Планета маленького принца описание конспект учителя

Обновлено: 04.07.2024

Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).

Формирование речевых компетенций

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

раскрыть важнейшие проблемы повести;

формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;

развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;

ІІ. Основное содержание урока.

Эпиграф урока (на доске):

… И вы увидите: все станет по-другому.

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт.

 Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре?

– Вам понравилась книга? Чем?

1. Анализ произведения.

– Работа с тетрадью стр.2

– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?






мудрый (не по-детски)

– Расскажите о Маленьком принце

– Чем занят Маленький принц?

– Баобабы – что олицетворяют? (зло)

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

– Запишите вывод в тетрадь

– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?


– Работа с тетрадью стр.3





– Как ведёт себя Роза?

– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

( Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

– Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)

 Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

 Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

( Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

 Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

3. Работа по группам.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. – планета короля

ІІ гр. – планета честолюбца

ІІІ гр. – планета деловой человек

ІV гр. – планета фонарщика

V гр. – планета географа

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

4. Выступления групп, обсуждение

– Выступление І группы – планета короля

– Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)

– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?


– Работа с тетрадью стр.4




властолюбивый эгоистичный

– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

– Кого надо судить, если на планете живёт только король?

– Что трудно сделать по отношению к самому себе?

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление ІІ группы – планета честолюбца

– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

– Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)


 Работа с тетрадью стр.5



– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы

– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

– Работа с тетрадью стр.6






– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

– Запишите вывод в тетрадь

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

– Работа с тетрадью стр.7






Бесчеловечный бессмысленное существование

– Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

– Запишите вывод в тетрадь

– Выступление V группы – планета фонарщика

– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

– Работа с тетрадью стр.8




ответственный верный слову

– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

– Запишите вывод в тетрадь

– Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь.

Может быть, это стыдно –

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

Я не могу отлучиться

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой.

– Выступление VІ группы – планета географа

– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

– Работа с тетрадью стр.9




– Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

– Запишите вывод в тетрадь

5. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля

– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда. Какой же я после этого принц. "

– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

– Работа с тетрадью стр.10

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

– Запишите вывод в тетрадь

– Работа с тетрадью стр. 12

– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

– Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды.
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

6 . Все уроки Маленького принца – вывод, выставление оценок

7. Рефлексия - заполнение тетради

– Прочитайте вопросы (на слайде – вопросы из рабочей тетради)

– Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

Произведение Антуана де Сент-Экзюпери - одно из самых читаемых в мире.

Ему, человеку с философским восприятием мира, было, что сказать.

Его мировоззрение, отраженное на страницах книги, сочетается с философским направлением, которое называется русский космизм. В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы во Вселенной взаимосвязаны с процессами на более низком уровне. Перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. То есть, каков человек, таково и общество, каково общество, такова и Вселенная.

Эту мысль разделяла целая плеяда русских ученых ХIX – XX веков: В. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Бердяев и др.

Можно смело сказать, что русские философы, писавшие о космизме, в основу своих мыслей брали христианское православное мировоззрение, христианское представление о людях, о душе, о Боге.

Именно поэтому я буду использовать при анализе текста, в качестве подтверждения своих мыслей, слова Святых Отцов Церкви.

Образы философской сказки глубоко символичны. Образы именно символичны, это обозначения с помощью конкретных, вещных образов не просто абстрактных, но духовных понятий, не поддающихся точному и однозначному определению на земном языке. Поэтому символ изначально многозначен и неисчерпаем.

Всё человечество - Вселенная. Каждый человек в этой Вселенной – планета. Планета – образ души. И люди воспринимают мир с точки зрения своих внутренних ценностей и установок. Поэтому, знакомясь с новым человеком, мы открываем для себя новую планету.

Антуан де Сент-Экзюпери был лётчик и любил небо. Когда человек поднимается в небо и смотрит на землю сверху, его отношение к миру и жизни подчас меняется. Всё мелочное становится бессмысленным и исчезает, потому что в небе царят торжество и покой. На фоне вечного космоса автор показывает нам добродетели и пороки. Автор стёр национальные границы. Все люди равны. Всё зависит от их взглядов, качеств души и отношения к мирозданию.

Космос – главное место действия сказки.

Астероид - небольшое планетоподобное небесное тело Солнечной системы . И если планета – это образ души человека, то астероид – образ не полной души, а её доминирующего качества. Именно так автор выделяет и показывает нам более выпукло определённые пороки и добродетели души.

Планета-душа Маленького принца.

Маленький принц встречается в путешествии со многими людьми, совершенно разными на первый взгляд, но всех их объединяет одно: они взрослые, а значит, они смотрят на жизнь сквозь призму царящих во взрослом обществе условностей и не видят истинного смысла вещей.

Астероид Короля.

Маленький принц так устал после полёта, что нечаянно зевнул. Король отругал его за это и сказал, что этикет не позволяет зевать. А потом велел ему зевать, потому что давно не видел, как человек это делает.

Мы видим, как гордость человеческая доходит до абсурда, а король этого не замечает. Гордость затмила его разум.

Король говорил только о себе, о том, какой он великий и всесильный, но в самом деле от был глуп и слаб.

Астероид Честолюбца.

На второй планете жил честолюбец. Честолюбие – это стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, всегда сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям.

Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку.

« - Почитать - значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней.

- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

- Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, -

Астероид Пьяницы.

В отношении Маленького принца к пьянице отражено христианское отношение к людям, больным грехами. Презирать таких людей нельзя. Нужно ненавидеть грехи, а не человека.

Астероид Дельца.

« У меня есть цветок, - сказал он, - и я каждое утро его поливаю. У

Астероид Фонарщика.

Мы можем согласиться с Маленьким принцем, что самым лучшим другом из тех, кого он встретил, мог быть только фонарщик: Он думает не только о себе и остается верен своему слову.

Но на его планете хватало места только для одного человека. Значит, если планет - душа, то его душа - маленькая. Он не желал развиваться, он занимался только одним делом. Но Маленький принц сумел увидеть и оценить в этой душе преданность делу и умение держать своё слово.

2.8 Астероид Географа.

Эта планета ученого-географа, который считал себя учёным, хотя не знал на самом деле ничего из того, что входило в его прямые обязанности как географа. Он сидел за своим письменным столом и ждал, когда появится кто-то, кто расскажет ему о том, какие географические объекты существуют на его планете. При этом он считает свою науку самой важной на свете, Но ему были важны только сведения о том, где что находится. Он не мечтал о путешествиях и не знал, есть ли на его планете моря и горы. Маленький принц был удивлен этому. Он не видел смысла в такой работе, и не мог понять для чего географу все его знания. Ведь он даже не мог поделиться ими.

Планета Земля.

Часто мы не замечаем этих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Первой, кого встретил Маленький принц на земле, была Змея. Змея, в моем понимании, является образом смерти, которая преследует человека всю жизнь. Можно предположить, что Экзюпери придал смерти вид змеи, опираясь на библейского змея - искусителя, который толкнул Еву и Адама на первый грех и привел их к смерти.

Мы никогда не сможем узнать силы страха смерти, пока она не коснётся нас. Смерть - могущественная. Она не смотрит на твой социальный статус, на твои финансы и на все остальное. Она просто заберёт тебя, не спрашивая твоего мнения. Могущественность смерти автор описал так:

«- Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца.

- Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила

Маленький принц улыбнулся:

- Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и

путешествовать не можешь.

Маленький принц встретил Лиса. Лис стал для него настоящим другом, мнением которого он очень дорожил и старался запомнить каждое слово. Лис - символ мудрости. Именно Лис открыл Маленькому принцу сущность дружбы и сущность настоящей любви.

Последним другом на земле для Принца стал лётчик.

Он попал в аварию в пустыне. Давно замечено, что человек, находясь в экстремальной ситуации - на грани жизни и смерти - словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное. А Маленький принц своим наивным восприятием жизни, воображением, возвращает лётчика в мир детства, фантазии, когда можешь видеть барашка сквозь нарисованный ящик.

Самого главного глазами не увидишь.

Маленький принц может видеть барашка сквозь стены. Это подтверждает, что он - ребёнок, который не утратил дара фантазии. Фантазия преображает мир. Скучное на первый взгляд она делает интересным.

Ещё мне хочется сказать о колодце.

Запылённый, утомлённый лётчик идёт по безводной пустыне и несёт на руках Маленького принца, и вдруг среди песков он видит колодец, простой деревенский колодец! Не сон ли это?

Почему вдруг появился этот колодец на их пути?

Оба героя прошли сложный духовный путь и заслужили этот Божественный дар как исток жизни.

Огромный успех этой философской сказки объясняется глубиной размышлений автора на всеобщие темы, которые он рассматривает под видом сказки для детей.

Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством, сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира.

Всё в этой книге символично. В ней нет ничего случайного. От безграничного Космоса до Маленького принца. Несмотря на всю сложность и философскую глубину книги, она понятна и ребёнку, и взрослому.

Тип урока : интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма урока : урок открытых мыслей.

  1. словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы);
  3. практический (чтение текста);
  4. частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
  5. репродуктивный (беседа по рассказу);
  6. проблемно – поисковый.

Записи на доске:

“У каждого человека свои звезды” (А.Экзюпери).

Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … (Жан Жак Руссо) (запись в рабочем листе №1)

В начале урока звучит музыкальная композиция “Город детства”. (слайд 1)

Учитель: - Ведь если звёзды зажигают,

значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц

Тема нашего урока…

Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.

– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?

– взаимоотношения между детьми и взрослыми
– тему дружбы и преданности
– долга и справедливости
– смысла жизни

Учитель: Какова идея произведения?

Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…

Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?

Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо).

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.

Но дети еще не знают или взрослые уже забыли , что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

- Как вы понимаете лексическое значение слова Путь?

-А в словаре Ожегова дается следующее определение этому многозначному слову. Мы обратим внимание только на 4 лексическое значение. В рабочем листе №1 запишите лексическое значение слова путь.

– Как понять высказывание : у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)

– Поняли ли его взрослые? Почему? ( “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

- Важна ли поддержка взрослого?

- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (2 глава)

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

Учитель: Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

1 группа отправляется на планету….

- Вы должны поработать в группах и ответить на несколько вопросов.

-Возьмите 2 рабочий лист, в котором даны вопросы. Ответьте на них письменно.

1.С кем встречается Маленький принц?

2.Что ценно для обитателя планеты?

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

3. Можно ли считать эту ценность настоящей?

* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?

* Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

-1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)

На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)

Честолюбец – человек, который стремится к почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие - высокомерное стремление к славе, к почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)

Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.

Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

(Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Зачем власть, если нет подчиненных;

Зачем слава, если нет поклонников;

Зачем жить, если стремишься к забвению;

Зачем богатство, если его некуда деть;

Зачем работа, если она бессмысленна;

Зачем наука, если она не основана на фактах?

Зачем? Зачем? Зачем?)

- Ребята, представьте, что вы вместо принца отправились путешествовать каждый по своей планете

-Что бы вы изменили на ней? Что бы вы сделали полезного, доброго, важного?

Учитель: Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

- Змея.( Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия

- Цветок.( Символ красоты)

- Лис.( Символ мудрости и знания жизни)

После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.

Ученики зачитывают ( слайд 8)

– Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

– Зорко одно лишь сердце.

– С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

– Себя судить куда труднее, чем других.

– Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

– Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

– Одни только дети знают, чего ищут.

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

Встреча Лиса с Маленьким принцем (слайд9)

- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?

* Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.

- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?

Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.

-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?

Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. " Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".

- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?

- Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом? .( Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.)

-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?

*Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе. (слайд 12)

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

– Он постоянно приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”. Почему?

– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.

Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?

Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!

Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

“У каждого человека свои звезды”. (слайд 13)

Игра “Дотянись до звезд”.

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”.

– А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

– Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь.

Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми.

Учитель: Да, конечно, ДЕТСТВО – это отправная точка пути.

А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростой вопросы. Чтобы попытаться ответить на него, переходим к выполнению творческого задания.

- Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.

- Предлагаю выполнить практическую работу и вывести формулу добра. Для меня формула добра вот такая. Я ценю прежде всего Милосердие, любовь, понимание, заботу, доверие, верность, преданность, ответственность.

Учитель: А теперь попробуйте вывести свою формулу добра. Вам необходимо наклеить на звезду те понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания. (Пока ребята работают звучит музыкальная композиция “Млечный путь”.) (слайд 13)

Ученики выводят свои формулы:

– Любовь + понимание + забота

– Помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность

Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

– А Маленький принц нашел свой путь к звездам?

Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.

Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.

Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

Город детства музыка

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”).

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

- На память о сегодняшнем уроке, о минутах нашего общения я дарю вам звезду, как символ добра, любви, милосердия, верности.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям!

Домашнее задание: (слайд 14)

Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Встреча с прекрасным очень важна для ребенка, особенно если это прекрасное - книга. Данная разработка поможет вам организовать изучение удивительной сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Пусть уроки доброты, усвоенные чудесным героем этого произведения, станут доступны вашим ученикам.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 6 КЛАСС

Образовательные цели:

раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;

осознать и осмыслить идейное содержание сказки;

постигать философию произведения, его нравственную сторону;

учить анализировать художественное произведение.

Развивающие:

совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать творческие способности учащихся.

развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать творческий подход к чтению художественной литературы;

воспитывать культуру речи учащихся;

подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность, милосердие, дружба, доверие, любовь, верность, помощь;

формировать у ребят данные качества характера;

воспитывать уважение к чувствам другого.

І. Организационный момент (Слайд 1)

Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите её с неба и бережно держите перед собой в ладонях….

А теперь начнём работу.

ІІ. Формулировка темы урока, постановка его цели (Слайд 2)

Ведь если звёзды зажигают,

Значит, это кому-нибудь нужно?

Значит, это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт?

В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек, известный нам — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. Зачитайте. (Другу Экзюпери Леону Верту).

Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

Важна ли поддержка взрослого?

Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким, по – вашему, был Маленький принц?

Чем он занимался на планете?

На какой планете жил?

Какое основное правило было у Маленького принца? (Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету)

Какой была жизнь у Маленького принца на этой планете? (Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать, как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.)

А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

I V. Изучение нового материала.

1. Путешествие по планетам.

Обратите внимание: каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330 — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслужили, чтобы их планеты имели имена.

Подумайте, с кем встречается Маленький принц, путешествуя по планетам и что ценно для обитателей каждой планеты?

(Слайд 4

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

Можно ли считать эту ценность настоящей? (Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете)

2.Творческое задание по фразе.

4. Работа с афоризмами текста.

Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете? (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)

После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин. Вы провели дома исследовательскую работу – искали афоризмы в тексте. Поделитесь с нами результатами вашего мини-исследования.

- Если идти всё прямо, да прямо, далеко не уйдёшь.

- Надо судить не по словам, а по делам.

- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

- Зорко одно лишь сердце.

- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

- Себя судить куда труднее, чем других.

- Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

- Если у людей нет корней, их носит ветром.

- Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

- Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

- Одни только дети знают, чего ищут.

- Когда даешь себя приручить, случается и плакать.

Как вы понимаете эти крылатые выражения?

Пусть эти выражения станут росточками красивых и добрых растений в саду вашей души. Чтобы создать сад вокруг себя, надо создать сад в своей душе.

5. Уроки Лиса

Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему? (Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.)

Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования? (Лис.

Встреча с Лисом была важной для Маленького принца.)

6.Словарная работа.

(Слайд 7)

Экзюпери считал, что Приручить - сильно привязаться к кому-то, испытать к другому существу нежность, любовь, чувство ответственности за его судьбу.

Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное? (Преданность)

Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время.

Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе? (Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.)

V. Обобщение и систематизация знаний и умений

2. Практическая работа

Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с Маленьким принцем, думали о том, чтобы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу и вывести формулу добра.

Каждый впишет на звезду понятие, которое для вас является самым ценным, самым важным. Звезды прикрепим на магнитной доске.

Ученики выводят свои формулы (Слайд 8)

(Любовь + понимание + забота; помощь + милосердие +доверие, верность, преданность, ответственность)

Вывод учителя: Это ваша путеводная звезда, которая поможет Вам в жизни. Она будет направлять вас, будет указывать вам путь. Пусть этот путь будет дорогой добра, милосердия, любви, понимания.

VI. Подведение итогов урока

– Чему научился сам главный герой и чему учит это произведение нас?

- Какая фраза из произведения заставила вас задуматься и почему?

Домашнее задание (Слайд 9)

Написать письмо Маленькому принцу, в котором рассказать ему о придуманной вами планете.

Читайте также: