Конспект нод в старшей группе по фэмп с элементами финансовой грамотности

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Сельгеева Елена Александровна

Организация: МКДОУ ДС №2

Населенный пункт: Тульская область, г. Кимовск

Интеграция видов деятельности:

Речевое развитие (дидактические и речевые игры, беседы, хоровые и индивидуальные ответы).

Познавательное развитие (постановка проблемы, вопросы-ответы, обьяснения, уточнения, чтение).

Социально коммуникативное развитие (игра коммуникация, размышления, соблюдение правил математических дидактических игр, выполнение правил и инструкций игр, проявление решительности, самостоятельного выбора материала для игр, беседа, рассуждения, диалог в коллективе с ровестниками и педагогом).

Физическое развитие (физминутка, разминка под музыку).

Вид занятия:интегрированное по развитию финансовой грамотности у детей старшего подготовительной к школе группы.

Формы образовательной деятельности:

совместная деятельность педагога с детьми;

самостоятельная деятельность детей;

дидактические и подвижные игры;

обсуждения, беседы, выводы.

Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений, способствующих формированию основ финансовой грамотности через игровую деятельность.

Задачи.

  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры;
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  • Упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Познакомить детей с понятием Банк и сберегательный вклад;
  • продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
  • закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших.
  • развивать логическое мышление, продолжать формировать навык работы в коллективе;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат;
  • развиватьс основы финансовой грамотности по средствам дидактических игр.
  • способствовать проявлению положительных эмоций;
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Планируемый результат :

дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;

знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;

знают роль Банка и понятия Вклад в денежных отношениях;

умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;

делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями и эмоциями;

применяют усвоенные знаний по ФЭМП в игровой, познавательной, самостоятельной деятельности и повседневной жизни;

фокусируют свое внимание и сосредоточенно действовуют в течение 30 мин.;

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания.

Методические приёмы

Наглядные (картинки, демонстрация презентации, показ способа действия во время разминки и физминутки).

Игровые (Ддидактические математические игры, игра-коммуникация).

Практические (выполнение заданий занятия, индивидуальная и коллективная деятельность).

Словесный (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).

Наблюдение за работой детей, советы, беседы.

Подготовительная работа: Подготовка мультимедийной презентации. Подбор тематических картинок, карточек. математических задачь, создание карты-путеводителя по квесту, музыкального сопровождения.

Подготовка кошелечков, монеток, купюр, сочков и бумажных бабочек

Оборудование:

проектор, ноутбук, экран,

геометрические фигуры по колличеству детей;

импровизированные бумажные кошелечки, монеты и купюры;

картонные сачки и бумажные бабочки для подвижной игры;

корзины для покупок, цыфры, карточки с изображением продуктов и чисет в пределах 10;

крупные изображения пиктограмм эмоций в виде смайлов;

Структурные компоненты деятельности

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

- Доброе утро, ребята! (приветствие)

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей,

Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

- Вот скажите, ребята вы приходите в детский сад, а кто вас приводит. Верно, мамы и папы (бабушки). И после, вероятно, ваши близкие куда то спешат? Верно, им нужно на работу. А для чего нужно работать? Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги. А как вы думаете легко ли работать? Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко. Как вы думаете, полезно трудиться? Верно! Любой труд несет пользу.

- Ребята, а на что, по-вашему мнению взрослые тратят свои заработки? На сладости и разные игрушки, может быть?!

Конечно, не только на это.

- Важно уметь тратить деньги правильно. Как вы думаете, на что, в первую очередь, нужно тратить? (Ответы детей).

Дети становятнся полукругом, лицом к гостям.

Приветствуют друг друга и гостей.

Делятся своими размышлениями о том для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами.

Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза?

Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально.

Выражают интерес продолжать занятие.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУЦИЯ.

- Ребята, только представьте! Сегодня утром в нашей группе я встретила вот этого Буратино он грустит и не знает, как ему поступить. Ведь скоро у него день рождения, придут гости. Ему нужно расчитать сколько денег потратить на праздник и на угощения для всех. Буратино совсем не умеет. расспоряжаться деньгами! Помните, ребята как в сказке, свои манетки он закапал.

-Предлагаю помочь Буратино всем вместе. Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику.

- Ну, а сначала поднимем настроение нашему грустному гостю и все вместе поиграем! (Звучит музыка).

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.

Повторяют слова и движения вместе с воспитателем.

Настраиваются на позитивное коллективное взаимодействие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Буратино, мы с ребятами очень хотим тебе помочь только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать?

- Предлагаю попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать?

Дети стоят на ковре произвольно. Фантазируют и размышляют о том, как можно помочь Буратино.

Выражают согласие и интерес продолжить занятие.

Хором и индивидуально отвечают на вопросы воспитателя.

- Итак, для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете.

- Нам прислали карту-путеводитель и инструкцию как ее найти. Давайте искать карту вместе. Будьте внимательны!

Педагог диктует инструкцию.

Еще один шаг вперед и поднять голову навех.

Следуют словесной инструкции ищут карту-путеводитель.

Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями.

- Все верно: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Молодцы. А как называется вот эта фигура (демонстрирует кубик, дети отвечают), а как вот эта (демонстрирует пирамидку)- она похажа на треугольник. Верно! Это пирамидка. А вот эта (показывает шарик)- верно это маленький шар.

- Все эти фигуры рассыпались, и вам, ребята, нужно их собрать. Начинайте!

Инструкция: дети собирают фигурки, считают сколько и каких фигур получилось. Каких больше или меньше. Это задание служит для разделения детей на три каманды для последующего испытания. Дети делятся соответственно выбранным фигуркам: шар, пирамидка, кубик, их колличество должно быть равным по одной фигуре на каждого ребенка.

Делятся на три команды в соответствии с выбранной фигурой.

Молодцы! Посмотрим, что дальше в нашей карте.

Здесь вы сможете вместе с Буратино заработать необходимые манетки для праздника, выполнив задания. Готовы? Тогда начнем.

-Я буду задавать вам задачи, а за правильное решение каждый получит манетку.

Педагог каждому ребенку предлагает решить иатематическую задачу.

- Перед собой вы заметили кошелечки теперь положите в них столько монеток, чтобы их число соответствовало цифре на кошельке. Затем проверим кошелечки с помощью фонарика.

-Ребята вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите куда ведет нас карта?

Продвигаются в соответствии указаниям карты.

Проходят на заранее приготовленных места длдя каманд.

Выражают свою готовность продолжать игру.

Решают математические задачи поочередно.

Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки.

Используется музыкальное сопровождение и мультимедийные слайды.

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас,

А прихлопнем столько раз,

Сколько ежиков у нас.

Дети выходят из-за столов и перемещаются на ковер. Повторяют движения по образцу воспитателя.

Обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями.

Возвращаются на свои места.

- На нашу полянку прилетели бабочки. Для того, чтобы их поймать понадобятся такие вот необычные сачки. Выбрайте скорее кому какой нравится.

- На каждом сачке есть цифра, именно столько бабочек нужно собрать в него. Готовы! Тогда начинаем! (Звучит музыка).

Педагог поощряет успешное выполнение задания игры.

- В Банке люди хранят свои сбережения. Для этого необходимо открыть сберегательный вклад. Пока сбережения находятся на вкладе Банк платит их владельцу дополнительные средства. Таким образои сумма сбережений возрастает.

Но для этого нужно соблюдать правила Банка, например, не забирать сбережения раньше оговоренного срока. Все правила закреплены специальным документом, его называют - договор.

- Здесь мы тоже попробуем увеличить заработанные вами ранее деньги выполнив задание. Банк поменяет манетки на бумажные купюры.

Задание выполняется тремя командами в том же составе.

- Правильность решения мы проверим с помощью фонарика (решив пример, дети светят фонариком на кошелечки и проверяют свое решение: высвечивается цифра - правильный ответ).

Собирают сачками нужное колличество бабочек.

Закрепляют порядковый счет и соотношение числа и предмета.

Высказывают свои предположения о том, что такое Банк.

Финансовая грамотность стала частью комплексно-тематического планирования в ДОУ. Данный методический материал разработан для дошкольников старшей группы.
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

(Звучит спокойная музыка вступления, дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!

(Звук звонка в дверь )
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок для нас принес почтальон. Но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого давайте вместе проговорим заклинание.

Постучали и открыли.
(развести руки в стороны)

Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Скажите, а где же банкноты и монеты взять? (ответы детей – ходить на работу)
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки ( у кого мяч, тот ребенок отвечает)
Воспитатель: Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии. Посмотрите на экран. Художник изобразил профессии взрослых, но видно что-то перепутал.

Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей )
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.

Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Это небольшое, круглое, золотое с изображением цифры ( дети догадываются, что это монеты, воспитатель угощает всех детей шоколадными монетами)


Оценить 4812 1

Технологическая карта

Педагог:Солодникова Ксения Александровна

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Дидактические:

- применять первичные экономические знания на практике;
- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;
- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;
- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;
- закреплять математические представления о числе, его количественном составе;

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и

Воспитательные:

- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;
- воспитывать финансовую культуру;

- воспитывать всесторонне развитую личность.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- развивать память, мышление, воображение;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Оборудование:

Интегрируемые образовательные области:

познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, игровая деятельность.

Основной и дополнительные виды деятельности детей на занятии:

Познавательная деятельность; социально-коммуникативная; игровая.

Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом, самостоятельная деятельность.

Количество детей: 12

Место проведения занятия: групповое помещение

Предварительная работа :

Примерный план занятия:

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примерное время (мин)

Ожидаемый (ые) результат(ы)

Просит посмотреть в Волшебное озеро и улыбнуться.

Смотрят в волшебную шкатулку, улыбаются себе в зеркало.

Создание положительного эмоционального фона

Разыгрывает кукольное представление с персонажами,

Смотрят представление, отвечают на вопросы,

Появление желания помочь персонажу

Просит помочь Буратино выполнить задание на листочках.

Помогают Буратино организовать свой бизнес. Выполняют задание на листочках.

Дети самостоятельно решают поставленную задачу

Просит детей самостоятельно совершить покупки, с учётом их потребностей.

Дети совершают покупки, аргументируют свой выбор.

Дети закрепляют полученные знания на практике

Подводит итог, хвалит ребят, спрашивает, чему научились и как помогли персонажу.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Дети дают оценку своей работе

Образовательным продуктом воспитанников

будет являться выполненное задание: лист , на котором отмечены нужные и не нужные вещи для организации кафе.

Результаты развития детей:

формируетсяинтерес к основам финансовой грамотности,

развивается память, мышление, воображение,

развивается бережливость, умение планировать свою деятельность,

дети решают проблемные ситуации,

развивается речь, мышление, память,

развивается бережливость, умение планировать покупки.

Работа с воспитанниками после занятия:

После занятия педагог предлагает воспитанникам вместе проверить выполненные задания на листочках. Похвалить тех, кто справился, разобрать что не верно с теми, кто не справился.

Папа Карло дал с собой

Не один а целых 5

Азбуку чтоб покупать.
Сел Буратино на пенёк
Замечтался паренёк…
Бур. Что же мне купить такое?
Может быть авто крутое?
Рогатку, велик и жакет…
А куплю-ка я конфет!
Автор. Вдруг мудрый сверчок из травы выползает

И горестно он головою качает. (появляется кукла Сверчок)
Сверчок. Эх ты, глупый хвастунишка,

Необразованный мальчишка,
Слишком много хочешь ты


Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
  • Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Ход занятия

Вводная часть

Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами мышатами.

А вот и они! (показ мышат игрушек или перчаточные куклы)

Воспитатель: Давайте знакомится.

Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

Основная часть

Звучит весёлая музыка и Мышата отправляются в путь.

Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!

- В дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками.

- Сколько монеток у Умника?

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

И решили мышата выбрать себе дом.

(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Умник стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)

Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.

И купили её, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.)

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?

Ответы детей.

Воспитатель:

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,

купить одежду – 1 монета,

на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока ( шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Заглянули мышата в свои кошельки, а там……..

У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.

А что бы сделали вы? Ответы детей.

Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

Заключительная часть

А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

А мышата дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Читайте также: