План конспект занятия выжигание элементов рисунка

Обновлено: 06.07.2024

Выжигание по дереву, или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства. Кроме этого, сам кропотливый процесс работы с деревом можно сравнить с медитацией. Это художественное ремесло, которое берет начало со времен Древнего Египта. Кроме древних египтян, пирография также пользовалась популярностью у африканских племенных общин.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

Цель: Научить дошкольников технологии и приёмам выжигания по дереву.

Познакомить с устройством и принципом работы выжигательного аппарата, с правилами безопасности при работе с выжигательным аппаратом.

Расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева, развить творческие способности.

Образовательные: Познакомить детей с аппаратом. Сформировать теоретические знания и практические навыки о процессе выжигания, различных приемах выжигания, техниках и мерах предосторожности при работе с выжигательным аппаратом.

Воспитательные: Развитие творческого мышления, воспитание эстетического восприятия окружающего мира. Воспитать способность доводить начатое дело до конца, усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Коррекционные: Развитие мелкой моторики рук.

Научить детей пользоваться выжигательным аппаратом. Применять различные техники выжигания. Развивать собственное мышление и сообразительность, умение применять свои знания на практике.

Материальное обеспечение занятия :

Электровыжигатель, карандаш, стерка и фанера.

Структура занятия.

Организационный момент: Знакомство с темой занятия. Организация рабочего места, необходимая расстановка инструментов, материалов и оборудования на столе. Техника безопасности.

Введение в тему:

Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности изделий из древесины. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена.

Приступая к выжиганию по дереву, необходимо соблюдать основные меры предосторожности:

- Работать исправным прибором;

- Выжигать можно только по сухой древесине;

- Не следует наклоняться близко к месту выжигания;

- Оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

- не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

- не подносить раскаленную насадку к лицу;

- не скручивать и не сгибать электрический провод;

- не допускать контакта раскаленной насадки с проводом.

Ход занятия.

Усаживаем детей за стол, напоминаем об осанке, о необходимости соблюдать правила поведения в кабинете. Знакомим с инструментами и материалами необходимыми на занятии.

Рассказываем детям о истории техники выжигания, различных видах выжигания, техниках выжигания и материалах применяемых при выжигании. Техники выжигания по дереву :

Силуэт – это очертание рисунка. Силуэт создается за счет контура, который затем заполняется внутри. Контур – это линия, очерчивающая форму изображенного предмета.

Бордюры - это разнообразные узоры и орнаменты. Бордюры могут служить рамкой для картин или самостоятельным декоративным элементом. Бордюр – это украшение по краям какого-либо предмета. Одни узоры состоят из листочков, цветов, веточек – это цветочный орнамент. Другие из квадратов, кругов, ромбиков. Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании предметов. Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета.

Рассказываем детям об устройстве и принципе работы выжигательного аппарата. Электровыжигатель состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше.

Предлагаем посмотреть различные варианты образцов готовых изделий.

Приступаем к зарисовке рисунка. Наносим при помощи простого карандаша рисунок. Начинаем самостоятельно выполнять выжигание по нанесенному рисунку используем необходимые приемы, техники выжигания. Постоянно контролируем правильность выполнения задания.

5 часть. Завершаем выполнение занятия.

6 часть. Физкультминутка. Выполняем упражнения для отдыха глаз, рук, мышц шеи и спины.

7 часть. Итог. В ходе занятия мы познакомились с новой техникой художественного оформления изделия, с техникой выжигания по дереву.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть первая) часть 2 работа из личного опыта. Одним из важнейших средств эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством (часть вторая) часть 1 из опыта работы. Новую форму работы с детьми подсказал наш современный век - это организация презентаций декоративно-прикладного.

Опыт работы по знакомству с декоративно-прикладным искусством казахского и русского народов Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения.

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент) з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект внеурочного занятия
для детей 9-12 лет

ДЕКОРИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ВЫЖИГАНИЕМ

Болгова Наталья Валентиновна,

Черногорск, 2014 г.

План занятия

Тип занятия: формирование новых знаний.

Цель занятия :

Формирование интереса учащихся к изобразительному творчеству;

Ознакомление с видом художественной обработки древесины – выжиганием.

Познакомить с приемом художественной обработки древесины – выжиганием.

Развивать технологические навыки, наблюдательность, творческое мышление.

Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и оборудованию.

Ход занятия:

1.Организационный момент – 3 мин.

3. Объяснение нового материала – 10 мин.

4. Практическая часть – 20 мин.

5. Подведение итогов (рефлексия) – 5 мин.

6. Уборка рабочего места – 2 мин.

Оборудование:

1. Мультимедиа оборудование (ноутбук, проектор, экран);

2. Образцы готовых изделий в технике выжигания;

3. Выжигательные аппараты (по числу учащихся);

4. Рисунки размером 14х20;

5. Копировальная бумага, карандаши простые, кнопки;

6. Фанера берёзовая для каждого учащегося размером 14х20;

8. Презентация к занятию (Приложение 2).

Содержание занятия:

1. Организационный момент (3 мин.)

а) Приветствие. Знакомство с группой ( Слайд 1).

- Здравствуйте, ребята! Рад приветствовать вас на занятии!

- Давайте познакомимся с вами – напишите свое имя на бейдже и прикрепите его.

- Давайте поговорим о ваших увлечениях:

Какие предметы в школе вызывают у вас наибольший интерес?

Любите ли вы что-то мастерить своими руками?

Какого характера работы вам особенно интересны?

А знаете ли вы что такое техническое моделирование?

Слайд 2.

Техническое моделирование – это творческая деятельность по созданию макетов и моделей технических объектов.

Слайд 3.

Посмотрите, на слайдах представлены модели, которые изготовлены учащимися на занятиях в объединении. Как вы уже догадались, мы работаем с древесиной и применяем для этого специальные приборы и оборудование.

- Ребята, а вы знаете, что из обычного куска доски, можно сделать интересную, красивую поделку, не используя при этом ни молотка, ни гвоздей, ни клея? Для этого существует много способов художественного оформления древесины, и один из них – выжигание.

Слайд 4.

Это и будет тема нашего занятия.

Сегодня вам предстоит научиться работать электровыжигательным прибором по дереву, освоить основные приемы выжигания (демонстрация готовых работ в технике выжигания).

3. Объяснение нового материала (10 мин.)

а) Беседа об истории выжигания.

Слайд 5.

Выжигание по дереву (пирография) – искусство, пришедшее к нам из глубины веков. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до нашей эры и обнаружены в Перу.

Слайд 6.

В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определённый узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскалённой кочергой или шпагой.

Слайд 7.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

Слайд 8.

Выжигать можно на любой деревянной поверхности – доске, фанере, ложке, рамке для фотографий, шкатулке. С помощью пирографии можно сделать как простой узор, так и сложнейшую картину, портрет или неповторимый пейзаж.

Сегодня вы будете создавать свою композицию, но для этого необходимо знать порядок работы.

б) Порядок работы:

Слайд 9.

Подготовка основы.

Наилучшим материалом для выжигания являются фанера березовая или древесина мягких пород – липа, тополь, ольха, кедр.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки ( у каждого учащегося заготовка фанеры размером 14 х 20) с помощью наждачной бумаги средней зернистости. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Показ образца).

Выбор рисунка в соответствии с размером и формой изделия. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов. При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков, можно применять шаблоны и трафареты, сделанные из фанеры или плотной бумаги (демонстрируется подборка рисунков – Приложение 1).

Перевод рисунка на заготовку. Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности:

1. Контур рисунка;

2. Мелкие детали рисунка.

В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу. Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

Выжигание. Для выполнения работы мы перейдем к верстакам, где расположены необходимые инструменты:

1) Электрические выжигатели;

2) Металлические подставки для выжигателя;

3) Розетка 220 В.

Электрические выжигатели представляют собой:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\1.jpg

Выжигатели бывают разных конструкций, но в большинстве своем это раскаленная часть проволоки или термоэлемента закрепленная в держатель с ручкой, через которую проходит провод от электронного блока или электрической розетки (если термоэлемент работает от сети на 220 вольт).

Устанавливаем выжигатель на металлическую подставку .

Слайд 10.

Включаем вилку выжигателя в сетевую розетку, при этом укладываем провод так, чтобы случайно не сбросить выжигатель с подставки, так как через некоторое время он нагреется довольно сильно. Будьте осторожны!

Внимание! Всегда держите выжигатель на подставке, даже если он не включен!

Основные правила при выжигании

Слайд 11.

Рассказ и показ:

После того, как выжигатель нагрелся, начните выжигать приготовленный на фанерке рисунок.

Во время работы рука, держащая выжигатель, должна твердо опираться на стол.
Прежде чем браться за сложные орнаменты, нужно вначале овладеть общими приемами выжигания. Существуют несколько способов выжигания: плоское, глубокое.

Сегодня мы научимся плоскому способу выжигания:

Изображение, получившееся в результате плоского выжигания, находится на плоскости, а рисунок состоит из контурных линий, штрихов, точек. Получить различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала - проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться: от светлых тонов до темно-коричневых тонов.

Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.

Первый раз будет не совсем аккуратно, но к концу работы у вас появится уверенность и некоторая техника работы. Вы почувствуете, с какой силой нужно нажимать на жало выжигателя при обводке контура рисунка.

Нужно выполнять следующие правила (на слайде 11).

При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности.

Слайд 12.

Закончив выжигание рисунка, кладем выжигатель на подставку, выключаем его из розетки.

4. Практическая часть (20 мин.)

На ваших столах лежат отшлифованные заготовки фанеры, а также необходимые материалы для выполнения композиции. Приступайте к выполнению работы согласно инструкции. В конце работы у Вас должна получиться примерно такая картинка на дереве (слайд 13):

Рисунок, конечно, у вас будет свой - такой, какой вы выбрали сами.

( Дети выполняют работу по плану на слайде 9).

5. Подведение итогов (рефлексия) (5 мин.)

1) Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева – выжиганием.

Давайте посмотрим, что у нас получилось (обсуждение готовых изделий).

Такие изделия покрывают лаком, чтобы они не испортились. Этому мы научимся на следующих занятиях.

А теперь проверим себя – как вы усвоили тему занятия (сл. 14).

Посмотрите на экран и ответьте на вопросы. На каждый вопрос – 4 ответа. Нужно выбрать правильный и нажать стрелку рядом с ответом .

Нажмите на и вы вернетесь к слайду с вопросом.Чтобы перейти к следующему вопросу, нажмите.

hello_html_15c31391.jpg

Нажмите и вы вернетесь к слайду с вопросом.

Далее следуйте по аналогии.

Вопросы викторины:

Вопрос 1 ( сл. 17): Выжигание – это….

Ответ: С - один из видов декоративной отделки поверхности древесины .

Вопрос 2 (сл.18): Наилучший материал для выжигания…

Ответ: С – фанера.

Вопрос 3 (сл. 19): Перед выжиганием поверхность…..

Ответ: В - шлифуют наждачной бумагой.

Вопрос 4 (сл. 20): Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

Ответ : С – копировальной бумаги.

Вопрос 5 (сл. 21): Выжигают рисунок с помощью…

Ответ : В – электровыжигателя.

Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Хотелось бы услышать ваши отзывы.

Слайд 22.

- на занятии мне больше всего запомнилось.

- меня удивило то, что.

- после занятия я расскажу своим друзьям о.

-знания, полученные на занятии, я могу использовать в.

Выберите (каждый по очереди) одно из предложений и продолжите его.

Слайд 23.

Спасибо за работу!

Я думаю, что вы уйдете все с хорошим настроением и все, чему вы научились сегодня, вам пригодится в жизни.

6. Уборка рабочего места (2 мин.)

Список использованной литературы

Елкин В. Н. Дерево рассказывает сказки: Книга для учащихся. М. : Просвещение, 1978.

Норма Г. Выжигание по дереву. – Ниола 21 век, 2007.

Пул С. Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия. – АСТ – Пресс, 2007.

Тищенко А. Т., Самородский П. С. Технология 5 класс. М. : Просвещение, 2000

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию основных приемов выжигания по дереву.

Воспитывающая: содействовать воспитанию дисциплины, бережного обращения к природе, экономному расходу материала.

Развивающая: способствовать развитию представления о способах художественной обработки древесины. Способствовать развитию внимания, моторики рук, воспитанию эстетического вкуса.

Проектируемые результаты:

Знать: правила техники безопасности при выжигании, историю выжигания.

Уметь: правильно пользоваться выжигателем, уметь пользоваться приемами выжигания.

Л1-Развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; проявление дисциплинированности и внимания, развивать бережное отношение к природе.

Л2 – Самоопределение с заданием и принятие решение по его выполнению.

Л3–Самооценка собственной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Р1 - Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Р2 - Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

Р3-Использовать в работе выжигатель, копировальную бумагу.

Коммуникативные:

К1 - предположения, согласовывать, принимать коллективное решение, воспитывать эстетический вкус.

К2 – развивать умение работать в парах.

Познавательные:

П1 - Самостоятельно определять,распознавать и называть материалы, пригодные для выжигания.

П2-Самостоятельно делать выводы, выполнять логические операции: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогии, подведение под понятия.

Тип: комбинированный.

Вид: урок-практикум.

Материально-техническое оснащение занятия:

Образовательные ресурсы:

Райт, Д., Искусство выжигания по дереву [Текст]:Учебное пособие. - М.: Кристина, 2005.

Оборудование: выжигатели, копировальная бумага, карандаши, концелярские кнопки, образцы материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Художественно-прикладная

обработка материалов

Разработал учитель технологии:

Алиев Абдулла Гаджикурбанович

План конспект урока

Тема урока: Выжигание по дереву

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.

Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.

Количество часов: 2 урока (80 мин.)

Воспитательная - воспитывать ответственное отношение к труду; прививать качество аккуратности и точности.

Развивающая – развивать моторику рук, продолжить развитие навыков самоконтроля при выполнении технологических операций.

Методы проведения занятия: объяснение, демонстрация, рассказ, показ, самостоятельная работа под контролем учителя.

Объект труда: Рисунок на фанере.

Межпредметные связи: рисование – соблюдение пропорций; черчение - геометрические тела и фигуры (разметка).

Материально техническое оснащение:

- оборудование учебных мастерских;

- инструменты и приспособления.

Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.

Ознакомить с историей выжигания по дереву.

Развивать у учащихся:

Осмысленное выполнение поставленной задачи;

Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.

Организационная часть – 3 мин.

Повторение пройденного материала – 5 мин.

Объяснение нового материала – 15 мин.

Ознакомление с ходом работы – 3 мин.

Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.

Самостоятельное выполнение задания учениками – 40 мин.

Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.

Оценивание работы, отчет учащихся – 6 мин.

Уборка класса, окончание урока – 3 мин.

Оборудование, материалы, инструменты:

Мультимедийная установка (проектор, экран, компьютер).

Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.

Рисунки размером 14х20;

Копировальная бумага, карандаши;

Фанера берёзовая для каждого учащегося размером 14х20;

Выставка работ учащихся.

Презентация к занятию

Организационная часть.

обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.

Повторение пройденного материала.

Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?

Из древесины, из фанеры.

Что такое древесина?

Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Что собой представляет фанера?

Фанера – листовой древесный материал получаемый путем наклеивания перпендикулярно друг другу листов шпона.

Какие породы древесины вы знаете и назовите их?

Хвойные(ель, сосна, кедр, пихта) и лиственные (береза, осина, липа, дуб и другие).

Какие свойства древесины вы знаете?

Физические (без нанесения на материал любых нагрузок).

Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения.

Блеск – способность отражать свет.

Плотность – количество массы в единице объема.

Теплопроводность – способность передавать теплоту.

Электропроводность – способность проводить электроток.

Запах – свойство действовать на обоняние.

Влажность – содержание влаги в массе древесины.

Механические (воздействие на материал механических нагрузок).

Прочность – способность выдерживать нагрузки (предел прочности).

Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.

Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.

Что такое текстура?

Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон.

Художественное оформление изделий из древесины.

Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.

3. Объяснение нового материала.

Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. (Слайд. 2)

В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. (Слайд.3)

В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.

В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию (горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. (Слайд.4)

Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.

Он состоит из понижающего (до 6-12 вольт) трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки. (Слайд.5)

Его рабочая часть — перо или штифт (согнутая проволока, разогреваемая электрическим током) — закреплена в пластмассовой ручке. Проволочный штифт позволяет выжигать наиболее сложные сюжеты, добиваться большого разнообразия в техническом исполнении рисунка.

Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность заготовки с помощью наждачной бумаги. Старайтесь водить наждачной бумагой вдоль волокон древесины. Отшлифованная таким образом фанерка будет иметь мягкий ровный матовый вид. (Слайд. 6,7)

Выбор рисунка в соответствии с размером и формой изделия. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками, можно для этой цели использовать так же рисунки из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.

Перевод рисунка на заготовку. (Слайд.8). Рисунок на заготовку переводят через копировальную бумагу на поверхность древесины. Для этого закрепляем кнопками (вверху) на заготовке древесины: копировальную бумагу жирной стороной вниз, затем рисунок. С помощью простого карандаша переводим рисунок в следующей последовательности: 1. Контур рисунка;

2. Мелкие детали рисунка.

В процессе перевода проверяем качество переведенного рисунка на детали, для этого легко можно приподнять (не открепляя кнопок) рисунок и копировальную бумагу. Убедившись в том, что весь рисунок скопирован на фанерку, снимаем кнопки, убираем кальку с копиркой. Перед нами на фанерке готовый рисунок для выжигания.

Сегодня мы научимся плоскому способу выжигания:

Изображение, получившееся в результате плоского выжигания, находится на плоскости, а рисунок состоит из контурных линий, штрихов, точек. Получить различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала - проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий будет меняться: от светлых тонов до темно-коричневых тонов. (Слайд.9)

Выжигание. Для выполнения работы мы возмем выжигатели и необходимые инструменты: 1) Электрические выжигатели;

2) Металлические подставки для выжигателя;

3) Розетка 220 В.

Техника выжигания. (Слайд. 10, 11, 12, 13, 14)

Ручку с нагревательным пером берут в правую руку как карандаш. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают необходимую степень накала пера. Начинают работать тогда, когда перо разогреется до темно-красного цвета. Выжигать можно только по сухой древесине.

Чтобы получить тонкую линию, перо электровыжигателя следует передвигать быстро. Толстую линию получают при медленном движении пера. В конце линии перо надо быстро отрывать от рисунка. Вести перо следует без нажима. Рисунок сначала выжигают по внешнему контуру, а потом переходят к внутренним линиям.

При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво лежать на столе. Через 10 - 15 мин работы электровыжигатель выключают на 2 - 3 мин для остывания.

4. Практическая работа.

Ход работы (мультимедийная презентация);

Устройство выжигательного аппарата;

Вот так должен выглядеть окончательный этап выполненной работы (Слайд. 16)

На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:

Шлифование поверхности пиломатериала шлифовальной шкуркой;

Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;

Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.

Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.

Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.

В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).

Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.

Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.

Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.

Перевод рисунка на изделие выполнили ранее с помощью копировальной бумаги.

Выжигание по контуру.

Давайте остановимся на основных правилах

техники безопасности при выжигании (Слайд.15)

1) Выжигать можно только по сухой древесине.

2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.

3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.

4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.

5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.

6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.

5. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании.

- включать электровыжигатель только с разрешения учителя;

- периодически при выжигании проветривать помещение;

- не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;

- оберегать руки и одежду от прикосновения пера;

- во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.

5. Закрепление знаний. Тестирование (2-5 мин.)

1. Выжигание – это:

А – один из видов столярных работ.

В – один из видов слесарных работ.

С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.

Д – один из видов укрепления поверхности древесины.

2. Наилучший материал для выжигания

3. Перед выжиганием поверхность

А – шлифуют напильником

В – шлифуют наждачной бумагой

С – обрабатывают рубанком

4. Для выжигания подходит древесина деревьев

А – лиственных пород

В – хвойных пород

Д – тропических пород

5. К лиственным породам деревьев относятся

А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственница

В – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вяз

С – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственница

Д – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз

6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам

А – текстура, твёрдость, цвет, направление волокон

В – текстура, запах, твёрдость, цвет

С – твёрдость, запах, цвет, количество колец

Д – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость

7. Фанеру получают путём

А – поперечного распиливания бревна

В – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона

С – прессования и склеивания измельчённой древесины

Д – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы

8. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью

В – ксероксных листов

С – копировальной бумаги

Д – прозрачной бумаги

9. Тонкую линию получают при

А – медленном движении пера

В – быстром движении пера

С – плавном движении пера

Д – движении пера рывками

10. Рисунок сначала выжигают

А – по внутренним линиям

В – по выпуклым поверхностям

С – по внешнему контуру

Д – по вогнутым поверхностям

17. Каким должен быть цвет пера при выжигании?

В – тёмно-красный

7. Подведение итогов (рефлексия) (5 мин.)

1. Сегодня мы познакомились с технологией художественной обработки дерева – выжиганием.

2. Давайте посмотрим, что у нас получилось (обсуждение готовых изделий).

3. Такие изделия покрывают лаком, чтобы они не испортились. Этому мы научимся на следующих занятиях.

Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.

Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы пробрели на этом уроке. Где пригодятся вам приобретена практические навыки?

Читайте также: