Исторические песни xvii века плач ксении возвращение филарета конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Заполните вторую часть таблицы. Название песен: Идеи: Особенности озображения персонажей: Художественные особенности:

Ответ или решение 1

XVII век: Название песен: "Плач Ксении", "Возвращение Филарета",Идеи: Восхваление подвига защитников Отечества. Ocoбенности изображения персонажей: Осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы — защитники Отечества. Прославляется подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия.
Художественные
особенности:Тяготение не только к передаче событийной стороны явлений, но и проникновение в характер героя, психологизм. Лирическое причитание вплетается в историческую основу события.

В данной технологической карте урока прописаны основыне этапыурока,деятельность учител и ученика, а также УУд, формируемы на каждомэтапе урока. Уроквключает исследовательскую деятельностьучащихся.

ВложениеРазмер
plach_ksenii.docx 22 КБ
istoricheskie_pesni.pptx 804.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Тема: Исторические песни. Плач Ксении.

Включает в деловой ритм.

(прослушивание плача Ксении песен)

Настраиваются на восприя-тие учебного материала

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в дея-тельности.

Выявляет уровень изученного материала на прошлом уроке.

  1. К какому жанру можно отнести данное произведение?
  2. Что вам известно о Ксении?
  3. Что характерно для народной песни?

Все остальные отвечают на вопросы к статье учебника

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи

Регулятивные выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию:

- В чём особенность этого жанра?

Основные приёмы народно-поэтической речи.

Словарик незнакомых слов

Коммуникативные : постановка вопросов

Познавательные : формулирование познавательной цели

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

-Выпишите из 1 части слова, передающие беспомощность, чистоту и невинность поэтического образа перепёлки

- Каково символическое значение образов песни: зажечь дуб и перепёлка

- Выпишите из 2 части песни слова и сочетания слов, передающие сочувственное отношение певцов к Ксении.

Учащиеся работают с текстом песни, записывают выводы в рабочую тетрадь

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выделение существенной информации из текста былины

Личностные: самоопределение, оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности

Устанавливает осознанность восприя-тия. Первичное обобщение.

Учащиесяотвечают на вопросы.

Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом

Коммуникативные: построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, владение диалогической формы речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, оценка правильности выполнения действий

- сегодня на уроке я узнал …

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

С. 21 - 25выразительно читать и анализировать одну из песен по вопросам учебника еа с. 25

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Исторические песни Урок литературы в 8 классе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, .


Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них".


Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".


Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!".

Технологическая карта вводного занятия по вокалу "Здравствуй, песня!" Шустова О.Ю.


Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока "Признаки класса однодольные и двудольные растения" 6 класс

Разработка урока в 6 классе по теме: Деление цветковых растений на однодольные (например, пшеница) и двудольные (например, горох). Характерные различия (строе.

Технологическая карта урока литературы "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

Технологическая карта урока литературы. 7 класс. А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработа с учётом особенностей онлайн обучения для организаций общего образования.

Предметная линия учебников Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 5–11 кл.: Программа. — М.: Русское слово.

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА

Основная цель урока: изучение исторических песен для понимания их нравственной проблематики и художественного своеобразия.

II.Конспект урока:

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

Знакомство с символическим значением образов песни:

Сырой дуб означает прочность, вечность какого-то состояния.

Перепелка символизирует девушку. Образ перепелки, мечущейся над гнездом с маленькими птенцами, помогает воспринять весь драматизм ситуации: с одной стороны, невинность, беспомощность царевны, с другой — несправедливая, незаслуженная обида, непоправимое горе, с жестокостью и беспощадностью причиненное ей.

Историческая справка:

Песня посвящена событию 14 июня 1619 года; она повествует о торжественном въезде Филарета Никитича в Москву по возвращении его из плена.

ФИЛАРЕТ (Романов Федор Никитич) (1554-1633), политический и церковный деятель. Сын московского боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева и боярыни Евдокии Александровны, урожденной княжны Горбатой, племянник первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны и отец первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. В 1587 получил боярский чин. Участвовал в избрании Бориса Годунова русским царем.

Около 1600 попал в опалу и был сослан в Сийский Антониев Троицкий монастырь, расположенный в Архангельской земле, где был пострижен в монахи.

В царствование Лжедмитрия I Филарет был возвращен в Москву и возведен в сан Ростовского митрополита. Несмотря на это, он участвовал в заговоре и свержении самозванца. В 1608 в Ростове Филарет был взят в плен одним из отрядов Лжедмитрия II, отведен в ставку самозванца и провозглашен Московским патриархом. Он входил в состав правительства Лжедмитрия II. В 1610 Филарет перебрался в Москву, участвовал в низложении царя Василия Шуйского, выступал за признание русским царем польского королевича Владислава, ездил в стан польского короля Сигизмунда III под Смоленск в качестве представителя “Семибоярщины” заключать мирное соглашение, однако отказался санкционировать окончательный вариант договора. Был арестован польскими интервентами и в 1611 отправлен в Польшу в качестве военнопленного.

В 1619 Филарет возвратился в Россию, был поставлен в патриархи, получил титул “Великого Государя” и стал соправителем своего сына — царя Михаила Федоровича.

Вопросы для самоконтроля:

--Как вы думаете, кто является главным героем этой песни?

--Какой эпитет постоянно используется при упоминании царя?

--В связи с этим, какой факт использует автор песни, чтобы показать набожность русского царя, его благочестие?


Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное народное творчество, зародившееся в древности. Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. Это источник национальных художественных традиций Особый раздел народного поэтического творчества составляют песни. Песнь - стихотворение, предназначенное для пения, состоящее обычно из нескольких строф — куплетов, часто с припевом — рефреном Исторические песни Военно - героические Повстанческие Гражданские


Периоды создания русских исторических песен: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года






Одержав победу, Лжедмитрий стал именовать себя царём и требовать убийства Фёдора II – это было единственным и наиболее важным условием приезда самозванца в Москву. Бояре зачитали послание Отрепьева на Лобном месте, после чего мятежники ворвались в Кремль, арестовали Фёдора с матерью и сестрой и заперли всю семью в их прежнем боярском доме




После обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна прошла постриг, была сослана в Белоозёрский женский монастырь, затем ее перевезли в Успенский Княгинин монастырь, а после перезахоронения Бориса Годунова, матери и брата Фёдора в Троице - Сергиевой Лавре, обосновалась неподалеку, в Подсосенском монастыре. Ненадолго жизнь царевны улучшилась с воцарением Василия Шуйского, но вскоре тот был смещен, и для нее снова начались тяжкие времена. Она пострадала от польских интервентов, пережила осаду Троице-Сергиевой лавры


Страдания царевны прекратились 30 августа 1622 года, на сорок первом году ее жизни. Похоронена Ксения в Троице - Сергиевой лавре рядом с матерью, отцом и братом


В центре внимания песни оказывается жалоба горюющей царевны – всего лишь один эпизод, но он позволяет с большой силой художественного обобщения раскрыть суть событий. Сосредоточенность на одном эпизоде – неотъемлемый признак народной песни. В песне звучит мотив боязни монашества, отрицания идеалов монастырской жизни. Певцы наделили Ксению чувством протеста против монастырского заточения и выразили ей своё открытое участие


Глубочайшего драматизма достигает песня в тот момент своего повествования, когда будущее, предназначенное царевне, противопоставляется её мечте о простом человеческом счастье, надежды навсегда рухнули вместе с появлением расстриги. Певцы помогают слушателям представить себе всё великолепие царского дворца: хоромы, терема. Слушатели проникаются настроением царевны, безмятежно живущей под отчим кровом. Тем сильнее оттеняется трагизм положения Ксении, которую ждёт беспросветная, печальная жизнь в тёмной монастырской келье




В памяти народной навсегда сохранился светлый, нежный образ русской красавицы-царевны, претерпевшей столько горя. Этот образ до сих пор вдохновляет поэтов и художников, продолжающих посвящать Ксении свои произведения. А в наследство потомкам остались великолепные вышивки Ксении: два покрова, выполненные золотом, серебром и украшенные жемчугом


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Исторические песни.pptx

Устное народное творчество 8 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Устное народное творчество 8 класс

Устное народное творчество 8 класс

Работа с понятиями Устное народное творчество – это…

Работа с понятиями Устное народное творчество – это…

Работа с понятиями Устное народное творчество – это словесное творчество наро.

Работа с понятиями Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. ФОЛЬКЛОР

Жанры устного народного творчества (необрядовый фольклор)

Жанры устного народного творчества (необрядовый фольклор)

Песни Колыбельные, Патриотические, Исторические, Былинные, Обрядовые, Плясовы.

Песни Колыбельные, Патриотические, Исторические, Былинные, Обрядовые, Плясовые, Хороводные, Шуточные, Частушки.

Формулируем цель урока Изучение исторических песен для понимания их нравствен.

Формулируем цель урока Изучение исторических песен для понимания их нравственной проблематики и художественного своеобразия.

Для чего нам надо это знать? В исторических песнях заложена народная мудрость.

Исторические песни Исторические песни XVI века: «Иван Грозный молится по сыне.

План работы для групп: 1.Прочитать песню. 2.К какому периоду относится песня.

План работы для групп: 1.Прочитать песню. 2.К какому периоду относится песня? 3.В какое время и кем она была записана? 4.Какова основная тема песни? 5.Какие события послужили для неё основой? 6.Кто лирический персонаж песни? 7.Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? (привести примеры). 8.Какие образно-выразительные средства (эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора) присутствуют в тексте песни? 9.Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слов (словосочетания) повторяются и для какой цели? 10.Какова основная идея песни? (в качестве примера привести из текста песни строки, в которых идея выражена наиболее ярко). РАБОТА В ГРУППАХ

Примечание Во время работы в группе каждый ученик заполняет таблицу «Анализ и.

Об авторе: Прохоренко Людмила Викторовна: Учитель русского языка и литературы.

Выбранный для просмотра документ План.docx

1. Прочитать песню.

4. Какова основная тема песни?

5. Какие события послужили для неё основой?

6. Кто лирический персонаж песни?

7. Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? (привести примеры).

8. Какие образно-выразительные средства (эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора) присутствуют в тексте песни?

9. Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слов (словосочетания) повторяются и для какой цели?

10. Какова основная идея песни? (в качестве примера привести из текста песни строки, в которых идея выражена наиболее ярко).

1. Прочитать песню.

4. Какова основная тема песни?

5. Какие события послужили для неё основой?

6. Кто лирический персонаж песни?

7. Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения? (привести примеры).

8. Какие образно-выразительные средства (эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора) присутствуют в тексте песни?

9. Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слов (словосочетания) повторяются и для какой цели?

10. Какова основная идея песни? (в качестве примера привести из текста песни строки, в которых идея выражена наиболее ярко).

Читайте также: