План конспект семинарского занятия по уголовному праву

Обновлено: 05.07.2024

Значение точного определения всех признаков состава преступления по уголовному делу для признания деяния преступным, квалификации преступления, назначения наказания и соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел, прокуратуры и суда.

4. Виды составов преступлений. Основные составы преступлений. ---

Основные категории и понятия: преступление, его признаки, категории, критерии отграничения.

Вывод.

Литература

Основная:

Дополнительная:

Преподаватель Доморников А. Н.

Семинар по уголовному праву №3

ТЕМА: СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

(НА ПОДВОПРОСЫ ТА-ЖЕ МОЖНО ГОТОВИТЬ ДОКЛАДЫ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОБЯЗАТЕЛЬНО. )

1. Понятие состава преступления по отечественному уголовному праву. 1.2.Значение состава преступления.

1.3.Соотношение преступления и состава преступления.

2. Элементы состава преступления и признаки, их характеризующие. 2.1.Значение норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса в определении составов преступлений.

2.2.Понятие квалификации преступления.

Значение точного определения всех признаков состава преступления по уголовному делу для признания деяния преступным, квалификации преступления, назначения наказания и соблюдения законности в деятельности органов внутренних дел, прокуратуры и суда.

4. Виды составов преступлений. Основные составы преступлений. ---4.1.Составы преступлений со смягчающими обстоятельствами.

4.2.Составы преступлений с отягчающими и особо отягчающими обстоятельствами.

4.3.Простые и сложные составы преступлений.

4.4.Материальные, формальные и усеченные составы преступлений.

4.5.Влияние конструкции состава преступления на квалификацию содеянного.

Выполнить письменные задания:

1. Подобрать в Особенной части УК РФ по 2–3 статьи в качестве примера для каждого вида состава преступления по конструкции (материальный, формальный, усеченный).

Методические указания для слушателей

по подготовке к семинарскому занятию

При ответе на первыйвопрос следует дать определение состава преступления. При этом нужно отметить, что закон не содержит законодательного определения понятия состава преступления, оно выработано наукой уголовного права на основе обобщения норм Общей и Особенной частей УК РФ. Отвечая на вопрос о значении состава преступления, нужно воспроизвести содержание ст. 8 УК РФ, в которой указывается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного нормой Особенной части УК РФ. Следует иметь в виду, что по существу в ст. 8 УК РФ речь идет о двух основаниях: а) фактической — наличии общественно опасного деяния (акта человеческого поведения) и б) юридическом — наличии признаков состава преступления в совершенном общественно опасном поступке человека. Решающее значение при привлечении липа к уголовной ответственности имеет юридическое основание, т.е. состав и преступления, что закреплено в норме, предусмотренной ст. 8 УК РФ.

При ответе на этотвопрос следует также обратиться к содержанию ст. 14 УК РФ и сопоставить понятие преступления с общим понятие состава преступления, выработанным наукой уголовного права. Следует иметь в виду, что оба понятия тесно связаны между собой, так какотражают сущность одного и того же явления — преступления, но не являются тождественными. Преступление — это акт человеческого поведения, т.е. явление объективной действительности, а состав пре­ступления – это юридическое понятие о нем как о преступлении. В ст. 14 УК РФ раскрывается социально-политическое содержание престу­пления; общее понятие о составе преступления содержит юр одиче­скую характеристику преступления.

Здесь же нужно дать определение конкретного состава преступления, предусмотренного в норме Особенной части УК, и показать его соотношение с общим понятием состава преступ­ления как научной абстракцией.

При ответе на данный вопрос следует также сказать, что все при­знаки состава преступления можно разделить по степени их обяза­тельности на основные и дополнительные. Основнымипризнаками состава признаются признаки, присущие всем без исключения кон­кретным составам преступлений. Они относятся ко всем четырем элементам состава преступления и всегда носят обязательный харак­тер. Нужно перечислить указанные признаки. Дополнительнымипри­знаками следует считать все другие, которые, в дополнение к основ­ным признакам, дают дополнительную характеристику элементов состава преступления. Важно назвать эти признаки и указать, что они могут быть в определенных случаях обязательными, а в дру­гих — факультативными. Следует сказать о трояким значении допол­нительных признаков, показать на примерах норм Особенной части УК, когда они служат основанием уголовной ответственности; т.е. включены законом в конструкцию составов и потому обязательны для квалификации.

Первое значение: когда они включены в конструкцию основного состава (указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы), то явля­ются обязательными для квалификации по данной норме. Второе значение: когда они включены в конструкцию не основного состава, а производного от него, т.е. состава с отягчающими или смягчающи­ми обстоятельствами (указаны в диспозициях статей второй или третьей уголовно-правовой нормы или в отдельной норме, включающей состав со смягчающими обстоятельствами. В данном случае они тоже являютсяобязательными для квалификации, но по нормам, содержащим составы со смягчающими обстоятельствами. И в первом, и но втором признаки носят конструктивный xapaктер, так как включены в конструкции составов и служат основанием уголовной ответственности . В третьем значении дополнительные признаки состава преступления имеют факультативный характер. Они не включены в конструкции каких либо составов, т.е. не отнесены законом к основаниям уголовной ответственности. Однако и в этом случае они не теряют своего юридического значения. Ссылаясь на нормы Общей части УК (ст. 61-64), суд может их учесть при назначении наказания.

При ответе на четвертый вопрос нужно сказать, что деление составов на виды основывается на трех критериях: 1) по степени общественной опасности; 2) по структуре; 3) по конструкции. Следуетпри­вести примеры всех видов составов из норм Особенной части УК. Особое внимание необходимо обратить на виды составов исходя из конструкции — формальные составы, материальные составы, соста­вы реальной опасности и усеченные составы; сказать о юридическом значении такого деления.

Нормативная база:

Задания для самоконтроля: слушателю необходимо выбрать правильные варианты ответа, каждый вопрос может иметь несколько правильных вариантов ответа.

При изучении курса уголовного права студент должен опи­раться на положения Конституции РФ 1993 г.

Для изучения курса уголовного права и подготовки к семинарским занятиям студентам реко­мендуется использовать учебники 2011-2012 года издания, так как в них учтены изменения и дополнения к УК РФ. При этом название темы семинарского занятия чаще всего совпадает с названием главы любого учебника по уголовному праву.

Выработка научного мировоззрения у студентов предпола­гает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, а также умение критически осмыслить эти научные пози­ции, выработать и обосновать свое мнение.

Наиболее крупные теоретичес­кие работы отдельных авторов будут рекомендованы ниже применительно к конкретным темам (при работе с данной литературой необходимо учитывать особенности, которые присущи новому уголовному законодательству).

Изучая ту или иную тему, студент должен сначала обратиться к методическим указаниям по теме, к записям лекций и только после этого изучить законодательный, иной нормативный материал и соответствующий раздел учебника или пособия. Затем следует ознако­миться с дополнительной литературой и материалами судеб­ной практики. Указанную литературу и материалы рекоменду­ется конспектировать, что будет способствовать лучшему усвоению курса уголовного права. При подготовке к семинарским занятиям особое внимание уделите работе с рабочей тетрадью и сборнику задач по уголовному праву.

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Цель занятия: исследовать понятие, методы и предмет уголовного права как отрасли, науки и учебной дисциплины, определить основные направления уголовной политики на современном этапе.




1. Понятие российского уголовного права - как отрасли права. Предмет и метод уголовного права.

2. Наука уголовного права, её предмет и метод.

3. Задачи уголовного права, как отрасли и как науки.

4. Принципы уголовного права (понятие и их характеристика).

5. Место и роль уголовного права в системе права

6. Уголовное право как учебная дисциплина. Система курса уголовного права.

7. Понятие уголовной политики, её предмет и содержание.

8. Современные направления уголовной политики

При работе над этой темой необходимо внимательно изучить статьи 1 и 2 УК РФ, осознать особенности уголовного права как отрасли права, отрасли законодательства, отрасли науки и самостоятельной учебной дисциплины. Уяснить особенности предмета и метода данной отрасли права, стоящие перед ней задачи, а также предмет и метод науки уголовного права.

Рассматривая вопрос о принципах уголовного права, следует исходить из положения, что под ними понимаются основополагающие идеи данной отрасли законодательства. В связи с чем, они могут существенно отличаться от общеправовых принципов. В УК РФ принципы закреплены в ст. 3, 4, 5, 6 и 7.

Немаловажное значение имеет также уяснение системы курса уголовного права, которая соответствует в целом системе уголовного законодательства.

Формы и виды контроля знаний студентов на занятиях:

Контрольные вопросы и задания

2. Что означает компаративистский метод?

3. С какими отраслями уголовное право наиболее тесным образом связано?

1. Уголовное право как отрасль права - это отрасль права, объединяющая правовые нормы…

1) которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями, и какие наказания, а также и иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и ос­вобождение от уголовной ответственности и наказания

2) регулирующие общественные от­ношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия

3) предназначенные для регулирова­ния общественных отношений в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера

4) которые регулируют имущественные и некоторые лич­ные неимущественные отношения, отличающиеся самостоя­тельностью и независимостью их участников

2. Задачи уголовного права, закрепленные в УК РФ следующие:

1) охрана личности, общества и государства от преступ­ных посягательств

2) регулирование общественных отношений

3) воспитание граждан

4) исправление лиц, совершивших преступление

5) предупреждение преступлений

5) равенства граждан перед законом

4. Предметом уголовного права как науки являются:

1) уголовно-правовые отношения

2) уголовное законодательство зарубежных стран

3) общественные отношения, на которые посягает преступление

4) преступления и наказания

5) уголовное законодательство России

6) практика применения уголовного законодательства России и зарубежных стран

5. Положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление отражает принцип:

5) равенства граждан перед законом

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При изучении курса уголовного права студент должен опи­раться на положения Конституции РФ 1993 г.

Для изучения курса уголовного права и подготовки к семинарским занятиям студентам реко­мендуется использовать учебники 2011-2012 года издания, так как в них учтены изменения и дополнения к УК РФ. При этом название темы семинарского занятия чаще всего совпадает с названием главы любого учебника по уголовному праву.

Выработка научного мировоззрения у студентов предпола­гает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по наиболее важным вопросам, а также умение критически осмыслить эти научные пози­ции, выработать и обосновать свое мнение.

Наиболее крупные теоретичес­кие работы отдельных авторов будут рекомендованы ниже применительно к конкретным темам (при работе с данной литературой необходимо учитывать особенности, которые присущи новому уголовному законодательству).

Изучая ту или иную тему, студент должен сначала обратиться к методическим указаниям по теме, к записям лекций и только после этого изучить законодательный, иной нормативный материал и соответствующий раздел учебника или пособия. Затем следует ознако­миться с дополнительной литературой и материалами судеб­ной практики. Указанную литературу и материалы рекоменду­ется конспектировать, что будет способствовать лучшему усвоению курса уголовного права. При подготовке к семинарским занятиям особое внимание уделите работе с рабочей тетрадью и сборнику задач по уголовному праву.

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА УГОЛОВНОГО ПРАВА. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Цель занятия: исследовать понятие, методы и предмет уголовного права как отрасли, науки и учебной дисциплины, определить основные направления уголовной политики на современном этапе.

1. Понятие российского уголовного права - как отрасли права. Предмет и метод уголовного права.

2. Наука уголовного права, её предмет и метод.

3. Задачи уголовного права, как отрасли и как науки.

4. Принципы уголовного права (понятие и их характеристика).

5. Место и роль уголовного права в системе права

6. Уголовное право как учебная дисциплина. Система курса уголовного права.

7. Понятие уголовной политики, её предмет и содержание.

8. Современные направления уголовной политики

При работе над этой темой необходимо внимательно изучить статьи 1 и 2 УК РФ, осознать особенности уголовного права как отрасли права, отрасли законодательства, отрасли науки и самостоятельной учебной дисциплины. Уяснить особенности предмета и метода данной отрасли права, стоящие перед ней задачи, а также предмет и метод науки уголовного права.

Рассматривая вопрос о принципах уголовного права, следует исходить из положения, что под ними понимаются основополагающие идеи данной отрасли законодательства. В связи с чем, они могут существенно отличаться от общеправовых принципов. В УК РФ принципы закреплены в ст. 3, 4, 5, 6 и 7.

Немаловажное значение имеет также уяснение системы курса уголовного права, которая соответствует в целом системе уголовного законодательства.

Формы и виды контроля знаний студентов на занятиях:

Контрольные вопросы и задания

2. Что означает компаративистский метод?

3. С какими отраслями уголовное право наиболее тесным образом связано?

1. Уголовное право как отрасль права - это отрасль права, объединяющая правовые нормы…

1) которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями, и какие наказания, а также и иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и ос­вобождение от уголовной ответственности и наказания

2) регулирующие общественные от­ношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия

3) предназначенные для регулирова­ния общественных отношений в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера

4) которые регулируют имущественные и некоторые лич­ные неимущественные отношения, отличающиеся самостоя­тельностью и независимостью их участников

2. Задачи уголовного права, закрепленные в УК РФ следующие:

1) охрана личности, общества и государства от преступ­ных посягательств

2) регулирование общественных отношений

3) воспитание граждан

4) исправление лиц, совершивших преступление

5) предупреждение преступлений

5) равенства граждан перед законом

4. Предметом уголовного права как науки являются:

1) уголовно-правовые отношения

2) уголовное законодательство зарубежных стран

3) общественные отношения, на которые посягает преступление

4) преступления и наказания

5) уголовное законодательство России

6) практика применения уголовного законодательства России и зарубежных стран

5. Положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление отражает принцип:

Ответ: Приговор суда в отношении Ивановой А. изначально содержал наказание в виде штрафа и дополнительное наказание в виде лишения права работать в медицинских учреждениях. Санкцией ч. 1 ст. 123 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) не предусмотрено лишение права занимать определенные должности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью прописано в ст. 47 УК РФ. В качестве дополнительного вида наказания назначается и тогда, когда оно не предусмотрено статьей Особенной части УК РФ (как в рассматриваемом случае), если суд признает невозможным сохранение за виновным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, обязательными условиями назначения данного вида наказания являются совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и учет личности виновного. В санкциях статей Особенной части УК РФ оно не предусмотрено, его назначение является правом суда. Максимальное наказание по ст. 123 УК РФ не превышает 5 лет, следовательно, преступление имеет среднюю тяжесть. В условиях задачи не прописано, что личность Садыковой характеризуется отрицательно. Таким образом, полагаю, что дополнительное наказание в виде лишения права работать в медицинских учреждениях, судом назначено необоснованно, приговор не соответствует требованиям УК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ замена основного наказания в виде штрафа иным видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ, допускается только при условии злостного уклонения осужденного от исполнения данного вида наказания.

Таким образом, считаю постановление суда не соответствует уголовному законодательству.
Задача № 2. Чагин И. осужден за получение взятки по ч. 1 ст. 290 УК РФ к 5 годам лишения свободы с лишением звания майора юстиции. В кассационной жалобе адвокат осужденного указал, что суд мог только ходатайствовать о лишении Ч. специального звания, а не лишать его, поэтому в этой части необходимо изменение приговора. Соответствует ли вынесенный приговор действующему УК и основаны ли доводы, приведенные в кассационной жалобе?

Ответ. В соответствии со ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Специальными званиями являются звания, присваиваемые работникам следственного комитета, органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенной и налоговой служб и т.д. Следовательно, майор юстиции является специальными званием.

На основании ч. 3 ст. 15 УК РФ преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.

Ч. 1 ст. 290 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет. В связи с этим данное преступление относится к категории средней тяжести.

Таким образом, вынесенный приговор не соответствует действующему Уголовному кодексу РФ, так как суд не мог назначить дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Следовательно, кассационной инстанцией приговор будет изменен в данной части. Доводы, приведенные адвокатом осужденного в кассационной жалобе о том, что суд мог только ходатайствовать о лишении специального звания, а не лишать его не подлежат удовлетворению.
Задача № 3. Кириенко А. в фойе кинотеатра оскорбил контролера Ч., выражаясь нецензурно, он оттолкнул ее и без билета прошел в зрительный зал. За это он был судьей подвергнут аресту сроком на 15 суток. В жалобе Кириенко оспорил обоснованность применения к нему меры воздействия по тем мотивам, что арест является уголовным наказанием, а он, Кириенко, преступления не совершал. Каким должно быть решение по жалобе?

Ответ. В действиях Кириенко А. содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) - мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Ответ. В действиях Пташкиной И. содержаться признаки составов преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ и ч. 1 ст. 167 УК РФ. Санкцией ч. 1 ст. 105 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Санкцией ч. 1 ст. 167 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет. В данном случае наказание в виде штрафа назначается в качестве основного вида наказания. В соответствии с ч. 4 ст. 46 УК РФ штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд не вправе назначить штраф в качестве дополнительного вида наказания, так как статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации не предусмотрен штраф в качестве дополнительного вида наказания.

Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

17-летний Крылов совершил преступление в силу тяжелого материального положения, суд должен был учесть возраст несовершеннолетнего, материальное положение, отсутствие заработка, следовательно, суд не мог назначить наказание в виде штрафа.
Задача № 2. Воспитанники детского дома Седов К. и Никитенко Л. Были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного п.п. а, б, в. ч. 2 ст. 158 УК РФ. В приговоре суд указал: назначить наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей каждому, от назначенного наказания освободить и поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием на срок три года. Соответствует ли приговор закону?

По нормам ч. 1 ст. 88 УК РФ к несовершеннолетним может быть применено наказание в виде штрафа. В ч. 2 указанной статьи установлено, что штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Таким образом, отсутствие доходов и имущества у воспитанников детского дома не является препятствием для назначения к ним наказания в виде штрафа. При этом штраф несовершеннолетним осужденным назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. В этой части назначение наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей также соответствует закону.

Санкция ч.2 ст. 158 УК РФ предусматриваем максимальное наказание в виде 5 лет лишения свободы, что по нормам ч. 3 ст. 15 УК РФ относит его к категории средней тяжести. По нормам ч.2 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Таким образом, несовершеннолетние Седов К. и Никитенко Л., совершившие преступление средней тяжести, могли быть освобождены судом от наказания и помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Как воспитанники детского дома они нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Вынесенный приговор соответствует закону.

1. Понятие российского уголовного права - как отрасли права. Предмет и метод уголовного права.

2. Наука уголовного права, её предмет и метод.

3. Задачи уголовного права, как отрасли и как науки.

4. Принципы уголовного права (понятие и их характеристика).

5. Место и роль уголовного права в системе права

6. Уголовное право как учебная дисциплина. Система курса уголовного права.

Самостоятельная работа обучающихся (6 часов):

1. Понятие уголовной политики, её предмет и содержание.

2. Современные направления уголовной политики

Контрольные вопросы:

2. Что означает компаративистский метод?

3. С какими отраслями уголовное право наиболее тесным образом связано?

1. Уголовное право как отрасль права - это отрасль права, объединяющая правовые нормы…

1) которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями, и какие наказания, а также и иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и ос­вобождение от уголовной ответственности и наказания

2) регулирующие общественные от­ношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов наказания, применения мер исправительного воздействия

3) предназначенные для регулирова­ния общественных отношений в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера

4) которые регулируют имущественные и некоторые лич­ные неимущественные отношения, отличающиеся самостоя­тельностью и независимостью их участников

1) охрана личности, общества и государства от преступ­ных посягательств

2) регулирование общественных отношений

3) воспитание граждан

4) исправление лиц, совершивших преступление

5) предупреждение преступлений

5) равенства граждан перед законом

1) уголовно-правовые отношения

2) уголовное законодательство зарубежных стран

3) общественные отношения, на которые посягает преступление

4) преступления и наказания

5) уголовное законодательство России

6) практика применения уголовного законодательства России и зарубежных стран

5. Положение о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление отражает принцип:

5) равенства граждан перед законом

Принцип вины в российском уголовном праве означает

1) допускается как субъективное, так и объективное вменение

2) лицо подлежит ответственности, как правило, за виновное деяние, но при использовании источника повышенной опасности может быть привлечено к уголовной ответственности без вины

3) лицо подлежит ответственности только за виновное деяние

4) наличие или отсутствие вины не влияет на ответственность

1) принцип справедливости

2) принцип гуманизма

4) принцип законности

1) принцип справедливости

2) принцип гуманизма

4) принцип законности

9. Вставьте слово:

Объективное вменение как уголовная ответственность за . причинение вреда не допускается

Проблемам зарубежного уголовного права в науке уголовного права специально не посвящались работы

1) Б.С. Никифорова

2) Ф.М. Решетникова

3) М.Д. Шаргородского

Рекомендуемая литература:

Алекссев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. – М.: Норма, 2006.

Алимов Р.Н. К проблеме использования общего понятийного аппарата в уголовном и гражданском праве при межотраслевом взаимодействии // Право и государство: теория и практика. - 2007. - № 1.

Амплеева Т.Ю. Проблемы формирования уголовной политики российского государства // Право и государство: теория и практика. – 2008. - № 11.

Амплеева Т.Ю. Уголовная политика российского государства в эпоху абсолютизма // Право и государство: теория и практика. – 2007. - № 3.

Арендаренко А. В. Законодательное закрепление принципов уголовного права // Вестник МУ МВД России. - 2007. - № 5.

Бибик О.Н. Уголовная политика через призму культуры // Журнал российского права. - 2007. - № 10.

Бойко А. Теория принципов уголовного права // Уголовное право. – 2005. - № 4.

Бондарь Н.С. Нормативно-доктринальная природа решений Конституционного Суда РФ как источников права // Журнал Российского права. – 2007. - № 4.

Бошло С.В. Судебная практика: способы выражения // Государство и право. – 2003. - № 3.

Волошин В.М. Ответственность как средство реализации уголовно-правовой политики // Российская юстиция. – 2007. - № 1.

Векленко С., Тулигович М. Зависимость эффективности уголовно-правового регулирования от структуры нормативных предписаний // Уголовное право. – 2006. - № 2.

Галузан А. Принцип правовой безопасности в системе уголовного законодательства // Уголовное право. – 2005. - № 3.

Нормативно-правовые акты и иные правовые документы

Уголовный кодекс РФ от 24.05.96.

Принцип справедливости // БВС РФ. -2008 - № 3. – С. 20.

ТЕМА 2. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН.

Лекция (4 часа):

1. Понятие, признаки и социальное назначение уголовного закона.

2. Структура уголовных законов. Понятие и структура норм уголовного кодекса.

3. Действие уголовного закона во времени.

4. Действие уголовного закона в пространстве.

5. Толкование уголовных законов, понятие и его виды.

Читайте также: