Дифференциация звука й конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по логопедии для ______ класса

Номер занятия_______

Учитель-логопед: Великолуг И.И.

Дата проведения_______________

Тема: Дифференциация и-й в словах.

Тема: Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.

Цель: Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость. Воспитывать культуру речи.

Оборудование: инд.зеркала, предметные картинки, карточки арт.гимнастики, мячи для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия.

І. Оргмомент.

2.Психологический настрой.

При встрече здороваться.

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли учиться, узнавать много нового

Провести занятие нам помогут наши помощники зайка и мишка.

3.Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы мы говорили правильно и красиво нам необходимо сделать артикуляционную гимнастику.

4. Упражнения для пальчиков.

ІІ. Рсновная часть.

Логопед . Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этих звуков?

- Давайте дадим характеристику звуку й.

Какой он? (согласный )

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда).

Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

– Давайте вместе произнесем этот звук.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Логопед: Звук[ И ]- гласный, обозначать мы его будем кружочком красного цвета.

Этот звук очень любит произносить маленький ослик (картинка). Давайте с вами произнесем звук [И]. (Дети произносят звук [И]) То, что произносим и слышим это звуки. То, что видим, читаем и пишем, это буквы

ай – ой – ий – уй – эй

аи – ои – ии – уи – эи

кий – лий – ний – пий

вии–кии – тии-пии

-Будем отгадывать загадки и находить место звука.,

-На плите стоит, пыхтит,

А из носа пар валит. ( Чайник )

Над волной летают ( чайки )

К зёрнышку прыг,

Кто же это? ( Воробей )

Серый маленький зверюшка,

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай! ( Заяц ), а много зайцы.

Любе в рот попало.

( Яблоко ), а несколько яблоки.

Наблюдение за графическим образом букв.

Букву й зовут и кратким

Й как И в твоей тетрадке

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

Что общего в написании букв и-й? ( наклонная палочка с закруглением внизу )

Чем отличаются? ( у буквы й сверху галочка )

(Выкладывание буквы [И] с помощью конструктора ЛЕГО и пластмассовых палочек.)

Для [И] три палочки возьми,

Две прямо. Третью наклони.

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка , Руки на поясе, постоять на правой ноге .

Будто ты солдатик стойкий, Руки на поясе, постоять на левой ноге.

Ну смелее подними, Поднять правую ногу прямую перед собой.

Да гляди не упади, Руки в стороны .

А сейчас постой на левой Покачаться на одной ноге влево-вправо .

Если ты солдатик смелый.

- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?

- Да, сказки любят все дети. Очень часто в сказках главными героями являются животные. Какие бывают животные? (Животные бывают дикие и домашние.)

- Каких диких животных вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, волк, еж, белка.) (Картинки выставляются на панно.)

А какие вы знаете сказки об этих животных? А какую вы знаете сказку о медведях?

Беседа по содержанию сказки.

Скажите, ребята, что случилось с девочкой?
В чей домик она попала?
Как смогла войти в дом?
Как зовут медведей?
Чья похлебка понравилась девочке?
На чьей кровати девочка уснула?
Одинаковые или разные голоса у медведей?

Имитация логопедом и детьми голосов медведей.
Да, правильно у Михайло Иваныча был страшный голос. Попробуйте зареветь таким же страшным голосом:
КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Настасья Петровна рычала не так громко
КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Попробуйте так же сказать.
А у Мишутки был тонкий голос. Вот такой: КТО СИДЕЛ НА
МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?
Пропищите, как Мишутка.

Дифференциация букв и-й в слогах, словах, предложениях.

Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Все готовы, все в порядке?

Сегодня на уроке продолжим работу над грамотной и правильной речью.

- Какое сейчас время года?

-Какой сегодня месяц?

-Какой сегодня день недели?

Соловей , ворона , дятел ,сорока.

3. Повторение пройденного

- Посмотрите на картинки и скажите что или кто на них изображён?

-Какая птица лишняя?

(соловей – перелётная птица ,а ворона ,дятел, сорока – зимующие птицы)

4. Целевая установка

-Отгадайте загадку ( Слайд )

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? …

Какой последний звук в этом слове? (й)

Артикуляционная характеристика Й

Дайте характеристику этому звуку (согласный, потому что встречает преграду, звонкий, мягкий)

А если соловей будет не один, то мы скажем…

-Какой последний звук в этом слове? (и)

Артикуляционная характеристика И

Дайте характеристику этому звуку (гласный, потому что не встречает преграду, образует слог)

Кто догадался над какой темой мы будем работать? (Буквы и-й)

Запись в тетрадь числа и темы.

Почитаем слоговые таблицы. (Слайд)

ай – ой – ий – уй – эй

аи – ои – ии – уи – эи

кий – лий – ний – пий

Наблюдение за графическим образом букв.

Букву й зовут и кратким

Й как и в твоей тетрадке

Чтобы й не путать с и

Сверху галочку пиши.

-Что общего в написании букв и-й? (наклонная палочка с закруглением внизу)

Чем отличаются? ( у буквы й сверху галочка)

Работа на листах, прописываем буквы и, й.

  • Каравай- караваи
  • Воробей- воробьи
  • Трамвай – трамваи
  • Сарай - сараи

Индюк ,каравай , лиса ,воробей ,чайник, лайка, йод ,чай , муравьи , лейка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплени в произношение звуков и написании бкв И-Й.

Конспект открытого занятие по логопедии на тему:

1.Закрепление в произношении звуков и написании букв и-й в слогах ,словах ,предложении.

2. Развитие лексико – грамматической стороны речи..

1.Развитие артикуляционной моторики;

2.Развитие мелкой и общей моторики;

3.Развитие фонематического анализа и синтеза

4.Развитие внимания ,мышления ,речи;

1.Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом;

2.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Оборудование : зеркала ,схема дыхательной гимнастики , карточки для артикуляционной гимнастики, салфетки, мешочек , презентация ,

словарные слова (соловей , соловьи ,трамвай , трамваи, сарай ,сараи,

зайчик, чайник, загадки, предметные картинки, жетоны , кассы ,цветные карандаши.

Тип занятия : групповое

Логопедическое заключение : Дисграфия смешенного типа ,обусловленная у.о

Тема: Дифференциация букв и-й в слогах, словах , предложениях.

Сегодня на уроке присутствуют гости ,повернитесь к ним , приветствуйте их наклоном головы.

Прозвенел и смолк звонок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Все готовы, все в порядке? (да).

Сегодня на уроке продолжим работу над грамотной и правильной речью.

-Какое сейчас время года?

-Какой сегодня месяц?

-Какой сегодня день недели?

Логопед: А теперь, разогреем наши пальчики.

Ладошка –это солнышко , а пальчики –лучи .

Поёт о солнце скворушка ,кричат о нём грачи.

Солнышко милое поделись своею силою ,просыпайтесь лучики ,

Пальчики лучики проснулись .наклонились ,потянулись .быстро встали на зарядку .рассчитались по порядку.

III . Артикуляционная гимнастика(перед зеркалом)

- Разогреем наши язычки.

IV. Развитие дыхания

-Вдохнём свежесть весеннего утра(по схеме)

Соловей , ворона , дятел ,сорока.

VI. Повторение пройденного

- Посмотрите на картинки и скажите что или кто на них изображён?

-Какая птица лишняя?

(соловей – перелётная птица ,а ворона ,дятел, сорока – зимующие птицы)


VII Целевая установка

-Отгадайте загадку (Слайд№5)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это? …

Какой последний звук в этом слове? (й)

Артикуляционная характеристика Й

- Дай характеристику этому звуку (согласный, потому что встречает преграду, звонкий, мягкий)

Звуко- буквенный анализ слова соловей.

-Какой последний звук в этом слове? (и)

Артикуляционная характеристика И

- Дайте характеристику этому звуку (гласный, потому что не встречает преграду, образует слог)

- Кто догадался над какой темой мы будем работать? (Буквы и-й)

Запись в тетрадь числа и темы.

Почитаем слоговые таблицы.( Слайд №6)

ай – ой – ий – уй – эй

аи – ои – ии – уи – эи

кий – лий – ний – пий

вии–кии – тии-пии

Наблюдение за графическим образом букв.

Букву й зовут и кратким

Й как и в твоей тетрадке

Чтобы й не путать с и

Сверху галочку пиши.

-Что общего в написании букв и-й? (наклонная палочка с закруглением внизу)

Чем отличаются? ( у буквы й сверху галочка)

Работа по карточкам в тетрадях.

Мы с вами у буквы й галочку будем превращать в кепочку.

укву Й- выдели зелёным кружочком ,преврати галочку в кепочку ,букву И - красным кружочком.

IХ.Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях.

Вставь пропущенную букву и –красным цветом, й – зелёным цветом, подели слова на слоги.

Н_тк_, ма_ка, г_тара.

Л_с_ца, ча_ка, л_ст_к_.

Хозя_ка, со_ка, с_н_ца, ле_ка.

Попуга_, лужа_ка, ча_н_к.

Зайка серый умывается ,

Видно в гости собирается ,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт .

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз ,

Лапки ставим на бочок.

На носочках скок-скок-скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Индюк ,каравай , лиса ,воробей ,чайник, лайка, йод ,чай , муравьи , лейка

ХII. Работа у доски .

Задание(карточки на магнитах)

- Посмотри у меня есть коробочка, но она не простая. Найди и назови предметы.

- В названии этих предметов есть звук И или Й?

- В слове , где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставь карточки к соответствующим буквам.

ХIII. На партах индивидуальные задания.

Составить из слогов слово.

Составить с этим словом предложение.

ХIV. Итог занятия.

-В заключении мне хотелось бы спросить : какие звуки мы сегодня изучали?

Чем они отличаются на письме?

Чему мы научились на занятии?

Охарактеризуй звук [Й].

Охарактеризуй звук [И].

Что общего в написании букв и-й.

Как добиться того , чтобы не допускать ошибок в словах с этими звуками?

(развивать слух и выполнять тренировочные упражнения)

ХV. Рефлексия под музыку .

у них разные: грустные и весёлые .Выберите себе улыбающегося Пушистика ,если вы хорошо поработали на занятии, справились с заданиями .Если же вы недовольны своей работой раскрасьте серьёзного Пушистика.

Цель: выявить отличие звуков [и] и [й].

Задачи:

1. Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах;

2. Учить определять позицию звука в словах;

3. Работать над предложением;

4. Учить преобразованию слов, печатанию слов под диктовку;

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит слова майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка и др.

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь (о звуке й).

1. Характеристика звука й: этот звук согласный, краткий, звук й бывает только после гласного звука. Он всегда мягкий.

2. Речевая зарядка:

Ой—ой—ой — песню дружно пой.

Ай—ай—ай — во дворе стоит сарай.

Уй—уй—уй— на чай скорей подуй.

Дети поднимают синий светофор, если услышали слово со звуком й;

Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.

а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);

б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);

в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);

г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);

д) как вскрикивают от испуга? (Аи!).

6. Педагог вывешивает картинки: чайка, яйца, трамвай, чай, троллейбус, лейка, майка.

а) определить позицию звука й в каждом слове;

б) составить предложения с этими словами;

в) составить схемы предложений и слов.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой й.

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

V. Преобразование слов:

сараи — сарай, герои — герой, трамваи — трамвай

VI. Печатание слов:

мой, твой, йод, лейка, улей, змей, зайка, майка, стройка.

VII. Подведение итога занятия.

Конспект группового занятия

Цель: закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных;

2. Упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

3. Работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений;

4. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов:

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

1. Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

2. Речевая зарядка.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

3. У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

Это мой карандаш.

Лайка лежит под скамейкой.

Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей.

Зайка сидит под ивой.

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

8. Чтение слов: (С, М, Г, З) -айка

III. Физкультминутка

IV. Печатание предложений:

Андрей взял клей.

Уйди с мостовой.

В красивой клетке попугай.

V. Дидактическое упражнение.

Из букв слова трамвай требуется составить новые слова (май, рама, трава, вата, март, там, рай, айва, аи. ).

VI. Подведение итога занятия.


Конспект индивидуального занятия

Цель: выявить отличие звуков [и] и [й].

Задачи:

1. Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах;

2. Учить определять позицию звука в словах;

3. Работать над предложением;

4. Учить преобразованию слов, печатанию слов под диктовку;

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит слова майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка и др.

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь (о звуке й).

1. Характеристика звука й: этот звук согласный, краткий, звук й бывает только после гласного звука. Он всегда мягкий.

2. Речевая зарядка:

Ой—ой—ой — песню дружно пой.

Ай—ай—ай — во дворе стоит сарай.

Уй—уй—уй— на чай скорей подуй.

Дети поднимают синий светофор, если услышали слово со звуком й;

Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.

а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);

б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);

в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);

г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);

д) как вскрикивают от испуга? (Аи!).

6. Педагог вывешивает картинки: чайка, яйца, трамвай, чай, троллейбус, лейка, майка.

а) определить позицию звука й в каждом слове;

б) составить предложения с этими словами;

в) составить схемы предложений и слов.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой й.

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

V. Преобразование слов:

сараи — сарай, герои — герой, трамваи — трамвай

VI. Печатание слов:

мой, твой, йод, лейка, улей, змей, зайка, майка, стройка.

VII. Подведение итога занятия.

Конспект группового занятия

Цель: закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных;

2. Упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

3. Работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений;

4. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов:

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

1. Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

2. Речевая зарядка.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

3. У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

Это мой карандаш.

Лайка лежит под скамейкой.

Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей.

Зайка сидит под ивой.

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

8. Чтение слов: (С, М, Г, З) -айка

III. Физкультминутка

IV. Печатание предложений:

Андрей взял клей.

Уйди с мостовой.

В красивой клетке попугай.

V. Дидактическое упражнение.

Из букв слова трамвай требуется составить новые слова (май, рама, трава, вата, март, там, рай, айва, аи. ).

VI. Подведение итога занятия.


Конспект индивидуального занятия

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

t1646148422aa.jpg

учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

развивать фонематический слух и анализ;

работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

предупреждение дисграфических ошибок;

развитие мелкой моторики рук.

воспитание умения понимать учебную задачу;

воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Ход занятия:

– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Цели: мы должны научиться:

четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];

слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л'];

2. Артикуляционная гимнастика

Артикуляция и характеристика звуков

Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:

Й – Л', Й – Л'; Л' – Й; Л' – Й.

Логопед спрашивает, дети по картинкам отвечают.

Кто там песенки поёт? – Я пою

Воду кто из ванны льёт? - Я лью

Кто цветы поливает? – Я поливаю

Кто слушает море? – Я слушаю

Кто летает в облаках? – Я летаю.

Кто ногою мячик бьёт? – Я бью.

Кто там хлебушек клюёт? – Я клюю.

Простудившись кто болеет? – Я болею.

Кто блины лепить умеет? – Я умею.

Кто не перепутал звуки, ну-ка, поднимите руки

Физминутка (выполнять пальцами сначала одной потом другой руки)

Листья с клёнов полетели произносить текст, соединяя

На пальто у Оли сели поочерёдно большой палец

Мы с тобою в лес пойдём с остальными.

Олю в листьях не найдём

Однажды в осенний, пасмурный день енотик гулял под дождевой тучей.

Без резиновой обуви его лапы намокли и мама уложила его в постель.

К енотику пришли гости: кот Баюн, медведь Яшка, лиса Юля и зайка Бояка. Друзья принесли еноту гостинцы: кот –вишневое варенье, медведь –корзину малины, лиса – липовый мёд, зайка – чайную заварку, мятную, вкусную. И мама енотиха заварила чай с ромашкой и мятой. «Бывает ромашка садовая и полевая, лекарственная, - сказала она.

Читайте также: