Конспект урока в 9 классе контрольный диктант по теме сложное предложение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

-непроверяемые безударные гласные;

-правописание окончаний существительных;

-написание о- после шипящих и ц;

- н-нн в прилагательных;

-написание производных предлогов

Постановка знаков препинания:

-запятая при однородных членах предложения;

-Запятая при причастном и деепричастном оборотах.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- умение озаглавливать текст;

- определять смысловые отношения между частями в БСП;

- делать синтаксический разбор словосочетаний;

- синтаксического разбора предложения;

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

1-й вариант - в 1, 2 абзацах -

2-й вариант - в остальном тексте -

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками . 1- вариант

I
Ночь была темной. Луна хотя и взошла, однако же ее скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист ее крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять все тихо.
Вдруг раздается глухой, протяжный рев и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовет самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.
Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами весел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперед и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (167 слов)
(По И. Бильфельду)

Ходит осень по русской земле.
В просторных полях плавает над росой синяя паутина, и медленно остывает натруженная земля. В прозрачных глубинах речных омутов ленивеют рыбы, едва шевеля плавниками. Стога, окруженные поздней зеленой травой, давно поблекли и вылиняли от сентябрьских дождей. Зато ослепительны изумрудно-сизые озимые полосы, и безмолвно и ярко пылают на опушке рубиновые всплески рябин.
В лесу необычайно тихо. Все замерло, затаив дыхание, и словно ждет какую-то неизбежную кару, а может, прощения и отдыха.
Осень дует на леса, обдавая их мокрым ветром, и тогда глухой недовольный гул валами идет на тысячи верст. Ветры сдувают с лона бессчетных озер заповедную синеву, рябя и осыпая мертвой листвой плесы великих северных рек. Дыхание этих ветров то прохватывает тайгу болотной сединой, то вплетает в нее золотые, оранжевые и серебристо-желтые пряди. Но сосновым и еловым грядам все нипочем, и они все так же надменно молчат либо грозно и страшно гудят, вздымая свои возмущенные гривы, и тогда могучий шум снова катится по бескрайней тайге. (158 слов)
(По В. Белову)

IV
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало, и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, оно улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, набегавших на пологий берег песчаной косы. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая коса, вонзаясь острым шпилем в безграничную пустыню играющей солнцем воды, терялась где-то вдали. Весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на песке. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят на песке, раскрыв клювы и опустив крылья, или лениво качаются на волнах.
Солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны играют весело и шумно, плескаясь о берег. Солнце садится, и на желтом песке ложится розоватый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, набегавшие на берег, — все готовится к ночному покою. Ночные тени ложатся не только на море, но и на берег. Вокруг только безмерное море, посеребренное луной, и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)

Ночь в Балаклаве
В конце октября дни еще по-осеннему ласковые, и Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. Уезжают последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей.
Поперек набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина. Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-черные пауки, поправляющие разорванную воздушную пелену. Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины — местные жительницы.
Опускаясь в море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. Город погружается в глубокий сон, и все замолкает. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще больше подчеркивает ничем не нарушаемую тишину. Ночь и молчание сливаются в одном черном объятии. (154 слова)
(По А. Куприну)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал адресован в помощь учителям русского языка и литературы и может использоваться при подготовке к ОГЭ.

с грамматическим заданием (9 класс)

1)Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. 2)Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
3)Начиналось бабье лето. 4)Дни как бы сделались светлее и чище. 5)Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
6)Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. 7)Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. 8)Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
9)Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. 10)Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца. (172 слова)
(По К. Паустовскому)

Для педагогов:

1-второй раз текст читать с указанием номеров предложений;

2- задание №2 оценивается 2 баллами (1 балл снимается, если в транскрипции не проставлены ударение или мягкость согласных),

№3 оценивается 2 баллами ( 1 балл снимается, если не выделена основа слова или неверно указан суффикс),

№6 оценивается 2 баллами ( 1 балл за верно указанную грамматическую основу, 1 балл за верно указанный вид односоставного предложения),

№7 оценивается 4 баллами (2 балла за верно указанное предложение, 1 балл – за грамматическую основу, 1 балл – за характеристику предложения),

№8 оценивается 4 баллами (2 балла – за верно указанные 2 грамматические основы, 1 балл – за схему, 1 балл – за характеристику);

3- грамматические задания распечатать для каждого ученика

Грамматическое задание 1 вариант

Укажите cтиль текста.

Напишите транскрипцию слова ледяное (предложение 9).

Выполните морфемный разбор слова прислушиваясь (предложение 7)

Из предложений 6-9 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.

Из предложений 3-5 выпишите притяжательное местоимение.

Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом подчинительной связи управление.

Выпишите грамматические основы предложения №8. Составьте его схему и напишите характеристику этого сложного предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня разви-тия умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

-непроверяемые безударные гласные;

-правописание окончаний существительных;

-написание о- после шипящих и ц;

- н-нн в прилагательных;

-написание производных предлогов

Постановка знаков препинания:

-запятая при однородных членах предложения;

-Запятая при причастном и деепричастном оборотах.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- умение озаглавливать текст;

- определять смысловые отношения между частями в БСП;

- делать синтаксический разбор словосочетаний;

- синтаксического разбора предложения

Тип урока: урок контроля знаний.

Урок русского языка. 7 класс.

Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец третьей четверти по теме «Сложные

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня разви-тия умений, выбора условий для написания:

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

-непроверяемые безударные гласные;

-правописание окончаний существительных;

-написание о- после шипящих и ц;

- н-нн в прилагательных;

-написание производных предлогов

Постановка знаков препинания:

-запятая при однородных членах предложения;

-Запятая при причастном и деепричастном оборотах.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- умение озаглавливать текст;

- определять смысловые отношения между частями в БСП;

- делать синтаксический разбор словосочетаний;

- синтаксического разбора предложения

Тип урока: урок контроля знаний.

I. Подготовительный этап.

1. Психологическая подготовка.

II. Основной этап.

2. Короткий инструктаж.

3. Подача содержания.

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не

один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь

урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки,

забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником

поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет–тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не

видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах - 1-й вариант в остальном тексте - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

images/slideshow/fact11.jpg

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Русский язык и литература для всех

Проверочные диктанты в 9 классе

Природная грация

Диктант по теме

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю – мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома – скворечник. (126 слов.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе – в дружеское застолье, случайные посетители кафе – в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3. Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

Проверочный диктант по теме

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное. (230 слов.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом.
2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения.
2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения.

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Диктант по теме

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

Проверочный диктант по теме

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами. 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

Нарамники – часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник – сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните правописание.

Проверочный диктант по теме

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Проверочный диктант по теме

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница - торговка выпечкой.

Инвалид - с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

Читайте также: