Восточная европа в середине 1 тысячелетия н э 11 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Великое переселение народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова Русь. Концепции происхождения и прародины славян. Восточные славяне и их соседи. Уклад жизни и хозяйство. Традиционные верования

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Семинар №1. Славянские народы в произведениях древних авторов (1 ч.)

Разбор текстов римских и византийских авторов посвящённых славянским племенам в древности. Быт, хозяйственный уклад, религия, военное ремесло, внешний вид и т.д.

Тема 3. Образование государства Русь (2 ч.)

Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Разбор аргументации норманнской и антинорманнской теорий образования государства Русь.

Тема 4. Расцвет государства Русь (2 ч.)

Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси. Значение принятия Христианства на Руси. Ярослав Мудрый и Русская Правда. Владимир Мономах и последняя попытка сохранения единства. Мстислав Великий.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси (2 ч.)

Дискуссии об общественном строе. Концепции социально-экономического развития государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 6. Культура Древней Руси (2 ч.)

Становление древнерусской культуры. Основные черты древнерусской культуры. Начало летописания. Просвещение и литература. Архитектура и изобразительное искусство.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Срезовая работа: Древнерусское государство (1 ч.)

Проведение контрольной работы по теме: Древняя Русь

Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств (2 ч.)

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Система организации власти в Новгородской земле. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов (2 ч.)

Возникновение Монгольской державы. Нашествие на Русь. Причины поражения Руси в борьбе с монголами. Оценки зависимости Руси от ордынских ханов. Формы зависимости русских земель от Золотой Орды. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов (2 ч.)

Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Дмитрий Донской. Куликовская битва.




Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв. (2 ч.)

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Летописание и литература. Архитектура и живопись.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв. (2 ч.)

Золотая орда. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Народы Северного Кавказа и Причерноморья.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 12. Русские земли в первой половине XV в. (2 ч.)

Литва и Москва: борьба за влияние на русской земле. Причины подчинения Великим княжеством Литовским русских земель. Династическая война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Новгород и Псков XV в.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Великое переселение народов. Дискуссии о славянской прародине, происхождении славян и этимологии слова Русь. Концепции происхождения и прародины славян. Восточные славяне и их соседи. Уклад жизни и хозяйство. Традиционные верования

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Семинар №1. Славянские народы в произведениях древних авторов (1 ч.)

Разбор текстов римских и византийских авторов посвящённых славянским племенам в древности. Быт, хозяйственный уклад, религия, военное ремесло, внешний вид и т.д.

Тема 3. Образование государства Русь (2 ч.)

Предпосылки и особенности формирования государства Русь. Дискуссии о происхождении государства Русь. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Разбор аргументации норманнской и антинорманнской теорий образования государства Русь.

Тема 4. Расцвет государства Русь (2 ч.)

Русь при Владимире Святославиче. Крещение Руси. Значение принятия Христианства на Руси. Ярослав Мудрый и Русская Правда. Владимир Мономах и последняя попытка сохранения единства. Мстислав Великий.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси (2 ч.)

Дискуссии об общественном строе. Концепции социально-экономического развития государства Русь. Управление и социальная структура древнерусского общества. Экономическое развитие государства Русь.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 6. Культура Древней Руси (2 ч.)

Становление древнерусской культуры. Основные черты древнерусской культуры. Начало летописания. Просвещение и литература. Архитектура и изобразительное искусство.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Срезовая работа: Древнерусское государство (1 ч.)

Проведение контрольной работы по теме: Древняя Русь

Тема 7. Формирование системы земель – самостоятельных государств (2 ч.)

Причины и начало политической раздробленности на Руси. Характеристика основных земель Руси: Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля. Система организации власти в Новгородской земле. Развитие культуры в русских землях в середине XII – начале XIII в.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 8. Монгольское нашествие и установление зависимости Руси от ордынских ханов (2 ч.)

Возникновение Монгольской державы. Нашествие на Русь. Причины поражения Руси в борьбе с монголами. Оценки зависимости Руси от ордынских ханов. Формы зависимости русских земель от Золотой Орды. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 9. Борьба за лидерство на Руси и начало объединительных процессов (2 ч.)

Образование Московского княжества и политика московских князей. Противостояние Москвы и Твери. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 10. Культура русских земель в XIII–XIV вв. (2 ч.)

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. Роль православной церкви в формировании духовного единства русских земель. Летописание и литература. Архитектура и живопись.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 11. Народы и государства Степи и Сибири в XIII–XV вв. (2 ч.)

Золотая орда. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Народы Северного Кавказа и Причерноморья.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

Тема 12. Русские земли в первой половине XV в. (2 ч.)

Литва и Москва: борьба за влияние на русской земле. Причины подчинения Великим княжеством Литовским русских земель. Династическая война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Новгород и Псков XV в.

Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Восточная Европа в середине I тысячелетия н.э.

Задача: Как Великое переселение народов в Европе IV - VII веков захватило территорию нашей страны?ё

1. Великое переселение народов (слайд 2)

Великое переселение народов захватило южные районы нашей страны.

Готы – в начале III в. с южного побережья Балтийского моря в Северное Причерноморья пришли германские племена и создали своё государство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслом (гончарное и кузнечное дело). Славились изготовлением оружия, осадных машин, кораблей.

Гунны – в конце IV в. пришли с востока. Превратили пахотные земли в дикие пастбища, античные города разграбили и сожгли.

Тюрки, авары, болгары, хазары – пришли в VI в. Их предводители назывались каганами. Во второй половине VI в. авары создали своё государство.

Государство

Характеристика

Главным противником была Византийская империя. Нападали на земли славян. В VIII в. под ударами франков прекратило своё существование.

Занимал территорию в Центральной Азии. В середине VII в. внутренние распри и внешняя угроза привели каганат к распаду.

Волжская Булгария и Хазарский каганат

Возникли на обломках степных держав.

К югу хазар жили аланы (предки современных народов Северного Кавказа:

В X в. под влиянием Византии приняли христианство. Построили каменные храмы:

- Сентинский – 965 г. в Карачаево-Черкессии.

2. Волжская Булгария (слайд)

В первой половине VII в. в приазовских степях.

Она распалась на две части:

- Дунайская Болгария – среди них поселились кочевники-тюрки, постепенно он смешались со славянами земледельцами, приняли их обычаи и язык. Так сложился единый болгарский народ.

- Волжская Булгария – жили в лесах между Камой и Волгой. Здесь жили финно-угорские племена. Под их влиянием болгары перешли к оседлому образу жизни, но сохранили тюркские традиции и язык. Столица город Булгар. В X веке установила дружеские отношения с Арабским халифатом. Под их влиянием;

· приняли ислам,

· распространилась арабская письменность,

В XII в. Из-за угрозы нападений перенесли свою столицу в глубь страны. Столицей стал город Биляр.

Волжская Булгари была уничтожена монголами в начале XIII в.

3. Хазарский каганат (слайд)

Государство образовано в середине VII в.

Сначала жили в прикаспийских степях Северного Кавказа, потом перебрались в Северное Причерноморье.

- племена от Волги до Днепра;

- почти весь Крым.

Глава страны – каган – священный и ритуальный правитель.

Царь – реальная власть – занимался государственным управлением, возглавлял войско, собирал налоги.

Много было судей и сборщиков налогов. Расцветала торговля. Находился на пересечении торговых путей – по Волге на Каспий и по Дону – в Азовское и чёрное море.

Собирали пошлины с проплывающих купеческих караванов.

Основное занятие : земледелие и кочевое скотоводство.

Ознакомиться с дополнительной информацией

Столица – город Итиль.

Государственная религия: иудаизм.

Сохранялась религиозная свобода.

Прекратил своё существование в середине X века. Киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат.

Ознакомиться с дополнительной информацией

Стр. 23-24 и ответить на вопросы

1) О каких сторонах жизни булгар сообщается в тексте?

2) Кому принадлежала власть в Булгарском государстве? О каких проявлениях этой власти рассказывает автор записки?

3) Обратите внимание на описание царской юрты. О чём свидетельствуют детали этот описания?

Домашнее задание : прочитать параграф 3, подготовиться к проверочной работе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 651 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 3. Кочевые племена на территории Восточной Европы в III—X веках

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.01.2021 2988
  • DOCX 17.3 кбайт
  • 236 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лочакова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на начало урока.

Ученик встали у парт, успокоились, сели за парты.

Освоение личностного смысла учения; желание продолжать учёбу. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Устная оценка учителя.

II. Опрос домашнего задания Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з (термины) (источники, история, археология, нумизматика, Хронология)

Уважительное отношение к чужой точке зрения, умение отстаивать и аргументировать своё мнение. Способность к самооценке, взаимооценке.

Устная оценка учителя.

Великое переселение народов и славяне. Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте ).

О чём пойдёт речь на уроке?

Какое государство изучаем?

Как люди жили в Средневековье?

Побуждает к высказыванию.

Высказывают свои предположения. Формулировка темы и цели урока, способы фиксации цели урока.

Формулирование темы урока и постановка задач урока. Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

IV. Работа над материалом

Изучение темы урока

1.Работа с учебником по группам.

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

  1. Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.
  2. Какие государства возникли на этих территориях.
  3. Время их существования.
  4. Занятия жителей.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

3группа Хазарский каганат стр.22

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

Формулирует задания. Проверяет правильность выполнения, оказывает необходимую помощь.

Слушает при необходимости исправляет.

Выслушивает ответы, запись их на доске.

Высказывают своё мнение.

Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

При наличии времени

Сели травушку покушали,

Выполняю вместе с детьми

Выполняют стоя у парт

Устная оценка учителя.

V. Продолжение работы над материалом

Презентация работы групп.

Первичная проверка понимания изученного

1.Чем кочевые племена отличались от оседлых цивилизаций? Сформулируйте не менее трех отличий.

Слушает мнение ребят.

Устная оценка учителя.

VI. Рефлексия учебной деятельности

- Чему учились на уроке?

- У кого возникли трудности при работе?

-Какие задания выполнили без трудностей?

-Какие задания вам было интересно выполнять?

-Что важное для себя вы узнали на уроке?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Формулирует результат своей работы на уроке.

Оценивать рабочие ситуации на уроке.

Отвечать на вопросы учителя, одноклассников.

Устная оценка учителя.

§ 3вопрос № 1или 4 с.24

Метапредметные – устанавливать причинно-следственные связи, планировать пути достижения целей, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; освоить различные приемы работы с текстом учебника и исторического источника, умения работать с иллюстративным материалом по истории, развитие катрографических умений;

Предметные – характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении; показать особенности быта простого народа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас.

Содержимое разработки

Урок № 4 История 6 класс

Тема урока: Восточные Европа в середине I тысячелетия н.э.

Цели урока - достичь образовательных результатов:

Личностные – освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Метапредметные – устанавливать причинно-следственные связи, планировать пути достижения целей, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; освоить различные приемы работы с текстом учебника и исторического источника, умения работать с иллюстративным материалом по истории, развитие катрографических умений;

Предметные – характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении; показать особенности быта простого народа.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь, атлас.

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

I .Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на начало урока.

Ученик встали у парт, успокоились, сели за парты.

Освоение личностного смысла учения; желание продолжать учёбу. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Устная оценка учителя.

II . Опрос домашнего задания Актуализация опорных знаний.

Проверка д/з (термины) (источники, история, археология, нумизматика, Хронология)

Какие племена были его главными участниками?

Где и когда возник ислам?

Уважительное отношение к чужой точке зрения, умение отстаивать и аргументировать своё мнение. Способность к самооценке, взаимооценке.

Устная оценка учителя.

Великое переселение народов и славяне. Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте ).

О чём пойдёт речь на уроке?

Какое государство изучаем?

Как люди жили в Средневековье?

Побуждает к высказыванию.

Высказывают свои предположения. Формулировка темы и цели урока, способы фиксации цели урока.

Формулирование темы урока и постановка задач урока. Слушать ответы одноклассников и анализировать и корректировать их.

Устная оценка учителя.

IV . Работа над материалом

Изучение темы урока

1.Работа с учебником по группам.

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.

Какие государства возникли на этих территориях.

Время их существования.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

Основное население и его занятия.

Отношения с соседними государствами.

3группа Хазарский каганат стр.22

Основное население и его занятия.

Отношения с соседними государствами.

Формулирует задания. Проверяет правильность выполнения, оказывает необходимую помощь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самую многочисленную группу людей составляют в настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках. В прошлом территории их обитания относительно не большие, прародина древнейших индоевропейских племен, точно не известна, но вероятнее всего это была Малая Азия и области южнее Кавказа. Основными занятиями индоевропейцев были пахотное земледелие и скотоводство. На рубеже IV- III тыс. до н. э. произошло изменение климата: лето - жарче, зимы - холоднее. В результате начало развиваться скотоводство, так как земледелие не могло обеспечить жизненные потребности людей. Очень возросла роль скотоводства, его развитие требовало расширения пастбищ и поиска новых территорий. С начала III тыс. до н. э. индоевропейцы осваивали новые территории Евразии. Масштабы миграции племен значительно увеличились благодаря изобретению колесного транспорта, а также с приручением и использованием лошадей.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

Методическая разработка урока

по дисциплине история

Разработчик: Меренкова О.Ю.

Оборудование: настенная карта "Восточная Европа в IХ в.", мультимедийное оборудование для показа презентации в программе Power Point., рабочая тетрадь, учебник История 10 класс Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.21 стр 130-134.

Тип урока: изучение нового материала, лекция с элементами беседы и самостоятельной работы студентов с учебником

Основные понятия:

Великое переселение народов

Основные даты:

III тыс. до н. э. – расселение индоевропейских и фино-угорских племен в Евразии

II в. до н. э. - V в. н. э.- формирование славянской общности

IV – VII вв. – участие славян в Великом переселении народов

VI – VII вв. – хозяйственное освоение славянами Восточной Европы

I.Организационный момент

Цели урока:
Образовательные:
Сформировать представление о древнейших народах Восточно–Европейской равнины и установить причины освоения ими Евразии. Определить место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе.

Воспитательные:
Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса обучающихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

II. Подготовка к восприятию новой темы:

План изучения нового материала

1.Индоевропейские племена и финно-угорские племена

2.Происхождение и расселение славян в Восточной Европе

3. Славяне и Великое переселение народов.

4.Распад славянского единства и колонизация Восточной Европы.

1.Индоевропейские племена

Самую многочисленную группу людей составляют в настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках. В прошлом территории их обитания относительно не большие, прародина древнейших индоевропейских племен, точно не известна, но вероятнее всего это была Малая Азия и области южнее Кавказа. Основными занятиями индоевропейцев были пахотное земледелие и скотоводство. На рубеже IV- III тыс. до н. э. произошло изменение климата: лето - жарче, зимы - холоднее. В результате начало развиваться скотоводство, так как земледелие не могло обеспечить жизненные потребности людей. Очень возросла роль скотоводства, его развитие требовало расширения пастбищ и поиска новых территорий. С начала III тыс. до н. э. индоевропейцы осваивали новые территории Евразии. Масштабы миграции племен значительно увеличились благодаря изобретению колесного транспорта, а также с приручением и использованием лошадей.

Изменение хозяйственно – культурного уклада, освоение обширных территорий привели к распаду индоевропейской общности на самостоятельные племенные объединения. Началось формирование диалектов и языков народов, принадлежащих к индоевропейской языковой семье.

Чуть позднее на запад вплоть до Прибалтики, заселенной с I тыс. н. э. индоевропейскими балтскими племенами, по северной таежной полосе Восточной Европы из Приуралья и Зауралья стали проникать группы охотников и рыбаков относящиеся к финно-угорской языковой семье.

Таким образом на территории Восточной Европы образовались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская.

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.

1.Представителей каких языковых семей следует считать древнейшими обитателями Восточно- Европейской равнины?

2.Какие причины подтолкнули их к освоению новых территорий?

3.Что можно сказать о прародине индоевропейских племен?

2.Происхождение и расселение славян в Восточной Европе.

Славяне - ветвь индоевропейской языковой семьи. Точных данных указывающих на место обитания славянских племен нет, но предполагают исходя из археологических источников и письменных источников, наиболее вероятной прародиной славянских племен была лесостепная полоса от Днепра до Одера и предгорий Карпат. Формирование славянской общности происходило II в. до н. э. по V в. н. э.

Вплоть до X века все славяне разговаривали на общем языке, различавшемся только диалектами. Славяне воспринимали себя и воспринимались соседями как народ, имеющий единую материальную и духовную культуру.

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.

1. Кто является предками славянских племен?

2.Что можно сказать о прародине славян?

3. Какую территорию занимали славяне?

Слайд №10,11,12

3. Славяне и Великое переселение народов.

В эпоху великого переселения народов большинство племен стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары, впитав наследие античной римской культуры, создадут свою государственность. Славяне и их земли представляли для завоевателей интерес лишь как объект грабежей.

Первые достоверные сведения о славянах относятся к VI веку, когда Европа подверглась следующему крупному нашествию кочевников.

После ухода гуннских племён из степей Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался союз кочевых пле­мён, самым влиятельным из которых было племя жуанъ-жуаней. В европейских источниках их называют аварами, в славян­ских — обрами. В VI веке авары начали продвигаться на запад. В середине VI века они вторглись в пределы Северного Причерно­морья и Приазовья, которые в V—VI веках уже были заняты славянами.

Именно тогда древние славянские племена были впервые за­мечены западноевропейскими и восточными авторами. В своих хрониках они называют славян венетами, склавенами, антами.

Вместе с аварами славянские племена двинулись на юго-запад и заняли Балканский полуостров. Неизвестно, подчинялись сла­вяне в этих походах аварам или действовали самостоятельно. В 795—796 годах государство аваров было разгромлено франками, во главе которых стоял король Карл Великий.

После этого славяне стали самостоя­тельным народом, сформировался лите­ратурный старославянский язык, единый для всех славянских народов.

Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине.

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.

1.Что такое Великое переселение народов?

2.Какую роль Великое переселение имело в истории славянских народов?

Слайд №14,15,16

4.Распад славянского единства и колонизация Восточной Европы.

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться. В ходе движения славяне разделились на три большие группы западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов).

Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину. Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

Первые сведения о восточных славянах содержатся в античных, византийских, и арабских источниках. В VI - IX вв. восточные славяне заселили районы по течению от Днестра и Днепра, колонизировали обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Волги, Дона, Западной Двины, берегов Волхова, Ладожского и Ильменского озер, Белого моря.

Многочисленные восточнославянские племена подчиняли своему влиянию часть соседних племен, облагали их данью. Между славянами и их соседями порой происходили столкновения, но против внешнего врага обычно выступали единым фронтом. Собирая дань с окрестных народов, славяне порой и сами облагались данью более сильными иноплеменниками, например хазарами.

Читайте также: