Конспект по истории 9 класс арсентьев культурное пространство

Обновлено: 06.07.2024

Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.

ВложениеРазмер
nauka_i_obrazovanie_vo_vtor_pol_hih_veka.docx 13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Культурное пространство империи во второй половине XIX века: достижения науки и образования (История России. 9 класс)

Источник: История России, 9 класс (учебник). Часть 2-я.

Задание: прочитать параграф и выполнить задания в тетради. В тетради должно быть указано:

Задание 1: Выпишите из параграфа 30 названия типов учебных заведений, существовавших во второй половине XIX века в Российской империи.


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 5 материалов






Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования в России в первой половине XIX в.?

1. XIX век — золотой век русской культуры

На состоянии образования и культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в экономике страны, в первую очередь промышленный переворот. Теснейшим образом он был связан с развитием российской науки и техники.

В первой половине столетия начал свою плодотворную научную деятельность крупнейший российский историк С. М. Соловьёв.

2. Естественно-математические науки

Подлинный переворот в научных представлениях о природе пространства совершил в 1826 г. профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский. Он создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики. В 1802 г. петербургский профессор В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги, а позже высказал идею о её применении для сварки металлов. Российский исследователь П. Л. Шиллинг сконструировал и испытал в 1832 г. первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби в 1834 г. изобрёл электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 г. — гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию (связала Петербург с Царским Селом, имела длину 25 км). Крупнейший русский инженер и металлург П. П. Аносов изучал и внедрял в жизнь приёмы выплавки стали. В 1831 г. он первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченный секрет изготовления булатной стали.


Н. И. Лобачевский


Н. И. Пирогов

В 1830-х гг. российские механики, крепостные заводчиков Демидовых — отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу.

Расширялись и познания в области медицины. Многим Россия обязана выдающемуся деятелю Н. И. Пирогову, профессору Медико-хирургической академии. Н. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. В годы Крымской войны он впервые применил наркоз во время операции прямо на поле боя, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Благодаря великому хирургу тысячи раненых остались живы, многие вернулись в строй.

В 1839 г. начала работать Пулковская обсерватория под Петербургом (построенная всего за четыре года) — одна из самых крупных и хорошо оснащённых для своего времени. Здесь немало открытий сделал один из крупнейших русских астрономов В. Я. Струве.

3. Русские путешественники


Географические экспедиции первой половины XIX в.


Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока был адмирал Г. И. Невельской. Ему удалось в ходе двух экспедиций открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура, где он основал в 1850 г. поселение Николаевский пост (современный город Николаевск-на-Амуре). Невельской доказал, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. Берега Амура также исследовал генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьёв-Амурский.

4. Реформы Александра I в области образования

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления ею было создано Министерство народного просвещения.

В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего общества (в их числе А. С. Пушкин и др.). Этот первый в России лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В первые два десятилетия XIX в. были открыты пять новых университетов: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский. По мере роста сети училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большего числа учителей, появились первые педагогические вузы (в Москве и Петербурге). Вышедший в 1804 г. университетский устав регулировал деятельность университетов. Он же определил, что педагогические институты для подготовки учителей должны быть открыты при каждом университете.

5. Образовательная политика Николая I

В 1820—1850-е гг. отношение правительства к нуждам образования несколько изменилось. Оно стало уделять больше внимания формированию нравственности, основанной на религиозных началах.

Однако, несмотря на то что образование было сословным, число учебных заведений на протяжении правления Александра I и Николая I неуклонно расширялось. Если в начале XIX в. в стране существовало всего 158 училищ, то к середине XIX в. около 130 начальных школ было уже в каждой губернии.


Публичная библиотека в Петербурге. Архитектор К. И. Росси

Увеличивалось и число высших учебных заведений. В 1833 г. был открыт университет в Киеве. Особенно быстрыми темпами развивались ведомственные школы (для обучения растущих штатов государственных чиновников), начали работать технические вузы: Петербургский практический технологический институт (1828), Московское ремесленное училище (1830).

В большинстве губернских и уездных городов по инициативе общественности создавались библиотеки. В 1852 г. для широкой публики был открыт Эрмитаж, ранее существовавший как дворцовый музей. С 1856 г. начал собирать получившую в дальнейшем мировую известность коллекцию русской живописи меценат П. М. Третьяков.


Патриотический подъём, вызванный событиями 1812 г., перемены в экономике стали причинами обновления духовной жизни страны, крупных успехов российских учёных, способствовали развитию системы образования и просвещения народа.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в. 2. Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте. 3. Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков? 4. Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна? 5. Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества. 6. Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.

Работаем с картой

1. Покажите на карте города России, в которых к середине XIX в. существовали университеты.

2. Покажите на карте маршруты русских мореплавателей и путешественников первой половины XIX в. и территории, отрытые ими.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите, как открытия и изобретения учёных первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России.

2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.

3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских учёных первой половины XIX в., расскажите о его открытиях.

4. Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее. 5. Узнайте, почему издательство А. Ф. Смирдина было очень популярным не только среди читателей, но и среди писателей и поэтов.

Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

Вопросы к материалу для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

1. Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в.

На культуру определяющее воздействие оказали Отечественная война 1812 и Заграничный поход, в развитии науки определённую роль сыграл и промышленный переворот.

2. Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Самым значительным можно считать математическую теорию Николая Ивановича Лобачевского. Другие исследования имели более прикладной характер. Математика Лобачевского внесла большой вклад в разработку неевклидовой геометрии, а та – в теорию относительности Эйнштейна, на которой строиться значительная часть современной науки.

Лобачевский не создал никакого механизма, не увеличил урожайность зерновых и не лечил людей, но именно его кабинетная работа существенно продвинула вперёд науку, причём в итоге – сразу несколько наук, потому что математика – язык всех естественных дисциплин.

3. Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков?

Общественная мысль во многом черпала вдохновение в исторических изысканиях. Именно оттуда славянофилы выносили, идею о Земских соборах (потому что историки объясняли им, что это такое) и об истинно русском образе жизни в целом.

Именно исторические исследования показывали западникам тот путь, который прошла Европа и на котором от неё отставала России. Не удивительно, что одни из крупнейших общественных деятелей того времени были историками (например, те же Михаил Петрович Погодин и Тимофей Николаевич Грановский).

4. Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна?

Экспедиция собрала богатый материал не только в области географии, но также ботаники, зоологии, геологии и метеорологии – соответствующие специалисты сопровождали для этого экспедицию. Всё это внесло вклад в изучение мировой наукой удалённых районов Земли, прежде всего – Тихого океана. Гораздо большее значение экспедиция имела отдельно для российской науки, потому что вывело последнюю на мировой уровень благодаря полученным сведениям и высокопрофессиональной их обработке.

5. Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества.

Целью общества было изучение мира, сбор географических и этнографических сведений, а также всевозможной статистики. Но не менее важной целью была и популяризация полученных знаний, формирование в стране правильного представления об окружающем мире.

6. Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.

Учеников отбирали также и по сословному признаку. Так в Императорский Царскосельский лицей принимали только дворян (ведь вначале там должны были обучаться дети из императорской фамилии). Крепостным был закрыт путь выше приходских училищ (в то время как получившие вольную дети крепостных могли стать даже преподавателями университетов – пример тому Михаил Петрович Погодин).

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите как открытия и изобретения учёных первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России.

Во время промышленной революции достижения науки стали гораздо быстрее внедряться в производство и приносить прибыли за счёт сокращения издержек производства. Такими изобретениями стали Мартеновская печь, разные конструкции сеялок и многое другое. В России из-за сохранения крепостного права владельцы предприятий (в большинстве своём помещики) были меньше заинтересованы в сокращении издержек производства за счёт технических новинок.

Однако большим шагом в развитии экономики России стали, к примеру, пароходы. Появившись в русских реках с 1815 года, они позволили перевозить большие объёмы грузов без использования бурлаков, причём значительно быстрее, что способствовало росту экономики.

2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.

В результате реформы начала правления Александра I система образования России была, наконец, упорядочена. Выстроилась иерархия учебных заведений, причём программа заведений следующей ступени в общем и целом была продолжением программы заведений предыдущей ступени.

Кроме того, училища, гимназии и даже университеты были более-менее равномерно распределены по стране. Например, последние кроме старой и новой столиц появились и в крупных провинциальных центрах, а приходские училища существовали во многих сёлах.

3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских учёных первой полозины XIX в., расскажите о его открытиях.

Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский родился в Нижнем Новгороде в 1792 году в роду мелких шляхтичей, потерявших имения задолго до переезда из Речи Посполитой в Российскую империю. В России дворянства род не получил.

Будущий математик родился в семье мелкого чиновника, в которой было трое сыновей, к тому же рано потерял отца. Таким образом, наука была для него одним из немногих способов выбиться в люди. По счастью, матери в 1802 году удалось устроить всех своих сыновей в гимназию в Казани на государственное содержание. С этим городом будет связана вся дальнейшая жизнь Николая Ивановича.

Как раз в те годы в Казани создавался и университет, потому учеников гимназии призывали продолжать там обучение. Как ни странно, будущий великий учёный сдал экзамены только со второго раза, но в 1807 году стал студентом Казанского университета и более не покидал этого учебного заведения.

Преподавали Лобачевскому выдающиеся учёные, в большинстве своём немцы (собственной научной школы на окрайнах России ещё не было): Мартин Бартельс, Каспар Ренне, Франц Ксавер Броннер, Йозеф Иоганн Литров и др. Закончив университет в 1814 году со степенью магистра Лобачевский был оставлен при нём для продолжения научной деятельности. Он выпустил целый ряд совместных и самостоятельных работ, а в 1816 году был избран экстраординарным профессором и начал преподавать.

Со сменой императора переменилось многое. Магницкий был смещён и предан суду, новый попечитель вскоре после вступления в должность уехал в столицу и фактически не вмешивался в дела университета, управление которым всецело оказалось в ведении ректора.

В 1827 году ректором был избран Николай Иванович Лобачевский. Университетом он руководил до 1846 года. Занимался многочисленными хозяйственными вопросами и издательской деятельностью, при этом активно преподавал, читая собственные курсы и периодически замещая других профессоров. За успешную деятельность получил орден Св. Анны II степени, благодаря чему получил потомственное дворянство.

Параллельно учёный активно работает над своей теорией. Началом её популяризации считается доклад 1826 года. Геометрия Лобачевского описывает криволинейное пространство, при этом Евклидова геометрия является частным случаем теории при стремлении кривизны пространства к нулю.

С 1846 года для учёного началась череда жизненных неудач. Он получил самую высокую в карьере должность попечителя Казанского учебного округа, но вскоре был переведён в заместители попечителя, одновременно по распоряжению министерства вопреки единогласному избранию лишён поста ректора и преподавательской кафедры.

Всё это привело к значительному снижению жалования. Вскоре последовал финансовый крах, продажа за долги городского дома и имения жены. В довершение всего от туберкулёза умер старший сын и любимец Николая Ивановича.

4 Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее.
  • Александр Сергеевич Пушкин,
  • Антон Антонович Дельвиг,
  • Алексей Демьянович Илличевский,
  • Николай Александрович Корсаков,
  • Михаил Лукьянович Яковлев,
  • Вильгельм Карлович Кюхельбекер,
  • Владимир Дмитриевич Ахшарумов,
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и др.
5. Узнайте, почему издательство А. Ф. Смирдина было очень популяэным не только среди читателей, но и среди писателей и поэтов.

Смирдину удалось удешевить процесс книгоиздания. Однако сэкономленные деньги он обращал не напрямую в прибыль, а в гонорары. Именно его щедрость при выплатах авторам привлекала к нему лучших литераторов. Также привлекал его вкус – у издателя был нюх на таланты. Со временем печататься у него стало не только прибыльно, но и престижно.

Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.


В уроке рассказывается о развитии как гуманитарных, так и точных наук. Описываются главные изобретения и технические достижения первой половины XIX. На анимированных картах представлены маршруты российских экспедиций. Отдельное внимание уделено развитию системы образования.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культурное пространство империи в первой половине XIX века. Наука и образование"

В ходе урока вы узнаете о развитии гуманитарных и естественных наук, русских путешественниках, системе образования.

XIX век стал золотым веком русской культуры, на которую большое влияние оказали Отечественная война 1812 года и Заграничные походы русской армии. В обществе наступили небывалый патриотический подъём и рост национального самосознания.

Промышленный переворот был тесно связан с развитием науки и техники.

Также Карамзин стал инициатором сбора и записи воспоминаний участников событий Отечественной войны 1812 года.

Профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский особое внимание уделял изучению Великой французской революции. Он считал, что мировая история – это путь всех народов к свободе.


Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский совершил настоящий переворот в математике. Он создал геометрическую систему, которую назвали неевклидовой геометрией. Эта система стала основой математической базы современной физики.

В 1802 году Василий Владимирович Петров продемонстрировал явление электрической дуги и предложил идею её применения для сварки металлов.


Русский инженер Павел Петрович Аносов изучал способы выплавки стали. Аносов стал первым в России, кто использовал микроскоп для исследования структуры стали.

Крепостные работники Демидовых Ефим и Мирон Черепановы построили первый российский паровоз.


Развивалась сфера медицины. Профессор Медико-хирургической академии Николай Иванович Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Во время Крымской войны он стал применять эфирный наркоз при операциях. Также Пирогов использовал гипсовую повязку для лечения переломов.

В 1839 году открылась одна из крупнейших обсерваторий – Пулковская. Здесь работал выдающийся астроном Василий Яковлевич Струве.

Правительство также выделяло средства на развитие науки.

В XIX веке российские корабли вышли в Мировой океан. В 1803 году Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский возглавили экспедицию по исследованию Тихого океана. Первая русская кругосветная экспедиция продолжалась три года. Её результатом стало нанесение на карту побережья Сахалина. Также участники плавания записывали свои наблюдения о Дальнем Востоке, Аляске, Тихоокеанских и Алеутских островах.


В 1819 году Фаддей Беллинсгаузен возглавил вторую кругосветную экспедицию. Одной из его задач было "открытие возможной близости Антарктического полюса". 28 января 1820 года команда кораблей увидела неизвестные до этого земли. Этот день считается Днём открытия Антарктиды. Спустя год Беллинсгаузен подплыл к самому крупному острову Антарктики и назвал его Землёй Александра I.

Евфимий Путятин в 1855 году возглавил дипломатическую миссию в Японию. Он стал одним из первых русских, кто побывал в этой закрытой стране.

Особо примечательной стала Амурская экспедиция Геннадия Невельского. Он стал первым, кто исследовал устье Амура. Также Невельской доказал, что Сахалин является островом, а не полуостровом.

Во время своей второй экспедиции Невельской 1 августа 1850 года основал поселение Николаевский пост, который сейчас известен как Николаевск-на-Амуре, и объявил Амурский край принадлежащим России.

В 1845 году было основано Русское географическое общество. Его задачами были сбор, обработка и распространение географических и этнографических сведений о России. Общество оказывало поддержку учёным и организовывало различные исследовательские экспедиции.

В начале XIX века в России окончательно сложилась система образования. Для управления ею создали Министерство народного просвещения.

После образовательной реформы в губернских городах появились гимназии, в уездных городах – уездные училища. В деревнях были созданы приходские училища. Они являлись единственно возможной формой образования для крепостных крестьян.

В 1811 году для дворянских детей открыли Царскосельский лицей. Он стал первым в России лицеем. Среди известных выпускников Царскосельского лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, Павла Ивановича Крузенштерна, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Развивалось высшее образование. В XIX веке начали работать Дерптский, Харьковский, Казанский, Виленский и Петербургский университеты.


Росла потребность в учителях для гимназий и училищ. В Москве и Петербурге работали педагогические институты.

Деятельность всех университетов регулировалась Университетским уставом 1804 года.

В 1820–1850-е годы изменилось отношение правительства к образовательной политике. Больше внимания стало уделяться нравственному воспитанию, основанному на религиозных началах.

Все образовательные учреждения стали сословно-обособленными.

Приходские училища предназначались для крестьянских детей. Здесь учили арифметике, письму и Закону Божьему.

В уездных училищах учились дети купцов, мещан и ремесленников.

Семиклассные гимназии посещали дети дворян, чиновников и купцов первой гильдии.

В 1833 году открыли университет в Киеве. Появились ведомственные школы, которые готовили государственных чиновников.

Были созданы технические образовательные учреждения – Петербургский практический технологический институт и Московское ремесленное училище.

Росли тиражи литературы. Широко известно было издательство Смирдина. Здесь выпустили более семидесяти сочинений русских авторов. Книги издательства были недорогими, поэтому их могли себе позволить широкие слои населения.

В губернских и уездных городах создавались библиотеки. В 1852 году был открыт Эрмитаж, которые раньше являлся дворцовым музеем.

Давайте подведём итоги.

На развитие русской культуры первой половины XIX века большое влияние оказали Отечественная война 1812 года и Заграничные походы русской армии.

Промышленный переворот был тесно связан с развитием науки и техники.

Были совершены первые кругосветные экспедиции.

В России открывались гимназии, уездные и приходские училища, университеты.

Читайте также: