Плотность вещества 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Загрузить презентацию (207 кБ)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: ввести понятие плотности вещества, научить уверенно сравнивать плотности тел, находящихся в различных агрегатных состояниях, показать практическую значимость величины, как для дальнейшего изучения физики, так и для применения в жизни.

Домашнее задание: §21, определить плотности 2-3 предметов домашнего обихода, рассчитать будут ли они плавать в морской воде, масле, нефти.

Организация начала занятия

Здравствуйте дети! Сегодня у нас будет не совсем обычный урок и будет он проходить не в обычном классе, а на кухне! Итак, представьте, что мы на кухне…

Учитель надевает фартук и косынку.

1. Цель урока

2. Постановка проблемы

По рецепту, для того, чтобы приготовить несколько бутербродов, необходимо взять около 300г сыра и столько же грамм хлеба.
Вот сыр, а что с хлебом? Давайте отрежем такой же по форме и объему кусок хлеба. Вероятно, он будет такой же по массе?

Дети отвечают – нет:

– Почему?
– Они разной массы! (Хлеб легче сыра. Всегда, или в данной ситуации? Помним, что кусочки одинаковы по объему).

Дети отвечают – да:

Давайте проверим это!

Учитель приглашает к кафедре двух учеников, и они сравнивают массу на весах.

– А теперь сравним несколько тел, которые находятся у вас на столе.

Сравнивая массы и объемы тел 1, 2, 3 и 4 приходим к выводу:

V1 = V2; тела изготовлены из разных веществ: m1 =/= m2.
m1 = m2; тела изготовлены из разных веществ: V1 =/= V2.

Вывод записываем в тетрадь

3. Изучение нового материала

Формулируем определение плотности вещества.

Для того, чтобы связать массу и объем тела, была введена величина плотности, как отношения массы тела к его объему.
Запишем определение в тетрадь.

Опр. Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Слайд 1 – определение

Запись определения в тетради.

Обозначается плотность буквой ?,

Слайд 1 – обозначение
ее формула записывается прямо по определению:

Слайд 1 – формула

Запишем обозначения и единицы измерения всех букв входящих в формулу плотности:
Иногда удобно брать несистемную единицу измерения плотности – г/см 3 , выведем соотношение между единицами измерения:

Вывод записываем в тетрадь.

4. Систематизация знаний

У разных веществ разные плотности, и чем больше плотность вещества, тем меньший объем оно будет занимать.
Итак, чья плотность больше: сыра, или хлеба?

Как мы уже выяснили сыр плотнее хлеба, и потому у него будет меньший объем при такой же массе. Но это твердые вещества, а как же жидкости? –
А теперь я приглашаю вас в бар.

Учитель показывает, как распределяются в мензурке/фужере жидкости разных плотностей.

Какая из жидкостей имеет большую плотность? Почему?
А если у нас будут газы разных плотностей?
Учитель показывает опыт с углекислым газом газом или демонстрирует видео.
Для опыта потребуется сухой лед в металлическом термосе и теплая вода.
Какой газ более плотный? Почему?
В нашей жизни нас окружает множество различных веществ, плотности некоторых из них можно найти в вашем учебнике, в таблицах на стр. 50-51.
Рассматриваем таблицы, особенно привлекаем внимание ко льду, подсолнечному маслу, спирту, молоку, чистой воде (то, что используется в проверочном тесте)

Практическая работа

Отлично вы справились со всеми препятствиями на пути к знаниям, а теперь, вернемся на кухню, возьмем немного сладкого. Скажите, будет ли пастила тонуть в молоке? Как это доказать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Плотность вещества

Цели урока:

1. Обучающая: - Сформировать общие представления о плотности

- выяснить физический смысл плотности;

- вывести формулу расчета, единицы плотности

2. Развивающая : - формирование самостоятельного мышления,

умения сравнивать, анализировать, делать

3.Воспитательная : -развитие познавательного интереса учащихся,

бережное, аккуратное обращение с приборами;

аккуратность записей в тетрадях, наличие учебников

и письменных принадлежностей.

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : словесно- наглядно- практические

Оборудование : рычажные весы с разновесами, два бруска

Демонстрации : демонстрация набора тел одинаковой массы, одинакового объема

Плотность мы легко найдем
Раздели м массу на объем.

II. Повторение ранее усвоенных знаний

Учитель . На прошлых уроках мы изучили понятия: вещество, тело, масса.

Что такое физическое тело? Что же такое вещество?

Вспомним внутреннее строение вещества.

(Вещество состоит из молекул (атомов) с промежутками между ними. Молекулы движутся … Молекулы взаимодействуют…)

Назовите агрегатные состояния вещества. ( Газ, жидкость и твердое тело). Что такое масса? Как определить массу? Единицы измерения массы?

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

Давайте заглянем сквозь тысячу лет
В тот город у моря, где жил Архимед.
Вот по дороге мощеной
В раздумье шагает ученый,
К царю Сиракуз направляется он.
Навстречу спешит из дворца Гиерон:
— Нужен твой совет, ученый!
Мастер сделал мне корону,
Погляди-ка, Архимед,
Золотая или нет?
С виду золотом сверкает,
Но, ты знаешь, все бывает.
Говорят, что мастер прыткий,
Отпилил кусок от слитка,
Остальную часть расплавил,
Серебра туда добавил
И потом принес, подлец,
Мне подделку во дворец.
Золото иль позолота
Разглядеть твоя забота,
Точно все определить,
Но корону не пилить.
Из дворца побрел ученый:
— Мне известен вес короны,
Но а как найти объем?
Думал ночью, думал днем,
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода-
Догадался он тогда,
Как найти объем короны,
И помчался к Гиерону.
Во дворец примчался он:
— Я придумал, Гиерон!
Эврика! Открыл закон!

Учитель . Представьте, что геологи обнаружили залежи нефти. Объем залежей они знают. Как определить массу нефти? Очевидно, массу нефти мы сможем подсчитать, если будем знать массу в единице объема (1 м 3 ) и объем. Следовательно, знание массы в единице объема вещества имеет большое значение для практической деятельности человека. В физике оно получила название особое - плотность.

Учитель сообщает цели урока.

Знать :
1.Что такое плотность?
2.Как определяется плотность?
3. Формулу расчета плотности
4. Единицы измерения плотности.

Зная, плотность, научиться определять химический состав вещества.

IV. Изучение нового учебного материала

Учитель - Расскажите, как определяется объем тела, имеющего форму параллелепипеда. Какой прибор для этого нужен?

(Линейка. Объем равен произведению размеров трех сторон V=a× b ×c).

Учитель - Объем тел произвольной формы нельзя измерить при помощи линейки. Для этого можно воспользоваться другим способом. Каким?

- Для измерения объемов жидкостей и твердых тел используется измерительный цилиндр

( мензурка). Если налить в измерительный цилиндр жидкость и определить ее объем, а затем опустить туда твердое тело, то уровень жидкости поднимется. Разность этих двух объемов равна объему твердого тела.

Учитель . Измерьте объем брусков с помощью линейки и запишите результаты

Учитель - Что еще научились определять на прошедших уроках?

Учитель - С помощью какого прибора?

( С помощью рычажных весов).

Учитель - Определите массу брусков с помощью весов, стоящих на вашей парте. Запишите результат

Учитель - Тела из разного материала, но одинакового объема имеют разную массу.

Для наглядности положим на одну чашечку весов цилиндр из железа, на другую - из алюминия.

Какие факты видны из наблюдения?

- Одно тело состоит из железа, другое- из алюминия. V жел = V алюм . Масса железа больше массы алюминия.

Учитель - Как это объяснить?

-Масса вещества , содержащегося в 1 см 3 разная, т.е. плотность разная.

Учитель – Если взять два бруска, изготовленные один из металла, другой из дерева, то можно видеть, что объем деревянного бруска больше объема металлического (положить на весы ). Почему весы находятся в равновесии?

- У них равные массы

Учитель Железный брус массой 1 т имеет объем 0,13 м 3 , а лед массой 1 т – объем 1,1 м 3 , т.е. почти в 9 раз больше . Тела, изготовленные из различных веществ, при одинаковой массе имеют разные объемы.

Учитель - Что можете предложить, чтобы объяснить увиденное?

- Масса 1 см 3 разная, то есть плотности тел разные.

Учитель - Объясним смысл слова плотность, используя знания о внутреннем строении вещества.

- Атомы железа и дерева имеют разную массу и разные промежутки между ними.

Учитель – Чем же определяется плотность вещества?

Физическая величина, показывающая, какая масса приходится на единицу объема вещества, называется плотностью.

Чтобы найти плотность вещества, необходимо определить массу и объем тела.

Учитель предлагает пример.

Учитель. Чтобы выяснить, как найти плотность данного вещества рассмотрим пример. Кусок льда объемом 4 м 3 имеет массу 3600 кг. Определить какова масса 1 м 3 льда (плотность льда).

- 1 м 3 льда имеет массу 900 кг. Таким образом, плотность льда составляет 900 кг на 1 м 3 .

Учитель . Как же это мы определили?

- 3600 кг/ 4 м 3 = 900 кг/м 3

Учитель Чтобы определить плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.

Следовательно, плотность есть физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Коротко определение запишется так: плотность = масса/ объем.

Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность.

В каких единицах измеряется плотность?

Ученик, анализируя формулу, говорит : кг/ м 3 или г/ см 3

Учитель В системе СИ плотность измеряется в [ кг/ м 3 ] . Часто плотность измеряется в [ г/ см 3 ]. Учитель Плотности веществ уже определены учеными. В сборнике задач по физике вы найдете таблицу плотности веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии. Очень важно заметить, что одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различную плотность.

Например, плотность воды равна 1000 кг\ м 3 , льда- 900 кг\ м 3 , а водяного пара- 0,59 кг/м 3 . Почему они различны?

Найдите по таблице плотность алюминия.

- 2700 кг/ м 3 или 2,7 г/см 3

Учитель . Обратите внимание на таблицы плотностей в учебнике и найдите вещества с наибольшей и наименьшей плотностью для твердых, жидких и газообразных веществ.

- Самое плотное твердое вещество осмий- 22 600 кг/м 3 . Самая плотная жидкость- ртуть (13600 кг/м 3 ).

Учитель . Ну, а теперь найдем вещество, зная его плотность

Учитель записывает на доске : плотность вещества равна 19300 кг/м 3 . Что это за вещество?

Ученик, работая с таблицей, отвечает, что это вещество - золото.

V. Закрепление новых знаний

1. Что значит запись ρ =900 кг/м 3 ? ρ =0,71 г/см 3 ?

2. Масса 10см 3 железа 78 г. Чему равна плотность железа?

3. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг , а объём 500 см 3 ?

VI. Итог урока

Учитель Что нового узнали?

1. Познакомились с новой физической величиной- плотностью?

2. Плотность вещества определяет какая масса вещества содержится в единице объема (в 1м 3 ,1 см 3 )

3. Плотность измеряется в 1 кг/ м 3 или 1 г/ см 3

4. Научились определять плотность вещества по формуле: ρ =m/V

5. Зная плотность тела, научились определять вещество.

6. Научились работать с таблицами плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.

Учитель - Зачем нужно знать плотность вещества?

- Как определить массу сосновой доски с помощью линейки?

VII . Рефлексия На доске:

интерес, страх, скука, увлеченность нового, непонимание, познание. Выписать одну или две эмоции какие вы испытали

VIII. Домашнее задание

Выучить определение и формулы, составить план ответа о физической величине – плотность, вычислить плотность своего тела


Вид урока: Эврестическая беседа, решение задач.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, тела разного объема, но равной массы, весы, гири, разноцветные карточки, фрагменты высказывания.

Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения).

Задачи урока:
-образовательные: закрепление понятий массы, объёма, плотности, правил перевода единиц измерения;
-закрепление навыков по расчёту массы, объёма тела и плотности вещества;
-развивающие: развитие интереса к предмету, кругозора, умения логически мыслить;
-воспитательные: прививать любовь к точным наукам;
-способность к коллективным логическим рассуждениями и работе в парах;

- коррекция внимания, логического мышления, памяти.

Педагогические технологии: исследовательская, проблемная, личностно-ориентированная, коррекционно-развивающая.

Планируемые результаты изучения:

- предметные: дать понятие плотности вещества; вывести формулу для определения плотности; научить учащихся пользоваться таблицей плотностей.

- метапредметные:

1) личностные: демонстрировать желание осваивать новые действия, участвовать в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

2) регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции по плану.

3) познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Организационный момент. Актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление изученного материала

Контроль знаний

Домашнее задание, подведение итогов

Организационный момент. Актуализация знаний

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке присутствуют гости, давайте повернемся, улыбнемся и поприветствуем наших гостей.

-А теперь, ребята, сосредоточьтесь на том, что в кабинете есть только вы, я и физика.

Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей)

- Как мне найти массу этого бруска с помощью линейки? Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

-Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, нам нужно повторить материал прошлых уроков.

-Назовите тему последнего урока

-Верно, а сейчас, ребята, вам нужно будет дополнить предложенные высказывания. (слайд 2)

1.Свойство тел по разному изменять скорость при взаимодействии называют инертностью.

2. Физическая величина, характеризующая инертные свойства тел называется массой.

3. Обозначение массы m

4. Единица измерения массы кг

5. Прибор, с помощью которого измеряют массу тела - весы

6. Характеристика пространства, занимаемого телом или веществом - объём

7. Объём обознается - V

8. Единицы измерения объёма в системе СИ – м 3

9. Как можно определить объем тела?

-Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились.

- Проверим наши слова на опыте. У вас на столах лежат кубики одинакового объёма 1 см 3 .

-Давайте проверим их массу.

А почему у них разные массы?

- А теперь посмотрим на мой опыт. У меня на столе различные тела из разных веществ и разного объёма. Но они имеют одинаковую массу (сравниваю массы на рычажных весах). Почему?

- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены?

-Вот эта зависимость зашифрована на этих картинках. Разгадайте ребус, чтобы узнать тему сегодняшнего урока.

-Ребята, сегодня мы с вами изучаем новую физическую величину, какую цель мы должны перед собой поставить, чтобы добиться успеха? Что мы должны узнать. (ответы детей)

Изучение нового материала

- Вернёмся к вашему и моему опыту.

У кубиков одинаковый объем, а масса разная. (слайд 5)

Это значит, что масса по-разному распределяется по объему: для одного кубика на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньшая масса.

А теперь главное:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть

Вернёмся к нашему волшебному треугольнику.


Глядя, на него вы теперь сами можете сказать, как найти каждую из этих величин. (дети выводят формулы)

Делаем вывод : Плотностью называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. (слайд 7)

Запишем определение плотности в тетрадь.

Как любая физическая величина плотность имеет свою размерность. В системе СИ плотность измеряется

[ ρ ] = кг/м³

Внесистемные единицы [ г/см³]

- Как перевести плотность из г/см 3 в кг/м 3 ?




Давайте переведём ед-цы в систему СИ:

- Плотности определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы. У вас в учебнике на страницах 62-63 есть таблицы, в которых прописаны плотности твердых, жидких и газообразных веществ, которыми в дальнейшем мы будем пользоваться для решения задач.

(Работа с таблицей. Объясняет составные части таблицы.)

Определите по таблице:

Плотности веществ имеющих наибольшую плотность? Наименьшую плотность? Твердые, жидкие и газообразные вещества.

Напёрсток соизмерим с объёмом 1 см 3 . Какая бы масса воды вместилась бы в напёрсток объёмом 1 см 3 , нефти, ртути, масла подсолнечного.

Кубик соизмерим с объёмом 1 см 3 . Какой массы был бы кубик, если бы он был из серебра? Из золота? Из меди? Из льда? Из сахара?

Что же показывает нам плотность? Плотность алюминия 2700 кг/м³. Что означает это число?

Проблемный вопрос: Почему плотность одного и того же вещества в твердом, жидком, и газообразном состояниях различна?

От чего зависит плотность вещества исходя из молекулярного строения?

- Существует прибор для измерения плотности жидкости – ареометр, его действие основано на применении силы Архимеда, изучение которой у нас будет позже. Для измерения плотности используют ареометр. Это стеклянная трубка, в нижней части которой находится балласт – дробинки, чтоб он в жидкости занимал вертикальное положение. Глядя на его шкалу, находят значение плотности. Они используются для различных жидкостей, поэтому многие из ареометров имеют особое название: спиртомер, бензиномер…

III.Физминутка

IV.Закрепление изученного материала

- Молодцы ребята! Присаживайтесь. А теперь давайте решим задачу, используя виртуальное оборудование. Найти плотность свечи.

С заданием мы справились. И я предлагаю вам самостоятельно найти материал из которого изготовлен этот брусок?

Возьмём пластилин массой 100 г и 200 г. Будет ли отличаться их плотность? (нет)

Плотность для каждого вещества постоянна? (да)

Будет ли меняться плотность вещества, если тело перемещать вверх, вниз, влево, вправо? (нет)

Плотность золота больше плотности серебра? (да)

V. Контроль знаний:

1. Плотностью называют…

а) физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

б) физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

в) физическое явление.

г) физическое тело

2. В системе СИ плотность измеряется в…

а) г/см³.

б) г/л.

в) кг/м³.

г) м³/кг

3. При замерзании воды плотность её вещества…

а) может и увеличиваться, и уменьшаться.

б) уменьшается.

в) увеличивается.

г) не меняется

4. На рисунке показаны три шара равной массы. Какой из них обладает наибольшей плотностью?


а) №1
б) №2
в) №3
г) Плотности шаров одинаковы

5. Плотность алюминия 2,7 г/см 3 . Выразите её в кг/м 3

а) 2,7 кг/м 3
б) 27 кг/м 3
в) 270 кг/м 3
г) 2700 кг/м 3

(Ответы на доске. Дети выполняют взаимопроверку. )

VI. Домашнее задание, подведение итогов

п.22 упр.7 (1-3)

VII.Рефлексия

- Выберите пожалуйста одно предложение и закончите его

Сегодня я научился…

Для меня было открытием , что…

Мне было трудно…

Было интересно узнать…


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на пробленной и информационной технологии. Введется характеристика вещества-плотности,определение,единица измерение.Решают задачи. Проводятся опыты.

Конспект урока физики в 7 классе

Организационный момент:

-Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.

2. Мотивация: Послушайте следующее стихотворение:

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?

Молодцы! Это стихотворение об открытиях. А любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Сегодняшний урок мы превратим в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.

Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках:

1. Что такое масса? (Масса - физическая величина, которая является мерой инертности тела)

2. Что такое инертность? (Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии ) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией

3. Как обозначается масса?

4. В каких единицах измеряется масса тел?

5. С помощью какого прибора измеряют массу?

А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем.

Как обозначается объем?

В каких единицах измеряется?

Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?

Как найти объем тела неправильной формы?



- Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах в наборе № 1 два цилиндра, сравните их объёмы? (Они одинаковые) Как вы думаете, а массы будут какими?

- Давайте сравним их массы с помощью весов. (сравнивают массу на рычажных весах)

- Какой вывод можно сделать из этого опыта? (они сделаны из разных веществ; у тел с одинаковым объемом масса может быть разной).

Тела, имеющие равные объемы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные массы

- А теперь выполним другой опыт. Возьмите цилиндры из набора № 2. Что вы можете сказать про их объемы? (они разные) А про массы?

- Давайте сравним их массы. Что вы увидели? (массы одинаковые) Как вы думаете почему? (они сделаны из разных веществ, у тел с одинаковой массой может быть разный объем)

Тела, имеющие равные массы, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы

- Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены? (зависит)

- Как вы думаете, а почему так? (разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее)

- А теперь давайте вместе определим цели урока, что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться?

(узнать: что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, ее единицы измерения)

4. Изучение нового:- В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная. Что вы можете сказать сравнив, массы приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров?

(у одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.)

- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали.

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Еще раз повторю:

Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.

Ну а теперь внимательно прослушайте определение

Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.

Плотность обозначается буквой ρ.

А теперь прочитаем формулу физически, заменив слово деление на слово отношение.

Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему.

Так как плотность это физическая величина, то у нее есть единица измерения.

Давайте ее определим.

- В каких единицах в СИ измеряется масса? А объем?

- Тогда единица измерения плотности будет? (кг/м 3 )

Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = 1кг/м 3

Также мы будем использовать еще одну более мелкую единицу измерения плотности - 1г/см 3 .

Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)
И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).

Закрепление изученного



- Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении различных задач. Ребята, откройте учебник на странице 50-51, и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.

- Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м 3 , и в г/см 3 .

- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см 3 перейти к кг/м 3 , и наоборот? Молодцы!

- Теперь давайте выясним, что же показывает плотность, каков ее смысл. (Привожу пример)- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.

Наука-Это весело!

Различные вещества могут плавать на поверхности жидкости или тонуть в ней в зависимости от плотности. Так посмотрев на таблицу можно составить башню плотности. И это будет не просто многослойная жидкость, а в каждом слое будет находится небольшой предмет. Вот это уже здорово и необычно Для опыта понадобятся: стакан, мед, вода, масло, спирт, шуруп, виноградина, кусочек свечки, пробка, пищевой краситель. В высокий стакан наливаем мед, что бы он занял не больше четверти емкости. В воду добавляем пищевой краситель. После меда наливаем воду. С краской мы переборщили, поэтому получился очень темный цвет. Далее в стакан отправляется масло, а затем спирт. Спирт я опять решила подкрасить. Итак, жидкости расположились в стакане слоями. Теперь аккуратно опускаем в стакан шуруп, он опускается в медовый слой, потому что плотность шурупа самая высокая из всех жидкостей в стакане. Виноградина оказалась в слое воды, а скорее легла на слой меда. Кусочек свечки задержался между маслом и спиртом, а пробка плавала на поверхности спирта. Плотность пробки оказалось самой маленькой. Плотность веществ, использованных в опыте (г /cм 3) Мед 1,35 Вода чистая 1,00 Масло подсолнечное 0,93 Спирт 0,80 Пробка 0,24 Железо 7,874 Парафин 0,90 В этом и других наших опытах, основанных на различных плотностях жидкостей, легко заметить слои. Слоистыми получаются жидкости и в случае с сахарным сиропом, и в варианте с водой, маслом, спиртом.



Это интересно

Кстати, обладая знаниями о плотности, можно определить свежесть куриных яиц. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

7. Применение нового знания

8. Рефлексия. Домашнее задание.

Оцените свою работу на уроке в листках учета знаний и сдайте мне. Я просмотрю их и на следующем уроке вы узнаете свои оценки.

Запишите в дневник домашнее задание.

Изучить § 21, ответить на вопросы к § 21,

выполнить упражнение 7

(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)

Выполнив домашнюю работу, вы должны знать определение плотности, ее формулу, уметь пользоваться таблицей плотностей веществ.

Читайте также: