Конспект занятия постановка звука ш в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

- формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики .

- воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.

Оборудование: зеркало, шпатель, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, “игрушка змеи”. Специально подготовленный иппликатор Кузнецова, символы для обозначения гласных звуков

Ход занятия

1.Организационный момент.

Добрый день, (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостьей. Она пришела к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на занятие, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с нашей гостьей, её зовут Шипелочка. А тебя как? (Имя ребёнка)

Познакомились, теперь расскажем нашей Шипелочке чем мы сегодня будем заниматься.

Выполним упражнения для разминки лица, пальчиков, языка.

Ребёнок совместно с логопедом выполняет массажные движения лица

Логопед:

Стенка, стенка, потолок

Раз ступенька, два ступенька

Дзынь, дзынь звонок

Логопед: (Имя ребёнка) посмотри кто к нам пришёл. Ответ ребёнка (Лягушата). Сейчас мы с тобой уточним артикуляцию гласных. После чего будем поочередно прижимать каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова), Проговаривают гласные звуки.

Также можно выполнить речедвигательную гимнастику на гласные звуки.

Логопед: (Имя ребёнка) представь себе, что ты попала в цирк. На арене цирка выступает фокусник и выполняет фокус. Вот и мы с тобой сейчас попробуем выполнить фокус.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Наша змейка хочет посмотреть как ты выполняешь артикуляционную гимнастику . Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех задании, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

1 комплекс упражнений для шипящих (какуминальная позиция)

Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает –

Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер

При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы растянуты в улыбке, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

  1. Закрепление изолированного произнесения звука

Работа над развитием дыхания и голоса.

“ Как шумит ветер?”

(Имя ребёнка), как поёт песенку наша гостья Шипелочка? Как шумят деревья? Ш-Ш-Ш-Ш.

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

- в середине слова;

(Имя ребёнка) скажи мне пожалуйста, сегодня на занятии какую песенку мы с тобой учились петь? Ответ ребёнка. И это песенка у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.. Ты сегодня очень старался, молодец!

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие;

Цель: Создание условий для речевого развития детей, через постановку и автоматизацию звука [Ш].

1. Дидактические задачи:

- Познакомить детей с постановкой звука [Ш];

- Закрепить навыки правильного произнесения звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

2. Развивающие задачи :

- Способствовать развитию звуковой культуры речи детей;

- Развивать правильное звукопроизношение детей, через игры на интерактивной доске SMART Notebook;

- Развивать внимание, память, выразительность речи, интонацию;

- Способствовать развитию фонематического слуха;

- Активизировать словарный запас;

3. Воспитательные задачи:

- Воспитывать любознательность и заинтересованность к занятиям;

- Воспитывать культуру речевого общения;

Форма организации образовательной деятельности детей: Фронтальная.

Дидактические средства :

-Здравствуй ребята, меня зовут Анастасия Николаевна.

-Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков.

-Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы послушай внимательно.

Живут в стране шарики, Шарики-Смешарики.

Это баран, зовут Бараш.

Умный лось, зовут Лосяш.

Шустрый кролик, зовут Крош.

Этот кролик так хорош! Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

-Смешарики приглашают к себе в гости вас и свой любимый звук.

-Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали?

-Да, это звук [Ш]. И сегодня мы будем знакомиться и играть с этим звуком.

-Но сначала нам нужно хорошо подготовиться.

-Давайте выполним артикуляционную гимнастику, используя интерактивную доску, для этого вспомним правила работы с доской.

-Касаемся только сухими руками;

-Не наступаем на провода;

-Играем аккуратно, не толкаемся;

-Сейчас каждый из вас, будет выходить к доске, и крутить кубик. На нем будут выпадать задания, которые нужно выполнить.

-Молодцы, зарядку для языка, губ, и щек выполнили. Мы почти готовы отправляться в путь.

-Но для того, чтобы попасть в страну Смешариков, нужно уметь произносить их любимых звук [Ш].

-Сейчас мы будем надувать большой шар, но, как только я скажу хлоп, шарик будет сдуваться, и мы должны с вами говорить звук [Ш-ш-ш] и сужать круг. Звук произносим на выдохе (показ). Готовы?

-Молодцы, теперь мы смело отправляемся в страну Смешариков.

-Дорога будет сложная и очень извилистая. У вас на столах у каждого лежит карта. Нужно провести по карте пальчиком весь наш путь и одновременно произносить звук [ш-ш-ш]. Только так мы сможем туда добраться.

-Смешарики мне говорили, что дорога будет опасной и на пути могут повстречаться змеи. Для того, чтобы пройти мимо них, нужно спеть песенку на змеином языке. Как только они ее услышат, то сразу же нас пропустят. Давайте попробуем спеть ее.

Песенка змеи ш-ш-ш.

Постановка звука [Ш]

-Вот мы и добрались.

-И первым нас встречает Бараш. Он предлагает поиграть в игру “Повторялки”.

Для этого я буду произносить слоги, а вы будите их повторять так, как я скажу.

Автоматизация изолированного звука [Ш].

-Ребята, в этой стране живут ни только смешарики. Посмотрите на доску, давайте повторим слоги, которые говорят мышки.

Произнесение звука [Ш] в слогах с разным ритмом и интонацией. Работа с интерактивной доской.

-Мы поиграли с Барашем и звуком [Ш], и теперь отправляемся дальше в путь.

-В стране Смешариков нас встречает Лосяш. Он хочет поиграть в слова-рифмы. Посмотрите на карточки на ваших столах. Названия каких картинок звучат похоже? Положи эти картинки рядом.

Произнесение звука [Ш] в словах.

Ватрушки (игрушки);

-Вы быстро справились с этой игрой, а давайте теперь посмотрим на доску. Рассмотрите картинки, произнесите их четко проговаривая звук [Ш].

Работа с интерактивной доской.

-Попрощаемся с Лосяшем и отправимся дальше.

-Мы прошли очень длинный путь и устали.

-А теперь в стране

Развитие фонематического слуха.

Далыши, калыши, малыши, талыши.

Ламыши, гамыши, намыши, камыши.

Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.

Сапка, чапка, щапка, шапка. Сайба, майба, шайба, дайба.

-Для второй игры нам нужна доска. Посмотрите внимательно на картинки, определите в какой части слова спрятался звук [Ш]. Нужно соединить стрелками картинки с соответствующей схемой.

Работа с интерактивной доской.

-Отправляемся дальше в путь.

Работа с интерактивной доской.

-Давайте пройдем и сядем за свои места.

-Ребята, мы долго работали у доски, и наши глаза устали, им нужно отдохнуть. Для этого выполним гимнастику для глаз. Голову держим ровно, двигаем только глазами.

Гимнастика для глаз

Раз – налево, два –

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

-Глазки отдохнули, и пора выполнить последнее задание от Нюши.

-Я буду называть слова, а вы из этих слов должны составить предложения.

Закрепление звука в предложениях.

Нюши, у, красивый, бант.

Нашёл, белый, Крош, гриб.

Лес, пошёл, Лосяш, в.

Луну, смотрит, на, Бараш.

-Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Вы выполнили все задания, которые они для вас приготовили, и за хорошую работу они награждают каждого из вас воздушным шаром.

-Его вы можете забрать домой.

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Какой звук учились говорить?

-А как сдувается шарик?

-Давайте споем песенку змей.

-Трудно ли вам было?

-А какое задание вызвало у вас наибольшую сложность? Почему?

-Какая игра понравилось больше всего?

-Ребята, вы все большие молодцы, внимательно меня слушались, а главное смогли выполнить все задания!

-Давайте уберем свои рабочие места.

-Спасибо за занятие!

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

индивидуального

логопедического занятия

по постановке звука [ Ш ]

Постановка звука [ Ш ] .

Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Коррекционно-образовательные:

-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

- упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие фонематического слуха;

-устранение дефектного произношения звука Ш;

-развитие грамматического строя речи.

Воспитательные:

-воспитание интереса к занятиям;

Ход занятия:

- К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?

2. Артикуляционная гимнастика

http://ppt4web.ru/images/50/2499/310/img3.jpg

3. Объявление темы занятия

- Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].

4. Постановка звука

5. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

6. Закрепление изолированного звука

По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).

- Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

http://www.otello.gorod.tomsk.ru/uploads/46340/1276445138/9.jpg

По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.

H:\Комарова Автоматиз\Звук Ш\IMG_0005.jpg

7. Развитие фонематического слуха

- А ты готова к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:

8. Закрепление звука в слогах

Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.

H:\Комарова Автоматиз\Звук Ш\IMG_0006.jpg

- Давай, споём вместе с ними.

9. Закрепление звука в словах

Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]

- Давай назовём их….

Описание: http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/30/d-29945/29945_html_722aa954.jpg

10. Закрепление звука в предложении

- Давай назовём их….

У Миши новая .

Папа едет на .

Даша нашла .

Маша помогает .

Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится:

- в середине слова;

12. Итог занятия

- Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

- С каким звуком ты сегодня познакомилась? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6dbd39b392a8aae1&mb=imgdb_preview_812

13. Оценка занятия

- Ты сегодня очень старалась, молодец! И Маша приготовила тебе подарок. Держи его.

Автор: Никифорова Лилия Александровна

Населенный пункт: Чебоксарский район, п. Кугеси

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, обращение к личному опыту, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД ООД:

Дети стоят около стульев.

C воспитателем имитируют движения.

Воспитатель вместе с детьми:

Утром встали малыши, (руки поднимают)

В детский садик свой пришли, (шагают на месте)

Гости здесь у нас с утра, (разводят в сторону).

Вам мы рады, как всегда. (руки вперед вытянули)

Воспитатель: — Поздоровайтесь, друзья!

ВОСПИТАТЕЛЬ: — К нам в группу сегодня утром залетел шарик (показывает). Мне кажется, что этот шарик прилетел не просто так.

Ребята, вы не заметили, а на шарике висит конверт. Может, это письмо от кого-нибудь? Давайте мы ее откроем.

Для этого нам нужно отправится к мышонку

ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, чтоб попасть к мышонку в гости нужно сказать волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Мы немножко покружимся,

И у мышонка очутимся.

Вот мы очутились в гостях у мышонка на большом болоте. Посмотрите, как здесь много камышей. Подул ветерочек и камыши зашумели. А шумят камыши — вот так:

Ребята, как шумят камыши?

(Дети повторяют слоги, четко проговаривая звук [Ш],

сначала все вместе, потом индивидуально)

- Ребята, а отгадайте загадку и узнайте кто живет в болоте.

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Правильно, лягушка. Посчитайте сколько их сидит в болоте? (по очереди считают лягушек – одна лягушка, две лягушки, три лягушки, четыре лягушат, пять лягушек)

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышонок предлагает нам поиграть в одну игру. Спряталась она в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Повторите как шуршит Мышонок?

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давайте посмотрим и пошуршим вместе с мышкой. Я буду начинать слово, а вы с мышонком пошуршите погромче, чтобы его докончить.

Каранда… Малы… Камы… Ланды…

(Воспитатель показывает картинки,

а дети договаривают последний звук)

Мышка ловит кошку.

Машина едет на дедушке.

Шляпка носит Наташу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, мы немножечко устали, давайте с вами отдохнем, и сделаем разминку перед следующим заданием Мышонка!

Много разных звуков окружают нас,

Даже если тихо в комнате сейчас.

Мы сейчас, ребята, дружно

Будем звуки издавать.

(Выполняют движения по тексту стихотворения)

Будем глазками моргать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем ножками мы топать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем громко все считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем звонко, звонко хлопать:

Раз, два, три, четыре, пять.

А потом будем молчать.

(всех перечисляют по очереди: кошка, бабочка, лягушка, мишка, собака)

(Дети называют слова четко проговаривая звук [Ш]: кошка, мишка, лягушка)

ВОСПИТАТЕЛЬ: — А, теперь Мышонок приготовил для Вас загадки.

(Дети отгадывают загадки, четко проговаривая в словах звук [Ш])

1. Носит яркий гребешок

2. Рисует дружно малыши,

3. Вот бежит малышка

4. Зашуршали тихо шины –

с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж, ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушайте их и спойте вместе с мышкой.

КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ

МОЙТЕ РУКИ ХОРОШО

Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ

БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, а кто мне подскажет, какое сейчас время года? Правильно, зима. И следующее задание от Мышонка – сходить в магазин и купить ему зимнюю одежду. Посмотрите внимательно полки в магазине, и назовите, что нужно купить Мышонку?

(перечисляют что видят: шорты, купальник, платье, шуба, шарф, шапка)

ДЕТИ: ШУБА, ШАРФ, ШАПКА.

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, ой, а в гости к Мышонку ветерочек залетел. Слышите? (шум ветра) Подумайте, если бы вы превратились в ветерочек, куда бы Вы полетели?

Полетел вверх ветерочек – Ш-Ш-Ш

И на землю опустился – Ш-Ш-Ш

Полетел он вправо – Ш-Ш-Ш

Полетел он влево – Ш-Ш-Ш

На окошко полетел – Ш-Ш-Ш

Далеко он улетел – Ш-Ш-Ш

Ему ресничками помаши – Ш-Ш-Ш

И в дорогу проводи – Ш-Ш-Ш

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, Мышонок любит всё большое и все предметы у неё большие.

У Мышонка не маленькая шляпа, а … большая.

У Мышонка не маленькое платье, а … большое.

У Мышонка не маленькие сапожки, а … большие.

У Мышонка не маленький шар, а … большой

ВОСПИТАТЕЛЬ: — Ребята, наше путешествие подошло к концу. Чтоб обратно возвратиться, нам нужно опять произнести волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.

Нам пора уж в детский сад,

Там игрушки ждут ребят.

Мы немножко покружимся,

И домой мы возвратимся.

- Вот мы и в садике. Ребята, где мы были? Какой звук мы учили правильно и красиво произносить?

Читайте также: