План местности конспект урока 5 класс алексеев

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Тема : «Масштаб. План местности. Условные знаки. Как составить план местности.

Практическая работа. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты

Цель: закрепить и обобщить знания о масштабе, плане местности и показать связь математики с географией.

Организационный момент

Кого бы вы на свете не спросили,

Любой вам скажет - есть страна

И если к карте мира подойти,

Легко вам будет там её найти.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Зеленые леса, поля, хрустальные озера,

Величие широких русских рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете!

- О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

- Какое это понятие? (Масштаб)

Изучение нового материала

Зачем нужен масштаб?

- Ни один географический объект, например реку, мост, поселок, невозможно изобразить на топографическом плане в натуральную величину. В древности люди рисовали уменьшенные изображения местности, на которых разные участки уменьшались произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т. д. Чтобы план местности был более точным, необходимо все расстояния уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций, делать изображение в масштабе.

Масштаб- величина, показывающая, во сколько раз расстояние на плане или карте уменьшено по сравнению с реальным расстоянием на местности.

Условные знаки – азбука, с помощью которой можно прочитать план и узнать о местности, изображенной на плане.

Виды масштаба :

Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, 1:10000 (1см карты соответствуют 10000см на местности).

Запомни! В численном масштабе два числа всегда подаются в сантиметрах.

Именованный масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1см на карте, плане, снимке. Именованный масштаб выражается именованными числами, обозначающими длины взаимно соответствующих отрезков на карте и в реальности. Например, в 1см 5км.

Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний. Представляет прямую линию, разделенную на равные отрезки. У каждого деления линии подписываются соответствующие ему расстояния на местности.

Правила перевода масштаба.

Записываем численный масштаб

1:100000 (в 1см 100000см)

Делим 100000см на 100, переводим в м (100000:100 = 1000м)

Делим на 1000м на 1000, переводим в км (1000:1000 = 1км)

Записываем именованный масштаб в 1см 1км

Изображаем линейный масштаб

Запомни! Численный масштаб можно перевести в именованный и линейный, именованный – в линейный и численный, линейный – в именованный и численный.

Выбор масштаба

Масштаб выбирают в зависимости от величины расстояний. Например, надо изобразить расстояние в 6 км. Тогда масштаб в 1 см — 10 м не годится, потому что это расстояние изображается линией в 600 см, то есть в 6 м; но линию в 6 м нельзя поместить на обычном листе бумаги. Удобнее взять масштаб: в 1 см — 1 км. При таком масштабе расстояние в 6 км будет соответствовать линии в 6 см.

План местности — разновидность топографической карты; чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе.

Планом местности называется чертеж, который изображает небольшую часть земной поверхности сверху в уменьшенном виде.

На нем условными знаками показывают, чем занята местность, какие на ней размещены объекты. По плану местности можно определить взаимное расположение этих объектов, расстояние между ними, рельеф данного места и многое другое.

План местности, так же как и географическая карта, — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

Но план отличается от карты.

На плане изображают небольшие участки местности, поэтому их вычерчивают в крупных масштабах, например, в 1 см — 5 км. На картах же показаны значительные участки местности — материк, государство, мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах: в 1 см — 1 км, или в 1 см — 100 км, в 1 см — 250 км.

Практическая работа. Составление плана местности

Работа с контурными картами

- Ребята, у нас есть план местности. Нам надо подписать каждый условный знак.

Выделить зеленым цветом растительные объекты

Переведите численный масштаб в именованный масштаб:

1 : 500 (в 1 см – 5 м)

1 : 10000 (в 1 см - 100 м)

1 : 250000 (в 1 см - 2.5 км)

1 : 1 000 000 (в 1 см – 10 км)

Закрепление

Для закрепления можно предложить написать топографический диктант. Ученик на доске записывает текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями.

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает лиственный лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам можно по железной дороге.

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными элементами плана, отрабатывается практическое применение учебных навыков.

ВложениеРазмер
sostavlyaem_plan_mestnosti.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

– Уточнение понимания значения плана местности в жизни человека, особенностей плана;

  • формирование умений работать с планом и строить план местности;
  • формирование практических умений: работать с компасом, ориентироваться на местности, определять азимут, определять расстояние по плану и на местности (рулеткой и шагами), строить план местности;
  • введение понятий: полярная и маршрутная съемка

– Умение определять стороны горизонта по компасу, часам, Полярной звезде, местным признакам;

– умение прочитать план местности, пользуясь условными знаками и масштабом;

– умение построить простой план местности;

– приобретение опыта работы с планом местности;

  • приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки и рефлексии,
  • приобретение опыта разрешения проблемных ситуаций;

План урока: Работа с основными элементами плана,

практическое применение учебных навыков,

Оборудование: атласы, мультимедийный проектор, компьютер, линейки , карандаши.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : План местности. Условные знаки. Как построить план местности.

Планируемые результаты:

предметные

выявлять особенности плана местности;

определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты;

читать простейший план местности.

метапредметные

самостоятельно планировать пути достижения целей;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

создавать обобщения, устанавливать аналогии;

создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

преобразовывать информацию из одного вида в другой;

производить поиск информации, анализировать и оценивать её;

осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;

отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

личностные

У обучающихся будут сформированы:

ответственное отношение к учёбе;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Основные понятия : план местности, условные знаки.

1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

1 звено: отвечают на вопросы. (поворачиваются на месте)
1.Покажи сторону горизонта, где восходит солнце. В

2Покажи сторону горизонта, где солнце заходит. З

3Если человек стоит лицом к югу, то какая сторона горизонта будет справа? З

4 Какая сторона горизонта расположена напротив севера? Ю

2 звено: цифровое задание. Под номерами перечислены местные признаки природы, которые позволяют определить стороны горизонта.

1.Мох на стволах деревьев.

2.Муравейник у дерева.

3. Таяние снега ранней весной на склонах.

4. Ветви на деревьев короче.

3.Сообшение новой темы. Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока .

Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Эта звезда всегда указывает на север.

Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…

Виден край, да не дойдешь.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).

Для чего они предназначены?

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Используя схему, дают определение плану.

План-это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности с помощью условных знаков.

Условные знаки - графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.

Чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы. А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.

Сейчас вы открываете атлас на стр 17, где нарисованы условные знаки

– За ТРИ минуты вам надо будет на листах каждому крупно нарисовать один условный знак (без подписей). На одном листе нужно нарисовать только один условный знак.(какой именно знак нарисовать подписан на обороте листа)
– Рисуйте чётко, чтобы было видно издалека.

Учащиеся первых трех рядов ,начиная с окна должна будет со стр 17 в атласе срисовать условные знаки, обозначающие естественные (природные) объекты.
Учащиеся трех рядов у стены должна будет найти и зарисовать условные знаки, обозначающие искусственные объекты, построенные человеком (например, мост).

Каждый учащийся берёт в руки свой рисунок и держит его так, чтобы его видели все ученики класса.

По очереди показываете свои условные знаки, остальные называют какой условный знак на листе.

Посыльным я раздала по листочку бумаги. И сказала, что через одну минуту каждая команда должна придумать и записать на листочке название.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы у нас все было хорошо

Задача каждой команде за 3 минуты, пользуясь планом местности, написать на листочке, на котором выведено название вашей команды, рассказ о том, что увидят по дороге МАТЬ с СЫНОМ, идущие из детского сада в школу за СТАРШЕЙ СЕСТРОЙ .

– Все встали. Ручки отложили. Листочек с получившимся рассказом оставляете на столах. А сами меняетесь местами с соседней командой. В том же направлении, в котором Земля вращается вокруг своей оси (тут им надо было вспомнить из пройденной в октябре темы, что это происходит против часовой стрелки – прим. автора ) .
У вас есть минутка, чтобы ознакомиться с рассказом другой команды и поставить по пятибалльной шкале им оценку, указав в скобках от какой команды выставлена оценка.

Снова меняетесь местами в том направлении в котором Земля вращается вокруг Солнца

– Итак, если вы всё правильно сделали, то команда должна оказаться за новым столом, на котором лежит рассказ, который составляли не вы , и оценивала его другая команда
Всё верно? Отлично! Тогда у вас есть минутка на то, чтобы ознакомиться с текстом и оценкой, которую выставили за него. После этого вы должны высказать своё мнение по поводу оценки, поставленной другой командой за этот текст.
После всех выступлений я объявил самое главное:

– Теперь вновь меняемся местами против часовой стрелки. Учебники закройте – они помешают вам выполнить новое задание.

Сейчас на тех же самых листочках вы по рассказу другой команды нарисуете план местности, по которой идут мать с сыном

В выполнении задания должен поучаствовать каждый член команды, нарисовав хотя бы один условный знак. При изображении местности, нужно помнить, условные знаки должны быть одинаковые по величине.

Через 3 минуты каждая команда показывала свои варианты нарисованных планов той команде, которая писала рассказ. Получив одобрение или неодобрение (о чём должна быть сделана соответствующая запись на листочке), команды сдавали мне свои листочки.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель: сформировать представление о плане местности, как форме изображения Земли.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия план местности, азимут, дать первоначальные сведения об условных знаках, ознакомить с алгоритмом определения азимута и расстояний ; показать практическую необходимость полученных знаний.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, топографической картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.

Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: знание географических особенностей своей местности.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: находить различия между географической картой и планом местности, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек, измерять расстояния и направления, пользуясь линейкой и транспортиром.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности. топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом.

Тип урока: комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Конспект урока географии 5 класс по теме "План местности. Условные знаки".

Содержимое разработки

Приложение № 162

Конспект урока по теме

Задачи: 1. Разобрать с учащимися новые термины и понятия.

2. Выработать умения пользоваться разными видами условных знаков, применять полученные знания для решения практических задач.

3. Развивать навыки сопоставления, анализа, логического мышления.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Проверка домашнего задания.

Что такое ориентирование?

Что такое азимут?

Какие существуют способы ориентирования на местности?

Чтобы определить тему урока, я предлагаю тебе разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет главным словом в теме нашего урока.

Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Эта звезда всегда указывает на север.

Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…

Виден край, да не дойдешь.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

Приходилось ли вам в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации). Что он из себя представляет? Для чего они предназначены?

(СЛАЙД 2) Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

2. Изучение нового материала.

Перед при­ня­ти­ем ре­ше­ния о стро­и­тель­стве новых за­во­дов, школ, спор­тив­ных учре­жде­ний, о про­клад­ке дорог, о раз­ме­ще­нии сель­ско­хо­зяй­ствен­ных зе­мель необ­хо­ди­мо иметь изоб­ра­жение дан­ной мест­но­сти.

Неболь­шую по пло­ща­ди мест­ность можно на­ри­со­вать или сфо­то­гра­фи­ро­вать, но мно­гие объ­ек­ты зем­ной по­верх­но­сти под таким изоб­ра­же­ни­ям будет тя­же­ло опре­де­лить, например размеры,форму объектов или расстояния между ними. Тем более что ближние объекты заслоняют другие.

(СЛАЙД 3) Существуют разные формы изображения земной поверхности. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми зем­ной по­верх­но­сти яв­ля­ют­ся аэро­фо­то­сним­ки, сним­ки из кос­мо­са, карты и планы мест­но­сти.

(СЛАЙД 4) Сравните два изображения земной поверхности. В чем сходства и различия?

Аэрофотоснимки делаются с помощью фотографирования земной поверхности с самолета. На плане местности, как и на аэрофотоснимке изображение поверхности делается сверху, но между планом и аэрофотоснимком есть существенная разница.

Рассмотри внимательно аэрофотоснимок и план местности, на каком изображении предметы более похожи на их действительные размеры на местности? На аэрофотоснимке. Верно!

Какие объекты изображены на плане и на аэрофотоснимке?

Мы видим лес, населенный пункт, реку, озеро, поле и луг.

А по какому из этих изображений можно увидеть название населенного пункта, или породы деревьев, которые растут в лесу? Верно, по плану. Какой вывод напрашивается? (говорят)

В итоге получается, что план местности дает больше информации чем аэрофотоснимок и он более удобен для изучения небольшой местности. А аэрофотоснимки в свою очередь используются для составления карт и планов местности.

Итак, дадим определение, что же такое план местности? Ученик пробует сформулировать определение.

Теперь попробуй выполнить задание.

Изобрази на тетрадном листе план своей улицы в реальную величину? Возможно это сделать? Почему?

Нет, не возможно! Слишком большого размера.

Что нужно сделать, чтобы данное задание выполнить? Уменьшить.

Верно! Для того чтобы изобразить на плане местности тот или иной объект его нужно уменьшить во много раз. Необходимо применить масштаб .

(Слайд ) Что же такое масштаб? В учебнике на стр.84 синим шрифтом написано.

(СЛАЙД 6) Масштаб- это число, показывающее во сколько раз объекты на плане или карте уменьшены по отношению к их размерам в действительности. (Показать какой-нибудь пример ….). Все планы местности считаются крупномасштабными. Географические объекты на них видны хорошо. Мы видим и отдельно стоящее дерево и дом и название реки т.д. Мелкомасштабной считается карта, на ней мы многие объекты не видим. Масштаб можно найти как на плане так и на карте.

В атласе на с 21, внизу изображены виды масштаба. С ними мы подробно познакомимся в 6 классе. А сегодня я сама прочитаю данный масштаб. Одна десятитысячная, что означает, один сантиметр на плане соответствует 10 000 см на местности. Значит изображение местности уменьшено во сколько раз? В 10 000 раз.

(задание на определение масштаба).

А не настало ли время нам передохнуть?

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

(СЛАЙД 7) Чтобы читать план местности необходимо знать буквы. Азбукой для чтения планов местности и карт, являются условные знаки. Именно благодаря им, план местности еще называют топографической картой.

Условные знаки обычно изображают такими, чтобы они были максимально похожими на реальные объекты местности. Это делается для удобства чтения и для того чтобы они были понятны всем.

Каждому объекту на плане среди условных знаков соответствует свой определенный цвет. Посмотрите на условные знаки стр.85 рис.99. Что вы видите?

Лес показан зеленым цветом, а деревья изображены черными значками, на знаках легко отличить какое дерево хвойное, а какое лиственное. Есть знак где деревья изображены вместе, получился знак- смешанный лес. Знак луга, участка покрытого травой, напоминает тонкие стебельки травинок. Реки и озера изображены синим цветом. Заметьте все условные знаки имеют правильную форму, определенный размер и направление. На карте они изображены ровными и красивыми.

( СЛАЙД 8 ) Все условные знаки условно разделены на 3 группы. Площадные, внемасштабные и линейные.

Площадные знаки- это те знаки которые занимают большие площади территории, они изображаются разными цветами.

Например лес, пашни и заросли кустарника. По рис.99 назовите еще примеры площадных знаков.

Внемасштабные знаки, это те знаки, которые никакого отношения к масштабу не имееют. Например отдельно стоящее дерево, мельница. Назовите еще примеры.

Линейные условные знаки-это те, которые обозначают протяженные объекты, например река, дорога, линия электропередач. Приведите свои примеры линейных знаков по р.99.

Предлагаю выполнить задание на распознание условных знаков, чтобы в дальнейшем ты могла их быстро находить (ленинг апс)

Как ты думаешь, а в чем значение плана местности? Где его можно использовать?

Значение плана местности:

(СЛАЙД 9) 1) Планирование работ на местности,

определение расстояния между объектами,

расчет площади территории,

определение направления между объектами,

использование в отраслях промышленности ( топографии, картографии, геологии, геодезии, межевании).

(СЛАЙД 10) Рефлексия.

-Что ты узнала на уроке?
– Чему научилась?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достигнута ли тобой поставленная в начале урока цель?

Читайте также: