивительно красочные бабочки: одни напоминают маленькие лоскутки голубого неба, другие – крошечные язычки пламени, третьи – зеленые листочки. Несмотря на мелкие размеры, эти дневные бабочки – замечательное украшение наших садов, парков и скверов. Голубянки – одни из самых распространенных дневных бабочек, их часто можно увидеть на лесных полянах, лугах, в полях, на обочинах полевых и лесных дорог, в парках, скверах, на приусадебных участках. В теплые тихие дни голубянки часто слетаются к лужицам на дорогах. Курбатова слайд 18

2. пестрянка Бабочка Пестрянки имеет очень яркий окрас: оно может быть блестящего черного или темно-синего цвета и яркими желтыми или красными пятнами, отсюда и такое название (Пестрянки). Но иногда встречаются и одноцветные бабочки. Своим окрасом она предупреждает врагов, что лучше ее не трогать, и тем более не есть. Пестрянка может в случае опасности выделять ядовитую пахучую жидкость. Поэтому бабочку ничего не пугает, она спокойно сидит на цветочках и наслаждается жизнью, не ожидая опасности. Гороян Слайд 19

3. зорька Зорька или аврора — дневная бабочка. Бабочки предпочитают открытые лесные участки: вырубки, опушки, поляны, просеки. Появляются уже в конце марта. Стругачёва слайд 20

4. лимонница Всех представителей рода отличает характерный окрас: насыщенно-желтый оттенок крылышек. Однако, такой красотой могут похвастаться лишь самцы, порой, их крылышки достигают ярко-оранжевого тона. Что касается самок лимонниц, то их цвет – светло-зеленый, а иногда и вовсе – белый. Когда насекомое расправляет крылья, то их размах составляет от 3 до 6 сантиметров. Наибольшие скопления лимонниц можно увидеть на лугу, а также недалеко от зарослей кустарников и древесных насаждений. Однако, слишком густые леса они избегают, стараясь больше находиться открытом пространстве. Станникова слайд 21

- Эти бабочки спокойно кружат на наших лугах.

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре - полетела.

6. Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу.

Муравьишка: - На лугу живёт столько насекомых! И особенно много бабочек. Почему? Слайд 22

Ответы детей: (Потому что здесь много цветов.)

Мудрая Черепаха: - Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. Слайд 22

Учитель: слайд 23 В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена?

Дети отвечают.

- Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. Слайд 24 Кроме того, бабочки откладывают личинки на растения. Из этих личинок развиваются гусеницы. Они начинают есть листья растений и расти.

Учащиеся говорят о связи объектов природы.

- На поляну пришли дети. Нарвали цветы, поймали бабочек. Слайд 25-27 Посмотрите, что произошло…

Мудрая Черепаха: слайд 28 Цветы завяли, а бабочка умерла. Даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Взяв бабочку в руки, мы повреждаем эти чешуйки, они остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

- Пришло время ответить на главный вопрос:

Почему нельзя срывать цветы и ловить бабочек? Слайд 29

(Дети делают вывод:

Значит, если мы рвем цветы, мы не только цветам, но и бабочкам делаем плохо. А если ловим бабочек, делаем плохо и бабочкам, и цветам, ведь они не могут жить друг без друга!)

8. Работа с учебником

На стр.47 (2 часть) учащиеся читают вывод:

Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

И больше не будет такой красоты! Брек слайд 30

Итог беседы

- Ребята, понравились ли вам бабочки?

- Захотелось ли вам поймать какую – нибудь?

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту!

Всякий раз, когда мы видим бабочку, нам хочется сохранить её на память, или для того, чтобы показать друзьям.

А знаете ли вы, что, поймав бабочку, вы можете нарушить закон? Некоторые бабочки редкие и занесены в Красную книгу. Слайд 31-33 Давайте себе признаемся, что поймать бабочку, это значит УБИТЬ её!

- Как же всё-таки сохранить бабочку, не убивая её

(Предполагаемые ответы детей.)

- Сегодня вы видели, как могут сохранить красоту бабочек фотографы, художники.

9. Творческая работа.

-У нас на доске луг, но он очень скучный, неживой. Давайте оживим его. У вас на столах конверты. В них бабочка и растение луга. В паре 1 разукрашивает бабочку, другой цветок. После урока наклеим на луг.

10. Рефлексия слайд 34

- Наблюдать, рисовать, фотографировать в природе очень интересно. Так можно узнать многие секреты природы.

- Наше путешествие подходит к концу.

- Кому понравилось путешествие – жёлтое солнышко, кому не очень – солнышко с тучкой, кому не понравилось – тучка.

Читайте также: