Сообщества живых организмов конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цели уроков: изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз.

Типы уроков: комбинированный.

Формы проведения: лекция, исследование, конференция.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос, вопросы: изложите историю возникновения материков, расскажите, как изоляция материков отразилась на их животном и растительном мире, приведите примеры, характеризующие своеобразие животного мира разных континентов.

3. Мотивация учебной деятельности.

Для чего нужны знания о биоценозах? Как можно применить эти знания?

4. Изложение нового материала.

Урок 1. Естественные сообщества живых организмов Биогеоценозы.

Урок 2. Еловый лес как биоценоз.

Урок 3. Исследования в еловом лесу.

§ 17.3.1. с. 516–519; вопросы 1–5

6. Подведение итогов занятий.

1. Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей

2. Оценивание работы учеников во время занятий

7. Закрепление изученного материала.

Вопросы: Что такое биогеоценозы? Назовите и охарактеризуйте как можно подробнее составляющие их компоненты. Что такое биоценоз? Какие показатели его характеризуют?

Что такое биомасса? Сравните количество биомассы, образующейся в разных климатических зонах. Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биоценоз?

План

  1. Понятие о биогеоценозе.
  2. Биоценозы
  3. Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов.
  • Биогеоценоз пресного водоема.
  • Биогеоценоз широколиственного леса.

1. Понятие о биогеоценозе.

Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг другу и к окружающим условиям условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биоценоз. Таким образом, устойчивые саморегулирующиеся открытые (энергия поступает извне) экологические системы называются биоценозами, а биоценозы, неразрывно связанные с неорганическими компонентами (почвы, влага, атмосфера и т.п.) образуют устойчивую систему, названную академиком В.Н.Сукачевым (1940 г.) биогеоценозом. Значит, биоценоз представляет собой биологическую биогеоценоза. Лес, луг, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.

Биотоп – пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом).

Основу любого биогеоценоза составляют зеленые растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители живого вещества (продуценты); растительноядные и плотоядные животные – потребители живого органического вещества (консументы) и разрушители органических остатков – преимущество микроорганизмы и в меньшей степени грибы, которые доводят распад органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты).

  • Видивое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз, - один из самых распространенных показателей. Число видов в одной пробе, взятой с определенной площади, называется видовым богатством характеризующим качественный состав биоценоза.
  • Плотность видовых популяций, то есть количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы.
  • Биологическая продуктивность – скорость продуцирования биомассы – важный показатель экосистемы. Различают первичную и вторичную биологическую продуктивность. Под первичной продуктивностью понимают общую суммарную продукцию фотосинтеза, представляющую собой результат деятельности автотрофов – продуцентов.

Под вторичной продуктивностью – накопление биомассы, осуществляемое гетеротрофными компонентами экосистемы (консументами) за счет использования веществ и энергии накопленной продуцентами.

Закрепление. Совместная формулировка вывода об организации природных сообществ.

Природные системы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система.

3. Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов.

А) Биогеоценоз пресного водоема. Любой природный водоем, например озеро или пруд, с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Эта природная система обладает способностью к саморегуляции и непрерывному самовозобновлению.

Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне. Здесь вода теплее, достаточно насыщена кислородом, что обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны и мелкие водоросли. В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, хищные жуки-плавунцы и водяные клопы). Многие водятся на дне (перловицы, беззубки, личинки некоторых насекомых – ручейников, стрекоз, поденок ). Даже поверхностная пленка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов. В тихих заводях можно видеть бегающих по поверхности воды хищных клопов-водомерок и быстро плавающих кругами жуков-вертячек. Обилие пищи и другие благоприятные условия привлекают в прибрежную зону рыб.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Особые условия создаются и в толще воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды. Здесь развиваются различные микроскопические водоросли; водорослями и бактериями питаются многочисленные простейшие – инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких взвешенных в воде организмов называют планктоном. В круговороте веществ и в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

Рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи питания состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы.

Б) Биогеоценоз широколиственного леса. Среди наземных биогеоценозов одним из наиболее сложных является широколиственный лес, например дубрава. Дубрава – совершенная и устойчивая экологическая система, способная при неизменных внешних условиях существовать веками. Биогеоценоз дубравы составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных.

Растения дубравы. Основную биологическую продукцию создают высшие растения. В лесу это преимущественно многолетние древесные породы.

Характерная черта лиственного леса заключается в видовом разнообразии растительности. Между растениями происходит усиленная конкуренция за основные жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. В результате длительного естественного отбора у растений выработались приспособления, позволяющие разным видам существовать совместно. Это ярко проявляется в характерной для дубравы ярусности.

Верхний ярус образуют наиболее светолюбивые древесные породы. Ниже располагаются сопутствующие им менее светолюбивые деревья. Еще ниже расположен ярус подлеска, образованный различными кустарниками. Наконец, на почве произрастает ярус травянистых растений. Чем ниже ярус, тем более теневыносливы образующие его растения.

Дубрава характеризуется высокой биологической продуктивностью. Вследствие ее сложной многоярусности общая площадь листьев растений, произрастающих на каждом гектаре, достигает 4-6 га. Такой мощный фотосинтезирующий аппарат улавливает и трансформирует в потенциальную энергию органическую вещества около 1 % годового притока солнечной радиации.

Цепи питания в дубравах. Богатство и разнообразие растений, производящих громадное количество органического вещества, которое может быть использовано в качестве пищи, становятся причиной развития в дубравах многочисленных потребителей из мира животных, от простейших до высших позвоночных – птиц и млекопитающих.

Среди млекопитающих пищевую цепь, например, составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники. Все виды позвоночных служат средой обитания и источником питания для различных наружных паразитов, преимущественно насекомых и клещей, а также внутренних паразитов: плоских и круглых червей, простейших, бактерий.

Пищевые цепи в лесу переплетены в очень сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Значение разных групп животных в биоценозе неодинаково.

Саморегуляция в лесном биоценозе.Процесс саморегуляции в дубраве проявляется в том, что все разнообразное население леса существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем.

В лесном биогеоценозе ясно прослеживается круговорот веществ и движение энергии.

Учитель: У отрогов Заганского хребта в долине реки Хилок расположилось небольшое село Шибертуй, закрытое со всех сторон отлогими сопками. Одни из них безлесные, травянистые, другие покрытые темными пятнами сосновых перелесков, третьи взяты в полон густой таежной чащей.

Село получило название от горной речушки Шибертуйки, извивающейся между холмами. Речка не пересыхает даже в засушливые времена года, благодаря платине отрогов Заганского хребта и впадает в Хилок в его среднем течении 25 км от Шибертуя.

На правом берегу Шибертуйки в окрестности села Шибертуй растет еловый лес с голубыми елями, являющийся уникальным природным комплексом.

Для вас ребята интересную экскурсию по учебной тропе “Хасуури” подготовили ваши одноклассники. Но перед этим каждая группа учеников получает задания по соответствующему разделу биологии и готовит исследовательский материал на конференцию “Еловый лес как экосистема”:

1 группа “Растительность”Определить тип леса по основной лесообразующей породе, изучить особенности внешнего облика господствующих деревьев, собрать для гербария представителей массовых видов.

2 группа “Животный мир”. Осмотреть лесную подстилку, стволы деревьев, ветки, кроны и листья, кустарники и траву.

3 группа “Характеристика экосистемы елового леса”. Составить характеристику экосистемы леса.

4 группа “Исследования в еловом лесу”. Изучить состояние атмосферы с помощью растений-индикаторов, степени запыленности воздуха, определить уровень возобновления елового леса, опыт над муравьями – отношение муравья к поднесенной к нему палочке .

Экскурсовод: Учителя и ученики Шибертуйской средней школы проводят работу по экологическому образованию, проложили учебную экологическую тропу “Хасуури” в еловом лесу, используют уникальные объекты для проведения уроков, внешкольных мероприятий, для эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения.

Создание учебной тропы “Хасуури” направлено на решение следующих задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

Основные объекты для познавательных экскурсий на экологической тропе “Хасуури”. Начало маршрута:

1. Станция “Удивительное - рядом”. На расстоянии 800 метров от Шибертуйской средней школы в сторону реки Шибертуйки оборудована площадка с указателем “Учебная тропа природы “Хасуури”, информационная доска с обращением к посетителям и схема общего маршрута тропы, установлены скамейки для отдыха.

2. Станция “Родник”. Тропа приводит посетителей к роднику с чистой водой, установлен указатель, информационная доска с обращением к посетителям и установлены скамейки для отдыха. Недалеко от станции растет самая высокая голубая ель.

3. Станция “Хижина”

4. Станция “Голубые ели”.Далее тропа выводит на группу кустарников – голубые ели, зеленые ели, лиственницы.

5. Станция “Чудо-дерево”.На этой станции растет уникальное дерево, ствол которого напоминает трезубец Нептуна.

6. Станция “Каменные острова”. В этом месте видны небольшие островки, состоящие из камней разных размеров и форм.

7. Станция “Муравьиный город”.На территории этой станции расположены несколько муравейников. Муравьев называют санитарами леса. Одна семья за лето уничтожает свыше 10 тыс. насекомых. Но не только в этом заключается роль муравьев. Они распространяют семена лесных растений, подмаренника, звездчатки, кипрея и других растений.

Задача конференции: на основе биологических знаний и проведенных исследований формирование понятий, структуры биогеоценоза на примере елового леса.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Доклады учащихся по следующим темам: “Растительность”, “Животный мир”, “Характеристика экосистемы елового леса”, “Исследования в еловом лесу”.
  3. Обобщение материала. Оценка докладов и выступлений.

1. Вступительное слово учителя. Формулирую цели и задачи конференции, план проведения урока, рекомендую внимательно слушать выступающих и делать краткие записи в тетрадях (темы докладов, основные мысли, цифровые данные, интересные факты и т.д.)



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Сообщество живых организмов"

Для каждой экосистемы характерно своё сообщество. Как и экосистемы, сообщества живых организмов, их населяющие, могут быть природными и искусственными.


Природные сообщества — лес, луг, болото, озеро — созданы самой природой, а искусственные — парк, вишнёвый сад, пшеничное поле и так далее — создаёт сам человек. Живые организмы, входящие в эти сообщества, — важнейший компонент любой экосистемы.

Поговорим об обитателях леса и луга. Бывая на лугу, а также в лесу, вы, возможно, замечали, что для каждого из них характерны свои специфические виды растений. Летний луг — замечательное место для отдыха. Всё вокруг цветёт, травы шелестят на ветру, слышны многоголосые птичьи трели. Наслаждаясь природой, вы вряд ли задумываетесь о том, что луг — это дом для многочисленных существ. Растения и животные луга очень разнообразны, и каждый обитатель имеет свои особенности и привычки. Клевер луговой, тимофеевка луговая потому так и называются, что растут только на лугах. Также вы наверняка уже знаете, что в природе растения никогда не встречаются одни, то есть без животных или каких-либо других организмов. И хотя крупные животные избегают открытых пространств лугов, где им негде спрятаться, луга не назовёшь безжизненными. Над яркими луговыми растениями вьётся множество насекомых, собирающих нектар с цветов. В воздухе над лугом парят птицы, питающиеся семенами растений, в почве луга также обитает множество животных.

Основными же и постоянными животными, обитающими на лугах, принято считать кротов и полевых мышей разных пород. Грызуны живут в подземных норах, но большую часть времени в году проводят на поверхности, запасаясь кормом к зиме. Кроты более осторожные существа. У них плохое зрение, но очень красивый мех, за которым охотятся люди. Из-за этого крот редко выбирается из своих подземелий наружу. Кроме них, луга облюбовали насекомые. Помимо всем известных, существуют и малозаметные обитатели, такие как, например, серый кузнечик.


Это длинное насекомое (28—39 миллиметров). Его цвет — светлый или тёмно-зелёный, с бурыми пятнами. В жаркие дни можно услышать его стрекотание на лугу — этот звук издают самцы своими крыльями. Кузнечики передвигаются по земле при помощи всех шести ног, а при опасности высоко подпрыгивают, отталкиваясь задними ногами и раскрывая крылья. Эти животные луга имеют ещё одну интересную особенность: если схватить кузнечика за задние ноги, то они просто отломятся.


Кукушка не занимается строительством гнёзд и не вьёт их, но внимательно наблюдает за жизнью других пернатых. Скажем, за видами из семейства воробьиных. Делает это для того, чтобы выбрать воспитателей своим деткам. Все знают, что кукушка подкидывает яйца в чужие гнёзда.

Ни для кого из вас не секрет, что между растениями, животными и другими организмами повсюду в природе существуют взаимосвязи. В процессе своей жизнедеятельности все организмы оказывают друг на друга огромное влияние. Растения служат для животных средой обитания, они необходимы для их размножения, служат убежищем от врагов, зноя, холода, дождя. В густых зарослях кустарников в лесу гнездятся многие птицы. В дуплах в стволах крупных старых деревьев находят убежище лесные пчёлы. Дупла также нужны совам и филинам для выведения птенцов. Животные поедают растения, получая таким образом необходимую им энергию. Кроме этого, растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, да и самого человека. Также из растений животные делают жилища — например, некоторые лесные птицы вьют гнёзда из тонких веточек и стебельков трав.

Как животные не способны жить без растений, так и многие растения, в свою очередь, не могут обойтись без животных. Размножение и распространение многих растений невозможно без помощи животных. Тысячи видов растений опыляются насекомыми, птицами, летучими мышами. Животные переносят семена и споры.

Рассмотрим значение бактерий и грибов. Рядом с растениями и животными живёт множество бактерий и грибов, которые также оказывают большое воздействие на живое окружение и в значительной мере зависят от него. Некоторые виды бактерий и грибов вызывают массовые заболевания растений и животных. Однако в большинстве случаев бактерии и грибы, поселяясь на растениях, приносят им пользу. На корнях гороха и других бобовых растений, а также ольхи, облепихи живут бактерии, которые обладают чудесной способностью усваивать азот из почвенного воздуха. Молодые корешки, в которых поселяются такие бактерии, раздуваются и приобретают вид небольших клубней, поэтому бактерии называют клубеньковыми. Благодаря этим бактериям растения могут жить на бедных почвах. После отмирания растений накопленный в клубеньках азот поступает в почву и делает её более плодородной.

Собирая в лесу грибы, вы, возможно, замечали, что маслята чаще всего растут под соснами, подберёзовики — под берёзами, а подосиновики — под осинами.


Трутовиков называют грибами-разрушителями. Их появление — почти всегда сигнал о болезни дерева. Однако в природе не существует абсолютно вредных (как и абсолютно полезных) организмов — разрушая кору и древесину деревьев, эти грибы способствуют образованию естественных дупел, которые становятся жильём для дятлов, белок и других животных. Многие виды бактерий и грибов питаются остатками растений и животных, превращая сложные органические вещества в более простые, которые затем растения используют для своего роста.

Цель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь между устройством и особенностями сообщества, обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
  3. Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание
ВложениеРазмер
Урок биологии в 5 классе был проведен в рамках предметной недели биологии, химии, географии и истории. 25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

  1. Образовательные: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь между устройством и особенностями сообщества, обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
  3. Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание
  1. Предметные
  • называть жизненные формы растений и иллюстрировать их примерами;
  • определять понятия по теме урока;
  • распознавать жизненные формы растений, виды-строители на таблицах, рисунках;
  • описывать особенности естественных и искусственных растительных сообществ;
  • сравнивать растения разных жизненных форм;
  • объяснять необходимость ухода за культурными растениями;
  1. Метапредметные
  • умение составлять алгоритм действий;
  • ставить перед собой учебную задачу;
  • прогнозировать результат;
  • выполнять задания по плану;
  • умение работать с различными источниками информации.
  1. Личностные:
  • культура общения и взаимодействия в учебной деятельности;
  • морально-волевые (упорство, целеустремленность) качества;
  • сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • оценивание себя;
  • желание получать новые знания.
  1. гармоничных отношений учащихся с природой.

Методы обучения: активные и интерактивные - репродуктивный, демонстрационный, индивидуальный, иллюстративно – наглядный, частично-поисковый.

Принципы: системность, доступность, последовательность, научность, наглядность.

  1. Основные: учебник Биология Живой организм 5-6 кл Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова с.30-31; презентация. Дополнительные: таблицы, рисунки, фотографии, другой демонстрационный материал, иллюстрирующий растительные сообщества.

Основные термины и понятия: природное сообщество, растительные сообщества: естественные, искусственные; жизненная форма растений, видовой состав сообщества, вид-строитель.

  1. Орг.момент Ребята, прежде, чем мы начнем наш урок мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Перед вами лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Большинство из вас пришли с хорошим настроением, поэтому надеюсь, что наш урок будет плодотворным.
  2. Повторение изученного. Ребята скажите пожалуйста, можем ли мы встретить бурого медведя в пустыне, а верблюжью колючку – в лесу? Почему? (Разное место обитание, разные приспособления.) (слайд 2)

-Ребята, давайте вспомним, что такое среда обитания, какие места обитания живых организмов вам известны?

Задание на повторение. Определить по описанию среду обитания. Назвать приспособления. (слайды 3-7)

  1. Изучение нового материала . Проблемный вопрос. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг, Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года - Это все вокруг … природа.

Все объекты, указанные в стихотворении, живут сообща. Живое и неживое сосуществует вместе. (слайд 8)

О чём пойдёт речь сегодня на уроке? О сообществе живых организмов. каких? Ребята, а как вы думаете, каким живым организмам будет принадлежать ведущая роль в сообществе? Почему? Какая тема урока? Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе. Открыли тетради, записали тему урока.(слайд 9)

Давайте сформулируем цели нашего урока, используя вопросы: что? Что такое сообщество? какие? Какие организмы входят в природное сообщество? Как? Как они взаимосвязаны друг с другом.(слайд 10)

- Так что же такое природное сообщество? Откройте учебник на стр.30 и найдите определение природного сообщества (слайд 11-12)

- Как живые организмы взаимосвязаны между собой (слайд 13)

- В пределах одного природного сообщества различают сообщество растений, сообщества животных, грибов и бактерий. Ведущую роль в природном сообществе принадлежит растениям. Найдите определение растительного сообщества. На какие 2 группы делятся растительные сообщества? Приведите примеры. (слайд 14)

- Физминутка (Слайд 17)

- В одном растительном сообществе совместно живут разные виды растений, т.е сообщество будет характеризоваться своим видовым составом. А что такое видовой состав? ( набор видов, характерных для данного сообщества.)

- Ребята, а как вы думаете какие растительные сообщества будут богатые видами, а какие бедными?(слайд 18)

- Ребята, перед вами названия растительных сообществ: дубрава, березовая роща, еловый лес, сосновый бор. Почему они так называются? В зависимости от преобладающих растений, таких растений, которые создают условия обитания для других организмов. Это виды-строители. (слайд 19)

- Чем искусственные сообщества отличаются от естественных (слайд 20)

- Закрепление (выполнение теста), взаимопроверка и оценка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по.


Урок биологии разработан для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов.


Открытый урок биологии в 5 классе. Отношения организмов в сообществе.

Отношения организмов в сообществе.

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц".


Контрольная работа по биологии по теме "ткани живых организмов" 5 класс

Контрольная работа предназначена для проверки усвоения материала по теме "ткани живых организмов", 5 класс, УМК Сухоруковой В.С. Биология 5-6 класс.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Приспособленность организмов к действию экологических факторов, ограничивающий фактор, пищевые связи в экосистеме, пищевая цепь, пищевая сеть, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.

Агроценоз – сообщество живых организмов, созданное для получения сельскохозяйственнойпродукции и регулярно поддерживаемое человеком.

Биоценоз – исторически сложившаяся, устойчивая система, состоящая из биологических компонентов, занимающая участок среды обитания.

Биогеоценоз – устойчивая система, состоящая из биоценоза и неорганических компонентов. (В.Н. Сукачев.)

Биотоп – это участок водоема или суши с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Зооценоз - совокупность животных, обитающих на определенной однородной территории.

Консументы - потребители готового органического вещества

Микробиоценоз -совокупность м/о, обитающих на определенной территории.

Пищевая цепь- перенос энергии от ее источника (растений) через ряд организмов.

Продуценты - производители органического вещества.

Редуценты - разрушители органического вещества.

Фитоценоз - совокупность растений, обитающих на определенной однородной территории.

Экосистема- это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы.

Экосистема – функциональная система, включающая сообщества живых организмов и их среду обитания. (А. Тенсли.)

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Все многообразие организмов на нашей планете неразрывно связано между собой. Нет такого существа, которые сумело бы существовать изолированно от всех, строго индивидуально. Однако не только организмы находятся в тесной взаимосвязи, но и факторы внешней и внутренней среды влияют на весь биом. Вместе весь комплекс живой и неживой природы представляют структура экосистем и их свойства.

Что такое экосистема? С точки зрения экологии, это совокупная совместная жизнедеятельность всех видов организмов, независимо от классовой принадлежности и факторов окружающей среды как биотических, так и абиотических. Свойства экосистем объясняются их характеристикой. Первые упоминания данного термина появились в 1935 году. А. Тенсли предложил использовать его для обозначения "комплекса, состоящего не только из организмов, но и окружающей их среды". Само по себе понятие достаточно обширное, это самая крупная единица экологии, а также важное. Другое название - биогеоценоз, хотя различия между этими понятиями все же небольшое есть. Основное свойство экосистем заключается в непрерывном взаимодействии внутри них органического и неорганического вещества, энергии, перераспределении тепла, миграции элементов, комплексном воздействии живых существ друг на друга. Всего можно выделить несколько основных характеристических черт, которые называют свойствами.

Самых главных из них можно выделить три: саморегуляция; устойчивость; самовоспроизведение; смена одной на другую; целостность; эмерджентные свойства. На вопрос о том, каково основное свойство экосистем, можно ответить по-разному. Важны все из них, ведь только их совокупное наличие позволяет существовать данному понятию. Рассмотрим подробно каждую характеристическую черту, чтобы усвоить ее важное значение и разобраться в сути.

Саморегуляция экосистем это главное свойство экосистемы, которое подразумевает самостоятельное управление жизнью внутри каждого биогеоценоза. То есть группа организмов, которая находится в тесной взаимосвязи с другими живыми существами, а также факторами внешней среды, оказывает непосредственное влияние на всю структуру в целом. Именно их жизнедеятельность может повлиять на устойчивость и саморегуляцию экосистемы. Например, если говорить о хищниках, то они поедают травоядных животных одного вида ровно до тех пор, пока численность их не сократится. Дальше поедание прекращается, и хищник переключается на другой источник питания (то есть иной вид травоядного существа). Таким образом, выходит, что полностью вид не уничтожается, он сохраняется в покое до восстановления необходимого показателя численности. В пределах экосистемы не может произойти естественного исчезновения вида в результате поедания другими особями. В этом и заключается саморегуляция. То есть животные, растения, грибы, микроорганизмы взаимно контролируют друг друга, несмотря на то, что являются пищей. каково основное свойство экосистем Также саморегуляция - это основное свойство экосистем еще и потому, что благодаря ей происходит контролируемый процесс преобразования разных видов энергии. Неорганические вещества, органические соединения, элементы - все находятся в тесной взаимосвязи и общем круговороте. Растения непосредственно используют солнечную энергию, животные поедают растения, переводя эту энергию в химические связи, после их отмирания микроорганизмы снова разлагают их до неорганики. Процесс непрерывен и цикличен без вмешательства извне, что и называется саморегуляцией.

Устойчивость Есть и другие свойства экосистем. Саморегуляция тесно связана с устойчивостью. То, сколько просуществует та или иная экосистема, как она сохранится, и будут ли происходить смены на другие, зависит от ряда причин. Истинно устойчивой считается та, внутри которой нет места вмешательству со стороны человека. В ней постоянно стабильно высокая численность всех видов организмов, не происходят изменения под влиянием окружающих условий либо они незначительны. В принципе, любая экосистема может быть устойчива. Нарушить это состояние может человек своим вмешательством и сбоем установленного порядка (вырубка леса, отстрел животных, уничтожение насекомых и прочее). Также на устойчивость может повлиять сама природа, если климатические условия резко изменятся, не дав организмам времени приспособиться. Например, стихийные бедствия, смена климата, сокращение количества воды и прочее.

Чем больше разнообразие видов организмов, тем дольше существуют экосистемы. Свойства экосистемы - устойчивость и саморегуляция - это основа, на которой вообще держится это понятие. Существует термин, которым обобщают эти характеристики, - гомеостаз. То есть поддержание постоянства во всем - разнообразии видов, их численности, внешних и внутренних факторах. Например, экосистемы тундры чаще подвергаются сменам, нежели тропические леса. Ведь в них генетическое разнообразие живого не столь велико, а значит. и выживаемость резко снижается.

Если хорошо подумать над вопросом о том, каково основное свойство экосистем, то можно прийти к выводу, что и самовоспроизводимость не менее важное условие их существования. Ведь без постоянного воспроизведения таких компонентов, как: организмы; почвенный состав; прозрачность воды; кислородный компонент воздуха и прочее. Сложно говорить об устойчивости и саморегуляции. Для того же, чтобы биомасса постоянно возрождалась и численность поддерживалась, важно наличие достаточного количества еды, воды, а также благоприятные условия жизни. Внутри любой экосистемы происходит постоянная замена старых особей на молодых, больных на здоровых, сильных и выносливых. Это нормальное условие существования любой из них. Это возможно только при условии своевременной самовоспроизводимости. Проявление свойств экосистемы подобного рода - это залог генетического сохранения аллелей каждого вида.

Иначе целые роды и типы, классы и семейства живых существ подвергались бы исчезновению без последующего восстановления. свойства и функции экосистем Сукцессия Также важные свойства экосистем - смена экосистем. Данный процесс получил название сукцессии. Происходит он под влиянием смены внешних абиотических факторов и занимает от нескольких десятков лет до миллионов. Суть этого явления - последовательная замена одной экосистемы на другую под влиянием как внутренних факторов, возникающих между живыми организмами, так и внешних условий неживой природы в течение продолжительного времени. Также весомой причиной сукцессий является хозяйственная деятельность человека. Так, леса сменяются лугами и болотами, озера превращаются в пустыни или пойменные луга, поля зарастают деревьями и формируется лесной массив. Естественно, что при этом фауна также претерпевает существенные изменения. До каких пор будет происходить сукцессия? Ровно до той стадии, когда сформируется максимально удобный и приспособленный к конкретным условиям биогеоценоз.

Свойства и функции экосистем находятся в тесной взаимосвязи между собой. Так, например, такое свойство, как целостность, подразумевает поддержание постоянного взаимодействия между всеми участниками. В том числе и с факторами неживой природы. А одной из функций является как раз слаженный переход различных видов энергии друг в друга, который возможен при условии внутренней циркуляции элементов между всеми звеньями популяции и самими биоценозами между собой. проявление свойств экосистемы В целом же роль экосистем определяется теми типами взаимодействий, которые существуют внутри них. Любой биогеоценоз должен давать определенный биологический прирост биомассы в результате своего существования. Это и будет одной из функций. Прирост зависит от совокупности факторов живой и неживой природы и может колебаться в широких пределах. Так, биомасса гораздо больше в зонах с повышенной влажностью и хорошей освещенностью. Значит, и прирост ее будет значительно больше, по сравнению с таковым, например, в пустыне. Еще одна функция экосистемы - трансформационная. Она подразумевает направленное изменение энергии, преобразование ее в различные формы при действии живых существ. Структура Состав и свойства экосистем определяют и их структуру. Какое строение имеет биогеоценоз? Очевидно, что оно включает в себя все основные звенья (как живые, так и абиотические). Также важно, что в целом вся структура представляет собой замкнутый цикл, что еще раз подтверждает основные свойства экосистем.

Существует два основных крупных звена любого биогеоценоза.

1. Экотоп - совокупность факторов абиотической природы. Он, в свою очередь, представлен: климатопом (атмосфера, влажность, освещенность); эдафотопом (почвенный грунтовый компонент).

2. Биоценоз - совокупность всех типов живых существ в данной экосистеме.

Включает в себя три основных звена: зооценоз - все животные существа; фитоценоз - все растительные организмы; микробоценоз - все бактериальные представители. По приведенной структуре очевидно, что все звенья тесно взаимосвязаны между собой и образуют единую сеть. Эта связь проявляется, в первую очередь, в поглощении и преобразовании энергии. Иными словами, в пищевых цепях и сетях внутри популяции и между ними. Подобное строение биогеоценоза было предложено В. Н. Сукачевым в 1940 году и остается актуальным на сегодняшний день. Зрелая экосистема Возраст разных биогеоценозов может варьироваться в широких пределах. Естественно, что характеристические черты молодой и зрелой экосистемы должны различаться. Так и происходит. Какое свойство зрелой экосистемы отличает ее от сравнительно недавно сформировавшейся? Таких несколько, рассмотрим все: Виды каждой популяции сформированы, устойчивы и не замещаются (вытесняются) другими. Разнообразие особей постоянно и больше не изменяется. Все сообщество свободно саморегулируется, наблюдается высокая степень гомеостаза. Каждый организм полностью приспособлен к условиям окружающей среды, сосуществование биоценоза и экотопа максимально комфортное. Каждая экосистема будет претерпевать сукцессии до тех пор, пока не установится ее климакс - постоянное наиболее продуктивное и приемлемое видовое разнообразие. Именно тогда биогеоценоз начинает постепенно преобразовываться в зрелое сообщество. Группы организмов внутри биогеоценоза Естественно, что все живые существа внутри одной экосистемы связаны между собой в единое целое. При этом они же оказывают и огромное влияние на почвенный состав, воздух, воду - на все абиотические составляющие.

Принято выделять несколько групп организмов по их способности поглощать и преобразовывать энергию внутри каждого биогеоценоза.

Продуценты - те, кто производит органическое вещество из неорганических компонентов. Это зеленые растения и некоторые виды бактерий. Их способ поглощения энергии - автотрофный, они непосредственно усваивают солнечное излучение.

Консументы или биофаги - те, кто потребляет готовое органическое вещество путем поедания живых существ. Это плотоядные животные, насекомые, некоторые растения. Сюда же относятся и травоядные представители.

Сапротрофы - организмы, способные разлагать органику, таким способом потребляя питательные вещества. То есть питаются мертвыми останками растений и животных. Очевидно, что все участники системы находятся во взаимозависимом положении. Без растений не смогут получать пищу травоядные, а без них погибнут хищники. Сапрофаги не переработают соединения, не восстановится количество нужных неорганических соединений. Все эти взаимоотношения получили название пищевых цепей. В больших сообществах цепи переходят в сети, образуются пирамиды. Изучением вопросов, связанных с трофическими взаимодействиями, занимается наука экология. Роль человека в воздействии на экосистемы Об этом очень много говорится сегодня. Наконец-то человек осознал весь масштаб урона, который за последние 200 лет был нанесен им экосистеме. Стали очевидными последствия такого поведения: кислотные дожди, парниковый эффект, глобальное потепление, сокращение запасов пресной воды, оскуднение почвы, сокращение лесных массивов и прочее. Можно бесконечно долго обозначать проблемы, ведь их накопилось огромное множество. состав и свойства экосистем. Все это и является той самой ролью, которую сыграл и играет до сих пор человек в экосистеме. Массовая урбанизация, индустриализация, развитие техники, освоение космического пространства и прочие людские действия приводят не только к усложнению состояния неживой природы, но и к вымиранию и сокращению численности биомассы планеты. Любая экосистема нуждается в защите со стороны человека, особенно сегодня. Поэтому задача каждого из нас - обеспечить ей поддержку. Для этого не нужно много - на правительственном уровне разрабатываются методы защиты природы, простым людям следует лишь придерживаться установленных правил и стараться сохранять экосистемы в неизменном виде, не вводя в их состав избыточного количества разных веществ и элементов

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Основным признаком экосистемы является

1) отсутствие конкуренции между видами

2) разнообразие рельефа

3) однообразный видовой состав

4) наличие пищевых связей

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

4) наличие пищевых связей

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1) отсутствие конкуренции между видами

2) разнообразие рельефа

3) однообразный видовой состав

Подсказка:Экосистема — это функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Основным признаком экосистемы является наличие пищевых связей.

1.Какие связи в экосистеме существуют между организмами..

2 Приспособленность растений к совместному проживанию в экосистеме леса проявляется в..

3В экосистеме смешанного леса большое число и разнообразие видов, поэтому она в отличие от экосистемы березовой рощи…

1Какие связи в экосистеме существуют между организмами

2. Приспособленность растений к совместному проживанию в экосистеме леса проявляется в

1) использовании кислорода в процессе дыхания

2) использовании углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза

3) ярусном расположении

4) размножении семенам

3. В экосистеме смешанного леса большое число и разнообразие видов, поэтому она в отличие от экосистемы березовой рощи

1) не способна к саморегуляции

2) не изменяется а течение года

3) более устойчива

4) способна к саморазвитию

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Читайте также: