План конспект урока викторины по литературе

Обновлено: 29.06.2024

Конспект внекласс ного занятия по литерату ре в 6 классе на тему :

Автор: Наталья Н иколаевна Покров кова заместитель директора п о УВР

Муниципальн ое бюджетное образоват ельное у чреждение

(Викторина пров одится в конце у чебного года, ког да изучены все

Цель: развитие у детей быстр оты реакции, у мение работать в

коллективе, нест андартного м ышления, прививать любовь к литературе.

 Самая известная н яня самого извест ного поэта (Ар ина

 Самый известн ый житель Цветочног о города (Незна йка)

 Самый лу чший в мире крокод ил (Гена, друг Чебу рашки)

Конкурс 2. З анимательная картотека . Участникам команд раздают ся

карточки с данным заданием, он и должны найти п равильный ответ. Задание

Конкурс 3. Узн ай литературног о героя по описани ю

1. Он хороший ту льский мастеров ой, простоду шный и деловитый, наив ный, но

с русской лу кавинкой. Он совершил диво дивное, у совершенствовал

диковинку заморскую. Е му в чужих землях райску ю жизнь су лили, а он все

стремился на свою бедную родину, хотя его там не жд ало ничег о хорошего.

2. Подруга мальчика, в д етстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там.

Она была вся сплошь черная, как чернила. Никто в д жунглях не хотел бы

3. Разыскивается мальчик. Америк анец. Приметы: соломенн ая шляпа, рубашка

с воротничком. Л ицо круглое. Весну шки. Характер веселый. Лов ок,

остроумен, смел, находчив, дел овит. Не бросает д рузей в беде. (Том С ойер)

4. Мальчик, знающи й законы т айги и су мевший выжить в ней не сколько дней .

Конкурс 4. С оедините стрелками имена н арицательные с именем

2. С кем автор сравн ивает Настю и Мит рашу? (с золот ой курочкой и

6. Какие еще профес сии упом и наются в с казке - были?

7. Почему д ети разошлись в лесу? (Настя хотела идти широкой

8. Отчего Настя за была в лесу про брата? (она поп ала на ягодное

10. Какие слова пытались выгово рить все птицы в лесу?

12. Какая клюква самая - самая сладкая? ( перезимовавшая)

1. Приехал доктор и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и

2. И какие это были умные детишки. их носики можно было

видеть на кол хозных полях, на лугах, на скотн ом дво ре, на собрания х, в

3. Играли не все - то шестеро, то семеро, остальные только глазели,

болея, в основн ом, за Вадика. Хозяй ничал здесь он, это я понял с разу. (В.

4. Ходили к домику разные люди, стучались в дверь под разными

видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос

5. Дядя Левонтий плавал когда - то морям и, любил мо ре, а я любил

6. И все - таки был один математик в нашей школе, который

отличался от всех дру гих. Не знаю, был ли он гени ален, - сейчас эт о трудно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения

Тип урока : уроки развивающего контроля

Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательная: обобщать знания учащихся по изученным сказкам, прививать интерес к чтению.

Развивающая: развивать мышление, внимание, память, устную речь , творческие способности , фантазию, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету,

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

- осознание значимости чтения для личного развития;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Личностные

-формировать мотивацию к обучению и познанию;

- формировать способность детей к саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные

-создать у учащихся мотивацию к уроку;

- формировать умение формулировать тему урока;

- развивать речь и обогащать её словарный запас;

- мотивировать детей к развитию устной речи;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Используемые технологии : здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты и проверьте, всё ли у вас готово к уроку. А сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь. Мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. А сейчас посмотрите на меня, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, а сейчас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и совсем тихо сядет третий ряд. Ребята, сегодня мы проведём с вами не обычный урок, а урок-викторин у, на котором вы должны будете вспомнить русские народные сказки. В нашей игре три команды: команда 1- первый ряд, команда 2 – второй ряд, команда 3 – третий ряд. Каждый вопрос обсуждаете вместе. Когда вы готовы дать ответ, поднимаете руку. За выкрики с места и нарушение дисциплины я буду списывать с команды баллы. Если одна из команд затрудняется дать ответ на свой вопрос, то вторая, подняв руки, может ответить за них, тем самым получить дополнительный балл. Всем понятны правила? Я желаю командам удачи!

2.Работа по теме урока.

- Каждая команда получит кроссворд. По моей команде, вы переворачиваете листы с кроссвордом и начинаете его разгадывать. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит кроссворд. За него вы можете получить от одного до трёх баллов.

- Вспомните, как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы:

hello_html_56134795.jpg

1 .Курочка… (Ряба) 6. Гуси -… (лебеди)

2 .Баба -… (яга) 7. Ковёр -… (самолёт)

3. Жар -… (птица) 8. Скатерть -…( самобранка)

4. Иванушка -… (дурачок) 9. Сапоги -… (скороходы)

5 .Царевна -… (лягушка) 10. Сивка -… (Бурка)

Всё правильно – 3 жетона.

1-2 ошибки – 2 жетона.

3 и больше ошибок – 1 жетон.

II. Сегодня, торопившись на урок, я уронила карточки с названиями сказок и они перепутались. Вы поможете мне их собрать? Та команда, которая справится быстрее, получит 1 жетон.

- Составьте названия сказок:

III. Следующее задание оценивается в 1 балл. Здесь вы должны подумать и ответить на вопросы. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Ответьте на вопросы:

Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

Чем подавился петушок? (Бобовым зёрнышком)

Из чего варил кашу солдат? (Из топора)

IV . Для каждой команды я зачитаю начало сказки, а вы должны назвать сказку. Оценивается в один балл за каждый ответ. После того, как прозвучит вопрос, вы советуетесь, поднимаете руки и даёте окончательный ответ.

- Назовите сказку, которая начинается со следующих слов:

Жили – были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок.

Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

-Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

V . - Отгадайте название сказки по иллюстрации. За каждый правильный ответ – один жетон.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

- Сегодня вы все были молодцы! Но пора узнать результаты викторины.

-Какие сказки мы повторили сегодня на уроке. Героев, каких русских народных сказок мы вспомнили?


Описание: данный урок-викторина предназначен для учителей начальных классов, может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Цель: формирование представления о сказке как о произведении русского народного творчества.

- знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями;

- развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- формировать дружеские отношения внутри коллектива.

1. Мотивация учебной деятельности:

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам.


Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их героев.

Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд )


2. Актуализация знаний.

- Вам нужно вспомнить виды устного народного творчества.

Написать их на карточках (Потешки, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки.)

( Дети берут карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты!

Люли, люли, люленьки

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон,

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

- Тиn, иди молотить!

- Тит, иди кашу есть!

Где моя большая ложка?

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.


3. Обобщение пройденного материала

Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, прочитайте отрывок текста на слайде, отгадайте название сказки:

1. Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму навстречу - петух с косой:
- Ку-ка-реку! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная.

Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!


2. Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается.

Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь…


3. -Я Мышка-норушка, а ты кто?

-А я – лягушка-квакушка.

-Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем…


4. Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

-Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь.

Сдвинь его в сторону – скажу, куда гуси-лебеди полетели.


5. Я от бабушки ушёл.

Я от дедушки ушёл,


4. Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, ( показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)


Учитель: Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

Объясни значение этих слов:

1.У Буратино (золотой ключик).

Золотой ключик Буратино помог попасть в страну радости, счастья.


2.У Феи (волшебная палочка)

С помощью этой палочки в сказках осуществляется волшебство, поэтому

она и называется волшебной.


3. У девочки Жени (цветик - семицветик)

Волшебный цветок так называется потому, что у него 7 лепестков. У каждого лепестка свой цвет, получается семь оттенков цвета, поэтому – семицветик.


4.У зайчика (Лубяная избушка)

Лубяная , сделанная из луба, деревянная избушка.


5.У Золушки (хрустальная туфелька)

Хрустальная или стеклянная туфелька.

Могла ли быть на самом деле такая туфелька?


Учитель: в следующем задании необходимо узнать название сказки по опорным словам:

Сказка 1: солдат, старуха, топор («Каша из топора)



В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.


Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?


Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … (лягушка)


Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.


В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.


Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?


8. Творческое задание:

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1) Кота в сапогах



9. Итог урока:

Чем отличается сказка от других произведений?

Каждая сказка чему -то учит. Расскажите, чему?

Подведение итогов викторины

10. Рефлексия.

- Понравился ли урок?

- Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?

- Легко ли вам было справляться с заданиями?

Кто, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З - подготовить пересказ любимой сказки по опорным словам.

Рекомендательный список книг для самостоятельного чтения:

1.Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2.

2.“Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2


Викторина проводится в конце учебного года, когда изучены все произведения за курс 6 класса. Цель: развитие у детей быстроты реакции, умение работать в коллективе, нестандартного мышления, прививать любовь к литературе.

Описание разработки

Цель: развитие у детей быстроты реакции, умение работать в коллективе, нестандартного мышления, прививать любовь к литературе.

Ход занятия:

Самая известная няня самого известного поэта (Арина Радионовна Яковлева)

Самый высокий милиционер (дядя Степа)

Самый добрый доктор (Айболит)

Самый правдивый барон (Мюнхаузен)

Самая овощная русская народная сказка (Репка)

Самый известный житель Цветочного города (Незнайка)

Самый лучший в мире крокодил (Гена, друг Чебурашки)

Самый известный сказочный почтальон (Печкин)

Конкурс 2. Занимательная картотека.

Участникам команд раздаются карточки с данным заданием, они должны найти правильный ответ. Задание выполняется на время.

Конспект внеклассного занятия по литературе Литературная викторина

Предводитель деревянных воинов

2. Властительница зимнего царства

Б) Ледяная принцесса

В) Снежная королева

3. Злодей, свистом пугающий путников

В) Соловей – разбойник

Девочка с голубыми волосами

Рыбак, ловивший рыбу хвостом

Б) Царевна Несмеяна

В) Царевна - лягушка

А) Марья - искусница

В) Спящая красавица

Очень нежная особа

А) Елена Прекрасная

В) Принцесса на горошине

Конкурс 3. Узнай литературного героя по описанию

Он хороший тульский мастеровой, простодушный и деловитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво дивное, усовершенствовал диковинку заморскую. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все стремился на свою бедную родину, хотя его там не ждало ничего хорошего. (Левша)

Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была вся сплошь черная, как чернила. Никто в джунглях не хотел бы становиться ей поперек дороги. (Багира)

Разыскивается мальчик. Американец. Приметы: соломенная шляпа, рубашка с воротничком. Лицо круглое. Веснушки. Характер веселый. Ловок, остроумен, смел, находчив, деловит. Не бросает друзей в беде. (Том Сойер)

Весь материал – смотрите документ.


-75%

Читайте также: